6592

Наука и ее роль в жизни общества. Функции, особенности и методы научного познания

Контрольная

Логика и философия

Наука и ее роль в жизни общества Функции, особенности и методы научного познания. Стадии и уровни научного познания. НТР и моральные проблемы. Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, системати...

Русский

2013-01-06

29.91 KB

28 чел.

Наука и ее роль в жизни общества

1.Функции, особенности и методы научного познания.

2.Стадии и уровни научного познания.

3.НТР и моральные проблемы.

Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, систематизацию объективных знаний о внешнем мире и путях его преобразования. Наука - это мышление специальными понятиями как инструментами познания.

Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

- познавательно-объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

- мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

- прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Как вид деятельности наука характеризуется определенной системой ценностей: ценность истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

Особенности научного знания:

1.Системность.

2.Возможность логического доказательства.

3.Возможность экспериментальной проверки.

4.Отчётливое языковое выражение мысли.

Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Но для современного человека основной формой познавательной деятельности человека является научное познание. В отличие от обыденного познания, оно протекает не стихийно, а целенаправленно.

К общим методам познания относятся:

- наблюдение (получение первичного материала);

 

- анализ и синтез (разложение на части и их соединение);

- абстрагирование (выделение в предметах важнейших свойств и признаков);

- обобщение (выделение общих свойств предметов);

- индукция и дедукция (логический метод вывода умозаключения от частного к

общему; от общего к частному);

- аналогия (поиск сходства между предметами);

- моделирование (создание идеальных мысленных моделей);

- эксперимент (получение и накопление фактов).

 

2 вопрос.

Научное исследование проходит последовательно три стадии: эмпирическое, умозрительное и теоретическое исследование.

Эмпирическое исследование (наблюдение, эксперимент), начинается с наблюдения. Наблюдение идет на основе воздействия объекта на органы чувств наблюдателя (субъекта) - такое наблюдение называется непосредственным, оно основано на возможностях наших органов чувств и приборов.

Эксперименты могут быть прямые и модельные. В отличие от наблюдения при прямом (натурном) эксперименте субъект воздействует на объект исследования с помощью экспериментальных установок, инструментов, аппаратов. Реакция изучаемого объекта на эти воздействия фиксируется приборами. Модельный эксперимент в настоящее время широко используется, применяется тогда, когда объект удален в пространстве или во времени, имеет очень большие или малые размеры и др. В модельном эксперименте исследуют не объект («оригинал»), а модель.

Научный факт - первая, исходная форма эмпирического знания, которое отображает существующие свойства явлений, результат описания и обобщения эмпирических данных. Сравнение полученных фактов в результате эмпирического исследования приводит к обнаружению зависимости фактов - эмпирических законов.

Дальше исследование переходит на умозрительную стадию, начинается с «идеализации» имеющегося знания, выделяя мысленные образы идеализированных объектов и умозрительные понятия

Теоретическое исследование начинается с того, что из непротиворечивых, осмысленных умозрительных принципов и структур выбираются некоторые в качестве исходных принципов новой теории, из которых строится гипотеза. Гипотеза с гносеологической точки зрения представляет собой такое знание, истинность или ложность которого еще не установлена. Подтверждение («верификация») гипотезы превращает ее в теорию, и наоборот, опровержение отбрасывает гипотезу как ложное предположение. В проверке гипотезы решающую роль играет эксперимент - сначала мысленный, а затем реальный. Таким образом, как мы убедились, основные уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых рассматривается сущность познаваемых объектов.

 

3вопрос

Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы познания. В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции:

- первая научная революция произошла в период XV-XVI вв. - эпоха Возрождения - смена картины мира от геоцентрической на гелиоцентрическую: Аристотель, Птолемей - «Земля - центр мироздания»; Коперник - «Земля - одна из планет», движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам;

вторая (XVII в.) - рождение современной науки, нового механического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон: применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента; открыты законы движения тел, вращения Солнца вокруг своей оси; теории лунных и солнечных затмений (Кеплер); теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Декарт); создание дифференциального и интегрального исчисления, теория динамики и др.;

третья (конец XVII - конец XIX вв.) - гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; учение об эволюции органического мира Лапласа, теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных; открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие периодического закона Д. Менделеева; принципа диалектики, формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс) и др.

четвертая научная революция (XX в.) - формирование квантово-релятивистских представлений о мире: открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; создание квантовой теории строения атомов (Резенфорд-Бор); создание теории относительности (Эйнштейн); зависимость свойств пространства и времени; открытие волновых свойств материи (Бройль); корпускулярно-волновой двойственности элементарных частиц; развитие генетики, расшифровка ДНК и др.

К основным характеристикам современной науки можно отнести:

резко возросшее количество ученых:

- рубеж XVIII-XIX вв. - около 1 тыс. человек,

- середина XIX в. - 10 тыс.,

- 1900 г. - 100 тыс.,

 

- конец XX в. - свыше 5 млн.).

рост научной информации: в XX в. мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в.

изменение мира науки: Наука включает около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом;

превращение научной деятельности в особую профессию.

Современная наука - социальный институт и фактор общественного прогресса. Однако зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и др.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность несут они за использование своих научных достижений. Вопрос об этическом содержании науки очень спорный. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений с коллегами, учениками. В научном сообществе считается недопустимым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои - это называется плагиатом. В то же время некоторые ученые полагают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Но большинство ученых понимают, что должны соизмерять свою активность с состоянием общества, осознают недопустимость передачи в руки злодеев средств массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела (ядерное и биологическое оружие, манипуляции с генами животных и людей, внесение в компьютерные банки данных сведений о каждом члене общества и др.). Ученые ответственны за свои творения - в этом суть этики ученого. Подлинные ученые не стоят в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Для ученого истина - это знак добра и красоты.

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте роль науки в жизни общества.

2.Назовите методы научного познания.

3. Должен ли учёный нести ответственность за результаты своей деятельности?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54996. Подорож нашою країною 45.5 KB
  Програмовий зміст: формувати уявлення дітей про нашу державу, місто, право людей на вибір місця проживання. Закріпити та поглибити знання дітей про Україну; розширити знання про народні символи, річки, гори, моря, українську мову, професії (гончар, швачка, вишивальниця), український посуд та національний одяг.
54997. Казкова подорож (з використанням казок В. Сухомлинського) 43 KB
  Матеріал: малюнок із зображенням весняних квітів метелик аркуші з завданням з зображенням метеликів і бджілосінні листочки сніжинка склянки з водою та соломинки по кількості дітей сніжки корзина амулети серветки. Відповіді дітей слідкувати щоб діти відповідали повним реченням вірно вимовляли...
54998. Подорож до зимового лісу 37 KB
  Програмовий зміст: продовжувати ознайомлення малят з особливостями зимової пори року; розширити знання про зміни в природі, пов’язані з приходом зими. Розширити та узагальнити знання дітей про диких тварин, вміння виділяти й характеризувати особливості зовнішнього вигляду, способу їх життя.
54999. Рушаймо в подорож цікаву, рушаймо й пізнаваймо світ... Франція 41 KB
  На відміну від традиційного підходу до вивчення іноземних мов в межах окремої країни, сучасний вчитель має враховувати відношення України з іншими країнами світу та її спрямованість в європейську співдружність.
55000. ЦІКАВИМИ СТЕЖИНАМИ ПО КРАЇНІ МІЦНОГО ЗДОРОВ’Я 191.5 KB
  Мета: виховувати у дітей ціннісне ставлення до власного здоровя та стимулювати бажання дбати про нього; сприяти усвідомленню учнями необхідності ведення здорового способу життя; нагадати корисні звички які допоможуть зміцнити здоровя; прищеплювати інтерес до занять фізичною культурою і спортом.
55001. Загадкове Середньовіччя 49.5 KB
  Основні деталі одягу: лляна сорочка плащ поступово зявляються панчохи короткі штани Носили також рукавички спочатку як робочий одяг а згодом як предмет розкоші. Жіночий одяг: на початку середньовіччя жіночий одяг мав відрізнятись від чоловічого але з часом ситуація дещо змінилась.
55002. Подорож до країни Чистоти і Порядку 51.5 KB
  Сьогодні ми друзі відправимось в груподорож. Вчитель Школярі які живуть на цій станції не розчісують і не підстригають волосся. Хочу я напитись чаю Але що це Сам не знаю Самовар мій повний вщерть Утікає шкереберть Що зробилось Вчитель Діти чому від Бруднулі всі речі повтікали З`являється Умивальник .
55003. Подорож моєї мрії 88.5 KB
  Вдале географічне розташування Буковель оточений амфітеатром красивих гір створює комфортні умови для відпочинку в Буковелі. Унікальні кліматичні умови надзвичайна краса карпатських гір живописні ландшафти а також джерела мінеральних вод залучають на відпочинок і лікування в Буковелі велику кількість туристів. Відпочинок в Буковелі добрий у будьякий час року але в першу чергу Буковель вважається гірськолижним курортом тому кращий час його відвідин зимові місяці. Любителі гір з різних куточків світу з'їжджаються на гірськолижний...
55004. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования. Факторы, определяющие динамику инвестиционного спроса 20.39 KB
  Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта