6592

Наука и ее роль в жизни общества. Функции, особенности и методы научного познания

Контрольная

Логика и философия

Наука и ее роль в жизни общества Функции, особенности и методы научного познания. Стадии и уровни научного познания. НТР и моральные проблемы. Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, системати...

Русский

2013-01-06

29.91 KB

28 чел.

Наука и ее роль в жизни общества

1.Функции, особенности и методы научного познания.

2.Стадии и уровни научного познания.

3.НТР и моральные проблемы.

Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, систематизацию объективных знаний о внешнем мире и путях его преобразования. Наука - это мышление специальными понятиями как инструментами познания.

Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

- познавательно-объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

- мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

- прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Как вид деятельности наука характеризуется определенной системой ценностей: ценность истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

Особенности научного знания:

1.Системность.

2.Возможность логического доказательства.

3.Возможность экспериментальной проверки.

4.Отчётливое языковое выражение мысли.

Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Но для современного человека основной формой познавательной деятельности человека является научное познание. В отличие от обыденного познания, оно протекает не стихийно, а целенаправленно.

К общим методам познания относятся:

- наблюдение (получение первичного материала);

 

- анализ и синтез (разложение на части и их соединение);

- абстрагирование (выделение в предметах важнейших свойств и признаков);

- обобщение (выделение общих свойств предметов);

- индукция и дедукция (логический метод вывода умозаключения от частного к

общему; от общего к частному);

- аналогия (поиск сходства между предметами);

- моделирование (создание идеальных мысленных моделей);

- эксперимент (получение и накопление фактов).

 

2 вопрос.

Научное исследование проходит последовательно три стадии: эмпирическое, умозрительное и теоретическое исследование.

Эмпирическое исследование (наблюдение, эксперимент), начинается с наблюдения. Наблюдение идет на основе воздействия объекта на органы чувств наблюдателя (субъекта) - такое наблюдение называется непосредственным, оно основано на возможностях наших органов чувств и приборов.

Эксперименты могут быть прямые и модельные. В отличие от наблюдения при прямом (натурном) эксперименте субъект воздействует на объект исследования с помощью экспериментальных установок, инструментов, аппаратов. Реакция изучаемого объекта на эти воздействия фиксируется приборами. Модельный эксперимент в настоящее время широко используется, применяется тогда, когда объект удален в пространстве или во времени, имеет очень большие или малые размеры и др. В модельном эксперименте исследуют не объект («оригинал»), а модель.

Научный факт - первая, исходная форма эмпирического знания, которое отображает существующие свойства явлений, результат описания и обобщения эмпирических данных. Сравнение полученных фактов в результате эмпирического исследования приводит к обнаружению зависимости фактов - эмпирических законов.

Дальше исследование переходит на умозрительную стадию, начинается с «идеализации» имеющегося знания, выделяя мысленные образы идеализированных объектов и умозрительные понятия

Теоретическое исследование начинается с того, что из непротиворечивых, осмысленных умозрительных принципов и структур выбираются некоторые в качестве исходных принципов новой теории, из которых строится гипотеза. Гипотеза с гносеологической точки зрения представляет собой такое знание, истинность или ложность которого еще не установлена. Подтверждение («верификация») гипотезы превращает ее в теорию, и наоборот, опровержение отбрасывает гипотезу как ложное предположение. В проверке гипотезы решающую роль играет эксперимент - сначала мысленный, а затем реальный. Таким образом, как мы убедились, основные уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых рассматривается сущность познаваемых объектов.

 

3вопрос

Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы познания. В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции:

- первая научная революция произошла в период XV-XVI вв. - эпоха Возрождения - смена картины мира от геоцентрической на гелиоцентрическую: Аристотель, Птолемей - «Земля - центр мироздания»; Коперник - «Земля - одна из планет», движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам;

вторая (XVII в.) - рождение современной науки, нового механического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон: применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента; открыты законы движения тел, вращения Солнца вокруг своей оси; теории лунных и солнечных затмений (Кеплер); теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Декарт); создание дифференциального и интегрального исчисления, теория динамики и др.;

третья (конец XVII - конец XIX вв.) - гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; учение об эволюции органического мира Лапласа, теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных; открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие периодического закона Д. Менделеева; принципа диалектики, формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс) и др.

четвертая научная революция (XX в.) - формирование квантово-релятивистских представлений о мире: открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; создание квантовой теории строения атомов (Резенфорд-Бор); создание теории относительности (Эйнштейн); зависимость свойств пространства и времени; открытие волновых свойств материи (Бройль); корпускулярно-волновой двойственности элементарных частиц; развитие генетики, расшифровка ДНК и др.

К основным характеристикам современной науки можно отнести:

резко возросшее количество ученых:

- рубеж XVIII-XIX вв. - около 1 тыс. человек,

- середина XIX в. - 10 тыс.,

- 1900 г. - 100 тыс.,

 

- конец XX в. - свыше 5 млн.).

рост научной информации: в XX в. мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в.

изменение мира науки: Наука включает около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом;

превращение научной деятельности в особую профессию.

Современная наука - социальный институт и фактор общественного прогресса. Однако зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и др.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность несут они за использование своих научных достижений. Вопрос об этическом содержании науки очень спорный. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений с коллегами, учениками. В научном сообществе считается недопустимым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои - это называется плагиатом. В то же время некоторые ученые полагают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Но большинство ученых понимают, что должны соизмерять свою активность с состоянием общества, осознают недопустимость передачи в руки злодеев средств массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела (ядерное и биологическое оружие, манипуляции с генами животных и людей, внесение в компьютерные банки данных сведений о каждом члене общества и др.). Ученые ответственны за свои творения - в этом суть этики ученого. Подлинные ученые не стоят в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Для ученого истина - это знак добра и красоты.

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте роль науки в жизни общества.

2.Назовите методы научного познания.

3. Должен ли учёный нести ответственность за результаты своей деятельности?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23518. Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами 539.5 KB
  Причины и предпосылки возникновения РЛЯ Предпосылки Фольклор Письменность Принятие христианства Причины появления ЛЯ Проблема происхождения РЛЯ проблема основы Традиционная точка зрения его происхождения на старославянской языковой основе. Роль старославянского языка в развитии РЛЯ вообще от начала до сер. Стиль древнерусской публицистики Поучение Владимира Мономаха О структуре языка поучения Язык художественных текстов Слово о полку Игореве Славянизмы и их назначение в тексте памятника Выразительные средства Церковнославянский язык...
23519. ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ 1.77 MB
  Я их расшифровал каждый значок озвучил и у меня получился набор слоговых знаков т. При сопоставлении знаков типа черт и резов с кириллицей и глаголицей болгарской и хорватской обнаружены 23 знака совпадающие по форме. Итак Кирилл заимствовал знаки своего алфавита из более древнего славянского письма О том же свидетельствует и послание папы Иоанна VIII. Большой ареал правда это трипольские земли трипольский уровень И там я впервые встретил знаки которые абсолютно идентичны чертам и резам Расцвет трипольской культуры приходится...
23520. Applying Experimental Archaeology to Ethnomusicology: Recreating an Ancient Maya Friction Drum through Various Lines of Evidence 165 KB
  The caption for Figure 11 reads simply Dance with drums string instrument and conch trumpet Schele Mathews 1998:Figure 11. Instead this object is most likely a friction drum Rene Lysloff personal communication an object also not known to have existed in PreContact America. The idea of the friction drum has been discussed in the archaeological literature before.
23521. The Transformation of Xbalanqué or The Many Faces of God A 1.91 MB
  There are images from Izapa Figure 1 and on EarlyClassic vessels Figure 2 which for example confirm the story of the killing of Vucub Caquix the major bird deity. Figure 3 The headband is probably the most important iconographic tool that we can use in identifying the Hero Twins. Even these strange characters Figure 4 largely ignored are headbanded Hero Twins. These depictions of the Hero Twins do not fit the standard form of the twins yet the figure on K1207 Fig.
23522. History of the Mexicans as Told by Their Paintings 266 KB
  This edition is the only available complete English translation published one year after Joaquín García Icazbalceta first published the Spanish text in the Anales del Museo Nacional de México. Of the Mexican Year. Vchilobi 7 the younger brother and god of the Mexicans was born without flesh naciò sin carne but only bones in which condition he lived six hundred years during which period of time the gods did nothing whatever the father as well as the sons and in their representation there is no account taken of these six hundred...
23523. ПРОСТРАНСТВЕННО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОБЛЕМЫ И КАРТА ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ПРАРОДИН ШЕСТИ НОСТРАТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ 147.5 KB
  Очевидно что на карте помещены прародины праязыков потомков ностратических языков и что эта картина на несколько тысячелетий отстоит от эпохи ностратического единства датируемого А. Долгопольским VIII тыс. Хелимского: Этот период отделен от нас не одним десятком тысячелетий его ареалом был Южный Прикаспий [3 с. Терентьева считающих что по данным глоттохронологии возраст ностратической макросистемы определяется около 15 тыс.
23524. Водский язык в 19 – 20 веках 294.5 KB
  А теперь как здороваться и прощаться: Terve Tere päivä Тэрве Тэрэпяйвя Здравствуйте Добрый день Tere oomnikkoa Тэрэ оомниккоа Доброе утро Tere õhtagoa Тэрэ ыхтагоа Добрый вечер Jäämm yvässi Яямм ювясси До свидания Познакомимся теперь с так называемыми кумулятивными рунами: Kuza piippu Ađđaa nalla. Возьмем глаголы из прошлого урока и образуем от них будущее время: valaa наливать valavad наливают nõizõn valamaa буду наливать juvva пить joovad пьют nõizõn joomaa буду пить syvvä есть ...
23525. Повседневный арабский язык 1.95 MB
  Что касается ритма занятий то было бы оптимально если бы Вы прослушивали каждый день по новому разговору. Предисловие для преподающих арабский язык Дорогие коллеги Данный материал может быть использован для занятий как в группе так и индивидуально. Это господин Али альХаляби. Меня зовут Али альХаляби.
23526. АРАБСКИЙ ЯЗЫК В ДИАЛОГАХ 590 KB
  Разговор 3 В гостинице اَلْحِوَارُ اَلثَالِثُ فِي اَلْفُنْدُقِ Добрый вечер يُورِي: مَسَاءُ اَلْخَيْرِ Добрый вечер سَعِيدْ: مَسَاءُ اَلْخَيْرِ Меня зовут Юрий Кабанов. شُكْراً جَزِيلاً Не за что прощение اَلْعَفْوُ Разговор 6 Телефонный разговор مُكَالَمَةٌ هَاتِفِيَّةٌ Алло أَلُو Да кто на линии на проводе نَعَمْ، مَنْ عَلَى اَلْخَطِّ؟ Я Юрий из Москвы. Добро пожаловать господин Юрий Где ты сейчас أَهْلاً وَسَهْلاً يَا سَيِّدْ يُورِي أَيْنَ أَنْتَ اَلآنَ؟ Я сейчас в городе Фес в гостинице. Основная часть Разговор 1...