6592

Наука и ее роль в жизни общества. Функции, особенности и методы научного познания

Контрольная

Логика и философия

Наука и ее роль в жизни общества Функции, особенности и методы научного познания. Стадии и уровни научного познания. НТР и моральные проблемы. Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, системати...

Русский

2013-01-06

29.91 KB

28 чел.

Наука и ее роль в жизни общества

1.Функции, особенности и методы научного познания.

2.Стадии и уровни научного познания.

3.НТР и моральные проблемы.

Наука - это особая сфера человеческой деятельности, направленная на добывание, осмысление, систематизацию объективных знаний о внешнем мире и путях его преобразования. Наука - это мышление специальными понятиями как инструментами познания.

Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

- познавательно-объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

- мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

- прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Как вид деятельности наука характеризуется определенной системой ценностей: ценность истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

Особенности научного знания:

1.Системность.

2.Возможность логического доказательства.

3.Возможность экспериментальной проверки.

4.Отчётливое языковое выражение мысли.

Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Но для современного человека основной формой познавательной деятельности человека является научное познание. В отличие от обыденного познания, оно протекает не стихийно, а целенаправленно.

К общим методам познания относятся:

- наблюдение (получение первичного материала);

 

- анализ и синтез (разложение на части и их соединение);

- абстрагирование (выделение в предметах важнейших свойств и признаков);

- обобщение (выделение общих свойств предметов);

- индукция и дедукция (логический метод вывода умозаключения от частного к

общему; от общего к частному);

- аналогия (поиск сходства между предметами);

- моделирование (создание идеальных мысленных моделей);

- эксперимент (получение и накопление фактов).

 

2 вопрос.

Научное исследование проходит последовательно три стадии: эмпирическое, умозрительное и теоретическое исследование.

Эмпирическое исследование (наблюдение, эксперимент), начинается с наблюдения. Наблюдение идет на основе воздействия объекта на органы чувств наблюдателя (субъекта) - такое наблюдение называется непосредственным, оно основано на возможностях наших органов чувств и приборов.

Эксперименты могут быть прямые и модельные. В отличие от наблюдения при прямом (натурном) эксперименте субъект воздействует на объект исследования с помощью экспериментальных установок, инструментов, аппаратов. Реакция изучаемого объекта на эти воздействия фиксируется приборами. Модельный эксперимент в настоящее время широко используется, применяется тогда, когда объект удален в пространстве или во времени, имеет очень большие или малые размеры и др. В модельном эксперименте исследуют не объект («оригинал»), а модель.

Научный факт - первая, исходная форма эмпирического знания, которое отображает существующие свойства явлений, результат описания и обобщения эмпирических данных. Сравнение полученных фактов в результате эмпирического исследования приводит к обнаружению зависимости фактов - эмпирических законов.

Дальше исследование переходит на умозрительную стадию, начинается с «идеализации» имеющегося знания, выделяя мысленные образы идеализированных объектов и умозрительные понятия

Теоретическое исследование начинается с того, что из непротиворечивых, осмысленных умозрительных принципов и структур выбираются некоторые в качестве исходных принципов новой теории, из которых строится гипотеза. Гипотеза с гносеологической точки зрения представляет собой такое знание, истинность или ложность которого еще не установлена. Подтверждение («верификация») гипотезы превращает ее в теорию, и наоборот, опровержение отбрасывает гипотезу как ложное предположение. В проверке гипотезы решающую роль играет эксперимент - сначала мысленный, а затем реальный. Таким образом, как мы убедились, основные уровни научного исследования: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых рассматривается сущность познаваемых объектов.

 

3вопрос

Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы познания. В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции:

- первая научная революция произошла в период XV-XVI вв. - эпоха Возрождения - смена картины мира от геоцентрической на гелиоцентрическую: Аристотель, Птолемей - «Земля - центр мироздания»; Коперник - «Земля - одна из планет», движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам;

вторая (XVII в.) - рождение современной науки, нового механического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон: применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента; открыты законы движения тел, вращения Солнца вокруг своей оси; теории лунных и солнечных затмений (Кеплер); теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Декарт); создание дифференциального и интегрального исчисления, теория динамики и др.;

третья (конец XVII - конец XIX вв.) - гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; учение об эволюции органического мира Лапласа, теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных; открытие закона сохранения и превращения энергии; открытие периодического закона Д. Менделеева; принципа диалектики, формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс) и др.

четвертая научная революция (XX в.) - формирование квантово-релятивистских представлений о мире: открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; создание квантовой теории строения атомов (Резенфорд-Бор); создание теории относительности (Эйнштейн); зависимость свойств пространства и времени; открытие волновых свойств материи (Бройль); корпускулярно-волновой двойственности элементарных частиц; развитие генетики, расшифровка ДНК и др.

К основным характеристикам современной науки можно отнести:

резко возросшее количество ученых:

- рубеж XVIII-XIX вв. - около 1 тыс. человек,

- середина XIX в. - 10 тыс.,

- 1900 г. - 100 тыс.,

 

- конец XX в. - свыше 5 млн.).

рост научной информации: в XX в. мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в.

изменение мира науки: Наука включает около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом;

превращение научной деятельности в особую профессию.

Современная наука - социальный институт и фактор общественного прогресса. Однако зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и др.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность несут они за использование своих научных достижений. Вопрос об этическом содержании науки очень спорный. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений с коллегами, учениками. В научном сообществе считается недопустимым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои - это называется плагиатом. В то же время некоторые ученые полагают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Но большинство ученых понимают, что должны соизмерять свою активность с состоянием общества, осознают недопустимость передачи в руки злодеев средств массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтрольного вмешательства в их дела (ядерное и биологическое оружие, манипуляции с генами животных и людей, внесение в компьютерные банки данных сведений о каждом члене общества и др.). Ученые ответственны за свои творения - в этом суть этики ученого. Подлинные ученые не стоят в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Для ученого истина - это знак добра и красоты.

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте роль науки в жизни общества.

2.Назовите методы научного познания.

3. Должен ли учёный нести ответственность за результаты своей деятельности?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2432. Сучасні класифікаці психічних розладів. Невротичні розлади 34.5 KB
  МКХ-10 vs DSM-IV. Невротичні розлади: зміст поняття та історія вчення. Теорії етіології та патогенезу. Невротична симпоматика. Класифікація невротичних розладів.
2433. История средних веков. Возникновение мира: мифы и реальность 30.5 KB
  Вспомним статью о возникновении мира и миф о его творении. При всем их различии, у них есть нечто общее. Что? Они оба основаны на предпосылке: Мир имеет начало. Сама идея поиска начала вселенной во времени – далеко не очевидна. Идея творения мира из ничего – христианская идея, и зарождается она где-то в I в. н.э.
2434. Приготування розчинів із заданим кількісним складом 28.2 KB
  Розчини з молекулярним та іонним характером дисперсності розчиненої речовини – справжні розчини – найважливіша складова частина біологічних рідин. Водні розчини електролітів та низькомолекулярних речовин забезпечують постійний осмотичний тиск, активну реакцію середовища.
2435. Фактори психологічного розвитку людини 30 KB
  Нормативні вікові фактори, які знижуються у юнацькому віці. Нормативні історичні фактори, які є майже симетрично протилежними до вікових. Ненормативні фактори. Чим старшою стає людина, тим більше ці фактори на неї впливають.
2436. Соціальні установки 41 KB
  Установки, як ефективний спосіб оцінювання світу. Рольова поведінка та установки. Причина впливу поведінки на установки. Когнітивний дисонанс. Ефект недостатнього виправдання. Причини впливу поведінки на установки в руслі різних теорій.
2437. Расчет горно-транспортного комплекса в соответствии с эксплуатационной производительностью экскаватора ЭКГ-8,3 715.56 KB
  Развитие открытых горных разработок в ближайшие 10-15 лет определяется не только все возрастающими потребностями общества в минеральном сырье и конкурентоспособностью с подземным способом разработки, но также все увеличивающимися экологическими ограничениями.
2438. Експлуатація і обслуговування машин 902 KB
  Мета і завдання курсу Експлуатація і обслуговування машин. Планування технічного обслуговування та ремонту будівельних машин. Види і періодичність ТО тракторів і машин. Вплив степеня очищення повітря. Вплив стану експлуатаційних матеріалів на надійність роботи двигуна. Зберігання і консервація машин.
2439. Исследование характеристик тиристора и управляемого выпрямителя 1.67 MB
  Целью работы является: исследование вольтамперной характеристики и определение параметров тиристора, получение семейства статических характеристик тиристора, исследование работы регулируемого однополупериодного выпрямителя.
2440. Строение и характеристики подъемных кранов 105.05 KB
  Назначение, общее устройство неходовой рамы, способы крепления ее к раме автомобиля. Назначение и общее устройство выносных опор. Проверка уровня масла в редукторе механизма подъема груза. Назначение, устройство и работа опорно-поворотного устройства. Виды грузозахватных приспособлений и требования к ним. Грузы, запрещенные для подъема краном. Проверить уровень масла в картере редуктора механизма вращения.