65920

История развития теории науки об управленческих решениях. Принципы научного управления Тейлора

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Современная наука управления начинается с момента выхода в 1911 г. книги Тейлора Принципы научного управления. Тейлор предложил систему научного управления которую характеризовал так: Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий сотрудничество вместо индивидуальной работы...

Русский

2014-08-10

24.81 KB

0 чел.

История развития теории науки об управленческих решениях

Принципы научного управления Тейлора

Самый значимый прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 г.г.). Современная наука управления начинается с момента выхода в 1911 г. книги Тейлора «Принципы научного управления». Тейлор предложил систему научного управления, которую характеризовал так: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

От линейной по типу армейской системы организации, когда рабочий получал распоряжения от одного единственного начальника, Тейлор пред-ложил перейти к системе, в которой работа мастера и бригадира была разделена на восемь частей и рабочий вместо одного начальника не-посредственно общался с 8 «узкими» специалистами, которые гораздо более профессионально знали свой участок работы. Одним из основных краеугольных принципов научного управления Тейлора явилось отделение процесса планирования работы от самой работы. Таким образом Тейлором была впервые выделена одна из основных управленческих функций – планирование.

Глава 2. Формулировка принципов и целей управления

Двенадцать принципов Эмерсона

Основное направление работ Эмерсона посвящено не столько повышению производительности труда рабочих, сколько повышению производи-тельности управленческого труда. Сформулированные Эмерсоном  двенадцать принципов и по сегодняшний день не потеряли своей актуальности.

Точно поставленные цели. Правильно ориентированные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться колоссальных результатов. Несогласованность целей приводит к большим потерям.

Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за тоннажем, не стремление вложить в дело больше капитала, а ра-зумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла.

Компетентная консультация. Эмерсон предлагал на каждом предприятии наличие отдела, который «занимался бы выработкой реко-мендаций по совершенствованию управления во всех подразделениях». Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли ме-неджмента на современном предприятии.

Дисциплина. Должны существовать инструкции, каждый работник должен их знать и выполнять. Отклонение от них — шаг в сторону анархии.

Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации. Должны обеспечиваться хорошие отношения на производстве.

Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон считал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность может достигнуть высокой производительности и выполнять другие принципы.

Диспетчирование. Диспетчирование представляет собой часть плани-рования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже неспланированную работу, чем планировать работу и не диспетчировать ее.

Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Примитивная сдельщина, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и, в конечном счете, не оправдывают себя.

Нормализация условий. Нормализация условий необходима для точного, и полного учета. Она необходима также при планировании работ, обеспечивает расчет будущего на основании знания настоящего.

Нормирование операций. Нормирование операций, с одной стороны, способствует стандартизации производства, что позволяет внедрять автоматизацию производства, а, с другой стороны, способствует нормированию времени на выполнение операций.

Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону сборник стан-дартных письменных инструкций является кодификацией законов и практики предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно.

Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников, помимо оплаты труда, целесообразно использовать и другие формы стимулирова-ния.

Принципы управления организацией Файоля.

В области обучения искусству управления Файоль считал, что для этого далеко недостаточно обучаться лишь тонкостям инженерной подготовки. Необходимо учиться профессиональному умению управлять. Или, выражаясь современным языком, необходимо учиться менеджменту.

Приведем принципы управления организацией, сформулированные Файолем:

Власть неотделима от ответственности. Те, кто отдают приказы и распоряжения, должны нести ответственность за наступающие вслед за этим последствия.

Разделение труда при специализации. Для всех видов труда, как управленческого, так и технического характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях.

Единство распоряжения. Работник должен получать указания от одного начальника. Очевидно, этот принцип противоречит принципу Тейлора о многофункциональном подчинении. Хотя скорее всего, эти принципы должны дополнять друг друга.

Дисциплина. Под дисциплиной Файоль понимал уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работников, так и для руководителей.

Единство руководства. Файоль считал, что нужен «один руко-водитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Иными словами, в каждом деле нужна одна голова, отвечающая за постановку целей и их достижение. Коллективной может быть только выработка рекомендаций.

Подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие единого решения.

Вознаграждение. Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя.

Централизация. Эффективное производство обеспечивается сочетанием разделения труда и централизованного управления. Степень централизации может быть различна в зависимости от величины организации и специфики деятельности. Как правило, в маленьких компаниях степень централизации выше. В более крупных централизация несколько ослабевает.

Иерархия. В каждой организации должна существовать четко заданная «цепь начальников» от более высокого ранга до менее высокого. Нарушать ее без надобности не стоит. Но если она приносит вред, ее целесообразно укорачивать.

Порядок. Файоль считал, что всему должно быть определено свое место и все должны быть на своем месте. Иными словами, предполагается четкая расстановка сил и четкое их взаимодействие в процессе достижения цели.

Справедливость. Лояльность и преданность делу рядовых работников должна обеспечиваться добрым и справедливым отношением со стороны руководства.

Устойчивость персонала. Текучесть кадров, как правило, сопровождает недостаточно эффективную деятельность организации. В эффективно действующих организациях состав персонала обычно стабилен.

Инициатива. Инициатива способствует более полной реализации работников в деятельности организации. Файоль призывает руково-дителей, по возможности, поступиться реализацией собственной инициативы в пользу инициативы работника, стоящего рангом ниже.

Корпоративный дух. При управлении организацией Файоль не советует придерживаться принципа «разделяй и властвуй». Гораздо более целесообразным он считает принцип коллективизма в деятельности организации, обеспечивающий стремление коллектива к достижению единой цели.

Глава 3. Школы и подходы в науке управления

Первой была школа научного управления (1885 — 1920 гг.), наиболее яркими представителями которой являлись Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гант. Основная заслуга этой школы в том, что они впервые доказали: управление — самостоятельная специальность, и организация в целом выиграет, если планировать и управлять проведением работ будут не те, которые эти работы выполняют, как это было до сих пор, а те, которые умеют профессионально управлять.

Вторая, по времени возникновения, школа, получившая название «классической» или «административной школы управления» (1920-1950 гг.), связана с именами Анри Файоля, Линдалла Урвика — известного специалиста по вопросам управления в Англии, Джеймса Д. Муни (Дже-нерал Моторс») и др. Ее приверженцы стремились создать универсальные принципы управления. Они разрабатывали систему управления, структуру организации и управления работниками.

В основе «школы человеческих отношений» (1930 — 1950 гг.) или, как ее еще иначе называют «неоклассической школы», было осознание роли чело-веческого фактора, как основного элемента эффективных организаций. Наиболее яркие ее представители Мэри Паркер Фоллетт, определившая менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других людей, и Элтон Мэйо, доказавший, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда.

«Поведенческо-бихевиористская школа» или «школа поведенческих наук» (с 1950 г. — по настоящее время), представленная Крисом Анджерисом, Ренсисом Лайкертом, Дугласом Мак Грегором и др., основной упор делает на различных аспектах социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, содержания и качества трудовой жизни.

Количественный подход

Школа, основанная на количественных методах (с 1950 г. – по настоящее время), особое внимание уделяет моделированию процессов управления. Модель позволяет заменить словесное описание ситуации, которое, кстати, также является лишь более или менее удачным представлением ситуации, с помощью закономерностей, представленных, чаще всего, в виде математических формул.

Процессный подход

При процессном подходе управление рассматривается как серия непре-рывных взаимосвязанных действий, направленных на достижение постав-ленных целей с помощью других. Каждая управленческая функция также представляет собой процесс, поскольку, в свою очередь, является серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Системный подход

Одним из существенных недостатков школ управления, рассмотренных ранее, является то, что они, как правило, концентрировали свое внимание на одном, правда достаточно важном, аспекте деятельности организации и не рассматривали организацию в целом как единую систему.

Cитуационный подход

Согласно ситуационному подходу в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения, достаточно разнообразны и руководитель должен найти и принять эффективное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему и организации, которой он руководит, сталкиваться.

ЛИТЕРАТУРА

Литвак Б.Г. Управленческие решения.  М.: Издательство МФПА, 2011 г.

Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. Учебное пособие. — М., АН СССР, 1987.

Бурлацкий Ф.М. Загадки и урок Никколо Макиавелли. — М.: Молодая гвардия, 1978.

История всемирной литературы.- М.: Наука, 1983, т.1.

Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. — М.: Дело, 2004.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 1982.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: И.Д. Вильямс, 2007.

Морз Ф.М., Кимбелл Дж.Е. Методы исследования операций. — М.: Сов. радио, 1956.

Накаряков Б.Н. Добрый порядок яко душа каждому делу. — ЭКО, N1, 1978.

Научная организация труда и управление. — М.: Экономика, 1965.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13435. УПРАВЛІННЯ ДАННИМИ В MICROSOFT EXCEL 130.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ № 5 УПРАВЛІННЯ ДАННИМИ В MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Оволодіти навичками роботи з базами даних в Microsoft Excel. 2. Завдання роботи Навчитись: 2.1. Створювати бази даних. 2.2. Створювати форми даних і працювати в них із запи...
13436. СТВОРЕННЯ ЗВЕДЕННИХ ТАБЛИЦЬ В MICROSOFT EXCEL 354.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №6 СТВОРЕННЯ ЗВЕДЕННИХ ТАБЛИЦЬ В MICROSOFT EXCEL 1. Мета роботи Придбати практичні навички по створенню і використанню зведених таблиць в Microsoft Excel. 2. Задачі роботи Опанувати прийоми формування редагування зміни та
13437. Опрацювання результатів прямих багаторазових вимірювань 238 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 1 ОПРАЦЮВАННЯ РЕЗУЛЬТАТІВ ПРЯМИХ БАГАТОРАЗОВИХ ВИМІРЮВАНЬ Мета роботи: вивчити методику опрацювання результатів прямих багаторазових вимірювань; навчитись визначати характеристики похибки результату вимірювання в залежності від кількості в...
13438. Повірка чи калібрування приладів прямої дії 102.5 KB
  Лабораторна робота 2 Повірка чи калібрування приладів прямої дії Мета роботи: вивчити теоретичні та практичні основи повірки чи калібрування приладів прямої дії на прикладі калібрування амперметра та вольтметра зіставленням їх показів із показами робочих еталонів.
13439. ВИМІРЮВАННЯ ПОСТІЙНИХ СТРУМІВ ТА НАПРУГ 160 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 3 ВИМІРЮВАННЯ ПОСТІЙНИХ СТРУМІВ ТА НАПРУГ Мета роботи: Навчитись: вимірювати постійні струми та напруги електромеханічними приладами; раціонально обирати межу вимірювання та клас точності стрілкового приладу для вимірювання заданої з допустим
13440. ВИМІРЮВАННЯ СТРУМІВ, НАПРУГ ТА ПАРАМЕТРІВ ЕЛЕКТРИЧНИХ ЛАНЦЮГІВ КОМБІНОВАНИМИ ПРИЛАДАМИ (ТЕСТЕРАМИ) 2.84 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 4 ВИМІРЮВАННЯ СТРУМІВ НАПРУГ ТА ПАРАМЕТРІВ ЕЛЕКТРИЧНИХ ЛАНЦЮГІВ КОМБІНОВАНИМИ ПРИЛАДАМИ ТЕСТЕРАМИ Мета роботи: вивчити принцип дії будову та властивості комбінованих приладів КП здобути навички вимірювань і перевірки справності елементів ...
13441. Деякі особливості використання вольтметрів змінного струму 237.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РАБОТА № 5 Деякі особливості використання вольтметрів змінного струму Мета роботи : Опрацювати опис даної роботи та відповідні розділи рекомендованої літератури [1] [2] [3] [5]. 2. Уміти відповідати на наступні запитання: 1. Поясніть будову та принцип д
13442. ДОСЛІДЖЕННЯ ВИМІРЮВАЛЬНИХ МОСТІВ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ 131.5 KB
  Лабораторна робота № 6 ДОСЛІДЖЕННЯ ВИМІРЮВАЛЬНИХ МОСТІВ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ Мета роботи: вивчити основи теорії схеми та будову врівноважених мостів постійного струму дослідити властивості врівноважених мостів здобути навички вимірювань за допомогою мостів. При пі...
13443. НЕВРІВНОВАЖЕНИЙ ВИМІРЮВАЛЬНИЙ МІСТ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ 118.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА 7 НЕВРІВНОВАЖЕНИЙ ВИМІРЮВАЛЬНИЙ МІСТ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ Мета роботи: вивчити принцип дії елементи теорії схеми властивості та особливості застосування неврівноважених вимірювальних мостів НМ постійного струму. При підготовці до виконання р...