65924

Налоговое бремя и налоговый потенциал

Научная статья

Макроэкономика

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 4045.

Русский

2014-08-11

15.99 KB

4 чел.

Налоговое бремя и налоговый потенциал.

Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40-45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:

Налоговое бремя налогоплательщика = Сумма начисленных налоговых платежей/Совокупный доход

Государства с самыми низкими податями в мире, определённые по методике соотношения совокупного налогового бремени и внутреннего валового продукта страны: Мексика - 21,1 %Турция - 23,5 %Южная Корея - 26,6 %США - 26,9 %Ирландия - 28,3 % государств с самыми низкими податями в мире.

ТОП-10 стран с самой высокой налоговой нагрузкой на бизнес: 1. Демократическая Республика Конго, суммарная ставка — 339,7%.2. Гамбия — 292,3%.3. Сьерра-Леоне — 235,6%.4. Коморские острова, — 217,9%.5. Центральноафриканская Республика — 203,8%.6. Бурунди — 153,4%.7. Аргентина — 108,2%.8. Узбекистан — 95,6.9. Таджикистан — 86.10. Эритрея — 84,5.

В России средняя суммарная ставка составляет 46,5%, при этом большая часть (более 30%) приходится на социальные отчисления. Россия, конечно, лидирует по налоговой нагрузке среди стран БРИКС, уступая первенство только Бразилии. Но большие показатели налоговой ставки для бизнеса связаны с наличием огромного нефтяного сектора, для которого такие показатели налогов вполне оправданны.

В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени:

1) Налоговое бремя на макроуровне:

- общегосударственный уровень;

- территориальный уровень.

2) Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

-уровень организации, учреждения;

-уровень физического лица (индивидуума).

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

-  отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия;

-  отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Стратегический налоговый потенциал представляет собой потенциальную способность системы налогообложения обеспечить государственный бюджет необходимой суммой налоговых доходов, качественные и количественные оценки которой базируются на платежеспособности субъектов хозяйствования

Тактический налоговый потенциал— количественная оценка налогового потенциала, выводимая как величина налоговой нагрузки, распределяемая по конкретным территориям, отраслям и группам налогоплательщиков

В масштабе страны стратегический налоговый потенциал может рассматриваться как прогнозируемый объем совокупного финансового результата, созданный в сфере производства и приращенный в обращении после вычета стоимости совокупных затрат по его извлечению.

Налоговый потенциал предприятия следует определять как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий изъятию на законодательной основе у хозяйствующего субъекта в виде обязательных платежей налогового характера за определенный период. В качестве ограничений налогового потенциала организации выступают законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.

Налоговый потенциал региона является наиболее разработанной категорией среди других видов потенциалов (фискальный, бюджетный, рыночный, экономический и финансовый). При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Следует отметить, что трактовка понятия «налоговый потенциал» зависит от самой методики оценки потенциала. Вместе с тем при определении налогового потенциала региона (или любого административно-территориального образования - АТО) следует учитывать, что это понятие возможно использовать в целях:

 - определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты;

 - межбюджетного выравнивания, т. е. способности властей АТО (региона) оказывать государственные услуги на своей территории.

Определение налогового потенциала территорий напрямую связано с их производственным потенциалом, т. е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической значимости. Оно также может основываться на системе показателей, позволяющих оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований. Но в основном налоговый потенциал региона характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными предприятиями; объемом доходов физических лиц; стоимостью, добавленной в процессе производства; стоимостью имущества, наличием тех или иных природных ресурсов и т.д. Вместе с тем следует отдавать отчет и в том, что сам состав налогов и сборов, взимаемых в муниципальных образованиях и зачисляемых в муниципальные бюджеты, имеет тенденцию к сокращению.

Налоговый потенциал субъектов Федерации сосредоточен в основном в наиболее крупных муниципальных образованиях (городах). Но в структуру органов местного самоуправления заложен и такой тип муниципальных образований, как городские округа, на долю которых приходиться в среднем 30% всего доходного потенциала местного самоуправления. При этом очевидно, что именно в городах аккумулируются основные источники налогов и сборов и что именно города являются основой формирования налогового потенциала региона.

Оценка налогового потенциала обычно осуществляется как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, отражающих соотношение налогового потенциала региона к средненациональному (среднегрупповому) показателю. Индексные показатели более объективно свидетельствуют о реальном положении дел, поскольку в меньшей степени зависят от несовершенства применяемых методов расчета и позволяют в значительной мере уменьшить влияние инфляционного фактора. Для межрегиональных сопоставлений величины налоговых потенциалов используются, как правило, соответствующие показатели в расчете на душу населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77558. Розробка інформаційної системи для дослідження реосигналів на основі ортогонального базису ДЕФ і власних чисел з метою підвищення ефективності та інформативності імпедансної плетизмографії 1.34 MB
  Мета роботи: розробити інформаційну систему для дослідження реосигналів на основі ортогонального базису ДЕФ і власних чисел з метою підвищення ефективності та інформативності імпедансної плетизмографії.
77559. Градостроительный комплекс в Екатеринбурге в Границах улиц Челюскинцев -Шевченко - Еремина - Братьев Быковых 36.86 KB
  Основной идеей данного проекта было воплотить актуальные на сегодняшний день государственные программы по расширению территорий детских садов, и благоустройству дворовых пространств.
77561. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАСЧЕТА ПЛАНИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ 2.65 MB
  В зависимости от типа используемого оборудования системы видеонаблюдения делят на аналоговые и цифровые. Аналоговые системы видеонаблюдения используют там, где необходимо организовать видеонаблюдение в небольшом числе помещений и информацию с видеокамер записывать на видеомагнитофон.
77562. Реабилитационные процедуры в процессе несостоятельности по законодательству Великобритании и России: сравнительный анализ 414.5 KB
  Отсутствие действительно оригинальных исследований зарубежных нормативных актов и зарубежной доктрины служит причиной ошибок в юридической литературе, в частности, в исторических и сравнительно-правовых экскурсах.
77563. Розробка імпульсного блоку живлення з цифровою індикацією 810.72 KB
  Transformer 3000 це програма яка розраховує один з основних елементів імпульсного блоку живлення (ІБЖ) — імпульсний трансформатор Від точності його розрахунку і якості виготовлення залежать найважливіші параметри ІБЖ: ККД, маса, габарити, надійність.
77566. Модернизации части оборудования ЦРП-3 ОАО «Орскнефтеоргсинтез» 2.4 MB
  Данный проект позволит расширить возможности ЦРП-3, тем самым позволив подключить потребителей вновь строящегося объекта и догрузить имеющиеся трансформаторы рассматриваемой подстанции до необходимого показателя, повысить надежности электроснабжения всех потребителей подстанции...