65924

Налоговое бремя и налоговый потенциал

Научная статья

Макроэкономика

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 4045.

Русский

2014-08-11

15.99 KB

4 чел.

Налоговое бремя и налоговый потенциал.

Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40-45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:

Налоговое бремя налогоплательщика = Сумма начисленных налоговых платежей/Совокупный доход

Государства с самыми низкими податями в мире, определённые по методике соотношения совокупного налогового бремени и внутреннего валового продукта страны: Мексика - 21,1 %Турция - 23,5 %Южная Корея - 26,6 %США - 26,9 %Ирландия - 28,3 % государств с самыми низкими податями в мире.

ТОП-10 стран с самой высокой налоговой нагрузкой на бизнес: 1. Демократическая Республика Конго, суммарная ставка — 339,7%.2. Гамбия — 292,3%.3. Сьерра-Леоне — 235,6%.4. Коморские острова, — 217,9%.5. Центральноафриканская Республика — 203,8%.6. Бурунди — 153,4%.7. Аргентина — 108,2%.8. Узбекистан — 95,6.9. Таджикистан — 86.10. Эритрея — 84,5.

В России средняя суммарная ставка составляет 46,5%, при этом большая часть (более 30%) приходится на социальные отчисления. Россия, конечно, лидирует по налоговой нагрузке среди стран БРИКС, уступая первенство только Бразилии. Но большие показатели налоговой ставки для бизнеса связаны с наличием огромного нефтяного сектора, для которого такие показатели налогов вполне оправданны.

В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени:

1) Налоговое бремя на макроуровне:

- общегосударственный уровень;

- территориальный уровень.

2) Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

-уровень организации, учреждения;

-уровень физического лица (индивидуума).

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

-  отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия;

-  отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Стратегический налоговый потенциал представляет собой потенциальную способность системы налогообложения обеспечить государственный бюджет необходимой суммой налоговых доходов, качественные и количественные оценки которой базируются на платежеспособности субъектов хозяйствования

Тактический налоговый потенциал— количественная оценка налогового потенциала, выводимая как величина налоговой нагрузки, распределяемая по конкретным территориям, отраслям и группам налогоплательщиков

В масштабе страны стратегический налоговый потенциал может рассматриваться как прогнозируемый объем совокупного финансового результата, созданный в сфере производства и приращенный в обращении после вычета стоимости совокупных затрат по его извлечению.

Налоговый потенциал предприятия следует определять как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий изъятию на законодательной основе у хозяйствующего субъекта в виде обязательных платежей налогового характера за определенный период. В качестве ограничений налогового потенциала организации выступают законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.

Налоговый потенциал региона является наиболее разработанной категорией среди других видов потенциалов (фискальный, бюджетный, рыночный, экономический и финансовый). При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Следует отметить, что трактовка понятия «налоговый потенциал» зависит от самой методики оценки потенциала. Вместе с тем при определении налогового потенциала региона (или любого административно-территориального образования - АТО) следует учитывать, что это понятие возможно использовать в целях:

 - определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты;

 - межбюджетного выравнивания, т. е. способности властей АТО (региона) оказывать государственные услуги на своей территории.

Определение налогового потенциала территорий напрямую связано с их производственным потенциалом, т. е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической значимости. Оно также может основываться на системе показателей, позволяющих оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований. Но в основном налоговый потенциал региона характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными предприятиями; объемом доходов физических лиц; стоимостью, добавленной в процессе производства; стоимостью имущества, наличием тех или иных природных ресурсов и т.д. Вместе с тем следует отдавать отчет и в том, что сам состав налогов и сборов, взимаемых в муниципальных образованиях и зачисляемых в муниципальные бюджеты, имеет тенденцию к сокращению.

Налоговый потенциал субъектов Федерации сосредоточен в основном в наиболее крупных муниципальных образованиях (городах). Но в структуру органов местного самоуправления заложен и такой тип муниципальных образований, как городские округа, на долю которых приходиться в среднем 30% всего доходного потенциала местного самоуправления. При этом очевидно, что именно в городах аккумулируются основные источники налогов и сборов и что именно города являются основой формирования налогового потенциала региона.

Оценка налогового потенциала обычно осуществляется как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, отражающих соотношение налогового потенциала региона к средненациональному (среднегрупповому) показателю. Индексные показатели более объективно свидетельствуют о реальном положении дел, поскольку в меньшей степени зависят от несовершенства применяемых методов расчета и позволяют в значительной мере уменьшить влияние инфляционного фактора. Для межрегиональных сопоставлений величины налоговых потенциалов используются, как правило, соответствующие показатели в расчете на душу населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68675. Технического обслуживания локомотива ТО-2 134.57 KB
  При ТО-2 не реже одного раза в двое суток проверяют состояние основного оборудования и ходовых частей электровоза и устраняют выявленные при осмотре неисправности. Кроме того, выполняют работы, записанные локомотивными бригадами в журнале технического состояния электровоза...
68676. Анализ предметной области и разработка технического задания для разработки распределенной информационной системы «Магазин компьютерной техники» 452 KB
  Анализ предметной области это первый шаг этапа системного анализа с которого начинается разработка программной системы. Концептуальная модель применяется для структурирования предметной области с учетом информационных интересов пользователей системы.
68678. Система борьбы с организованной преступностью 364 KB
  Цель данного исследования – рассмотреть теоретические основы противодействия организованной преступности проблемы возникающие в борьбе с организованной преступностью. Объект исследования – Объектом исследования является организованная преступная деятельность, а также социально-правовые механизмы государственного реагирования на нее.
68679. Технология продукции общественного питания: Методические указания 46.47 KB
  Данные методические указания предназначены для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы. В них отражены цель и задача выпускной квалификационной работы требования к её выполнению и оформлению структуре и содержанию состав и последовательность...
68680. Ұйым стратегиясының қалыптасуы және оны жүзеге асыру жолдары 56 KB
  Стратегиялық жоспарлау басқару шешімін қабылдауға қакерлер алдына бірлесіп жұмыс істесуі нәтижесінде жеткен жетістіктері үшін көтерме сыйлық берілітіндігі ескеріледі сондайақ олардың арасындағы кекілжіңге даудамайға дер кезінде тосқауыл қойылады.
68682. Обробка справ для наступного зберігання 65.61 KB
  Документи підприємств, що відклалися в діловодстві, надалі або залишаються на тривале зберігання, або зберігаються короткі терміни і потім виділяються до знищення. Для зберігання справ у великих установах, організаціях, на підприємствах існують відомчі архіви, «Основними правилами роботи відомчих архівів»...