6593

Человек и общество. Общество как процесс. Человек и история.

Контрольная

Логика и философия

Человек и общество. Общество как система. Общество как процесс. Человек и история. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение обще...

Русский

2013-01-06

36.58 KB

28 чел.

Человек и общество.

1.Общество как система.

2.Общество как процесс. Человек и история

1вопрос.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Наиболее эффективным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий общество как систему и как процесс. Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей: экономическая (по созданию материальных благ), социальная (по осуществлению связей между людьми), политическая (по управлению обществом), духовная (по созданию и освоению духовных ценностей).

Сферы жизни общества

Духовная

Социальная

Политическая

Экономическая

Духовные учения

Религия

Наука

Право

Мораль

Культура

Образование

Народности

Нации

Классы

Мужчины

Женщины

Взрослые

Дети

Жители города

Государство

Политические партии

Профсоюзы

Общественно – политические движения

Заводы

Фирмы Банки

Фермеры

Производственные отношения

Экономическая сфера включает в себя:

производство;

распределение;

обмен;

потребление материальных благ.

В любой отрасли производства труд возможен при наличии предметов труда, средств труда и рабочей силы.

Предмет труда это все то, к чему человек прикладывает свой труд: у шахтера -угольный пласт, у крестьянина - пашня, у токаря - заготовка и т.д.

 

Средства труда - это все то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда: орудия труда, источники энергии, мускульная сила человека. Но к средствам труда относятся и материальные элементы производства: земля, производственные помещения, транспорт, газопроводы, нефтепроводы, средства связи, компьютерные сети.

 

Рабочая сила - это не просто люди, а люди, обладающие определенными навыками и умениями трудовой деятельности. От их профессиональной подготовки, физического здоровья, воли, сознания, морали зависит эффективность материального производства.

Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в одежде, жилье, пище, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы.

Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т.е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество - общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Политическая сфера - это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются:

государство и государственные органы;

политические партии;

общественные организации;

Главным элементом политической системы общества является государство.

Основными функциями государства являются:

представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами;

охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

внешнеполитическая;

интеграционная.

 

Духовная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного сознания - науку, религию, искусство и др. Сюда входят процессы воспитания и образования человека, информационные процессы.

2вопрос

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

те, кто видит определенную логику в истории, считая ее целенаправленным, закономерным процессом (большинство философов поддерживают эту точку зрения).

Движущие факторы истории

Объективные

Субъективные

Исторические закономерности

Природные закономерности

Географические условия

Выдающиеся личности

Социальные группы и классы

Среди подходов к истории, как к внутренне логичному и закономерному процессу можно выделить:

 

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Согласно этой теории в истории общества выделяются пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

 

Теорию стадий роста (У. Ростоу)

Выделяется три стадии: доиндустриальное общество (аграрное хозяйство), индустриальное (возникновение машинного производства), постиндустриальное (техногенное, информационное общество XX в.). В качестве критерия прогресса выбирается наука и техника.

 

Цивилизационный подход был предложен русским философом Н. Я. Данилевским, немецким философом О.Шпенглером и английским культурологом А.Тойнби. Если представители формационного подхода представляли исторический процесс как линейный, то сторонники цивилизационного подхода считают исторический процесс нелинейным - это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Цивилизации могут быть основными и локальными, основные оставляют яркий след в истории человечества, влияют на другие (религиозно). Основных цивилизаций восемь: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская; локальных - около 30 (американская, германская, русская и др.).

Движущими силами в истории по Марксу, являются народные массы и классовая борьба.

 

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

-вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

 

-ответ цивилизации в целом на вызов;

-деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Культурологический подход предложен О. Шпенглером, центральное понятие его - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, она также как у Тойнби зарождается, живет и умирает. Но понятие «цивилизация» у Шпенглера несколько иное - это высший уровень развития культуры, завершающий период ее развития, предшествующий ее смерти.

Вопросы для самоконтроля:

1.Вчем состоит системность общества?

2.Как связаны между собой экономическая и социальная сферы,

социальная и политическая, экономическая и духовная?

3.По-вашему, в развитии общества больше хаоса, случайностей, или

закономерностей?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82903. ЛАЗЕРНЫЕ ДОПЛЕРОВСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛИ СКОРОСТИ И ДЛИНЫ ПРОТЯЖЕННЫХ ОБЪЕКТОВ 321.49 KB
  При проведении работ по модернизации современного производства связанного с изготовлением электрических кабелей проводников с изоляционным покрытием возникает целый ряд технологических задач контроля длины и скорости линейного перемещения изготавливаемых протяженных изделий.
82904. Кровельные материалы 46.01 KB
  В данной статье будут рассмотрены кровельные материалы. Узнаем виды крыш, их назначение, где используются, выявим их преимущества и недостатки. Так же рассмотрим основные кровельные материалы, узнаем их функции и виды. Оценим их область применения, срок службы, методы крепежа и ценовую характеристику.
82905. Первая медицинская помощь при отморожении и общем охлаждении 77 KB
  Статистика свидетельствует что достаточно часто тяжёлые отморожения приведшие к ампутации конечностей происходят в состоянии сильного алкогольного опьянения. Классификация По глубине поражения тканей выделяют степени отморожения: Отморожение I степени наиболее лёгкое обычно наступает при непродолжительном воздействии холода.
82906. Додавання і віднімання чисел другого розряду (круглих десятків) 39.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із додаванням і відніманням круглих десятків, вправляти у розв’язанні простих і складених задач, розвивати мислення, пам’ять, спостережливість, увагу, формувати вміння записувати і розв’язувати вирази з дужками, виховувати старанність, працелюбність.
82908. Вправи на закріплення таблиці множення числа 5. Розв’язування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів 79.5 KB
  Розвязування задач на збільшення та зменшення числа в кілька разів. Закріплювати знання табличного множення числа 5; удосконалювати обчислювальні навички вміння розвязувати задачі на збільшення та зменшення числа в кілька разів; розвивати логічне мислення...
82909. Ділення і множення багатоцифрових чисел на двоцифрове. Свято Великодня. Робота з геометричним матеріалом 367 KB
  Мета: слайд № 2 навчальна: удосконалювати з учнями алгоритм письмового множення та ділення багатоцифрових чисел на двоцифрове; ознайомити учнів із народними звичаями традиціями що повязані з початком весняного календарного обрядового циклу; розвиваюча: розвивати мовлення мислення увагу память...
82910. Множення у випадку кількох нулів у множнику 210 KB
  Спробуємо знайти другий спосіб розв’язування задачі. Чому катер за той самий час пройшов більшу відстань? (Тому, що в нього була більша швидкість). Знаючи, що катер має більшу швидкість, про що ми можемо дізнатися? (На скільки швидкість катера більша, ніж швидкість буксира?) Що для цього потрібно зробити?
82911. Чи може музика передавати рух? 102 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про зображальні можливості музики в передачі руху. Повторення понять темп, ритм. Розвивати уявлення учнів. Виховувати любов до української народної пісні, етикетне поводження в школі. Обладнання: фортепіано, аудіозаписи, малюнки, презентація.