6593

Человек и общество. Общество как процесс. Человек и история.

Контрольная

Логика и философия

Человек и общество. Общество как система. Общество как процесс. Человек и история. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение обще...

Русский

2013-01-06

36.58 KB

27 чел.

Человек и общество.

1.Общество как система.

2.Общество как процесс. Человек и история

1вопрос.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Наиболее эффективным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий общество как систему и как процесс. Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей: экономическая (по созданию материальных благ), социальная (по осуществлению связей между людьми), политическая (по управлению обществом), духовная (по созданию и освоению духовных ценностей).

Сферы жизни общества

Духовная

Социальная

Политическая

Экономическая

Духовные учения

Религия

Наука

Право

Мораль

Культура

Образование

Народности

Нации

Классы

Мужчины

Женщины

Взрослые

Дети

Жители города

Государство

Политические партии

Профсоюзы

Общественно – политические движения

Заводы

Фирмы Банки

Фермеры

Производственные отношения

Экономическая сфера включает в себя:

производство;

распределение;

обмен;

потребление материальных благ.

В любой отрасли производства труд возможен при наличии предметов труда, средств труда и рабочей силы.

Предмет труда это все то, к чему человек прикладывает свой труд: у шахтера -угольный пласт, у крестьянина - пашня, у токаря - заготовка и т.д.

 

Средства труда - это все то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда: орудия труда, источники энергии, мускульная сила человека. Но к средствам труда относятся и материальные элементы производства: земля, производственные помещения, транспорт, газопроводы, нефтепроводы, средства связи, компьютерные сети.

 

Рабочая сила - это не просто люди, а люди, обладающие определенными навыками и умениями трудовой деятельности. От их профессиональной подготовки, физического здоровья, воли, сознания, морали зависит эффективность материального производства.

Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в одежде, жилье, пище, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы.

Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т.е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество - общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Политическая сфера - это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются:

государство и государственные органы;

политические партии;

общественные организации;

Главным элементом политической системы общества является государство.

Основными функциями государства являются:

представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами;

охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

внешнеполитическая;

интеграционная.

 

Духовная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного сознания - науку, религию, искусство и др. Сюда входят процессы воспитания и образования человека, информационные процессы.

2вопрос

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

те, кто видит определенную логику в истории, считая ее целенаправленным, закономерным процессом (большинство философов поддерживают эту точку зрения).

Движущие факторы истории

Объективные

Субъективные

Исторические закономерности

Природные закономерности

Географические условия

Выдающиеся личности

Социальные группы и классы

Среди подходов к истории, как к внутренне логичному и закономерному процессу можно выделить:

 

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Согласно этой теории в истории общества выделяются пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

 

Теорию стадий роста (У. Ростоу)

Выделяется три стадии: доиндустриальное общество (аграрное хозяйство), индустриальное (возникновение машинного производства), постиндустриальное (техногенное, информационное общество XX в.). В качестве критерия прогресса выбирается наука и техника.

 

Цивилизационный подход был предложен русским философом Н. Я. Данилевским, немецким философом О.Шпенглером и английским культурологом А.Тойнби. Если представители формационного подхода представляли исторический процесс как линейный, то сторонники цивилизационного подхода считают исторический процесс нелинейным - это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Цивилизации могут быть основными и локальными, основные оставляют яркий след в истории человечества, влияют на другие (религиозно). Основных цивилизаций восемь: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская; локальных - около 30 (американская, германская, русская и др.).

Движущими силами в истории по Марксу, являются народные массы и классовая борьба.

 

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

-вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

 

-ответ цивилизации в целом на вызов;

-деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Культурологический подход предложен О. Шпенглером, центральное понятие его - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, она также как у Тойнби зарождается, живет и умирает. Но понятие «цивилизация» у Шпенглера несколько иное - это высший уровень развития культуры, завершающий период ее развития, предшествующий ее смерти.

Вопросы для самоконтроля:

1.Вчем состоит системность общества?

2.Как связаны между собой экономическая и социальная сферы,

социальная и политическая, экономическая и духовная?

3.По-вашему, в развитии общества больше хаоса, случайностей, или

закономерностей?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65553. ОРГАНІЗАЦІЙНО-ПЕДАГОГІЧНІ УМОВИ ПРОФЕСІЙНОЇ ПІДГОТОВКИ ФАХІВЦІВ ПОЖЕЖНО-РЯТУВАЛЬНОЇ СЛУЖБИ 295.64 KB
  Водночас важливим шляхом у процесі трансформування є глибоке осмислення й усвідомлення власного історичного досвіду звернення до національних джерел зародження і розвитку професійної підготовки фахівців пожежнорятувальної служби.
65554. Комплексна оцінка успішності інтродукції видів роду PICEA Dietr. в умовах Сходу України 317 KB
  На Сході України ялини є інтродукованими видами. Уперше для умов Сходу України: визначено особливості росту якісні показники селекційну структуру стан формове різноманіття та репродуктивну спроможність ялин; визначено перспективність застосування видів ялин для створення насаджень...
65555. УДОСКОНАЛЕННЯ АНАЛОГО-ЦИФРОВОЇ СИСТЕМИ СИНХРОННОГО СТЕРЕОФОНІЧНОГО РАДІОМОВЛЕННЯ З ПІЛОТ-ТОНОМ 467.5 KB
  Стереофонічний ефект і його якість є основою системи стереофонічного радіомовлення, тому має місце нагальна необхідність проведення подальших досліджень з встановлення необхідних захисних відношень за радіочастотою, що забезпечували би високу якість стереофонічного радіоприймання.
65556. Експериментально–розрахунковий аналіз деформацій циліндричних оболонок в зоні удару 1.99 MB
  Циліндричні оболонки можуть служити моделлю для ряду елементів конструкцій на які діють ударні навантаження. При розробці математичної моделі напружено–-деформованого стану було використано систему рівнянь коливання оболонки типу С.
65557. СТРУКТУРА ТА РЕЖИМИ ФУНКЦІОНУВАННЯ ТЯГОВОГО ЕЛЕКТРОТЕХНІЧНОГО КОМПЛЕКСУ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ ДВОХОСЬОВИХ ЕЛЕКТРОВОЗІВ 646 KB
  Існуючі типи вітчизняних електровозів з зчіпними масами названими вище обладнані тяговими електротехнічними комплексами ТЕТК з неефективними контактно-резисторними системами керування частотою обертання тягових електродвигунів ТЕД постійного струму.
65558. Розробка технології автоматичного зварювання та наплавлення під флюсом конструкційних сталей струмом малої густини 1.02 MB
  Автоматичне дугове зварювання та наплавлення під флюсом один із провідних процесів при виробництві й ремонті сталевих конструкцій та деталей машин. Технологічна собівартість одної тонни наплавленого металу в якій 71 займають...
65559. ЕЛЕКТРОМЕХАНІЧНА СИСТЕМА ПРИВОДА З ЛІНІЙНИМ ДВИГУНОМ ДЛЯ НАХИЛУ КУЗОВІВ ШВИДКІСНОГО РУХОМОГО СКЛАДУ 759.17 KB
  Оскільки найбільші обмеження швидкості наявні у кривих доцільно або прокласти нові швидкісні магістралі позбавлені кривих ділянок малого радіусу або упровадити системи для нахилу кузовів залишити в експлуатації існуючу мережу залізниць...
65560. ПІДВИЩЕННЯ ЕНЕРГОЕФЕКТИВНОСТІ ЕЛЕКТРОДУГОВИХ ПЕЧЕЙ 1.32 MB
  Оптимізація технологічних процесів в дугових печах з метою скорочення енергоспоживання і тривалості плавлення є важливою і актуальною задачею. Процес плавлення металошихти в електродугових печах відбувається на протязі значної долі всієї плавки до 80 від...
65561. МЕТОДИКА ІНТЕРАКТИВОГО НАВЧАННЯ ГРАФІЧНИХ ДИСЦИПЛІН У ВИЩИХ ТЕХНІЧНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ 287 KB
  Входження системи вищої освіти України у Європейський освітній простір передбачає відповідні зміни у професійній підготовці фахівців, зокрема інженерних кадрів з високим рівнем інтелектуально-творчих здібностей.