6593

Человек и общество. Общество как процесс. Человек и история.

Контрольная

Логика и философия

Человек и общество. Общество как система. Общество как процесс. Человек и история. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение обще...

Русский

2013-01-06

36.58 KB

27 чел.

Человек и общество.

1.Общество как система.

2.Общество как процесс. Человек и история

1вопрос.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Наиболее эффективным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий общество как систему и как процесс. Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей: экономическая (по созданию материальных благ), социальная (по осуществлению связей между людьми), политическая (по управлению обществом), духовная (по созданию и освоению духовных ценностей).

Сферы жизни общества

Духовная

Социальная

Политическая

Экономическая

Духовные учения

Религия

Наука

Право

Мораль

Культура

Образование

Народности

Нации

Классы

Мужчины

Женщины

Взрослые

Дети

Жители города

Государство

Политические партии

Профсоюзы

Общественно – политические движения

Заводы

Фирмы Банки

Фермеры

Производственные отношения

Экономическая сфера включает в себя:

производство;

распределение;

обмен;

потребление материальных благ.

В любой отрасли производства труд возможен при наличии предметов труда, средств труда и рабочей силы.

Предмет труда это все то, к чему человек прикладывает свой труд: у шахтера -угольный пласт, у крестьянина - пашня, у токаря - заготовка и т.д.

 

Средства труда - это все то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда: орудия труда, источники энергии, мускульная сила человека. Но к средствам труда относятся и материальные элементы производства: земля, производственные помещения, транспорт, газопроводы, нефтепроводы, средства связи, компьютерные сети.

 

Рабочая сила - это не просто люди, а люди, обладающие определенными навыками и умениями трудовой деятельности. От их профессиональной подготовки, физического здоровья, воли, сознания, морали зависит эффективность материального производства.

Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в одежде, жилье, пище, образовании, поддержании здоровья, защите от опасных для жизни явлений природы.

Она включает в себя быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, т.е. все то, что направлено на обслуживание жизненных потребностей человека.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество - общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Политическая сфера - это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются:

государство и государственные органы;

политические партии;

общественные организации;

Главным элементом политической системы общества является государство.

Основными функциями государства являются:

представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами;

охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

внешнеполитическая;

интеграционная.

 

Духовная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного сознания - науку, религию, искусство и др. Сюда входят процессы воспитания и образования человека, информационные процессы.

2вопрос

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

те, кто видит определенную логику в истории, считая ее целенаправленным, закономерным процессом (большинство философов поддерживают эту точку зрения).

Движущие факторы истории

Объективные

Субъективные

Исторические закономерности

Природные закономерности

Географические условия

Выдающиеся личности

Социальные группы и классы

Среди подходов к истории, как к внутренне логичному и закономерному процессу можно выделить:

 

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Согласно этой теории в истории общества выделяются пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

 

Теорию стадий роста (У. Ростоу)

Выделяется три стадии: доиндустриальное общество (аграрное хозяйство), индустриальное (возникновение машинного производства), постиндустриальное (техногенное, информационное общество XX в.). В качестве критерия прогресса выбирается наука и техника.

 

Цивилизационный подход был предложен русским философом Н. Я. Данилевским, немецким философом О.Шпенглером и английским культурологом А.Тойнби. Если представители формационного подхода представляли исторический процесс как линейный, то сторонники цивилизационного подхода считают исторический процесс нелинейным - это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Цивилизации могут быть основными и локальными, основные оставляют яркий след в истории человечества, влияют на другие (религиозно). Основных цивилизаций восемь: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская; локальных - около 30 (американская, германская, русская и др.).

Движущими силами в истории по Марксу, являются народные массы и классовая борьба.

 

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

-вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

 

-ответ цивилизации в целом на вызов;

-деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Культурологический подход предложен О. Шпенглером, центральное понятие его - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, она также как у Тойнби зарождается, живет и умирает. Но понятие «цивилизация» у Шпенглера несколько иное - это высший уровень развития культуры, завершающий период ее развития, предшествующий ее смерти.

Вопросы для самоконтроля:

1.Вчем состоит системность общества?

2.Как связаны между собой экономическая и социальная сферы,

социальная и политическая, экономическая и духовная?

3.По-вашему, в развитии общества больше хаоса, случайностей, или

закономерностей?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81865. Комплексное развитие различных видов транспорта 24.1 KB
  Выбор вида транспорта или варианта перевозок сочетание двух или более видов транспорта в осуществлении транспортировки определённого рода груза по единому транспортному документу базируется с учётом тех условий при которых каждый из видов оказывается наиболее целесообразным.
81866. Промышленный транспорт 27.13 KB
  Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки т. перемещение топлива и сырья в локальных границах предприятий внутренние технологические перевозки и ввоз вывоз грузов на другие виды транспорта внешние перевозки. Ведущую роль промышленный транспорт играет в работе предприятий черной металлургии угольной химической строительной лесной дерево и нефтеперерабатывающей и других отраслей.
81867. Основные показатели перевозочной работы транспорта 24.32 KB
  В качестве основного установлен показатель р объем перевозок грузовт обычно за год утверждаемый для сети железных дорог правительством. К основным экономическим показателям работы транспорта относятся производительность труда себестоимость перевозок а также прибыль. Производительность труда определяется объемом выполненной продукции в приведенных тоннокилометрах пассажирокилометрах или тоннокилометрах приходящимся на одного работника эксплуатационного штата а себестоимость перевозок отношением эксплуатационных расходов по...
81868. Новые виды транспорта 27.99 KB
  В общем чтобы питать двигатель мощностью в 20 киловатт в течение часа требовался свинцовый аккумулятор массой в 1 тонну. Беспилотные летательные аппараты массой до 5 кг класс микро могут взлетать с любой самой маленькой площадки и даже с руки поднимаются на высоту 12 километра и находятся в воздухе не более часа. Беспилотники класса микро массой всего 300500 граммов образно говоря могут заглянуть в окно поэтому их удобно использовать в городских условиях. За микро идут беспилотные летательные аппараты класса мини массой до 150 кг.
81869. Основные документы, регламентирующие взаимоотношения, права, обязанности и ответственность сторон 25.39 KB
  Отправительская маркировка должна предусматривать наименование грузоотправителя и грузополучателя станций отправления и назначения порядковые номера грузовых мест массу груза. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе скорости перевозки наименование количество мест и масса груза объявленная отправителем ценность груза и другие сведения. В накладной указывается время приемки груза к перевозке.
81870. Оптимизация режимов работы пунктов взаимодействия 39.59 KB
  Случайный характер прибытия транспортных потоков к пунктам взаимодействия местам погрузки выгрузки перевалки и стохастическое распределение времени грузовых операций приводят к возникновению очередей у канала обслуживания что требует решения сложной техникоэкономической задачи выбора такого режима работы пункта взаимодействия который обеспечивает минимальные расходы связанные с простоем погрузочноразгрузочных машин и транспортных потоков. определить оптимальный уровень загрузки канала взаимодействия. Если интервалы в потоке и...
81873. Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта 25.74 KB
  Они необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия учета работы автомобилей отчетности и оценки деятельности автотранспортного предприятия. Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами технической готовности и выпуска. Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением автомобиледней АДТ в готовом к эксплуатации состоянии на календарные автомобиледни АДК: а1=АДГ АДк. Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяют отношением...