65940

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Научная статья

Логика и философия

Для более четкого и конкретного определения функций философии следует учесть дифференциацию форм социально-философской рефлексии. В наиболее общей форме эта дифференциация заключается в принципиальном отличии двух типов социальной философии...

Русский

2014-08-11

34 KB

1 чел.

К.С. Арутюнян, ст. преп.

Рязанский государственный

радиотехнический университет

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Для более четкого и конкретного определения функций философии, следует учесть дифференциацию форм социально-философской рефлексии.

В наиболее общей форме эта дифференциация заключается в принципиальном отличии двух типов социальной философии:

  1.  Социальная философия является частью «авторских философских систем». Такого рода социальная философия уникальна, подчиняется своим собственным внутрисистемным критериям рациональности.
  2.  Социально-философские конструкции могут быть рассмотрены в качестве определенного типа научной теории, построенной на общих принципах научной рациональности и отвечающей критериям достоверности. По отношению к социально-философским концепциям такого типа (как к научно-теоретическому измерению социальной философии) теряют смысл характеристики уникальности, обращенные к системам авторской философии1.

Разумеется, различие «авторской» и «научной» составляющих социальной философии не должно интерпретироваться как их противопоставление. Но эту дифференциацию важно проводить в контексте учета отечественных традиций развития социальной философии в советский период.

Имеется в виду господствовавшая доктрина о том, что социально-историческая философия К. Маркса является в то же время единственной научной теорией общественного развития.

Данная доктрина носила идеологический характер, определяя пути развития теоретических и эмпирических исследований в области социально-гуманитарных дисциплин. В настоящее время марксистко-ленинская догматика в обществах модернизационного типа уступила место не плюрализму, а соединению методологической анархии с либеральной догматикой, выступающей с теми же самыми претензиями на универсальность своих принципов, что и ее идеологический протагонист.

Потребность в предвосхищающем знании непосредственно укоренена как в индивидуальном, так и общественном сознании. Большинство форм теоретического освоения социальной реальности ориентировано на выяснение оснований и выработку процедур опережающего отражения. Мотивированность прогнозирования социальных процессов возрастает в кризисные периоды эволюции общества.

Однако в социальной философии выделение прогностической функции вовсе не является самоочевидным и общепринятым. Более того, в истории философии крайне редко обращались к теме предвосхищения будущего.

В рамках анализа теоретического знания проблему прогнозирования исследовал В.С. Степин, который настаивал на рассмотрение прогноза как атрибутивной характеристики философского знания. Философия способна создавать необходимые для научного исследования категориальные матрицы до того, как наука начинает осваивать объекты. Примерами таких категориальных матриц автор считал идеи Демокрита, Лейбница и др.2

В марксизме традиционно выделялись шесть форм общественного сознания (политика, право, мораль, искусство, религия, философия). При этом в основании выделения форм в марксизме были положены не потребности абсолютной идеи в развитии и самопознании, а закономерности общественного развития.

Однако с 1970-х гг. в социальной философии активно обсуждается вопрос о формировании новых форм общественного сознания. Основанием необходимости выделения таких форм служат представления об усложнении социальной системы. Термин «новые» здесь следует понимать условно, так как некоторые из выделяемых с 1970-х гг. в отечественной философии «новых» форм общественного сознания реально возникли гораздо раньше.

В отечественной социальной философии даются попытки обоснования как минимум шести «новых» форм общественного сознания: исторического, медицинского, научного, экономического, экологического, педагогического сознания. Рассмотрение прогностической функции с учетом философского инструментария сегодня актуализируется в связи со специфическими чертами философского подхода к общественному сознанию. На этом основании можно спрогнозировать, что в перспективе будут развиваться новые формы общественного сознания — это управленческое, техническое и информационное сознание.

Можно также спрогнозировать, что в будущем на первое место выдвигается информационное сознание, что связано с развитием СМИ, прежде всего Интернет, а также с повышением роли информационного взаимодействия в современном мире.

1 Аршабеков Н.Р. Функции социальной философии в разработке теории социальных трансформаций // Вестник ОГУ. 2006. № 7. С. 108.

2 Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопр. философии. 2009. № 1. С. 7.

© Арутюнян К.С., 2013

PAGE  79


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54223. Розвязування задач і вправ на ділення десяткових дробів на натуральне число 73.5 KB
  Мета: формувати навички ділення десяткового дробу на натуральне число; навчити застосовувати правила ділення десяткового дробу на натуральне число та розв’язувати завдання які передбачають застосування цього правила; навчити розв’язувати рівняння на знаходження...
54224. Корекція знань, умінь, навичок. Масштаб 291.5 KB
  Організаційний момент Учні вітають гостей. Вчитель повідомляє про те що за роботу на відкритому уроці всі учні отримають оцінку. Учні користуються зошитами для контрольних робіт виставляють оцінки в щоденники. Вправа Мікрофон: учні формулюють основні правила на використання дій з десятковими дробами.
54225. Узагальнюючий урок по темі «Звичайні дроби» 273 KB
  А які знання ми з вами застосували при поділі цих цукерок Знання про звичайні дроби. Я думаю що ви ще раз переконалися що знати все про звичайні дроби корисно а інодіще й смачно Правда Тому на сьогоднішньому уроці ми з вами пригадаємо все що вивчили про звичайні дроби. Але він каже що теж дещо знає про дроби.
54226. Множення і ділення натуральних чисел, їх властивості 231 KB
  Вироблення навиків розв’язування вправ на множення і ділення натуральних чисел. Розв’язування рівнянь на основі залежностей між компонентами дій множення і ділення розв’язувати текстові задачі що потребують використання залежностей між величинами зокрема розв’язувати задачі за допомогою рівнянь Обладнання: Дидактичний матеріал із завданнями для різних етапів уроку. Сьогодні ми повинні повторити всі прийоми множення та ділення переконатися що ми навчилися виконувати вправи на множення та ділення натуральних чисел розв’язувати...
54227. Практичне застосування відсотків 209.5 KB
  Мета: Поглибити знання з теми; Розвивати в учнів пізнавальний інтерес уміння використовувати набуті знання навички й уміння в нових ситуаціях; Формувати навички взаємоконтролю і самоконтролю уміння об’єктивно оцінити результати індивідуальної роботи; Виховувати інтерес до математики почуття колективізму та вміння працювати в групах. Удосконалити практичні вміння та навички розв’язувати задачі на відсотки. Оцінити рівень засвоєння учнями знань та вмінь розв’язувати задачі на відсотки. Ви розв’язували багато задач на відсотки.
54228. Решение задач с помощью уравнений 297 KB
  Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, инидвидуальные карточки с дополнительными, тестовими заданиями, роздаточный матеріал «Алгоритм решения задач с помощью уравнений»
54229. Действия с натуральными числами 148.5 KB
  Цель: обобщить, систематизировать знания и умения учащихся по теме; закрепить навыки решения задач и упражнений на действия с натуральными числами; развивать четкость и логику мышления; воспитывать чувство патриотизма, гордости, любви к Украине, родному городу Луганску.
54230. Розвязування задач на додавання і віднімання натуральних чисел 106.5 KB
  Мета: Навчальна: удосконалити вміння застосовувати правила та властивості додавання і віднімання натуральних чисел до розв’язування задач; Розвивальна: сприяти розвитку логічного мислення обчислювальних навичок учнів культуру математичної мови і записів; формувати інтерес до математики; Виховна: виховувати самостійність наполегливість взаємодовіру навчити працювати за аналогією. Обладнання і наочність: плакати з короткими...
54231. Дії з натуральними числами 3.21 MB
  Мета: узагальнення та систематизація знань, умінь та навичок; розвиток логічного мислення, обчислювальних навичок, інтересу до математики, культури математичного мовлення, самостійності; виховання віри в свої сили, уважності, наполегливості.