65940

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Научная статья

Логика и философия

Для более четкого и конкретного определения функций философии следует учесть дифференциацию форм социально-философской рефлексии. В наиболее общей форме эта дифференциация заключается в принципиальном отличии двух типов социальной философии...

Русский

2014-08-11

34 KB

1 чел.

К.С. Арутюнян, ст. преп.

Рязанский государственный

радиотехнический университет

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Для более четкого и конкретного определения функций философии, следует учесть дифференциацию форм социально-философской рефлексии.

В наиболее общей форме эта дифференциация заключается в принципиальном отличии двух типов социальной философии:

  1.  Социальная философия является частью «авторских философских систем». Такого рода социальная философия уникальна, подчиняется своим собственным внутрисистемным критериям рациональности.
  2.  Социально-философские конструкции могут быть рассмотрены в качестве определенного типа научной теории, построенной на общих принципах научной рациональности и отвечающей критериям достоверности. По отношению к социально-философским концепциям такого типа (как к научно-теоретическому измерению социальной философии) теряют смысл характеристики уникальности, обращенные к системам авторской философии1.

Разумеется, различие «авторской» и «научной» составляющих социальной философии не должно интерпретироваться как их противопоставление. Но эту дифференциацию важно проводить в контексте учета отечественных традиций развития социальной философии в советский период.

Имеется в виду господствовавшая доктрина о том, что социально-историческая философия К. Маркса является в то же время единственной научной теорией общественного развития.

Данная доктрина носила идеологический характер, определяя пути развития теоретических и эмпирических исследований в области социально-гуманитарных дисциплин. В настоящее время марксистко-ленинская догматика в обществах модернизационного типа уступила место не плюрализму, а соединению методологической анархии с либеральной догматикой, выступающей с теми же самыми претензиями на универсальность своих принципов, что и ее идеологический протагонист.

Потребность в предвосхищающем знании непосредственно укоренена как в индивидуальном, так и общественном сознании. Большинство форм теоретического освоения социальной реальности ориентировано на выяснение оснований и выработку процедур опережающего отражения. Мотивированность прогнозирования социальных процессов возрастает в кризисные периоды эволюции общества.

Однако в социальной философии выделение прогностической функции вовсе не является самоочевидным и общепринятым. Более того, в истории философии крайне редко обращались к теме предвосхищения будущего.

В рамках анализа теоретического знания проблему прогнозирования исследовал В.С. Степин, который настаивал на рассмотрение прогноза как атрибутивной характеристики философского знания. Философия способна создавать необходимые для научного исследования категориальные матрицы до того, как наука начинает осваивать объекты. Примерами таких категориальных матриц автор считал идеи Демокрита, Лейбница и др.2

В марксизме традиционно выделялись шесть форм общественного сознания (политика, право, мораль, искусство, религия, философия). При этом в основании выделения форм в марксизме были положены не потребности абсолютной идеи в развитии и самопознании, а закономерности общественного развития.

Однако с 1970-х гг. в социальной философии активно обсуждается вопрос о формировании новых форм общественного сознания. Основанием необходимости выделения таких форм служат представления об усложнении социальной системы. Термин «новые» здесь следует понимать условно, так как некоторые из выделяемых с 1970-х гг. в отечественной философии «новых» форм общественного сознания реально возникли гораздо раньше.

В отечественной социальной философии даются попытки обоснования как минимум шести «новых» форм общественного сознания: исторического, медицинского, научного, экономического, экологического, педагогического сознания. Рассмотрение прогностической функции с учетом философского инструментария сегодня актуализируется в связи со специфическими чертами философского подхода к общественному сознанию. На этом основании можно спрогнозировать, что в перспективе будут развиваться новые формы общественного сознания — это управленческое, техническое и информационное сознание.

Можно также спрогнозировать, что в будущем на первое место выдвигается информационное сознание, что связано с развитием СМИ, прежде всего Интернет, а также с повышением роли информационного взаимодействия в современном мире.

1 Аршабеков Н.Р. Функции социальной философии в разработке теории социальных трансформаций // Вестник ОГУ. 2006. № 7. С. 108.

2 Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопр. философии. 2009. № 1. С. 7.

© Арутюнян К.С., 2013

PAGE  79


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79670. Higher education in the USA 16.29 KB
  Most of the students bout 80 per cent study t public institutions of higher eduction becuse tuition fees here re much lower. In the US higher eduction is period of dvnced study following the completion of secondry eduction.
79671. Pollution 16.58 KB
  In this world round us there re two things tht do not belong to ny one country: ir nd ocen wter. Mny ships sil in the ocen wter fishing ships some ships crrying people some crrying oil. In cse of ships losing some of the oil in the wter the wter becomes dirty. we must lern to protect the wter the ir nd the erth from pollution.
79672. My working day 15.6 KB
  I am usually get up at 6 o’clock. I go to the bathroom, wash my face and clean my teeth. At half past 6 I have breakfast.
79673. Higher education in Great Britain 16.91 KB
  In lecture the student is one of lrge number of students. In seminr he rises problem nd discusses them with his fellow students. If students pss their finl exm t the end of threeyer course they get their first degree. Students with first degree become Bchelors of rts or Sciene nd cn put B.
79674. My university 18.07 KB
  I`d like to tell you about my university. The Krasnodar Polytechnic Institute was founded in 1930. It is one of the oldest higher educational institutions in Krasnodar.
79675. Great Britain 18.08 KB
  Winters in Gret Britin re not cold nd summers re not hot. Gret Britin is highly developed industril country. Gret Britin is country with old culturl trditions nd customs.
79676. Alfred Nobel 19.57 KB
  Most of the fmily returned to Sweden in 1859 where lfred rejoined them in 1863 beginning his own study of explosions in his fthers lbortory.
79677. Формирование организационной культуры в Челябинской епархии 1.89 MB
  Организационная культура представляет собой опыт коллективной деятельности. А именно: опыт организации коллективной деятельности, опыт управления ею. Этот опыт может быть зафиксирован как в писаных документах, правилах, регламентах, уставах, так и в неписаных обычаях, нормах, привычках, устных преданиях и других формах регулирования поведения людей.
79678. Система нематериального стимулирования персонала для повышения эффективности работы организации 203 KB
  Сравнительный анализ российского и зарубежных опытов к мотивации персонала. Корпоративные мотиваторы. Потребности сотрудников и персональная мотивация. Внедрение поддержка и коррекция системы мотивации в компании...