65943

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования которая в свою очередь перерастает в еще более сложную проблему тотального безразличия человека в современном обществе безразличия к Другому и со стороны Другого.

Русский

2014-08-11

30.5 KB

0 чел.

Е.В. Биричева, асп.

Уральский федеральный университет

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования, которая, в свою очередь, перерастает в еще более сложную проблему тотального безразличия человека в современном обществе, безразличия к Другому и со стороны Другого. Безразличие (как демонстрируемое, так и скрываемое) является сигналом, проявлением отсутствия переживания. В экзистенциальном плане переживание — это то, что дает опыт уникального существования человеческому «Я», проще говоря, то, что делает меня мной. В отсутствии переживания фактичность, уникальность существования «Я» рассеивается. Безразличие оборачивается потерей себя именно как без-различие: отсутствие различия на границе «Я – Другой», в силу чего о собственном существовании уже не может идти речи.

Другое «Я», которому становится нечему себя противопоставить во взаимоотношении в условиях безразличия, также оказывается в ситуации потери себя. Другой важен, в первую очередь, как онтологический Другой, который возникает в свете фундаментального экзистенциального вопроса «кто я?». Задаваясь этим вопросом, человек реализуется как строящий себя проект. Но в отсутствии Другого «Я» не имело бы пространства для осуществления собственного проекта. Другой для «Я» представляет возможный мир, вносит категорию «возможного» в мир «Я», благодаря чему появляется возможность совершения экзистенциального выбора. Кроме того, в ответе на вопрос «кто я?» мы неизбежно выходим к границе самого «Я», определение которого, будучи составлено из внутренних «содержаний», ускользает само от себя в силу постоянного становления «Я». Для «Я», понятого в модусе непрерывного самотворчества, важнейшим становится движение различения, осуществляемое на границе «Я – мир», в том числе, и на границе «Я – Другой». Таким образом, разворачивание «Я» как экзистенциального проекта, в первую очередь, требует предельной онтологической ответственности. Каждый в ответственности за Другого и за мир в целом, поскольку является в своем бытии частью отношения — всегда взаимо-отношения.

Представляется, что понимание экзистенциальной ответственности может оказаться достаточно продуктивным в плане переосмысления философских оснований современной педагогики. С одной стороны, образование, предполагающее триединство обучения, развития и воспитания, не должно оставлять в стороне вопросы личностного развития человека и воспитания экзистенциальной ответственности за Другого и за окружающий мир у становящегося «Я». Данное положение не является абстрактным: его можно реализовать на практике в воспитательной составляющей образования даже в ходе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, продумывание вопроса «что будет, если все так поступят?» способно настроить учащегося быть в ответственности за экологическую ситуацию вокруг (элементарно, не бросать мусор мимо урны и т.п.). С другой стороны, преподаватель, ощущающий ответственность за становление «Я» учащихся, являясь настоящим Другим, отвечающим на собственный онтологический вопрос в реализации своего призвания, сам не будет безразличен к педагогическому процессу. Осуществляя свое самотворчество, он становится способным включить переживание в другом «Я», вдохновляя его на собственное вопрошание, становление в открытии того, что является личностно значимым для учащегося. Ответственное отношение преподавателя к учащемуся обеспечивает осмысленный отбор педагогических технологий, а также осуществление педагогической рефлексии, позволяющей гибко применять выбираемую стратегию преподавания в целях преодоления безразличия со стороны учащегося.

© Биричева Е.В., 2013

PAGE  81


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23777. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями 165.5 KB
  Основная цель: формировать способность к рефлексии деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений; тренировать способность: а к анализу выявлению оптимального алгоритма решения длинных примеров; б к использованию критерия возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную; в к использованию алгоритма умножения десятичных дробей на 10 100 1000 и т. умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел на...
23780. Задачи на движение по реке 64 KB
  Вычислите скорость Алёши если он прошёл это расстояние за: 1 ч; 2 ч; 3 ч. В каких единицах получилась скорость Какие единицы измерения скорости вы знаете Приведите примеры объектов которые движутся с такими скоростями. Чему равна скорость течения реки 20 м мин б Скорость течения реки 20 м мин. Индивидуальное задание: Скорость движения теплохода vсоб.
23781. Предмет культурології. Підходи до визначення культури 154.5 KB
  Предмет культурології — обєктивні закономірності світових і національного культурного процесів, памятники і явища матеріальної й духовної культури, фактори й передумови, що управляють виникненням, формуванням і розвитком культурних інтересів і потреб людей
23782. Задачи на движение по реке 94.5 KB
  Что мы научились находить в задачах на движение по реке Скорость по течению скорость против течения собственную скорость скорость течения. Какой ещё вы можете сделать вывод из условия задачи Плот плывёт с той же скоростью что и река значит скорость плота равна скорости течения. S плот 0 40 1 катер 4 5 1 скорость течения = = 1 : = 5 Каков способ решения аналогичных задач Всё расстояние принимаем за 1 а дальше используем выведенные формулы. 1 1 : 7 = пути собственная скорость катера.