65946

Цена: функции; факторы, влияющие на ее величину

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Цена — экономическое понятие. Цена – результат оценки. Цена есть денежная оценка. В основе оценки могут лежать как объективные, так и субъективные критерии. Цена – денежная характеристика блага.

Русский

2014-08-11

48.5 KB

1 чел.

Цена: функции; факторы, влияющие на ее величину.

Цена — экономическое понятие. Цена – результат оценки. Цена есть денежная оценка. В основе оценки могут лежать как объективные, так и субъективные критерии. Цена – денежная характеристика блага.

2 основных подхода к определению понятия "цена":

  •  Цена обусловлена объективными затратами (Карл Маркс, Адам Смит)
  •  Цена обусловлена субъективной оценкой полезности (Ж.Б Сэй, Д. Рикардо)

В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие:

  1.  Денежное выражение стоимости;
  2.  Денежное выражение системы ценообразующих факторов;
  3.  Инструмент рыночной конкуренции;
  4.  Характеристика товара на рынке;
  5.  Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);
  6.  Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);
  7.  Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;
  8.  Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинга-микс). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.

Цена выполняет ряд только ей присущих функций, тесно связанных с действием объективных экономических законов. Именно последние определяют роль и место цен в механизме хозяйствования. Функции цены характеризуются совокупностью свойств, объективно принадлежащих ей как экономической категории. В свою очередь, посредством функций цены проявляются ее сущность, роль и место в регулировании воспроизводственного процесса.

Функции цен представляют собой наиболее общие свойства, которые не только объективно присущи категории "цена", но и являются характерными для любого вида цен. Наиболее распространенной в экономической литературе является точка зрения о том, что в условиях рыночной экономики цена обладает такими функциями, как измерительная, учетная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная, сбалансированности спроса и предложения.

  •  Измерительная функция цены. Посредством использования измерительной функции цены появляется возможность определить количество денег, которое покупатель согласен уплатить, а продавец получить за проданный товар.
  •  Учетная функция цены. С помощью учетной функции натурально-вещественная форма товаров преобразуется в стоимостную, получает денежную оценку.
  •  При выполнении регулирующей функции цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов, тем самым она уравновешивает спрос и предложение путем соединения их с платежеспособностью товаропроизводителя и потребителя.
  •  Стимулирующая функция цены связана с тем, что цена в условиях рыночной экономики дает возможность альтернативного выбора принятия того или иного решения.
  •  Перераспределительная функция цены обеспечивает распределение и перераспределение доходов. Фактически посредством этой функции цены происходит перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями и секторами национальной экономики, регионами страны и социальными группами населения, т.е. осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий и населения
  •  Функция сбалансированности спроса и предложения. Данная функция цены проявляется в том, что при дефиците товары могут продаваться по более высокой цене, а рри избытке товары реализуются по более низким ценам, что является сигналом для производителя об уменьшении объемов производства.

Ценообразующие факторы в современных условиях рынка:

  1.  Затраты;
  2.  Ценность товара;
  3.  Спрос и его эластичность;
  4.  Конкуренция;
  5.  Государственное влияние.

Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

Пассивное ценообразование. Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара — лидера, цена среднеотраслевая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52956. Їжа. Фрукти та овочі 37.5 KB
  Розглянь малюнки і скажи, яку піцу любить Джулія, а яку Мері.T: What does Julia like on her pizza? P: She like tomatoes, cheese, sausage and a cucumber on her pizza. T: What does Mary like on her pizza? P: She like meat, eggs, onion, mushrooms, tomatoes and some oil on her pizza. Згадування слів usually, never. Гра “Find the difference”.s n pple Wht colour is this fruit Its red. T: Wht does Juli like on her pizz P: She like tomtoes cheese susge nd cucumber on her pizz. T: Wht does Mry like on her pizz P: She like met eggs onion mushrooms tomtoes nd some oil on her pizz. T: Wht is yellow in your picture P: Bnns lemons nd oil.
52958. ПРОГРАМА ФІЛОСОФСЬКО-ПРАВОВОГО КЛУБУ «ФЕМІДА» 145.5 KB
  Мета програми підвищення рівня правової культури та набуття школярами необхідних правових знань формування у них поваги до права. Поставлена мета передбачає вирішення таких завдань: сприяти формуванню у дітей розуміння фундаментальних принципів і цінностей таких як права людини демократія правова держава тощо що складають основу демократичного суспільства в Україні; ознайомити учнів із основами правознавства важливою роллю права в житті окремої особистості та всього суспільства прищепити інтерес до права та мотивувати його...
52959. Фестиваль педагогического мастерства как форма повышения профессиональной компетентности современного учителя 81 KB
  Поиск форм совершенствования качества научнометодической деятельности Гвардейского УВК привел нас к идее организации комплексного сквозного образовательного мероприятия Фестиваля По ступенькам творчества к вершинам мастерства направленного на решение актуальных задач таких как: 1. Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива. Организаторы Фестиваля определили что таковыми условиями прежде всего должны быть: Освоение успешного опыта коллег;...
52960. Feste und Bräuche Winterfeste in Deutschland 56.5 KB
  Zu diesem Fest basteln die Kinder mit ihren Eltern Laternen. Am Abend nehmen die Kinder ihre Laternen und gehen von Haus zu Haus. Ihre Laternen leuchten, und am Himmel leuchten der Mond und die Sterne. Die Kinder singen Lieder und bekommen Süßigkeiten. Alle finden dieses Fest lustig. (der Martinstag)
52961. Feste in der Ukraine. Свята в Україні 90.5 KB
  Мета.1.Ознайомити учнів з новою лексикою до теми:"Feste in der Ukraine”; виявити відмінності святкування свят в Німеччині та в Україні; навчати вести бесіду за темою. 2.Розвивати та удосконалювати навички монологічного та діалогічного мовлення за темою; розвивати память, здогадку. 3.Виховувати в учнів любов і повагу до звичаїв та традицій німецького та українського народу
52962. Autumn Festival 56 KB
  Good morning, dear guests. I’m glad to see you. I have got a letter. It is a birthday card. I don’t know whose birthday it is. But I think you like to travel. Let’s come with me to the magic country. Neznaiko and the Queen N: Hi! My name is Neznaiko and who are you? The Queen: Hello, my dear boy. I am a queen. Are you in a good mood? N: Yes, I am.
52963. Musical Festival “The Sounds of Music” 69.5 KB
  P1 - Good afternoon, everybody. P2 - Good afternoon, dear friends. P1 - Welcome to our musical festival “The Sounds of Music” P2 - Today we are going to present you some of the most popular English and American songs. P1 - Let’s listen to a very popular American song about a little car. Children love to sing it.