6595

Человек и культура. Культура и цивилизация

Контрольная

Логика и философия

Человек и культура. Культура и цивилизация. Структура культуры. Функции культуры. Культура и цивилизация. Культура делится на различные типы, виды, формы. Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культ...

Русский

2013-01-06

33.62 KB

2 чел.

Человек и культура. Культура и цивилизация.

1. Структура культуры.

2.Функции культуры.

3.Культура и цивилизация.

1вопрос.

Культура делится на различные типы, виды, формы.

Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культуру.

В материальную культуру входит сфера материального производства и ее продукты:

культура труда и материального производства;

культура быта;

культура места жительства (жилища, дома, деревни, города);

культура отношения к собственному телу;

физическая культура.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты:

религию;

 

искусство;

 

науку;

 

философию;

 

право;

 

мораль;

К основным видам культуры относят:

доминирующую, субкультуру, контркультуру;

сельскую и городскую культуры;

обыденную и специализированную культуру.

 

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура - обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит и находится в конфликте с ее господствующими ценностями (молодежное движение хиппи, культура богемы).

Обыденная культура - часть повседневной реальности, ограниченная своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы:

 

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей -высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Народная культура - состоит из двух видов: популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы, а фольклорная - его прошлое (легенды, сказки, народные предания, эпос). Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной -город. Аудитория народной культуры - всегда большинство общества, так было в традиционном и индустриальном обществе, но в постиндустриальном - ситуация меняется.

Массовая культура - не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она понятная и доступна всем возрастам, независимо от уровня образования, у нее самая широкая аудитория и она является авторской, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, она забавна, развлекательна, связана с коммерцией. Особое качество массовой культуры - способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио.

2вопрос.

Культура выполняет несколько жизненно важных функций:

- социализации, то есть формирования и воспитания человека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не сможет стать человеком;

- познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

регулятивная или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества;

коммуникативная - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

ценностная, или аксиологическая - способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать плохое и хорошее, злое и доброе, безобразное и прекрасное.;

творческая - находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры;

развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Сегодня стать универсальной личностью трудно, но в то же время возросли возможности быть культурным человеком, назовем основные характеристики культурного человека:

объем и глубина знаний, которыми человек обладает;

высокая квалификация и мастерство, профессиональные умения;

нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм и правил поведения;

владение компьютером и иностранными языками;

быть экологически воспитанным.

К проявлениям антикультуры относят нарушение прав человека, низкий профессионализм, страсть к наживе, обогащение любой ценой, потеря чести, совести, долга, корысть, цинизм, грубость, невежество, безнравственность. Пополняют этот список аморальные поступки, неуважительное отношение к старшим, традициям, представителям другой конфессии, национальности, конформизм, пропаганда через СМИ насилия, мистицизма, распущенности, романтизация преступного мира, поклонение инстинктам и др.

3вопрос.

В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

Первоначально термин «цивилизация» тесно переплетался с понятием «культура», однако появились концепции, основанные на несовместимости культуры и цивилизации. Несмотря на то, что между этими явлениями имеется много общего, культура и цивилизация в современном понимании рассматриваются как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности.

Проблема цивилизации является одной из основных в философии истории. Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению О. Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация - это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. А.Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием.

Согласно А. Тойнби и О. Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.

В современной социальной философии выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Доиндустриальная цивилизация соответствует традиционному типу общества и основана на сельскохозяйственном производстве и торговле. Индустриальная цивилизация возникает с развитием техники, ее экономическая основа - промышленное производство. Постиндустриальная цивилизация основана на развитии научного знания, информационных технологий и сферы услуг.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

глобальной (то есть мировой);

континентальной (например, европейская);

национальной (русская, английская, французская);

региональной (североафриканская).

Восточная и западная культуры, их характеристика.

 

В философии и социологии западному типу культуры противопоставляется восточный тип. Его часто называют «традиционным обществом». Исторически восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Индии, междуречья и Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской, буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на самобытность этих культур и возникших на их основе современных восточных культур, им присущи многие общие черты. Образцы поведения и нормы морали передаются от поколения к поколению. Опыт предков рассматривается как высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда подменяя собой содержание.

Научной рациональности на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность, безмятежность, мистицизм народов Востока.

Для Востока не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу - семье, роду, общине, касте.

С этим связаны особенности политического и социально-экономического развития Востока. Для восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому прогрессу, прежде всего. Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры:

- Динамизм и ориентацию на новизну.

- Утверждение достоинства и уважения к личности.

- Индивидуализм.

- Рациональность.

- Идеалы свободы, равенства, терпимости.

- Уважение к частной собственности.

Современную западную цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного научного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг - одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.

Другая особенность западной цивилизации и культуры - усложнение социальных связей и их быстрое изменение. Иногда это происходит неоднократно на протяжении жизни одного поколения. Дети перестают разделять ценности своих родителей, а родители - понимать образ жизни своих детей. Кроме конфликта поколений, рационализация межличностных отношений способствует возникновению чувства отчуждения между людьми.

Решающими факторами в развитии западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство.

Особенности современной цивилизации: ее основные черты и противоречия.

Согласно концепции А. Тойнби, эпоха индустриальной цивилизации (по крайне мере для части человечества) закончилась и человечество вступает в следующий этап развития - постиндустриальную цивилизацию. При этом мы живем сегодня в переходное время - период противоборства старых и новых тенденций. Новые тенденции связаны с продолжением научно-технического прогресса, успехи которого должны преобразовать всю систему производства - оно в большей степени будет ориентировано на удовлетворение потребностей человека. Предполагается, что тяжелый и монотонный труд человека должен свестись к минимуму, значительно активизируются творческие возможности личности, от которой будут требоваться обширные знания, умение самостоятельно принимать решения, быстро реагировать на изменение ситуации. Исчезнут гигантские заводы - символы индустриальной эпохи, которые наносили огромный вред окружающей среде, а технические устройства будут изготавливаться миниатюрными - в целях экономии материальных расходов. Появятся безотходные производства, благодаря информационной революции и развитию микроэлектроники в производстве будет возрастать роль небольших предприятий - огромные транснациональные компании будут вынуждены потесниться, уступив место мелкому и среднему бизнесу. Вполне вероятен процесс деурбанизации - оттока населения из городов, что «разгрузит» современные мегаполисы, страдающие от перенаселенности, загрязнения и других проблем. Ученые предполагают, что в общественном развитии будет доминировать «шведская модель» - исчезновение крайних форм противоборства и серьезных противоречий между различными социальными группами. Государство при этом станет меньше вмешиваться в экономику и общественную жизнь в целом. Судя по многим признакам, должна произойти своеобразная «революция духа», потому что кризис системы ценностей достиг своего апогея. Но уже сейчас заметна тенденция к возрождению интереса к религии, «высокой культуре», это и другое говорит о приближении этапа духовного обновления человечества.

Важнейшей тенденцией современной цивилизации является глобализация - т.е. возрастающая целостность мира. Многие ученые видят в глобализации признак начала формирования единой планетарной цивилизации. Заметно усилилась взаимозависимость локальных цивилизаций, события, происходящие в одной стране, нередко влияют на судьбы соседних стран, а порой и мира в целом. Правда, влияние это не всегда бывает положительным - мировые войны, экономические кризисы, опасность распространения ядерного оружия, международный терроризм - далеко не полный перечень примеров такого рода. Но у глобализации есть и другие стороны, вселяющие оптимизм - это формирование всемирного хозяйства, всемирного рынка, укрепление влияния международных организаций, обмен культурными ценностями и научными знаниями, ограничения в сфере военного производства. Но мир остается в целом неоднородным - поэтому сильны и тенденции сепаратизма - стремления к обособлению.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите типы и виды культур. Дайте им краткую характеристику. Что такое массовая культура?

2.Назовите функции культуры.

3.Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура?

Вспомните, какие теории цивилизации излагались в пособии и кому они принадлежат?

4.Что представляет собой глобализация?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35851. Конституційне право України 193.5 KB
  До таких актів належать: Конституція України основне джерело права; конституційні закони закони що вносять зміни й доповнення до Конституції або скасовують її окремі норми; органічні закони закони прийняття яких передбачено в Конституції; поточні закони що містять конституційноправові принципи й норми; інші акти Верховної Ради України та акти Всеукраїнського референдуму; певні нормативні акти Президента України; деякі нормативні постанови Кабінету Міністрів України; рішення та висновки Конституційного Суду...
35854. Ранг матрицы. Теорема о базисном миноре 169.21 KB
  Ранг матрицы Пусть прямоугольная матрица размера : . Назовем арифметическими мерными векторами упорядоченные наборы чисел строки матрицы и обозначим их через . Элементы стоящие на пересечении выбранных строк и столбцов образуют определитель порядка который называется минором порядка матрицы .
35858. Понятие системы. Виды систем 423.67 KB
  Понятие системы. Виды систем: конкретные реальные системы объекты явления процессы и абстрактные системы являющиеся определенными отображениями моделями реальных объектов. Конкретные системы делятся на естественные природные и искусственные созданные человеком. Искусственные системы имеют определенные цели функционирования назначения и управление.