6595

Человек и культура. Культура и цивилизация

Контрольная

Логика и философия

Человек и культура. Культура и цивилизация. Структура культуры. Функции культуры. Культура и цивилизация. Культура делится на различные типы, виды, формы. Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культ...

Русский

2013-01-06

33.62 KB

2 чел.

Человек и культура. Культура и цивилизация.

1. Структура культуры.

2.Функции культуры.

3.Культура и цивилизация.

1вопрос.

Культура делится на различные типы, виды, формы.

Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культуру.

В материальную культуру входит сфера материального производства и ее продукты:

культура труда и материального производства;

культура быта;

культура места жительства (жилища, дома, деревни, города);

культура отношения к собственному телу;

физическая культура.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты:

религию;

 

искусство;

 

науку;

 

философию;

 

право;

 

мораль;

К основным видам культуры относят:

доминирующую, субкультуру, контркультуру;

сельскую и городскую культуры;

обыденную и специализированную культуру.

 

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура - обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит и находится в конфликте с ее господствующими ценностями (молодежное движение хиппи, культура богемы).

Обыденная культура - часть повседневной реальности, ограниченная своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы:

 

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей -высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Народная культура - состоит из двух видов: популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы, а фольклорная - его прошлое (легенды, сказки, народные предания, эпос). Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной -город. Аудитория народной культуры - всегда большинство общества, так было в традиционном и индустриальном обществе, но в постиндустриальном - ситуация меняется.

Массовая культура - не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она понятная и доступна всем возрастам, независимо от уровня образования, у нее самая широкая аудитория и она является авторской, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, она забавна, развлекательна, связана с коммерцией. Особое качество массовой культуры - способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио.

2вопрос.

Культура выполняет несколько жизненно важных функций:

- социализации, то есть формирования и воспитания человека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не сможет стать человеком;

- познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

регулятивная или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества;

коммуникативная - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

ценностная, или аксиологическая - способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать плохое и хорошее, злое и доброе, безобразное и прекрасное.;

творческая - находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры;

развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Сегодня стать универсальной личностью трудно, но в то же время возросли возможности быть культурным человеком, назовем основные характеристики культурного человека:

объем и глубина знаний, которыми человек обладает;

высокая квалификация и мастерство, профессиональные умения;

нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм и правил поведения;

владение компьютером и иностранными языками;

быть экологически воспитанным.

К проявлениям антикультуры относят нарушение прав человека, низкий профессионализм, страсть к наживе, обогащение любой ценой, потеря чести, совести, долга, корысть, цинизм, грубость, невежество, безнравственность. Пополняют этот список аморальные поступки, неуважительное отношение к старшим, традициям, представителям другой конфессии, национальности, конформизм, пропаганда через СМИ насилия, мистицизма, распущенности, романтизация преступного мира, поклонение инстинктам и др.

3вопрос.

В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

Первоначально термин «цивилизация» тесно переплетался с понятием «культура», однако появились концепции, основанные на несовместимости культуры и цивилизации. Несмотря на то, что между этими явлениями имеется много общего, культура и цивилизация в современном понимании рассматриваются как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности.

Проблема цивилизации является одной из основных в философии истории. Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению О. Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация - это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. А.Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием.

Согласно А. Тойнби и О. Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.

В современной социальной философии выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Доиндустриальная цивилизация соответствует традиционному типу общества и основана на сельскохозяйственном производстве и торговле. Индустриальная цивилизация возникает с развитием техники, ее экономическая основа - промышленное производство. Постиндустриальная цивилизация основана на развитии научного знания, информационных технологий и сферы услуг.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

глобальной (то есть мировой);

континентальной (например, европейская);

национальной (русская, английская, французская);

региональной (североафриканская).

Восточная и западная культуры, их характеристика.

 

В философии и социологии западному типу культуры противопоставляется восточный тип. Его часто называют «традиционным обществом». Исторически восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Индии, междуречья и Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской, буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на самобытность этих культур и возникших на их основе современных восточных культур, им присущи многие общие черты. Образцы поведения и нормы морали передаются от поколения к поколению. Опыт предков рассматривается как высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда подменяя собой содержание.

Научной рациональности на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность, безмятежность, мистицизм народов Востока.

Для Востока не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу - семье, роду, общине, касте.

С этим связаны особенности политического и социально-экономического развития Востока. Для восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому прогрессу, прежде всего. Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры:

- Динамизм и ориентацию на новизну.

- Утверждение достоинства и уважения к личности.

- Индивидуализм.

- Рациональность.

- Идеалы свободы, равенства, терпимости.

- Уважение к частной собственности.

Современную западную цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного научного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг - одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.

Другая особенность западной цивилизации и культуры - усложнение социальных связей и их быстрое изменение. Иногда это происходит неоднократно на протяжении жизни одного поколения. Дети перестают разделять ценности своих родителей, а родители - понимать образ жизни своих детей. Кроме конфликта поколений, рационализация межличностных отношений способствует возникновению чувства отчуждения между людьми.

Решающими факторами в развитии западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство.

Особенности современной цивилизации: ее основные черты и противоречия.

Согласно концепции А. Тойнби, эпоха индустриальной цивилизации (по крайне мере для части человечества) закончилась и человечество вступает в следующий этап развития - постиндустриальную цивилизацию. При этом мы живем сегодня в переходное время - период противоборства старых и новых тенденций. Новые тенденции связаны с продолжением научно-технического прогресса, успехи которого должны преобразовать всю систему производства - оно в большей степени будет ориентировано на удовлетворение потребностей человека. Предполагается, что тяжелый и монотонный труд человека должен свестись к минимуму, значительно активизируются творческие возможности личности, от которой будут требоваться обширные знания, умение самостоятельно принимать решения, быстро реагировать на изменение ситуации. Исчезнут гигантские заводы - символы индустриальной эпохи, которые наносили огромный вред окружающей среде, а технические устройства будут изготавливаться миниатюрными - в целях экономии материальных расходов. Появятся безотходные производства, благодаря информационной революции и развитию микроэлектроники в производстве будет возрастать роль небольших предприятий - огромные транснациональные компании будут вынуждены потесниться, уступив место мелкому и среднему бизнесу. Вполне вероятен процесс деурбанизации - оттока населения из городов, что «разгрузит» современные мегаполисы, страдающие от перенаселенности, загрязнения и других проблем. Ученые предполагают, что в общественном развитии будет доминировать «шведская модель» - исчезновение крайних форм противоборства и серьезных противоречий между различными социальными группами. Государство при этом станет меньше вмешиваться в экономику и общественную жизнь в целом. Судя по многим признакам, должна произойти своеобразная «революция духа», потому что кризис системы ценностей достиг своего апогея. Но уже сейчас заметна тенденция к возрождению интереса к религии, «высокой культуре», это и другое говорит о приближении этапа духовного обновления человечества.

Важнейшей тенденцией современной цивилизации является глобализация - т.е. возрастающая целостность мира. Многие ученые видят в глобализации признак начала формирования единой планетарной цивилизации. Заметно усилилась взаимозависимость локальных цивилизаций, события, происходящие в одной стране, нередко влияют на судьбы соседних стран, а порой и мира в целом. Правда, влияние это не всегда бывает положительным - мировые войны, экономические кризисы, опасность распространения ядерного оружия, международный терроризм - далеко не полный перечень примеров такого рода. Но у глобализации есть и другие стороны, вселяющие оптимизм - это формирование всемирного хозяйства, всемирного рынка, укрепление влияния международных организаций, обмен культурными ценностями и научными знаниями, ограничения в сфере военного производства. Но мир остается в целом неоднородным - поэтому сильны и тенденции сепаратизма - стремления к обособлению.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите типы и виды культур. Дайте им краткую характеристику. Что такое массовая культура?

2.Назовите функции культуры.

3.Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура?

Вспомните, какие теории цивилизации излагались в пособии и кому они принадлежат?

4.Что представляет собой глобализация?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79237. Неолиберализм. Монетаризм как альтернатива кейнсианству 347 KB
  Оптимальное количество денег В теории денег есть нечто напоминающее японский сад. Стало распространенным утверждение что в теории денег нет ничего менее существенного чем их количество выраженное в долларах фунтах или песо. Действительно если бы единицей счета вместо доллара стал вдруг цент то нам пришлось бы просто умножить количество денег на 100 как и все другие номинальные величины цены активы обязательства; но никаких других эффектов в экономике это не вызвало бы. Совсем иначе обстоит дело с количеством денег в реальном...
79238. Институционализм как идейно-теоретическая база либерального реформизма 181 KB
  И эта основа становится менее прочной как раз тогда когда высокий уровень издержек и длительный период созревания изделий обусловленные современной техникой требуют значительно большей надежности рынков. Назначение книги ОСНОВУ книги составляют три статьи Природа фирмы 1937 Спор о предельных издержках 1946 и Проблема социальных издержек 1960. Чтобы объяснить почему фирмы существуют и что именно они делают я счел необходимым ввести понятие которое я в этой статье обозначил как издержки использования механизма цен издержки...
79239. Экономическая мысль периода генезиса капитализма: меркантилизм как первая концепция рыночных отношений. Экономическая система физиократов 177.5 KB
  Нация распадается на три класса граждан: класс производительный класс собственников и класс непроизводительный. Непроизводительный класс состоит из всех граждан которые заняты другими услугами и видами труда кроме земледелия и затраты которых оплачиваются производительным классом и классом собственников в свою очередь получающим свои доходы от производительного класса. Экономическая таблица охватывает три указанных класса и ежегодно получаемое ими богатство и описывает обмен commerce между ними в следующей форме. Класс собственников...
79240. Классическая политическая экономия. Экономические системы А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823 гг.) 152 KB
  Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда или из того что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. Напротив у народов цивилизованных и процветающих хотя у них большое число людей совсем не работает причем многие неработающие потребляют в десять а часто и в сто раз большего труда чем...
79241. Идеи классической политической экономии в учениях Т. Мальтуса, Ж.-Б. Сэя., Дж. Ст. Милля 192.5 KB
  Это обстоятельство а также внимание оказанное обществом моему Опыту обязывали меня произвести некоторые исторические исследования с целью изучить влияние закона народонаселения на прошедшее и настоящее состояния общества. Нищета и бедствия производимые чрезмерно быстрым размножением населения бы ли уже замечены и жестокие меры против этих бедствий были указываемы со времен Платона и Аристотеля. Не говоря уже о том что сравнение между возрастанием населения и средств потребления не было никем изложено с достаточной силой и ясностью...
79242. Экономическое учение западно-европейских социалистов и демократическая мысль России 1-й половины XIX века 303.5 KB
  Лучшим средством привлечь их на свою сторону будет возможно полное разъяснение этого вопроса; вот цель какую я себе ставлю обращаясь к различным группам человечества разделяемого мною на три класса: первый это тот к которому имеем честь принадлежать мы с вами; он шествует под знаменем прогресса человеческого духа и состоит из ученых художников и всех людей разделяющих либеральные идеи. Это такое брожение когда все отношения между членами нации становятся непрочными и величайший из всех бичей анархия свободно производит свои...
79243. Марксистская политическая экономия. Структура и логика «Капитала» К. Маркса 313 KB
  Но товарная форма продукта труда или форма стоимости товара есть форма экономической клеточки буржуазного общества. Этот его характер не зависит от того много или мало труда стоит человеку присвоение его потребительных свойств. Как потребительная стоимость он не заключает в себе ничего загадочного будем ли мы его рассматривать с той точки зрения что он своими свойствами удовлетворяет человеческие потребности или с той точки зрения что он приобретает эти свойства как продукт человеческого труда. Потому что вопервых как бы...
79244. Основные идеи русского марксизма. Экономическая мысль России второй половины XIX – начала XX веков. Экономические взгляды народников, Г. В. Плеханова (1856-1918 гг.), В. И. Ленина (1870-1924 гг.) 323 KB
  Для социальной науки предмет которой не личность а коллектив весь капитализм с его бесчисленными противоречиями непрерывной борьбой неустойчивыми равновесиями движением от одних кризисов и революций к другим есть не более как переходная фаза между двумя органическими общественными системами длительная революция методов производства и форм сотрудничества. Но и они должны переходить ко все более глубоким пластам и при нынешней скорости расширения производства угольное будущее этих стран также становится все более темным. Эволюция...
79245. Организация планирования на предприятии. Планирование как инструмент принятия управленческих решений 21.2 KB
  Организация планирования на предприятии. Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности выбора наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов объемов и сроков выпуска товаров выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства распределения и потребления которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов...