6595

Человек и культура. Культура и цивилизация

Контрольная

Логика и философия

Человек и культура. Культура и цивилизация. Структура культуры. Функции культуры. Культура и цивилизация. Культура делится на различные типы, виды, формы. Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культ...

Русский

2013-01-06

33.62 KB

2 чел.

Человек и культура. Культура и цивилизация.

1. Структура культуры.

2.Функции культуры.

3.Культура и цивилизация.

1вопрос.

Культура делится на различные типы, виды, формы.

Внутренняя структура культуры содержит два слоя: материальную и духовную культуру.

В материальную культуру входит сфера материального производства и ее продукты:

культура труда и материального производства;

культура быта;

культура места жительства (жилища, дома, деревни, города);

культура отношения к собственному телу;

физическая культура.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты:

религию;

 

искусство;

 

науку;

 

философию;

 

право;

 

мораль;

К основным видам культуры относят:

доминирующую, субкультуру, контркультуру;

сельскую и городскую культуры;

обыденную и специализированную культуру.

 

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура - обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит и находится в конфликте с ее господствующими ценностями (молодежное движение хиппи, культура богемы).

Обыденная культура - часть повседневной реальности, ограниченная своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы:

 

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей -высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

Народная культура - состоит из двух видов: популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы, а фольклорная - его прошлое (легенды, сказки, народные предания, эпос). Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной -город. Аудитория народной культуры - всегда большинство общества, так было в традиционном и индустриальном обществе, но в постиндустриальном - ситуация меняется.

Массовая культура - не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она понятная и доступна всем возрастам, независимо от уровня образования, у нее самая широкая аудитория и она является авторской, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, она забавна, развлекательна, связана с коммерцией. Особое качество массовой культуры - способность избавлять потребителя от всяких интеллектуальных усилий, проложив для него короткий путь к удовольствию. Решающую роль для формирования массовой культуры сыграло кино, радио.

2вопрос.

Культура выполняет несколько жизненно важных функций:

- социализации, то есть формирования и воспитания человека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не сможет стать человеком;

- познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

регулятивная или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества;

коммуникативная - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

ценностная, или аксиологическая - способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать плохое и хорошее, злое и доброе, безобразное и прекрасное.;

творческая - находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры;

развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Сегодня стать универсальной личностью трудно, но в то же время возросли возможности быть культурным человеком, назовем основные характеристики культурного человека:

объем и глубина знаний, которыми человек обладает;

высокая квалификация и мастерство, профессиональные умения;

нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм и правил поведения;

владение компьютером и иностранными языками;

быть экологически воспитанным.

К проявлениям антикультуры относят нарушение прав человека, низкий профессионализм, страсть к наживе, обогащение любой ценой, потеря чести, совести, долга, корысть, цинизм, грубость, невежество, безнравственность. Пополняют этот список аморальные поступки, неуважительное отношение к старшим, традициям, представителям другой конфессии, национальности, конформизм, пропаганда через СМИ насилия, мистицизма, распущенности, романтизация преступного мира, поклонение инстинктам и др.

3вопрос.

В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация».

Первоначально термин «цивилизация» тесно переплетался с понятием «культура», однако появились концепции, основанные на несовместимости культуры и цивилизации. Несмотря на то, что между этими явлениями имеется много общего, культура и цивилизация в современном понимании рассматриваются как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности.

Проблема цивилизации является одной из основных в философии истории. Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению О. Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация - это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. А.Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием.

Согласно А. Тойнби и О. Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.

В современной социальной философии выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Доиндустриальная цивилизация соответствует традиционному типу общества и основана на сельскохозяйственном производстве и торговле. Индустриальная цивилизация возникает с развитием техники, ее экономическая основа - промышленное производство. Постиндустриальная цивилизация основана на развитии научного знания, информационных технологий и сферы услуг.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

глобальной (то есть мировой);

континентальной (например, европейская);

национальной (русская, английская, французская);

региональной (североафриканская).

Восточная и западная культуры, их характеристика.

 

В философии и социологии западному типу культуры противопоставляется восточный тип. Его часто называют «традиционным обществом». Исторически восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Индии, междуречья и Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской, буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на самобытность этих культур и возникших на их основе современных восточных культур, им присущи многие общие черты. Образцы поведения и нормы морали передаются от поколения к поколению. Опыт предков рассматривается как высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда подменяя собой содержание.

Научной рациональности на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность, безмятежность, мистицизм народов Востока.

Для Востока не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу - семье, роду, общине, касте.

С этим связаны особенности политического и социально-экономического развития Востока. Для восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому прогрессу, прежде всего. Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры:

- Динамизм и ориентацию на новизну.

- Утверждение достоинства и уважения к личности.

- Индивидуализм.

- Рациональность.

- Идеалы свободы, равенства, терпимости.

- Уважение к частной собственности.

Современную западную цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного научного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг - одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.

Другая особенность западной цивилизации и культуры - усложнение социальных связей и их быстрое изменение. Иногда это происходит неоднократно на протяжении жизни одного поколения. Дети перестают разделять ценности своих родителей, а родители - понимать образ жизни своих детей. Кроме конфликта поколений, рационализация межличностных отношений способствует возникновению чувства отчуждения между людьми.

Решающими факторами в развитии западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство.

Особенности современной цивилизации: ее основные черты и противоречия.

Согласно концепции А. Тойнби, эпоха индустриальной цивилизации (по крайне мере для части человечества) закончилась и человечество вступает в следующий этап развития - постиндустриальную цивилизацию. При этом мы живем сегодня в переходное время - период противоборства старых и новых тенденций. Новые тенденции связаны с продолжением научно-технического прогресса, успехи которого должны преобразовать всю систему производства - оно в большей степени будет ориентировано на удовлетворение потребностей человека. Предполагается, что тяжелый и монотонный труд человека должен свестись к минимуму, значительно активизируются творческие возможности личности, от которой будут требоваться обширные знания, умение самостоятельно принимать решения, быстро реагировать на изменение ситуации. Исчезнут гигантские заводы - символы индустриальной эпохи, которые наносили огромный вред окружающей среде, а технические устройства будут изготавливаться миниатюрными - в целях экономии материальных расходов. Появятся безотходные производства, благодаря информационной революции и развитию микроэлектроники в производстве будет возрастать роль небольших предприятий - огромные транснациональные компании будут вынуждены потесниться, уступив место мелкому и среднему бизнесу. Вполне вероятен процесс деурбанизации - оттока населения из городов, что «разгрузит» современные мегаполисы, страдающие от перенаселенности, загрязнения и других проблем. Ученые предполагают, что в общественном развитии будет доминировать «шведская модель» - исчезновение крайних форм противоборства и серьезных противоречий между различными социальными группами. Государство при этом станет меньше вмешиваться в экономику и общественную жизнь в целом. Судя по многим признакам, должна произойти своеобразная «революция духа», потому что кризис системы ценностей достиг своего апогея. Но уже сейчас заметна тенденция к возрождению интереса к религии, «высокой культуре», это и другое говорит о приближении этапа духовного обновления человечества.

Важнейшей тенденцией современной цивилизации является глобализация - т.е. возрастающая целостность мира. Многие ученые видят в глобализации признак начала формирования единой планетарной цивилизации. Заметно усилилась взаимозависимость локальных цивилизаций, события, происходящие в одной стране, нередко влияют на судьбы соседних стран, а порой и мира в целом. Правда, влияние это не всегда бывает положительным - мировые войны, экономические кризисы, опасность распространения ядерного оружия, международный терроризм - далеко не полный перечень примеров такого рода. Но у глобализации есть и другие стороны, вселяющие оптимизм - это формирование всемирного хозяйства, всемирного рынка, укрепление влияния международных организаций, обмен культурными ценностями и научными знаниями, ограничения в сфере военного производства. Но мир остается в целом неоднородным - поэтому сильны и тенденции сепаратизма - стремления к обособлению.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите типы и виды культур. Дайте им краткую характеристику. Что такое массовая культура?

2.Назовите функции культуры.

3.Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура?

Вспомните, какие теории цивилизации излагались в пособии и кому они принадлежат?

4.Что представляет собой глобализация?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36975. Дослідження параметрів зворотноосмотичної системи очищення водопровідної води 99 KB
  В даному випадку мембрана проникна для води і непроникна для солі тому вода може проходити через мембрану в обох напрямках а сіль не може. В звязку із тим що зворотний перетік відсутній в частині посудини із чистою водою рівень рідини буде зменшуватись а в частині із сольовим розчином збільшуватись до тих пір доки тиск водяного стовпа надлишок над рівнем рідини в частині з чистою водою зросте настільки що сила його буде стримувати перетік води. Якщо в частині із сольовим розчином створити тиск який перевищує осмотичний то...
36976. Призначення та основні технічні характеристики гірокомпаса Круїз 78.24 KB
  Прилад ЦП01 є центральним приладом ГК Круїз і складається з гіростабілізованої платформи з ДНГ і акселерометром у кардановому підвісі елементів слідкуючої системи і системи керування ДНГ. Основним ЧЕ розглянутого ГК є динамічно настроюваний гіроскоп ДНГ.1 подана спрощена схема ДНГ.за допомогою внутрішнього карданового підвісу з валом 2 привідного електродвигуна 3 статор якого закріплений у корпусі ДНГ показаному на рисунку пунктирною лінією.
36977. Дослідження впливу вмісту солей у вхідному розчині та тиску на мембрану на параметри зворотноосмотичної системи опріснення морської води 325.03 KB
  Вхідний водний розчин солі із місткості 1 подається на передфільтр 2 де відбувається первинна очистка його. приготувати 10 л водного розчину солі NCl із концентрацієюСвх = 1 або 10000 мг л 10 г солі на 1 л води; залити розчин солі в місткість для вхідної рідини; підготувати до функціонування блок вимірювання електричноїпотужності; включити установку в мережу електроживлення через блоквимірювання електричної потужності.5 хв зробити бажано одночасно заміри...
36978. Встановлення і налаштування веб-сервера (Windows, Linux) 1.27 MB
  Встановлення IIS Windows У Windows 2000 Server компонент IIS встановлювався за замовчуванням. У WS03 необхідно інсталювати IIS вручну згідно нової концепції Microsoft Вимкнено за замовчуванням . IIS більше не є частиною установки за замовчуванням. Нижче наведено основні кроки при встановленні IIS: В Control Pnel Панель управління клацніть на значкуdd or Remove Progrms Установка і видалення програм для відкриття діалогового вікна.
36979. Дослідження процесу розробки класів програмними засобами для різних задач 14.3 KB
  Розробіть класи для задачі про філософів що обідають. Розробіть класи для підписки на журнали. Розробіть класи для редактора графічних документів що підтримують групування обєктів.
36980. ПОВІРКА ВОЛЬТМЕТРА УНІВЕРСАЛЬНОГО В7-16 ТА ПРЯМЕ ВИМІРЮВАННЯ ОПОРУ РЕЗИСТОРА 226.5 KB
  ПРИЗНАЧЕННЯ Вольтметр універсальний В716 призначений для автоматичного виміру: напруги постійного струму; напруги змінного струму; активних опорів. У вхідному пристрої напруга постійного струму приводиться за допомогою дільника до номінальної межі і далі надходить на вхід підсилювача диференційного напруга змінного струму приводиться до номінальної межі і надходить на перетворювач напруги змінного струму в напругу постійного струму а потім на вхід підсилювача диференційного. Другий каскад разом з першим забезпечує загальний...
36981. ВИБІР СИСТЕМИ ТРУДОВОГО та професійного НАВЧАННЯ 89 KB
  Методика трудового та професійного навчання частина І. Проектнотехнологічна система трудового навчання Трудова підготовка в закладах освіти. Формування загально трудових умінь у різних дидактичних системах трудового навчання Трудова підготовка в закладах освіти.
36982. Побудова FTP-сервера на основі операційної системи Linux 526 KB
  Він розташований в каталозі etc і має ім'я proftpp. Також можуть знадобитися команди: виклик редактора mcedit робота з FTPсервером ftp визначення IPадреси ifconfig тестування каналу ping запуск файлового провідника mc допомога mn [команда] Алгоритм налаштування FTPсервера наступний: 1 Встановити пакет proftpd за допомогою команди sudoptitude instll proftpd. Якщо FTPсервер не використовуватиметься постійно...
36983. Дослідження процесу проектування станів програмними засобами 14.1 KB
  Розробіть класи програмними засобами С або С для найпростішого електронного годинника. Розробіть класи програмними засобами С або С для телефонного автовідповідача. Розробіть класи програмними засобами С або С протоколу передачі даних.