65953

Возникновение рыночной экономики и ее инфраструктуры. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами производителями и покупателями потребителями опосредуемых через спрос и предложение. Рынок выполняет многообразные функции в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе...

Русский

2014-08-11

42 KB

0 чел.

Возникновение рыночной экономики и ее инфраструктуры. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны.

Рыночная экономика – это экономика, в которой координация экономической деятельности и решение главных экономических вопросов осуществляется с помощью особого механизма, который А. Смит назвал «невидимыми руками рынка». Связь в ней между производителем и потребителем устанавливается через куплю-продажу товара.

Рынок – это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение.

Признаки рынка:

  1.  свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью;
  2.  неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду;
  3.  полная информированность его участников о состоянии рынка, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах и т.д.;
  4.  мобильность ресурсов: материальных, трудовых, финансовых.

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе:

  1.  Регулирующая функция. Рынок подает производству и обществу сигналы: что производить? как? для кого? в каком объеме? Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
  2.  Посредническая функция (продавец – покупатель: заключение сделок деловые контакты, обмен результатами деятельности, согласование экономических интересов).
  3.  Ценообразующая функция (на рынке происходит соизмерение индивидуальных затрат труда с общественно необходимыми, выявляется полезность товара; установленная рыночная стоимость продукции, скорректированная на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену – цена по которой производитель согласен продать, а потребитель - купить).
  4.  Контролирующая функция. Рынок – средство признания общественного труда: товар продан – труд признан. Рынок показывает, в какой мере количество и качество товаров и услуг соответствуют спросу.
  5.  Стимулирующая функция (побуждение к улучшению потребительских свойств товара, к снижению издержек, увеличению прибыли и т.д.).
  6.  Санирующая (санитарная) функция (очищение экономики от устаревших, нерентабельных, неконкурентоспособных предприятий).
  7.  Социальная функция (ориентация на удовлетворение потребностей покупателей, получение устойчивого дохода производителей – достижение стабильности в обществе).
  8.  Информационная функция (рынок дает информацию о движении цен, количестве и качества товаров и услуг, соотношении спроса и предложения).

Рынок, особенно современный, характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимаются внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме; она характеризуется целостностью, тесной и устойчивой связью ее элементов.

Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам:

  •  по экономическому назначению рыночных объектов (рынки потребительских товаров и услуг, факторов производства, финансовые, интеллектуального продукта);
  •  по территориальному положению (местный, региональный, национальный, мировой рынок);
  •  по механизму функционирования (свободный, государственно-регулируемый, монополизированный рынок);
  •  по степени насыщенности (равновесный, дефицитный, избыточный рынок);
  •  по степени зрелости (с развитой или формирующейся инфраструктурой);
  •  по правовому статусу (официальный или теневой рынок).

Под инфраструктурой рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи, ярмарки и аукционы, торговые дома, брокерские и другие посреднические организации, аудиторские фирмы, страховые компании и др.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются:

  •  Товарная биржа (регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров,где заключаются сделки купли-продажи товаров);
  •  Фондовая биржа (учреждение, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг);
  •  Биржа труда (учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы).

Рынок и его механизм (взаимосвязи и взаимодействие его основных элементов: спроса и предложения, свободного ценообразования, конкуренции) имеют созидательные начала и разрушительные элементы:

  1.  способность к саморегулированию;
  2.  эффективное распределение и использование  ресурсов (на что есть спрос);
  3.  гибкость, быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
  4.  ориентация на максимальное использование разнообразных возможностей;
  5.  свобода выбора действий;
  6.  способность выявлять и удовлетворять различные потребности, повышать качество товаров и услуг.
  1.  подвержен кризисам, инфляции;
  2.  не обеспечивает действенной мотивации развития фундаментальных научных исследований;
  3.  не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного и коллективного пользования;
  4.  не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, созданию здоровой среды обитания;
  5.  не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
  6.  создает почву для преступности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14450. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання 106.5 KB
  Тема. Приготування страв із макаронних виробів. Запікання. Мета: ознайомити учнів із видами макаронних виробів їхнім значенням у харчуванні людини із технологією запікання продуктів; навчити готувати страви з макаронних виробів; розширити знання й навички приготуван
14451. Приготування страв із молока й молочних продуктів 52 KB
  Тема. Приготування страв із молока й молочних продуктів. Мета: ознайомити учнів із видами молочних продуктів їхнім значенням у харчуванні людини навчити готувати страви з молочних продуктів подавати й оформлювати страви сервірувати стіл до вечері; формувати чіткість...
14452. Показники та методи фундаментального аналізу 327 KB
  Головною метою та результатом фундаментального аналізу є визначення «дійсної», справедливої ціни товару, що досліджується. Визначення справедливої ціни потребує не тільки багато зусиль, наявності правильної моделі визначення вартості, але і своєчасної та якісної інформації.
14453. Вирощування плодоягідних рослин 222 KB
  Тема. Вирощування плодоягідних рослин. Мета: ознайомити учнів з особливостями вирощування та догляду за плодоягідними кущами; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення моторику рухів. Основні поняття: плодівництво пл...
14454. Енергетичні засоби у сільському господарстві 112 KB
  Тема. Енергетичні засоби у сільському господарстві. Мета : ознайомити учнів з енергетичними засобами які використовуються в с/г підприємствах класифікацією найбільш поширених тракторів як основних засобів енергетики мобільних процесів виховувати бережливе ставле
14455. Професійна діяльність людини та її вибір. Професіограма 56.5 KB
  Тема: Професійна діяльність людини та її вибір. Професіограма. Мета: Навчальна: сформувати знання про види професій. Виховна: виховувати в повагу до людей всіх професій. Розвиваюча: розвивати у школярів світогляд професійне спрямування. Надати широку інформацію п
14456. Технічне конструювання. Поняття про розрізи та перерізи 40 KB
  Тема: Технічне конструювання. Поняття про розрізи та перерізи. Мета: Навчальна: ознайомити з особливостями виконання розрізу та перерізу навчити виконувати і читати креслення предмета при виконанні розрізів та перерізів; Виховна: виховувати відпов
14457. Оздоблення виробів з металів 53 KB
  ТЕМА ЗАНЯТТЯ: Оздоблення виробів з металів. МЕТА ЗАНЯТТЯ: Навчальна: Сформувати знання про основні види оздоблення металів. Виховна: виховувати культуру праці працелюбність бережне відношення до майна; Розвиваюча: розвивати технічне мислення сприяти розвитку
14458. Робоче місце фрезерувальника. Підготовка верстата НГФ-110 Ш4 до роботи. Фрезерування плоских поверхонь, пазів 67.5 KB
  Тема. Робоче місце фрезерувальника. Підготовка верстата НГФ110 Ш4 до роботи. Фрезерування плоских поверхонь пазів. Мета:ознайомити учнів з технологічним процесом утворення плоских поверхонь уступів виступів канавок навчити виконувати плоскі поверхні на фрезерному в...