65953

Возникновение рыночной экономики и ее инфраструктуры. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами производителями и покупателями потребителями опосредуемых через спрос и предложение. Рынок выполняет многообразные функции в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе...

Русский

2014-08-11

42 KB

0 чел.

Возникновение рыночной экономики и ее инфраструктуры. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны.

Рыночная экономика – это экономика, в которой координация экономической деятельности и решение главных экономических вопросов осуществляется с помощью особого механизма, который А. Смит назвал «невидимыми руками рынка». Связь в ней между производителем и потребителем устанавливается через куплю-продажу товара.

Рынок – это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение.

Признаки рынка:

  1.  свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью;
  2.  неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду;
  3.  полная информированность его участников о состоянии рынка, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах и т.д.;
  4.  мобильность ресурсов: материальных, трудовых, финансовых.

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе:

  1.  Регулирующая функция. Рынок подает производству и обществу сигналы: что производить? как? для кого? в каком объеме? Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
  2.  Посредническая функция (продавец – покупатель: заключение сделок деловые контакты, обмен результатами деятельности, согласование экономических интересов).
  3.  Ценообразующая функция (на рынке происходит соизмерение индивидуальных затрат труда с общественно необходимыми, выявляется полезность товара; установленная рыночная стоимость продукции, скорректированная на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену – цена по которой производитель согласен продать, а потребитель - купить).
  4.  Контролирующая функция. Рынок – средство признания общественного труда: товар продан – труд признан. Рынок показывает, в какой мере количество и качество товаров и услуг соответствуют спросу.
  5.  Стимулирующая функция (побуждение к улучшению потребительских свойств товара, к снижению издержек, увеличению прибыли и т.д.).
  6.  Санирующая (санитарная) функция (очищение экономики от устаревших, нерентабельных, неконкурентоспособных предприятий).
  7.  Социальная функция (ориентация на удовлетворение потребностей покупателей, получение устойчивого дохода производителей – достижение стабильности в обществе).
  8.  Информационная функция (рынок дает информацию о движении цен, количестве и качества товаров и услуг, соотношении спроса и предложения).

Рынок, особенно современный, характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимаются внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме; она характеризуется целостностью, тесной и устойчивой связью ее элементов.

Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам:

  •  по экономическому назначению рыночных объектов (рынки потребительских товаров и услуг, факторов производства, финансовые, интеллектуального продукта);
  •  по территориальному положению (местный, региональный, национальный, мировой рынок);
  •  по механизму функционирования (свободный, государственно-регулируемый, монополизированный рынок);
  •  по степени насыщенности (равновесный, дефицитный, избыточный рынок);
  •  по степени зрелости (с развитой или формирующейся инфраструктурой);
  •  по правовому статусу (официальный или теневой рынок).

Под инфраструктурой рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи, ярмарки и аукционы, торговые дома, брокерские и другие посреднические организации, аудиторские фирмы, страховые компании и др.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются:

  •  Товарная биржа (регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров,где заключаются сделки купли-продажи товаров);
  •  Фондовая биржа (учреждение, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг);
  •  Биржа труда (учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы).

Рынок и его механизм (взаимосвязи и взаимодействие его основных элементов: спроса и предложения, свободного ценообразования, конкуренции) имеют созидательные начала и разрушительные элементы:

  1.  способность к саморегулированию;
  2.  эффективное распределение и использование  ресурсов (на что есть спрос);
  3.  гибкость, быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
  4.  ориентация на максимальное использование разнообразных возможностей;
  5.  свобода выбора действий;
  6.  способность выявлять и удовлетворять различные потребности, повышать качество товаров и услуг.
  1.  подвержен кризисам, инфляции;
  2.  не обеспечивает действенной мотивации развития фундаментальных научных исследований;
  3.  не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного и коллективного пользования;
  4.  не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, созданию здоровой среды обитания;
  5.  не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
  6.  создает почву для преступности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.
84990. О культуре здоровья и безопасности школьника 28.04 KB
  Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные составляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том что режим дня является определяющей составляющей здорового образа жизни. Общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих. Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.
84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...
84992. Рациональное питание. Гигиена питания 28 KB
  Гигиена питания Цель урока. Познакомить учащихся с понятием рациональное питание основными питательными веществами и их значением в рационе питания человека. Разобрать общепринятые правила питания сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни. Некоторые общепринятые правила рационального питания.
84993. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 29.07 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Цель урока. Влияние алкоголя на здоровье человека. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем их взаимодополняемостью взаимодействием способностью к адаптации и компенсации. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни.
84994. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек 27.76 KB
  Сформировать убеждение в том что привычка курить и употреблять алкоголь зачастую начинается с первой пробы выработать у них твердую привычку говорить Нет любому кто предложит закурить или попробовать спиртное. Разобрать с учащимися ситуационные задачи: Если вам в кругу сверстников предложат закурить как вы поступите Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и предложили выпить спиртного как вы поступите В заключение предложить четыре правила Нет для профилактики курения и употребления спиртных напитков. Постоянно...
84995. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 28.12 KB
  Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи. Подчеркнуть что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.
84996. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении 27.31 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах ссадинах носовом кровотечении Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ушибах сформировать умение оказания первой медицинской помощи при ушибах ссадинах. Разъяснить учащимся что такое носовое кровотечение и отработать практически последовательность оказания первой медицинской помощи. Познакомить учащихся с первой помощью при носовом кровотечении.
84997. Первая медицинская помощь при отравлениях 29.5 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях Цель урока. Вызвать скорую медицинскую помощь. Если яд попал через кожу то ее промыть большим количеством воды физиологическим раствором слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты в зависимости от ядовитого вещества; из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Первая медицинская помощь: вывести пострадавшего на свежий воздух; дать обильное питье.