65953

Возникновение рыночной экономики и ее инфраструктуры. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами производителями и покупателями потребителями опосредуемых через спрос и предложение. Рынок выполняет многообразные функции в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе...

Русский

2014-08-11

42 KB

0 чел.

Возникновение рыночной экономики и ее инфраструктуры. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны.

Рыночная экономика – это экономика, в которой координация экономической деятельности и решение главных экономических вопросов осуществляется с помощью особого механизма, который А. Смит назвал «невидимыми руками рынка». Связь в ней между производителем и потребителем устанавливается через куплю-продажу товара.

Рынок – это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение.

Признаки рынка:

  1.  свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью;
  2.  неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду;
  3.  полная информированность его участников о состоянии рынка, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах и т.д.;
  4.  мобильность ресурсов: материальных, трудовых, финансовых.

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе:

  1.  Регулирующая функция. Рынок подает производству и обществу сигналы: что производить? как? для кого? в каком объеме? Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
  2.  Посредническая функция (продавец – покупатель: заключение сделок деловые контакты, обмен результатами деятельности, согласование экономических интересов).
  3.  Ценообразующая функция (на рынке происходит соизмерение индивидуальных затрат труда с общественно необходимыми, выявляется полезность товара; установленная рыночная стоимость продукции, скорректированная на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену – цена по которой производитель согласен продать, а потребитель - купить).
  4.  Контролирующая функция. Рынок – средство признания общественного труда: товар продан – труд признан. Рынок показывает, в какой мере количество и качество товаров и услуг соответствуют спросу.
  5.  Стимулирующая функция (побуждение к улучшению потребительских свойств товара, к снижению издержек, увеличению прибыли и т.д.).
  6.  Санирующая (санитарная) функция (очищение экономики от устаревших, нерентабельных, неконкурентоспособных предприятий).
  7.  Социальная функция (ориентация на удовлетворение потребностей покупателей, получение устойчивого дохода производителей – достижение стабильности в обществе).
  8.  Информационная функция (рынок дает информацию о движении цен, количестве и качества товаров и услуг, соотношении спроса и предложения).

Рынок, особенно современный, характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимаются внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме; она характеризуется целостностью, тесной и устойчивой связью ее элементов.

Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам:

  •  по экономическому назначению рыночных объектов (рынки потребительских товаров и услуг, факторов производства, финансовые, интеллектуального продукта);
  •  по территориальному положению (местный, региональный, национальный, мировой рынок);
  •  по механизму функционирования (свободный, государственно-регулируемый, монополизированный рынок);
  •  по степени насыщенности (равновесный, дефицитный, избыточный рынок);
  •  по степени зрелости (с развитой или формирующейся инфраструктурой);
  •  по правовому статусу (официальный или теневой рынок).

Под инфраструктурой рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи, ярмарки и аукционы, торговые дома, брокерские и другие посреднические организации, аудиторские фирмы, страховые компании и др.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются:

  •  Товарная биржа (регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров,где заключаются сделки купли-продажи товаров);
  •  Фондовая биржа (учреждение, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг);
  •  Биржа труда (учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы).

Рынок и его механизм (взаимосвязи и взаимодействие его основных элементов: спроса и предложения, свободного ценообразования, конкуренции) имеют созидательные начала и разрушительные элементы:

  1.  способность к саморегулированию;
  2.  эффективное распределение и использование  ресурсов (на что есть спрос);
  3.  гибкость, быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
  4.  ориентация на максимальное использование разнообразных возможностей;
  5.  свобода выбора действий;
  6.  способность выявлять и удовлетворять различные потребности, повышать качество товаров и услуг.
  1.  подвержен кризисам, инфляции;
  2.  не обеспечивает действенной мотивации развития фундаментальных научных исследований;
  3.  не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного и коллективного пользования;
  4.  не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, созданию здоровой среды обитания;
  5.  не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
  6.  создает почву для преступности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54057. Межпредметная интеграция как средство активизации учебного процесса 135.5 KB
  В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.
54058. АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АЛГЕБРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 1.77 MB
  Таблица истинности - это таблица, устанавливающая соответствие между всеми возможными наборами логических переменных, входящих в логическую функцию и значениями функции.
54059. Логика 81.18 KB
  Знаешь ли ты этого человека запутанного в плащ Нет. А между прочим это твой отец. Объект логики это то на что направлен интерес ученого в логике это мышление на человекомышление. Логика это наука не о всем мышлении а о правильном мышлении о правильном рациональном мышлении которое можно выразить в знаково символической форме словами.
54061. Ліс. Дерева. Кущі. Ягоди. Розвиток зв’язного мовлення 40 KB
  Мета: Збагачувати словник дітей на основі знань, уявлень про довкілля. Учити перераховувати якості, властивості предметів, намагатись давати їм характеристику, формувати вміння найбільш точно застосовувати слова, що підходять до конкретної ситуації або опису.
54062. Пригоди веселих кошенят 44.5 KB
  Під музичний супровід діти разом із логопедом заходять до музичної зали. Логопед: Доброго ранку доброго дня Хай плещуть долоньки Хай тупають ніжки Хай ротик співає Та сяють усмішки. Піпіпі куди це я потрапила Логопед.
54063. Логопсихокорекція у роботі з дітьми з порушеннями мовлення 67.5 KB
  Ігри і вправи на розвиток емоційної сфери Казка-гра : Про рибака та рибку Логопед читає уривок з казки О. Гра із шишками напруження та розслаблення мязів рук. Гра з бджілкою напруження та розслаблення мязів ніг. Ведмедиця кличе золоту бджілку погратися з ведмежатами.
54064. Програма логопедичної роботи з дітьми старшого дошкільного віку із ЗНМ III-го рівня 65.5 KB
  Учити виділяти назви предметів дій ознак розуміти узагальнювальне значення слів. Учити дітей перетворювати дієслова наказового способу 2ї особи однини в дієслова дійсного способу 3ї особи однини і множинного числа теперішнього часу спи спить сплять спали спала. Учити дітей використовувати в самостійній мові присвійні займенники мій моя моє у поєднанні з іменниками чоловічого і жіночого роду деяких форм словозміни шляхом практичного оволодіння іменниками єдиного і множинного числа дієсловами єдиного і множинного числа...
54065. Конспект логопедичного заняття: «Хто де живе?» 45.5 KB
  Виховання доброзичливості бажання бути справедливим; Корекційно навчальна: Формувати у дітей навички звязного мовлення: учити складати розповідь за малюнком за запитанням оцінювати розповіді товаришів; управляти в уживанні іменників назв приміщень певного призначення складати речення з прийменниками в по у біля поруч; учити давати відповідь на запитання використовуючи прислівники; Хід заняття 1 Організаційний момент Створення емоційного позитивного настрою на занятті Хто де живе Логопед кидає дітям мяч і починає...