65954

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

При всем многообразии национального и мирового кризиса главный кризис который переживает сегодня Россия это кризис национальной идентичности т. Довольно туманная деятельность государства в сфере миграции и в целом национальной политике содействовала тому что национальный вопрос...

Русский

2014-08-11

38.5 KB

0 чел.

Е.С. Васючкова, студ.

Пермский государственный национальный

исследовательский университет

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ1

При всем многообразии национального и мирового кризиса, главный кризис, который переживает сегодня Россия — это кризис национальной идентичности, т.е. потеря Россией исторически сложившегося представления о самой себе1. Сегодня трудно найти другую страну, граждане которой настолько бы расходились между собой в понимании своей геополитической, цивилизационной, социально-экономической и культурной определенности.

Довольно туманная деятельность государства в сфере миграции и в целом национальной политике содействовала тому, что национальный вопрос был приватизирован преимущественно радикальными (правыми и левыми) политическими силами, превратившими его в действенное средство манипуляции общественным сознанием.

Характерными чертами нации, согласно Сталину являются: 1) Общность языка; 2) Общность территории 3) Общность экономической жизни, экономическая связь2. Поэтому, когда мы решаем национальный вопрос нам следует обратиться не только к лингвистике, но и к геополитике и даже экономике.

Лозунг «Россия — для русских!» начинают поддерживать все больше представителей молодежи. Согласно исследованиям, доля сторонников этой идеи во взрослой группе до 25 лет составляет 25 %3. Около 60 % опрошенных русских школьников считают необходимым ограничивать проживание в России других народов и лишь 25 % не разделяют это мнение4. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ количество убийств на почве национальной нетерпимости возросло с 2005 по 2009 г. с 152 до 548 случаев, т.е. в 3,6 раза. В настоящее время более 500 интернет-сайтов разжигают национальную рознь5. Снижение терпимости в обществе приводит к тому, что не только у тех, кого считают инородцами, но и у титульных этнических групп исчезают высокие гражданские чувства к России как к Родине6 В случае опасности извне на защиту своего отечества готовы встать 43 % опрошенных7. В новой Отечественной войне, если это произойдет, нам в существующих условиях определенно не выстоять. Объективности ради следует заметить, что снижение чувства нравственного долга россиян к своей Родине и их сплоченности как единой нации обусловлено не только ростом ксенофобии, этнофобии, но и радикальными рыночными реформами, приведшими к атомизации общества и внедрению в общественное сознание ригористической этики рыночного фундаментализма, основанной на идеях зоологического индивидуализма и экономического эгоизма8.

Итак, при решении национального вопроса необходимы грамотные и эффективные действия власти и учет конкретных исторических условий, в которых находится как страна в целом, так и отдельная нация, проживающая в пределах РФ. Политическая элита не должна заниматься редукционизмом и переводить национальный вопрос только в языковую плоскость, как например, предлагают некоторые авторы (В.А. Тишков рекомендует попросту отказаться от понятий «нация» и «этнос»). Это создаст лишь иллюзию, что проблема решена, но никак не изменит ее в сущности.

Глобализация, которая пытается объединить различные нации и культуры дала основания полагать, что в скором будущем возникнет новый тип человека, новое общество (мегаобщество, суперэтнос). Но уместнее говорить о взаимодействии и сотрудничестве, чем о полной интеграции наций. Как говорил Р. Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись».

Россия является многонациональной, полиэтнической, евразийской страной с довольно существенными иммиграционными потоками из Азии и Востока. Учет этого факта важен как для этнокультурного прогнозирования будущего нашей страны, так и, особенно, для осуществления эффективной национальной политики9. Создание атмосферы взаимопонимания, терпимости, толерантности, единства в отношениях различных этнических групп, существующих в России, — условие ее политической стабильности и социально-экономического процветания.

Нация — это историческая общность людей, объединенных общностью экономической жизни. Мы говорим об обществе с развитым общественным разделением труда, которое обеспечивает высокий уровень взаимосвязанности и взаимозависимости населения разных регионов, превращает всю эту массу людей в сложный коллектив, в единый социальный организм. В этом случае внимание людей распространяется не только на свою семью, родственников и друзей, но и на граждан всей страны. Ущемление их интересов рассматривается как ограничение собственных, что вызывает не просто сочувствие, но и активные формы протеста. Таким образом, возникновение сложного единого социального организма является существенным требованием для формирования нации.

Нельзя не сказать о колоссальном разрыве между «избранными» людьми нашего общества и остальной частью населения. 15 % населения, аккумулирующего в своих руках 85 % всех сбережений, 92 % доходов от собственности, 96 % всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты10. Работает «верхушка» общества в одном месте, живет в другом, отдыхает в третьем, и будущее своих детей как правило не связывает с Россией. Что же касается оставшегося населения (а это подавляющее большинство), то для них жизнь чаще ограничена населенным пунктом, в котором они проживают. Не имея средств обеспечить свой досуг, они фактически лишены насыщенной полноценной жизни. Отсюда и неготовность значительной доли россиян жертвовать своей жизнью ради отечества.

Социально-экономическое благополучие, политическая стабильность, предсказуемость политики, равенство всех перед законом усиливают веру людей в свою принадлежность данной общности (нации) и надобности дальнейшего пребывания в составе страны, и наоборот.

Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Безусловно, в формировании этого чувства огромную роль играет политика государства, но для достижения в стране атмосферы взаимоуважения и создания целостной нации необходима и активная жизненная позиция каждого гражданина.

1 Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009.

2 Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. М.: Госполитиздат, 1949.

3 Добрынина Е. Умом Россию не понять // Рос. газета. 2008. 5 марта. № 47. С. 10.

4 Добрынина Е. Тройка по толерантности // Там же. 2007. 22 марта. № 58. С. 9.

5 Козлова Н. Убийственная ненависть // Там же. 2010. 14 апреля. № 78. С. 1, 7.

6 Мусаелян Л.А. Национальный вопрос в России: опыт прошлого и некоторые аспекты его современного политико-правового решения // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 4. С. 32–48.

7 Кагиян С.Г. Нация: этносоциальная общность или «согражданство»? // Философские науки. 2002. № 5. С. 32–45.

8 Мусаелян Л.А. Указ. соч.

9 Там же.

10 Львов Д.С. Россия: рамки реальности и контуры будущего // Журнал экон. теории. 2007. № 1. С. 5–17.

1 Статья подготовлена при поддержке гранта ЕЗН Минобрнауки «Научная философия и проблема модернизации России» №8.5595.2011

© Васючкова Е.С., 2013

PAGE  94


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22074. ТЕОРЕТИЧНИЙ ПОШУК В ПЕДАГОГІЧНОМУ ЕКСПЕРИМЕНТІ 63 KB
  Розробка задуму наукового дослідження визначення проблеми обгрунтування її актуальності; вивчення обєкту дослідження та визначення його предмету; постановка мети та формування задач дослідження.Теоретичний пошук має велике значення у визначенні сутності експериментального дослідження. Починається теоретичний пошук з розробки задуму наукового дослідження. Задум наукового дослідження це уявлення про те нове що буде привнесено в теорію і практику в результаті дослідження закономірності перебігу і розвитку процесу практичні...
22075. ЗАГАЛЬНА МЕТОДОЛОГІЯ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 239.5 KB
  ТЕМА: ЗАГАЛЬНА МЕТОДОЛОГІЯ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. методика і техніка дослідження. Методологічні основи педагогічного дослідження. Педагогічні дослідження: методологічні поради молодим науковцям.
22076. МЕТОДОЛОГІЯ ТЕОРЕТИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯИ 51.5 KB
  ТЕМА: МЕТОДОЛОГІЯ ТЕОРЕТИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯИ План 1. Методи наукового дослідження. Особливості теоретичного дослідження 3. Характеристика методів теоретичного дослідження.
22077. МЕТОДОЛОГІЯ ЕМПІРИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 254.5 KB
  ТЕМА: МЕТОДОЛОГІЯ ЕМПІРИЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ План 1. Сутність і особливості емпіричного дослідження. Переваги експерименту перед іншими методами дослідження. Сутність і особливості емпіричного дослідження Наукове дослідження любої предметної області починається з емпіричного рівня.
22078. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ 61.5 KB
  Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений и как следствие этого изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Права лиц детей инвалидов отражены в ряде документов ООН: Всеобщая декларация прав человека1948; Декларация о правах инвалидов1971; Декларация о правах умственно отсталых лиц1971;...
22079. КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 32 KB
  В связи с тем что соц. педагогика стала самостоятельной наукой относительно недавно отделившись от педагогики и объект изучения у них практически одинаков то разделение категорий относящихся к разным наукам поможет выявить специфику соц. Много категорий взято соц.
22080. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 56.5 KB
  Специализация соц. Квалификационная характеристика соц. Функции соц.
22081. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 34 KB
  Методы соц. пед можно классифицировать объединив их в три большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социальнопсихологической помощи. Методы научного исследования это способы получения научной информации. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ является комплексным методом исследования и позволяет глубже чем другие методы проверить правильность выдвинутой гипотезы.
22082. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 51.5 KB
  За последние пять лет по России число школьников и студентов употребляющих наркотики возросло более чем в 8 раз. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том что более 17 их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4 подростков употребляют наркотики систематически. Исследование выявило что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем это 1517 лет однако есть много и таких которые...