65963

Цели и формы приватизации

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Хотя процессы приватизации особенно активизировались в последние десятилетия 20 в. Исторически первоначальной формой приватизации была передача земли находившейся в собственности монарха отождествлявшегося с государством феодалам в пожизненное или вечное пользование...

Русский

2014-08-11

37.52 KB

0 чел.

Трофимов А.С. гр. 51В.

Основные сведения.

    ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privates -частный), преобразование отношений собственности путём передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Приватизация может быть полной или частичной -когда передаётся или продаётся в частные руки не весь государственный или муниципальный объект, а лишь его часть, другая же часть остаётся в руках государства. Хотя процессы приватизации особенно активизировались в последние десятилетия 20 в., осуществлялась она и раньше. Исторически первоначальной формой приватизации была передача земли (находившейся в собственности монарха, отождествлявшегося с государством) феодалам в пожизненное или вечное пользование при сохранении за монархом суверенного права распоряжения ею. Впоследствии значительная часть государственных земель становилась частной собственностью. 

    В РФ к приватизации приступили с 1992 г., когда она была объявлена в качестве одного из основных направлений рыночных преобразований экономики. В Государственной программе приватизации были сформулированы цели, известные из опыта приватизации других стран. При этом в качестве главной цели было заявлено формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. В конце 1990-х гг. уже можно было утверждать, что по темпам и масштабам приватизации РФ превзошла все страны, осуществлявшие или осуществляющие её. К сожалению, в процессе приватизации было допущено много ошибок. Главная из них - в результате ускоренных темпов и больших масштабов ("обвальная приватизация") - разрушение старой системы управления предприятиями, в то время как новая система не была создана. Приватизированные предприятия во многих случаях не попали в руки эффективных собственников. В результате эффективность производства не повысилась, а объём производства упал. Кроме того, использование ваучерной (бесплатной) приватизации и особенно продажа имущества по заниженным ценам не позволили получить запланированные доходы от приватизации. 

Цели и формы приватизации.

    При всём множестве целей, преследуемых приватизацией в современных условиях в разных странах, основными являются следующие. Во-первых, осуществляя приватизацию, государство надеется повысить эффективность производства и управления приватизируемыми предприятиями. Во-вторых, приватизация преследует также и фискальные цели, которые могут в конкретных условиях выходить на первый план. Это означает стремление государства путём приватизации пополнить доходы своего бюджета. В-третьих, в странах, вступивших на путь преобразования своих социально-экономических систем в рыночную экономику, на первый план выступают такие цели приватизации, как формирование рыночных, конкурентных условий развития экономики и создание нового социального слоя - частных собственников. Эффект от проводимой приватизации будет выше, если названные цели не будут противопоставляться, а будут лишь меняться в зависимости от действий государства, осуществляющего приватизацию.
     
Наиболее распространённые формы приватизации: 1) продажа предприятия целиком в частные руки путём организации аукционов и конкурсных торгов; 2) превращение предприятий в акционерное общество и затем продажа пакетов акций.
    
Первая форма приватизации наиболее приемлема и осуществляется, как правило, в отношении небольших предприятий. Государство при этом в договоре о продаже может предусмотреть ряд условий, которые должен соблюдать новый собственник (напр., сохранение в течение определённого времени профиля предприятия и др.).
    
При несоблюдении собственником условий договора последний может быть аннулирован. Тем самым государство сохраняет возможность своего влияния на деятельность предприятий и после приватизации.
    
Вторая форма приватизации осуществляется в отношении крупных предприятий и допускает возможность сохранения доли государства в собственности приватизируемого предприятия через не подлежащие продаже пакеты акций. Кроме того, эта форма позволяет большому количеству лиц стать собственниками. Особенно важно, что при такой форме приватизации работники предприятия имеют возможность также стать собственниками. Во многих странах, в т. ч. и в Российской Федерации, в законодательном порядке работники предприятий наделялись преимуществами перед другими покупателями в приобретении акций. Это касалось как их количества и очерёдности приобретения, так и цен, по которым они могли приобрести эти акции. В ряде случаев предусматривается бесплатная передача части акций приватизируемого предприятия его работникам.

    

Методы приватизации

    Все разнообразие методов может быть сведено к следующим:

- прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг;

- льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний;

- массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

    Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

     Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации.

     Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов - крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное расхищение подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

    Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет преимущество - получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

    Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал.   

    Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на активы на частную. Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.

    Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила особый размах в России, где использовалась в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовала первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям - от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

    Следующим методом приватизации является реприватизация, т.е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т.е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т.е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами.

    ВЫВОД: Таким образом, приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».   

    Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Способы приватизации.

    Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

    - полная продажа государственных предприятий частным предпринимателям, например путем аукциона;

    - допуск частного капитала в государственный сектор;

    - продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

    - продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

    - выпуск и продажа акций государственных предприятий;

    - продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

    - бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

    - закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частного сектора.

     Российским законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества.   

     По существу все перечисленные в Законе способы приватизации могут быть сведены к:

    - преобразованию крупных и средних государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

    - аукционной продаже;

    - иным формам продажи;

    - внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

    Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению государственным имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с государственными и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

    До продажи предприятия или его имущества соответствующий комитет по управлению имуществом осуществляет в предусмотренных законом случаях реорганизацию или ликвидацию предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо ликвидированного предприятия Российскому фонду федерального имущества или другим соответствующим фондам имущества.   

    Последние выступают в качестве продавца предприятия или его имущества. В частности, обязательному преобразованию предприятий в акционерные общества подлежат государственные и муниципальные предприятия, имущество которых будет приватизировано в форме продажи акций (долей капитала) акционерного общества. Положение о продаже акций в процессе приватизации утверждено распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992г.

    Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

    Способы приватизации расположены в Законе о приватизации в определенном порядке: переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации. Здесь нет очередности.

    Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа- исключение:  

    1)преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

    2) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.       

    Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового. В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.

    В рассматриваемом случае преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовой формы юридического лица, но и к смене формы собственности. Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст. 58) называет второй юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

    Тем не менее способом приватизации является именно преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а не передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или муниципального имущества различными способами приватизации, выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.

    Основная сущность акционирования заключается в том, что муниципальное предприятие, проходя через процедуру реорганизации, преобразуется в открытое акционерное общество, и все имущество, которое будет передано в составе имущественного комплекса предприятия, перестает быть муниципальным имуществом, а переходит в собственность созданного в результате реорганизации акционерного общества. Взамен муниципалитет получает акции акционерного общества в количестве, соответствующем доле стоимости переданного имущества в уставном капитале.

    Таким образом, целью акционирования является оптимизация государственного и муниципального секторов экономики, а также повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

    Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

    - путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

    - на аукционе;

    - на специализированном аукционе;

    - посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

    - посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами  Президента  РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

    Следующий способ приватизации - внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

    Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

    Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

    В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

         Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация  получила в Венгрии.

    Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в Российской Федерации, Польше, Чехословакии, Румынии.

    Льготная приватизация, предполагающая снижения цены и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие уступки в цене и льготы были в Российской Федерации и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - репатриации собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

    Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

    Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.

    Открытый и ограниченный аукцион. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора стоимость не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток инвестиций.

     Конкурс. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Публичные торги позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ 
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 2003-2009 гг.

 

      2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий1) - всего

434

502

491

444

302

260

366

        в том числе по формам собственности2):

 

 

 

 

 

 

 

   федеральная

161

121

112

98

73

26

140

   субъектов Российской Федерации

152

246

226

254

115

135

87

   муниципальная

121

135

153

92

114

99

139

Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб.

106,9

100,9

182,8

157,1

113,4

164,3

39,2

Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб.

762,3

290,6

200,4

209,8

153,1

162,9

57,4

Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

100

100

100

100

   преобразование унитарных предприятий в открытые
   акционерные общества

72,3

82,5

80,7

86,9

84,1

86,5

97,0

   продажа имущественных комплексов государственных и
   муниципальных унитарных предприятий

26,5

17,5

19,1

13,1

15,9

13,5

3,0

         в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

     на аукционах

10,8

9,5

10,4

7,3

6,6

5,4

1,9

     на конкурсах

14,8

4,0

7,7

5,4

8,0

7,3

0,5

     посредством публичного предложения

0,9

3,2

1,0

0,2

1,0

0,8

0,5

     без объявления цены

-

0,8

-

0,2

0,3

-

-

   продажа имущества по заключенному ранее договору 
   аренды с правом выкупа

1,2

-

0,2

-

-

-

-

ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 
И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
(миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

20081)

2009

Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества2) - всего

3815,6

41608,9

16756,5


22857,3

   

88673,2


90143,1

87462,6


93606,9


109076,9


74122,2

55145,9

       в том числе находившегося в
       собственности
3):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   федеральной

1994,4

37927,5

12771,6

14719,0

72542,5

67919,1

34875,2

19211,7

17752,7

6686,9

2758,4

   субъектов Российской Федерации

354,1

2198,8

1886,5

4443,9

 10295,4

13798,0

36597,4

41184,3

38003,4

23457,4

20306,0

   муниципальной

1467,1

1482,6

2098,4

3694,4

5835,3

8426,0

15990,0

33210,9

53320,8

43977,9

32081,5

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего

3569,8

41215,8

15404,9


23139,1
4)

89007,


88832,4

87268,3


90751,7


109402,0
4)



73943,2

 

55128,9

        из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   в федеральный бюджет

1140,2

31324,0

9943,4

13412,7

70799,6

65569,4

34177,5

18802,2

18057,7

6648,3

3032,1

   в бюджеты субъектов Российской
   Федерации

523,6

5274,1

2641,5

3854,6

7984,4

12400,8

34845,6

36236,1

37701,1

23735,6

20390,7

   в муниципальные бюджеты

960,6

1408,4

2061,8

3430,9

5373,2

7729,4

14945,7

32186,6

51679,8

43174,0

31676,1

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего с начала привати-
зации по состоянию
на 1 января 2010

Число приватизированных жилых помещений, тыс.

1529

922

1302

1395

897

1408

1822

1624

788

699

1347

27657

Их общая площадь, млн. м2

72

42

62

68

42

69

89

78

36

31

63

1366

Удельный вес приватизированных жилых помещений в общем числе жилых помещений, подлежащих приватизации, процентов




6




4




6




7




5




8




11




11




6




5

11




73

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38407. Економіка підприємств 217.5 KB
  Розкрийте сутність поняття економіка підприємства. Дайте загальну характеристику підприємства 3. Охарактеризуйте структуру підприємства 4 Назвіть І охарактеризуйте види підприємств згідно з кваліфікаційними ознаками. Система планів підприємства 12.
38409. Лекции по истории и праву Европейского Союза 863 KB
  Общие замечания о послевоенной обстановке в Западной Европе. Предпосылки к созданию ЕЭС. Отличие ЕЭС от большой семерки. Россия (СССР) и ЕЭС-предпосылки сотрудничества этих субъектов Международного права. Этапы создания ЕЭС
38411. Фінанси та їх сутність 103.56 KB
  Значну частину своїх функцій держава виконує завдяки державному бюджету. Значну частину своїх функцій держава виконує завдяки державному бюджету. Бюджетна система України це сукупність Державного бюджету та місцевих бюджетів побудована з урахуванням економічних відносин державного і адміністративнотериторіальних устроїв і врегульована нормами права. Згідно з Бюджетним кодексом бюджетна система України ґрунтується на таких принципах: 1 принцип єдності бюджетної системи України забезпечується єдиною правовою базою єдиною грошовою...
38412. Характеристика основных теорий кредита 34.87 KB
  не денежные вещественные блага; кредит представляет собой движение натуральных общественных благ и поэтому он есть лишь способ перераспределения существующих в данном обществе материальных ценностей; ссудный капитал тождественен действительному следовательно накопление ссудного капитала есть проявление накопления действительного капитала а движение первого полностью совпадает с движением производительного капитала; поскольку кредит выполняет пассивную роль то коммерческие банки являются лишь скромными посредниками. Ошибочность их взглядов...
38413. Основи цивільного права 1014 KB
  Місце цивільного права в системі правових галузей. Система та завдання курсу Цивільне та сімейне право як навчальної дисципліни. Загальна характеристика приватноправових систем зарубіжних країн. Цивільноправові відносини: поняття особливості елементи та види.
38414. Розірвання шлюбу 98 KB
  Але в цьому випадку також як і при укладанні шлюбу потрібно обоюдне волевиявлення тобто попросту кажучи ви повинні подати відповідну спільну заяву. Розірвання шлюбу відбувається в порядку позовного провадження тобто за участю обох сторін. У самому позові потрібно обовязково вказувати причини по яких сімя розпалася тобто причини розірвання шлюбу. Нове законодавство передбачає також вирішення у судовому процесі такого питання як присвоєння прізвища після шлюбу.