65973

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Есть понятия простое воспроизводство и расширенное. Государство активно участвует в процессе расширенного воспроизводства. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство основных фондов (здания, сооружения), воспроизводство рабочей силы...

Русский

2014-08-11

170 KB

0 чел.

Диденко Н. 51 д.

Лекция 1.

“ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА”

ФИНАНСЫ – это экономические отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств.

Условиями появления финансов является- развитие товарно-денежных отношений,

укрепления государства

Финансы можно рассматривать с 3 точек зрения:

1. экономическая. Финансы - это денежные отношения, т.е. финансы - это всегда деньги, а деньги - это не всегда финансы. Финансы возникают на стадии распределения. Финансы имеют целевой фондовый характер. Существует фонды накопления, потребления. Финансы носят императивный характер. Правила формирования и использования определяет государство. Финансы реализуются через финансовую политику, поэтому финансовое решение не всегда исходит из экономической целесообразности. Источник финансов – ВВП.

2. правовая. С правовой точки зрения финансы имеют правовую форму закона либо нормативно-правового акта.

3. материальная. Финансы всегда имеют количественную оценку.

У финансов 2 основные функции:

1. распределительная. Функция распределяет ВВП. ВВП создается в сфере материального производства (через налоги, заработную плату, амортизацию).

Есть понятия простое воспроизводство и расширенное. Государство активно участвует в процессе расширенного воспроизводства. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство основных фондов (здания, сооружения), воспроизводство рабочей силы, воспроизводство производственных отношений.

Государство стимулирует воспроизводительный процесс через налоговый механизм, через инвестиционные программы. Государство перераспределяет бюджетные средства между регионами, группами населения, предприятиями и отраслями (через инвестиционные программы).

2. контрольная. Контрольная функция реализуется через общегосударственный контроль (общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый или аудиторский).

Существует 3 концепции финансов:

1. распределительная. Финансовые отношения на уровне государства при распределении ВВП.

2. воспроизводительная. Финансовые отношения необходимо рассматривать на уровне предприятий, где создается ВВП, но перераспределительный процесс важен на уровне государства.

3. согласительная. Она является компромиссом между первым и вторым.

Государство через финансовый механизм действует в 3 направлениях:

1. финансовое обеспечение – потребности расширенного производства.

2. финансовое регулирование социально-экономических процессов. Государство регулирует пропорции между материальным и нематериальным производством, обеспечивает социальное, пенсионное, медицинское страхование.

3. финансовая стимулирующая деятельность. Самый главный стимул – налоговый.

В рыночной экономике финансы воздействуют на общественное воспроизводство в 3 направлениях, и поэтому появляется субъективизм финансов, т.к. в каждый конкретный период ставятся цели, задачи и выбираются финансовые инструменты.

На практике категории финансов проявляются в понятии финансовые ресурсы.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, населения и предназначены для образования денежных фондов, и использование для нужд государства инвестиционных целей материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

Таким образом, финансовые ресурсы – это материальный носитель финансовых отношений.

На макроуровне (государство) финансовые ресурсы – это налоги, сборы, пошлины, внешние и внутренние кредиты и займы, доходы от приватизации, от аренды, от страхования.

На микроуровне (предприятия) финансовые ресурсы – это прибыль, выручка, доходы от продажи ценных бумаг, кредиты (банковские, коммерческие), бюджетные средства.

Сфера, где продаются и, покупаются финансы, называются финансовым рынком.

2)

Финансовая система состоит из 3 сфер:

1. финансы и государство (публичные финансы)

- централизованное

 А) бюджет

 Б) внебюджетные фонды (3 фонда)

 В) государственное страхование

 Г) государственный кредит

- децентрализованное

 А) унитарные

 Б) казенные

 В) государственные корпорации

2. финансы предприятия (финансы хозяйствующих субъектов)

- по отраслям

- организационно-правовой нормы

3. финансы населения (финансы домашних хозяйств)

Кредитная система является обеспечивающей для финансовой системы, но она сама по себе имеет определенную структуру.

Кредитная система включает в себя:

1. банковская система (центральный банк и коммерческие банки)

2. паробанковская система (финансово-кредитные учреждения).

3. жиро-система (счетная система). Финансовый рынок.

Таким образом, финансовую систему можно рассматривать как форму организации стоимостных отношений между субъектами финансовых отношений по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Государственный кредит можно классифицировать на: внутренний и внешний. Заемщиком является государство, а кредитором предприятие и население и реализуется через систему ценных бумаг.

Государственное страхование бывает обязательным (имущественным и личным).

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.

1)

Управление включает в себя:

1. прогнозирование

2. планирование

3. организацию оперативного управления

4. мотивация

5. контроль

Управление предполагает наличие:

1. объект управления (финансовые ресурсы)

2. субъект (государство, предприятия, граждане)

3. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ – это совокупность приемов, методов, способов и рынков управления.

4. результат (финансовое планирование, показатели)

Лекция № 2.

ЯПОНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО – модели 10ти летнего плана удвоенного дохода (ВВП). Первый план (1961 – 1970гг.). Второй план (1975 – 1985гг.).

2 подхода планирования (прогнозирования):

1. директивный. Планы обязательны к исполнению.

2. индикативные. Планирование основано на достижении путем стимулирования и мотивации.

Подходы к индикативным планированиям различают:

1. макроэкономическое планирование осуществляется при самостоятельных хозяйствующих субъектов. Сочетание частных и государственных секторов при доминанте государства.

2. информативное ориентировано подходом. Создаются государственные платы социально-экономического развития, которые не являлись законами, а являлись ориентиром для инвестиций частного сектора.

3. индикативное планирование содержит обязательные задания для государства и государственных секторов, а для всех остальных рекомендательные.

4. индикативные представляют собой механизм координации деятельности государства и отдельных звеньев экономики.

В Российской Федерации есть закон «О государственном прогнозировании и программе социального развития».

Прогнозы бывают краткосрочные (до года); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (от 5 лет).

Варианты прогноза -оптимистический, пессимистический, средний.

На основе прогнозов состоят планы:

1. баланс финансовых ресурсов. Система финансовых показателей, характеризующая важнейшие пропорции финансовых ресурсов.

2. перспективный финансовый план. Документ, который формируется вместе с бюджетом на основании среднесрочного прогноза социально-экономического развития. Он составляется на 3 года и ежегодно вносятся изменения.

3. план развития государственного (муниципального) сектора экономики.

4. долгосрочные целевые прогнозы.

5. сводный финансовый баланс государства. Составляется Минфином. Нужен для территориальных и государственных пропорций, для координации показателей всех звеньев, а так же для корректировки направлений финансовой политики.

6. баланс денежных доходов и расходов населения (Минфин, ЦБ, Мин. Эконом развитие). Нужен для планирования наличия денежного оборота, товарооборота, налогопоступления, кредитных ресурсов.

7. бюджет. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализов.

Для бюджетной системы бюджет имеет форму закона. Для муниципальных образований, не имеющих бюджетного утверждения – смета. Для государственных предприятий так же составляется смета.

СМЕТА – план, в котором отражается общая сумма поступлений от вышестоящих организаций, и подробно расшифрованы все статьи расходов.

Прогнозирование и планирование строятся на основании ежегодного послания. При Государственной Думе существует комитет «По бюджетным налогам, банкам и финансам». Комитет при совете Федерации «Комитет по бюджету финансовому валютно-кредитному регулированию».

При планировании и прогнозировании используют следующие методы:

1. расчетно-аналитические. План рассчитан на основании факта и умножение на поправочный коэффициент.

2. балансовый. Метод сопоставления ресурсов и потребностей (первичные – расходы; вторичные – источники).

3. нормативный. Заключен в том, что  государство устанавливает некоторые параметры, т.е. связывает одни величины с другими.

Нормативы:

1. налоги

2. монетарные (денежные). Нормы обязательных резервов валютного курса.

3. норматив распределения доходов по уровню бюджетной системы.

4. нормативы заработной платы и другое. Для бюджетной системы.

5. социальные нормативы (пособия).

6. нормативы обеспечения военнослужащих.

Государственные закупки являются важнейшими инструментами при планировании. Существует программа у государственных учреждений, есть смета. В смете заложены деньги. Конкурс на смету свыше 2000 MROT, затем кто выиграл, подписание контрактов и выполнение работ.

Кроме нормативов существуют:

1. экономико-математическое моделирование

2. метод экспертных оценок

3. методы социальных исследований

Финансовый механизм включает в себя:

1. финансовые методы, способы, рычаги (управление финансовыми ресурсами).

2. финансовые рычаги или стимулы (прибыль, доходы, льготы, проценты).

3. правовое обеспечение

4. информационное обеспечение. Информация, которая лежит в основной информации обеспечения.

2 вопрос. Финансовый контроль.

Под финансовым контролем понимаем деятельность, целями которой является установленная законность, достоверные финансовые операции, объективная оценка экономической эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и выявление резервов.

Финансовый контроль является завершающей стадией, управление задачи которого:

1. обеспечение и соблюдение денежного законодательства в области финансов.

2. обеспечение своевременной полноты обязательств перед бюджетами.

3. установление достоверности финансовых операций.

4. обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности

5. оценка эффективной финансовой деятельности

Виды финансового контроля:

1. по субъектам

- общегосударственный финансовый контроль

- ведомственный

- хозяйственный

 а) подчинение собственнику

 б) подчинение руководству

- аудиторский (независимый)

 а) добровольный

 б) обязательный

2. по объектам

- внешний

- внутренний

3. по видам деятельности

- бюджетный

- налоговый

- таможенный

- банковский

а) контроль ЦБ за коммерческими

б) контроль внутри банков

в) контроль коммерческих банков за предприятиями

5. страховой

6. валютный (центральный и коммерческие банки)

7. рынки ценных бумаг

8. саморегулирующие организации (НАУФОР, ПАРТАД и НФА).

Формы финансового контроля:

1. предварительный

2. текущий (в ходе осуществления финансовой деятельности)

3. последующий контроль

3 вопрос

Контроли бывают:

1. документарный

2. фактический

Формы фактического контроля:

1. инвентаризация

2. экспертная оценка

3. визуальное наблюдение

Документальный контроль включает:

1. общие ознакомления

2. логическая проверка

3. юридическая оценка

4. арифметическая проверка

5. встречная проверка

6. балансовые увязки

КОНТРОЛЛИНГ – совокупность методов стратегического и оперативного менеджмента, анализа, учета, направленное на достижение повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.

Применяется в антикризисном управлении, бюджетировании.

Лекция № 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Понятие роль бюджета. Виды бюджета.

2. Бюджетный процесс.

1 вопрос.

БЮДЖЕТ – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования.

БЮДЖЕТ – форма образования и расходования денежных средств для обеспечения и функционирования государства.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначены для осуществления государственной социально-экономической обороны и безопасности страны.

С помощью бюджета образуются программы по развитию отраслей народного хозяйства. Аккумуляция в бюджетной системе, крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития и экономики для всей территории страны.

Таким образом, значение бюджета в том, что он является проводником финансовой политики государства. Бюджет является зеркалом политики, т.к. по источникам формирования доходов бюджета и по характеру использования средств можно судить о том, какую политику проводит государство.

Виды бюджета:

1. консолидированный бюджет. Это свод бюджетов государственного или административно-территориального образования, используемые для расчета и анализа.

2. минимальный бюджет. Это расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, а так же низовых звеньев бюджетной сферы, покрывающий минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти.

3. расширенный бюджет. Это Федеральный бюджет + бюджеты пенсионного, медицинского и социального страхования.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО – совокупность финансово-правовых норм, регулирующий бюджетное устройство в РФ, а так же состав и порядок доходов и расходов, права и обязанности бюджетов разных уровней.

Источники бюджетного права:

1. конституция

2. бюджетный кодекс

Принципы построения бюджетной системы:

1. единство бюджета системы

- единая правовая база

- единая денежная система

- единая бюджетная классификация

- единые принципы бюджетного процесса

2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

3. самостоятельность субъектов бюджета системы

- самостоятельно составлять бюджет и осуществлять процесс

- самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета

- имеют собственные источники  доходов

4. полнота отражения доходов и расходов бюджета

5. сбалансированность бюджета

6. эффективность и результативность использования бюджетных средств

7. прозрачность или открытость бюджета

8. достоверность бюджета

9. общие покрытия расходов бюджета

10. адресность и целевой характер бюджетных средств

11. подведомственность расходов бюджета

12. принцип единства кассы

Бюджетные системы бывают:

1. унитарные

- государственный

- местный

2. федеративный

Бюджетная система РФ:

1. федеральный бюджет (83 бюджета субъектов РФ: 21 – республиканский, 9 – автономные округа, 1 – областная область, Москва и Санкт-Петербург)

2. краевые и областные бюджеты

3. местный или муниципальный (17000 бюджеты, 12000 сметы)

Территория обладает бюджетом, если имеет статус муниципалитета и финансовый план принимается представительными органами местного самоуправления. Если эти 2 условия не выполняются, тогда выдается смета.

Не имеют третьего уровня бюджетной системы: республика Коми, Алтай, Тыва, Якутия.

Из 12000 территориальных образований выделяют следующие:

1. ЗАТО (закрытые административно-территориальные показатели). Они финансируются напрямую зачет Федерального бюджета. С 1999 года союзный бюджет с Республикой Белоруссия. Бывают: обычные и чрезвычайные. Собственные бюджеты - бюджеты, которые подлежат принятию и исполнению.

Таким образом, бюджетная система по бюджетному кодексу – это совокупность бюджетов и вне бюджетных фондов. С правовой точки зрения – свод законов. С институциональной точки зрения бюджетная система – законодательные и представительные (главные распорядители и получатели бюджетных средств) органы власти.

Консолидированный бюджет Омской области включает:

1. собственный бюджет

2. консолидированный или собственный бюджет города

3. консолидированный или собственные бюджеты районов области краев или республики.

Бюджет можно рассматривать в трех аспектах:

1. с экономической точки зрения. Бюджет – система экономических отношений по поводу образования и использования централизованного денежного фонда.

2. с правовой точки зрения. Бюджет – это закон.

3. с материальной точки зрения. Бюджет – централизованный денежный фонд, который имеет количественную оценку доходной и расходной частей.

2 вопрос

Бюджетный процесс:

1. Правительство составляет

2. Государственная Дума рассматривает в трех чтениях

3. после Совета Федераций подпись президента

Исполнение – Минфин. Кассовые исполнения бюджета – Казначейство.

Исполнение бюджета можно рассматривать по доходам  и расходам.

Исполнение по расходам включает 2 процедуры:

1. санкционирование.

- главный распорядитель (Минфин) составляет бюджетную роспись

- доводит до распорядителя сведения о бюджетных осегнований

- на основе уведомления о бюджетных осегнованиях распорядитель составляет свою смету

- утверждает смету у главного распорядителя

- главный распорядитель доводит до распорядителя лимиты бюджетных обязательств

- распорядители принимают на себя денежные обязательства, т.е. заключают на сумму бюджетного финансирования договоры  на получения ТРУ (товаров работ услуг). Обязательства бывают 2 видов: бюджетные (главный распорядитель берет на себя обязательство профинансировать на эту сумму распорядителя); денежные (взаимоотношения между распорядителем и третьими лицами по поводу ТРУ)

- делается выверка денежных обязательств, т.е. казначейство проверяет правильность оформления договоров с третьими лицами

2. финансирование (оплата договоров).

3. исполнение бюджета

- до 1996 года использовалась банковская система исполнения бюджета. Настоящее время – казначейская система исполнения бюджета. Есть единый счет казначейства в центральном банке. Чтобы бюджетополучателю осуществить расходы, ему нужно предоставить документы в казначейство. Казначейство в течение 3х дней проверяет документы (соответствуют ли расходы смете, достаточно ил средств).

Исполнение бюджета по доходам:

1. собрать контингент доходов на данной территории

2. распределение казначейством доходов по уровням бюджетной системы

3. возврат излишне уплаченных налогов (доходов)

4. составление отчета

Исполнение бюджета может быть в денежной форме и не денежной. Исполнение в денежной форме имеется в виду, что все денежные доходы перечисляются в деньгах. Под не денежной формой понимают взаимные зачеты (использовались до 1999 года), денежные суррогаты (бюджетный кодекс запрещает), взаимный расчет.

Лекция №4. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТА СИСТЕМЫ РФ.

1. Доходы бюджета

2. Налоговая система РФ

3. Расходы бюджета

4. Бюджетный дефицит

1 вопрос

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ – группировка доходов и расходов с применением группировочных кодов (закон).

На сегодняшний день действуют:

1. едина классификация доходов:

- налоговые

- не налоговые

- безвозмездные перечисления

- доходы целевых бюджетных фондов

- доходы от предпринимательской деятельности

2.три классификация расходов

3. две классификации источника финансирования дефицита бюджета

4. две классификации долгов

Все доходы по бюджетному кодексу делятся:

1. собственные. Они полностью или частично закрепляются за уровнем бюджетной системы на долговременной основе

2. регулирующие. Доходы, которые передаются с одного уровня бюджетной системы на другой, по нормативам которые устанавливаются на 1 год.

До принятия бюджетного кодекса доходы делились на закрепленные (собственные + регулирующие на долгосрочной основе) и регулирующие.

Денежные средства, вступающие в бюджет в безвозмездном, безвозвратном порядке.

Классификация доходов:

1. по уровням бюджетной системы

- доходы федерального уровня

- доходы субъекта федерации

- местные доходы

2. по социально – экономическому признаку

- от граждан

- от юридических лиц

- от других уровней бюджетной системы

- от других государств

На каждом уровне бюджетной системы существуют свои особенности формирования доходов. Например, на федеральном уровне к не налоговым доходам относятся: доходы от внешней экономической деятельности государства и 50% прибыли ЦБ.

На федеральном уровне нет финансовой помощи.

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ является одной из основных статей доходов местных бюджетов. Она может оказываться из федерального бюджета и из бюджета субъектов РФ.

ДОТАЦИЯ – бюджетные средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий для покрытия бюджетного дефицита (без четкой целевой направленности).

СУБВЕНЦИЯ – бюджетные средства, передаваемые из вышестоящего уровня в нижестоящий для конкретных целей (если субвенция была не использована в течение финансового года, то она должна быть возвращена).

СУБСИДИЯ – это бюджетные средства в денежной или натуральной формах, предоставляемые физическим и юридическим лицам в рамках финансирования государственных программ.

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ – бюджетные средства, предоставляемые на основе возмездности, платности, обеспеченности юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями на финансирования государственных программ (обеспечение должно быть не менее 100% ценными бумагами, имуществом, банковскими гарантиями, поручительством).

БЮДЖЕТНАЯ ССУДА – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратные, на возмездных или безвозмездных основах, на срок не более 6 месяцев в пределах одного финансового года.

БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам по утвержденным целевым программам с предоставлением компенсации в виде доли в уставном капитале.

ТРАНСФЕРТЫ НАСЕЛЕНИЯ – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат.

2 вопрос

Налоговая система РФ:

1. федеральные налоги

- НДС

- акцизы

- налоги физических лиц

- налог на прибыль организации

- налог на добычу полезных ископаемых

- водный налог

- сборы за пользование объектами живого мира и объектами водных биологических ресурсов

- гос. пошлина

- налог на дарение (отменен)

2. региональный

- на имущество организаций

- на игорный бизнес

- транспортный

3. местные налоги

- земельный

- налог на имущество физических лиц

3 вопрос

Бюджетные расходы:

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ – трансферты, т. Е. безвозмездными, однонаправленными денежными средствами.

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ – расходы государства противопоставляется движение товарных работ услуг (оплата труда бюджетникам).

КРЕДИТНЫЕ РАСХОДЫ – денежные расходы, которые возвратятся.

Бюджетная классификация:

1. разделы. Распределяется укрупнено расходы по функциям.

- Код раздела 0100 – государственного управления

- Подраздел 0101 – функционирования президента

- Целевые статьи 001 – содержание президента

- Вид расходов 028 – представительские расходы

Функциональная структура расходов:

- ведомственная

- функциональная

- экономическая

 А) текущие

 Б) капитальные

За каждым уровнем бюджетной системы закреплены определенные виды расходов

4 вопрос

Виды дефицита:

1. циклический. Связан с действием стабилизаторов.

2. структурный дефицит (дефицит полной занятости)

3. квази фискальный дефицит. Скрытый дефицит бюджета, связанный с налоговой системой.

В мировой практике существует 2 подхода к дефициту:

1. классический

2. дефицит рассматривается как эффективный инструмент экономической политики государства.

Считается нормальным, если дефицит составляет 2-3% ВВП.

В бюджетном кодексе расписан первичный и вторичный дефицит.

Источники покрытия бюджетного дефицита по теории делятся на инфляционные (денежная эмиссия, кредиты ЦБ, продажи ЦБ при первичном размещении государственных ценных бумаг) и не инфляционные (внешний долг, внутренний долг).

Лекция №5. БЮДЖЕТНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ

1 вопрос

Принципы:

1. распределение и закрепление доходов бюджета по определенным уровням бюджетной системы

2. разграничение на постоянной основе и распределение по нормативным регулирующим доходам по уровню бюджетной системы.

3. равенство бюджетных прав, субъектов и местных органов власти.

4. выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и местных бюджетов

5. равенство всех бюджетов во взаимоотношении с федеральным бюджетом.

К концу 2000 года все субъекты РФ, кроме Татарстана заключили единый федеральный  договор.

Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, и органами государственной власти субъектов РФ»:

1. принцип верховенства Конституции и ФЗ.

2. принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ.

3. принцип обеспеченности финансовыми ресурсами

4. принцип гласности

Закон ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления»:

1. принцип взаимной ответственности

2. принцип выравнивания доходов муниципальных образований

3. принцип максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков

2 вопрос

До 1994 года бюджетное регулирование предусматривало использование:

1. дотации

2. распределение федеральных налогов по нормативам между уровнями бюджетной системы

Задачами бюджетного регулирования являются:

1. перераспределение финансовых ресурсов внутри бюджета системы

2. наделение нижестоящего бюджета достаточными финансовыми ресурсами

Формы бюджетного регулирования:

1. дотации

2. субвенции

3. субсидии

4. бюджетные ссуды на покрытие кассовых разрывов

5. взаимные расчеты

6. передача закрепленных налогов нижестоящим бюджетам

Основные формы финансовой помощи:

1. дотации

2. субвенции

3. субсидии

С 1994 года образовали фонд поддержки региона.

Все регионы разделили на 2 группы:

1. доноры

2. реципиенты

Дотационные регионы разделили на 2 группы:

1. нуждающиеся в финансовой помощи

2. особо нуждающиеся в финансовой помощи

В 1994 году для получения финансовой помощи использовался показатель, который назывался средний доход на душу населения.

С 1996 года финансовую помощь стали получать те регионы, у которых был бюджетный дефицит.

С 1998 года перешли на новую систему, она действует до сих пор.

Критерии:

1.

Определяются бюджетные доходы на душу населения

2. определяется минимальная бюджетная обеспеченность, исходя из нормативов.

Финансовую помощь получает тот регион, которому не хватает доходов до минимальной бюджетной обеспеченности.

Минимальная бюджетная помощь рассчитывается:

1. по оплате труда

2.  в области образования

3. нормативы ЖКХ

Условиями получения финансовой помощи является подписание федеративного договора.

3. зарплата регионального уровня не должна превышать зарплаты федерального уровня.

Ограничения на выдачу бюджетных ссуд и гарантий.

Для оказания финансовой помощи образованы следующие фонды:

1. фонд финансовой поддержки регионов (предназначен для выравнивания доходов регионов)

2. фонд регионального развития . Финансируются капитальные расходы.

3. фонд развития региональных финансов. Для финансового оздоровления регионов.

4. фонд компенсации. Для выплаты детских пособий.

5. фонд софинансирования социальных расходов.

3 вопрос

В федеративном государстве межбюджетные отношения называются БЮДЖЕТНЫМ ФЕДЕРАЛИЗМОМ.

Существуют 2 модели бюджетного федерализма:

1. конкурентная модель (американская)

- высокая степень децентрализации финансовых ресурсов

- финансовая независимость субъектов федерации

- минимальный объем перераспределения средств через центральный бюджет

2. кооперативная модель

- концентрация финансовых ресурсов в федеральном бюджете

- финансовая зависимость регионов

- большой объем ресурсов перераспределяется через центральный бюджет

Типы федераций:

1. западноевропейский тип (Германия, Австрия, Бельгия)

2. североамериканский тип (США, Канада, Австралия)

3. латиноамериканский тип (Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия)

4. молодые островные

5. африканский тип (Индия, Малайзия, ОАЭ)

6. нигерийский тип (Эфиопия, Пакистан)

Лекция №6.

3 типа бюджетного федерализма:

1. централизованная

2. децентрализованная

3.комбинированная

С 1994-1998 гг.  активное развитие международных счетов.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МАНДАТЫ – бюджетные обязательства, не подкрепленные финансовыми источниками.

Тенденция: сокращение нефинансовых мандатов, сохранение большого количества дотационных регионов (более 70 регионов). 25% федерального бюджета приходится на не бюджетные трансферты.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

1. Бюджетно-целевые фонды

2. Фонд социального страхования

3. Фонд медицинского страхования

4. Социальный фонд

1 вопрос

5 фондов (см предыдущую главу), плюс

1. резервный фонд президента (создается в виде 1 % от федерального бюджета) используется при ситуациях.

2. стабилизирующий (средства берутся за счет доходов от продажи углеводородного сырья). Средства стабилизирующего фонда идут на погашение внешних долгов + на погашение дефицит пенсионного фонда. Оставшиеся средства вложили в иностранную валюту, ЦБ с высоким инвестиционным рейтингом (ААА).

Стабилизирующий фонд распределяется на:

 - резервный

 - фонд будущих поколений

3. специальные фонды:

- фонды, которые имеют собственный источник доходов (фонд Минатома – доход за счет низкообращение урана)

- фонды, которые не имеют собственных источников дохода

2 вопрос

Фонд социального страхования образовался в 1991 году, доходы образовались из единиц социального налога. Сейчас образуется из страховых взносов (≈4%).

Расходы (куда тратятся средства из фонда):

1. пособия на время безработицы

2. пособия по беременности и родам

3. пособия женщинам, стоящих на учет в раннем сроке беременности (до 2 месяцев)

4. пособия при рождении ребенка

5. пособия по уходу за ребенком (до 1,5 года)

6. частичная оплата путевок в ДОЛ, СОЛ и тд

7. социальные пособия на потребление

3 вопрос

Медицинское страхование:

1. центральный

2. территориальный (платит работодатель).

Средства берет из единиц социального налога (≈4%)

Фонд обязательного медицинского страхования, заключение договора со страховой компанией, компании заключают договора с учреждениями здравоохранения. Выдают полисы  при наступлении страхового случая, граждане обращаются в учреждения здравоохранения, врач заполняет специальную форму и передает в страховую организацию, которая оплачивает работу. Деньги на оплату идут из фонда обязательного медицинского страхования.

С 2001 года фонд упразднен.

3 модели механизма здравоохранения:

1. государственное бесплатное медицинское обслуживание (Англия, Дания)

2. финансирование основных объемов медицинской помощи через частные страховые организации.

3. СМЕШАННЫЙ БЮДЖЕТ – страховая модель (Франция) описание центральной программы. Финансирование основной медицинской помощи осуществляется через социальное страхование. Декларация (1995) рекомендует уровень расходов на социальные нужды не менее 20% от ВВП.

Всем гражданам РФ выдается полис, следовательно, лицо получает гарантированный объем медицинских услуг (перепись каждые 5 лет).

Лекция №7. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

В 2002 году началась пенсионная реформа. До 1991 года пенсии напрямую платились из Федерального бюджета.

С 1991-2002гг применялся принцип солидарности. Необходимость реформ было в том. Что снижение численности работающих, и увеличение количества пенсионеров.

Виды пенсий:

1. трудовая. Наличие страхового стажа не менее 5 лет. Возраст мужчин 60 лет, женщин 55 лет.

Трудовая пенсия состоит из 3 частей:

- базовая

- страховая. Пенсионный капитал 228 месяцев

- накопительная. Пенсия накопленного капитала 228 месяцев.

Модель для граждан 1967 года и моложе. Страховая часть 8%, накопительная 6%. Страховая часть гарантирована государством. Накопительная часть зависит не только от того, как человек работал, но и как эта часть приумножена.

2002 год пенсионный фонд вложил государственные ценные бумаги и европейские облигации сроком до 30 лет.

Накопительная часть может быть переведена в не государственный пенсионный фонд.

Государственные пенсии бывают 4 видов:

1. пенсии за выслугу лет (государственные служащие)

2. пенсии по старости (пострадали от техногенных и авиакатастроф)

3. пенсии по инвалидности

4. государственные социальные пенсии

Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию выступает пенсионный фонд, а страхователи – работодатели.

Единый государственный налог 35,6%, а затем 26%, сейчас 30% от фонда оплаты труда. Коэффициент замещения рассчитывается как отношение пенсий к заработной плате.

Варианты решений пенсионной проблемы:

1. увеличить пенсионный возраст

2. отказаться от накопительной части пенсии, перевести в страховую, увеличить стаж до 40 лет

3. прекратить индексации пенсии

Принципы солидарности накопления

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

1. Классификация. Понятие.

2. Управление

1 вопрос

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – совокупность экономических отношений между государством физическими и юридическими лицами, при котором государство выступает заемщика, кредитора.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей:

1. добровольный

2. обеспечение

Бюджетный кодекс строго классифицируется по внешним и внутренним.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Все долговые обязательства +% - капитальный. Те платежи, срок которых наступает в текущем периоде.

Государственный долг делится на: капитальный и текущий.

ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – платежи по долговым обязательствам, сроки которых возникают в текущем периоде, государственный кредит.

Государственный кредит бывает в виде:

1. государственных ценных бумаг

2. процентах

По видам ценных бумаг:

1. казначейский

2. ГКО (облигации федерального займа ОФЗ).

ОФЗ-ПД

-ПК

-ФК

-АД

3. государственные сберегательные облигации

- внешние

- внутренние

- еврооблигации

Структура внешнего долга:

1.ггосударственный внешний долг, включая СССР

2. задолженность перед официальными кредиторами бывшими сторонами

3. облигации внутреннего государственного валютного займа

4. задолженность перед бывшими странами СЭВ

По видам ценных бумаг:

1. казначейские облигации

2. казначейские векселя

3. облигационные займы (кр, ср, д/ср)

По форме заимствования:

1. в виде государственных гарантий

-  гарантии субъекта

- муниципалитета

- федеральных

2. задолженность оформляется векселями или займами

3. в зависимости от способа установления доходов займы делятся на: процентные и выигрышные.

По фондам обращаемости:

1. рыночные

2. не рыночные

По обеспеченности:

1. закладные

2. не закладные

По методу определения дохода:

1. с твердым доходом

2. с плавающим

По срокам:

1. краткосрочные (менее 1)

2. средние

3. долгосрочные (свыше 3)

Лекция №8.

По субъектам:

1. федеральные

2. региональные

3. местные

2 вопрос

Управлять государственным долгом значит осуществляться органами государственного управления, деятельность вовлеченных внешних и внутренних кредитов, их погашение и обслуживание, предоставленных займов, гарантий.

Общие платежи на обслуживание внешнего и внутреннего долгов следует сравнивать с ВВП.

При выпуске государственных ценных бумаг следует учитывать:

1. общее состояние экономики (анализ основной макроэкономики)

2. состав денежного обращения (денежного обращения, денежно-кредитный мультипликатор, инфляция, золотовалютный резерв).

3. уровень доходности старых займов (сроки погашения)

Основные цели выпуска ценных бумаг:

1. погашение денежного дефицита

2. финансирование инвестиционных погашений

Задачи управления государственным кредитом:

1. минимизация стоимости долга

2. недопущение переполнения рынка государственных ценных бумаг и рискованности колебания их курса.

3. эффективное исполнение мобилизированных средств и своевременного возврата

Способы управления государственным долгом:

1. рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2. конверсия – изменение доходности займов (уменьшение или увеличение)

3. консолидация – изменение срока действия выпущенных займов (уменьшение или увеличение, бывает с конверсией)

4. унификация – объединение нескольких займов в один, когда ранее выпушенные облигации обмениваются на обличие нового займа (цель - проще, меньше видов ценных бумаг, вместе с консолидацией, обмен по регрессивному соглашению)

5. отсрочка погашения займа отличного от консолидации, тем, что не только отодвигает сроки погашения, но как правило, сокращение выплаты доходов.

Все способы, кроме рефинансирования могут применяться к внутреннему долгу.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации внешней задолженности путем обмена ее на национальные активы (валюта, товары, финансовые активы).

Варианты конверсионной схемы:

1. долг в обмен на экспорт

2. долг в обмен на собственность

3. долг в обмен на налоги (для важных инвестиционных проектов в счет будущих доходов)

4. выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу вместо валюты

5. долг в обмен на наличные (выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешнегодовых обязательств).

6. реструктуризация долга – погашение обязательств с одновременным осуществление заимствовании, и установлением новых условий погашения долгов.

ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА

Особенности:

1. последовательное сокращение государственного внешнего долга

2. рост задолженности Российских хозяйствующих субъектов, в результате активного привлечения заемного капитала за рубежом.

Долговая политика за Путинский-Медведевский период:

1. уменьшение абсолютного и относительного государственного долга

В результате долгосрочного погашения задолженности ранее реструктурирования обличия, бывшая СССР перед членами Парижского клуба Россия полностью погасила свои долги. Досрочно возрастает кредит МВФ.

2. произошло качественное улучшение государственных заимствований, т.е. консервативная заемная политика, удлинение сроков государственных внутренних займов, оптимизация платежного графика по государственному внутреннему долгу.

3. сохраняется тенденция к уменьшению доходности ценных бумаг государства.

4. произведена сегментация рынков внутренних займов путем создания ГСО

5. производится замещение любого государственного кредитования на государственные гарантии

6. увеличение количества субъектов РФ, выпуск ценных бумаг.

Лекция №9. СТРАХОВАНИЕ

1. Основные понятия

2. Виды страхования

1 вопрос

Договор страхования – полис.

Страхованной премией называют денежную сумму, которую страхователь в согласии условии договора.

Страхователь платит страховщику. Обычно размер страховых премий определяется путем умножения тарифа ставки (%) на страховую сумму.

СТРАХОВОЙ ТАРИФ – платежи по страхованию с единицы страхованной суммы за определенный период.

Тарифная ставка состоит из 2 частей:

1. нетто ставка. Предназначена для создания фондов выплаты страхованного возмещения и имущественного и личного страхования. Нетто ставка связана с наступлением страхового случая, которая выделяется на основании статистики.

2. надбавка. Покрытие расходов по ведению страхового дела.

Структура тарифной ставки неодинакова по разным видам страхования. Удельный вес нетто ставки 60-65%. В личном до 90%.

СТРАХОВАЯ СУММА – величина статистики, где страховщик несет ответственность.

ФРАНШИЗА – минимальная не компенсированная страховщиком часть убытка понесения страхователем, не возвращается.

Бывает:

1. условная

2. безусловная

Условная означает, что страховщик не несет убыток, если он меньше, чем размер франшизы, но вместит убыток, если он больше франшизы.

Безусловная означает, что страховщик выплатит страхователю за минусом суммы франшизы.

Компенсируемыми считаются затраты произведенные страхователем во время или после, чтобы предотвратить увеличение убытка, привести имущество в порядок.

2 вопрос

Страхование:

1. личное

2. имущественное

3. обязательное

4. добровольное

Договоры страхования предусматривают 4 типа рисков:

1. риск связан с продолжительностью жизни

2. риск нетрудоспособности и инвалидности

3. риск ущерба фаз целостности человека или связан с материнской

4. риск безработицы

Личное страхование:

1. индивидуальное

2. коллективное

3. обязательное за счет государства (полиция, ФСБ, МЧС и тд.)

Имущественное страхование:

1. страхование транспорта

2. страхование грузов

3. страхование животных

4. страхование банковских залогов

5.страхование экономических рисков

ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – денежные отношения, возникающие у субъектов хозяйствования по поводу формального распределения и использования.

Функция финансового предприятия:

1. распределительная

2. фондообразующая

3. обеспечивающая

Принципы предприятий:

1. экономическая эффективность

Существуют варианты организации из финансовых контрактов:

1. независимые

2. внутренние

3. внутренние (независимые)

Лекция №10.

4. инвестиционно-развивающие – это подразделение руководства, которое не только ответственно за организацию, но и наделено полномочиями, осуществляющихся в соответствии с установленными предприятиями.

В качестве ключевого сегмента системной организации управления на базе центров ответственности находится политика трансфертных цен.

Существует 3 типа трансфертных цен:

1. рыночно-ориентированная

2. затратно-ориентированная

3. компромиссная

Принципы материальной ответственности бывают:

1. коллективной

2. индивидуальной

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ – это часть денежных средств в форме доходов и внешний поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществленных затрат по обеспечению воспроизводства.

КАПИТАЛ – это часть финансовых ресурсов задействующих в обороты, приносящие доходы.

Управление финансовыми предприятиями включают:

1. организационную структуру управления

2. финансовые модели. Все модели можно разделить на группы:

- общеэкономические

- прогнозоаналитические

- специальные (франшизы, фьючерсы)

С организационно-правовой финансовые предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие:

- товарищества

- ОАО, ООО

- акционерные общества

- кооперативы

Некоммерческие:

- ассоциации или союзы

Методы финансовой деятельности:

1. методы мобилизации бывают:

- выпуск ценных бумаг

- бюджетные ассигнования

- кредитование (банковское и коммерческое)

- страхование

2. методы по распределению и использованию

- самофинансирование

- методы фондообразования

- факторный лизинг

- трассовые организации

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Финансовые ресурсы можно получить безвозмездно, либо путем обмена, либо путем купли-продажи.

Сфера, где покупаются и продаются финансовые ресурсы, называется финансовым рынком.

Виды финансовых рынков:

1. валютный – покупается и продается валюта.

2. рынок драгоценных металлов

3. денежный рынок (кредиты, операция РЕПО) – это торговля ЦБ сроком обращения <= 1 года: вексельный рынок,  кредиты ЦБ (коммерческие банки)

4. рынок капитала – ценные бумаги со сроком обращения >=1 года.

 Рынок ценных бумаг:

  1. рынок целевых бумаг

  2. рынок домовых бумаг (государственные и корпоративные ценные бумаги)

  3. вексельный рынок

5. вексельный рынок

6. рынок производных ЦБ (фьючерсы, денежно-кредитные расписки)

АДР – депозитные

РДР – российские

ЕДР – европейские

ГДР – глобальные

7. рынок евровалют – часть денежного рынка, на котором осуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами, выраженных в валюте.

ЕВРОВАЛЮТА – общее понятие для обозначения валют, которое имеет хождение вне страны.

В развитых странах существует рынок депозитных и сертификатов.

ЛИСТИНГ – процедура допуска на рынок ценных бумаг, после прохождении процедуры листинга, ценные бумаги помещают в котированные списки, он состоит из:

1. первого уровня (в него входят 26 акций, 160 облигаций и др.)

2. второго уровня (9 акций, 12 облигаций)

Не попавшие в котированный список попадают в другой список на бирже торгуют:

1. брокеры

2. дилеры  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11893. Определение кальция методом стандартных добавок 443.5 KB
  Лабораторная работа №104 Определение кальция методом стандартных добавок. Краткое теоретическое введение: Фотометрия пламени вид эмиссионного спектрального анализа в котором источниками возбуждения спектров являются пламена различных видов: ацетиленвоздух...
11894. Определение фосфора (ортофосфатов) в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты 204 KB
  Лабораторная работа №107 Определение фосфора ортофосфатов в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с мо...
11895. Титрование цинка (II) раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. 244 KB
  Лабораторная работа №110 Титрование цинка II раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с молекула
11896. Определение хлоридов в растворе 68 KB
  Лабораторная работа №113 Определение хлоридов в растворе. Краткое теоретическое введение: Фототурбидиметрия и фотонефелометрия основаны на явлении рассеяния света дисперсными системами суспензиями или золями получаемыми в результате аналитических реакций. П...
11897. Анализ очищенного рассола для производства хлора и каустической соды 138.5 KB
  Лабораторная работа №203 Анализ очищенного рассола для производства хлора и каустической соды Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода. В основе потенциометрии лежит зависимость равновесного электродного потенциала от активности концент
11898. Кулонометрическое титрование кислот 154.5 KB
  Лабораторная работа №211 Кулонометрическое титрование кислот Краткое теоретическое введение: Кулонометрия объединяет методы анализа основанные на измерении количества электричества израсходованного на электрохимические реакции приводящие к количественному ...
11899. Определение жидких хлорметанов в их смеси 295 KB
  Лабораторная работа №301 Определение жидких хлорметанов в их смеси. Краткое теоретическое введение: Достоинства метода газожидкостной хроматографии ГЖХ и газовой хроматографии в целом: 1 высокая разделительная способность и экспрессность процесса; 2 возможнос
11900. Определение СН3СООН, СН3СООNa, NaCl в их смеси 402 KB
  Лабораторная работа №304 Определение СН3СООН СН3СООNa NaCl в их смеси Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Ионообменная хроматография метод разделения смесей основанный на распределении компонентов смеси между раствором и ионообменником...
11901. Определение аминокислот в их смеси 289 KB
  Лабораторная работа №309 Определение аминокислот в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Создание метода бумажной хроматографии в 1944 г. значительно расширило возможности разделения идентификации и количественного определен...