65975

Бюджетный федерализм в России

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Сфера бюджетного федерализма его принципы и модели в полной мере распространяется на: межбюджетные отношения: бюджетное устройство; бюджетную систему. Существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства.

Русский

2014-08-11

19.65 KB

6 чел.

  Бюджетный федерализм в России - явление сложное и постоянно развивающееся. Сфера бюджетного федерализма, его принципы и модели в полной мере распространяется на: межбюджетные отношения: бюджетное устройство; бюджетную систему.

   Бюджетный федерализм выполняет функции 

  1.  Централизации;

2).Распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти.

  Существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства. В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

• «раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);

• «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

• финансовые трансферты субъектам из федерального бюджета, не имеющие конкретного целевого назначения и выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся и особо нуждающимся регионам;

• дотации, субсидии и субвенции;

• целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;

• взаимные расчеты;

• бюджетные ссуды;

• обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

  Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о том, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действуют два принципа:

1). Унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов на основе твердого закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений  налога на добавленную стоимость и законодательно установленной предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет;

2). Дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета.

Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты.

   Принципы бюджетного федерализма определены Конституцией РФ  и бюджетно-налоговым законодательством:

1). Разграничение бюджетной системы на федеральный бюджет;

2).Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

3).Исключительные полномочия Российской Федерации в отношении федерального бюджета;

4).Совместное с субъектами Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации 

  Процесс формирования российской модели бюджетного федерализма

прежде всего, должен включать законодательное оформление

трех приоритетных для России составляющих бюджетного устройства:

• совокупности механизмов формирования доходного потенциала бюджетов всех уровней, а не только разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней;

• комплекса мер по организации исполнения бюджетов всех уровней, ориентированных на формирование рациональной структуры расходов, на единую систему контроля за исполнением как доходной, так и расходной части всех бюджетов;

• системы межбюджетных отношений, включающей как механизм

разграничения расходных и доходных полномочий и ответственности, так и взаимоувязанный комплекс методов оказания финансовой помощи субъектам РФ.

  Главным принципом организации системы государственного бюджетного

регулирования должна стать сбалансированность государственных

финансовых ресурсов во всех звеньях бюджетной системы, а основным методом реализации данного принципа должен стать программно-целевой подход.

  В механизме бюджетного федерализма России важное место должны занять вопросы стимулирования регионов к достижению финансовой самодостаточности.

  По расчетам Министерства экономики РФ, финансовая самообеспеченность регионов до 2000 г. не превышала 60%; в 45 регионах собственные источники без учета трансфертов покрывали менее 70% всех расходов и только в 13 регионах — 85% всех расходов.

  В ближайшей перспективе было бы целесообразным ввести, по крайней мере, два реальных экономических рычага, стимулирующих регионы к достижению финансовой самодостаточности.

Первый - это предоставление субъектам Федерации права устанавливать региональные налоги. В качестве второго рычага перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике может служить установление на несколько лет фиксированного норматива выделения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), независимо от роста или снижения бюджетной потребности субъекта Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

677. Проектирование цифрового бих-фильтра методом билинейного преобразования в пакете программ Matlab 62.5 KB
  Особенности синтеза БИХ-фильтров методом билинейного преобразования в пакете программ MATLAB. Синтез цифрового фильтра методом билинейного преобразования. Исследование характеристик синтезированного цифрового фильтра.
678. Акции. Доходность акций 120 KB
  Оценка акции с точки зрения их доходности. Вид акции (простая или привилегированная) и ее номинальная стоимость. Размер уставного фонда акционерного общества на день выпуска акций и также количество выпускаемых акций, срок выплаты дивидендов. Распределение акций по степеням риска.
679. Реализация геолокационного приложения для ОС Android 109 KB
  Создание геолокационного приложения для ОС Android и получения навыков программирования для этой системы. Основные компоненты Android приложения. Плагин DDMS для среды разработки Eclipse. Программа, определяющая местоположение пользователя и находящая объекты в заданном радиусе.
680. Интеграция организаций и ее сфера 120.5 KB
  Корпоративные организации. Понятие корпорации. Современные корпорации, их место в экономике. Ориентация корпоративного управления в различные исторические периоды. Холдинг как тип организации и ядро корпорации. Функции холдинговых компаний. Консорциум как форма сращивания банковского и промышленного капиталов. Конгломерат, картели. Цели создания конгломератов, виды картелей: частные, государственные, международные картели.
681. Міжнародне співробітництво в сфері інтелектуальної власності в галузі комп’ютингу 111.5 KB
  Всесвітня організація інтелектуальної власності. Євразійська патентна організація. Участь України у міжнародному співробітництві у сфері інтелектуальної власності. Співробітництво зі Всесвітньою організацією інтелектуальної власності.
682. Правонарушения. Понятия и виды правонарушения. Состав правонарушения. 97.5 KB
  Понятие правонарушения, его социологические и юридические признаки. Трудовые правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства. В своей работе я последовательно рассмотрю понятие содержания правонарушения, начав с социологического определения и признаков, и подчеркну юридическое понятие и его составляющие. Также я детально изучу виды правонарушения, дав подробную. характеристику преступлению и проступку.
683. Исследование сетей Frame Relay 104.5 KB
  В ходе лабораторной ознакомились с сетями Frame Relay. Определили структуру сети Frame Relay согласно модели OSI Изучили связь структуры модели с назначением сети Frame Relay и областью ее применения, формат пакета канального уровня, методы достижения в сетях Frame Relay более высокой скорости, методы обеспечения безошибочной передачи в сетях Frame Relay, применение Frame Relay.
684. Информационные поисковые языки 101 KB
  Свойства информационных поисковых языков. Классификационные информационно–поисковые языки. Сопоставительный анализ информационно–поисковых языков. Обеспечения взаимодействия между различными (информационными, библиотечными и другими) системами.