65980

Инвестиционный рейтинг

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Инвестиционный рейтинг - это оценка риска, который несет инвестор, вкладывая свои средства в те или иные обязательства. Чем выше рейтинг, тем ниже риск инвестиций и выше привлекательность данных обязательств для инвесторов.

Русский

2014-08-11

91 KB

1 чел.

Инвестиционный рейтинг - это оценка риска, который несет инвестор, вкладывая свои средства в те или иные обязательства. Чем выше рейтинг, тем ниже риск инвестиций и выше привлекательность данных обязательств для инвесторов.

Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:

-эффективность экономики;

-уровень политического риска;

-состояние задолженности;

-неспособность к обслуживанию долга;

-кредитоспособность;

-доступность банковского кредитования;

-доступность краткосрочного финансирования;

-доступность долгосрочного ссудного капитала;

-вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства «большой шестерки»: Moody's, Arthur Andersen, Standart & Poor' s, IBCA и др.

Появление в России вместо одного и единственного инвестора – государства, множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3 – 5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирования регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т. е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляются группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности российских регионов являются:

1. Разночтение в самом понятии «инвестиционного климата».

2. Ограниченность набора учитываемых показателей.

3. Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства.

4. Недостаточная обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки.

5. Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату.

6. Исследования проводятся не по полному кругу 89 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты.

При этом инвестиционный климат региона следует рассматривать как комплексную характеристику, состоящую из трех ключевых подсистем: инвестиционного потенциала – совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала; инвестиционного риска – совокупности переменных факторов риска инвестирования; законодательных условий – правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора. Законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства – составляющих инвестиционного потенциала региона

В общем виде процедура определения рейтинга включает следующие этапы:

1. Выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающих состояние инвестиционного комплекса региона.

2. Каждому показателю или группе однородных показателей присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие его (их) вкладу в инвестиционную привлекательность региона.

3. Рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона.

4. Полученные величины ранжируются с присвоением соответствующего номера (ранга).

1A Высокий потенциал-минимальный риск

1B Высокий потенциал - умеренный риск

1C Высокий потенциал - высокий риск

2A Средний потенциал - минимальный риск

2B Средний потенциал - умеренный риск

2C Средний потенциал - высокий риск

3A Низкий потенциал-минимальный риск

3B1 Пониженный потенциал - умеренный риск

3C1 Пониженный потенциал - высокий риск

3B2 Незначительный потенциал - умеренный риск

3C2 Незначительный потенциал - высокий риск

3D Низкий потенциал - экстремальный риск

2011 год.

Алтайский край-3B1

Забайкальский край-3C1

Краснодарский край-1A

Амурская область-3B2

Ивановская область-3B2

Красноярский край-1B

Архангельская область-3B1  

Иркутская область-2B  

Курганская область-3C2

Астраханская область-3B1

Кабардино-Балкарская

Республика-3C2

Курская область-3B1

Белгородская область-2A

Калининградская область-3B1

Ленинградская область-3B1

Брянская область-3B1

Калужская область  3B1

Липецкая область-3A1

Владимирская область-3B1

Кемеровская область-2B

Магаданская область-3C2

Волгоградская область-3B1

Кировская область-3B1

Москва-1B

Воронежская область-3B1

Костромская область-3C2

Московская область-1A

Еврейская автономная

область-3B2

Карачаево-Черкесская

Республика-3C2

Мурманская область-3C1

Ненецкий автономный

Округ-3B2

Республика Адыгея-3B2

Республика Саха (Якутия)-3B1

Нижегородская область-2B

Республика Алтай-3C2

Республика Тыва-3D

Новгородская область-3B2

Республика Башкортостан-2B

Республика Северная Осетия – Алания- 3C2

Новосибирская область-2B

Республика Бурятия -3B1

Республика Татарстан-2B

Омская область-3B1

Республика Дагестан-3C1

Республика Хакасия -3B2

Орловская область-3B2

Республика Ингушетия-3D

Саратовская область -3B1

Пензенская область-3B1

Республика Карелия -3C1

Рязанская область-3B1

Пермский край-2B

Республика Коми-3B1

Ростовская область-2A

Приморский край-3B1

Республика Марий Эл-3C2

Санкт-Петербург-1A

Псковская область-3B2

Республика Мордовия-3B2

Самарская область-2B

Сахалинская область-3B1

Тульская область-3B1

Челябинская область-2B

Свердловская область-1B

Тюменская область-3B1

Чеченская Республика-3D

Смоленская область-3B1

Удмуртская Республика-3B1

Чувашская Республика-3B1

Тамбовская область-3B1

Ульяновская область-3B1

Ямало-Ненецкий

автономный округ-3B1

Тверская область-3B1

Хабаровский край-3B1

Ярославская область-3B1

Томская область-3B1

Ханты-Мансийский

автономный округ-Югра-2B

Чукотский автономный округ-3C2

 

  

 

Кредитный рейтинг.

Кредитный рейтинг региона или муниципального образования (МО) - комплексная оценка способности региональных органов государственной и местной власти к полному и своевременному выполнению долговых обязательств по обслуживанию и погашению займов с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации. Кредитный рейтинг отражает мнение аналитиков агентства "АК&М" о платежеспособности субъекта РФ на момент присвоения рейтинговой оценки.

Методика кредитного рейтинга была подготовлена аналитиками "АК&М" в октябре 2002 года для рейтингования регионов и муниципальных образований Российской Федерации. Это оригинальная методика, адаптированная к специфическим особенностям регионального развития России и не учитывающая суверенного странового риска.

Методика представляет собой алгоритм присвоения кредитных рейтингов регионам и МО и основывается на использовании объективных и субъективных параметров кредитоспособности, а также прогнозов их изменения.

Объективные параметры кредитоспособности (финансово-экономические) региона или муниципального образования трактуются как наличие у него финансовых ресурсов для погашения текущего или будущего долга, регулярность поступления денежных средств на счета заемщика с учетом характера общей финансово-экономической ситуации, влияющей на регулярность пополнения финансовых ресурсов региона (МО) в перспективе.

 К ним относятся:

·  Устойчивость бюджетной системы субъекта федерации (МО)

·  Финансово-экономическая ситуация в регионе (МО)

·  Динамика финансово-экономического развития региона (МО)

Субъективные (ситуационные) параметры кредитоспособности определяют социально-полити ческую ситуацию и уровень государственного (муниципального) управления в регионе (МО).

 К субъективным параметрам относятся:

·  Устойчивость региональной (муниципальной) власти

·  Благоприятность предпринимательского климата в регионе (МО)

·  Кредитная история субъекта федерации (МО)

Каждый из параметров кредитоспособности содержит в себе несколько исходных характеристик, которые в свою очередь состоят из индикаторов оценки.

При подсчете значений индикаторов оценки используются пороговые значения, а также отдельные оценочные шкалы.

Величина интегрального уровня кредитоспособности определяется в три этапа:

·  определение рейтинговых баллов индикаторов оценки с учетом порогового значения и оценочной шкалы;

·  определение рейтинговых баллов исходных характеристик;

·  определение рейтинговых баллов параметров кредитоспособности.

Итоговая рейтинговая оценка присваивается региону (МО) на основании интегрального уровня кредитоспособности и значений исходных параметров в соответствии с национальной рейтинговой шкалой.

НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА

Национальная рейтинговая шкала состоит из четырех рейтинговых классов:

Класс А - Высокий уровень кредитоспособности

Класс В - Удовлетворительный уровень кредитоспособности

Класс С - Низкий уровень кредитоспособности

Класс D - Неудовлетворительный уровень кредитоспособности  

Каждый из классов разделяется на несколько подклассов, обозначаемых индексами "++", "+", " ".

А++ Высокий уровень кредитоспособности

Риск несвоевременного выполнения обязательств минимальный

А+ Высокий уровень кредитоспособности  

Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный

А Высокий уровень кредитоспособности  

Риск несвоевременного выполнения обязательств низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна

В++ Удовлетворительный уровень кредитоспособности  

Риск несвоевременного выполнения обязательств невысокий. Вероятность реструктуризации долга или его части незначительна

В+ Удовлетворительный уровень кредитоспособности  

Риск полной или частичной реструктуризации долга низкий

В Удовлетворительный уровень кредитоспособности  

Риск полной или частичной реструктуризации долга невысокий

С++ Низкий уровень кредитоспособности  

Риск полной или частичной реструктуризации долга значителен

С+ Низкий уровень кредитоспособности  

Риск полной или частичной реструктуризации долга высок

С Низкий уровень кредитоспособности  

Риск невозврата долга чрезвычайно высок

D Неудовлетворительный уровень кредитоспособности  

Оценки В++, А, А+, А++ относятся к инвестиционному уровню рейтинга

КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ РЕГИОНОВ

Регион

Присвоенный  рейтинг

Уровень рейтинга

Прогноз рейтинга

Дата присвоения рейтинга

Калужская область

А+

Инвестиционный

Стабильный

Декабрь 2010 года

Кемеровская область

А

Инвестиционный

Стабильный

Декабрь 2010 года

Пензенская область

А

Инвестиционный

Стабильный

Ноябрь 2010 года

Смоленская область

А

Инвестиционный

Стабильный

Июль 2010 года


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59855. На гостину до Весни 41 KB
  Хід заняття : Діти вітаються до гостей та підходять до вікна. Скажіть діти яке воно можливо сонечко тоді і зявиться. виставляю макет сонця Давайте діти всі разом привітаємось до сонця до своєї землі один до одного. Діти дістають та роблять опис пророщеної цибулини картоплі з пагонами квасолі.
59856. Що означає бути вихованим 34.5 KB
  Чому така проста норма етикету як вітання справила настільки сильне враження на хлопчика Обґрунтуйте свою думку Відповіді дітейПеревірка письмового завдання в робочому зошиті з теми Як наші вчинки впливають на наше життя 12. Чи згоден ти з твердженнями Вчинки – наші дії Далеко не всі наші дії можна назвати моральними вчинками. Оцінюючи вчинки ми співвідносимо їх з 78. Скажіть як на вашу думку співвідносяться добро та вихованість Діти доходять висновку що в основі виховання гарних манер лежить повага до інших людей бажання...
59858. Дії з десятковими дробами. 6 клас 3.22 MB
  Зацвітають перші весняні квіти. Епіграф нашого уроку слова Максима Рильського: Люби природу не як символ душі своєї Люби природу не для себе люби для неї Сьогодні ми з вами повторимо дії з десятковими дробами подорожуючи країною квітів і дізнаємось багато цікавого про квіти.
59859. МАТЕМАТИЧНИЙ ВЕЧІР «ЧУДОВА СІМКА» 6.32 MB
  Оформлення: розвішані стінгазети де центральне місце займає цифра 7 виставка малюнків по темі: У гостях у казки виставка творчих робіт з теми: Сім чудес світу карта України мультимедійна презентація Сім чудес. Наша сьогоднішня програма для учнів...
59860. Використання дидактичних ігор на уроках мови та читання 1.57 MB
  Кожна дидактична гра виконує різні функції: збагачує пізнавальний досвід дітей; розвиває мислення мову уяву точність; викликає інтерес до навчання. Ігри на уроках читання і мови Гра Встанови звязки використовується як для розвитку уяви так і для словеснологічного мислення. Гра “Яка буква†Це завдання можна виконати в групах або в парах.
59861. ВИКОРИСТАННЯ ЗАСОБІВ МУЛЬТИМЕДІА НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ З ТЕМИ «ЗДОРОВИЙ СПОСІБ ЖИТТЯ» 36.5 KB
  У дугому блоці подається три презентації: урок у 56 класах Обираємо здоровий спосіб життя з використанням інноваційних технологій навчання; діалогічне та монологічне висловлювання у 78 класах з теми Чому українці повинні жити 150 років; інформдайджест який використовується у процесі підготовки монологічного чи діалогічного висловлювання у 911 класах. У третьому блоці розміщено відеоролики розраховані на використання різних форм роботи на уроці але можна запропонувати найдоцільніші з них а саме: створення речень за...
59862. Математика 115 KB
  В порядке очереди каждая команда дает ответ на каждый вопрос или соглашается с первым ответом или дает свой ответ. По сколько километров пробежала каждая лошадь ответ: по 40км На грядке сидят 6 воробьев к ним прилетели еще 5.