65983

Группа Всемирного Банка

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде то есть каждая страначлен Международного банка реконструкции и развития должна прежде стать членом Международного валютного фонда.

Русский

2014-08-11

21.13 KB

0 чел.

Группа Всемирного Банка

Группа Всемирного Банка - это пять организаций, созданных в разное время и объединенных функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В Группу Всемирного банка входят следующие организации:

1. Международный банк реконструкции и развития - МБРР

2. Международная ассоциация развития - МАР

3. Международная финансовая корпорация - МФК

4. Многостороннее агентство по гарантии инвестиций - МАГИ

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС

Первые две организации (МБРР и МАР) образуют собственно Всемирный банк.

Штаб-квартиры всех пяти организаций расположены в Вашингтоне, США.

Организации, входящие в Группу Всемирного банка, были созданы в разное время по мере расширения задач, решаемых Всемирным банком.

Первым был создан Международный банк реконструкции и развития в соответствии с решением Бреттон-Вудской конференциив в 1944г. Начал свою деятельность в 1946 г., первый кредит в размере 250 млн. долларов был предоставлен Франции. В начале своего существования МБРР оказывал финансовую помощь странам Европы и Японии в восстановлении экономики после Второй мировой войны. Позднее его деятельность была направлена на оказание финансовой помощи развивающимся странам.

   Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. с целью оказания финансовой помощи развивающимся государствам в форме кредитов, предоставляемым по минимальным ставкам или без процентов, а также в форме грантов. Кредиты по линии МАР предоставляются как правило под гарантии государства.

   Международная финансовая корпорация была создана в 1956 г. с целью предоставления кредитов напрямую частным компаниям.

Многостороннее агентство по гарантии инвестиций было создано в 1988 г. для защиты от рисков, в первую очередь политических, инвестиций, осуществляемых в рамках финансовой помощи по линии МБРР, МАР и МФК.

   Международный центр по урегулированию инвестиционных споров был создан в 1966 г. для урегулирования спорных вопросов в процессе оказания финансовой помощи в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными компаниями других государств, т.н. Вашингтонской конвенцией.

Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде, то есть каждая страна-член Международного банка реконструкции и развития должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка.

Всемирный банк создан по принципу акционерного общества, акционерами которого являются 184 страны-членов этой организации. Согласно уставу Всемирного Банка, для принятия стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы, зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике.

По состоянию на конец 2007 года, крупнейшими акционерами Всемирного Банка являются США (16.4% акций), Япония (7.9%), Германия (4.5%), Великобритания и Франция (по 4.3%).

Высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Группы Всемирного Банка, является Совет управляющих. Страны-участницы представлены в нем, как правило, министрами финансов. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Группы Всемирного Банка в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка.

Президент Всемирного банка (в настоящее время Роберт Б. Зеллик) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Группы Всемирного банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка.

Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов и два исполнительных вице-президента отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие функции.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: "Стратегия деятельности Группы Всемирного банка", который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны_заемщика.

По словам президента Всемирного банка, цель его деятельности - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций.

Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

· ликвидация нищеты и голода;

· обеспечение всеобщего начального образования;

· поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

· сокращение детской смертности;

· улучшение охраны материнства;

· борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

· обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

· формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Займы, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном за счёт продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надёжности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 184 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности стран.

Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших стран мира в виде беспроцентных займов и грантов, пополняются каждые три года 40 странами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40 процентов общего объёма кредитных операций Всемирного банка.

В настоящее время Банк участвует в финансировании более 1 800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Финансируются проекты в самых разных областях деятельности. Примерами являются развитие микрокредитования в Боснии и Герцеговине, повышение эффективности профилактики СПИДа в Гвинее, поддержка образования девочек в Бангладеш, повышение эффективности здравоохранения в Мексике, содействие восстановлению провозгласившего независимость Восточного Тимора и оказание Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат.

Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве. В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка. Помимо Международного банка реконструкции и развития, Россия является членом Международной финансовой корпорации (МФК), Международной Ассоциации Развития (МАР) и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ). 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве - национальные кадры.

В настоящее время Банк финансирует 25 проектов в России. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл.

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц. В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ, Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в некоторых даже ухудшилась.

В настоящее время (2010 г.) заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83765. Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения 48.43 KB
  Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов.2: НС – это совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном порядке.: НС – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения установленных НП и налоговым законодательством. 3 НК порядок установления и введения налогов часть 1 НК система налогов – совокупность отдельных налогов обладающая организационноправовым и экономическим единством.
83766. Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение 43.59 KB
  Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Элементы налога – это внутренние исходные функциональные единицы которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога и придают им их универсальность. Обязательные существенные элементы юридического состава налога это элементы без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.
83767. Субъект налогообложения: понятие субъектов, виды, правовой статус 47.87 KB
  Общественные отношения преимущественно образующие предмет налогового права складываются относительно перехода права собственности на денежные средства. Большинство названных отношений направлены на достижение баланса частных и публичных интересов поэтому и понятие субъекта налогового права носителя интереса является ключевым. Точное определение субъекта налогового права имеет и практическое значение поскольку позволяет выявить круг лиц вступающих в налоговые отношения и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие...
83768. Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база 44.73 KB
  Объект налогообложения это те юридические факты действия события состояния которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог совершение оборота по реализации товара работ услуг; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки куплипродажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т. наличие объекта налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие объект налогообложения так: Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров работ...
83769. Налоговый период, порядок исчисления налога, способы, сроки и порядок уплаты налога 42.93 KB
  Налоговый период календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога подлежащая уплате. Продолжительность момент начала и момент окончания каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу. Порядок исчисления налога ст.
83770. Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения 45.33 KB
  Система налогов и сборов не путать с налоговой системой это совокупность налогов и сборов взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях определенных Налоговым кодексом. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ: федеральные; региональные; местные. Федеральные налоги Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ при отсутствии специальных налоговых режимов п.
83771. Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система 46.7 KB
  Сегодня основными научными подходами для определения места НП в системе юридических наук являются: 1 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части АП швейцарская налоговая правовая доктрина 2 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части ФП неаполитанская налоговая правовая школа 3 концепция автономии НП согласно которой оно занимает особое или даже исключительное положение в системе права независимое от общих принципов как частного так и публичного права французская налоговая правовая доктрина 4 концепция...
83772. Источники налогового права. Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права 48.45 KB
  Налоговое законодательство и дополнительные источники налогового права. Источники налогового права это внешние конкретные формы его выражения т. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления содержащие нормы налогового права.
83773. Нормы налогового права: понятие, особенности, виды норм налогового права 48.68 KB
  Особенности норм НП: 1 налоговые нормы отличаются от всех иных норм права по своему непосредственному целевому назначению 2 реализация большинства из них политически направлена в рамках внутренней и внешней экономической политики Признаки: 1 это правила поведения гарантированные государством 2 возлагают юридические обязанности и предоставляют субъективные права 3 имеют общеобязательный характер 4 всегда выражены в НПА 5 являются средством реализации публичных а не частных интересов 6 практически не имеют своего прототипа в...