65996

Бюджетный дефицит, его виды

Научная статья

Макроэкономика

Бюджетный дефицит это сумма на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга либо путем эмиссии денег.

Русский

2014-08-11

81.16 KB

0 чел.

Бюджетный дефицит, его виды

Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Различают следующие виды бюджетных дефицитов:

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

Дефицит федерального бюджета Германии в 2012 году, возможно, окажется ниже, чем ожидалось ранее. Об этом в четверг в интервью ежедневному изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung заявил Норберт Бартл, старший эксперт по бюджету в правящем коалиционном правительстве.

"Если все сложится удачно, мы приблизимся к пороговому уровню 30 млрд евро/ 37,4 млрд долларов США/", — сказал Бартл в интервью, которое вышло до публикации в пятницу. Он является самым старшим консервативным членом парламентского комитета по бюджету.

Бартл подтвердил свое заявление и сказал, что более высокие темпы роста экономики позволяют правительству сократить объем новых заимствований в этом году. Он не прокомментировал перспективы на 2013 год.

В последнем проекте бюджета Германии предусмотрены новые заимствования в размере 32,1 млрд евро в 2012 году и 18,8 млрд евро в 2013 году.

Перед тем как начать прогноз по перспективам, ожидающим Японию в этом году, следует произвести оценку ее финансового состояния за 2011 год. 

Япония занимает третье место в мире по ВВП на душу населения после Соединенных Штатов Америки и Китая. Секретом Японского процветания является экспорт высокотехнологических товаров, в частности бытовой техники, автомобилей и компьютеров. Благодаря этому страна сумела выйти из финансового кризиса и приобрести положительное сальдо торгового баланса, которое ей удается сохранять уже в течение 30 лет.

Противостояние в правительстве Японии между представителями Демократической партии и представителями Либерально-демократической партии обострилось, после того как премьер-министр Ёсихико Нода не назначил досрочные выборы в парламент до начала следующего года, как того требует оппозиция. 

На фоне этого противостояния правительство откладывает рассмотрение законопроекта, предусматривающего выпуск облигаций на 38,335 трлн иен, необходимых для финансирования государственных расходов. 

Эксперты международного рейтингового агентства Moody's Investors Service считают, что у Японии все еще есть время на то, чтобы повлиять на доходности гособлигаций и не потерять доверия инвесторов.

"На рынке все еще сохраняется шаткое доверие к правительству Японии. Это дает властям время для снижения дефицита бюджета", - отметил вице-президент Moody`s Том Бирн.

Ранее правительство и Демократическая партия пришли к соглашению о базовой политике для составления бюджета: главный акцент будет сделан на стимулирование экономики. При этом правительственные расходы будут ограничены на уровне текущего финансового года — около 71 трлн иен ($895,7 млрд). Правительство также ограничит выпуск новых займовых облигаций суммой примерно в 44 трлн иен ($565 млрд). На обслуживание долга в бюджете выделяется 22 трлн иен.

Фактически правительство поставило себя в достаточно сложную ситуацию, поскольку достаточно сложно будет одновременно поддерживать экономику и сдерживать рост расходов

Дефицит бюджета Великобритании в сентябре 2012 года без учета программ поддержки банковского сектора составил всего 12,8 млн фунтов стерлингов ($20,5 млн) по сравнению с отрицательным сальдо в 13,5 млрд фунтов годом ранее, говорится в сообщении Национального статистического управления (ONS) страны. Такой дефицит бюджета является самым незначительным с 2008 года.

Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали сохранение дефицита на прошлогоднем уровне.

Совокупные налоговые поступления и госрасходы выросли равными темпами, прибавив по 3,7%.

Дефицит с учетом поддержки банковского сектора составил 10,7 млрд фунтов против ожидавшихся экономистами 11,7 млрд фунтов. Вложения правительства в банки и другие финкомпании, сделанные во время кризиса, в последнее время начали окупаться и приносить бюджету дополнительный доход.

Объем внешнего долга на 30 сентября составил чуть менее 1,07 трлн фунтов, или 67,9% ВВП, что является рекордом для Великобритании. По оценкам правительства, рост госдолга продолжится до 2014-2015 фингода, когда он достигнет пика на уровне 76,3% ВВП. В то же время минимальный сентябрьский дефицит бюджета, как ожидается, облегчит правительству страны задачу сохранения заимствований в запланированных рамках.

За первую половину британского финансового года, начавшегося в апреле, бюджетный дефицит увеличился до 65,1 млрд фунтов против 62,4 млрд фунтов за аналогичный период годом ранее. В апреле-сентябре расходы правительства выросли на 2,1%, налоговые поступления - на 0,8%.

Рецессия в экономике Великобритании, вероятнее всего, не позволит властям сократить дефицит бюджета до целевого уровня 120 млрд фунтов в текущем финансовом году с наблюдавшихся годом ранее 121,6 млрд фунтов. Однако тот факт, что ONS в октябре пересмотрела месячные показатели дефицита с апреля по август с понижением, возможно, позволит сократить разрыв с плановыми показателями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5867. История АМО ЗИЛ 42.5 KB
  Завод, основанный в 1916 г. как частное предприятие, через два года был национализирован, а спустя три четверти века, в 1992 г., вновь становится частным предприятием. В 1996 г. завод перешел практически в муниципальную собственность, сохранив форму...
5868. Место и роль монополии на рынке 103 KB
  Введение: формирование монополии Абсолютная (чистая) монополия - редкое для хозяйственной практики явление. Однако довольно часто приходится сталкиваться с монопольным влиянием, более реальными рыночными структурами монополистической конк...
5869. Взгляды Советских вождей на управление 97.5 KB
  За время существования СССР потерпело много реформ и преобразований. При разных правителях ситуация в СССР была совершенно разная т.к. у каждого из них были разные взгляды на жизнь и на управление страной. Скорее всего каждый из них руково...
5870. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние 237 KB
  Термин дискриминация образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затра...
5871. Организация защиты личного состава формирований ГО и РСЧС при проведении АСДНР 121 KB
  Организация защиты личного состава формирований ГО и РСЧС при проведении АСДНР Учебные цели: 1. Изучить основные мероприятия, осуществляемые руководителями (командирами) формированиям ГО и РСЧС по организации обеспечения защиты личного состава...
5872. Формальные методы спецификации программ 431.5 KB
  В предлагаемом учебном пособии рассматриваются два основных метода формального описания программных систем: метод алгебраических спецификаций и метод типизированных машин абстрактных состояний. Первый метод предназначен для описания статических аспе...
5873. Асинхронная машина. Общие понятия 1.07 MB
  Асинхронная машина. Общие понятия. Асинхронная машина это электрическая машина переменного тока, частота вращения ротора которой отличается от частоты вращения основной гармонической магнитного поля воздушного зазора. Частота вращения основной гармо...
5874. Проблема правонарушений в юридической науке 134 KB
  Выбирая тему курсовой работы, мы, прежде всего, руководствовались тем, насколько она актуальна для нашего времени. На сегодняшний день проблема правонарушений остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Ее а...
5875. Источники и показатели монопольной власти 141 KB
  Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и послед...