65998

Система инвестиционных рейтингов

Научная статья

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Появление в России вместо одного и единственного инвестора государства множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России.

Русский

2014-08-11

23.12 KB

4 чел.

1. Система инвестиционных рейтингов


Инвестиционный рейтинг - это оценка риска, который несет инвестор, вкладывая свои средства в те или иные обязательства. Чем выше рейтинг, тем ниже риск инвестиций и выше привлекательность данных обязательств для инвесторов1.

В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами мира: Euromoney, Fortune, The Economist.

Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:

  1.  эффективность экономики;
  2.  уровень политического риска;
  3.  состояние задолженности;
  4.  неспособность к обслуживанию долга;
  5.  кредитоспособность;
  6.  доступность банковского кредитования;
  7.  доступность краткосрочного финансирования;
  8.  доступность долгосрочного ссудного капитала;
  9.  вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Следует отметить, что методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. При принятии решений портфельные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства «большой шестерки»: Moody's, Arthur Andersen, Standart & Poor' s, IBCA и др. Так, категории кредитных рейтингов агентства Standart & Poor ' s включают: нвестиционные рейтинги:

  1.  ААА – возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;
  2.  АА – возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;
  3.  А – возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации;
  4.  ВВВ – возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.
  5.  Спекулятивные рейтинги:
  6.  ВВ – нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента;
  7.  В – ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств.
  8.  

Аутсайдерские рейтинги:

  1.  ССС – некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;
  2.  СС – платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации;
  3.  С – платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации;
  4.  D – долги просрочены2.

Появление в России вместо одного и единственного инвестора – государства, множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3 – 5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирования регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т. е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляются группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора3.

На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности российских регионов, на наш взгляд, являются:

1. Разночтение в самом понятии «инвестиционного климата».

2. Ограниченность набора учитываемых показателей.

3. Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства.

4. Недостаточная обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки.

5. Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату.

6. Исследования проводятся не по полному кругу 89 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты4.

Среди отечественных исследователей до сих пор существуют различные мнения не только о том, как оценивать инвестиционную привлекательность регионов, но и что это такое. Например, под «инвестиционной привлекательностью регионов» З. Котляром и М. Акимовым подразумевалось распределение фактических объемов привлеченных в регионы инвестиций. Иногда оценка инвестиционной привлекательности регионов проводится по ограниченному набору, или даже по одному показателю. Существует и противоположный подход, при котором десятки и сотни показателей, характеризующих регион механически агрегируются в один, смысл которого уловить довольно трудно.

При этом, на наш взгляд, инвестиционный климат региона следует рассматривать как комплексную характеристику, состоящую из трех ключевых подсистем: инвестиционного потенциала – совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала; инвестиционного риска – совокупности переменных факторов риска инвестирования; законодательных условий – правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора. Законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства – составляющих инвестиционного потенциала региона

3. Инвестиционный рейтинг России и регионам .

В ноябре 2003 года инвестиционный рейтинг был впервые присвоен России агентством Fitch, а агентство Moody's приняло аналогичное решение еще в октябре 2003 года. Последнее повышение российского рейтинга агентством Standard & Poor's произошло в конце января 2004 года, когда он был увеличен до уровня "BB+" с уровня "ВВ".

Standard & Poor's последним из трех ведущих рейтинговых агентств повысило долгосрочный инвестиционный рейтинг России в иностранной валюте до инвестиционного уровня. В сообщении агентства указывается, что рейтинг повышен до уровня «BBB- с "BB+" при стабильном прогнозе.

Также были повышены долгосрочный рублевый рейтинг с "BBB-" до "BBB" и краткосрочный валютный рейтинг - с "В" до "А-3". Агентство объясняет повышение рейтингов недавним существенным улучшением условий обслуживания внешнего долга и возросшей внешней ликвидностью. Отмечается, что эти улучшения перевешивает политические риски, которые «остаются серьезными и растущими».

Агентство обращало внимание на увеличение золотовалютных резервов России благодаря благоприятной конъюнктуре нефтяных цен, в результате чего к концу 2004 года Россия получила статус нетто-кредитора.

Вместе с тем, эксперты агентства подчеркивали, в 2004 году «в России возросла политическая неопределенность», что выразилось в замедлении процесса реформ и снижении политической предсказуемости. S&P считало попытки судебной и административной реформ, предпринятые в России неэффективными. Также отмечалась приостановка реструктуризации в секторе электроэнергетики и задержки с реформой «Газпрома».

Для увеличения доверия инвесторов эксперты агентства советовали улучшить в стране политический климат и возобновить реформы. В противном случае бегство частного капитала из России в среднесрочном периоде ускорится.

В 2008 году все ведущие рейтинговые агентства понизили рейтинг РФ до неблагоприятного, что было вызвано сильным влиянием мирового финансового кризиса на экономику России.

Наконец, в июне 2009 года международное рейтинговое агентство Fitch объявило о присвоении России рейтинга на уровне “BBB-”, могло бы сделать это еще год назад, считают аналитики инвестиционных компаний.

Аналитик ИГ «Атон» Алексей Воробьев считает, что рейтинговые агентства по существу изменяют рейтинг постфактум, то есть когда уже произошли какие-либо положительные или отрицательные изменения в стране. «Сейчас произошло повышение, по существу, за былые заслуги», - говорит он.

Как отмечает аналитик, в связи с тем, что решения агентств запаздывают, они иногда кажутся парадоксальными. Как считает эксперт, если принимать во внимание больше экономические показатели, чем политические, в целом агентство по достоинству оценило Россию. «Но есть и проблемы в структурных реформах, о которых, в том числе, твердят и рейтинговые агентства», - отмечает аналитик.

Экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский также отмечает, что совершенно очевидно, что страна может обслуживать свои внешние долги - платежный баланс России находится в отличном состоянии. «Совсем непонятно, зачем надо было целый год ждать, потому что по большому счету ничего с тех пор не изменилось», - говорит аналитик. «Если исходить из подхода агентства - хороший платежный баланс и бюджетные показатели - они опоздали» - подчеркнул А. Струченевский.

Старший аналитик ФК «Уралсиб» Владимир Савов считает, что по тем показателям, на которые обычно смотрят рейтинговые агентства, Россия еще в прошлом году могла получить инвестиционные рейтинги. “С тех пор эти показатели только улучшились, в первую очередь, речь идет о способности вовремя выплачивать долги. Нет сомнений в кредитоспособности государства, поэтому повышения рейтинга следовало ожидать», - говорит аналитик.

А. Струченевский отмечает, что S&P требует от России проведения структурных реформ. Однако, с другой стороны, агентство «будет находиться под определенным давлением». Как считает аналитик, «если агентство будет верно своему принципу - надо еще подождать».

В. Савов говорит, что в своем нежелании повышать рейтинг России S&P может отмечать необходимость проведения структурных реформ, дело «ЮКОСа», но макропоказатели страны увеличивают давление на агентство, требуя «что-то сделать». «Агентства оценивают не экономику в целом, насколько хорошо жить в России, а именно рейтинг государства» - отмечает эксперт. Повышение рейтинга России вызовет приток средств со стороны западных фондов, считают аналитики

Аналитики считают, что повышение рейтинга России, безусловно, окажет позитивное влияние на инвестиционный климат и вызовет приток средств со стороны западных фондов.

Как отмечает А.Воробьев, на западные пенсионные фонды накладываются ограничения, разрешающие вкладывать деньги в страну, имеющую два инвестиционных рейтинга двух из трех крупнейших рейтинговых агентств. «После повышения рейтинга следует ожидать спроса на российские активы» - говорит эксперт. По его мнению, приток средств продолжится в сферу ТЭК, хотя там есть некоторые трудности законодательного характера, и в потребительский рынок. «В первую очередь это касается фондового рынка. Рейтинг агентств показывает климат для портфельных инвестиций, а не для прямых», - отмечает эксперт.

Что касается долговых инструментов, по мнению А.Воробьева, облигации уже котируются на инвестиционные уровне. «Может быть, их загонят еще больше, но там возможности для получения большой прибыли не осталось. Бонды уже оценены по достоинству и торгуются на инвестиционном уровне», - говорит он. При этом, по мнению эксперта, рынок российских акций имеет большой потенциал.

Что касается возможного упрощения работы российских компаний за рубежом, В. Савов придерживается мнения, что работа упростится, но не очень сильно. «Всегда проще, когда приходит компания и говорит - мы работаем в стране с инвестиционным рейтингом. Это помогает, но на уровне кредитования банки смотрят на конкретную компанию, и не стоит ожидать, что они будут давать кредиты только из-за этого», - отмечает аналитик.

Таким образом, в связи с мировым финансовым кризисом инвестиционный рейтинг РФ понизился, но, по мнению многих экспертов, такая ситуация в условиях проведенных антикризисных мер продлится недолго и рейтинг РФ будет повышен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31153. Что такое стереотип 20 KB
  Стереотип- устойчивое представление о каких-л. объектах, свойствах той или иной соц. группы. (пример: свои – чужие. Чужие – любые другие, не входящие в твою группу)
31154. Каковы свойства стереотипа 20 KB
  Пример: свои чужие. Чужие любые другие не входящие в твою группу Свойства С: Стереотипы неиндивидуальны это групповое явление.
31155. Что такое слухи и как они связаны с феноменом массы 21.5 KB
  Свойства слухов: 1Высокая степень обобщенности; 2привязка ко времени и среде своего возникновения. 3наличие свежей новости; 4неофициальность; 5Слух сохраняет свою связь со всеми перечисленными типами соц сообщений; 6однократная воспроизводимость Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается; 7подвергается дальнейшей трансляции. Слушающий впоследствии становясь говорящим передает этот слух новому слушающему.
31156. Каковы информационные предпосылки распространения слухов 23 KB
  Наиболее активными распространителями слухов явл люди формальная деятть кот играет в организации далеко не первую роль но кот хотят показать свою значимость и влияние.Чувство солидарности кот выражается в стремлении помочь коллегам друзьям знакомым предупредить их и дать возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием.Побуждение других к поддержке себя и своей позиции подталкивание к групповым действиям кот распространитель слуха не решается совершить сам в одиночку.
31157. Каковы психологические предпосылки распространения слухов 21.5 KB
  Чувство солидарности человека распространяющего слух.Слух как стремление человека найти союзников.Личная неприязнь злоба на определенного человека. Такой мотив побуждает человека распространять негативные слухи о своем недруге .
31158. Каковы разновидности слухов? Приведите примеры различных видов 23 KB
  Такие слухи не создаются целенаправленно возникают спонтанно.По эмоциональной характеристике: 1Слухжелание такой слух обычно выдает желаемое за действительное. Этот слух люди сами того не осознавая ждут и поэтому с легкостью ему верят.
31159. Что такое внушение 24 KB
  Непосредств словесного воздействие эмоц насыщенным, повелительным тоном. Словесная формула: прямая речь, обращенная к объекту воздействия. В ней выражается требуемое поведение либо состояние, кот должно наступать сразу же после высказанных слов.
31160. Расскажите о приемах внушения 24.5 KB
  вызвать через преподносимый образ понятие лозунг идею ассоциацию с чемлибо или кемлибо имеющим в глазах объекта бесспорный престиж ценность чтобы сделать содержание воздействия приемлемым. Заключается в цитировании высказываний личности кот уважает или наоборот ненавидит объект воздействия. Этот способ заключается в побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в инфе идею суждение оценку мнение на том основании что якобы большинство представителей данной соц группы или воинского подразделения разделяют ее.
31161. Что такое внушаемость и каковы условия ее повышения 22.5 KB
  Условия повышающие внушсть: 1пребывание в большой группе людей. 3псих состояние внушаемого внуш легче осущ когда индивид наход в расслабленном состоянии или в сост психич возбуждения. 4Воздействие на органы чувств: Внушающие цвета: красный приводит к возбуждению фиол и синий подавляет.