65999

Глобализация финансов

Научная статья

Мировая экономика и международное право

Глобализация - это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Русский

2014-08-11

37.71 KB

3 чел.

Петрова Екатерина 51-З

Реферат

Глобализация финансов

Глобализация - это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Основной сферой глобализации является международная экономическая система (мировая экономика), т.е. глобальные производство, обмен и потребление, осуществляемые предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке.

Важнейшей составляющей глобализации является финансовая глобализация. Она характеризуется серьезными изменениями в мировых финансах, введением новаторских методов организации и управления финансовыми ресурсами.

В результате финансовой глобализации капитал приобрел значительную мобильность, перетекая по всему миру к самым привлекательным и более выгодным возможностям приложения, а характер операций участников глобального рынка с диверсификацией активов и пассивов по странам и регионам, наличием широкой сети представительств, филиалов и дочерних организаций за рубежом уже не позволяет отождествлять их только со страной национальной принадлежности.

Финансовая глобализация усилила влияние международных рынков на осуществление операций кредитования и заимствования резидентами различных стран, что привело к росту международной сети финансовых институтов и корпораций, к повышению доли бизнеса, приходящейся на зарубежные страны, и к фундаментальным изменениям в их системах организации управления финансовыми потоками.

Одновременно финансовая глобализация серьезно затрагивает и государства, поскольку в новых условиях ужесточается конкуренция национальных экономик за кредитные ресурсы, свободно перераспределяемые в масштабе нового глобального мирового хозяйства. Финансовая глобализация заставляет государства изыскивать новые пути для повышения инвестиционной привлекательности национальных экономик.

Одним из путей повышения инвестиционной привлекательности является региональная интеграция национальных рынков, сопровождаемая снятием барьеров для входа на национальные рынки капитала иностранных финансовых институтов, повышением мобильности капитала и снижением транзакционных издержек, дерегулированием и либерализацией в области международной торговли, что способствует улучшению инвестиционного климата, а, следовательно, ускоренному экономическому развитию участвующих в интеграции стран.

Позитивное влияние финансовой глобализации связано с эффектом конкуренции, к которой она неизбежно ведет, а негативное - с потенциальными конфликтами, которые можно избежать путем развития глобального сотрудничества на основе политических соглашений или создания новых международных институтов.

Показатели развития инновационно-технологического фактора экономического роста в России и зарубежных государствах

Показатели

Россия

Страны "Большой семерки"

Страны

Западной Европы

Иностранные инвестиции,% ВВП

1,91

5,79

10,72

Лицензионные платежи и роялти - выплаты, в расчете на 1 млн. жителей

4,95

80,82

402,70

Лицензионные платежи и роялти - получение, в расчете на 1 млн. жителей

1,21

91,74

75,05

Исследователи, в расчете на 1 млн. жителей

3414,59

3328,64

3495,76

Суммарные расходы на НИОКР,% ВВП

1,24

2,24

1,98

Кооперация университетов с частными компаниями

3, 20

4,63

4,13

Число статей в научных и технических

журналах, в расчете на 1 млн. жителей

109,47

590,90

596,36

Доступность венчурного капитала

2,90

4,56

4,45

Расходы частного сектора на НИОКР

3,30

4,99

4,37

Анализ экономического роста как новых индустриальных стран, так и высокоразвитых позволяет заключить, что в любом случае реальный прогресс достигается лишь тогда, когда темпы экономического роста направлены на увеличение доходов и потребления всего населения страны. В этом случае формируются и развиваются факторы социального характера, которые оказывают обратное положительное влияние на экономический рост и развитие страны.

Обобщение практики экономического развития стран мира за вторую половину XX в. позволяет выделить три модели экономического роста:

1) устойчивого экономического роста (США и большинство стран Западной Европы);

2) догоняющего роста (Юго-Восточная Азия, Япония, Китай);

3) прорывного экономического роста.

Главными факторами экономического роста в зарубежной экономической теории считаются население (его способность эффективно трудиться), инвестиции, инновации как главная сущностная характеристика предпринимательской способности и развитие обмена.

Россия прошла не все стадии экономического развития - формирование общества массового потребления остается одной из задач роста национальной экономики. Поэтому остается актуальной проблема увеличения национального продукта. Теория и хозяйственная практика предлагают несколько различных концепций и моделей решения данной проблемы. Но при анализе их необходимо исходить из конкретных условий. При этом можно говорить о наличии универсальных методов высокого роста, приемлемых для каждой экономической системы, отдельных предпосылках роста, работающих в большинстве экономических систем, условно названных факторами роста:

1) экономическая эффективность взаимодействия с внешней средой, отражающая соотношение стоимости производимого системой продукта, с одной стороны, и затратами на привлечение ресурсов, с другой;

2) организация производства внутри экономической системы, определяемая структурой, устойчивостью взаимодействия элементов системы, эффективностью управления и применением современных технологий.

В настоящее время в России назревают условия для существенных изменений источников и факторов экономического роста. Определяющее значение приобретают его качественные параметры.

С точки зрения предложения экономический рост был обусловлен значительным повышением совокупной производительности факторов производства (СПФП), поскольку общий объем инвестиций был низким, а численность рабочей силы увеличилась ненамного. Повышение СПФП означает, что в стране более эффективно используются традиционные экономические ресурсы благодаря совершенствованию институциональных условий экономического роста.

Экономический рост пока остается преимущественно количественным. Хотя сектора услуг растут высокими темпами, это в основном традиционные услуги (прежде всего торгово-посредническая деятельность), а никак не высокотехнологичные. Технико-внедренческие особые экономические зоны развиваются, но пока не стали реальными точками роста инноваций, способных оказывать сколько-нибудь значимое влияние на характер экономического роста. Россия развивается в рамках индустриальной модели, а в этой системе координат у нее нет серьезных конкурентных преимуществ - ни по трудовым ресурсам, ни по природно-климатическим параметрам.

В последнее время появились многие из необходимых предпосылок для развития инновационной экономики, улучшается финансовое положение страны. При этом имеются в основном достаточные для постепенного перехода к инновационному развитию заделы, интеллектуальный, технико-технологический потенциал; развиваются финансовая и инновационная инфраструктуры; финансовые механизмы и инструменты банковского и внебанковского финансирования приближаются к общемировому уровню; правительство многократно в программах развития экономики, постановлениях и распоряжениях декларирует необходимость перехода промышленности на инновационный путь развития, формирует программу действий, усиливает законодательно-правовую, а в некоторых случаях и налоговую поддержку этого направления.

В целях стимулирования инновационного развития Правительством РФ разрабатывается программа, направленная на создание условий для развития инновационных отраслей экономики. Но весомые результаты пока только ожидаются. Сказываются отсутствие системы спроса, потребностей и сквозной мотивации в новациях, доминирующая ориентация производителей промышленной продукции на решение текущих, а не долгосрочных стратегических задач; слабая доказательная база и достоверность расчета финансовой окупаемости инновационных проектов; неопределенность взаимодействия с налогово-бюджетной системой как в части налоговых поступлений, так и налогового регулирования инновационного развития, и др.

Среди возможных рациональных направлений прогрессивной трансформации экономики по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества наукоемкими товарами и услугами; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание и использование инновационно-инвестиционного потенциала; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.

Выход на траекторию устойчивого развития экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и социальной активности людей.

Решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение комплекса задач.

В технологической области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств.

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозных темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность, судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс).

 Сейчас, когда процесс старения населения приобрел устойчивый характер, а спрос на социальные услуги неуклонно возрастает, необходимо создать радикально новую модель социального государства. Таким образом, поиск оптимальной модели развития человеческого капитала в минимальной мере может учитывать существующий в мире опыт - эффективных систем, соответствующих современным вызовам, просто не существует. Более того, страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит мощное преимущество в постиндустриальном мире.

 В условиях экономической глобализации необходимо учитывать недостаточность национально-государственных институтов регулирования факторов экономического роста.

 В целях выхода российской экономики на траекторию устойчивого роста следует развивать и повышать эффективность глобальных институтов регулирования различных сфер экономической активности (таких как ВТО, "Большая восьмерка" и т.д.). Последний мировой финансовый кризис обусловливает необходимость не только совершенствования уже имеющихся, но и формирования новых институтов глобального экономического регулирования. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27200. Особенности раскола раб. движения после 1МВ. и субъективные причины появления Коментерна и РСИ 42 KB
  под ее влиянием револ. течения: революционное левый ревизионизм реформистское правый ревизионизм центриское. револ. – были реформистами оппортунистами боящимися револ.
27201. Сравнительная характеристика социально-экономической П. «нового курса» ФДР и Народного Фронта во Фр 72 KB
  нового курса ФДР и Народного Фронта во Фр. Движение за создание Народного фронта Народный фронт во Фр. В оргкомитет по созданию Народного фронта вошли наряду с ФКП и СФИО радикалы другие левые группировки профсоюзы Лига прав человека и т. комитет Народного фронта.
27204. Международные отношения в кон. 1930-х гг. Мюнхенский сговор и пакт Молотова – Ребентропа 35 KB
  Герм. Главной задачей Герм. несправедливости у некоторохых стран уже вызывало сочуствиеГерм. – в Герм.