660

Психология развития, возрастная психология

Конспект

Психология и эзотерика

Предмет задачи и методы психологий развития. Психология обучения и развития. Психология дошкольного возраста. Методика исследования типологических особенностей личности (К. Юнг). Психология подросткового возраста. Методика исследования агрессивного поведения подростков (А. Бас и А. Даки.).

Русский

2013-01-06

113.5 KB

19 чел.

Психология развития, возрастная психология.

Предмет задачи и методы психологий развития.

1.Психология развития

2.Возрастая психология

3.Задачи психологий развития.

4.Методы возрастной психологий

Литература

1.Анадьев Б.Г. “Психология и проблемы человекознания” 1996

2.Блонский П.П. “Психология младшего школьника” 1997

3.Божович Л.И. “Проблема формирования личности” 1995

4.Выгодский Л.С. “Проблемы возраста” хрестоматия по детской психологий 1996

5.Гаркерин П.Я. “Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследований детского мышления” 1996

6.Эльконии Д.Б. “Психологическое развитие в детских возрастах”.

1)Психология развития – раздел психологий в которой изучаются вопросы развития психики онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психологического развития к другому на основе типа ведущей деятельности. Содержание психологий развития обусловлено тем, что она имеет дело с особой единицей анализа – возрастом или периодом развития. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения формы культуры, которые решаются человеком, а так же качественно новыми типами деятельности. Психологические новообразования, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека. Они определяют сознание человека: его отношение к себе и окружающему миру в целом. Таким образом, психология развития стремится к раскрытию психологического содержания возрастов на протяжений всего онтогенеза человека.

Психология развития сформировалась в качестве самостоятельной области знания в конце XIX века. Возникнув как детская психология, психология развития долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиций развития сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

В настоящее время разделами психологий развития являются: детская психология изучающая закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно, психология юности от старшеклассников, психология зрелого возраста или акмеология, геронтопсихология психология пожилых.

Важнейшим принципом психологий развития является принцип историзма, делающий необходимым в раскрытий психологического содержания этапы онтогенеза, изучение связей историй детства и других этапов развития с историй общества. В различные исторические эпохи понятие детство менялись и возрастные рамки тоже менялись в каждую эпоху. Исторический анализ понятия детства дан в трудах Павла Петровича Блонского, Льва Семеновича Выгодского, в которых говорится, почему при сходных природных предпосылках уровень психического развития которого достигает ребенок на каждом историческом периоде не одинаков. Детство – период продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости. Это период становления ребенка членов человеческого общества. Период детства в первобытном обществе не равен средневековью и тем более нашим дням. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Возрастная психология – отрасль психологической науки изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжений онтогенеза человека от рождения до старости.

К этим этапам относятся: новорожденность  первые 2 месяца, младенчество – 1 год жизни, раннее детство до 5 лет, дошкольный возраст от 5 до 7, младший школьный возраст от 7 до 11, подростковый возраст с 11 до 16, ранняя юность от 16 до 18, взрослость от 18 до 45 и зрелость от 45 до 55-65 (акмеология – развитие творчества). Соответственно этим периодам выделяются и разделы возрастной психологии.

Психология обучения и развития.

1.Основные теорий развития.

А.Биогенетическая теория развития.

Б.Социогенетическая теория развития.

В.Психогенетический подход.

Г.Культурно историческая концепция развития.

2.Проблема обучения и развития.

3.Проблема возрастной периодизаций психического развития.

Литература:

1.Выгодский Л.С.

Орудие и знак в развитий ребенка М1984 том 6

2.Леонтьев А.Н.

Теорий развития психики ребенка, проблема развития психики М1972

3.Опухова Л.Ф.

Детская психология: теория, факты, проблемы. М1995

4.Запорожец  А.В.

Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды 1986

5.Сорокоумова Е.А.

Возрастная психология. СПБ Питер 2007

1)Основные теорий развития. Центральная проблема для возрастной и педогогическои психология, проблема ведущего фактора, психического развития ребенка, источник психического развития детей. От правильности решения этого вопроса зависит разработка приемов, средств, организационных форм обучения и воспитания.

Начиная с 90-ых 19 века наметились две тенденций решения этого вопроса. Представители префомистских взглядов рассматривали развития психики ребенка, как развертывание и простое увеличение изначально заложенных в организме задатков. Таким образом психика ребенка детерминирована т.е.  причинно обусловлена целиком изнутри т.е. биологически. Для ученых этого направления характерна биологическая ориентация в вопросах этого развития. Развитие – созревание особенностей, с которыми человек родился.

А)Биогенетическая теория развития. Биологическая ориентация характерна для таких крупных психологов как Шетрн, Стенли Холл. При этом некоторые психологи пытались положить в основу психического развития закон Мюллера Гейкеля. В соответствий, которого онтогенез является сокращением филогенеза.

I) Период дикости до 5 лети (стадия рытья и копания земли) на этой стадий дети играют в песочнице, все кладут в рот.

II) От 5 до 11 стадия охоты и захвата добычи. На этой стадий дети боятся чужих, появляется агрессия, жестокость, желание огородится от взрослых и делать вещи тайком. Кульминация к 7 годам.

III) От 8 до 12 лет – Пастушество. Кульминация к 10 годам. Дети любят домашних животных и стараются их завести.

IV) Земледельческий от 11 до 15 лет. Связан с интересом к погоде, явлениям природы, а так е с любовью к садоводству. Кульминация к 14 годам.

V) От 16 и до конца жизни – торгово-промышленный период, интерес к деньгам, обмен, купля продажа, обман другого.

Есть некоторые основание для такой периодизаций развития детей, особенно 5-ая стадия, приобщение к рыночным отношениям. Есть рациональное наблюдение, хорошо подмеченные рациональные точки. Но эти стадий опытом не подтверждаются. Таким образом для биогенетеков решающее значение имеет вложенный биологический потенциал. Уровень генного снаряжения. Иногда ребенок рождается с прекрасным набором генного содержания как козыри в руках игрока и такому не надо много усилий для успеха. Или набор может быть очень скудным. Все зависит от врожденного потенциала. И биогенетики отрицают влияние внешней среды, условия обучения и воспитания. Т.е. с их точки зрения все это имеет второстепенное значение. Среда сама по себе не формирует способности с их точки зрения.

Б.Социогенетическая теория развития. Представители этой эпигенетической (эмпирической) концепций придерживаются противоположной точки зрения. Для них характерна ориентация на социальные факторы. Согласно их воззрению, психические свойства ребенка целиком обусловлены из вне. Впервые эту мысль в 17 веке высказал английский философ Джон Лок (теория чистой доски). Развил эту теория Спенер Рибо, потом французский психолог Геловеций. Все люди обладают абсолютно одинаковым природным потенциалом для умственного и нравственного развития. И развития исключительно объясняется методами воспитания и внешними воздействиями. Представителями этого направления социальная среда понимается метафизически, как что-то неизменное, фатально изменяющее среду человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

В.Психогенетический подход не отрицает значения социальных и биологических процессов. Но на первый план выдвигается собственно психический процесс. При этом в центре внимания оказываются эмоций, влечения, познавательные, интеллектуальные особенности, развитее личности в целом. В работах представителей этого направления Жана Пиаже, Р. Колберга, Ш. Бюллера, содержится много ценных наблюдений. Так в основе концепций когнитивного развития Жана Пиаже лежит созревание когнитивных структур ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптаций к внешней среде. Пиаже выявил качественное своеобразие, мышление ребенка и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе интеллектуальных операций.

В целом ни одно из направлений не смогло обеспечить решение проблем психического развития. Устранить их односторонность попытался Вальтер Штерн, немецкий психолог. Согласно его теорий конвергенций. Процесс развития психики определяется взаимодействием двух факторов: наследственности и среды. При этом наследственности отводится определяется решающая роль, а среды роль в которой идет развития наследства.

Г.Культурно историческая теория развития. Одним из наиболее влиятельных направлении сформировавшихся в 20-30-е годы 20-го столетия, стала культурно историческая теория разработанная Л.С. Выгодским.  Он пытался решить проблему генезиса человеческого сознания, определить механизмы его формирования. Важное отличие деятельности человека от животных согласно марксизму – использование орудий труда для преобразования мира и сохранение этих орудий. Выгодский задается вопросом, возможно ли найти применительно к внутреннему психическому миру человека. Выгодский считает, что такие орудия есть. Он различает два уровня – натуральные и высшие психические функций. Натуральные даны человеку как природному существу. Это механическое запоминание без понимания содержания – зубрешка. Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание, примеры высших психических функций. Одной из важнейших характеристик является опосредованное  мышление.

Как же возникают высшие психически функций. Основной путь интериоризация – перенос внешних действий во внутренний план действий. Высшие психические функций как пишет Выгодский формируются в процессе сотрудничества и социального общения. Центральным моментом в этом процессе является возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком.

Проблема обучения и развития. Под развитием обычно понимают две разные хотя и тесно связанные друг с другом категорий явлений. 1)Собственно биологическое органическое созревание, созревание его атома биологической структуры. Это и есть созревание мозга от младенца до взрослого. 2) Психическое в частности умственное развитие как определенная динамика уровня психического и умственного развития. Разумеется умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур и этот факт необходимо испытывать в учебновоспитальной работе. Обучение не может игнорировать. Любой ребенок на любой стадий способен усвоить любой материал. Лишь бы были найдены оптимальные методы и средства обучения для данного возраста. Например мозг 7 летнего ребенка еще не созрел для познания начала дифиринциального и дентигрального исчисления.

Однако нельзя считать, что органическое созревание мозговых структур происходит по своим строго биологическим законам. Совершенно независимо от среды, обучения и воспитания. Среда, обучение и воспитание соответствующая тренировка, стимулирует органическое созревание мозговых структур. Поэтому когда говорят об умственном развитий то считают, что этот процесс происходит в слитком единстве с биологическим созревание мозга. Какова же здесь роль обучения и воспитания? Ведет ли оно за собой развитие или пассивно за ним следует, приспосабливаясь к нему. Это очень важная принципиальная проблема, решение которой определяет содержание и методика учебного процесса содержание учебных программ и учебников. В свое время Штерн сформулировал положение: обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.

В противовес этому Выгодский впервые выдвинул и четко сформулировал положении о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитий ребенка. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Согласно Штерну, обучение только использует то, что дается развитием. Надо терпеливо ждать пока созреют возможности для обучения – теория психолога Жана Пиаже, который считает, что умственное развитие ребенка, развиваясь по своим внутренним законам, проходит ряд качественных своеобразных генетических стадий (т.е. развивающих). Обучение лишь способно ускорить или замедлить этот процесс, но не влияет на него существенно. Следовательно, обучение должно подчиняться законам развития. Пока у ребенка не созрело логическое и оперативное мышление, бессмысленно его обучать логическому размышлению. Отсюда жесткая обусловленность разных уровней обучения определенных возрастов, к которому созревают соответствующие возможности. Отечественные психологи стоят на точки зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития. Отводя ведущую роль обучению. И диалектическое развитие способно лишь в человеческом обществе. Оба процесса тесно связаны друг с другом (обучение и воспитание). Развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, а они находятся в единстве. Без обучения не может быть полноценного умственного развития. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие. Оно не дожидается когда созреют мозговые структуры (согласно Пиаже).обучение начинают формировать умение мыслить, рассуждать тогда когда для этого создаются необходимые предпосылки и для того что бы стимулировать соответствующее мысленное развитие.

3)Одним из первых отечественных психологов занимающихся проблемой периодизаций психического развития был Выгодский. Он определил развитие как “непрерывный процесс самодвижения” характеризующийся в первую очередь возникновением и образованием нового не будущего на прежних ступенях. Критерием развития он считал новообразования, которые в первые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют сознание ребенка: отношение к среде, внутреннею и внешнею жизнь, весь ход его развития в данный период. В 3 года появляется желание в самостоятельности.

Выгодский считал, что детская жизнь состоит из эпох характеризующихся медленным эволюционным развитием. Отделенными друг от друга кризисами бурного революционного развития. В эти периоды возникают своеобразные новообразования, которые носят переходный период. Ибо в следующею эпоху они не сохраняются в первоначальном виде, а служат основой для новообразований стабильной эпохи. Периоды революционного развития (кризисы) характеризуются:

1кризис наступает и завершается незаметно. Обычно к середине достигает своего пика. И данный период становится резко отличимым от остальных, предшествующему и последующему за кризисом.

2в кризисный момент дети становятся трудновоспитуемыми и в эти периоды случаются частые конфликты ребенка с окружающими.

3в эти периоды психическое развитие принимает особую форму “прогрессивное развитие личности ребенка постепенно затухает в период кризиса”. В эти периоды возникают своеобразные новообразования, которые носят переходный период ибо к последующему они не сохраняются в первоначальном виде.

Кризы (Периоды революционного развития)

-новорожденность

кризис новорожденного

-младенчество  2месяца-1год

-раннее детство 1-3 года

кризис трех лет

-дошкольный возраст 3-7 лет

кризис 7 лет

-кризис 13 лет

-пубертатный период

-кризис 17 лет

Психология дошкольного возраста.

1Развитие ребенка первого года жизни.

2Функционирование нервной системы.

3Потребности ребенка первого года жизни и его первоначальное ознакомление с действительностью.

4Понимание речи и появление первых слов.

5Развитие преднамеренных движений. Начало ходьбы

6Развитие детей от года до двух лет. Антомофизиологические особенности

7Развитие потребностей второго года жизни ребенка.

8Развитие речи.

9Развитие эмоций.

10Дошкольный возраст (с 2-5 до 7 лет). Анатомофизиологические особенности

11Развитие потребностей и интересов.

12Развитие ребенка в игровой деятельности.

Литература

Божевич “Проблем формирования личности” 1995

Выгодский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” 1967

Выгодский Л.С. “Детская психология том 4”

Гуткина М.И. “Психологическая готовность к школе”

Мухина В.С. “Детская психология” 1995

Новоселова М.А.“Игра дошкольника”

Мухина В.С. “Психология школьника”

Эльконин Д.Б. “Психология игры”

1Строение нервной системы появившегося на свет младенца внешне сходно с тем, что есть у взрослого. Однако имеются глубокие различия в отношениях структуры и нервной организаций. Главное отличие в том, что у взрослого ведущую роль играют высшие отделы, т.е. корковые, а у ребенка больше значения имеют низшие отделы, т.е. подкорковые узлы. В момент рождения мозг представляет серую однообразную массу. Нервные волокна лишены еще миелиновой оболочки – жироподобное вещество обволакивающее нервные клетки и выступающие как изоляция одной нервной клетки от другой. Окончательно оболочка формируется к 7 годам. Когда оболочка образуется нервные клетки начинают между собой общаться через дентин и окском. Темп прироста веса мозга и массы тела увеличивается с 300 до 850г за год, а тело с 2.5/3кг до 8.5/9кг, а рост с 40-50 до 80см.

2)Каковы нервно-физиологические механизмы взаимодействия ребенка в первые года жизни с окружающей средой. 4/5 суток новорожденный проводит в состояний сна. Новорожденный крайне беспомощен, поэтому приспособление к новой жизни не возможно без помощи взрослых. У детей этого возраста слабая терморегуляция. Со временем нервная система усложняется, совершенствуется. У ребенка начинают формироваться условные рефлексы. Условный рефлекс вырабатывается у ребенка на кормление, а потом условный рефлекс на руки матери. Уже в начале второго месяца жизни у ребенка могут быть образованы условные пищевые рефлексы со всех анализаторов.

3Вначале у ребенка существуют только органические потребности: сон, пища, одежда, тепло. И ребенок безусловно рефлекторно реагирует на отсутствие. Но постепенно в течений года возрастает интерес к окружающему: матери, взрослым, игрушкам и т.д. В результате возникают новые потребности: в общении с окружающими людьми, в ориентировочной деятельности, в движений и манипуляций окружающими предметами. Этому способствует увеличение времени бодрствования, которое достигает 8-9 часов. Однако еще долгое время роль взрослого остается определяющей. Развитие психики детей этого возраста определяется теми воздействиями со стороны взрослых, которое побуждает к активной деятельности. Успех развития ребенка зависит от характера организаций его образа жизни. Учет особенностей этого возраста заключается в том, что взрослые помогают ребенку  приспосабливаться к окружающей среде, создают необходимые условия для процесса сосредоточения помогая тем самым сосредоточению реакций. Постепенно ребенок научается выделять из всего многообразия раздражителей, те которые имеют наибольшее значение. Например: голос и вид человека. В этом можно усмотреть появление избирательного отношения ребенка к окружающему. Избирательные реакций сопровождаются улыбкой, радостными звуками, интенсивными движениями рук и ног. Такую реакцию называют комплексом оживления или реакция оживления. Эта реакция играет огромную роль в развитии психики ребенка. Так как посредством ее устанавливается контакт с окружающими людьми. Комплекс оживления относится к концу 1-го года 1-го месяца и началом 2-го месяца. Связь ребенка со взрослыми все более возрастает. Уже трехмесячный ребенок выделяет из окружающей среды свою мать, шестимесячный начинает отличать чужих от своих, трех-четырех месячные проявляют оживление в ответ на обращение к ним любого взрослого, а пяти семи месячные только на знакомое лицо. К концу первого года жизни заметно возрастает привязанность детей к близким людям. Но память о родителях у годовалых детей не сохраняется, если они пропадают. Дети запоминают родителей с трех лет. Если убрать знакомую игрушку с глаз ребенка он начинает ее искать, но томить его нельзя. Лишь очень ограниченный круг предметов может вызвать у ребенка эмоциональное состояние. Устойчивость эмоций крайне не значительна. Это объясняется тем, что первые годы жизни ребенка определяются нервно-физиологическими механизмами подкорковых образований.

Развитие детей второго года жизни.

Тем общего развития остается очень интенсивным. Вес тела увеличивается до 12-12.5 КГ, рост до 84-85 см, вес мозга до 1000-1100 граммов. Быстро вырабатываются рефлексы на условные раздражители, в частности на комплексные: слуховые, зрительные, тактильные. В этом возрасте возбуждение продолжает преобладать над торможением. Значительно меняется соотношение сна и бодрствования. Кол-во сна уменьшается до 12.5ч. От влияния среды у ребенка формируется потребность в многообразных движениях, которая стимулирует формирование костно-мышечной системы. Ребенок начинает лучше контролировать свое поведение и действие. Однако нервно-физиологический аппарат остается еще не совершенным. У ребенка развиваются более тонкие дифференцировки. Если раньше ребенок до года не мог уверенно и твердо взять вещь в руку, то на втором году как действие завершенное.

Развитие потребностей второго года жизни ребенка.

В этом возрасте дети очень подвижны. У них встречается множество движений импульсивного характера: хлопанье руками по столу, прыжки с хлопаньем. Главной потребностью является движение. У ребенка начинает развиваться потребность в самостоятельности. Ребенок идет по пути овладения “ручными действиями” к овладению “действиями орудийными”. Ручное овладение – предмет становится простым удлинением руки. Орудийное – рука подчиняется требование орудийных приемов. В процессе перехода происходит зарождение простых форм интеллектуальных операций.

Развитие речи.

Период довольно интенсивного развития речи. Формируется активная речь. Встречаются так называемые автономные слова: бяка – плохой, ням-ням – кушать. Так же встречаются слова представляющие собой окончания: дись - садись, дем - пойдем. Словарный запас активного словаря вырастает до 250-300 слов. Дети этого возраста способны понимать простейшие рассказы. Изучение простейших детских слов в этом возрасте показало, что образование многозначных слов происходит по функциональному признаку. Ребенок относит слово не к определенному предмету, а ко всей ситуаций. Речевое общение со взрослым играет решающею роль в усвоений ребенком общественно выработанных способов, употребление предметов. Особое место занимают действия с игрушками, которые и приводят к формированию специальных игровых действий. В этом возрасте еще нет специальной трудовой деятельности. Однако ребенок может овладеть рядом навыков для самообслуживания. Сам умывается, вытирает руки, чистит зубы, пользуется ложкой. Особенно дети любят помогать в труде взрослым.

Развитие эмоций.

Развитие социальных эмоций. В этом возрасте наблюдается заботливое отношение детей друг к другу, особенно в воспитаний в коллективе.

Дошкольный возраст (с 2 до 5-7 лет).

С 2 до 5 младший дошкольный с 5 до 7 старший дошкольный. С 2 до 5 прирост веса относительно больше прироста тела в длину. От 5 до 7 темп прироста веса уступает росту. Вес мозга увеличивается до 1300граммов происходит укрепление костно-мышечной системы. К концу седьмого года заканчивается милиенизация клеток коры головного мозга. Если у детей дошкольного возраста встречаются еще импульсивные движения, то к семи годам их становится меньше. Дети, особенно семилетнего возраста начинают проявлять интерес к общественной жизни и природе.

Развитие ребенка в игровой деятельности.

Существенным достижением возрастом от 2 до 5 лет является появление сюжетных игр. Первые игры элементарны и просты. В них можно видеть часто повторяемые движения. Такие игры служат подготовкой к ролевым играм. Не смотря на примитивность этих игры, они существенно развивают кругозор, формируют волю и мировоззрение. У детей раннего детства отсутствует интерес к коллективным играм. В 3 года все резко меняется.

 

Психология младшего школьника.

1Изменения статуса.

2Анатомо-физиологические особенности.

3Значение поступления в школу.

4Взаймоотношение учителя и учащихся начальных классов.

5Инетересы младших школьников.

6Нравственное поведение.

Литература:

1Бажович Л.И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”

2Крутетский В.А. “Психологические особенности младшего школьника” в книге “Психология обучения и воспитания школьника”

3Кулагина И.Ю. “Возрастная психология”

4Матюхина М.В. “Мотивация учения младших школьников”

5Мухина М.С. “Шестилетний ребенок в школе”

6Сорокоумова Е.А. “Развитие познавательной активности младших школьников через понимание текста”.

7Цукерман Г.А. “Зачем детям учится вместе”.

1Все дети дошкольного возраста и все те, что воспитывались отдельно: все хотят быть в первом классе. Статус меняется с дошкольника и детсадовца на школьника, и они начинают считать себя более взрослыми и что обращаться к ним как к детям больше нельзя.

2В возрасте от 6 до 7 лет был период вытяжения: роста начинал опережать вес, ребенок быстро худел, становился менее послушным и быстро утомлялся. Поэтому возникают определенные трудности в воспитание в возрасте от 6 до 7 лет. В связи с быстрым вытяжением кровеносные сосуды тоже отставали от роста и поэтому они вытягивались, и увеличивалось кровяное давление и мозг получал не полное количество кислорода – гипоксия. Возраст от 7 до 10-11 лет в этом отношений более благоприятен для дальнейшего развития как физиологических, так и умственных сил ребенка. Увеличение роста и веса идет довольно пропорционально. У мальчиков рост до 132см к 10 годам у девочек до 133. Вес у мальчиков до 29 у девочек до 28.3 кг. Важным показателем хорошего физического состояния является увеличение емкости легких у школьников. Это увеличивает количество кислорода поступаемого в мозг. Идет постоянный рост мышц, количество белых кровяных телец значительно увеличивается, что обеспечивает сопротивляемость болезням. На возраст от 8 до 10 лет падает самый малы процент заболевания.

3Все дети хотят учиться в школе, в первом классе, но ребенок не осознает для чего он учиться, и зачем нужна школа. И поэтому учителя и родители должны, объяснить для чего нужна школа. У ребят есть противоречие. С одной стороны все хотят учится но для этого требуется большой труд: надо сидеть и учить уроки. Но усвоений чтения, счета и письма у ученика появляется интерес к учебе.

4Учитель первого класса для учащихся  первых классов – основное лицо, воплощающее в себе все общественные требования. Ученик не оценивает конкретного учителя но они относятся к нему как к личности выполняющему общественную работу. Но через полтора года “голое почитание” заканчивается. Они начинают оценивать его личные качества. От оценки зависит: кричит ли на них учитель, как убеждает их. Большое значение имеет коллектив класса. Учитель должен использовать коллектив и актив класса (староста, комиссий).

5Интересы младших школьников 1-2 класс отличаются следующими особенностями: Подражательностью (случайностью возникновения) непостоянством (кратковременностью) легким и беспричинным изменением, поверхностностью (интерес к внешним факторам), близостью к собственному жизненному опыту, разбросанностью.

6Нравственное поведение зависит от формирования общественных мотивов в сознании младшего школьника. Поведение детей первого класса определяется указанием классного руководителя. Т.е. учащиеся ведут себя в соответствий с требованиями учителя и мотивов индивидуального сознания еще не развита у первоклассников, когда ученицу первого класса спросили: “Маша, почему ты ведешь себя правильно, не разговариваешь, не ведешь посторонних дел, а ждешь следующего задания? А она ответила, что так нельзя. В третьем классе она ответила, что будет мешать другим ребятам. Нравственному поведению способствует коллективная деятельность, потому что в коллективе идет своя воспитательная работа.

Познавательная деятельность младших школьников – развитие, сознания, психики, мировоззрения и т.д.

Методика исследования типологических особенностей личности (К. Юнг).

Цель: выявление свойств личности, интроверсий, амбоверсий и экстраверсий.

Материал: опросник юнга включающий в себя двадцать вопросов с двумя альтернативными ответами по каждому вопросу.

Ход испытуемый осматривает опросник включает в себя два варианта ответа на каждый вопрос обозначенные буквами “а” и “б”, выбирает один из них и обводит соответствующею букву кружком.

Опросник.

1Что вы предпочитаете?

А) немного близких друзей?

Б) большую товарищескую компанию?

2Какие книги вы предпочитаете читать?

А) с занимательным сюжетом?

Б) с раскрытием переживаний героя?

3Что вы скорее можете допустить в работе?

А) опоздание?

Б) ошибки?

4Если вы совершаете дурной поступок то

А) остро переживаете

Б) острых переживаний нет

5Как вы сходитесь с людьми?

А) быстро и легко

Б) медленно и осторожно

6Считаете ли вы себя обидчивым?

А) да

Б) нет

7Склоны ли вы смеяться от души?

А) да

Б) нет

8Считаете ли вы себя

А) молчаливым

Б) разговорчивым

9Откровенны ли вы или скрытны?

А) Откровенен

Б) Скрытен

10Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний.

А) да

Б) нет

11Находясь в обществе предпочитаете ли вы

А) говорить

Б) слушать

12Часто ли вы переживаете недовольство собой?

А) да

Б) нет

13Любите ли вы что-нибудь организовывать?

А) да

Б) нет

14Хотелось ли бы вам вести интимный дневник?

А) да

Б) нет

15Быстро ли вы переходите от решений к исполнению?

А) да

Б) нет

16Легко ли меняется ваше настроение?

А) да

Б) нет

17Любители ли вы убеждать других, навязывать свой взгляды?

А) да

Б) нет

18Ваши движения

А) быстры

Б) медленные

19Вы беспокойтесь о возможных неприятностях?

А) часто

Б) редко

20В затруднительных случаях вы

А) спешите обратиться за помощью

Б) не обращаетесь за помощью

Обработка выполненного задания.

По типологий личности говорят следующие варианты ответов: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

Подсчитывается кол-во совпавших ответов и умножается на пять.

Баллы 0… 35- интроверсия, 36…65 амбоверсия, 66…100 – экстраверсия.

отв 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

мой отв 1а, 2а, 3б, 4а, 5б, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б, 11б, 12а, 13б, 14б, 15б, 16а, 17б, 18а, 19а, 20б.

9х5=45 – амбоверсия

Психология подросткового возраста.

1Общая характеристика подросткового возраста.

2Особенности анатома физиологического развития подростка.

3Половое созревание

4Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст

5Взаймоотношения подростка и взрослого

6Причины конфликта подростка и взрослого

Литература:

1Байард Р. и Байард Д.

“Ваш беспокойный подросток” 1991

2Бажович Р.И.

“Личность и ее формирование в детском возрасте” 1968

3Выгодский Л.С.

“Психология подростка” 1994

4Степанов В.Г.

“Психология трудных школьников” 1996

5Толстых Н.Н.

“Подростковый возраст” рабочая книга школьного психолога ч2 глава 4 1991

Фельдштейн Д.И.

“Психология взросления”

1Граница возраста: 5-8 класс, хотя министерство образование 9 класс тоже относит к подросткам. Если мы возьмем 7 лет и + 8, получится 15, а если вместо 8 взять 9 то 16. Т.е. от 11-12 до 15-16 лет. Этот возраст называют: трудный, переходный, критический. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие от всех остальных возрастов. В этот период наблюдаются особенности физического, умственного, нравственного, социального развития. Этот период растянут во времени и зависит от двух моментов: первый период тормозящие развитие, занятость детей только учением при отсутствий других обязанностей (бытовых/семейных). Тенденция родителей опекать во всем и освобождать от бытовых хлопот. Второй фактор – овзросляющии, ему способствует огромный поток информаций: радио, телевиденье, интернет и т.к. Акселерация(ускорение) развития, большая занятость родителей на работе и ранняя занятость детей в быту.

2-3Идет перестройка организма подростка. В связи с этим этот возраст характеризуется особенностями как скачек в росте и половое созревание. Наиболее интенсивный период в этих процессах приходится на 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. В настоящее время процесс ускоренного развития акселерации несколько затормозился в связи с ухудшением условия жизни. 9-10 лет у девочек может начаться деятельность половых желез и формирование грудной железы. А в 10-11 некоторые на начале стадий половой зрелости, а у мальчиков в 12-13 лет. В некоторых случаях девочки оказываются беременными. Происходит вытяжение в росте, идет развитие лицевой части черепа: красавчик может стать гадким утенком и наоборот. У подростка до 14 лет позвоночник заполнен хрящом и при неправильном сидении может искривить позвоночник. С 11 до 14 лет могут возникнуть проблемы с развитием костей. Девочкам нельзя прыгать выше 2 метров. Хотя подростки уже приближаются к взрослой особи но это только внешняя похожесть но крепость мышц слабее в 2 раза. Изменяется деятельность всех систем, в частности сердце растет в 2 раза быстрее чем сосуды. Сосуды начинают отставать от вытяжения тела, это сужает кровоток и повышает давление для повышения удовлетворительного кол-ва питательных веществ в организме. Это ведет к чувствам обиды, страху, гневу из-за нестабильности в сердечнососудистой системе. Повышается раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих механизмов, утомленность, рассеянность, падение продуктивности в работе, расстройство сна. Появляется вялость и апатия. У девочек появление таких состояний появляется во время месячного цикла. Сдвиги в физическом развитий имеют огромное значение в образований новых психологических образований.

Эти ощутимые изменения делают его более взрослым, на основе сходства со взрослым. 2Пловое созревание стимулирует повышение заинтересованности к противоположному полу.

Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств т.е. чистая любовь.

4Возникновения источники и особенности чувства взрослости.

Развитие социальной взрослости, есть становление готовности ребенка в мире взрослых как полноценности и равноправного члена. Чувство взрослости может возникнуть в результате сознания и оценки сдвигов в физическом развитий и половом созреваний, которые делают ребенка более взрослым, объективным и в собственном представлений. Другие источники чувства взрослости социальные. Чувство взрослости может рождаться, когда в отношениях со взрослыми подросток не занимает положение ребенка с объективной стороны, имеет серьезные обязанности. Подростки живут в двух сферах: мораль равенства и мораль послушания.

5Существующий в детстве тип отношения со взрослыми отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых становится для него неприемлемым, несоответствующим его представлениям об уровне его собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свой расширяет и претендует на авторитет, доверие и расширение самостоятельности.

Неизменность общественного положения подростка, он был и остается школьником с вытекающими последствиями подчинения. Остается его полная материальная зависимость от родителей. Сохранение у подростка детских черт в облике и поведений. Однако такое отношение взрослого не только противоречит стремлению подростка но и задачи воспитания детей в этом возрасте.

Если взрослый не изменяет отношения к подростку то подросток становится инициатором к переходу к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает сопротивление подростка в виде непослушания. У подростка появляется отчужденность, что взрослый неспособен его понять  и это может продолжатся на протяжений всей жизни.

Методика исследования агрессивного поведения подростков (А. Бас и А. Даки.)

Цель: выявить различные формы агрессивного поведения подростков

Материал: ручка или карандаш и текст опросника Бас-Дарки, включающий в себя 75 пунктов.

Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт опросника и ставит знак “+” если согласен с положением этого пункта или знак “-“ если не согласен. Для ответа испытуемых с правой стороны оставлена чистая строка.

1) Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2) Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3) Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4) Если меня не попросят по-хорошему я не выполню  просьбы.

5) Я не всегда получаю то, что мне положено.

6) Я знаю, что говорят обо мне за моей спиной.

7) Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать.

8) Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал угрызения совести.

9) Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10) Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами.  

11) Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12) Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.

13) Другие умеют (лучше, чем я) пользоваться благоприятными обстоятельствами.  

14) Я держусь настороженно с людьми, которые дружелюбнее ожидаемого.

15) Я часто бываю, не согласен с людьми.

16) Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17) Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.  

18) Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19) Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.  

20) Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21) Меня немного огорчает моя судьба.

22) Я думаю, что многие люди не любят меня.

23) Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.  

24) Я считаю, что люди увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25) Тот кто оскорбляет меня и мою семью напрашивается на драку.

26) Я не способен на грубые шутки.

27) Меня охватывает ярость, когда надомной насмехаются.

28) Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29) Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30) Довольно многие люди завидуют мне.

31) Я требую, что бы люди уважали мой права.

32) Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33) Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34) От злости я иногда бываю мрачен.

35) Если ко мне относятся хуже заслуженного, я не расстраиваюсь.  

36) Если кто-то вывел меня из себя, я не обращаю на него внимание.

37) Хотя я и не показывают этого, иногда меня гложет зависть.

38) Иногда мне кажется, что надомной смеются.

39) Даже если я злюсь я не прибегаю к сильным выражением.  

40) Мне хочется, что бы мои ошибки были прощены.

41) Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42) Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43) Иногда люди раздражат меня просто своим присутствием.

44) Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45) Мой принцип: “никогда не доверяй чужакам”.

46) Если кто-нибудь раздражает меня, я говорю ему все что думаю о нем.

47) Я делаю много такого, о чем потом жалею.

48) Если я разозлюсь, я могу ударить.

49) С 10 лет я не проявлял вспышек гнева.

50) Я часто чувствую себя как бочка с порохом.

51) Если бы все знали, что я чувствую меня бы считали человек с которым не легко ладить.

52) Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать мне приятное.

53) Когда на меня кричат, я кричу в ответ.

54) Неудачи огорчают меня.

55) Я дерусь не реже и не чаще чем другие.  

56) Я не могу вспомнить случая, когда я был так зол, что ломал вещи под рукой.  

57) Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58) Иногда я чувствую, что жизнь несправедлива.

59) Раньше я думал, что большинство говорит правду, но теперь я не уверен.

60) Я ругаюсь только со злости.

61) Когда я поступаю не правильно, меня мучает совесть.

62) Если для защиты прав нужна физическая сила, я использую ее.

63) Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64) Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65) У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66) Я не умею поставить человека на место даже если он того заслуживает.

67) Я часто думаю, что жил не правильно.

68) Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69) Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70) Мне редко приходит в голову, что люди пытаются оскорбить или разозлить меня.  

71) Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь проводить угрозы в исполнение.

72) В последнее время я стал занудой.

73) В споре я часто повышаю голос.

74) Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.  

75) Я лучше соглашусь, с чем либо, чем стану спорить.

Обработка результатов идет через ключи (порядковых номеров, отражающих ту или иную форму агрессивного поведения.).

1. физическая агрессия ответы да на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

Ответы нет: 9, 17, 41

2 косвенная агрессия. Да: 2, 18, 34, 42, 56, 63,

Нет: 10, 22, 49

3 Раздражение, да: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

Нет: 11, 35, 69

4 Негативизм, да: 4, 12, 20, 23, 36

Нет: -

5 Обида ответы да: 5,13, 21, 29, 37, 51, 58.

Нет. 44

6 Подозрительность ответы да: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

Нет: 65, 70

7 Вербальная агрессия, ответы да: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

Нет: 39, 66, 74, 75

8 Угрызение совести, ответы да: 8, 16, 24, 32. 40, 47, 54, 61, 67

Нет: -

При обработке все ключи с да и нет складываются и находится % от общей суммы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48292. Множества. Число элементов множества. Подмножество 3.84 MB
  Подмножество. Задачи: образовательные: познакомить детей с понятиями множество элемент множества подмножество; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов к заданному множеству. И сегодня мы познакомимся с понятием множество. Определение понятия множество.
48293. Теория финансов 453.62 KB
  Объектом финансовых отношений является валовой внутренний продукт то есть стоимость товаров и услуг изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и невещественного производства за определенный период времени. Субъектами финансовых отношений выступают: государство; юридические лица; физические лица. Контрольная функция финансов предопределяется объективно присущей им способностью количественно отображать движение финансовых потоков и обеспечивать контроль за соблюдением пропорций в распределении валового...
48295. Русский язык. Грамматическое учение о слове 37.5 KB
  Смысловая структура слова. Понимание категории слова и содержание категории слова исторически менялись. Структура слова неоднородна в языках разных систем и на разных стадиях развития языка. Лингвисты избегают давать определение слова или исчерпывающее описание его структуры ограничиваясь лишь описанием некоторых внешних фонетических или внутренних грамматических или лексикосемантических признаков слова.
48296. ФИЗИКА ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМА 2.28 MB
  В пособии рассматриваются в последовательном порядке различные состояние электромагнитного поля и его различные физические проявления в стационарных и нестационарных условиях а так же его релятивизм. Взаимодействие электромагнитного поля с веществом рассмотрено как взаимодействие с частицами и как взаимодействие со сплошной средой. Состояние самого электромагнитного поля и важнейшие особенности его взаимодействия с веществом рассматриваются в пособии на основе фундаментальных законов главным образом на основе уравнений Максвелла и законов...
48297. Предмет электродинамики 2.88 MB
  Полярные системы связанных зарядов В полярной системе заряды противоположных знаков разобщены а сама система электронейтральна. Носителями полярных зарядов могут быть частицы вещества атомы молекулы элементы кристаллической решётки а также макроскопические тела. Главной характеристикой полярной системы является её электрический момент . Это векторная величина через которую выражается взаимодействие полярной системы с электрическим полем.
48298. Економіка підприємства 1.43 MB
  Інноваційноінвестиційна діяльність підприємства. Витрати підприємства. Результативність діяльності підприємства. Антикризова діяльність підприємства.
48299. Фінанси. Конспект лекцій 482.5 KB
  Фінансова система України охоплює такі ланки фінансових відносин: державну бюджетну систему; спеціальні позабюджетні фонди; державний кредит; страхування; фінанси підприємств різних форм власності. У відповідності до закону України Про бюджетну систему України та інших нормативних актів бюджетна система складається з: державного бюджету; місцевих бюджетів бюджету Автономної республіки Крим та інших місцевих бюджетів обласний міський районний селищний сільський.
48300. КОНТРОЛЬ І РЕВІЗІЯ У ПРОМИСЛОВОМУ ПІДПРИЄМНИЦТВІ 563.5 KB
  Розглянуто особливості контролю і ревізії промислового підприємництва у сучасних умовах. Рекомендовано для студентів аспірантів та викладачів економічних спеціальностей вищих навчальних закладів фахівців у галузі контролю та ревізії. Органи ДКРС мають право проводити ревізії і перевірки суб’єктів підприємницької діяльності лише за постановою правоохоронних органів. ОРГАНІЗАЦІЯ ПРОВЕДЕННЯ РЕВІЗІЇ ТА КОНТРОЛЮ ПРОМИСЛОВОГО ПІДПРИЄМНИЦТВА Основні питання: 1.