66009

Финансовая система России

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Государственный и банковский кредит все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне; Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относящиеся к децентрализованным финансам...

Русский

2014-08-12

31.78 KB

0 чел.

                                             Финансовая система России.

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему;

2.Внебюджетные специальные фонды;

3.Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4.Фонды страхования (имущественного и личного);

5.Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

                        История развития финансовой системы России.  

Финансы как историческая категория появилась одновременно с государством при расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из колониальных стран, и они в любой момент могли использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий.

Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма,* позволившей капиталистам устанавливать высокие цены на производимые промышленные изделия и получать высокие прибыли, большая часть которых направлялась на расширение производства.

В эпоху правления Екатерины II (1762—1796 гг.) одной из форм государственного кредита была эмиссия ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, которая приводила к развитию инфляционных процессов; существовало также и заимствование кредитных ресурсов из казенных банков. Екатерине II благодаря успешным внешнеполитическим шагам в 1769 г. удалось получить и первый в истории России внешний заем, за которыми последовали и другие, в основном пятипроцентные, внешние займы.

Первый министр финансов Российской империи граф А.В. Васильев (1802-1807 гг.)

Хронический дефицит капиталов в России сохранился и при Павле I (1796—1801 гг.). Правительство продолжало пользоваться услугами печатного станка и занималось поиском путей получения новых кредитов, используя при этом и традиционные способы.

В процессе реформ Александра I (1801—1825) было учреждено Министерство финансов. И первым в истории Российской империи министром финансов был назначен бывший ранее государственным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. С 4 декабря 1796 г. должность государственного казначея была первая самостоятельная высшая должность в сфере управления финансами государства. До этого времени функцию негосударственного руководства государственными финансами выполнял генерал-прокурор.

В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, — постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения взяла новый курс. Было решено удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации были объявлены законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории империи.

С самого начала правления Александра II правительство встало на путь политических и экономических реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В России стали углубляться и качественно развиваться рыночные отношения в экономике, начался процесс демонополизации рынка капитала, в том числе и рынка ценных бумаг. Начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. В 1859 г были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.

Министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн придерживался рыночной ориентации и концепции открытой экономики. Именно при его активной поддержке в стране началось широкое развитие акционерных коммерческих банков.

                              Проблемы финансовой системы России.

Нельзя сказать, конкурентоспособна ли финансовая система на мировом рынке или нет, если она попросту отсутствует. В нашем случае есть отдельные элементы системы, но как таковая единая работоспособная система, позволяющая развиваться финансовому рынку, в России пока еще не сложилась.

В этом беда российской национальной экономики. Отсюда по необходимости появление госкорпораций, отсюда, опять же по необходимости, стабилизационный фонд со своими вариациями. Если бы развитая национальная финансовая система сложилась за предыдущие полтора десятка лет, то в этих институтах не было бы необходимости – деньги расходились бы по огромному количеству каналов и работали в самых разных сегментах рынка и отраслях экономики.

Если считать, что у нас принята модель модернизационного развития, то с сожалением приходится констатировать, что для ее реализации отсутствует финансовая технология. Вообще технология модернизации может быть разной. Я намеренно отвлекаюсь от вопроса о том, хороши ли госкорпорации или нет; хорош ли фонд национального благосостояния или плох – все это уже есть. Это части системы, они могут меняться, они могут быть со временем отброшены или трансформированы. Но эту систему надо создавать, складывать из составляющих – в том числе и из тех, что уже созданы. Задача не такая уж безнадежная.

И в первую очередь это надо понять на уровне политического целеполагания: финансовые технологии модернизации у нас отсутствуют, их надо создавать. Государство не сможет заместить все собой. В какие-то моменты вмешательство государства необходимо, но его избыток приводит к образованию тромбов в финансах, как в кровеносной системе экономики.

Если глобализация – это конкуренция институтов, то финансовая глобализация – это конкуренция национальных финансовых систем. Чтобы успешно конкурировать, чтобы устоять перед вызовами, идущими от мировой экономики, мы должны предъявить конкурентоспособную модель национальной финансовой системы.

А это означает, что государство должно научиться доверять национальному капиталу, как основе финансовой системы страны.

А между тем российские компании уже набрали внешних займов на сотни миллиардов долларов и тем самым усилили остроту проблем с ликвидностью. И это не от хорошей жизни – у национальных банков не было достаточных средств, чтобы прокредитовать мало-мальски серьезный инвестиционный проект – даже на 3–5 лет. Приходилось брать на Западе, тем более, там деньги были дешевле. Сейчас внешний источник исчерпан, денег там для нас не будет – они нужны своим, и дефицит средств на мировом рынке продлится не менее года. Глобальная финансовая система будет подстраиваться под новую структуру торгуемых инструментов – это достаточно долгий процесс. Во всяком случае, сейчас компаниям для принятия инвестиционных решений информации недостаточно – сколько будут стоить кредитные деньги и когда они появятся, еще совсем непонятно.

Проблема нехватки инвестиционных средств стала еще острее на фоне текущего кризиса. Тем более поразительно, как последовательно российские финансовые и денежные власти от нее дистанцируются. Хотя очевидно, что сбережения у нас не трансформируются в инвестиции, а целые сектора финансового рынка находятся в полузачаточном состоянии или работают как выносные терминалы западных структур – как, например, в страховании.

Между прочим, и реформа пенсионной системы – это не только проблема обеспеченной старости граждан. Это еще и источник длинных денег для экономики. Но такие источники еще тоже надо сформировать! Без допуска массового инвестора на финансовый рынок на инвестиционный прорыв можно не рассчитывать. Нужно создавать различные рыночные инструменты, связанные со страхованием жизни, накопительной пенсионной системой и многое другое.

В начале века российская экономика и ее финансовый сектор находились на пути экономической и финансовой стабилизации. Период с 1999 по 2007 гг. характеризовался ежегодным ростом ВВП на 6—8 %, преодолением платежного кризиса, снижением инфляции на потребительском рынке с 20,2 % в 2000 г. до 10—12 %  в 2006—2007 гг., переходом к политике профицитного федерального бюджета, формированием крупных финансовых резервов в виде стабилизационного фонда и валютных резервов Банка России, восстановлением процесса накопления капитала в реальном секторе экономики (ежегодный рост капиталовложений в основной капитал на уровне 10—17 %), интенсивной капитализацией фондового рынка, повышением реальных доходов сектора домашних хозяйств в 2,5 раза к 2008 г. по сравнению с 2000 г. Этот период можно определить как этап преодоления затяжного кризиса рыночной трансформации, возникшего по директивно-монетаристской методологии.

Высказывание В.В.Путина по финансовой системе:

"Мы намерены укреплять нашу финансовую систему. Будем консолидировать банки, причем не будем делать это резко, не будем предъявлять излишних требований, не будем вести дело к насильственному поглощению, но будем стремиться к укрупнению наших финансовых учреждений", — отметил глава государства.

Он напомнил, что во время кризиса 2008-2009 годов российские власти первым делом поддержали именно финансовый сектор. Несмотря на то, что такие действия вызывали тогда критику, они, по словам президента, были сделаны в правильном направлении. "Финансовая система — это кровеносные сосуды экономики, без ее нормального функционирования экономика просто рухнет", — пояснил Путин, добавив, что Россия продолжит следовать принципам свободного движения капиталов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27470. К какому виду норм можно отнести ст.7 ГК РФ 40 KB
  Гражданское законодательство и нормы международного права 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ. Здесь присутствуют нормы: 1. исходные нормыначала 2.
27471. К какому виду норм относятся: правила дорожного движения; правила безопасной эксплуатации домашних бытовых приборов; правила, регламентирующие порядок проведения митингов и демонстраций 30.5 KB
  1 Правила дорожного движения – общие императивные запрещающие нормы. Общие нормы – это предписания охватывающие своим действием как правило все правовые институты той или иной отрасли. Императивные нормы – категорические строго обязательные не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права относящихся к различным его отраслям а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.
27472. К какому виду относятся правоотношения собственности (обще-регулятивные, относительные, абсолютные, правильного ответа нет) 26 KB
  К какому виду относятся правоотношения собственности общерегулятивные относительные абсолютные правильного ответа нет Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: l в зависимости от предмета правового регулирования отраслевого признака они подразделяются на: конституционные административные уголовные гражданские и т.; ПС: материальные 3 в зависимости от функциональной роли на регулятивные возникают на основе норм права или договора и охранительныесвязаны с государственным принуждением и реализацией...
27473. К какому виду толкования норм права относятся Комментарии к законодательству, постановление Пленума Верховного Суда РФ по конкретному делу, распространенное на подобные дела в дальнейшем 34 KB
  Комментарии к законодательству – неофициальное доктринальное толкование. Постановление Пленума Верховного Суда РФ – официальное профессиональное нормативное толкование. Толкование деятельность соответствующих субъектов по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм а также результаты этой деятельности выраженные в интерпретационных актах актах толкования. 3 По субъекту – аутентическое и легальное а также толкование обыденное профессиональное и доктринальное.
27474. Перечислите и охарактеризуйте основные части правоприменительного акта 26.5 KB
  Перечислите и охарактеризуйте основные части правоприменительного акта. Акт применения права это такой правовой акт который содержит индивидуальное властное предписание вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт как итог правоприменительной деятельности характеризуется следующими особенностями: исходит от компетентных органов; носит государственновластный характер; носит индивидуальный персонифицированный а не нормативный характер поскольку адресован конкретным...
27475. Перечислите основные закономерности изучаемые ТГП 24.5 KB
  Теория государства и права изучает закономерные процессы тех или иных государственноправовых явлений. Исходя из того что в принципе предмет науки составляет то что она изучает предметом теории права и государства будут выступать основные государственноправовые закономерности. В числе основных государственноправовых закономерностей можно выделить следующие: – возникновения государства и права; – смены их исторических типов; – развития их сущности; – эволюций форм государства и права; – построения системы органов государства и системы...
27476. Перечислите приемы (способы) толкования, раскройте сущность толкования по объему 26.5 KB
  Перечислите приемы способы толкования раскройте сущность толкования по объему. В юридической литературе отмечается что до настоящего времени нет единства во взглядах на количество способов толкования. Большинство авторов сходятся во мнении при определении способов толкования: языковой грамматический исторический историкополитический систематический логический телеологический целевой функциональный и специальноюридический нормативнодогматический. Виды толкования: 1 По объему – буквальное адекватное распространительное и...
27477. Перечислите элементы механизма правового регулирования 29 KB
  Перечислите элементы механизма правового регулирования. Правовое регулирование – целенаправленное результативное юридическое воздействие права на общественные отношения осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств норм права правоотношений и актов реализации составляющих его механизм механизм правового регулирования. Механизм правового регулирования МПР – категория отражающая тот материальный €œагрегат€ посредством которого осуществляется перевод права с уровня существования на уровень реального функционирования...
27478. Позитивное право: понятие и признаки. Коллизии в праве 32 KB
  Позитивное право: понятие и признаки. Позитивное право – действующие нормативные правовые акты право установленное государством волей законодателя в отличие от естественного права. Позитивное право положительное право право действующее в данный момент. Гроций позитивное право – это общеобязательные формально определенные юридические нормы охраняемые государством и регулирующие общественные отношения.