66009

Финансовая система России

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Государственный и банковский кредит все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне; Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относящиеся к децентрализованным финансам...

Русский

2014-08-12

31.78 KB

1 чел.

                                             Финансовая система России.

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему;

2.Внебюджетные специальные фонды;

3.Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4.Фонды страхования (имущественного и личного);

5.Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

                        История развития финансовой системы России.  

Финансы как историческая категория появилась одновременно с государством при расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из колониальных стран, и они в любой момент могли использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий.

Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма,* позволившей капиталистам устанавливать высокие цены на производимые промышленные изделия и получать высокие прибыли, большая часть которых направлялась на расширение производства.

В эпоху правления Екатерины II (1762—1796 гг.) одной из форм государственного кредита была эмиссия ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, которая приводила к развитию инфляционных процессов; существовало также и заимствование кредитных ресурсов из казенных банков. Екатерине II благодаря успешным внешнеполитическим шагам в 1769 г. удалось получить и первый в истории России внешний заем, за которыми последовали и другие, в основном пятипроцентные, внешние займы.

Первый министр финансов Российской империи граф А.В. Васильев (1802-1807 гг.)

Хронический дефицит капиталов в России сохранился и при Павле I (1796—1801 гг.). Правительство продолжало пользоваться услугами печатного станка и занималось поиском путей получения новых кредитов, используя при этом и традиционные способы.

В процессе реформ Александра I (1801—1825) было учреждено Министерство финансов. И первым в истории Российской империи министром финансов был назначен бывший ранее государственным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. С 4 декабря 1796 г. должность государственного казначея была первая самостоятельная высшая должность в сфере управления финансами государства. До этого времени функцию негосударственного руководства государственными финансами выполнял генерал-прокурор.

В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, — постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения взяла новый курс. Было решено удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации были объявлены законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории империи.

С самого начала правления Александра II правительство встало на путь политических и экономических реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В России стали углубляться и качественно развиваться рыночные отношения в экономике, начался процесс демонополизации рынка капитала, в том числе и рынка ценных бумаг. Начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. В 1859 г были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.

Министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн придерживался рыночной ориентации и концепции открытой экономики. Именно при его активной поддержке в стране началось широкое развитие акционерных коммерческих банков.

                              Проблемы финансовой системы России.

Нельзя сказать, конкурентоспособна ли финансовая система на мировом рынке или нет, если она попросту отсутствует. В нашем случае есть отдельные элементы системы, но как таковая единая работоспособная система, позволяющая развиваться финансовому рынку, в России пока еще не сложилась.

В этом беда российской национальной экономики. Отсюда по необходимости появление госкорпораций, отсюда, опять же по необходимости, стабилизационный фонд со своими вариациями. Если бы развитая национальная финансовая система сложилась за предыдущие полтора десятка лет, то в этих институтах не было бы необходимости – деньги расходились бы по огромному количеству каналов и работали в самых разных сегментах рынка и отраслях экономики.

Если считать, что у нас принята модель модернизационного развития, то с сожалением приходится констатировать, что для ее реализации отсутствует финансовая технология. Вообще технология модернизации может быть разной. Я намеренно отвлекаюсь от вопроса о том, хороши ли госкорпорации или нет; хорош ли фонд национального благосостояния или плох – все это уже есть. Это части системы, они могут меняться, они могут быть со временем отброшены или трансформированы. Но эту систему надо создавать, складывать из составляющих – в том числе и из тех, что уже созданы. Задача не такая уж безнадежная.

И в первую очередь это надо понять на уровне политического целеполагания: финансовые технологии модернизации у нас отсутствуют, их надо создавать. Государство не сможет заместить все собой. В какие-то моменты вмешательство государства необходимо, но его избыток приводит к образованию тромбов в финансах, как в кровеносной системе экономики.

Если глобализация – это конкуренция институтов, то финансовая глобализация – это конкуренция национальных финансовых систем. Чтобы успешно конкурировать, чтобы устоять перед вызовами, идущими от мировой экономики, мы должны предъявить конкурентоспособную модель национальной финансовой системы.

А это означает, что государство должно научиться доверять национальному капиталу, как основе финансовой системы страны.

А между тем российские компании уже набрали внешних займов на сотни миллиардов долларов и тем самым усилили остроту проблем с ликвидностью. И это не от хорошей жизни – у национальных банков не было достаточных средств, чтобы прокредитовать мало-мальски серьезный инвестиционный проект – даже на 3–5 лет. Приходилось брать на Западе, тем более, там деньги были дешевле. Сейчас внешний источник исчерпан, денег там для нас не будет – они нужны своим, и дефицит средств на мировом рынке продлится не менее года. Глобальная финансовая система будет подстраиваться под новую структуру торгуемых инструментов – это достаточно долгий процесс. Во всяком случае, сейчас компаниям для принятия инвестиционных решений информации недостаточно – сколько будут стоить кредитные деньги и когда они появятся, еще совсем непонятно.

Проблема нехватки инвестиционных средств стала еще острее на фоне текущего кризиса. Тем более поразительно, как последовательно российские финансовые и денежные власти от нее дистанцируются. Хотя очевидно, что сбережения у нас не трансформируются в инвестиции, а целые сектора финансового рынка находятся в полузачаточном состоянии или работают как выносные терминалы западных структур – как, например, в страховании.

Между прочим, и реформа пенсионной системы – это не только проблема обеспеченной старости граждан. Это еще и источник длинных денег для экономики. Но такие источники еще тоже надо сформировать! Без допуска массового инвестора на финансовый рынок на инвестиционный прорыв можно не рассчитывать. Нужно создавать различные рыночные инструменты, связанные со страхованием жизни, накопительной пенсионной системой и многое другое.

В начале века российская экономика и ее финансовый сектор находились на пути экономической и финансовой стабилизации. Период с 1999 по 2007 гг. характеризовался ежегодным ростом ВВП на 6—8 %, преодолением платежного кризиса, снижением инфляции на потребительском рынке с 20,2 % в 2000 г. до 10—12 %  в 2006—2007 гг., переходом к политике профицитного федерального бюджета, формированием крупных финансовых резервов в виде стабилизационного фонда и валютных резервов Банка России, восстановлением процесса накопления капитала в реальном секторе экономики (ежегодный рост капиталовложений в основной капитал на уровне 10—17 %), интенсивной капитализацией фондового рынка, повышением реальных доходов сектора домашних хозяйств в 2,5 раза к 2008 г. по сравнению с 2000 г. Этот период можно определить как этап преодоления затяжного кризиса рыночной трансформации, возникшего по директивно-монетаристской методологии.

Высказывание В.В.Путина по финансовой системе:

"Мы намерены укреплять нашу финансовую систему. Будем консолидировать банки, причем не будем делать это резко, не будем предъявлять излишних требований, не будем вести дело к насильственному поглощению, но будем стремиться к укрупнению наших финансовых учреждений", — отметил глава государства.

Он напомнил, что во время кризиса 2008-2009 годов российские власти первым делом поддержали именно финансовый сектор. Несмотря на то, что такие действия вызывали тогда критику, они, по словам президента, были сделаны в правильном направлении. "Финансовая система — это кровеносные сосуды экономики, без ее нормального функционирования экономика просто рухнет", — пояснил Путин, добавив, что Россия продолжит следовать принципам свободного движения капиталов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41249. Учет запасов за МСФО 212 KB
  Признание и первоначальная оценка запасов. Общий подход к учету запасов и требования по раскрытию информации о них в финансовой отчетности приведены в МСБУ 2 Запасы. МСБУ 2 также не применяется к оценке запасов удерживаемых: а производителями продукции сельского хозяйства и лесничества сельскохозяйственной продукции после сбора урожая полезных ископаемых и минеральных продуктов в случае когда они оцениваются по чистой стоимости реализации согласно практике существующей в определенных отраслях; б продавцамипосредниками товаров...
41250. Технология литья по выплавляемым моделям. Составляющие литейного модельного комплекта 203 KB
  Литейное производство – отрасль машиностроения, занимающаяся изготовлением фасонных заготовок или деталей путем заливки расплавленного металла в специальную форму, полость которой имеет конфигурацию заготовки (детали).
41251. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕННЯ ЕКОЛОГІЧНОЇ ЕКСПЕРТИЗИ 71 KB
  Процедура проведення екологічної експертизи передбачає: перевірку наявності та повноти необхідних матеріалів іреквізитів на об'єкти екологічної експертизи та створення екологоекспертних комісій груп відповідно до вимог законодавствапідготовча стадія; аналітичне опрацювання матеріалів екологічної експертизи вразі необхідності натурні обстеження і проведення на їх основіпорівняльного аналізу і часткових оцінок ступеня екологічної безпеки достатності та ефективності екологічних...
41253. Формне обладнання для виготовлення форм спеціальних видів друку 66.5 KB
  Пневматична установка для натягування трафаретної тканини. Механічні установки для натягування трафаретної тканини. На поверхню ситової тканини наносять фотополімерний прошарок який є основою пробільних елементів. Таким чином для виготовлення трафаретної форми необхідно виконати такі технологічні операції: натягування ситової тканини на трафаретну раму; нанесення емульсійного прошарку на поверхню ситової тканини; експонування ситової трафаретної рами; проявлення промивання і сушка ситової тканини трафаретної рами.
41254. Загальні положення об’ємного (титриметричного) аналізу 70.5 KB
  Класифікація методів обємного аналізу за способом титрування Точність титрування Визначення нормальності робочих титрованих розчинів Обчислення в обємному методі аналізу Сутність і особливості обємного аналізу. Цей процес називають титруванням. Проте необхідно мати на увазі деякі обмеження можливості застосування обємного аналізу: 1 взаємодія повинна іти в певних стехіометричних співвідношеннях; 2 реакції повинні іти швидко інакше титрування здійснювати важко а іноді неможливо. На цій основі обємні методи поділяються на...
41255. Визначення концентрації іонів водню в розчинах кислот, основ і солей. Буферні розчини 95.5 KB
  Так для 003н розчинуHCl знаходимо pН= . Слабкі кислоти Для кислоти складу НА константа дисоціації дорівнює але Cкисл =[HА] і [H]= [А] тому Зручно користовуватися величиною рКкисл= lg Ккисл Приклад: Багатоосновні кислоти Розглядаємо константи ступінчатої дисоціації наприклад вугільної карбонатної кислоти: Н2СО3 Н НСО3 НСО3 Н СО32 рК1=65 рК2=102 Отже друга константа дисоціації в 5000 раз менша першої тому друга ступінь дисоціації не має практичного впливу на величину...
41256. Загальні положення обємного титриметричного аналізу. Сутність методу нейтралізації 121.5 KB
  Криві титрування кислот і основ. Вибір індикаторів кислотноосновного титрування. В останньому випадку титрування можливе тому що в результаті гідролізу у розчині є вільна кислота або основа. 2 наведенні інтервали переходу та відповідні кольори для деяких найбільш вживаних в аналізі індикаторів Таблиця 2 індикатор Інтервал переходу рТ Кольори Тимолсиній 13 2 червонийжовтий Метилоранжевий 35 4 червонийжовтий Метилчервоний 46 5 червонийжовтий Лакмус 68 7 червоний синій Фенолфталеїн 810 9 безбарвнийчервоний Тимолфталеїн 911 10...
41257. Приклади практичних визначень методом нейтралізації 331 KB
  Визначення кальцинованої харчової та каустичної соди та їх сумішей. Визначення карбонатної твердості води. Титриметричне визначення кислотності рідких вуглеводневих палив. Це пов'язано з тим що така кислота летка і визначення її концентрації за густиною є неточним.