66014

Внутренний долг РФ с 2007-2012 года

Научная статья

Макроэкономика

Структура и динамика государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2007 года в части государственных ценных бумаг номинированных в валюте Российской Федерации Виды государственных ценных бумаг млрд.

Русский

2014-08-12

55.46 KB

0 чел.

Гр.51 П. Гурат Алёна.

Тема: Внутренний долг РФ С 07-2012 года.

Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ

.Виды государственных долговых инструментов

Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

  1.  государственные краткосрочные облигации ГКО;
  2.  государственные долгосрочные облигации;
  3.  облигации государственного сберегательного займа;
  4.  облигации внутреннего государственного валютного займа;
  5.  казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

Исторические показатели

По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3 083 210,184 млн рублей[1].

Структура и динамика государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2007 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)

Виды государственных ценных бумаг

(млрд. руб.)

ОФЗ-ПД

244,50

ОФЗ-ФК

94,83

ОФЗ-АД

717,16

ГСО-ППС

0,42

ГСО-ФПС

52,00

Итого

1 108,91

По состоянию на на 1 июля 2012 года равен 3 795,5 млрд рублей.

От ВВП в %.

ОФЗ-ПД-30%

ОФЗ-ФК-21%

ОФЗ-АД-64%

ГСО-ППС-0,04

ГСО-ФПС-18%

Объём государственного внутреннего долга Российской Федерации.

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33

В процентах от ВВП :

2007-14,5%

2008-10,8%

2009-9,4%

2010-7,5%

2011-6,7%

2012-4,9%

Для начала необходимо дать общую характеристику рынка ценных бумаг в РФ. В 2007-2008 году заметно возросла роль финансового рынка в экономике. Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является соотношение капитализации рынка ценных бумаг и объемов ВВП. Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.

На протяжении длительного времени (1997 – 2006 гг.) соотношение капитализации фондового рынка и ВВП не превышало 20%. Согласно Стратегии к 2009 году соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70%, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен. Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32, 3 трлн. рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100%.2 

В 2007 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3, 7% (целевой показатель Стратегии на 2008 год – 4, 5%)

Укрепление роли финансового рынка в экономике сопровождалось ростом объемов биржевых торгов, увеличением ликвидности российского финансового рынка, а также ростом обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций.

Объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2007 году составил 31,4 трлн. рублей, то есть так же приблизился к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось на показателях рыночной капитализации. Так, в течение 1997 – 2006 гг. увеличение курсовой стоимости обращающихся на рынке акций на 90%, а иногда на все 100% обеспечивало прирост совокупной капитализации рынка. Фактически приток на рынок новых ценных бумаг отсутствовал. В 2007 году уже свыше 30% прироста капитализации рынка ценных бумаг было обеспечено новыми эмиссиями, а в 2008 году новые эмиссии обеспечили почти 50% роста рыночной капитализации.

В результате за последние годы возросла конкурентоспособность российского финансового рынка. Так, с 2004 по 2007 годы удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира возрос с менее чем с 1% до 2,4%. При этом соотношение объемов сделок с российскими акциями на внутреннем и зарубежных рынках практически составило 70% на 30% в пользу внутреннего рынка. Согласно Стратегии достижение этой пропорции ожидалось в 2009 году.3 Таким образом, массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем, эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках.

В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил 1889, 3 млрд. рублей. Из них 626, 7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262, 6 млрд. рублей – акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74, 6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616, 4 млрд. рублей. Всего по открытой подписке размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. рублей, что эквивалентно 10% к величине инвестиций в основной капитал.

В то же время, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в 2007 году приблизилась к 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Таким образом, объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, может быть оценен в размере около 1360 млрд. рублей или более 21% от объема инвестиций в основной капитал

С учетом размещения еврооблигаций на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. долларов США) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал превысило 35%

В таблице 2.1. представлены выписки эмиссионных ценных бумаг в 2007 году.4 

Таблица 2.1 Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году

Акции*

Облигации

Всего

Открытая подписка, млрд. руб.

74,6

616,4

691

Закрытая подписка, млрд. руб.

550,6

10,3

560,9

Прочие**, млрд. руб.

637,4

-

637,4

Всего, млрд. руб.

1262,6

626,7

1889,3

Инвестиции в основной капитал (оценка 2007), млрд. рублей

6418,7


* по номинальной стоимости

** в т. ч.: распределение, конвертация, приватизация.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли российского финансового рынка в процессе трансформации индивидуальных сбережений в инвестиции. Об этом свидетельствует существенное расширение институтов коллективных инвестиций. По итогам 2007 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12% притом, что число паевых фондов увеличилось более чем на 50%. Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году.

За прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171%. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов – на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766, 8 млрд. рублей. Прирост чистых активов за год составил 346, 9 млрд. рублей, что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2007 году и превышает прирост величины сбережений за год. (см. табл. 2. 2.)

Таблица 2.2 Статистика инвестиционных паевых фондов России в 2007-2008 гг.

Статистика паевых инвестиционных фондов

2007

2008*

Прирост (%)

Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов, млрд. руб.,

в том числе:

419,9

766,8

+82,6

закрытых фондов недвижимости, млрд. руб.

70,3

190,2

+170,5

открытых фондов акций, млрд. руб.

43,7

77,1

+76,4

Число пайщиков паевых инвестиционных фондов,

в том числе:

1465996

1735878

+18,4

закрытых фондов недвижимости

2384

3616

+51,7

открытых фондов акций

142245

327063

+129,9

Денежные доходы населения, млрд. рублей

17267,3

21138,9

+3871,6*

Использовано денежных доходов населения на сбережения, млрд. рублей

3539,8

3762,7

+222,9*

* прирост в млрд. рублей

В 2008 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5% (целевой ориентир Стратегии на 2009 год – 6%).5 

Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25% в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами (см. табл. 2.3.)

Таблица 2.3 Сделки физических лиц на фондовом рынке в России

Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке

2007

2008*

Прирост (%)

Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек

6420700

6624500

+3,17

Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек

1465996

1642149

+12

Количество физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ

198973

417400

+110

Число физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, %%

13,6

24,8

+76

Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке с одной стороны, расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка государственных ценных бумаг, его большую ориентированность на потребности национальной экономики и снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной независимости российского рынка ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2007 – в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2008 – январь 2009) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов.

Рис. 2.1 Структура выпуска ценных бумаг


В 2007 году были выпущены государственные ценные бумаги на сумму 320 млрд. руб., из них 280 млрд. руб. приходится на облигации федеральных займов, 40 млрд. рублей - на государственные краткосрочные облигации. А в 2008 году были выпущены государственные ценные бумаги на сумму 479 млрд. рублей. Из них 314 млрд. рублей приходится на облигации федеральных займов, 175 млрд. рублей - на государственные краткосрочные облигации, Как сообщает
пресс-служба правительства, в 2009 году общий объем выпуска составит 512 млрд. рублей, из них ОФЗ - 392 млрд. рублей и ГКО - 120 млрд. рублей. Объем выпуска государственных ценных бумаг в 2010 году установлен на уровне 698 млрд. рублей, из которых на ОФЗ приходится 538 млрд. рублей и на ГКО - 160 млрд. рублей. По итогам 2007 г. объем государственного внутреннего долга РФ в ценных бумагах вырос примерно на 12,5% – с 756,8 до 851,2 млрд. руб. (в долях ВВП произошло снижение долга с 4,45 до 3,93% ВВП). 6

За первые 3 квартала 2007 г. объем государственного внешнего долга РФ (органы государственной власти и органы денежно-кредитного регулирования) сократился со 105,6 до 81,4 млрд. долл., или на 22,9% (по данным ЦБ РФ). В то же время частный сектор (банки и компании) увеличил свою задолженность перед нерезидентами со 108,9 до 146,9 млрд. долл. (+34,9%). Таким образом, суммарный внешний долг РФ по итогам 9 месяцев 2007 г. вырос со 214,5 до 248,3 млрд. долл.

В течение 2007 г. Министерство финансов РФ успешно провело 20 аукционов по размещению ГКО/ОФЗ объемом около 165,7 млрд. руб., что несколько ниже аналогичного показателя за 2006 г. При этом фактический объем размещения составил 116,6 млрд. руб. По состоянию на 30 декабря 2007 г. объем рынка ГКО/ОФЗ составлял 721,57 млрд. руб.

Консолидированный региональный бюджет в 2007 г. был сведен с профицитом в 57,1 млрд. руб., что соответствует 1,6% его расходной части, или 0,26% ВВП. Бюджеты субъектов Федерации были сведены с профицитом почти в 53,8 млрд. руб. (2,3% от расходной части), бюджеты муниципальных образований – с дефицитом в 9,4 млрд. руб. (0,8% расходной части).

Величина накопленного долга консолидированного регионального бюджета выросла в 2007 г. до 20,2 млрд. руб., или 0,09% ВВП. Увеличение долга вызвано ростом внутренней задолженности (т.е. задолженности, номинированной в рублях). Внешняя задолженность региональных консолидированных бюджетов сократилась на 2,2 млрд. руб., внутренняя – возросла на 22,3 млрд. руб.

В прошлом году были зарегистрированы облигационные займы 25 субъектов Федерации и 13 муниципальных образований (в 2007 г. – 24 региональных и 10 муниципальных займов). Общий объем размещаемых облигаций составил 81,2 млрд. руб. (в 2007 г. – 79,4 млрд. руб.), снизившись за год с 0,47 до 0,37% ВВП.

В 2008 г. суверенный рейтинг России был повышен на две ступни до уровня «ВВВ» агентством Standard&Poor’s, на одну ступень, также до уровня «ВВВ» – агентством Fitch и до уровня «Baa2» – агентством Moody’s. При этом продолжился процесс повышения кредитного рейтинга территориальных органов власти (например, Москвы, Санкт-Петербурга).

На фоне улучшения бюджетной ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации интенсифицировался процесс урегулирования просроченной задолженности. По данным Минфина России на октябрь 2008 г. объем просроченной задолженности снизился по сравнению с октябрем 2007 г. более чем вдвое – с 29 до 14,2 млрд. руб. в номинальном выражении, составив 0,39% от доходной части консолидированного регионального бюджета, или 0,07% ВВП.7

Таким образом, в 2007 году впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100%, что говорит о высоком уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем, эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках.

Также, как сообщает пресс-служба правительства, в 2009 году общий объем выпуска государственных ценных бумаг составит 512 млрд. рублей, из них ОФЗ - 392 млрд. рублей и ГКО - 120 млрд. рублей. Объем выпуска государственных ценных бумаг в 2010 году установлен на уровне 698 млрд. рублей, из которых на ОФЗ приходится 538 млрд. рублей и на ГКО - 160 млрд. рублей.

2.2 Динамика операций с государственными ценными бумагами

В 2007 г. Министерство финансов России продолжало наращивать объем эмиссии выпусков ОФЗ. По итогам года номинальный объем торгуемых на этом рынке облигаций увеличился на 19,6% и достиг 1,05 трлн. руб. Общий объем первичного размещения ОФЗ на аукционах в 2007 г. составил 251,98 млрд. руб., что на 32% превышает соответствующий показатель предыдущего года.

В структуре рынка государственных ценных бумаг в 2007 г. по-прежнему отсутствовали государственные краткосрочные облигации (ГКО), поскольку потребность в краткосрочных инструментах удовлетворялась операциями Банка России. Размещение облигаций Банка России (ОБР) в 2007 г. превысило 570,85 млрд. руб. Одним из основных результатов 2007 года является значительный рост объема вторичных торгов. Так, объем заключенных на вторичных торгах сделок увеличился в 14,7 раза по сравнению с уровнем 2006 г. и составил 8,68 трлн. руб. Одной из основных причин такого роста оборотов стало снижение с 1 июля 2007 г. ставок комиссионного вознаграждения по операциям на вторичных торгах и аукционах по размещению облигаций более чем в 2 раза. Ставка комиссии по операциям на аукционах и вторичных торгах (основной режим) составила произведение 0,0001% от суммы каждой сделки на срок до погашения (в днях), но не более 0,01% от суммы каждой сделки. В то же время размер комиссии по внесистемным сделкам составил произведение 0,0001% от суммы каждой сделки на срок до погашения (в днях), но не более 0,02% от суммы каждой сделки и не более 5000 руб.

В качестве еще одной важной предпосылки позитивной динамики развития рынка ОФЗ необходимо отметить сохранение Министерством финансов России политики эмиссии эталонных выпусков облигаций с ключевыми сроками до погашения и большими объемами обращения. Такие эталонные выпуски служат четкими ориентирами для построения кривой доходности по государственным ценным бумагам.

Крайне высокими темпами в 2007 г. развивался рынок РЕПО. Сделки РЕПО стали одним из основных инструментов Банка России по рефинансированию банковской системы, а также крайне активно использовались участниками для привлечения/предоставления денежных средств: их объем (включая междилерское, прямое и обратное РЕПО с Банком России) составил 12,97 трлн. руб. (рост в 3,6 раза). Рекордные обороты на рынке РЕПО были достигнуты в III-IV кв. 2007 г. и отчасти обусловлены обострением ситуации с банковской ликвидностью в этот период. Особую роль сыграли операции прямого РЕПО с Банком России. Эти операции продемонстрировали рекордные обороты во второй половине 2007 г., что стало следствием проблем с ликвидностью банковской системы. В целом объем операций прямого РЕПО в 2007 г. составил 7,74 трлн. руб., что в 4 раза выше, чем в 2006 г.

Четко прослеживается рост популярности операций междилерского РЕПО. Объем сделок междилерского РЕПО достиг по итогам 2007 г. 5,14 трлн руб. (рис. 2.2. ), что в 3,9 раза превышает аналогичный показатель за 2006 г. Можно утверждать, что рынок междилерского РЕПО остается важным и динамично развивающимся сегментом денежного рынка, позволяющим участникам эффективно привлекать/предоставлять денежные средства, обеспеченные высоконадежными ценными бумагами. Индикаторы уровня процентных ставок по операциям междилерского РЕПО становятся все более и более репрезентативными, выполняя роль индикаторов денежного рынка. Среди сроков РЕПО в 2007 г. преобладали 1, 7 и 14 дней, которые сформировались в качестве ключевых в течение последних лет. Относительно структуры операций междилерского РЕПО в разрезе сроков РЕПО можно сделать вывод о сохранении тенденции к увеличению доли однодневного РЕПО за счет сокращения объема операций РЕПО на более длительные сроки (рис. 3). Так, доля операций РЕПО сроком на 1 день выросла в 2007 г. чуть менее чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Депозитные и кредитные операции Банка России в 2007 г. продолжили динамично развиваться, что выражалось в увеличении объема торгов, количества сделок и числа участников на протяжении всего года. Объем депозитных сделок в 2007 г. превысил 722 млрд. руб., что более чем на 50% выше объема данных операций в 2006 г., а количество участников таких операций возросло до 172 кредитных организаций. Таким образом, проведение Банком России этих операций с использованием системы торгов ММВБ становится все более и более востребованным.

Значимым событием 2007 г. также явилось начало проведения Банком России кредитных операций (ломбардное кредитование) с использованием системы торгов ММВБ. Первая сделка ломбардного кредитования была заключена в августе в системе торгов ММВБ на фиксированных условиях под 7% годовых на сумму 1 млн. руб. сроком на 7 дней реализованные проекты. Расширение списка инструментов, с которыми возможно заключение сделок на рынке государственных ценных бумаг, в первую очередь, направлено на обеспечение возможности использования их в операциях прямого РЕПО с Банком России. В 2007 г. произошло существенное снижение требований для включения ценных бумаг в Ломбардный список Банка России и последующее расширение Ломбардного списка. В результате был произведен допуск рекордного числа облигаций к торгам на рынке государственных ценных бумаг: в 2007 г. были допущены к торгам 100 новых выпусков субфедеральных и корпоративных облигаций 53 эмитентов. Благодаря этому были существенно увеличены возможности банков по рефинансированию, что нашло свое отражение в резком росте доли субфедеральных и корпоративных облигаций в операциях как прямого РЕПО с Банком России, так и междилерского РЕПО.  Кроме того, были предприняты меры по упрощению процедуры допуска ценных бумаг к торгам на рынке государственных ценных бумаг, в результате чего значительно сократился период времени, затрачиваемого на допуск новых выпусков ценных бумаг к торгам.8

В ноябре 2007 г. перечень операций по ломбардному кредитованию был расширен за счет введения нового инструмента, предполагающего предоставление Банком России кредита на фиксированных условиях на срок 1 день. Новый инструмент по ломбардному кредитованию:

  1.  предоставляется на ежедневной основе;
  2.  предоставляется по фиксированным процентным ставкам;
  3.  предоставляется в день заключения сделки.

Введение нового инструмента в дополнение к существовавшим ранее ломбардному кредиту "1 неделя" (фиксированная ставка) и ломбардному кредиту "2 недели" (аукционная основа) расширяет возможности участников по проведению краткосрочных операций на денежном рынке. Помимо этого, была обеспечена возможность проведения Банком России депозитных операций на условиях "до востребования" в соответствии с новым порядком, установленным Банком России.

В рамках совершенствования механизма проведения торгов на рынке государственных ценных бумаг был подготовлен переход к новому временному регламенту проведения торгов, который предусматривает продление основной торговой сессии за счет переноса времени начала торгов с 11:00 на 10:30 по московскому времени. Это позволит участникам более эффективно реагировать на ситуацию на финансовых рынках (см. таблицу). Новый временной регламент вступил в силу с 9 января 2007 г.

В связи с валютной либерализацией с 1 января 2007 г. был изменен порядок учета средств инвесторов-нерезидентов, работающих на рынке государственных ценных бумаг. В связи с этим был осуществлен переход к использованию стандартных денежных счетов и разделов счетов депо для учета денежных средств и ценных бумаг инвесторов-нерезидентов. Также изменение схемы организации денежных расчетов произошло в связи с созданием филиальной сети Расчетной палаты ММВБ.

В 2008 г. рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок на ММВБ продемонстрировали рекордные темпы роста оборотов. Общий объем сделок в 4,8 раза превысил уровень 2007 г. и составил 23,19 трлн. руб., включая аукционы и вторичные торги, операции РЕПО и депозитные и кредитные операции Банка России. Столь значительный рост объемов торгов, с одной стороны был обусловлен реализацией ММВБ и регулирующими органами ряда проектов, направленных на повышение ликвидности рынка, и возросшей потребностью участников в инструментах управления ликвидностью - с другой.

Итак, в 2008 г. рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок на ММВБ продемонстрировали рекордные темпы роста оборотов. Общий объем сделок в 4,8 раза превысил уровень 2007 г. и составил 23,19 трлн. руб., включая аукционы и вторичные торги, операции РЕПО и депозитные и кредитные операции Банка России. Столь значительный рост объемов торгов, с одной стороны был обусловлен реализацией ММВБ и регулирующими органами ряда проектов, направленных на повышение ликвидности рынка, и возросшей потребностью участников в инструментах управления.

В 2007 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

  1.  снижен уровень доходности по государственным облигациям;
  2.  стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
  3.  значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. При этом наиболее значительный оборот на рынке приходится на “длинные” инструменты.

На 3 апреля 2007 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2006 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн. руб.

За прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.

В апреле 2008 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2009-2011 гг. Два года назад был рассмотрен аналогичный документ на период 2006-2008 гг. В принципе документ сохраняет ту позицию, которую Минфин выбрал еще 2 года назад: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.9

Следующая позиция - развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабилизационного фонда для погашения текущего внешнего долга. Одновременно с этим меняется структура долга. Правительство постепенно приближаемся к той цели, которую поставило себе в 2007 году: привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50/50. Так, на сегодняшний день этот показатель составляет примерно 20/80, а к концу 2009 г. достигнет примерно 43/57.

Прогнозируется достаточно существенный рост объема долга, выраженного в государственных ценных бумагах. На данный момент объем долга равен 880,6 млрд. руб., а к концу 2009 г. рублевый долг выраженный в государственных облигациях составит примерно 1,5 трлн. руб. При этом для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций. Первое размещение пройдет уже в этом году. К 2009 г. по оценкам экспертов, около 300 млрд. руб. будет приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.

Существует ряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.

2 РЦБ № 13 (364) 2008. Рынок ценных бумаг «Российский рынок акций: итоги первого полугодия и прогноз на вторую половину 2007 г.»

3 РЦБ № 13 (364) 2008. Рынок ценных бумаг «Российский рынок акций: итоги первого полугодия и прогноз на вторую половину 2007 г.»

4 РЦБ № 13 (364) 2008. Рынок ценных бумаг «Российский рынок акций: итоги первого полугодия и прогноз на вторую половину 2007 г.»

5 РЦБ № 6 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Большие перемены для инвестиционных фондов»

6 РЦБ № 6 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Большие перемены для инвестиционных фондов»

7 РЦБ № 6 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Большие перемены для инвестиционных фондов»

8 РЦБ № 3 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Российский рынок остается привлекательным»

9 РЦБ № 15 (366) 2008. Рынок ценных бумаг «Новые инвестиционные идеи российского фондового рынка (Rising Stars)»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70875. Законы и традиции лагеря 20.96 KB
  Иерархия лагеря. Временный коллектив: Начальник лагеря зам начальника лагеря; старший вожатый старший воспитатель начальник спорт корпуса; организатор методист звукорежиссер психолог; вожатый воспитатель физрук плаврук кружковод инструктор по туризму.
70876. Введение в профессию вожатого 17 KB
  Впервые термин вожатый применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда пионервожатый вожатый пионеров. В настоящее время термин вожатый не имеет нормативного определения кроме всероссийских детских...
70879. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПАРАМЕТРІ ЖИДКОСТИ И ГАЗА 1.24 MB
  В теории аэродинамики различают 3 основных принципа полета ЛА: аэростатический принцип который основывается на законе Архимеда: на тело погруженное в жидкость газ действует выталкивающая сила направленная вверх и равная весу вытесненного им объема жидкости газа рис.
70881. Регулирование профессиональной деятельности архитектора в России 39 KB
  В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» под архитектурной деятельностью понимается профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного проекта и включающая в себя...