66018

Бюджетные системы зарубежных стран

Научная статья

Мировая экономика и международное право

Принцип обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, означает требование законодательного оформления бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона

Русский

2014-08-23

31 KB

38 чел.

Бюджетные системы зарубежных стран

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся:

- облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти;

- полнота бюджета;

- единство бюджета;

- приоритетность публичных расходов;

- достоверность и наглядность бюджета;

- ежегодное утверждение бюджета;

- бюджетное равновесие.

Принцип обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, означает требование законодательного оформления бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона, в ряде стран (США, Норвегии, Финляндии) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трёх основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений.

Принцип полноты бюджета означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрены бюджетом. С принципом полноты бюджета связано понятие бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции государства, как по доходам, так и по расходам. Бюджет-нетто содержит только сальдовые результаты по статьям бюджета: поступления по отдельным статьям доходов бюджета за вычетом издержек на получение указанных доходов. Иногда встречаются так называемые смешанные бюджеты, сочетающие черты брутто-бюджета и нетто-бюджета.

Принцип единства бюджета находит свое выражение в единстве бюджетной системы, применении одной классификации доходов и расходов и единообразии бюджетной документации. На практике при разработке и утверждении бюджета зачастую встречается стремление к созданию привилегированных статей бюджета, что нарушает принцип единства бюджета.

Принцип приоритетности публичных расходов. Его применение возможно только в условиях действия принципов полноты и единства бюджета. Этот принцип основан на том, что осуществление государственных функций не ставиться в прямую зависимость от величины полученных доходов. Определяя в приоритетном порядке размер публичных расходов, правительство исчисляет в соответствии с полученными результатами объемы требуемых государственных доходов. Решение вопроса о том, насколько необходимы те или иные государственные расходы, происходит на основе использования методов политического анализа и применения критериев общественной полезности. Гарантией выбора правильных приоритетов и оптимальности распределения бюджетных ресурсов служит обеспечение свободной конкуренции за имеющиеся в распоряжении власти финансовые ресурсы.

Принцип достоверности и наглядности бюджета. Он закреплен среди основных принципов построения бюджетных систем в целях наиболее эффективных обсуждений бюджетных проектов и обеспечения гласности бюджетной политики.

Принцип ежегодного утверждения бюджета является важной характеристикой функционирования бюджетной системы. Общим правилом является установление государственного бюджета на один финансовый год. Однако в разных странах начало финансового года датируется о-разному: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным. В Великобритании, Канаде, Японии он начинается 1 апреля. В Италии, Норвегии, Швеции – 1июля. А в США бюджетный год начинается 1 октября. В некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность установления двухлетнего бюджета).

Принцип бюджетного равновесия означает необходимость сбалансированности доходной и расходной частей бюджета. Объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86010. Расчёт сметной стоимости геофизических работ на поиски хрусталеносных зон в Оренбургской области 64.2 KB
  Проведение геолго-геофизических работ в пределах Бирюсинского рудного поля с целью изучения его структуры, выделения участков, перспективных на мусковитные пегматиты, и определение прогнозных ресурсов по категории P2 и P3
86011. Расчет себестоимости продукции, установление оптовой цены и анализ их влияния на финансовые результаты деятельности предприятия 118.77 KB
  Благодаря этой курсовой работе я научилась делать расчеты стоимости сырья и материалов, баланса рабочего времени, тарифного фонда оплаты труда, годового фонда оплаты труда, цены, рентабельности, делать выводы по работе предприятия. Основными показателями работы предприятия являются
86012. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 62.12 KB
  Государственная политика социальной защиты семьи Цель и главные принципы государственной семейной политики Государственная семейная политика комплексная система деятельности государства направленная на семью как социальный институт с целью укрепления развития суверенитета защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый...
86013. Организация системы бухгалтерского учета и пути ее совершенствования в страховых организациях (на примере ОАО «РОСГОССТРАХ») 114.68 KB
  В бухгалтерии страховой организации аккумулируется вся информация о фактах хозяйственной деятельности, происходит их документальное подтверждение и фиксирование, начиная с создания страховой услуги, привлечения в этих целях необходимых средств, калькулирования фактических издержек до формирования годовой бухгалтерской отчетности.
86014. Организация и технология документационного обеспечения управления 43.35 KB
  Перспективы развития правил оформления управленческих документов предложена дополнительная информация об основных положениях и составлении инструкции по делопроизводству и должностных инструкций сотрудников. Деятельность учреждения фиксируется в разных видах документов. Все эти виды составляют группу организационных документов. Инструкция по делопроизводству является нормативным документом регламентирующим организацию правила приемы и процессы создания документов порядок работы с ними осуществление контроля за их исполнением.
86015. Организация и управление связей с общественностью в клубной сфере 683.5 KB
  Особо следует отметить, что рынок развлечении до сих пор характеризуется устойчивой тенденцией к росту и является наиболее динамичным среди регионов Восточной Европы. «Сегодня в Москве работает около 450-500 заведений клубного сегмента, а объем столичного рынка ночных клубов растет...
86016. Бизнес-план фирмы ООО «Инфо-Нью(Info-New)» 161.13 KB
  Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов в том числе зарубежных необходимых для осуществления проектов технического перевооружения и реконструкции предприятий.
86017. Определение сметной стоимости строительства 90.72 KB
  Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений финансирования строительства формирования договорных цен на строительную продукцию расчетов за выполненные подрядные строительно-монтажные ремонтно-строительные работы оплаты расходов по приобретению оборудования...
86018. Норма права и правоотношение 316.21 KB
  Актуальность проблемы анализа взаимосвязи правовой нормы и правоотношения как раз и связана с введением в юридическую практику общепризнанных оценок выступающих не только мерой но и ориентиром в общественном развитии с позиции эффективности правового регулирования общественных отношений...