66026

Бюджетная реформа РФ

Научная статья

Финансы и кредитные отношения

Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов опубликованной сегодня Минфином министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы.

Русский

2014-08-12

31 KB

6 чел.

Бюджетная реформа РФ

Масштабная бюджетная реформа в РФ состоится в ближайшие годы. Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной сегодня Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджеты последующих лет уже полностью готовить по новой методике. Эксперты опасаются, что на первом этапе ведомства и министерства будут подходить к новым принципам работы только формально. 

Минфин опубликовал программу повышения эффективности бюджетных расходов (смотрите в доп.материале). Основной момент в ней - переход на программно-целевой принцип работы федеральных и муниципальных органов власти. 

В основе новой модели будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП), которые федеральным ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной целевой программе.
 

Распорядители бюджетных средств будут давать госденьги исключительно под конкретные разработанные программы, а эффективность их реализации будет проверяться ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программа будет корректироваться или отменяться. Таким образом, суть реформы будет заключаться в том, что бюджетный процесс будет начинаться с постановки задач, определения мероприятий и их финансирования.
 

Для повышения эффективности бюджетных расходов Минфин также предлагает формировать долгосрочный (на срок не менее 12-15 лет) экономический и бюджетный прогноз, при этом министерство считает, что верстать федеральный бюджет надо только на основе консервативного прогноза (другие варианты - "для информирования бизнеса и международного сообщества").
 

Кроме того, Минфин предлагает восстановить фискальные правила (в том числе, сократить ненефтегазовый дефицит до 1% ВВП), а также поэтапно увеличить условно-утверждаемые расходы федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода. Считает необходимым Минфин и установить ограничения на рассмотрение законопроектов с поправками в бюджет.

Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью делать программным.
 

Очередная формальность?

Помимо нацпроектов, программными расходами в структуре федерального бюджета являются государственные инвестиции, их доля в экономике РФ возросла в период кризиса примерно до 4% от ВВП, говорит
 RB.ru главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. По его словам, для значимого улучшения качества госуправления расходами необходимы макроэкономические предпосылки, стимулирующие приток инвестиций в сектор реальных производственных вложений. 

"Однако, судя по прогнозам бюджета РФ на 2010 - 2012 гг., роль государственных инвестиций в сфере создания экономической инфраструктуры, необходимой в данном случае, будет снижаться. Для частного бизнеса текущая инфляционная и налоговая ситуация в РФ не является стимулирующей по характеру. Поэтому я скептически отношусь к анонсированной Минфином РФ программе перевода всех расходов на целевой принцип", - отмечает собеседник
 RB.ru.

Эта программа - уже не первая попытка правительства внедрить прогрессивный подход к бюджетному планированию, говорит
 RB.ru Андрей Чернявский, эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ. В нынешнем бюджете программным подходом в виде Федеральных целевых программ (без учета нацпроектов) охвачено около 10% расходов. ФЦП, как правило, не включает в себя текущие расходы и зарплату госслужащих и бюджетников, отмечает эксперт. Кроме того, с формальной точки зрения, каждое федеральное министерство и ведомство имеют цели и задачи на среднесрочную перспективу, набор мероприятий для реализации поставленных целей и промежуточных индикаторов. Однако данная конструкция, видимо, не устраивает правительство, отмечает Чернявский. 

При этом эксперт признается, что плохо понимает, как будет работать данная программа. По его мнению, на первом этапе переход на программное бюджетирование, которое Минфин собирается осуществить в короткие сроки, будет носить формальный характер. "Создадутся подразделения, которые будут готовить бюджетные заявки, все документы на ДЦП, не беспокоя основные подразделения. А потом по этим заявкам министерства и ведомства будут получать необходимые ресурсы. Все ведомственные целевые программы будут упаковываться в одну долгосрочную, а денег будет проситься примерно как в прошлом году, но чуть-чуть больше. Министерство будет собирать все ДЦП и готовить на их основе бюджет", - размышляет Чернявский.
 

Если же министерства и ведомства серьезно подойдут к разработке программ, то и здесь они столкнуться с определенными трудностями, отмечает эксперт. По его словам, затраты на некоторые виды услуг ряда ведомств очень сложно оценить. "Многие важнейшие политические задачи - например, обеспечение национальной безопасности или международные отношения - в принципе не поддаются количественному измерению и оценке, нормированию, предусмотренным в программе", - резюмирует Чернявский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30201. Общая классификация вторжений и характеристика угроз 136.5 KB
  3] Правовая защита Защита информации Возросший интерес к проблеме защиты информации основан на объективных процессах создания и сбора информации и информационного обмена. Угроза искажения информации существует в любой точке сети начиная от места ввода в сеть сообщения и до места его получения. Проблемы защиты информации затрагивают различные аспекты ее представления хранения и обработки а также вопросы выбора и реализации средств защиты.
30202. Налоги и налогообложение. Методические указания по выполнению аналитической части дипломной работы 60.5 KB
  Содержание и оформление разделов основной части ВКР По структуре дипломная работа должна состоять из следующих разделов: Введение; Теоретическая часть работы; Практическая часть работы; Заключение. В общем виде ВКР включает пояснительную записку и иллюстрационные плакаты. II раздел баланса стр. 220 стр.
30203. Анализ пожарной опасности медицинских учреждений 623 KB
  Анализ зарегистрированных крупных пожаров в медицинских учреждениях показал что при пожарах в этих зданиях создается сложная обстановка для пожаротушения поэтому требуется разработка комплекса мероприятий по противопожарной защите. В профилактической работе ГПС важно не только предупреждение пожаров но и создание условий для их локализации. Знание условий распространения пожара позволяет заранее предусмотреть эффективные решения пожарной безопасности для предупреждения крупных пожаров.
30204. Состояние и пути совершенствования технологии производства молока в ООО «Бебелево» Ферзиковского района Калужской области 44.5 KB
  Выпускная квалификационная работа бакалаврская работа изложена на 77 страницах компьютерного набора состоит из введения пяти разделов характеристика хозяйства и организационноэкономический анализ хозяйственной деятельности; современное состояние и зоотехническая оценка отраслей животноводства; мероприятия по охране труда животноводов и охране природы; работа в условиях радиоактивного загрязнения местности; экспериментальное исследование по теме выводов и предложений списка использованной литературы; содержит 28 таблиц. Состояние...
30205. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 1.67 MB
  Обследование объекта и обоснование необходимости систем компьютерного тестирования. Очень актуальным становится использование школами различных систем компьютерного тестирования. Объектом исследования является системы компьютерного тестирования используемые для контроля знаний.
30206. Изучение туристских ресурсов на территории Аргентины 923.5 KB
  Эта латиноамериканская страна становилась чемпионом Кубка мира дважды в 1978 а также в 1986 годах и такая знаменитая личность конечно после Че Гевары как Диего Марадонна обеспечивает загруженность поклонникам футбола и журналистам уже последние 10 лет. Временный поверенный в делах Аргентины в России Маркос Беднарски недавно сообщал журналистам что в 2007 году число российских туристов посетивших Аргентину выросло на 10. Лист № докум. Подпись Дата Лист 2 МОГКТЭП 100401 ПЗ ДР 15781 зачеткак1212номзачеткизачетки ...
30209. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО КРОВЛИ ИЗ ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНОЙ ЧЕРЕПИЦЫ. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 1.77 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Анализ состояния качества строительной продукции на современном этапе. Развитие менеджмента качества. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО КРОВЛИ ИЗ ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНОЙ ЧЕРЕПИЦЫ