66026

Бюджетная реформа РФ

Научная статья

Финансы и кредитные отношения

Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов опубликованной сегодня Минфином министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы.

Русский

2014-08-12

31 KB

6 чел.

Бюджетная реформа РФ

Масштабная бюджетная реформа в РФ состоится в ближайшие годы. Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной сегодня Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджеты последующих лет уже полностью готовить по новой методике. Эксперты опасаются, что на первом этапе ведомства и министерства будут подходить к новым принципам работы только формально. 

Минфин опубликовал программу повышения эффективности бюджетных расходов (смотрите в доп.материале). Основной момент в ней - переход на программно-целевой принцип работы федеральных и муниципальных органов власти. 

В основе новой модели будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП), которые федеральным ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной целевой программе.
 

Распорядители бюджетных средств будут давать госденьги исключительно под конкретные разработанные программы, а эффективность их реализации будет проверяться ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программа будет корректироваться или отменяться. Таким образом, суть реформы будет заключаться в том, что бюджетный процесс будет начинаться с постановки задач, определения мероприятий и их финансирования.
 

Для повышения эффективности бюджетных расходов Минфин также предлагает формировать долгосрочный (на срок не менее 12-15 лет) экономический и бюджетный прогноз, при этом министерство считает, что верстать федеральный бюджет надо только на основе консервативного прогноза (другие варианты - "для информирования бизнеса и международного сообщества").
 

Кроме того, Минфин предлагает восстановить фискальные правила (в том числе, сократить ненефтегазовый дефицит до 1% ВВП), а также поэтапно увеличить условно-утверждаемые расходы федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода. Считает необходимым Минфин и установить ограничения на рассмотрение законопроектов с поправками в бюджет.

Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью делать программным.
 

Очередная формальность?

Помимо нацпроектов, программными расходами в структуре федерального бюджета являются государственные инвестиции, их доля в экономике РФ возросла в период кризиса примерно до 4% от ВВП, говорит
 RB.ru главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. По его словам, для значимого улучшения качества госуправления расходами необходимы макроэкономические предпосылки, стимулирующие приток инвестиций в сектор реальных производственных вложений. 

"Однако, судя по прогнозам бюджета РФ на 2010 - 2012 гг., роль государственных инвестиций в сфере создания экономической инфраструктуры, необходимой в данном случае, будет снижаться. Для частного бизнеса текущая инфляционная и налоговая ситуация в РФ не является стимулирующей по характеру. Поэтому я скептически отношусь к анонсированной Минфином РФ программе перевода всех расходов на целевой принцип", - отмечает собеседник
 RB.ru.

Эта программа - уже не первая попытка правительства внедрить прогрессивный подход к бюджетному планированию, говорит
 RB.ru Андрей Чернявский, эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ. В нынешнем бюджете программным подходом в виде Федеральных целевых программ (без учета нацпроектов) охвачено около 10% расходов. ФЦП, как правило, не включает в себя текущие расходы и зарплату госслужащих и бюджетников, отмечает эксперт. Кроме того, с формальной точки зрения, каждое федеральное министерство и ведомство имеют цели и задачи на среднесрочную перспективу, набор мероприятий для реализации поставленных целей и промежуточных индикаторов. Однако данная конструкция, видимо, не устраивает правительство, отмечает Чернявский. 

При этом эксперт признается, что плохо понимает, как будет работать данная программа. По его мнению, на первом этапе переход на программное бюджетирование, которое Минфин собирается осуществить в короткие сроки, будет носить формальный характер. "Создадутся подразделения, которые будут готовить бюджетные заявки, все документы на ДЦП, не беспокоя основные подразделения. А потом по этим заявкам министерства и ведомства будут получать необходимые ресурсы. Все ведомственные целевые программы будут упаковываться в одну долгосрочную, а денег будет проситься примерно как в прошлом году, но чуть-чуть больше. Министерство будет собирать все ДЦП и готовить на их основе бюджет", - размышляет Чернявский.
 

Если же министерства и ведомства серьезно подойдут к разработке программ, то и здесь они столкнуться с определенными трудностями, отмечает эксперт. По его словам, затраты на некоторые виды услуг ряда ведомств очень сложно оценить. "Многие важнейшие политические задачи - например, обеспечение национальной безопасности или международные отношения - в принципе не поддаются количественному измерению и оценке, нормированию, предусмотренным в программе", - резюмирует Чернявский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53769. Баскетбол, конспект уроку для 8 класу 44 KB
  Ноги трохи зігнуті, лікоть руки опущений вниз, пальці рук супроводжають м’яч. Відстань між студентами 4 м. пальці рук розставлені. Ведення правою – лівою рукою. Відстань 4 м. Кидок виконується після ведення, кидок м’яча в ціль.
53770. Організовуючі вправи. Загальнопідготовчі вправи. Стрибки зі скакалкою 85 KB
  Стійка ноги 810 Руки розводити долонями нарізно руки за голову. разів догори прогинаючись у 1 поворот тулуба ліворуч попереку голову відводити руки в сторони вдих; 2 в. видих; 3 поворот тулуба праворуч руки в сторони вдих; 4 в. нарізно руки в сторони; разів Ноги поставити 1 нахил уперед руки якнайширше.
53771. Конспект уроку з фізичної культури Для учнів 2-А класу - реферат українською 29.5 KB
  Ходьба: руки за голову навприсядки стрибками на носках на п‘ятках4. Загальнорозвиваючі вправи на місціА Вп руки до плечейКолові рухи руками вперед назад 8р вперед8р назадБ Вп руки в сторониКолові рухи руками вперед назад 1012 раз Руки пряміВ Вп права рука вгорі ліва внизу; 12 переміна положень рук 1012 раз Руки пряміГ Вп руки вперед. Схрещення рук 1012 раз Руки пряміД Вп ноги нарізно руки на поясі 1 нахил вліво 2 в. 1012 раз Руки опущені ноги пряміІІ.
53772. Організуючі, стройові та ЗРВ. Спеціальні бігові та стрибкові вправи. Рухливі ігри 75 KB
  Стройові вправи: Праворуч Ліворуч Кругом Ліворуч Ліворуч Рівняйсь струнко Ходьба: звичайна навшпиньках на пятках з високим підніманням стегна руки перед собою у напівприсіді у повному присіді звичайна. руки на пояс. руки до плечей колові оберти зігнутими в ліктях руками вперед назад. руки в сторони сжаті в кулачки на 123 розвести руки в сторони на 4 зігнути руки до...
53773. Ярослав Стельмах. «Митькозавр із Юрківки, або химера лісогвого озера». Характеристика образів Сергія і Митька, їхньої поведінки у складних ситуаціях 48.5 KB
  Мета: Удосконалювати навички визначення рис характеру героїв твору вміння висловлювати свої думки про прочитане; розвивати навички переказу виразного і вибіркового читання спостережливість увагу; виховувати допитливість доброту любов до ближніх. Обладнання: схема з рисами характеру героїв портрет Ярослава Стельмаха. Завдання: учні мають удосконалити навички визначати риси характеру героїв твору і оцінювати їхні вчинки; закріпити вміння переказувати твір віднаходити цитати за поданим завданням висловлювати своє враження про...
53774. Малювання композиції Дерева у лісі 656 KB
  Провести бесіду В художникаграфіка; розвивати умінняспостерігати і виявляти особливості будови дерев різних порід; ознайомити звиразними особливостями ліній різної товщини навчити прийомам роботи зпаличкою пензлем пером або восковими крейдами на вибір учителя ітушшю; формувати уміння заповнювати зображенням усю площину аркушапаперу; виховувати любов до рідної природи дбайливе ставлення до матеріалівта інструментів акуратність під час роботи з тушшю;...
53775. Дієслова майбутнього часу 65.5 KB
  Життя прожити не поле перейти Хочеш знати не соромся питати Гарно того вчити хто хоче все знати Щоб довго жити треба працю любити Знайдіть дієслова в неозначеній формі. Чи можна визначити за цими дієсловами коли відбулася дія і хто її виконує Чому Не можна бо неозначена форма дієслова не вказує ні на час ні на особу 2. Запитання вчителя : Що називається дієсловом Частина мови що означає дію предмета і відповідає на питання що робити Що робив Що зробив Що робить Що зробить Що буде робити Яким...