66026

Бюджетная реформа РФ

Научная статья

Финансы и кредитные отношения

Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов опубликованной сегодня Минфином министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы.

Русский

2014-08-12

31 KB

5 чел.

Бюджетная реформа РФ

Масштабная бюджетная реформа в РФ состоится в ближайшие годы. Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной сегодня Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджеты последующих лет уже полностью готовить по новой методике. Эксперты опасаются, что на первом этапе ведомства и министерства будут подходить к новым принципам работы только формально. 

Минфин опубликовал программу повышения эффективности бюджетных расходов (смотрите в доп.материале). Основной момент в ней - переход на программно-целевой принцип работы федеральных и муниципальных органов власти. 

В основе новой модели будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП), которые федеральным ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной целевой программе.
 

Распорядители бюджетных средств будут давать госденьги исключительно под конкретные разработанные программы, а эффективность их реализации будет проверяться ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программа будет корректироваться или отменяться. Таким образом, суть реформы будет заключаться в том, что бюджетный процесс будет начинаться с постановки задач, определения мероприятий и их финансирования.
 

Для повышения эффективности бюджетных расходов Минфин также предлагает формировать долгосрочный (на срок не менее 12-15 лет) экономический и бюджетный прогноз, при этом министерство считает, что верстать федеральный бюджет надо только на основе консервативного прогноза (другие варианты - "для информирования бизнеса и международного сообщества").
 

Кроме того, Минфин предлагает восстановить фискальные правила (в том числе, сократить ненефтегазовый дефицит до 1% ВВП), а также поэтапно увеличить условно-утверждаемые расходы федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода. Считает необходимым Минфин и установить ограничения на рассмотрение законопроектов с поправками в бюджет.

Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью делать программным.
 

Очередная формальность?

Помимо нацпроектов, программными расходами в структуре федерального бюджета являются государственные инвестиции, их доля в экономике РФ возросла в период кризиса примерно до 4% от ВВП, говорит
 RB.ru главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. По его словам, для значимого улучшения качества госуправления расходами необходимы макроэкономические предпосылки, стимулирующие приток инвестиций в сектор реальных производственных вложений. 

"Однако, судя по прогнозам бюджета РФ на 2010 - 2012 гг., роль государственных инвестиций в сфере создания экономической инфраструктуры, необходимой в данном случае, будет снижаться. Для частного бизнеса текущая инфляционная и налоговая ситуация в РФ не является стимулирующей по характеру. Поэтому я скептически отношусь к анонсированной Минфином РФ программе перевода всех расходов на целевой принцип", - отмечает собеседник
 RB.ru.

Эта программа - уже не первая попытка правительства внедрить прогрессивный подход к бюджетному планированию, говорит
 RB.ru Андрей Чернявский, эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ. В нынешнем бюджете программным подходом в виде Федеральных целевых программ (без учета нацпроектов) охвачено около 10% расходов. ФЦП, как правило, не включает в себя текущие расходы и зарплату госслужащих и бюджетников, отмечает эксперт. Кроме того, с формальной точки зрения, каждое федеральное министерство и ведомство имеют цели и задачи на среднесрочную перспективу, набор мероприятий для реализации поставленных целей и промежуточных индикаторов. Однако данная конструкция, видимо, не устраивает правительство, отмечает Чернявский. 

При этом эксперт признается, что плохо понимает, как будет работать данная программа. По его мнению, на первом этапе переход на программное бюджетирование, которое Минфин собирается осуществить в короткие сроки, будет носить формальный характер. "Создадутся подразделения, которые будут готовить бюджетные заявки, все документы на ДЦП, не беспокоя основные подразделения. А потом по этим заявкам министерства и ведомства будут получать необходимые ресурсы. Все ведомственные целевые программы будут упаковываться в одну долгосрочную, а денег будет проситься примерно как в прошлом году, но чуть-чуть больше. Министерство будет собирать все ДЦП и готовить на их основе бюджет", - размышляет Чернявский.
 

Если же министерства и ведомства серьезно подойдут к разработке программ, то и здесь они столкнуться с определенными трудностями, отмечает эксперт. По его словам, затраты на некоторые виды услуг ряда ведомств очень сложно оценить. "Многие важнейшие политические задачи - например, обеспечение национальной безопасности или международные отношения - в принципе не поддаются количественному измерению и оценке, нормированию, предусмотренным в программе", - резюмирует Чернявский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42890. Дивідендна політика в банку та методи її реалізації 101.48 KB
  Дивідендна політика – це сукупність заходів які здійснюються банком і спрямовані на прийняття рішень із нарахування та виплати дивідендів власникам акцій цього банку. Використання коштів на виплату дивідендів акціонерам – перший із двох основних шляхів розподілу прибутку банку після оподаткування другим є спрямування коштів на інвестиції для подальшого розвитку банку що приводить до збільшення майбутніх грошових потоків. Перший підхід носить назву Теорія нарахування дивідендів за залишковим принципом . Іншими словами сума виплачених...
42891. Анализ финансового состояния ООО «Алексеевское» Горьковсвского района Омской области 170.8 KB
  Огромное значение в этом вопросе имеют такие понятия рыночной экономики как деловая активность платежеспособность и кредитоспособность предприятия порог рентабельности запас финансовой прочности запас безопасности степень риска эффект финансового рычага и др. В процессе снабженческой производственной сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала изменяется структура средств и источников их формирования потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия....
42892. Сестринский процесс при сахарном диабете 231.9 KB
  Сахарный диабет – это группа метаболических обменных заболеваний характеризующихся гипергликемией которая является результатом дефектов секреции инсулина действия инсулина или обоих этих факторов. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ Заболевание обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина в организме и характеризующееся в связи с этим нарушением всех видов обмена веществ и в первую очередь обмена углеводов. Главной причиной развития...
42893. Дослідження цільових програм готельного обслуговування в Україна та світі 108.1 KB
  Ринок туристичних послуг€ провадиться описання характерних типів сегментованого ринку Любіцева О. Ринок туристичних послуг. Навчальний посібник “Уніфіковані технології готельних послуг†знадобився авторові при виділенні сукупності факторів що впливають на комплексність надання послуг у готельних підприємствах Лук‘янова Л.
42894. Моделирование динамических систем 652.61 KB
  Модель несёт системообразующую и смыслообразующую роль в научном познании. На модели изучают неизвестные свойства предметов. Модель стремится как можно более ярко выразить структуру явления, его главные аспекты; является концентрированным выражением сущности предмета или процесса, выделяя только его основные черты.
42895. Информационная система Проверка выполнения плана отгрузки продукции заказчикам 3.92 MB
  В процессе договорной компании составляется договор на поставку товаров. Договор состоит из двух частей: общей части, включающей в себя реквизиты заказчика и поставщика, предмет поставки и т. д. , и спецификации, в которой приводятся подробные сведения о товарах и сроках поставки. На основе договоров составляется финансовый план и разрабатываются цеховые помесячные планы выпуска товарной продукции.
42896. Методы и способы измерения толщины окисных пленок, диффузионных и эпитаксиальных слоев, их физические основы 851 KB
  Совершенствование технологии производства полупроводниковых материалов и приборов связано с необходимостью повышения точности и экспрессности лабораторного и промышленного контроля их электрофизических параметров. От качественных характеристик измерительной техники зависит уровень технологических потерь на различных этапах производства.
42897. Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс» 144.45 KB
  Роль и значение налогового учета на предприятии 1.1 Понятие налогового учета цели задачи.2001 №110ФЗ 25 глава НК произошло законодательное закрепление ведения налогового учета. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.
42898. The United States of America 52.88 KB
  The United States of America (also called the United States, the U.S., the USA, America, and the States) is a federal constitutional republic comprising fifty states and a federal district. The country is situated mostly in central North America, where its forty-eight contiguous states and Washington, D.C., the capital district, lie between the Pacific and Atlantic Oceans, bordered by Canada to the north and Mexico to the south. The state of Alaska is in the northwest of the continent, with Canada to the east and Russia to the west, across the Bering Strait.