66028

Проблемы медицинского и социального обеспечения РФ. Минимальная медицинская помощь

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Основные проблемы обеспечения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации и способы их решения Одним из основных направлений дальнейшего развития здравоохранения является разработка мер направленных на повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации.

Русский

2014-08-12

24.76 KB

7 чел.

Немна Юлия 51я.

Проблемы медицинского и  социального обеспечения РФ. Минимальная медицинская помощь.

Основные проблемы обеспечения доступности  и качества медицинской помощи гражданам  Российской Федерации и способы их решения

Одним из основных направлений дальнейшего развития здравоохранения является разработка мер, направленных на повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

  1.  повышение эффективности функционирования всей системы здравоохранения, в том числе выполнения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, реализации целевых программ и мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье»;
  2.  модернизация здравоохранения, направленная на укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение современных информационных технологий, обеспечение выполнения стандартов и порядков оказания медицинской помощи;
  3.  улучшение состояния здоровья детей и матерей;
  4.  обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  5.  профилактика болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Запускаемой с 2011 года реформой системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) предполагается, что именно эта система возьмет на себя основную ответственность по предоставлению населению медицинской помощи. При этом за счет средств системы ОМС планируется финансово обеспечить оказание населению не только первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи, но и в перспективе - скорой медицинской и высокотехнологичной специализированной медицинской помощи.

Кроме того, с 2013 года за счет средств ОМС планируется оплачивать оказание медицинской помощи в медицинских организациях по полному тарифу, а также ряда направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» (выплаты врачам и средним медицинским работникам первичного звена здравоохранения, расходы по родовому сертификату, диспансеризация подростков до 14 лет, оказание медицинской помощи детям с малой массой тела при рождении и пр.).

Следует особо подчеркнуть, что потребность здравоохранения в государственных финансовых ресурсах к 2013 году значительно возрастет в связи с реализацией в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации и программы модернизации федеральных медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению, за счет:

  1.  ремонта и ввода в действие новых зданий и сооружений, приобретения и установки нового медицинского оборудования и техники;
  2.  увеличения численности работников здравоохранения, повышения уровня оплаты их труда;
  3.  внедрения информационных технологий;
  4.  внедрения стандартов и порядков оказания медицинской помощи.

Дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (текущего финансирования медицинской помощи) составлял в 2010 году 337,3 млрд. рублей и в 2011 и 2012 годах не прогнозируется улучшения ситуации.

Каковы основные проблемы в сфере здравоохранения и медицинской помощи?

1. Недостаточный объем государственного финансового обеспечения системы здравоохранения и медицинской помощи.

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) минимально допустимый уровень государственных расходов на здравоохранение составляет не менее 7% ВВП. Все государственные расходы на здравоохранение в Российской Федерации, пользуясь официальным прогнозом Правительства Российской Федерации, составят в 2013 году не более 3,8% ВВП, в том числе доля расходов на здравоохранение бюджетных ассигнований федерального бюджета - не более 0,7% ВВП.

Наше отставание от развитых стран по государственному финансовому обеспечению системы здравоохранения не двойное, а более чем четырехкратное, поскольку ВВП в расчете на душу населения России по паритету покупательской способности более чем в 2,2 раза уступает соответствующему показателю по ОЭСР.

Ввиду недофинансирования здравоохранения складывается неэффективная структура затрат в тарифе на оплату медицинской помощи. Так, расходы на оплату труда работников здравоохранения в структуре затрат медицинских организаций составляли в 2010 году уже более 63%, а в системе ОМС приближаются к 80%. Одновременно с этим значительно сокращается доля расходов на медикаменты и перевязочные средства, питание пациентов в стационарах, расходные материалы, капитальные вложения в основные фонды медицинских организаций. Это говорит не о необходимости сокращения расходов на оплату труда (напротив, ее нужно существенно увеличить, для того, чтобы довести хотя бы до среднего уровня по экономике), а о важности увеличения внезарплатных затрат, без чего не может быть обеспечен должный уровень качества медицинской помощи.

2. Недостаточный уровень эффективности использования государственных финансовых средств.

Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, в последнее время имеет место неполное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию ряда целевых программ в сфере здравоохранения (в 2010 году отмечен наименьший уровень исполнения к бюджетной росписи по подпрограммам «Артериальная гипертония» - 65,5%, «Вакцинопрофилактика» - 71,4%).

Исполненные бюджетные назначения составляют 61,8% объема ассигнований на 2010 год, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 «О Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы)» (с изменениями). При этом уровень исполнения составил по подпрограмме «Туберкулез» - 84,2%, «Сахарный диабет» - 83,6%, «Онкология» - 54,1%, «Вирусные гепатиты» – 51,9%, «Артериальная гипертония» - 41,4%, «ВИЧ - инфекция»- 40,1%, «Психические расстройства» - 25,5%. Недостатки при планировании и финансовом обеспечении мероприятий в сфере здравоохранения, несомненно, сказываются на показателях доступности и качества медицинской помощи.

3. Несовершенство нормативной и правовой базы в сфере разграничения платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи гражданам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации медицинская помощь для пациентов должна быть бесплатной, поскольку граждане выплачивают налоги, а работодатели и государственные органы власти - взносы на обязательное медицинское страхование граждан. В нынешних условиях получается, что одна и та же услуга может быть оплачена трижды: гражданином из его личных средств, бюджетными ассигнованиями и средствами обязательного медицинского страхования. Зачастую имеет место оплата гражданами из собственных средств тех медицинских услуг, которые гарантирует государство и которые должны быть обеспечены государственным финансированием и предоставляться им бесплатно.

Возникает парадокс – рост расходов бюджетов и средств ОМС, увеличение объема «формальных» платежей граждан не сопровождается обеспечением доступности и должного уровня качества медицинской помощи. Более того, эти показатели систематически ухудшаются. Уровень удовлетворенности медицинской помощи в 2010 году составляет лишь 34,0% (в 2009 году – 34,5%). Минимальные показатели удовлетворенности населения медицинской помощью отмечены в Калининградской области (20,3%), Камчатском крае (22,8%) и Свердловской области (23,2%).

Счетной палатой Российской Федерации выявлено, что чем выше показатель платности медицинской помощи в регионах, тем ниже средний показатель удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи. Во многих случаях в силу платности и низкой доступности люди занимаются самолечением и обращаются за медицинской помощью, когда сформировалось тяжелое хроническое заболевание. Все это говорит о серьезных и глубинных проблемах в здравоохранении, решение которых зависит не только от увеличения размера государственных и негосударственных расходов на эти цели. Важно, сохранив позитивные аспекты в отечественном здравоохранении, создать поэтапно такую его модель, которая максимальным образом соответствовала бы потребностям граждан России.

Необходимо также упорядочить и урегулировать оказание платных медицинских услуг, прежде всего в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

4. Значительные диспропорции в кадровом обеспечении системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации (дисбаланс количества врачей общего профиля и врачей специалистов, врачей и средних медицинских работников, врачей поликлиник и стационаров больниц и пр.).

Наибольшая нехватка врачей и среднего медицинского персонала имеет место в сельской местности. На селе значительно ниже и уровень оплаты труда работников здравоохранения.

Дефицит обеспеченности медицинскими кадрами достигает уровня 30% потребности в них в первичном звене здравоохранения. Наполовину укомплектованы врачебными кадрами станции скорой медицинской помощи, а больницы - врачами анестезиологами-реаниматологами.

Кроме того, нормы нагрузки не пересматривались по ряду врачебных специальностей на протяжении последних 50 лет. Не определена реальная потребность в медицинских кадрах и не установлены региональные нормативы обеспеченности врачами в субъектах Российской Федерации.

В здравоохранении сегодня имеет место недостаточный уровень использования ресурсосберегающих технологий при оказании медицинской помощи - дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, служба неотложной медицинской помощи при поликлиниках и пр.

Решение всех этих проблем в значительной степени зависит от совершенствования законодательной базы российского здравоохранения. Очень важно, чтобы новый закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» позволил развивать здравоохранение, которое бы отвечало потребностям населения и ожиданиям медицинского сообщества.

В законодательстве в сфере здравоохранения следует закрепить и развивать следующие позиции.

1. Увеличение объема финансового обеспечения системы здравоохранения за счет государственных источников и повышение эффективности использования государственных ресурсов.

2. Дальнейшее развитие нормативного планирования объема медицинской помощи и финансового обеспечения в расчете на душу населения, используемого в Программе государственных гарантий с 1999 года. Стоимость этой Программы следует уточнить с учетом стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Следует сбалансировать нормативы объема медицинской помощи по профилям коечного фонда и специальностям врачей, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

Практическое здравоохранение нуждается в корректировке и разработке объема медицинской помощи и ее стоимости по первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной, неотложной медицинской помощи, медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров различных типов, в хосписах, санаториях и пр. Только после этого следует сформировать дифференцированные территориальные тарифы и установить их структуру и порядок формирования государственных заданий медицинским организациям.

Следует шире использовать эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций.

3. Значительный акцент в организации и использовании ресурсов, в том числе финансовых, должен быть сделан на профилактику - предупреждение и возможно более раннее выявление заболеваний, когда они еще поддаются эффективному лечению и не приводят к хронизации и утяжелению патологии. Во всем мире стараются не запускать заболевания с тем, чтобы затем не повышать в дальнейшем расходы на наиболее дорогостоящие медицинские технологии.

4. Следует разработать и принять государственную целевую программу подготовки и переподготовки кадров, необходимых для оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий, пересмотреть и установить новые нормы нагрузки на персонал, кардинально изменить систему обучения медицинского персонала, организаторов здравоохранения. Необходимо законодательно установить увеличение заработной платы медицинским работникам, занятым в сельской местности, создание условий для их работы и жизнеобеспечения.

5. Сестринское дело должно получить приоритетное развитие, ибо средний медицинский персонал должен осуществлять значительный объем повседневной работы (профилактические осмотры, первичный доврачебный осмотр, вызовы на дом, патронаж на дому, услуги реабилитации и ухода, паллиативная медицинская помощь, выполнение ряда медицинских манипуляций и пр.) В мире значительный вес в финансовом обеспечении медицинской помощи занимает сестринский уход, в том числе долговременный уход на дому, а в России это направление медицинской помощи хотя и весьма востребовано, но не получило должного развития в государственном секторе медицинских услуг.

Здравоохранение следует рассматривать как единую и многоуровневую систему, а не набор отдельных, не связанных между собой учреждений здравоохранения. Медицинские учреждения работают только в системе, поскольку ни одно из них не может оказать всего набора медицинских и немедицинских услуг и всех видов медицинской помощи. Именно поэтому непрерывность, преемственность мероприятий на всех этапах оказания медицинской помощи, а, следовательно, и выполнения стандартов медицинской помощи – основа дальнейшей оптимизации сети учреждений здравоохранения независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Государственное задание должно стать основным механизмом планирования и оптимизации сети учреждений здравоохранения.

В заключение следует отметить следующее. В России работает преимущественно административная система управления здравоохранением, в то время как во многих странах наряду с министерствами мощную роль играют профессиональные медицинские ассоциации (Немецкая врачебная Палата, аналогичные ассоциации в Японии, Франции, США, Италии, Австрии, Польше и других странах). Эти организации регулируют профессиональную деятельность, обеспечивают повышение уровня подготовки и переподготовки кадров. Немецкая врачебная Палата регулирует взаимоотношения между медицинскими работниками, врачами и пациентами, разбирая до 80% всех жалоб на досудебном уровне.

Для внедрения в России саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников предстоит провести огромную законодательную, организационную, кадровую работу, но это реальный путь качественного улучшения оказания медицинской помощи.

В настоящее время назрела необходимость в разработке государственной долгосрочной программы укрепления и развития здоровья нации, как это сделано в ряде развитых стран.

Эта государственная программа (или программы) должна носить не отраслевой, а общенациональный характер, с участием многих заинтересованных министерств и ведомств (пример – 10-летняя американская программа Health promotion Disease prevention. Objectives for the Nation, 1980-1990: Healthy people, 1990-2000: Healthy people, 2000-2010), программы Великобритании (до 2010 года), Нидерландов и других стран).

Это принципиально иной и более эффективный подход к формированию программного бюджета здравоохранения и эффективного использования всех государственных ресурсов отрасли с целью обеспечения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10871. Проблема прісної води 29.7 KB
  Це стало можливим завдяки впровадженню ресурсозберігальних, маловідходних і безвідходних технологічних процесів, завдяки зменшенню забруднення повітряного середовища й водойм. Охорона навколишнього середовища стала однією з найголовніших проблем.
10872. Виконання та захист графічних робіт. Виконання технічних рисунків та ескізів кількох заданих деталей 27 KB
  Тема 13: Виконання та захист графічних робіт. Виконання технічних рисунків та ескізів кількох заданих деталей. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички поданій темі. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та акуратність. Розвиваюча: розвивати у шк
10875. Фанера та ДВП в конструюванні обєктів технологічної діяльності 17.94 KB
  Привітання з класом. Концентрація уваги учнів та перевірка їх наявності. Організація та перевірка готовності учнів до роботи, наявності спецодягу, створення позитивної емоційної атмосфери, призначення чергових, перевірка присутності учнів.
10876. ДВП та фанера, їх використання в конструюванні обєктів технологічної діяльності 74.5 KB
  Тема. Фанера та ДВП в конструюванні об’єктів технологічної діяльності. Мета: ознайомити учнів з різними видами конструкційних матеріалів видами та породами дерев особливостями їх будови характерними ознаками способами заготівлі та одержання пиломатеріалів знач
10877. Електромонтажі інструменти 157.5 KB
  Тема. Електромонтажі інструменти. Мета: сформувати в учнів поняття про розвивати політехнічний світогляд виховувати відповідальність за результат роботи. Ключові поняття: електрична схема умовне позначення електричний патрон вилка штепсельна штепсельна
10878. Призначення та будова вимірювальних та розмічальних інструментів 36.5 KB
  Тема Призначення та будова вимірювальних та розмічальних інструментів. Мета: навчальна: сформувати уявлення про призначення та будову вимірювальних інструментів. Прийоми розмічання за шаблоном. Відомості про припуски на обробку. Виховна: виховувати старанність і
10879. Оздоблення виготовлених виробів. Випалювання на деревині. Лакування (фарбування) виробу Практична робота 65.5 KB
  Тема уроку: Оздоблення виготовлених виробів. Випалювання на деревині. Лакування фарбування виробу Практична робота. Мета уроку. Засвоєння знань про види оздоблення виробів з фанери принцип дії приладу для випалювання на деревині; формування прийомів випалювання на ...