66028

Проблемы медицинского и социального обеспечения РФ. Минимальная медицинская помощь

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Основные проблемы обеспечения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации и способы их решения Одним из основных направлений дальнейшего развития здравоохранения является разработка мер направленных на повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации.

Русский

2014-08-12

24.76 KB

7 чел.

Немна Юлия 51я.

Проблемы медицинского и  социального обеспечения РФ. Минимальная медицинская помощь.

Основные проблемы обеспечения доступности  и качества медицинской помощи гражданам  Российской Федерации и способы их решения

Одним из основных направлений дальнейшего развития здравоохранения является разработка мер, направленных на повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

  1.  повышение эффективности функционирования всей системы здравоохранения, в том числе выполнения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, реализации целевых программ и мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье»;
  2.  модернизация здравоохранения, направленная на укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение современных информационных технологий, обеспечение выполнения стандартов и порядков оказания медицинской помощи;
  3.  улучшение состояния здоровья детей и матерей;
  4.  обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  5.  профилактика болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Запускаемой с 2011 года реформой системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) предполагается, что именно эта система возьмет на себя основную ответственность по предоставлению населению медицинской помощи. При этом за счет средств системы ОМС планируется финансово обеспечить оказание населению не только первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи, но и в перспективе - скорой медицинской и высокотехнологичной специализированной медицинской помощи.

Кроме того, с 2013 года за счет средств ОМС планируется оплачивать оказание медицинской помощи в медицинских организациях по полному тарифу, а также ряда направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» (выплаты врачам и средним медицинским работникам первичного звена здравоохранения, расходы по родовому сертификату, диспансеризация подростков до 14 лет, оказание медицинской помощи детям с малой массой тела при рождении и пр.).

Следует особо подчеркнуть, что потребность здравоохранения в государственных финансовых ресурсах к 2013 году значительно возрастет в связи с реализацией в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах Российской Федерации и программы модернизации федеральных медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению, за счет:

  1.  ремонта и ввода в действие новых зданий и сооружений, приобретения и установки нового медицинского оборудования и техники;
  2.  увеличения численности работников здравоохранения, повышения уровня оплаты их труда;
  3.  внедрения информационных технологий;
  4.  внедрения стандартов и порядков оказания медицинской помощи.

Дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (текущего финансирования медицинской помощи) составлял в 2010 году 337,3 млрд. рублей и в 2011 и 2012 годах не прогнозируется улучшения ситуации.

Каковы основные проблемы в сфере здравоохранения и медицинской помощи?

1. Недостаточный объем государственного финансового обеспечения системы здравоохранения и медицинской помощи.

В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) минимально допустимый уровень государственных расходов на здравоохранение составляет не менее 7% ВВП. Все государственные расходы на здравоохранение в Российской Федерации, пользуясь официальным прогнозом Правительства Российской Федерации, составят в 2013 году не более 3,8% ВВП, в том числе доля расходов на здравоохранение бюджетных ассигнований федерального бюджета - не более 0,7% ВВП.

Наше отставание от развитых стран по государственному финансовому обеспечению системы здравоохранения не двойное, а более чем четырехкратное, поскольку ВВП в расчете на душу населения России по паритету покупательской способности более чем в 2,2 раза уступает соответствующему показателю по ОЭСР.

Ввиду недофинансирования здравоохранения складывается неэффективная структура затрат в тарифе на оплату медицинской помощи. Так, расходы на оплату труда работников здравоохранения в структуре затрат медицинских организаций составляли в 2010 году уже более 63%, а в системе ОМС приближаются к 80%. Одновременно с этим значительно сокращается доля расходов на медикаменты и перевязочные средства, питание пациентов в стационарах, расходные материалы, капитальные вложения в основные фонды медицинских организаций. Это говорит не о необходимости сокращения расходов на оплату труда (напротив, ее нужно существенно увеличить, для того, чтобы довести хотя бы до среднего уровня по экономике), а о важности увеличения внезарплатных затрат, без чего не может быть обеспечен должный уровень качества медицинской помощи.

2. Недостаточный уровень эффективности использования государственных финансовых средств.

Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, в последнее время имеет место неполное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию ряда целевых программ в сфере здравоохранения (в 2010 году отмечен наименьший уровень исполнения к бюджетной росписи по подпрограммам «Артериальная гипертония» - 65,5%, «Вакцинопрофилактика» - 71,4%).

Исполненные бюджетные назначения составляют 61,8% объема ассигнований на 2010 год, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 «О Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 годы)» (с изменениями). При этом уровень исполнения составил по подпрограмме «Туберкулез» - 84,2%, «Сахарный диабет» - 83,6%, «Онкология» - 54,1%, «Вирусные гепатиты» – 51,9%, «Артериальная гипертония» - 41,4%, «ВИЧ - инфекция»- 40,1%, «Психические расстройства» - 25,5%. Недостатки при планировании и финансовом обеспечении мероприятий в сфере здравоохранения, несомненно, сказываются на показателях доступности и качества медицинской помощи.

3. Несовершенство нормативной и правовой базы в сфере разграничения платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи гражданам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации медицинская помощь для пациентов должна быть бесплатной, поскольку граждане выплачивают налоги, а работодатели и государственные органы власти - взносы на обязательное медицинское страхование граждан. В нынешних условиях получается, что одна и та же услуга может быть оплачена трижды: гражданином из его личных средств, бюджетными ассигнованиями и средствами обязательного медицинского страхования. Зачастую имеет место оплата гражданами из собственных средств тех медицинских услуг, которые гарантирует государство и которые должны быть обеспечены государственным финансированием и предоставляться им бесплатно.

Возникает парадокс – рост расходов бюджетов и средств ОМС, увеличение объема «формальных» платежей граждан не сопровождается обеспечением доступности и должного уровня качества медицинской помощи. Более того, эти показатели систематически ухудшаются. Уровень удовлетворенности медицинской помощи в 2010 году составляет лишь 34,0% (в 2009 году – 34,5%). Минимальные показатели удовлетворенности населения медицинской помощью отмечены в Калининградской области (20,3%), Камчатском крае (22,8%) и Свердловской области (23,2%).

Счетной палатой Российской Федерации выявлено, что чем выше показатель платности медицинской помощи в регионах, тем ниже средний показатель удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи. Во многих случаях в силу платности и низкой доступности люди занимаются самолечением и обращаются за медицинской помощью, когда сформировалось тяжелое хроническое заболевание. Все это говорит о серьезных и глубинных проблемах в здравоохранении, решение которых зависит не только от увеличения размера государственных и негосударственных расходов на эти цели. Важно, сохранив позитивные аспекты в отечественном здравоохранении, создать поэтапно такую его модель, которая максимальным образом соответствовала бы потребностям граждан России.

Необходимо также упорядочить и урегулировать оказание платных медицинских услуг, прежде всего в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

4. Значительные диспропорции в кадровом обеспечении системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации (дисбаланс количества врачей общего профиля и врачей специалистов, врачей и средних медицинских работников, врачей поликлиник и стационаров больниц и пр.).

Наибольшая нехватка врачей и среднего медицинского персонала имеет место в сельской местности. На селе значительно ниже и уровень оплаты труда работников здравоохранения.

Дефицит обеспеченности медицинскими кадрами достигает уровня 30% потребности в них в первичном звене здравоохранения. Наполовину укомплектованы врачебными кадрами станции скорой медицинской помощи, а больницы - врачами анестезиологами-реаниматологами.

Кроме того, нормы нагрузки не пересматривались по ряду врачебных специальностей на протяжении последних 50 лет. Не определена реальная потребность в медицинских кадрах и не установлены региональные нормативы обеспеченности врачами в субъектах Российской Федерации.

В здравоохранении сегодня имеет место недостаточный уровень использования ресурсосберегающих технологий при оказании медицинской помощи - дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, служба неотложной медицинской помощи при поликлиниках и пр.

Решение всех этих проблем в значительной степени зависит от совершенствования законодательной базы российского здравоохранения. Очень важно, чтобы новый закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» позволил развивать здравоохранение, которое бы отвечало потребностям населения и ожиданиям медицинского сообщества.

В законодательстве в сфере здравоохранения следует закрепить и развивать следующие позиции.

1. Увеличение объема финансового обеспечения системы здравоохранения за счет государственных источников и повышение эффективности использования государственных ресурсов.

2. Дальнейшее развитие нормативного планирования объема медицинской помощи и финансового обеспечения в расчете на душу населения, используемого в Программе государственных гарантий с 1999 года. Стоимость этой Программы следует уточнить с учетом стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Следует сбалансировать нормативы объема медицинской помощи по профилям коечного фонда и специальностям врачей, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

Практическое здравоохранение нуждается в корректировке и разработке объема медицинской помощи и ее стоимости по первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной, неотложной медицинской помощи, медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров различных типов, в хосписах, санаториях и пр. Только после этого следует сформировать дифференцированные территориальные тарифы и установить их структуру и порядок формирования государственных заданий медицинским организациям.

Следует шире использовать эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций.

3. Значительный акцент в организации и использовании ресурсов, в том числе финансовых, должен быть сделан на профилактику - предупреждение и возможно более раннее выявление заболеваний, когда они еще поддаются эффективному лечению и не приводят к хронизации и утяжелению патологии. Во всем мире стараются не запускать заболевания с тем, чтобы затем не повышать в дальнейшем расходы на наиболее дорогостоящие медицинские технологии.

4. Следует разработать и принять государственную целевую программу подготовки и переподготовки кадров, необходимых для оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий, пересмотреть и установить новые нормы нагрузки на персонал, кардинально изменить систему обучения медицинского персонала, организаторов здравоохранения. Необходимо законодательно установить увеличение заработной платы медицинским работникам, занятым в сельской местности, создание условий для их работы и жизнеобеспечения.

5. Сестринское дело должно получить приоритетное развитие, ибо средний медицинский персонал должен осуществлять значительный объем повседневной работы (профилактические осмотры, первичный доврачебный осмотр, вызовы на дом, патронаж на дому, услуги реабилитации и ухода, паллиативная медицинская помощь, выполнение ряда медицинских манипуляций и пр.) В мире значительный вес в финансовом обеспечении медицинской помощи занимает сестринский уход, в том числе долговременный уход на дому, а в России это направление медицинской помощи хотя и весьма востребовано, но не получило должного развития в государственном секторе медицинских услуг.

Здравоохранение следует рассматривать как единую и многоуровневую систему, а не набор отдельных, не связанных между собой учреждений здравоохранения. Медицинские учреждения работают только в системе, поскольку ни одно из них не может оказать всего набора медицинских и немедицинских услуг и всех видов медицинской помощи. Именно поэтому непрерывность, преемственность мероприятий на всех этапах оказания медицинской помощи, а, следовательно, и выполнения стандартов медицинской помощи – основа дальнейшей оптимизации сети учреждений здравоохранения независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Государственное задание должно стать основным механизмом планирования и оптимизации сети учреждений здравоохранения.

В заключение следует отметить следующее. В России работает преимущественно административная система управления здравоохранением, в то время как во многих странах наряду с министерствами мощную роль играют профессиональные медицинские ассоциации (Немецкая врачебная Палата, аналогичные ассоциации в Японии, Франции, США, Италии, Австрии, Польше и других странах). Эти организации регулируют профессиональную деятельность, обеспечивают повышение уровня подготовки и переподготовки кадров. Немецкая врачебная Палата регулирует взаимоотношения между медицинскими работниками, врачами и пациентами, разбирая до 80% всех жалоб на досудебном уровне.

Для внедрения в России саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников предстоит провести огромную законодательную, организационную, кадровую работу, но это реальный путь качественного улучшения оказания медицинской помощи.

В настоящее время назрела необходимость в разработке государственной долгосрочной программы укрепления и развития здоровья нации, как это сделано в ряде развитых стран.

Эта государственная программа (или программы) должна носить не отраслевой, а общенациональный характер, с участием многих заинтересованных министерств и ведомств (пример – 10-летняя американская программа Health promotion Disease prevention. Objectives for the Nation, 1980-1990: Healthy people, 1990-2000: Healthy people, 2000-2010), программы Великобритании (до 2010 года), Нидерландов и других стран).

Это принципиально иной и более эффективный подход к формированию программного бюджета здравоохранения и эффективного использования всех государственных ресурсов отрасли с целью обеспечения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77087. Влияние поверхностно-активных веществ на микроорганизмы, феноменологию и механизм 135 KB
  Но несмотря на широкий спектр применения ПАВ оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Попадая в водоёмы ПАВ активно участвуют в процессах перераспределения и трансформации других загрязняющих веществ таких как железо канцерогенные вещества пестициды нефтепродукты тяжёлые металлы и др. Большинство ПАВ и продукты их распада токсичны для различных групп гидробионтов: микроорганизмов 0840 мг дм3 водорослей 0560 мг дм3 беспозвоночных 00109 мг дм3 даже в малых концентрациях особенно при хроническом воздействии.
77088. Водогрейный котел КВГМ 375 KB
  Наилучшим решением в этой ситуации является разработка полномасштабных интегрированных автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП взамен устаревших систем а также внедрение современного технологического оборудования позволяющего максимально использовать возможности систем управления и тем самым добиться качественно нового уровня технологии. Современные автоматизированные системы управления котельной и котельными агрегатами по отдельности включают систему управления водогрейным отделением содержащую...
77089. Столыпинская реформа в России: необходимость, содержание, итоги 89.5 KB
  В конце 20-начала 21 века. в нашей стране появился важный земельный вопрос: кто и как должен стать собственником земли? Подобная проблема, по сути, и содержанию, стояла перед российским обществом сто лет назад, в начале 20 века.