6603

Комплексная система обеспечения надежности двигателей

Контрольная

Астрономия и авиация

Комплексная система обеспечения надежности двигателей Система обеспечения надежности двигателей Одними из основных показателей, характеризующих качество двигателей, являются показатели надежности. В данном разделе подробно рассмотрена система обеспе...

Русский

2013-01-06

136.67 KB

45 чел.

Комплексная система обеспечения надежности двигателей

Система обеспечения надежности двигателей

Одними из основных показателей, характеризующих качество двигателей, являются показатели надежности. В данном разделе подробно рассмотрена система обеспечения надежности двухконтурного двухвального ГТД, представляющего собой наукоемкий объект производства [6.1].

В соответствии с ГОСТом 13377-75 надежность определяется как свойство двигателя выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки, и обусловливается его безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и долговечностью его частей. Заданный уровень параметров надежности обеспечивается конструкцией двигателя, выбором и контролем качества материалов, технологией изготовления деталей и узлов, системой контроля и обслуживания двигателей в эксплуатации.

Комплексный характер проблемы обеспечения надежности двигателя обуславливает многоплановый подход к ее реализации. На рис. 2.7 показана система обеспечения надежности газотурбинных двигателей при их создании, производстве и эксплуатации. Как видно, производственные факторы в этой системе имеют важное значение и обеспечивают надлежащее качество изготовления двигателя, которое непосредственно влияет на показатели надежности. Вся совокупность показателей надежности закладывается на этапе проектирования, отрабатывается на этапе экспериментальных испытаний и доводки, обеспечивается на этапе серийного производства, поддерживается и совершенствуется на этапе эксплуатации двигателя, причем все эти этапы взаимосвязаны и влияют на формирование системы обеспечения надежности этапа серийного производства.

На этапе проектирования двигателя (рис.2.8) его надежность обеспечивается правильным учетом условий применения двигателя, выбором запасов работоспособности, конструктивными мероприятиями, устраняющими или снижающими влияние вредных факторов, стандартизацией и унификацией как методов расчета, проектирования, испытаний и оценки ГТД и его элементов, так и самих конструктивных исполнений элементов двигателя. Учитывая, что запасы газодинамической устойчивости, прочности элементов двигателя связаны с увеличением его габаритов и массы, на этапе проектирования стремятся обосновать минимальный уровень запасов, который обеспечивает работоспособность изделия во всем диапазоне условий применения и изменений характеристик элементов при заданном уровне показателей надежности. С этой целью на основе накопленного опыта определяют потребные запасы устойчивости компрессора для всех режимов работы с учетом производственных отклонений и изменения характеристик элементов ступеней компрессора при изменении условий работы.

Для лопаток турбины определяется запас статической прочности материала при заданных температуре и времени работы по отношению к максимальному напряжению в наиболее нагруженном сечении лопатки и запас усталостной прочности как отношение предела выносливости при заданном числе циклов симметричного нагружения к амплитуде наибольших действующих напряжений.

При определении этих величин учитывают всю совокупность ожидаемых условий нагружения турбины в эксплуатации, так как длительная прочность материала лопатки существенно зависит не только от времени и средней температуры рабочего процесса, но и от характера изменений температурного нагружения при работе.

Обеспечение надежности ГТД при проектировании

Система обеспечения надежности двигателя

Экспериментальная доводка ГТД и испытания по проверке безотказности и долговечности

Обеспечение надежности ГТД при проектировании

Рис.2.7. Схема обеспечения надежности ГТД

Обеспечение надежности ГТД в процессе эксплуатации

Мероприятия по обеспечению надежности ГТД при проектировании

Учет условий применения двигателя и выбор запасов работоспособности

выбор потребного запаса газодинамической устойчивости ГТД

определение запасов прочности лопаток и дисков турбины

обеспечение запасов работоспособности при выборе параметров рабочего процесса

Конструктивные решения, повышающие надежность и ресурс ГТД

упругое демпфирование опор подшипников

демпфирование лопаток компрессора и турбины

применение защитных покрытий элементов ГТД

защитно-ограничительные схемно-конструктивные решения

резервирование

Стандартизация и унификация

методов расчета, проектирования, испытаний и оценки ГТД и элементов

элементов двигателей

Базовых конструкций с последующим развитием модифицированных ГТД

Базового газогенератора с развитием на его основе семейства двигателей

Рис. 2.8. Система обеспечения надежности ГТД при проектировании

Особенно опасны превышения (забросы) температур, которые приводят к резкому снижению предела длительной прочности материала лопаток турбины.

Запас работоспособности камеры сгорания и турбины обеспечивается выбором геометрических размеров камеры сгорания, соответствующих рациональному соотношению между величиной гидравлических потерь и температурной неравномерности перед сопловым аппаратом турбины. При этом расчетное значение температуры газа перед турбиной зависит от размерности двигателя и должно быть несколько ниже для малоразмерного двигателя, что ухудшает условия охлаждения лопаток турбины.

Увеличение мощности пускового устройства сопровождается увеличением его массы, однако при этом могут быть значительно снижены максимальные значения температуры газа в процессе запуска двигателя, что увеличивает надежность двигателя.

Наряду с выбором запасов работоспособности элементов двигателя существенную роль в повышении его надежности играет применение специальных конструктивных решений, уменьшающих влияние вредных факторов. Упругое демпфирование опор подшипников, демпфирование лопаток компрессора и турбины снижают опасность разрушения элементов двигателя от вибраций.

Защитные покрытия позволяют значительно увеличить долговечность теплонапряженных элементов двигателя. Различного рода ограничители предотвращают изменение параметров двигателя до уровня, превышение которого увеличивает опасность возникновения отказов.

Важным фактором повышения надежности двигателей является стандартизация и унификация как конструкций отдельных элементов узлов двигателя и двигателей в целом, так и методов их расчета, проектирования, испытаний, оценок характеристик. При этом в новой конструкции двигателя применяются узлы, хорошо отработанные в производстве и проверенные в эксплуатации, что позволяет не только достигнуть высокой надежности нового двигателя, но и существенно сократить сроки его доводки и освоения серийного производства.

На этапе экспериментальной доводки двигатель подвергается разнообразным испытаниям с целью достижения заявленных показателей надежности. При экспериментальной доводке опытного двигателя проверяется достаточность запасов работоспособности по всем параметрам и по необходимости вводятся требуемые коррективы в конструкцию, отрабатываются отдельные узлы двигателя и конструкция в целом в условиях, близких к эксплуатационным.

С целью ускорения процесса освоения нового двигателя вводят поузловую доводку конструкции на специальных стендах, по результатам которой получают характеристики надежности отдельных узлов. На двигателе в этом случае проводится согласование характеристик узлов и окончательная доводка. Эта методика доводки  получила особенно  широкое  применение  на двигателях модульной конструкции, в которых отдельные узлы (турбина, камера сгорания) могут легко заменятся на аналогичные без снятия двигателя с эксплуатации.

Экспериментальная доводка двигателя - весьма трудоемкий и длительный процесс (рис.2.9). Часть этапов  экспериментальной доводки проводится  на, обычных наземных стендах ОКБ и серийных заводах, где устанавливается принципиальная работоспособность и отрабатывается заданный уровень безотказности и долговечности основных узлов, а другая часть - на специальных стендах, где возможна имитация эксплуатационных условий, а также на летающих лабораториях. В связи с этим целесообразно уже на этапе экспериментальной доводки двигателя определить факторы, существенно влияющие на эксплуатационные характеристики двигателя, учет которых позволил бы затем обосновать требования к серийному производству.

Экспериментальная доводка ГТД и испытания  по проверке безотказности и долголетия

Экспериментальная доводка опытных двигателей

Проверка наличия и достоверности запасов работоспособности

Введение в конструкцию корректив обеспечивающих требуемые запасы работоспособности

Поузловая доводка

Специальные испытания по проверке надежности ГТД

Определение вибрационных характеристик двигателя, его узлов и деталей

Проверка достаточности запаса газодинамической устойчивости

Определение последствий разрушения наиболее нагруженных деталей

Испытания систем двигателя в особых условиях

Ускоренные эквивалетные и циклические испытания

Испытания, эквивалентные по длительной прочности

Циклические испытания

Отработка конструкций в условиях, приближенных к эксплуатационным

Рис. 2.9. Система обеспечения надежности ГТД

при экспериментальной доводке

Важным фактором совершенствования и сокращения стоимости процесса доводки является унификация номенклатуры доводочных испытаний и методов их реализации. Продолжительность и объем экспериментальных исследований в процессе доводки двигателя определяются многими факторами, но в целом они имеют тенденцию к увеличению с ростом требований к надежности и стремлением оптимизировать работоспособность [6.1].

В последние годы в связи с ростом показателей безотказности ГТД широкое применение получили специальные испытания с моделированием эксплуатационных воздействий, которые позволяют судить о надежности на основе определения уровня запасов работоспособности двигателя. Полная номенклатура таких испытаний определяется нормами летной годности гражданских самолетов, а для конкретного двигателя формируется, исходя из планируемых условий его эксплуатации.

В число специальных испытаний входят, в частности, проверка запасов работоспособности двигателей в условиях проявления частых отказов выявление последствий опасных отказов, связанных с разрушением нагруженных элементов, проверка характеристик двигателя в условиях перегрузок, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

Специальные испытания проводят с имитацией чрезвычайных условий и стимулированием появления отказов: поломки лопаток, дисков, валов, трещин трубопроводов, нарушений системы запуска, забрасывания во входное устройство двигателя кусков льда, имитации дождя, искусственного обледенения, пожара, задания режимов работы выше допустимых в пределах, возможных в эксплуатации.

В широком диапазоне изменения режимов и условий работы двигателя определяют вибрационные характеристики двигателей (спектр частот, виброперегрузки), элементов и деталей двигателя, достаточность газодинамической устойчивости, пределы прочности наиболее нагруженных элементов, работу систем двигателя при повышенных параметрах (давление топлива, масла, рабочих жидкостей, гидросистем, воздуха).

 Для двигателей с большим ресурсом проверка работоспособности двигателя в течение ресурса проводится по ускоренным программам, при работе по которым двигатель испытывает нагрузки, эквивалентные по разрушающему воздействию эксплуатационным нагрузкам в течение ресурса.

При ускоренных испытаниях, эквивалентных по длительной прочности, в качестве эквивалентности критерия выработки ресурса обычно принимают равенство запасов статистической прочности наиболее нагруженных деталей в условиях программы ускоренных испытаний и в эксплуатационных условиях в течение ресурса.

При ускоренных циклических испытаниях в качестве критерия эквивалентности выработки ресурса принимают отработку по программе ускоренных испытаний числа циклов нагружения, рассчитанных с учетом запаса по отношению к числу циклов  нагружения в эксплуатации и рассеивания результатов малоцикловых испытаний наиболее нагруженных деталей (дисков, лопаток турбин). Задание более напряженных циклов нагружения по сравнению с эксплуатационными позволяет ускорить выработку ресурса помалоцикловой усталости.

В процессе ускоренных испытаний исследуются также [54]: стабильность уровня тяги, удельного часового расхода топлива и основных контролируемых параметров двигателя, стабильность динамических характеристик двигателя, запасы устойчивости элементов двигателя в зависимости от времени наработки, функционирование систем сигнализации, блокировки, резервирования и защиты в зависимости от наработки и числа включений в течение ресурса, работа систем контроля и управления, эффективность системы обслуживания и регламентных работ. Знание тенденций изменения характеристик двигателя и его элементов в процессе увеличения наработки позволяет принять своевременные меры по корректировке конструкций и технологических процессов производства двигателей.

На этапе серийного производства двигателя (рис.2.10) система обеспечения его надежности базируется на совершенствовании наукоемких технологических процессов с целью увеличения усталостной прочности и долговечности деталей, а также на повышении точности и стабильности параметров технологических процессов, определяющих формирование показателей качества продукции на всех этапах производства.

Наибольшее влияние на прочность, безотказность и долговечность высоконагруженных деталей двигателя (лопаток, дисков, валов турбины и компрессора) оказывают характеристики поверхностного слоя.

Ввиду того что качество поверхностного слоя определяется всем технологическим процессом, совершенствование и стабилизация параметров технологического процесса на всех этапах производства должны рассматриваться с единых позиций достижения конечного результата. В частности, предел выносливости материала лопаток увеличивается при использовании технологических процессов, не дающих в поверхностном слое остаточных напряжений растяжения.

В настоящее время определились основные технологические процессы, обеспечивающие изготовление наиболее нагруженных деталей двигателя с высокими показателями качества. В частности, увеличение прочности литых лопаток турбины достигается применением режимов литья и присадок, обеспечивающих мелкозернистую структуру материала, а также литьем лопаток с направленной кристаллизацией.

Применение электрохимических методов обработки позволяет исключить растягивающие остаточные напряжения и получить детали с высоким качеством поверхности. В целях упрочнения поверхностного

Рис.2.10 Система обеспечения надежности ГТД

при производстве

Обеспечение надежности ГТД при производстве

Совершенствование технологических процессов с целью увеличения усталостной прочности и долговечности деталей

Электрохимические методы обработки

Упрочняющая обработка деталей:

- гидродробеструйное

упрочнение,

- пневмодробеструйное

упрочнение,

- вибрационное упрочнение,

- упрочнение микрошариками,

- обкатка роликами,

- алмазное выглаживание

Повышение точности и стабильности на всех этапах производства

Входной контроль материалов, заготовок. комплектующих изделий

Технологические запасы за счет ужесточения производственных допусков по отношению к конструктивным

Неразрушающий контроль качества деталей

Оптимальная отладка двигателей при испытаниях

Надежная консервация готового двигателя

Увеличение прочности литых лопаток:

- литье с мелкозернистой структурой,

- литье с направленной кристаллизацией

слоя наиболее ответственных деталей применяется гидродробеструйная, пневмодробеструйная, вибрационная обработка, осуществляется упрочнение микрошариками, обкаткой роликами, алмазное выглаживание.

Измельчение зерна поверхностного слоя лопатки и направленная кристаллизация значительно увеличивают пластичность, динамическую прочность и сопротивление термоциклической усталости. Электрохимическая обработка повышает предел выносливости деталей и существенно сокращает трудоемкость их изготовления. Упрочняющая обработка деталей перечисленными методами заключается в пластической деформации поверхностных слоев, которая сопровождается остаточными сжимающими напряжениями, повышением поверхностной твердости, усталостной прочности, контактной выносливости, износостойкости и снижением шероховатости поверхности.

Повышение точности и стабильности технологических процессов достигается контролем параметров, определяющих ход процесса, и контролем параметров готовой продукции, характеризующих ее качество. Для автоматизированных технологических процессов наиболее важен активный контроль за параметрами качества деталей, но ввиду сложности организации такого контроля в ряде случаев целесообразен автоматический контроль за параметрами технологического процесса. Однако в этом случае важно предусмотреть возможность оперативной автоматической коррекции хода технологического процесса по результатам выходного контроля деталей.

Стабильность качества наукоемкой продукции предприятия авиационного двигателестроения зависит от всех этапов производства и от качества потребляемых материалов. В связи с этим система управления качеством продукции на предприятии должна предусматривать входной контроль материалов, заготовок и комплектующих изделий, контроль деталей в процессе производства и перед сборкой. Для наиболее ответственных деталей изделий широко применяется неразрушающий контроль технологическими средствами (ультразвуковой, люминесцентный, магнитный, телевизионный, голографический).

Иногда с целью обеспечения конструктивных параметров двигателей производственные допуски назначают меньшими, чем конструктивные допуски, с учетом погрешностей средств контроля и производственных погрешностей. Таким технологическим запасом компенсируется возможное в производственных условиях непредусмотренное снижение точности оборудования.

Результаты контроля параметров готовых деталей не могут улучшить их качество, но использование этих результатов для коррекции параметров технологического процесса может существенно повысить его стабильность. При контроле характеристик сложного изделия появляется возможность оптимизации отладки двигателя за счет взаимной компенсации неблагоприятных отклонений. При этом параметры устанавливаются в пределах имеющихся ограничений, исходя из заданных критериев эффективности. Это позволяет стабилизировать конечные показатели качества продукции предприятия даже при относительной нестабильности отдельных технологических процессов производства деталей и узлов. Этим обстоятельством, в частности, объясняется большой интерес, проявленный серийными предприятиями двигателестроения к автоматизированным системам испытаний двигателей, в которых возможна реализация алгоритмов их оптимальной отладки.

Учитывая, что возможное в эксплуатации длительное хранение двигателя может привести к изменению его надежности из-за коррозии и старения материалов, засорения регуляторов и элементов проточной части, важным средством стабилизации параметров качества изделия является консервация, обеспечивающая его сохраняемость. В отечественной практике широкое применение нашла консервация смазкой и герметичной упаковкой в воздухонепроницаемые пленочные материалы и парафинированную бумагу с последующим укрытием в закрытой деревянной таре. В зарубежной практике применяется сухая консервация двигателей в герметичной металлической таре с ГТД, в процессе эксплуатации заполнением внутреннего пространства тары инертным газом под пониженным давлением.

Тщательная консервация обеспечивает длительное хранение двигателей в полевых и складских условиях без ухудшения показателей качества.

Система обеспечения надежности двигателей в эксплуатации (рис 2 11) основана на их регулярном обслуживании с соблюдением установленных правил, контроле состояния элементов конструкции и систем, своевременном восстановлении и улучшении двигателя в соответствии с разрабатываемыми мероприятиями.

Инструкции по эксплуатации изделий разрабатываются с учетом опыта эксплуатации изделий подобного типа и оговаривают правила заправки, промывки, очистки  систем, регулировки агрегатов, проверки правильности функционирования систем.

Соблюдение этих правил позволяет ограничить вредное воздействии неблагоприятных внешних условий на работу двигателя. Важное значение имеет правильный учет наработки двигателя по режимам обычно предусматриваемый формуляром изделия, а также использование технических средств, позволяющих автоматически учитывать наработку.

Это позволяет своевременно проводить регламентные и восстановительные работы, заменять наиболее нагруженные элементы, предотвращая отказы двигателей в эксплуатации.

Для контроля состояния элементов конструкции и систем двигателя в эксплуатации разработаны методы обнаружения и распознавания типичных неисправностей, основанные на применении магнитных пробок индукционных и емкостных первичных преобразователей, контроля

 

Поддержание надежности двигателей в процессе их эксплуатации

Регулярное обслуживание двигателей в эксплуатации

Контроль состоя-ния элементов кон-струкции и систем двигателя в эксп-луатации

Восстановление и улучшение двигателей

Соблюдение пра-вил заправки, промывки, очис-тки систем двига-теля

Регулировка агрегатов

Проверка пра-вильности функ-ционирования систем

Учет условий эксплуатации и наработки

Контроль масла

Контроль вибрации

Контроль выбега роторов

Регистрация и анализ параметров рабочего процесса

Техническая диагностика дви-гателей и их эле-ментов

Неразрушающий контроль техническими средствами

Контроль метал-лических частиц в выходном устрой-стве двигателя

Визуальный контроль

Профилактические замены эле-ментов и агре-гатов

Восстановление двигателей после отказов

Планово – пре-дупредительный ремонт

Введение в конструкцию двигателя улучшающих мероприятий

Рис. 2.11. Система обеспечения и поддержания надежности

вибраций с применением анализаторов спектров частот, контроля металлических частиц в выходном устройстве двигателя.

Широкое применение нашли технические средства наблюдения внутренних полостей двигателя с введением в смотровые отверстия оптических приемников - эндоскопов с вмонтированными в них осветителями. Применяется ультразвуковой, рентгенографический, голографический контроль состояния поверхностных и глубинных слоев металла в ответственных деталях двигателя.

Наряду со сложными техническими средствами диагностирования применяются простые методы определения состояния двигателя, основанные на регулярном визуальном наблюдении элементов и систем по специально разработанной схеме, наблюдении "выбега" роторов.

Важное значение имеет регулярная регистрация параметров рабочего процесса, на основе которой возможно диагностирование состояния двигателя в целом и его элементов аналитическими методами и статистическим анализом результатов наблюдений. Применение технических средств контроля и технического диагностирования состояния двигателя позволяет объективно определять необходимость профилактической замены элементов и агрегатов и тем самым поддерживать надежность двигателя в заданных пределах. Этой же цели служит система планово - предупредительного ремонта парка двигателей, находящихся в эксплуатации, и методы восстановления двигателей после отказов, не вызывающих аварийных последствий при дальнейшей эксплуатации. Кроме того, уровень показателей надежности всего парка двигателей может повышаться за счет постоянно действующей системы реализации улучшающих мероприятий, которые разрабатываются на основе анализа, систематизации и учета причин и механизмов проявления отказов, статистики изменения параметров рабочего процесса по мере увеличения наработки двигателя и всей информации о состоянии парка двигателей, поступающей из эксплуатации на серийное предприятие - изготовитель и в ОКБ.

Контрольные вопросы к лекции 6

  1.  Схема обеспечения надежности ГТД
  2.  Система обеспечения надежности ГТД при проектировании
  3.  Системы обеспечения надежности ГТД при экспериментальной доводке
  4.  Система обеспечения надежности ГТД в серийном производстве
  5.  Система обеспечения и поддержания надежности в эксплуатации

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85044. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях 33.55 KB
  Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания во время водных походов в условиях аварийной ситуации возникшей во время водного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде. Изучаемые вопросы Значение воды в жизнедеятельности человека безопасность на воде.
85045. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека 31.48 KB
  Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности. Изучаемые вопросы Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
85046. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 30.91 KB
  Изучаемые вопросы Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Изложение учебного материала Во вступительной части урока целесообразно отметить что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать.
85047. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.34 KB
  Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Цель урока. Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Изучаемые вопросы Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.
85048. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения 32.01 KB
  Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. Познакомить учащихся с понятиями радиационно опасный объект ионизирующее излучение радиоактивное загрязнение окружающей среды. Дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.
85049. Аварии на химически опасных объектах Тамбовской области и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения 33.32 KB
  Обеспечение химической защиты населения. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в стране и в регионе для защиты населения от химических аварий. Обобщить знания о средствах индивидуальной защиты и их защитных свойствах. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.
85050. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны 29.5 KB
  Сформировать у учащихся общее представление о гражданской обороне как составной части общегосударственной системы мероприятий по защите населения страны от опасностей мирного и военного времени. Познакомить с системой руководства гражданской обороной и основными правами и обязанностями граждан в области гражданской обороны. Изучаемые вопросы Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороной.
85051. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 30.22 KB
  МЧС России федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Цель урока. Познакомить учащихся с МЧС России: предназначением структурой и основными задачами МЧС. Показать роль МЧС России в обеспечении защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Изучаемые вопросы МЧС России его предназначение и структура.
85052. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций 28.65 KB
  Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций Цель урока. Познакомить учащихся с мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций как составной частью общей системы мер противодействия чрезвычайным ситуациям направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Изучаемые вопросы Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.