66030

Антикризисная политика ЕС

Научная статья

Мировая экономика и международное право

Особенности кризиса для стран ЕС Охватив своим масштабам большинство стран мира экономический кризис немного по-разному повлиял на различные мировые капиталистические центры. Одна из очевидных особенностей стран ЕС связанная с экономическим кризисом ...

Русский

2014-08-12

254.54 KB

10 чел.

Антикризисной политики ЕС

Экономика Европейского союза в преддверие кризиса

Экономика Европейского союза представляет собой довольно неоднородную структуру, что является крайне важным фактором, который приходится учитывать в разработке программы антикризисного регулирования.

Некоторые причины кризиса, актуальные для Европы

 Мировой экономический кризис 2008 года произошел на фоне экспансионистской кредитной политики, которая вела к экспоненциальному повышению объемов мирового спроса не только на товары и услуги, но и на различные активы – ценные бумаги, недвижимость и т.д.

Исторически низкие процентные ставки повышали конкуренцию между различными финансовыми учреждениями, тем самым заставляя кредитные учреждения понижать требования к заемщикам. В качестве залога все чаще и чаще использовалась недвижимость. Таким образом, начавшийся в 2007 году ипотечный кризис в США стал той иглой, которая проколола ипотечный и кредитный пузыри внутри страны, а с осени 2008 года и за ее пределами. Начавшись как кредитный, кризис быстро привел к разбалансировке рыночных механизмов во всех ведущих странах мира.

Особенности кризиса для стран ЕС

 Охватив своим масштабам большинство стран мира, экономический кризис немного по-разному повлиял на различные мировые капиталистические центры. Рассмотрим особенности влияния кризиса на экономику Европейского союза.

Одна из очевидных особенностей стран ЕС, связанная с экономическим кризисом - это сильная взаимозависимость экономик входящих в него стран. Грубо говоря, спад ведущих экономик интеграции ведет за собой спад в экономиках менее значимых стран. А учитывая то, что 16 стран из 27 используют Евро как официальную валюту, изменение курса Евро (а точнее его падение более чем на 20% по отношению к доллару в течение трех первых месяцев кризиса) оказывает одновременное влияние на все эти страны, что приходится учитывать ЕЦБ при проведении денежно-кредитной политики.

Огромное значение для последствий экономического кризиса имеет вышеупомянутая неоднородность экономики ЕС. Ввиду его недавнего расширения на восток и вступления в него таких стран, как Словакия, Венгрия, Латвия, Литва и т.д., переходная экономика стала неотъемлемой частью экономики ЕС. А, как известно, кризис в переходной экономике проходит несколько иначе, чем в развитой, вызывая тем самым ассиметричный шок.

Другой важной чертой кризиса для ЕС является то, что он особенно сильно ударил по банковской сфере экономики интеграции. В отличие от США, в развитых странах Европы основным источником кредитования реального сектора является именно банковский сектор. Таким образом, потрясение банковской сферы, вызвавшее недоверие и проблему ликвидности, оказало значительно большее воздействие на экономику Евросоюза, чем США.

Не стоит также забывать о неизменных проблемах Евросоюза, терзавших его экономику и в докризисный период. Таковой на протяжении уже многих лет является проблема со стратегическим планированием развития экономики, вызванная несостоятельностью принятой в 2000 году Лиссабонской стратегии и необходимостью ее пересмотра в 2005 году. Невозможность выполнения намеченных планов и разногласия по поводу их принятия являются на данный момент причиной отсутсвия четкой стратегии развития экономики Евросоюза. Отсюда вытекает и другая проблема – длительный период бюджетного дефицита экономики и невозможность уменьшения его расходной части по ряду экономических и социальных причин. А невероятно высокий уровень безработицы (третья хроническая проблема) является еще одним фактором, препятствующим устойчивому выходу из кризиса.

Антикризисная политика ЕС

 В декабре 2008 года был утвержден План экономического восстановления ЕС, который базировался на двух основных принципах. Первое направление деятельности – стимулирование потребительского спроса и доверия, на которое было предложено выделить около 200 млрд. евро. Второе направление – усилить конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе. Была разработана программа «умных» инвестиций, предполагавшая повышение эффективности использовании энергии, развитие чистых технологий, машиностроения и исследовательской инфраструктуры с целью повышения эффективности НИОКР. Основной идеей плана названа солидарность и социальная ответственность, предполагающая политику сохранения и создания долгосрочных рабочих мест, эффективное использование ресурсов и создание массового доступа различных категорий граждан к Интернету. В общей сложности с начала кризиса на поддержку населения и реального сектора было выделено более 400 млрд евро.

Что касается финансового сектора экономики, он находится под жестким контролем ЕЦБ. С начала кризиса Европейский Центральный Банк понизил ставку рефинансирования до 1% в мае, что во многом способствовало улучшению ситуации на рынке кредитов предприятиям и населению. Для обеспечения банкам доступа к ликвидности ЕЦБ активно использовал операции на открытом рынке, ставшие основным средством его антикризисной политики. Начали активно продвигаться и неиспользуемые ранее операции, а именно увеличение ликвидности посредством стандартных недельных тендеров и суточных кредитов. А сроки кредитования по операциям длительного рефинансирования были расширены до 12 месяцев. Для увеличения возможности банков получать кредиты были снижены требования к залоговым активам и увеличен список принимаемых в обеспечение ценных бумаг.

В таблице ниже приведены основные макроэкономические показатели Евросоюза в период 2007-2010г:

 

2007

2008

2009 (прогноз)

2010 (прогноз)

Рост ВВП,%

2.9

0.9

-4.0

-0.1

Инфляция, %

2.4

3.7

0.9

1.3

Занятость, %

1.7

0.7

-2.6

-1.4

Частное потребление, %

2.2

0.9

-1.5

-0.4

Баланс госбюджета, % от ВВП

-0.8

-2.3

-6.0

-7.3

По расчетам экспертов, данная рецессия будет самой глубокой в послевоенной истории стран нынешней Еврозоны. Согласно прогнозам, ВВП стран ЕС сократится в 2009 году на 4% и продолжит падать в 2010 году. Что касается инфляции (гармонизированный индекс потребительских цен), то в 2009 году она составит порядка 0.9% и немного вырастет в 2010 году. Причиной падения темпов роста потребительских цен является снижение покупательной способности населения и сокращение спроса практически во всех отраслях экономики. Огромной проблемой для стран ЕС является хроническая безработица на уровне 9.8%  (на декабрь 2009). Другой хронической проблемой является постоянный бюджетный дефицит, который по прогнозам достигнет 6% от ВВП в 2009 году и 7.3% от ВВП в 2010. Звучит нелепо, если учесть тот факт, что допустимый потолок бюджетного дефицита для стран, входящих в ЕС, был установлен на уровне 3%. Однако в условиях кризиса эта проблема отодвигается на задний план, если принимать во внимание, что экономика многих стран в данный момент переживает период бюджетного дефицита, выделяя огромные средства из бюджета на принятие антикризисных мер.

Показатели эффективности антикризисной программы

Как видно из антикризисной программы ЕС, ее приоритетными направлениями являются как разрешение основной проблемы, породившей кризис, – недостатка спроса, так и стабилизация финансовых рынков в условиях кризиса ликвидности. Рассмотрим итоги действия антикризисного урегулирования стран ЕС.

Далее представлены несколько важнейших макроэкономических индикаторов и показателей, по которым можно отследить отдельные аспекты восстановления экономики стран ЕС:

Индекс уверенности потребителей показывает настроение потребителей в отношении экономических условий. Несмотря на то, что значения этого индекса остаются крайне низкими, их возрастающая тенденция начиная с апреля 2009г указывает на повышающиеся темпы потребительского спроса :

 

Индекс экономических настроений Германии (ZEW), определяющий настроения инвесторов в экономической сфере, вышел на позитивную территорию (доминирование оптимистов над пессимистами) в апреле 2009 и продолжает уверенно расти. Это говорит о том, что условия для инвестиций в целом становятся все более благоприятными:

 

Несмотря на положительные тенденции двух предыдущих индикаторов, коэффициент розничных продаж Еврозоны продолжает оставаться волатильным, не демонстрируя роста. В случае показателя ВВП уже можно видеть свет в конце туннеля - валовой внутренний продукт еврозоны официально вернулся на позитивную территорию, продемонстрировав в 3-м квартале 2009г рост на 0,4%. Однако в целом динамику ВВП Еврозоны  пока можно назвать неопределенной, так как общий рост последних месяцев вызван скорее ускорением роста нескольких наиболее развитых стран ЕС.


Таким образом, о начале всецелого восстановления экономики Евросоюза говорить пока рано. При растущих индикаторах потребительского спроса индикаторы продаж и производства практически не подают признаков уверенного восстановления.

Однако если отойти от показаний индикаторов, то существуют такие сферы, в которых антикризисное урегулирование принесло видимый успех. Прежде всего можно говорить об успехе в стабилизации финансовых рынков. Большинство стран ЕС осуществили масштабные программы поддержки банковского сектора, увеличили государственные гарантии по вкладам, усилили надзор за банками и страховыми компаниями. Таким образом удалось предотвратить панику и массовое банкротство банков (подобно американскому), несмотря на то что условия кредитования населения до сих пор остаются неблагоприятными. Отдельного внимания заслуживает развитие малого и среднего бизнеса в кризисный период. Для его кредитования был удвоен бюджет Европейского Инвестиционного Банка, а Еврокомиссия расширила возможности получения гарантий под кредиты для предприятия такого типа. Этого хватило для того, чтобы подстегнуть развитие малого и среднего бизнеса в ЕС.

Если рассматривать процесс восстановления в отдельных странах,  то локомотивами восстановления экономики Евросоюза являются Франция и Германия, демонстрирующие экономический рост уже второй квартал подряд. Однако менее развитые страны Восточной Европы, наряду с некоторыми развитыми европейскими странами (например, Испанией) до сих пор продолжают переживать активный экономический спад. Таким образом, неоднородность экономического развития разных стран Евросоюза сказывается и на сроках выхода стран из кризиса. Здесь все логично: первыми начинают восстанавливаться более развитые страны.

Антикризисная политика России и ЕС

В марте 2009 года была принята «Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год». Ниже представлены ее основные моменты в совокупности с более ранними антикризисными мерами:

Социальные программы:

  1.  Всего выделено 695 млрд. руб.
  2.  Увеличение пособий по безработице и пенсий.
  3.  43,7 млрд. руб. выделено на переобучение людей другим специальностям заранее до увольнения с предприятий.
  4.  Возможность погашения ипотечных кредитов материнским капиталом в случае затруднений с выплатой кредитов.

Реальный сектор:

  1.  Снижение налога на прибыль для малого бизнеса.
  2.  С 1 июня 2009 для открытия своего бизнеса достаточно направить уведомление в налоговую службу (без дополнительных разрешений).
  3.  Государственная поддержка убыточных предприятий. Яркий пример – АвтоВаз.
  4.  Государство является крупным заказчиком для промышленности и строительства. Пример – строительство инфраструктуры и спортивных объектов в Сочи при подготовке к олимпиаде 2014.
  5.  7 млрд. руб. будет пойдет на субсидирование процентной ставки для покупки техники фермерами. Увеличен уставной капитал Россельхозбанка для кредитования фермеров.

Финансовый сектор:

  1.  Снижение курса рубля (курс доллара по отношению к рублю вырос с 24 до 36 рублей)
  2.  Снижение ставки рефинансирования до 9%, начиная с апреля 2009
  3.  Банкам перечислено в общей сложности 495 млрд. руб. для кредитования реального сектора экономики под небольшой процент.
  4.  Внешэкономбанку выделено 30 млрд. руб. на кредиты малому бизнесу.

Основные макроэкономические показатели России в период с 2007-2010г:

 

2007

2008

2009

2010

Рост ВВП, %

8.1

5.6

-8.5*

3.2*

Инфляция, %

11.9

13.3

9**

9-10*

Безработица, %

6.1

7.8

7.6 (сентябрь)

 

Ставка рефинансирования, %

10.0

13.0

9.0

 

Баланс госбюджета, % от ВВП

5.5

4.0

-3.1 (май)

 

*  - прогноз Всемирного Банка

** - прогноз Министерства Экономического Развития


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80335. Персонал підприємства, продуктивність і оплата праці в сільському господарстві 144 KB
  Продуктивність праці і методика її визначення. Оплата праці персоналу підприємства. Із розвитком продуктивних сил чисельність працівників аграрного сектора економіки зменшується.
80336. Витрати виробництва і собівартість продукції 146.5 KB
  Вони й утворюють витрати підприємства. Тому витрати операційної діяльності виправдано трактувати як грошовий вираз ресурсів використаних виробничоспожитих у процесі виробництва і збуту продукції надання послуг виконання робіт та організації управління ним на всіх його ієрархічних рівнях. У даному випадку йдеться про поточні операційні витрати які підприємства здійснюють постійно для забезпечення безперервності виробництва.
80337. Економіка рослинництва. Економіка виробництва картоплі, овочів, плодів та ягід 66.5 KB
  Вирішальне значення для розвитку всіх галузей сільського господарства має нарощування виробництва зерна. На корм використовується і побічна продукція зернових – солома полова відходи переробки зерна. Валове виробництво зерна у 2011 році – 56747 тис тонн що порівняно із 1990 роком більше на 112 .
80338. Економіка тваринництва 85.5 KB
  Показниками ефективності галузі скотарства є: Технологічна ефективність: середньорічний надій молока від однієї корови; середньодобовий та річний приріст живої ваги ВРХ; затрати кормів на 1 ц молока та на 1 ц приросту живої ваги ВРХ. Економічна ефективність: трудомісткість виробництва 1ц молока та 1 ц приросту живої ваги ВРХ. собівартість виробництва 1 ц молока 1 ц приросту живої ваги ВРХ та 1 ц живої ваги ВРХ. середня ціна реалізації 1 ц молока 1 ц живої ваги ВРХ.
80339. ВІДШКОДУВАННЯ ШКОДИ У КРИМІНАЛЬНОМУ ПРОВАДЖЕННІ 66.24 KB
  Поняття та види шкоди яка підлягає відшкодуванню у кримінальному провадженні. Поняття значення предмет та підстави цивільного позову про відшкодування майнової моральної шкоди завданої кримінальним правопорушенням. Відшкодування майнової моральної шкоди завданої незаконними рішеннями діями чи бездіяльністю правоохоронних органів та суду.
80340. Обстеження публічно-недоступних місць, житла чи іншого володіння особи як негласна слідча (розшукова) дія 49.06 KB
  Обстеження публічнонедоступних місць житла чи іншого володіння особи як негласна слідча розшукова дія. Поняття суть мета правова основа та принципи обстеження публічнонедоступних місць житла чи іншого володіння особи. Саме тому єдиним джерелом доказової інформації є матеріали негласних слідчих розшукових дій зокрема обстеження публічнонедоступних місць житла чи іншого володіння особи. Це обумовлює необхідність детального вивчення правової основи вимог та принципів обстеження публічнонедоступних місць житла чи іншого володіння...
80341. ПРОЦЕСУАЛЬНІ СТРОКИ І ВИТРАТИ 46 KB
  Вони дисциплінують учасників кримінального провадження роблять процес динамічним і прогнозованим. Стандарти здійснення судочинства і зокрема визначення та дотримання строків у кримінальному процесі містяться і в інших міжнародноправових документах насамперед тих що стосуються порядку провадження кримінального судочинства у яких регламентації та дотриманню процесуальних строків приділено значну увагу: Міжнародному пакті про громадянські та політичні права 1966 р. Процесуальні витрати виникають у результаті здійснення кримінального...
80342. Спостереження за особою, річчю або місцем 32.9 KB
  Спостереження – один з основних способів пізнання світу. За його допомогою людина вивчає навколишню місцевість, розташовані на ній обєкти і предмети, визначає зміни, які на ній відбуваються, та на основі своїх спостережень вчиняє певні дії.
80343. Виконання спеціального завдання з розкриття злочинної діяльності організованої групи чи злочинної організації 30.17 KB
  Виконання спеціального завдання з розкриття злочинної діяльності організованої групи чи злочинної організації. Правові засади виконання спеціального завдання з розкриття злочинної діяльності організованої групи чи злочинної організації У КПК України гл. 272 передбачено такий вид негласних слідчих розшукових дій як виконання спеціального завдання з розкриття злочинної діяльності організованої групи чи злочинної організації. Під час досудового розслідування тяжких або особливо тяжких злочинів можуть бути отримані відомості речі і...