66030

Антикризисная политика ЕС

Научная статья

Мировая экономика и международное право

Особенности кризиса для стран ЕС Охватив своим масштабам большинство стран мира экономический кризис немного по-разному повлиял на различные мировые капиталистические центры. Одна из очевидных особенностей стран ЕС связанная с экономическим кризисом ...

Русский

2014-08-12

254.54 KB

11 чел.

Антикризисной политики ЕС

Экономика Европейского союза в преддверие кризиса

Экономика Европейского союза представляет собой довольно неоднородную структуру, что является крайне важным фактором, который приходится учитывать в разработке программы антикризисного регулирования.

Некоторые причины кризиса, актуальные для Европы

 Мировой экономический кризис 2008 года произошел на фоне экспансионистской кредитной политики, которая вела к экспоненциальному повышению объемов мирового спроса не только на товары и услуги, но и на различные активы – ценные бумаги, недвижимость и т.д.

Исторически низкие процентные ставки повышали конкуренцию между различными финансовыми учреждениями, тем самым заставляя кредитные учреждения понижать требования к заемщикам. В качестве залога все чаще и чаще использовалась недвижимость. Таким образом, начавшийся в 2007 году ипотечный кризис в США стал той иглой, которая проколола ипотечный и кредитный пузыри внутри страны, а с осени 2008 года и за ее пределами. Начавшись как кредитный, кризис быстро привел к разбалансировке рыночных механизмов во всех ведущих странах мира.

Особенности кризиса для стран ЕС

 Охватив своим масштабам большинство стран мира, экономический кризис немного по-разному повлиял на различные мировые капиталистические центры. Рассмотрим особенности влияния кризиса на экономику Европейского союза.

Одна из очевидных особенностей стран ЕС, связанная с экономическим кризисом - это сильная взаимозависимость экономик входящих в него стран. Грубо говоря, спад ведущих экономик интеграции ведет за собой спад в экономиках менее значимых стран. А учитывая то, что 16 стран из 27 используют Евро как официальную валюту, изменение курса Евро (а точнее его падение более чем на 20% по отношению к доллару в течение трех первых месяцев кризиса) оказывает одновременное влияние на все эти страны, что приходится учитывать ЕЦБ при проведении денежно-кредитной политики.

Огромное значение для последствий экономического кризиса имеет вышеупомянутая неоднородность экономики ЕС. Ввиду его недавнего расширения на восток и вступления в него таких стран, как Словакия, Венгрия, Латвия, Литва и т.д., переходная экономика стала неотъемлемой частью экономики ЕС. А, как известно, кризис в переходной экономике проходит несколько иначе, чем в развитой, вызывая тем самым ассиметричный шок.

Другой важной чертой кризиса для ЕС является то, что он особенно сильно ударил по банковской сфере экономики интеграции. В отличие от США, в развитых странах Европы основным источником кредитования реального сектора является именно банковский сектор. Таким образом, потрясение банковской сферы, вызвавшее недоверие и проблему ликвидности, оказало значительно большее воздействие на экономику Евросоюза, чем США.

Не стоит также забывать о неизменных проблемах Евросоюза, терзавших его экономику и в докризисный период. Таковой на протяжении уже многих лет является проблема со стратегическим планированием развития экономики, вызванная несостоятельностью принятой в 2000 году Лиссабонской стратегии и необходимостью ее пересмотра в 2005 году. Невозможность выполнения намеченных планов и разногласия по поводу их принятия являются на данный момент причиной отсутсвия четкой стратегии развития экономики Евросоюза. Отсюда вытекает и другая проблема – длительный период бюджетного дефицита экономики и невозможность уменьшения его расходной части по ряду экономических и социальных причин. А невероятно высокий уровень безработицы (третья хроническая проблема) является еще одним фактором, препятствующим устойчивому выходу из кризиса.

Антикризисная политика ЕС

 В декабре 2008 года был утвержден План экономического восстановления ЕС, который базировался на двух основных принципах. Первое направление деятельности – стимулирование потребительского спроса и доверия, на которое было предложено выделить около 200 млрд. евро. Второе направление – усилить конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе. Была разработана программа «умных» инвестиций, предполагавшая повышение эффективности использовании энергии, развитие чистых технологий, машиностроения и исследовательской инфраструктуры с целью повышения эффективности НИОКР. Основной идеей плана названа солидарность и социальная ответственность, предполагающая политику сохранения и создания долгосрочных рабочих мест, эффективное использование ресурсов и создание массового доступа различных категорий граждан к Интернету. В общей сложности с начала кризиса на поддержку населения и реального сектора было выделено более 400 млрд евро.

Что касается финансового сектора экономики, он находится под жестким контролем ЕЦБ. С начала кризиса Европейский Центральный Банк понизил ставку рефинансирования до 1% в мае, что во многом способствовало улучшению ситуации на рынке кредитов предприятиям и населению. Для обеспечения банкам доступа к ликвидности ЕЦБ активно использовал операции на открытом рынке, ставшие основным средством его антикризисной политики. Начали активно продвигаться и неиспользуемые ранее операции, а именно увеличение ликвидности посредством стандартных недельных тендеров и суточных кредитов. А сроки кредитования по операциям длительного рефинансирования были расширены до 12 месяцев. Для увеличения возможности банков получать кредиты были снижены требования к залоговым активам и увеличен список принимаемых в обеспечение ценных бумаг.

В таблице ниже приведены основные макроэкономические показатели Евросоюза в период 2007-2010г:

 

2007

2008

2009 (прогноз)

2010 (прогноз)

Рост ВВП,%

2.9

0.9

-4.0

-0.1

Инфляция, %

2.4

3.7

0.9

1.3

Занятость, %

1.7

0.7

-2.6

-1.4

Частное потребление, %

2.2

0.9

-1.5

-0.4

Баланс госбюджета, % от ВВП

-0.8

-2.3

-6.0

-7.3

По расчетам экспертов, данная рецессия будет самой глубокой в послевоенной истории стран нынешней Еврозоны. Согласно прогнозам, ВВП стран ЕС сократится в 2009 году на 4% и продолжит падать в 2010 году. Что касается инфляции (гармонизированный индекс потребительских цен), то в 2009 году она составит порядка 0.9% и немного вырастет в 2010 году. Причиной падения темпов роста потребительских цен является снижение покупательной способности населения и сокращение спроса практически во всех отраслях экономики. Огромной проблемой для стран ЕС является хроническая безработица на уровне 9.8%  (на декабрь 2009). Другой хронической проблемой является постоянный бюджетный дефицит, который по прогнозам достигнет 6% от ВВП в 2009 году и 7.3% от ВВП в 2010. Звучит нелепо, если учесть тот факт, что допустимый потолок бюджетного дефицита для стран, входящих в ЕС, был установлен на уровне 3%. Однако в условиях кризиса эта проблема отодвигается на задний план, если принимать во внимание, что экономика многих стран в данный момент переживает период бюджетного дефицита, выделяя огромные средства из бюджета на принятие антикризисных мер.

Показатели эффективности антикризисной программы

Как видно из антикризисной программы ЕС, ее приоритетными направлениями являются как разрешение основной проблемы, породившей кризис, – недостатка спроса, так и стабилизация финансовых рынков в условиях кризиса ликвидности. Рассмотрим итоги действия антикризисного урегулирования стран ЕС.

Далее представлены несколько важнейших макроэкономических индикаторов и показателей, по которым можно отследить отдельные аспекты восстановления экономики стран ЕС:

Индекс уверенности потребителей показывает настроение потребителей в отношении экономических условий. Несмотря на то, что значения этого индекса остаются крайне низкими, их возрастающая тенденция начиная с апреля 2009г указывает на повышающиеся темпы потребительского спроса :

 

Индекс экономических настроений Германии (ZEW), определяющий настроения инвесторов в экономической сфере, вышел на позитивную территорию (доминирование оптимистов над пессимистами) в апреле 2009 и продолжает уверенно расти. Это говорит о том, что условия для инвестиций в целом становятся все более благоприятными:

 

Несмотря на положительные тенденции двух предыдущих индикаторов, коэффициент розничных продаж Еврозоны продолжает оставаться волатильным, не демонстрируя роста. В случае показателя ВВП уже можно видеть свет в конце туннеля - валовой внутренний продукт еврозоны официально вернулся на позитивную территорию, продемонстрировав в 3-м квартале 2009г рост на 0,4%. Однако в целом динамику ВВП Еврозоны  пока можно назвать неопределенной, так как общий рост последних месяцев вызван скорее ускорением роста нескольких наиболее развитых стран ЕС.


Таким образом, о начале всецелого восстановления экономики Евросоюза говорить пока рано. При растущих индикаторах потребительского спроса индикаторы продаж и производства практически не подают признаков уверенного восстановления.

Однако если отойти от показаний индикаторов, то существуют такие сферы, в которых антикризисное урегулирование принесло видимый успех. Прежде всего можно говорить об успехе в стабилизации финансовых рынков. Большинство стран ЕС осуществили масштабные программы поддержки банковского сектора, увеличили государственные гарантии по вкладам, усилили надзор за банками и страховыми компаниями. Таким образом удалось предотвратить панику и массовое банкротство банков (подобно американскому), несмотря на то что условия кредитования населения до сих пор остаются неблагоприятными. Отдельного внимания заслуживает развитие малого и среднего бизнеса в кризисный период. Для его кредитования был удвоен бюджет Европейского Инвестиционного Банка, а Еврокомиссия расширила возможности получения гарантий под кредиты для предприятия такого типа. Этого хватило для того, чтобы подстегнуть развитие малого и среднего бизнеса в ЕС.

Если рассматривать процесс восстановления в отдельных странах,  то локомотивами восстановления экономики Евросоюза являются Франция и Германия, демонстрирующие экономический рост уже второй квартал подряд. Однако менее развитые страны Восточной Европы, наряду с некоторыми развитыми европейскими странами (например, Испанией) до сих пор продолжают переживать активный экономический спад. Таким образом, неоднородность экономического развития разных стран Евросоюза сказывается и на сроках выхода стран из кризиса. Здесь все логично: первыми начинают восстанавливаться более развитые страны.

Антикризисная политика России и ЕС

В марте 2009 года была принята «Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год». Ниже представлены ее основные моменты в совокупности с более ранними антикризисными мерами:

Социальные программы:

  1.  Всего выделено 695 млрд. руб.
  2.  Увеличение пособий по безработице и пенсий.
  3.  43,7 млрд. руб. выделено на переобучение людей другим специальностям заранее до увольнения с предприятий.
  4.  Возможность погашения ипотечных кредитов материнским капиталом в случае затруднений с выплатой кредитов.

Реальный сектор:

  1.  Снижение налога на прибыль для малого бизнеса.
  2.  С 1 июня 2009 для открытия своего бизнеса достаточно направить уведомление в налоговую службу (без дополнительных разрешений).
  3.  Государственная поддержка убыточных предприятий. Яркий пример – АвтоВаз.
  4.  Государство является крупным заказчиком для промышленности и строительства. Пример – строительство инфраструктуры и спортивных объектов в Сочи при подготовке к олимпиаде 2014.
  5.  7 млрд. руб. будет пойдет на субсидирование процентной ставки для покупки техники фермерами. Увеличен уставной капитал Россельхозбанка для кредитования фермеров.

Финансовый сектор:

  1.  Снижение курса рубля (курс доллара по отношению к рублю вырос с 24 до 36 рублей)
  2.  Снижение ставки рефинансирования до 9%, начиная с апреля 2009
  3.  Банкам перечислено в общей сложности 495 млрд. руб. для кредитования реального сектора экономики под небольшой процент.
  4.  Внешэкономбанку выделено 30 млрд. руб. на кредиты малому бизнесу.

Основные макроэкономические показатели России в период с 2007-2010г:

 

2007

2008

2009

2010

Рост ВВП, %

8.1

5.6

-8.5*

3.2*

Инфляция, %

11.9

13.3

9**

9-10*

Безработица, %

6.1

7.8

7.6 (сентябрь)

 

Ставка рефинансирования, %

10.0

13.0

9.0

 

Баланс госбюджета, % от ВВП

5.5

4.0

-3.1 (май)

 

*  - прогноз Всемирного Банка

** - прогноз Министерства Экономического Развития


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29158. Прекращение банковской гарантии 25 KB
  Прекращение банковской гарантии. В силу банковской гарантии банк иная кредитная или страховая организация гарант дают по просьбе другого лица принципала письменное обязательство уплатить кредитору принципала бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается: 1 уплатой кредитору суммы на которую выдана гарантия; 2 окончанием определенного в гарантии срока на который...
29159. Задаток 25 KB
  Задаток Задаток признается денежная сумма выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме в связи с этим задаток одновременно служит и доказательством заключения договора и средством обеспечения его исполнения. Если за неисполнение договора ответственна сторона давшая задаток он остается у другой стороны. В противном...
29160. Удержание в гражданском праве 22 KB
  Кредитор у которого находится вещь подлежащая передаче должнику либо лицу указанному должником вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Требования кредитора удерживающего вещь удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке предусмотренном законом для удовлетворения требований обеспеченных залогом. Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь...
29161. Перемена лиц в обязательстве 32.5 KB
  Особенности: Перемена лиц в обязательстве не оказывает никакого влияния на надлежащее исполнение обязательств кредитору все равно кто ответит по обязательствам Изменение стороны может быть в силу закона наследования; страховщику прав кредитора к должнику ответственному за наступление страхового случая и договора. Существуют 2 формы перемены лиц в обязательстве: Уступка право требования цессия Для перехода к другому лицу прав кредитора согласия должника как правило не требуется. Перевод долга соглашение между кредитором...
29162. Уступка права требования 26 KB
  Уступка права требования Уступка требования кредитором другому лицу допускается если она не противоречит закону иным правовым актам или договору. Уступка требования основанного: на сделке совершенной в простой письменной или нотариальной форме должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Первоначальный кредитор уступивший требование отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования но не отвечает за неисполнение этого требования должником кроме случая когда первоначальный кредитор принял на...
29165. Ответственность за неисполнение денежного обязательства 26 KB
  Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора а если кредитором является юридическое лицо в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору если...
29166. Общая характеристика оснований прекращения обязательств 24 KB
  Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям: Надлежащее исполнение кредитор принимая исполнение обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части акт выполненных работ. Отступное по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного уплатой денег передачей имущества. Зачет Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования срок которого наступил либо срок...