66031

Российская модель бюджетного федерализма

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Основы бюджетного федерализма. Особенностью российского бюджетного федерализма является наличие значительного разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Модели бюджетного федерализма Существует несколько приоритетных моделей построения...

Русский

2014-08-12

15.31 KB

9 чел.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Доклад

На тему «Российская модель бюджетного федерализма»

 

Студент гр. 51-Я

Скорик А.О.

Дата:________                                                               

          

Руководитель –

преподаватель кафедры

Куликова Е. А.

Дата:________         

Омск 2012

I.Основы бюджетного федерализма.

Федерализм - основной принцип федерации, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное.

Бюджетный федерализм - норма отношений между федеральным центром и субъектами РФ, регламентирующая формирование доходов бюджетов всех уровней за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Сегодня более половины доходов и расходов консолидированного бюджета России приходится на долю субъектов Федерации. Без реорганизации финансовых отношений между центром и регионами невозможно ни оздоровление государственных финансов, ни наведение элементарного порядка в бюджетной системе, ни, наконец, безусловное выполнение бюджетных обязательств государства перед населением, учреждениями и организациями социальной сферы.

Особенностью российского бюджетного федерализма является наличие значительного разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Центральные органы, осуществляя функции макроэкономического регулирования и перераспределения ВВП, сосредоточивают у себя наиболее важные налоговые доходы, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов.


II.Модели бюджетного федерализма

Существует несколько приоритетных моделей построения межбюджетных отношений, это:

1) советская;

2) китайская;

3) американская;

4) канадская;

5) германская.

Первые две заключаются в централизованном контроле партийной-администрации.

Четвёртая и пятая -  делают упор на развитие регионов и благополучие граждан за счёт экономики.

Нынешняя модель схожа как с германской, так и с американской.

От Американской она отличается тем, что:

В России лишь малая часть налогов отдаётся на откуп субъектам, большую часть собирает и распределяет федерация. Нет и автономных налоговых служб, так как распределять средства берётся на себя всё та же федерация - центр. Также перераспределение средств между регионами довольно значимо, т.к. контраст "богатства" регионов весьма велик.

Спасают общефедеральные социальные программы и мобильность населения (не понравилось – уехал в другой регион).

В сущности, новый путь бюджетного федерализма в России должен быть приближен к Канадской или же Германской системе.


III.Развитие бюджетного федерализма в РФ

Российская модель бюджетного федерализма трансформируется по следующим принципам:

а) четкое разграничение расходов, достаточно широкая самостоятельность региональных и местных властей, но при общей ориентации на общегосударственные нормативы, отсутствие не финансируемых “мандатов” (решений, ведущих к повышению обязательств нижестоящих бюджетов);

б) разделение доходных источников ориентируется на общий объем обоснованных (нормативных) расходов региональных и местных властей с учетом их налоговых усилий;

в) субъекты Федерации и муниципалитеты имеют хотя бы по одному крупному налогу (источнику), которым полностью находится в их распоряжении (например, налог с продаж для региональных властей, налог на недвижимость – для местных)

г) прямые федеральные налоги (на прибыль и подоходный) разделены между уровнями бюджетной системы либо методом достраивания ставок (к базовой федеральной ставки субъекты Федерации и муниципалитеты могут ввести свои ставки – в определенных размерах), либо по стабильным нормативам. Принципиально важно, чтобы граждане платили подоходный налог в бюджеты всех уровней – федеральный, региональный и местный.

д) косвенные федеральные налоги (НДС, акцизы) зачисляются только в федеральный бюджет, но затем частично перераспределяются между регионами в рамках схем выравнивания (например, через “большой” ФФПР в размере 40% поступлений НДС и акцизов);

е) распределение финансовой помощи основано на сопоставлении нормативных расходов и налогового потенциала регионов;

ж) текущая финансовая помощь отделена от инвестиционной, значительная часть финансовой помощи имеет целевой характер (субвенции);

з) в субъектах Федерации действуют сходные принципы межбюджетных отношений, федеральные законы гарантируют финансовую самостоятельность муниципалитетов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8870. Изучение криволинейного движения 63.5 KB
  Изучение криволинейного движения. Цель работы: Определить нормальное ускорение и центробежную силу инерции при вращательном движении. Приборы и оборудование: 1.Установка для изучения криволинейного движения. 2. Секундомер. Методические ук...
8872. Массовая коммуникация и власть 552 KB
  Монография посвящена анализу проблемы взаимодействия массовой коммуникации и власти в двух основных аспектах: воздействия властных отношений на процессы массовой коммуникации и воздействия средств массовой информации на аудиторию. Рассматриваю...
8873. Производство по предложениям, заявлениям граждан и обращениям организаций 140 KB
  Производство по предложениям, заявлениям граждан и обращениям организаций Общая характеристика правового института обращений граждан: терминология, правовая основа, права и гарантии. Стадии производства по предложениям, заявлениям граждан и обращени...
8874. Организация как объект управления 183.5 KB
  Организация как объект управления Понятие и признаки организации. Законы организации. Жизненный цикл организаций. Виды организаций. Внутренняя и внешняя среда организаций. Под организацией (от латинского organizio - сообщаю стройный вид, ...
8875. Цели управления 138 KB
  Цели управления Понятие и сущность цели. Система целей менеджмента. Управление по целям. Цель - одна из сложных и вместе с тем древнейших категорий управления. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего люб...
8876. Системный подход в менеджменте 595.5 KB
  Системный подход в менеджменте В этой теме речь пойдет о следующем: о системе и ее элементах об управлении исключительно системами о системном подходе к управлению о существовании реальной системы в среде, ее окружающей...