66046

Формирование пенсий. Проблемы пенсионной реформы

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

До 2002 года выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те кто на пенсии получали деньги за счет налогов которые платились предприятиями за работающих граждан. Трудовые пенсии делятся на три типа: трудовая пенсия по старости трудовая пенсия по инвалидности трудовая...

Русский

2014-08-12

30.18 KB

0 чел.

Гавенко 51-Б «Формирование пенсий. Проблемы пенсионной реформы.»

Пенсионная реформа в России 2002 год.

До 2002 года выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те, кто на пенсии, получали деньги за счет налогов, которые платились предприятиями за работающих граждан. Такая система могла бы работать стабильно, если бы на одного пенсионера приходилось 4-5 работающих, а ставка единого социального налога, выплачиваемого работодателем, не изменялась.

Однако свои коррективы вносит неутешительная демографическая ситуация в стране. Детей с каждым годом рождается меньше, а стареющее население растет. Сегодня на 10 пенсионеров приходится только 16 работающих. Рано или поздно наступит момент, когда это соотношение сравняется. Для того чтобы уберечь систему, придется либо уменьшать размер пенсионных выплат, либо увеличивать налоги. И то, и другое означает крах российской экономики.

Пенсионная реформа, начавшаяся в России в 2002 году, призвана предотвратить кризис. Новая система позволит, с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для старших поколений, а с другой стороны - улучшить пенсионные возможности для более молодых, при этом сняв с государства часть ответственности за старость его граждан.

Главные компоненты реформы:

  1.  Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов.
  2.  Введение накопительного элемента в систему трудовых (т.е. обязательных) пенсий.
  3.  Создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

Основная часть пенсий в новой российской пенсионной системе с 2002 года носит название «трудовых». Трудовые пенсии делятся на три типа:

  1.  трудовая пенсия по старости
  2.  трудовая пенсия по инвалидности
  3.  трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Существующая в России пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование (ОПС). Это означает, что все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. Работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной:

  1.  Базовая часть (6% от размера зарплаты) - идет в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера.
  2.  Страховая часть (8% от размера зарплаты) - непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Отражается на лицевом счете застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идет на выплату нынешних пенсий. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.
  3.  Накопительная (6% от размера зарплаты) - предназначена для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Отражается на лицевом счете застрахованного лица и сохраняется, точнее инвестируется в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счет дохода от инвестирования накопленных средств. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их песнии включена в страховую часть, которая в результате составляет 14%. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии.

Пенсионная реформа в России 2012 года.

Завуалированное повышение пенсионного возраста и отмена накопительной части «ренты» обещают стать главными новациями грядущей пенсионной реформы. Новая система заработает на полную мощь после 2030 года. К этому сроку опустеют на 14% и ряды самих пенсионеров.

Самая главная новация стратегии — новая пенсионная формула, по которой пенсию предлагается напрямую привязать к трудовому стажу. Последний берется в расчет и сейчас, но для вхождения в систему будущему пенсионеру надо подтвердить всего лишь минимальный стаж пять лет. По новым правилам желающие получать «ренту» в 40% от утраченного заработка должны будут отработать не менее 40 лет.

Это означает, что при выходе на работу после окончания вуза в 20–25 лет отправиться на заслуженный отдых будущим российским пенсионерам предстоит не раньше 60–65 лет. Эксперты признают, что так правительство пытается завуалированно протолкнуть скандальную инициативу о повышении пенсионного возраста. Либо мотивирует таким способом собственных граждан трудоустраиваться где придется сразу после школы — только в этом случае женщины смогут рассчитывать на пенсию хотя бы в 56 лет (сейчас 55 лет).

Между тем, по расчетам самого Пенсионного фонда, такая мера не сможет привести к сокращению дефицита его средств. Ранее глава этого фонда Андрей Дроздов обнародовал данные, согласно которым при повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и женщин начиная с 2012 года с шагом в полгода за год дефицит пенсионной системы будет уменьшаться лишь до 2015 года в среднем на 82 млрд рублей в год. Но уже в 2020 году дефицит возрастет на 186 млрд рублей, хотя самих пенсионеров станет на 3,55 млн человек меньше. К 2030 же году, когда число получателей пенсий сократится на 14%, «дыра» в бюджете фонда разрастется в 1,85 раза, а к 2075 году аж в 8,4 раза.

Еще одной новеллой реформы, расколовшей правительство, оказалась возможная отмена накопительной части пенсии. Этот взнос предлагается сократить с 6% до 2% в пользу солидарной части, а также разрешить гражданам по своему желанию направлять эти деньги в пенсионную «копилку».

По мнению Оксаны Дмитриевой (депутата Госдумы от «Справедливой России»), такая система может дать эффект в том случае, если накопительный период длится как минимум 40 лет, сама система охватывает всех работающих, а на одного работника приходится более 500 пенсионеров.

Впрочем, по мнению завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Владимира Назарова, накопительную систему надо «не отменять, а модернизировать». «В противном случае это в очередной раз подорвет доверие граждан к государству, а заодно и доверие инвесторов». Кроме того, считает эксперт, ликвидация накопительной части пенсии способна дать лишь кратковременный эффект в попытках сбалансировать распределительную систему. «Но дальше снова возникнет вечный вопрос: где брать деньги?» — говорит Назаров.

Другое дело, что граждане сами не видят смысла откладывать себе на пенсию, жертвуя частью зарплаты. «Поэтому главная задача — обеспечить гарантии роста, а не сохранности пенсионных накоплений», — полагает Назаров. По мнению эксперта, с этой целью государство могло бы пойти не только по пути расширения инвестиционных инструментов, но и, например, взять на себя обязательство обеспечить доходность по таким накоплениям не ниже инфляции при минимальном периоде накопления 30 лет.

Коэффициент замещения пенсии (КЗП).

Отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения»). По мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), для нормальной комфортной жизни на пенсии коэффициент замещения должен находиться на уровне 65-70%!

Сегодня Россия отличается от других стран довольно высокой ставкой пенсионного взноса (около 16,7% в 2009-м и 22% в 2011 году) и одновременно самым низким отношением пенсий к зарплате (коэффициент замещения составлял 27,6% в 2009 году и увеличится до 37,8% в 2011 году). В других странах ситуация складывается иначе: не самая высокая ставка пенсионных взносов обеспечивает довольно высокий коэффициент замещения. Так, например, во Франции ставка пенсионного взноса достигает 15%, а коэффициент замещения равен 63%.

Коэффициент замещения пенсии в России, %.

2007

2008

2009

2010

2011

22,9

24,3

27,6

35,4

37,8


Данные о Пенсионном Фонде России (по отчёту за 2011 год).

В 2011 году число пенсионеров в РФ впервые превысило 40 млн человек и составило 40 млн 167 тыс 426 человек, говорится в отчете Пенсионного фонда России (ПФР) за 2011 год.

Больше всего пенсионеров живет в Москве — 2 млн 669 тыс. 966 человек, Московской области — 1 млн 878 тыс. 776 человек и Краснодарском крае — 1 млн 469 тыс. 166 человек.

Бюджет ПФР в 2011 году был профицитным. Суммарные доходы бюджета ПФР за 2011 год составили 5,25 триллиона рублей, что на 0,7 триллиона рублей больше, чем в 2010 году. Это 9,9 процента ВВП страны. Страховых взносов было собрано 2,8 триллиона рублей, на 0,9 триллиона рублей больше, чем в 2010 году. Это связано главным образом с тем, что в 2011 году действовал повышенный тариф страховых отчислений: 26 процентов (в 2010 году - 20 процентов).

Выросли и суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета фонда - за 2011 год они составили 418, 1 миллиарда рублей, в том числе страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 376,6 миллиарда рублей, на 52 миллиарда больше, чем в 2010 году. Это объясняется увеличением количества работников 1967 года рождения и моложе, которые участвуют в накопительном сегменте пенсионной системы. Общее количество пенсионных накоплений на 1 января 2012 года превысило 0,5 триллиона рублей.

Основная функция Пенсионного фонда - выплата пенсий. На эти цели в 2011 году потрачено 4,1 триллиона рублей (на 406,4 миллиарда рублей больше, чем в 2010 году). Кроме того, фонд выплатил 29,4 миллиарда рублей федеральной социальной доплаты к пенсии тем пенсионерам, у кого размер пенсии не дотягивал до прожиточного минимума в регионе проживания. На ежемесячные денежные выплаты льготным категориям израсходовано 311,9 миллиарда рублей.

На выплату средств материнского капитала потрачено 174, 3 миллиарда рублей.

Население РФ по итогам переписи 2010 года сократилось за восемь лет на 2,3 млн человек до 142,9 млн человек. Таким образом, каждый третий россиянин находится в пенсионном возрасте. 

Индексация пенсии в России.

Индексация размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

В 2012 году были проиндексированы размеры трудовых пенсий:

  1.  С 1 февраля 2012 года трудовые пенсии выросли на 7 %
  2.  С 1 апреля трудовые пенсии выросли на 3,41%, социальные пенсии – на 14,1%

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера пенсии с 01.04.2012

До 01.04.2012

После перерасчёта с 01.04.2012

Получатели трудовых пенсий

9093

9414

321

В том числе:

По старости

9482

9817

335

По инвалидности

5869

6069

200

По случаю потери кормильца

5697

5892

195

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

  1.  1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%
  2.  1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2011

До 01.02.2011

После перерасчёта с 01.02.2011

Получатели трудовых пенсий

7820

8498

678

В том числе

По старости

8177

8886

709

По инвалидности

5147

5600

456

По случаю потери кормильца

4813

5236

423

В 2010 году трудовые пенсии повышались 2 раза:

  1.  1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей
  2.  1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%

С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей.

Индексация пенсий в Омской области.

Сегодняшний день.

Бюджет Отделения ПФР за 1 полугодие 2012 года.

Доходы

12,6 млрд. руб.

Расходы на выплату пенсий и пособий, ФСД

28,3 млрд. руб.

Всего расходов на пенсионное обеспечение

30,2 млрд. руб.

Сегодня Отделение обслуживает  550426 пенсионеров.

Средний размер пенсии на 01.07.2012 г. (по старости)

8704,2 руб.

Средняя заработная плата за январь – апрель 2012 г.

19960,6 руб.

Прожиточный минимум ( за I кв. 2012 г.)

-в расчёте на душу населения

5324 руб.

- для трудоспособного населения

5722 руб.

- для пенсионеров

4234 руб.

Соотношение численности пенсионеров к среднесписочной численности работающих

0,93

(т. е. на одного пенсионера приходится 1,1 работника)

Коэффициент замещения трудовой пенсией утраченного заработка (соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости к средней заработной плате)

0,46 = 46%


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39504. Организация финансовой работы на предприятии и основные направления ее совершенствования (на примере ООО «Компьютеры и периферия») 897.5 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Организация финансовой работы на предприятии и основные направления ее совершенствования на примере ООО Компьютеры и периферия Студент ФФБД 5 курс ЗФФ1 А. Предмет исследования – организация финансовой работы ее составляющие. Цель работы: проанализировать сложившуюся методические подходы к организации финансовой работы на ООО Компьютеры и периферия выявить проблемы организации финансовой работы на современных предприятиях и...
39505. Проектирование архитектурно- конструктивной части общественно-торгового центра Cеверного микрорайона на 7 тыс. жителей жилого района «Юбилейный» в г.Гродно 799.5 KB
  В данном курсовом проекте предлагается общественно-торговый центр, с площадями для продажи промышленных товаров и помещения для бытового обслуживания посетителей: детская комната, мастерские, ателье, актовые залы. На 4-ом этаже запроектирован кафе-бар на 20 посадочных мест. Планировка участка. Благоустройство и озеленение.
39506. Создание электронное учебно-методического пособие «Политология» 44.33 KB
  Бурное развитие вычислительной техники потребность в эффективных средствах разработки программного обеспечения привели к появлению систем программирования ориентированных на так называемую быструю разработку среди которых можно выделить C Builder. C Builder – программный продукт инструмент быстрой разработки приложений RAD интегрированная среда программирования IDE система используемая программистами для разработки программного обеспечения на языке программирования C. C Builder объединяет в себе комплекс объектных...
39507. ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ПОЛИТОЛОГИЯ» 219.28 KB
  Это задается следующими строками: int ocenka = 0; { AnsiString otvety= ; for int k = 0; k kolv; k { ocenka = ocenka kRight[k]; if kRight[k]==1 otvety = otvety IntToStrk1; } Загрузка вопросов в RadioGroup производится следующим образом: RadioGroup1 Items Clear; while j q ChildNodes Count { RadioGroup1 Items Addq ChildNodes Nodes[j] Text; j; } } if i = qw ChildNodes Count BitBtn3 Click; } ОБОСНОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОС Windows XP Windows XP кодовое название при разработке Whistler;...
39508. Оценка размера вреда (ущерба) имуществу при наступлении страхового случая 1.22 MB
  Основные понятия и определения Оценка определение стоимости объекта оценки. Внутренняя оценка оценка проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами в том числе индивидуальными предпринимателями на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки. Результат внутренней оценки не может использоваться в случаях если в соответствии с законодательными актами оценка должна быть только независимой [3].
39509. Оценка размеров вреда при наступлении страховых случаев 3.44 MB
  В процессе работы выполнены следующие исследования: проанализировано существующее положение дел в области определения размера вреда в Республике Беларусь; сделан анализ зарубежной практики оценки имущества для целей возмещения убытков связанных с наступлением страховых случаев; разработаны предложения по определению размера вреда связанных с наступлением страховых случаев. Общие сведения об объекте оценки [1. Определение ориентировочных размеров убытков причиняемых полным разрушением капитального строения жилого дома в котором...
39511. Служебно-представительское здание в монолитном каркасе, расположенное в сейсмически активной зоне 1.37 MB
  Подбор сечения арматуры. Расчет поперечной арматуры. Стык осуществляемый путей сварки выпусков арматуры и укладки бетона в зоне соединения [4. Основные расчетные формулы Принимаем Полная высота плиты h=h0a=457514=5975 мм где а=10d 2=108 2=14 мм 10 мм – защитный слой d=8 мм – предполагаемый диаметр рабочей продольной арматуры Принимаем толщину плиты 100 мм.
39512. Спорткомплекс с залом площадью 730 м2 1.14 MB
  Организация строительного производства должна быть направлена на уменьшение сроков строительства при высоком качестве работ и минимальных затратах труда материальных ресурсов и денежных средств. Основными направлениями НТП в области строительства являются: концентрация предприятий в составе промышленных узлов в которых предусматривается комплексная переработка сырья без создания отвальных зон. Это создает условия для массового внедрения принципов поточного производства; снижение мощности строительства в области строительного...