66046

Формирование пенсий. Проблемы пенсионной реформы

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

До 2002 года выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те кто на пенсии получали деньги за счет налогов которые платились предприятиями за работающих граждан. Трудовые пенсии делятся на три типа: трудовая пенсия по старости трудовая пенсия по инвалидности трудовая...

Русский

2014-08-12

30.18 KB

0 чел.

Гавенко 51-Б «Формирование пенсий. Проблемы пенсионной реформы.»

Пенсионная реформа в России 2002 год.

До 2002 года выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те, кто на пенсии, получали деньги за счет налогов, которые платились предприятиями за работающих граждан. Такая система могла бы работать стабильно, если бы на одного пенсионера приходилось 4-5 работающих, а ставка единого социального налога, выплачиваемого работодателем, не изменялась.

Однако свои коррективы вносит неутешительная демографическая ситуация в стране. Детей с каждым годом рождается меньше, а стареющее население растет. Сегодня на 10 пенсионеров приходится только 16 работающих. Рано или поздно наступит момент, когда это соотношение сравняется. Для того чтобы уберечь систему, придется либо уменьшать размер пенсионных выплат, либо увеличивать налоги. И то, и другое означает крах российской экономики.

Пенсионная реформа, начавшаяся в России в 2002 году, призвана предотвратить кризис. Новая система позволит, с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для старших поколений, а с другой стороны - улучшить пенсионные возможности для более молодых, при этом сняв с государства часть ответственности за старость его граждан.

Главные компоненты реформы:

  1.  Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов.
  2.  Введение накопительного элемента в систему трудовых (т.е. обязательных) пенсий.
  3.  Создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

Основная часть пенсий в новой российской пенсионной системе с 2002 года носит название «трудовых». Трудовые пенсии делятся на три типа:

  1.  трудовая пенсия по старости
  2.  трудовая пенсия по инвалидности
  3.  трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Существующая в России пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование (ОПС). Это означает, что все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. Работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной:

  1.  Базовая часть (6% от размера зарплаты) - идет в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера.
  2.  Страховая часть (8% от размера зарплаты) - непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Отражается на лицевом счете застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идет на выплату нынешних пенсий. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.
  3.  Накопительная (6% от размера зарплаты) - предназначена для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Отражается на лицевом счете застрахованного лица и сохраняется, точнее инвестируется в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счет дохода от инвестирования накопленных средств. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их песнии включена в страховую часть, которая в результате составляет 14%. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии.

Пенсионная реформа в России 2012 года.

Завуалированное повышение пенсионного возраста и отмена накопительной части «ренты» обещают стать главными новациями грядущей пенсионной реформы. Новая система заработает на полную мощь после 2030 года. К этому сроку опустеют на 14% и ряды самих пенсионеров.

Самая главная новация стратегии — новая пенсионная формула, по которой пенсию предлагается напрямую привязать к трудовому стажу. Последний берется в расчет и сейчас, но для вхождения в систему будущему пенсионеру надо подтвердить всего лишь минимальный стаж пять лет. По новым правилам желающие получать «ренту» в 40% от утраченного заработка должны будут отработать не менее 40 лет.

Это означает, что при выходе на работу после окончания вуза в 20–25 лет отправиться на заслуженный отдых будущим российским пенсионерам предстоит не раньше 60–65 лет. Эксперты признают, что так правительство пытается завуалированно протолкнуть скандальную инициативу о повышении пенсионного возраста. Либо мотивирует таким способом собственных граждан трудоустраиваться где придется сразу после школы — только в этом случае женщины смогут рассчитывать на пенсию хотя бы в 56 лет (сейчас 55 лет).

Между тем, по расчетам самого Пенсионного фонда, такая мера не сможет привести к сокращению дефицита его средств. Ранее глава этого фонда Андрей Дроздов обнародовал данные, согласно которым при повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и женщин начиная с 2012 года с шагом в полгода за год дефицит пенсионной системы будет уменьшаться лишь до 2015 года в среднем на 82 млрд рублей в год. Но уже в 2020 году дефицит возрастет на 186 млрд рублей, хотя самих пенсионеров станет на 3,55 млн человек меньше. К 2030 же году, когда число получателей пенсий сократится на 14%, «дыра» в бюджете фонда разрастется в 1,85 раза, а к 2075 году аж в 8,4 раза.

Еще одной новеллой реформы, расколовшей правительство, оказалась возможная отмена накопительной части пенсии. Этот взнос предлагается сократить с 6% до 2% в пользу солидарной части, а также разрешить гражданам по своему желанию направлять эти деньги в пенсионную «копилку».

По мнению Оксаны Дмитриевой (депутата Госдумы от «Справедливой России»), такая система может дать эффект в том случае, если накопительный период длится как минимум 40 лет, сама система охватывает всех работающих, а на одного работника приходится более 500 пенсионеров.

Впрочем, по мнению завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Владимира Назарова, накопительную систему надо «не отменять, а модернизировать». «В противном случае это в очередной раз подорвет доверие граждан к государству, а заодно и доверие инвесторов». Кроме того, считает эксперт, ликвидация накопительной части пенсии способна дать лишь кратковременный эффект в попытках сбалансировать распределительную систему. «Но дальше снова возникнет вечный вопрос: где брать деньги?» — говорит Назаров.

Другое дело, что граждане сами не видят смысла откладывать себе на пенсию, жертвуя частью зарплаты. «Поэтому главная задача — обеспечить гарантии роста, а не сохранности пенсионных накоплений», — полагает Назаров. По мнению эксперта, с этой целью государство могло бы пойти не только по пути расширения инвестиционных инструментов, но и, например, взять на себя обязательство обеспечить доходность по таким накоплениям не ниже инфляции при минимальном периоде накопления 30 лет.

Коэффициент замещения пенсии (КЗП).

Отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения»). По мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), для нормальной комфортной жизни на пенсии коэффициент замещения должен находиться на уровне 65-70%!

Сегодня Россия отличается от других стран довольно высокой ставкой пенсионного взноса (около 16,7% в 2009-м и 22% в 2011 году) и одновременно самым низким отношением пенсий к зарплате (коэффициент замещения составлял 27,6% в 2009 году и увеличится до 37,8% в 2011 году). В других странах ситуация складывается иначе: не самая высокая ставка пенсионных взносов обеспечивает довольно высокий коэффициент замещения. Так, например, во Франции ставка пенсионного взноса достигает 15%, а коэффициент замещения равен 63%.

Коэффициент замещения пенсии в России, %.

2007

2008

2009

2010

2011

22,9

24,3

27,6

35,4

37,8


Данные о Пенсионном Фонде России (по отчёту за 2011 год).

В 2011 году число пенсионеров в РФ впервые превысило 40 млн человек и составило 40 млн 167 тыс 426 человек, говорится в отчете Пенсионного фонда России (ПФР) за 2011 год.

Больше всего пенсионеров живет в Москве — 2 млн 669 тыс. 966 человек, Московской области — 1 млн 878 тыс. 776 человек и Краснодарском крае — 1 млн 469 тыс. 166 человек.

Бюджет ПФР в 2011 году был профицитным. Суммарные доходы бюджета ПФР за 2011 год составили 5,25 триллиона рублей, что на 0,7 триллиона рублей больше, чем в 2010 году. Это 9,9 процента ВВП страны. Страховых взносов было собрано 2,8 триллиона рублей, на 0,9 триллиона рублей больше, чем в 2010 году. Это связано главным образом с тем, что в 2011 году действовал повышенный тариф страховых отчислений: 26 процентов (в 2010 году - 20 процентов).

Выросли и суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета фонда - за 2011 год они составили 418, 1 миллиарда рублей, в том числе страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 376,6 миллиарда рублей, на 52 миллиарда больше, чем в 2010 году. Это объясняется увеличением количества работников 1967 года рождения и моложе, которые участвуют в накопительном сегменте пенсионной системы. Общее количество пенсионных накоплений на 1 января 2012 года превысило 0,5 триллиона рублей.

Основная функция Пенсионного фонда - выплата пенсий. На эти цели в 2011 году потрачено 4,1 триллиона рублей (на 406,4 миллиарда рублей больше, чем в 2010 году). Кроме того, фонд выплатил 29,4 миллиарда рублей федеральной социальной доплаты к пенсии тем пенсионерам, у кого размер пенсии не дотягивал до прожиточного минимума в регионе проживания. На ежемесячные денежные выплаты льготным категориям израсходовано 311,9 миллиарда рублей.

На выплату средств материнского капитала потрачено 174, 3 миллиарда рублей.

Население РФ по итогам переписи 2010 года сократилось за восемь лет на 2,3 млн человек до 142,9 млн человек. Таким образом, каждый третий россиянин находится в пенсионном возрасте. 

Индексация пенсии в России.

Индексация размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

В 2012 году были проиндексированы размеры трудовых пенсий:

  1.  С 1 февраля 2012 года трудовые пенсии выросли на 7 %
  2.  С 1 апреля трудовые пенсии выросли на 3,41%, социальные пенсии – на 14,1%

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера пенсии с 01.04.2012

До 01.04.2012

После перерасчёта с 01.04.2012

Получатели трудовых пенсий

9093

9414

321

В том числе:

По старости

9482

9817

335

По инвалидности

5869

6069

200

По случаю потери кормильца

5697

5892

195

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

  1.  1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%
  2.  1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2011

До 01.02.2011

После перерасчёта с 01.02.2011

Получатели трудовых пенсий

7820

8498

678

В том числе

По старости

8177

8886

709

По инвалидности

5147

5600

456

По случаю потери кормильца

4813

5236

423

В 2010 году трудовые пенсии повышались 2 раза:

  1.  1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей
  2.  1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%

С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей.

Индексация пенсий в Омской области.

Сегодняшний день.

Бюджет Отделения ПФР за 1 полугодие 2012 года.

Доходы

12,6 млрд. руб.

Расходы на выплату пенсий и пособий, ФСД

28,3 млрд. руб.

Всего расходов на пенсионное обеспечение

30,2 млрд. руб.

Сегодня Отделение обслуживает  550426 пенсионеров.

Средний размер пенсии на 01.07.2012 г. (по старости)

8704,2 руб.

Средняя заработная плата за январь – апрель 2012 г.

19960,6 руб.

Прожиточный минимум ( за I кв. 2012 г.)

-в расчёте на душу населения

5324 руб.

- для трудоспособного населения

5722 руб.

- для пенсионеров

4234 руб.

Соотношение численности пенсионеров к среднесписочной численности работающих

0,93

(т. е. на одного пенсионера приходится 1,1 работника)

Коэффициент замещения трудовой пенсией утраченного заработка (соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости к средней заработной плате)

0,46 = 46%


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38190. Проблеми національних інтересів та національної безпеки 211 KB
  Національні інтереси України у внутрішньополітичному вимірі та у системі міжнародних відносин становлять єдине ціле. У цілому вони ставлять за мету: забезпечення свободи, незалежності та державного суверенітету України
38191. Воєнно-політична обстановка 128 KB
  Важливо наголосити що Ратцель у своїх концептуальних побудовах відштовхувався не від якихось умоглядних політичних ідей підганяючи під них географічні економічні історичні та культорологічні факти а навпаки фундаментальне вивчення суспільних і природничих наук дало йому змогу на їх емпіричній базі спорудити узагальнюючу концепцію політичної географії тобто геополітики. Фрідріх Ратцель народився 1844 року у невеликому німецькому місті Карлсруе там пройшли його роки навчання в гімназії.Ратцеля; хоча задля об\'єктивності необхідно додати...
38192. Психологічна боротьба в стародавні часи 162.5 KB
  По правді сказати ми взагалі не можемо вести мову про психологію в сучасному розумінні цього слова оскільки психологія або вивчення душі це відносно нова дисципліна. Психологія вивчення душі це відносно нова дисципліна. Коли я кажу: У мене є душа де знаходиться моя точка свідомості В душі чи в тілі Очевидно в тілі оскільки я кажу: У мене є душа а не У мене є тіло . Для стародавніх народів наприклад для індійців що не існувало душі що служить тілу а існувало тіло яке слугує душі.
38193. Психологічна боротьба на інформаційному рівні 99.5 KB
  Боротьба як правило ведеться у вигляді прихованих цілеспрямованих спеціальним чином організованих інформаційнопсихологічних операцій ІПсО. У широкому розумінні ІПсО – це сплановане використання сучасних форм методів і засобів поширення інформації для здійснення впливу на інформаційне середовище та психологічний стан протидіючої сторони з одночасним захистом власного інформаційного середовища і психологічного стану. Вплив що здійснюється на інформаційне середовище та психологічний стан протидіючої сторони під час ІПсО отримав назву...
38194. Конфлікти рівня інформаційного суспільства 121.5 KB
  Конфлікти рівня інформаційного суспільства Заняття №1: Конфлікти рівня інформаційного суспільства Час: 2 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової дисципліни відповідальності і цілеспрямованості;...
38195. Проблеми інформаційної безпеки України 161.5 KB
  Бурхливий розвиток інформаційних технологій наприкінці ХХ ст. призвів до зростання відносної важливості окремих аспектів суспільного життя. Внаслідок інформаційної революції основною цінністю для суспільства взагалі й окремої людини зокрема поступово стають інформаційні ресурси
38196. Засновники геополітики 203.5 KB
  Поняття глобального було введено в науковий обіг у другій половині XX століття американським науковцем Т.Левіттом, який охарактеризував ним феномен злиття ринків окремої продукції як нову тенденцію розвитку світової економіки; згодом це явище було інтерпретоване деякими домінуючими світовими силами в дусі ідеології обєднання світу в єдину економічну,
38198. Воєнна політологія як наука 134.5 KB
  Воєнна політика – частина загальної політики певних соціальних сил і спеціально створених ними інститутів влади, що спрямована на підготовку і використання (навмисне або змушене, військове або невійськове) засобів збройного насильства для досягнення тих або інших класових, національних або загальнолюдських інтересів, мети; для ведення війни або протидії.