66048

Приоритеты программы антикризисных мер

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства росту безработицы снижению доходов населения. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения.

Русский

2014-08-12

579.77 KB

0 чел.

9

Заман Сергей  51 Б

Приоритеты программы антикризисных мер 
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. 
Мировой ВВП по прогнозам упадет в 2009 году почти на полпроцента, спад ВВП в США может достичь 2,6-2,7 процентов, в Японии - до 5-5,8. Экономика Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может упасть более чем на 2%.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему. 
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. 
Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными. 
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными. 
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста. 
Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов: 

  1.   Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
  2.  Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
  3.  Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
  4.  Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.
  5.  Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
  6.  Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
  7.  Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы. 

  Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации 
На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на уровне регионов, являются: 

  1.  поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной системы, оплаты первоочередных расходов;
  2.  содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

Поддержание сбалансированности бюджетной системы обеспечивается как предоставлением поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета, так и проведением ответственной политики на региональном уровне, включающей в себя: 

  1.  оптимизацию бюджетных расходов и реструктуризацию бюджетной сети;
  2.  пересмотр параметров бюджета, в том числе путем отказа от «необязательных» капитальных вложений;
  3.  недопущение роста кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам;
  4.  отказ от пополнения доходной базы бюджета субъекта Российской Федерации за счет снижения доходной базы местных бюджетов.

Правительство России утвердило антикризисный план на 2010 год

Правительство РФ утвердило план антикризисных мероприятий, которые будут проводиться в стране для окончательного выхода из кризиса.

Как сообщает официальный сайт правительства России, утвержден план антикризисных мероприятий, направленных на оздоровление российской экономики в 2010 году. Основными направлениями деятельности правительства, согласно плана, будут

-----усиление государственной поддержки социально нестабильным слоям населения, проведение дополнительных мероприятий по обеспечению полноценной социальной защиты населения (увеличение пенсий, стипендий, социальных пособий). Дальнейшее развитие получит реализация программы, осуществляющей поддержку детей-сирот, которых обязаны будут обеспечить жильем,

-----разработка программы по обеспечению работой всех слоев населения, в том числе и инвалидов,

-----оживление российской экономики с помощью продолжения осуществления программы государственных финансовых вливаний в банковский сектор,

-----реструктуризация долгов крупных градообразующих предприятий страны, финансовая поддержка этих объектов, планомерная работа с крупными  и средними предприятиями ключевых секторов экономики в целях «расшивки» их долгов под обязательства реализации программ развития, выпуска новой продукции, завершения крупных проектов национального значения.

Макроэкономические показатели - Россия

Индикатор, ед. изм.

Период

Значение

ВВП (оценка Минфина РФ),млрд. руб.

2007 г.

32530.000

Доля занятого населения, имеющего высшее профессиональное образование (на конец года),%

2007 г.

25.000

Доля населения в трудоспособном возрасте (на конец года),%

2007 г.

0.000

Доля населения моложе трудоспособного возраста (на конец года),%

2007 г.

15.974

Доля населения старше трудоспособного возраста (на конец года),%

2007 г.

20.637

Уровень безработицы по методологии МОТ,%

2007 г.

7.200

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения региона),%

2007 г.

15.200

Численность населения трудоспособного возраста (на конец года),тыс. чел.

2007 г.

90151.581

Численность экономически активного населения (в среднем за год),тыс. чел.

2007 г.

74167.000

Профицит "+" или дефицит "-" федерального бюджета,млрд. руб.

2007 г.

1782.387

Профицит "+" или дефицит "-" консолидированного бюджета,млрд. руб.

2007 г.

2004.900

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), коэффициент,null

2007 г.

0.423

Внешнеторговый оборот,млрд. долл.

2007 г.

578.200

Экспорт,млрд. долл.

2007 г.

355.200

Импорт,млрд. долл.

2007 г.

223.100

Оплата труда,млн. долл.

2007 г.

-7884.000

Прямые инвестиции,млн. долл.

2007 г.

9158.000

Прямые инвестиции за границу,млн. долл.

2007 г.

-45916.000

Прямые инвестиции в Россию,млн. долл.

2007 г.

55073.000

Резервные активы,млн. долл.

2007 г.

-148928.000

Общее сальдо,млн. долл.

2007 г.

0.000

ВВП (оценка Минфина РФ),млрд. руб.

2008 г.

42468.800

Доля занятого населения, имеющего высшее профессиональное образование (на конец года),%

2008 г.

26.200

Доля населения в трудоспособном возрасте (на конец года),%

2008 г.

0.000

Доля населения моложе трудоспособного возраста (на конец года),%

2008 г.

15.840

Доля населения старше трудоспособного возраста (на конец года),%

2008 г.

20.960

Уровень безработицы по методологии МОТ,%

2008 г.

6.100

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения региона),%

2008 г.

13.300

Численность населения трудоспособного возраста (на конец года),тыс. чел.

2008 г.

89751.627

Численность экономически активного населения (в среднем за год),тыс. чел.

2008 г.

75159.000

Профицит "+" или дефицит "-" федерального бюджета,млрд. руб.

2008 г.

1697.188

Профицит "+" или дефицит "-" консолидированного бюджета,млрд. руб.

2008 г.

2012.100

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), коэффициент,null

2008 г.

0.423

Внешнеторговый оборот,млрд. долл.

2008 г.

763.000

Экспорт,млрд. долл.

2008 г.

471.200

Импорт,млрд. долл.

2008 г.

291.900

Оплата труда,млн. долл.

2008 г.

-14179.000

Прямые инвестиции,млн. долл.

2008 г.

20425.000

Прямые инвестиции за границу,млн. долл.

2008 г.

-52629.000

Прямые инвестиции в Россию,млн. долл.

2008 г.

73053.000

Резервные активы,млн. долл.

2008 г.

45340.000

Общее сальдо,млн. долл.

2008 г.

0.000

ВВП (оценка Минфина РФ),млрд. руб.

2009 г.

39212.000

Доля занятого населения, имеющего высшее профессиональное образование (на конец года),%

2009 г.

27.100

Доля населения в трудоспособном возрасте (на конец года),%

2009 г.

62.901

Доля населения моложе трудоспособного возраста (на конец года),%

2009 г.

15.880

Доля населения старше трудоспособного возраста (на конец года),%

2009 г.

21.210

Уровень безработицы по методологии МОТ,%

2009 г.

6.300

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения региона),%

2009 г.

13.100

Численность населения трудоспособного возраста (на конец года),тыс. чел.

2009 г.

89265.890

Численность экономически активного населения (в среднем за год),тыс. чел.

2009 г.

75757.000

Профицит "+" или дефицит "-" федерального бюджета,млрд. руб.

2009 г.

-2326.138

Профицит "+" или дефицит "-" консолидированного бюджета,млрд. руб.

2009 г.

-2426.700

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), коэффициент,null

2009 г.

0.422

Внешнеторговый оборот,млрд. долл.

2009 г.

495.800

Экспорт,млрд. долл.

2009 г.

304.000

Импорт,млрд. долл.

2009 г.

191.800

Оплата труда,млн. долл.

2009 г.

-8702.000

Прямые инвестиции,млн. долл.

2009 г.

-7335.000

Прямые инвестиции за границу,млн. долл.

2009 г.

-46057.000

Прямые инвестиции в Россию,млн. долл.

2009 г.

38722.000

Резервные активы,млн. долл.

2009 г.

-3377.000

Общее сальдо,млн. долл.

2009 г.

0.000

ВВП (оценка Минфина РФ),млрд. руб.

2010 г.

45722.000

Доля занятого населения, имеющего высшее профессиональное образование (на конец года),%

2010 г.

28.000

Доля населения в трудоспособном возрасте (на конец года),%

2010 г.

62.263

Доля населения моложе трудоспособного возраста (на конец года),%

2010 г.

16.100

Доля населения старше трудоспособного возраста (на конец года),%

2010 г.

21.630

Уровень безработицы по методологии МОТ,%

2010 г.

8.400

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения региона),%

2010 г.

13.200

Численность населения трудоспособного возраста (на конец года),тыс. чел.

2010 г.

88359.660

Численность экономически активного населения (в среднем за год),тыс. чел.

2010 г.

75658.000

Профицит "+" или дефицит "-" федерального бюджета,млрд. руб.

2010 г.

-1795.198

Внешнеторговый оборот,млрд. долл.

2010 г.

648.400

Экспорт,млрд. долл.

2010 г.

400.000

Импорт,млрд. долл.

2010 г.

248.400

ВВП (оценка Минфина РФ),млрд. руб.

2011 г.

53697.600

Доля занятого населения, имеющего высшее профессиональное образование (на конец года),%

2011 г.

28.700

Доля населения в трудоспособном возрасте (на конец года),%

2011 г.

61567.151

Доля населения моложе трудоспособного возраста (на конец года),%

2011 г.

16.190

Доля населения старше трудоспособного возраста (на конец года),%

2011 г.

22.200

Уровень безработицы по методологии МОТ,%

2011 г.

7.500

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения региона),%

2011 г.

12.600

Численность населения трудоспособного возраста (на конец года),тыс. чел.

2011 г.

87982537.000

Численность экономически активного населения (в среднем за год),тыс. чел.

2011 г.

75439.900

Профицит "+" или дефицит "-" федерального бюджета,млрд. руб.

2011 г.

416.527

Профицит "+" или дефицит "-" консолидированного бюджета,млрд. руб.

2011 г.

-1584.700

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), коэффициент,null

2011 г.

0.420

Внешнеторговый оборот,млрд. долл.

2011 г.

845.600

Экспорт,млрд. долл.

2011 г.

522.500

Импорт,млрд. долл.

2011 г.

323.200

Предложения о направлении в 2010 году средств федерального бюджета на реализацию первоочередных антикризисных мер

Итого

195 000

в том числе:

 

1. Поддержанные

138 965

Увеличение уставного капитала открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» для погашения задолженности перед банками-кредиторами и выплаты процентов по кредитам

2 477

Погашение задолженности открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» перед банками-кредиторами:

- увеличение уставного капитала открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация»

10 700

Субсидии российским торговым организациям на возмещение части затрат при продаже в 2010 году новых легковых автомобилей российского производства физическим лицам, сдавшим на утилизацию в 2010 году бывшие в употреблении легковые автомобили

11 050

Реализация инвестиционных проектов в монопрофильных городах

10 000

Мероприятия по проведению закупочных товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

5 038

Закупка федеральными органами власти автомобильной техники и дорожно-строительной техники

20 000

Дополнительный имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на расширение программ по капитальному ремонту и переселению граждан

15 000

Субсидии российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2010 годах, а также в международных финансовых организациях, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение

2 500

Субсидии российским организациям-экспортерам промышленной продукции на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2005 - 2012 годах, для производства продукции на экспорт

7 000

Субсидии российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 - 2010 годах физическим лицам на приобретение легковых автомобилей

1 000

Имущественный взнос Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского»

10 000

Оказание поддержки предприятиям и организациям в соответствии с решением Межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций и Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа

40 000

Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

4 200

2. Резерв

56 035


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8332. Редуплікація в китайській мові 283.5 KB
  Редуплікація У китайській мові є слова, утворені шляхом повторення. Наприклад, поглянути, послухати. Такого роду стилістичне явище у китайській мові прийнято називати редуплікацією. Проте редуплікація має місце не лише в китайській,...
8333. Философия как форма общественного сознания 194 KB
  Философия как форма общественного сознания. Понятие, происхождение философии. Ее роль в жизни человека и общества (вопрос 1) Ф - форма общественного сознания. - учение о принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. - наука о...
8334. Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания 140.66 KB
  Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания. Философия - это, прежде всего, слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию,...
8335. Надежное программное средство как продукт технологии программирования. Исторический и социальный контекст программирования 640.26 KB
  Лекция 1. Надежное программное средство как продукт технологии программирования. Исторический и социальный контекст программирования Понятие информационной среды процесса обработки данных. Программа как формализованное описание процесса. Понятие о п...
8336. Социология как наука об обществе. Общество и его структурные компоненты 320.08 KB
  Тема 1. Социология как наука об обществе. Общество и его структурные компоненты. План. Объект, предмет и значение социологии. Структура социологического знания. Функции социологии. Методы социологического исследования. Определение общества, его приз...
8337. Учет в зарубежных странах 211.5 KB
  Учет в зарубежных странах Введение Курс Учет в зарубежных странах является специальной дисциплиной, раскрывающей теоретические основы и практические вопросы организации бухгалтерского учета на зарубежных предприятиях. Предметом курса являются хозяйс...
8338. Деньги и кредит как экономические категории 210.48 KB
  Деньги и кредит - экономические категории. Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости всех товаров и услуг и средством сохранения стоимости. Деньги являются важнейшим компонентом любой цивилизованно функционирующей экономической системы, е...
8339. Определение количества транспортных средств и технико-экономическое сравнение вариантов комплекта машин 161.5 KB
  Определение количества транспортных средств и технико-экономическое сравнение вариантов комплекта машин В работе излагается методика выполнения контрольной работы по определению количества транспортных средств и технико-экономическому сравнению вари...
8340. Китайское языкознание 45 KB
  Китайское языкознание Исследование звукового строя Грамматическое искусство античности отождествляло графический знак и его звуковой референт, т.е. буква отождествлялась со звуком. В грамматическом искусстве не было фонологии. Фонология рассма...