6605

Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством Информационные системы в управлении качеством НОП. Известно, что материальной базой для создания процессно-ориентированных информационных систем на наукоемких предприят...

Русский

2013-01-06

47.31 KB

124 чел.

Информационные системы и информационные технологии в управлении качеством

Информационные системы в управлении качеством НОП.

Известно, что материальной базой для создания процессно – ориентированных информационных систем на наукоемких предприятиях может стать только полнофункциональная система, охватывающая весь жизненный цикл НОП и содержащая в своем составе все необходимые программно – технические средства.

Корпоративные информационные системы (КИС) предприятий, ориентированные на выпуск наукоемкой продукции, должны включать в себя, как минимум, следующие компоненты:

PLM (Product Lifecycle Management) – технология управления жизненным циклом продукта

CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) – система непрерывной информационной поддержки жизненного цикла продукта (изделия)

Work Flow – технология управления движением проекта

Интранет – технология создания внутренней корпоративной сети

Интернет – глобальная компьютерная сеть

BPM (Business Process Modeler) – технология моделирования бизнес – процессов

CASE (Computer Aided Software Engineering) – системы автоматизированной разработки программного обеспечения

DOORS (Dynamic ObjectOricnted Requirements System) – динамическая объектно-ориентированная система управления требованиям

SADT (Structured Analysis and Desigh Technique) – метод  структурного анализа и проектирования

COCOMO (Constructive Cost Model) – конструктивная стоимостная модель изделия

PDM (Product Data Management) – технология управления данными продукта (изделия)

CAE/CAD/CAM (Computer Aided Engineering/Designing/Manufacturing) – средства компьютерной поддержки разработки / проектирования / производства

ERP (Enterprise Resource Planning) – системы планирования и управления ресурсами предприятия

SCM (Supply Chain Management) – системы управления процессом поставки (снабжения)

СРС (Collaborative Product Commerce) – системы поддержки совместного бизнеса при производстве и реализации продукта (изделия).

- CAD, CAE, CAM, CAID – системы компьютерной поддержки соответственно проектирования, инженерных расчетов и моделирования, подготовки производства, промышленного дизайна и виртуальной реальности.

- PDM – система управления проектными данными и данными об изделии.

- EDM – системы управления данными инженерных расчетов.

- ERP – интегрированные системы управления предприятием.

- EDMS – системы электронного документооборота и управления заданиями.

- LSAR – система логического обеспечения.

- IETM – система разработки и поддержки электронной эксплутационной документации.

- IPPD – интегрированная разработка продукции и процессов.

- PM – система управления проектами.

- Офисные приложения – текстовые процессоры, электронные таблицы, презентационная графика, органайзеры и пр.

- развитые системы телекоммуникаций, реализующие совместную работу географически разделенных коллективов и групп на принципах «виртуального офиса».

Корпоративные информационные системы должны обеспечивать поддержку конструктивных, технологических, производственных, логистических, эксплутационных данных и данных о качестве, представляющих собой полное электронное описание изделия.

Процедуры обмена электронными данными в корпорации должны обеспечивать:

  1.  обмен всеми данными об изделиях;
  2.  отсутствие потерь и искажений информации в передаваемых данных;
  3.  независимость от конкретных программно – технических реализаций.

Для создания информационных систем, способных обеспечить проектирование, изготовление и послепродажную поддержку изделий «в цифре», компаниями в частности BAAN, SAP, EDS, PTC, Dassault Systemes, MatrixOne и др. предлагаются различные проектные решения на базе PLM – решений.

Создание единой электронной информационной среды и применение современных технологий компьютерного моделирования и быстрого прототипирования на ранних этапах жизненного цикла изделия позволяет:

  1.  – обеспечить углубленный и всесторонний анализ конструктивных параметров проектируемого изделия;
  2.  – уменьшить общее число изменений в конструкции изделий и выполнить значительную часть их на более ранних стадиях проектирования, когда цена изменений не столь велика, а сам проект наиболее гибок;
  3.  – выполнить моделирование процессов изготовления, сборки и эксплуатации изделия;
  4.  – промоделировав на всем жизненном цикле множество различных вариантов конструктивно – технологических, логистических и др. решений, найти оптимальное их сочетание;
  5.  – оценить стоимостные и временные показатели на отдельных этапах и на всем протяжении жизненного цикла изделия а, в конечном итоге, сократить время выхода изделия на рынок и минимизировать его стоимость.

Таким образом PLM – решения  - это производственная стратегия, позволяющая создавать корпоративные информационные системы виртуального предприятия на базе информационных технологий в целях повышения качества и конкурентоспособности сложной наукоемкой многономенклатурной продукции.

Новая организационная форма выполнения крупномасштабных и наукоемких проектов, получившая название «виртуальное предприятие», представляет собой географически удаленные друг от друга компании, связанные общим бизнес - процессами, которые объединяются в организационные структуры на период реализации проекта.

Очевидно, что некая компания может одновременно участвовать во множество различных проектов и входить в различные виртуальные предприятия. Однако PLM – решения зачастую отождествляют с реализацией интегрированной информационной среды для конструкторско – технологической подготовки производства изделий. Связано это с тем, что PLM – решения  таких компаний, как РТС, EDS, Dassault Systemes и др., выросшие на базе систем автоматизированного проектирования , помимо CAD -  и PDM – систем, включают интерфейсы с одной или несколькими системами CAD (Pro/ENGINEER, Unigraphics, Catia, SolidWorks, Solid Edge и др.) и интерфейс с ERP – системой.

Создание КИС является исключительно сложным проектом, в состав участников его, как правило, входят крупные промышленные компании и производители программных средств, лидирующие на рынке информационных технологий.

При этом наиболее актуальной останется проблема планирования уровня качества, контроля и управления качеством и документирование всех процессов и информации о качестве продукции. Основная цель процесса управления качеством продукции состоит в уменьшении риска отклонений от требуемых (наперед заданных) значений, обнаружений любых отклонений и принятии адекватных мер для их устранения. Так ля решения этих задач в рамках дискретного производства компания Вааn предлагает iBaan TQM – информационную систему управления качеством. Охватывающую основные и вспомогательные бизнес – процессы, причем не только в процессе производства, но и при проведении НИР, ОКР и послепродажного обслуживания. Функции и особенности iBaan TQM включают управление поставщиками; управление несоответствиями; управление контролем.

Управление поставщиками.

Надежность и качество поставщика – основа успеха любой компании. Система iBaan TQM предлагает инструментарий для оценки эффективности работы поставщиков:

  1.  Оценка эффективности поставщика. Осуществляется путем организации и контроля:
  2.   отчетов по проверке продукции;
  3.  сертификатов поставщика и актов заводского тестирования;
  4.  входного контроля материалов, комплектующих вне зависимости от места их выполнения;
  5.  Возможность оперативного контроля (отслеживаемость).
  6.  Паспорт качества.
  7.  Статистический выборочный входной контроль.
  8.  Список одобренных поставщиков. Оценки качества измеряют фактическую эффективность работы поставщика и служат основой для составления списка «одобренных» поставщиков.

Управление несоответствиями

Периодически даже компании, наилучшим образом управляемые, принимают или производят «бракованные» изделия или изделия, не удовлетворяющие техническим спецификациям. Поэтому компаниям нужны эффективные средства для документирования и управления изделиями. Которые не соответствуют требованиям. Эффективные средства управления несоответствиями позволяют компаниям оперативно управлять отбракованными изделиями и в тоже время формировать «предысторию качества» для лучшего понимания этого процесса и возможности его усовершенствования. Так система iBaan TQM включает следующие особенности управления несоответствиями:

  1.  Коды причин. При возникновении «брака» или «несоответствия техническим спецификациям» используются коды причин для ответа на вопрос «Что произошло не так, как надо было бы?». Коды причин определяются компаниями для каждого из процессов.
  2.  Управление маршрутами. После присвоения кода причины необходима процедура. Определяющая дальнейшие действия по исправлению брака, то есть надо ответить на вопрос «Что делать потом?».
  3.  Отчеты о несоответствии. Детальные отчеты о несоответствии могут обновляться в реальном масштабе времени для поддержания прозрачности критических процессов.
  4.  Диаграммы Парето (распределение брака по причинам). iBaan TQM позволяет быстро генерировать диаграммы Парето, чтобы четко идентифицировать наиболее критические проблемы по качеству и обеспечить анализ и поиск возможностей по усовершенствованию качества и снижению себестоимости.
  5.  Коррекция. В систему iBaan TQM включены профилактические и коррекционные процедуры для сокращения потерь и оптимизации эффективности работы поставщика и производителя.

Управление контролем.

Для большинства компаний контроль выполняется в нескольких местах, а также у поставщика и у заказчика. Система iBaan TQM обеспечивает такие возможности управления контролем, которые гарантируют выпуск только сертифицированных материалов и изделий за счет тестирования в те моменты, которые определены в процедурах по контролю качества. Система iBaan TQM помогает компаниям управлять цепочкой качества от поставок материала до послепродажного обслуживаия и контролировать ее.

Система контроля управляет тестированием, которое инициируется в любом месте и включает следующие процедуры:

  1.  Контроль в процессе работы. Контроль в процессе работы позволяет производственным оператора/контролерам подтверждать качество работы до передачи полуфабрикатов для дальнейшей обработки.
  2.  Контроль управления процессом.
  3.  Контроль запасов. Контроль для подтверждения качества изделий, находящихся на хранении или на складе.
  4.  Контроль готовых изделий. Контроль готовых изделий позволяет производственным операторам/контролерам осуществлять проверку изделий на удовлетворение требованиям заказчика до поставки изделий. После утверждения одобренных тестовых результатов автоматически могут выпускаться сертификаты соответствия для заказчиков.
  5.  Эксплутационный контроль.
  6.  Ведение серийных номеров. Серийные номера могут быть введены, сгенерированы и управляемы в системе iBaan TQM.
  7.  Централизованность. Система iBaan TQM позволяет централизовывать процедуры и процессы обеспечения качества в целях увеличения эффективности процедур контроля и управления знаниями для идентификации и усовершенствования процессов обеспечения качества.
  8.  Технические спецификации и тесты. Каждая техническая спецификация и испытания автоматически запускаются при каждом контроле.
  9.  Атрибуты. Для каждого вида контроля существует возможность определения «атрибутов», идентифицирующих наиболее важную информацию, которую компания хочет зафиксировать во время проведения контроля.
  10.  Отслеживаемость 100% - ная отслеживаемость поддерживается на протяжении всего жизненного цикла изделия.
  11.  Рабочие листы. Рабочие листы могут создаваться для каждого подразделения или индивидуально для контролера.
  12.  Автоматизация. Система iBaan TQM интегрируется с системой EPR. Контролерам автоматически передаются уведомления, требования контроля, критерии приемки, тестовые процедуры и шаблоны ввода результата.
  13.  Управление статистическим процессом через составление диаграмм доступно в реальном масштабе времени для получения данных по качеству (измерения, графика и статистика), чтобы информировать операторов и выводить предупреждения о необходимости настройки оборудования.
  14.  Более быстрое решение проблемы. Элементы, вышедшие за пределы технических спецификации, автоматически подсвечиваются «красным», как только контролер вводит результаты контроля.
  15.  Быстрый доступ к информации. Все результаты контроля и информация, включая цифровые фотографии, электронные таблицы, отсканированные документы и т.д., могут быть сохранены. Это позволяет реализовать «безбумажную» технологию и обеспечивает мгновенный доступ к необходимой информации (предыстории процессов).
  16.  Возможность составления отчетности (с системой Crystal Reports). Каждая компания имеет свои собственные уникальные требования к ведению отчетности, которые могут быть быстро реализованы и при необходимости модифицированы для удовлетворения изменяющихся потребностей бизнеса.

Совместное управление качеством сTQM.

сTQM помогает модернизировать бизнес процессы и ввести глобальные информационные сети предприятия, позволяя принимать более обоснованные решения на основе точного и всестороннего сбора данных.

сTQM объединяет всех участников производственного процесса – конструкторов, поставщиков, операторов, контролеров, управленцев, заказчиков. сTQM помогает создавать практически «бесшовную» интеграцию процессов и их участников для достижения общей цели – создания высококачественных продуктов.

Ниже приводятся основные элементы сTQM:

  1.  Интеграционная структура – устойчивая, удобная в работе интеграционная структура, которая соединяет сTQM с существенными прикладными программами предприятия (ERP, PDM,…). сTQM интегрирована с системой Baan.
  2.  Web – приложения. Часть функциональных возможностей в системах ERP (особенно это касается системы управления качеством) могут быть представлены как приложения на базе браузера. Это дает возможность распределять соответствующую информацию в реальном масштабе времени и осуществлять доступ пользователей, находящихся в разных местах организации или даже за пределами предприятия (поставщики, субподрядчики и т.д.).
  3.  Функциональные возможности управления качеством. Система функциональных возможностей управления поставщиком помогает управлять всем процессом сертификации поставщика, включая получения одобрения, оценку рейтинга поставщика и управление проверкой.
  4.  Интеллектуальный центр ведения бизнеса (Портал). По мере быстрого роста объема данных в многочисленных прикладных программах предприятия важно в любой точке и в любой момент времени иметь единое представление информации, имеющейся в приложениях.

Информационные технологи в обеспечении качества НОП

Стандарт ISO 8402 – 94 «Качество. Словарь» определяет качество как совокупность свойств характеристик продукта (изделия или услуги) относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Другими словами, качество – это агрегированное восприятие потребителем свойств и характеристик продукта (функциональности, надежности, безопасности, комфортности, экологичности и пр.) в их неразрывной взаимосвязи на всем протяжении цикла владения (цена продажи плюс затраты на эксплуатацию, ремонты, модернизацию и пр.) являются базовыми понятиями, определяющими конкурентоспособность продукта, его позиционирование на том или ином сегменте рынка.

При создании новых образцов НОП стоимость владения рассматривается как целевое ограничение, в которое должны укладываться изделия и системы при безусловном соответствии заданным тактико – техническим характеристикам и показателям качества.

Качество, цена и эксплуатационные издержки потребителя формируются на проектно – производственной стадии жизненного цикла  НОП и определяются степенью совершенства научно – исследовательской, конструкторской базы разработчика НОП. Производственной, организационной и управленческой составляющих бизнес – среды производителя.

Понятие «гарантированное обеспечение качества» как особого вида деятельности в проектно – производственной сфере современных предприятий появилось относительно недавно, что связано с кардинальными изменениями требований рынка.

Сегодня поставщик должен доказывать и демонстрировать потребителю наличие определенной степени совершенства, зрелости и устойчивости своей проектно – производственной и организационно – управленческой среды. В результате новых требований рынка появилось понятие «система качества» как совокупность организационных структур, правил, процедур и ресурсов поставщика по гарантированному обеспечению качества.

В сегодняшних условиях наличие у поставщика сертифицированной по требованиям стандартов ISO 9000 системы качества является своеобразным «пропуском» для выхода продукции на мировой рынок. Однако, российские предприятия ВПК, имеющие сертификаты соответствия собственных систем качества требованиям ISO 9000, до сих пор не способны обеспечить гарантированный стабильный уровень качества выпускаемой продукции. Причины такого положения заключаются в следующем:

1. Стандарты ISO 9000:2000 являются отражением рыночной модели экономики, многолетнего опыта западной корпоративной культуры управления и организации бизнеса. Без глубокого реформирования организационных структур отечественных предприятий и организаций, реинжиниринга их бизнес – процессов, гармонизации нормативной базы с требованиями международных и корпоративных стандартов нельзя говорить о реальном создании на отечественных предприятиях систем качества, адекватных современным системам качества.

2. Неправильное понимание роли и места системы качества в общей организационной структуре предприятия. Система качества рассматривается как отдельная функциональная подсистема предприятия, наряду с подсистемами материально-технического снабжения, подготовки производства и пр., то есть в роли прямой наследницы комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) советского периода. На самом деле качество является ядром организационной системы управления предприятием.

3. Чрезмерное увлечение формальной стороной создания систем качества (написание «Руководств по качеству», проведение аудитов, получение сертификатов и пр.).

4. «Фетишизация» требований стандартов ISO 9000, неправильное мнение о том, что их безусловное и реальное исполнение приведет к автоматическому повышению качества деятельности предприятия и выпускаемой им продукции. Стандарты ISO 9000:2000 носят очень общий, не зависящий от специфики деятельности конкретного предприятия, характер и регламентируют лишь минимальный набор безусловно необходимых функций и процедур. По оценкам американских экспертов. Соблюдение требований ISO 9000 только на 17% соответствует облику идеального предприятия. Остальные 83% должны «добираться» за счет других методологий обеспечения качества и совершенствования деятельности предприятия, которые в отечественной практике почти не применяются.

Такими методологиями являются:

- постоянный реинжиниринг бизнес – процессов (Business Process Reengineering, BPR);

- параллельный инжиниринг (Concurrent Engineering, CE);

- интегрированная разработка изделий и процессов (Integrated Product and Process Development, IPPD);

- непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделий (Continuous Acquisition and Life Cycle Support, CALS);

- тотальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);

- интегрированная модель зрелости процессов (Capability Maturity Model Integration, CMMI).

Чем выше уровень зрелости компании, тем более предсказуемыми и управляемыми становятся процессы и, как следствие, более предсказуемо и качественно будут реализованы проекты.

5. Сужение проблемы обеспечения качества до единой «технической» составляющей вместо, по крайней мере, двух:

- первая составляющая («технологическая среда») – соответствие параметров конкретной единицы продукции заданным тактико – техническим требованиям. Обеспечивается технологической средой (технологии, оборудование, персонал, методы выходного контроля и испытаний), то есть процессами, создающими добавленную стоимость;

- вторая составляющая («бизнес -  среда») – гарантированное обеспечение повторяемости качества при серийном изготовлении продукции. Обеспечивается системой организации и управления бизнес – процессами на всех этапах жизненного цикла продукции.

Таким образом, проблема гарантированного обеспечения качества продукции не сводится к созданию (а тем более к сертификации) системы качества. Соответствующей требованиям  ISO 9000.

Как известно, что качество продукции – это производная от качества деятельности предприятия, качества его бизнес – процессов, технологического базиса и информационных технологий.

Обобщенная схема взаимного позиционирования качества продукции российского и западного ВПК представлена на рисунке 1, где в качестве осей координат выбраны уровни развития технологического базиса, бизнес – процессов и информационных технологий.

  1.  Уровни зрелости бизнес- процессов
  2.  Уровни технологического базиса:

Т1 – универсальное технологическое оборудование с ручным управлением, доля оборудования с ЧПУ первых поколений (с возрастом более 15 лет) не превышает 20 %. Технологические процессы контролируются либо по качеству продукции на выходе, либо по косвенным признакам. Отсутствуют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров процессов.

Т2 – более 50% станочного парка составляет оборудование с ЧПУ традиционных компоновок с возрастом менее 10 лет. Технологические процессы имеют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров, с автоматическим протоколированием хода процессов.

Т3 – более 90% станочного парка составляет оборудование с новыми интеллектуальными устройствами ЧПУ, в том числе на базе новых конструктивных решений (линейные приводы, мехатронные модули, параллельная кинематика и пр.). Технологические процессы изготовления каждой детали предварительно моделируются на специализированных встроенных САЕ – системах с автоматической корректировкой параметров по результатам моделирования. В целом технологическое оборудование обеспечивает гарантированную 100%-ную годность с первой же детали.

  1.  Уровни используемых информационных технологий:

И1 – частичная автоматизация плановоучетных функций (заработная плата, материально-техническое снабжение, конструкторско – технологические спецификации и пр.). фрагментарное использование изолированных CAD – систем при проектировании изделий и подготовке производства. Обмен электронными данными системами отсутствует, документооборот предприятия полностью бумажный.

И2 – два основных «острова» автоматизации – система проектирования и подготовки производства изделий  (CAD/CAM/CAE/PDM) и система управления ресурсами предприятия (MRP/ERP), плюс целый ряд автономных систем для решения отдельных функциональных задач. Документооборот предприятия носит смешанный (бумажно – электронный характер).

И3 – единая корпоративная информационная система на базе PLM – решения, состоящая из полностью интегрированных функциональных подсистем, охватывающих все стадии жизненного цикла продукции. Документооборот предприятия полностью электронный.

Тем не менее, из трех равных по значимости направления существует главное, способное стать своего рода «локомотивом» повышения качества и конкурентоспособности продукции – это информационные технологии. Именно информационные технологии являются сегодня связывающим элементом, интегрирующим технологическую среду и бизнес- среду предприятия в единое целое (табл. 1), именно они лежат в основе процессно – ориентированных методологий обеспечения качества и совершенствования деятельности предприятия.


Таблица 1.

Уровни развития предприятий

Первоначальный

(Уровень большей части предприятия российского ВПК. Качество продукции низкое и нестабильное)

Повторяемый

(Уровень пре-дприятии -  ли-деров рос-сийского ВПК. Качество про-дукции среднее но неста-бильное)

Определенный

(Уровень боль-шинства запад-ных компаний. Среднее, ста-бильное ка-чество продук-ции)

Управляемый

(Уровень ведущих запад-ных компаний. Стабильно вы-сокое качество продукции)

Оптимизируемый

(Уровень мировых лидеров. Продукция задает «стандарт качества» среди аналогов)

Объект

Модель изделия

Конструкторско – технологическая

документация (информация на бумаге)

Цифровая (в электронном виде)

Процесс

Спецификация основных и вспомогательных бизнес - процессов

Отсутствует спецификация

Отдельные модули iBaan, PDM

Интеграция продуктов iBaan

(ERP, CRM, SCM) на базе iBaan PLM и OpenWorld

iBaan + MES

Среда

Проектирование

Человеко - ориентированные

CAD

CAD/CAE

CAD/CAE/САМ

CAD/CAE/САМ/CAID

Постановка на производства (технологическое проект - ние)

CAD/CAE

CAD/CAE/САМ

Производство

Тип оборудования

Универсальное оборудование

Оборудование с ЧПУ 2-го поколения

Оборудование с ЧПУ 3-го поколения

Оборудование с ЧПУ 4-го поколения

Оборудование с ЧПУ 5-го поколения

Управление оборудованием

Ручное > 90%

Цифровое > 30%

Цифровое > 50%

Цифровое > 90%

Цифровое > 100%

Контроль за отклонениями

По вторичным показателям, ручной

Периодически, ручной или частично автомати-зированный

Периодический, цифровой

Цифровой

Цифровой

Оптимизация процесса

Ручные

Ручная или частично автоматизирована

Цифровая, непрерывная

Цифровая

Вспомогательные процессы

Ручные или частично автоматизированные

Автоматизи-рованные

Измерения, контроль, испытания

Процесс

Периодический выборочный

Непрерывный сплошной

Результаты

Послепродажная логистическая поддержка


Контрольные вопросы к лекции 8

  1.  Информационные системы в управлении качеством
  2.  Совместное управление качеством  сTQM
  3.  Современные методологии управления качеством
  4.  Что такое «гарантированное обеспечение качества»?
  5.  Характеристика стандартов ISO 9000: 2000
  6.  Что такое «уровни используемых информационных технологии»?
  7.  Дайте характеристику уровня развития технологического базиса, бизнес-процессов и информационных технологий?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55343. Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ 133.5 KB
  Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Как известно мотивация побуждение к действию динамический...
55344. ПРОЕКТНА ТЕХНОЛОГІЯ ЯК ШЛЯХ ДО РЕАЛІЗАЦІЇ ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНОГО НАВЧАННЯ 162.5 KB
  Хотілося б звернути увагу на те що проектні технології навчання відтворюють процеси дослідницької діяльності оскільки містять цикл і мають на меті процеси руху від незнання до знання на відміну від традиційних лінійних технологій навчання.
55345. ПІДСТАВКИ ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА 295.5 KB
  Визначити призначення виробу: підставка призначена для утримання електропаяльника в нагрітому чи холодному стані в проміжках між роботою та зберігання матеріалу необхідного при паянні.
55347. Зелений клас 192 KB
  Вирішили зробити проект тому що форма проектування дійсно дає змогу консолідувати зусилля усіх сторін і суб’єктів навчальновиховного процесу розширює рамки творчої діяльності. Тематичний напрямок проекту.
55348. Біла ромашка - символ чистого дихання 41 KB
  Мета проекту: формування у шкільної молоді моральних цінностей та життєвих навиків, які сприяють вихованню потреби практично впливати на подолання негативних поведінкових проявів...
55349. МОЄ СЕРЦЕ ВІДКРИТЕ ДЛЯ ДОБРА 304.5 KB
  Мета проекту: привернути увагу учнів Манвелівської школи, батьків, вчителів до проблем соціально-незахищених категорій населення сіл Манвелівка, Нововасильківка, Красне, Зоря, Іванівка та поліпшення умов їх життя;
55350. Край, у якому ти живеш. Старожитня Кам’янка 5.42 MB
  Мета: збагачувати знання учнів про рідний край, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчення історії Кам’янки; розширити знання про історичне минуле рідного краю;...