66050

Целевые бюджетные фонды

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 г. когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов и отдельными...

Русский

2014-08-12

13.91 KB

0 чел.

Целевые бюджетные фонды

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном кодексе РФ фигурируют как сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

Целевые бюджетные фонды появились в бюджетной системе РФ в 1995 году для финансирования некоторых государственных расходов, направленных на специальные цели.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ целевой бюджетный фонд - это денежные средства в составе бюджета, того уровня государственной власти, который его образовал за счет доходов целевого назначения. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

К 2001 году произошло значительное падение доли доходов целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете, связанное с упразднением большого их числа. Если в 1998 году в федеральный бюджет были консолидированы такие фонды как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития федеральной пограничной службы, Фонд развития таможенной системы РФ и Фонд Министерства РФ по атомной энергии, то к 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.

Как уже было сказано, единственный в настоящий момент действующий федеральный целевой бюджетный фонд - это фонд Министерства РФ по атомной энергии. Этот целевой бюджетный фонд, из которого финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются организациям расходы, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". В 2003 году доходы фонда Министерства РФ по атомной энергии составили 14,3 млрд. руб.

У субъектов РФ так же есть право иметь целевые бюджетные фонды в составе своих бюджетов и пользуются этим правом. Основная доля денежных средств приходится на территориальные дорожные фонды, кроме того, существуют прочие целевые бюджетные фонды субъектов РФ, утвержденные законодательными органами субъектов РФ. В 2003 году объем средств, поступивших в эти фонды, для консолидированного бюджета субъектов РФ составил 104,8 млрд. руб. До 2001 года в бюджеты субъектов РФ входили также территориальные экологические фонды и фонды по воспроизводству минерально-сырьевой базы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77850. Развитие политической мысли на Руси и в России 145.5 KB
  Особенность политической мысли России заключается в разработке следующих проблем: создании и развитии русской государственности выяснения специфики исторического пути России и составляющих ее народов поиск идеала общественного устройства...
77851. Сущность и функции рынка 124.5 KB
  Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде понятие рынок это система экономических отношений складывающихся в процессе производства обращения и распределения товаров а также движения денежных средств.
77852. Основания и условия возникновения деликтных обязательств 27.5 KB
  Основания и условия возникновения деликтных обязательств Деликтные представляют собой обязательства которые возникают вследствие причинения вреда субъектами отношений из внедоговорных отношений и требуют полное возмещение за счет средств причинителя вреда или иных лиц на которых законом возложена обязанность возмещения вреда. отношения; возникают в нарушении прав которые носят абсолютный характер...
77853. Ответственность за вред, причиненный ИПО 27 KB
  Ответственность за вред причиненный ИПО К таковым относятся ТС механизмы электрическая энергия высокого напряжения атомная энергия взрывчатые вещества сильнодействующие яды. ИПО определенные предметы материального мира проявляющие в процессе деятельности по их использованию эксплуатации вредоносность не поддающуюся или не в полной мере поддающуюся контролю человека в результате чего они создают опасность для окружающих. Ответственность за вред несет владелец. Не признается владельцем и не несет ответственности за вред...
77854. Ответственность за вред, причиненный н/л 29 KB
  Ответственность за вред причиненный н л Причиненный до 14 возлагается на его родителей усыновителей или опекунов либо на соответствующее учреждение юридическое лицо если малолетний находился в нем или был под его надзором во время причинения вреда. Родители усыновители и опекуны отвечают за вред причиненный малолетними при наличии общих оснований деликтной ответственности: противоправность причинно-следственная связь вина. Причиненный от 14 до 18 самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В...
77855. Особенности возмещения вреда при повреждении здоровья и причинения смерти гражданину 29 KB
  Однако результатом причиненного здоровью потерпевшего вреда может стать и стойкая или невосстановимая утрата им трудоспособности. Учитывается также грубая неосторожность самого потерпевшего содействовавшая возникновению или увеличению вреда. При этом размер возмещения уменьшается пропорционально степени вины потерпевшего. В случае смерти потерпевшего имущественные потери возникают у близких ему лиц которых он полностью или частично содержал при жизни будучи их кормильцем а также у лиц понесших расходы на его погребение.
77856. Компенсация морального вреда 23.5 KB
  Компенсация морального вреда Моральный вред физические или нравственные страдания испытываемые гражданином при нарушении его личных неимущественных или иных нематериальных благ. В случае причинения морального вреда по решению суда он подлежит денежной компенсации которая определяется с учетом...
77857. Неосновательное обогащение 30.5 KB
  Фактический состав порождающий обязательства из неосновательного обогащения или сбережения имущества состоит из следующих элементов: а одно лицо приобретает или сберегает имущество за счет другого; Приобретение означает увеличение объема имущества у одного лица и одновременное уменьшение его объема у другого. Это могут быть действия самого потерпевшего уплата чужого долга; действия 3 лиц ошибочная выдача груза железной дорогой не получателю указанному в накладной а другому лицу; действия самого приобретателя имущества...
77858. Неустойка и задаток 27.5 KB
  Законная неустойка подлежит применению в случаях когда условие о неустойке не включено в договор или размер договорной неустойки меньше размера неустойки установленной законом. Стороны не могут своим соглашением уменьшить размер законной неустойки но при отсутствии прямого запрета в законе могут увеличить размер законной неустойки. Зачетная неустойка позволяет кредитору помимо неустойки требовать возмещения убытков в части не покрытой неустойкой то есть с зачетом неустойки. При штрафной неустойке кредитор вправе требовать возмещения в...