66050

Целевые бюджетные фонды

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 г. когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов и отдельными...

Русский

2014-08-12

13.91 KB

0 чел.

Целевые бюджетные фонды

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном кодексе РФ фигурируют как сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

Целевые бюджетные фонды появились в бюджетной системе РФ в 1995 году для финансирования некоторых государственных расходов, направленных на специальные цели.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ целевой бюджетный фонд - это денежные средства в составе бюджета, того уровня государственной власти, который его образовал за счет доходов целевого назначения. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

К 2001 году произошло значительное падение доли доходов целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете, связанное с упразднением большого их числа. Если в 1998 году в федеральный бюджет были консолидированы такие фонды как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития федеральной пограничной службы, Фонд развития таможенной системы РФ и Фонд Министерства РФ по атомной энергии, то к 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.

Как уже было сказано, единственный в настоящий момент действующий федеральный целевой бюджетный фонд - это фонд Министерства РФ по атомной энергии. Этот целевой бюджетный фонд, из которого финансируются мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсируются организациям расходы, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". В 2003 году доходы фонда Министерства РФ по атомной энергии составили 14,3 млрд. руб.

У субъектов РФ так же есть право иметь целевые бюджетные фонды в составе своих бюджетов и пользуются этим правом. Основная доля денежных средств приходится на территориальные дорожные фонды, кроме того, существуют прочие целевые бюджетные фонды субъектов РФ, утвержденные законодательными органами субъектов РФ. В 2003 году объем средств, поступивших в эти фонды, для консолидированного бюджета субъектов РФ составил 104,8 млрд. руб. До 2001 года в бюджеты субъектов РФ входили также территориальные экологические фонды и фонды по воспроизводству минерально-сырьевой базы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65191. Суверенитет государства: понятие и содержание 27 KB
  Суверенитет государства это верховенство государственной власти внутри страны способность государственной власти издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения устанавливать и обеспечивать единый правопорядок...
65192. Многообразие форм знания и специфика научного знания 32.5 KB
  Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах в форме обыденного познания познания художественного религиозного наконец в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы.
65193. Общее представление о социальной психологии как науке, ее объекте, и предмете. Социальная психология в системе психологических знаний 36.5 KB
  Социальная психология раздел психологии изучающий поведение человека в обществе социуме психические явления происходящие во время взаимодействия различных групп людей. Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей...
65194. Проблемы и методы социальной психологии 31.5 KB
  Социальная психология пользуется определением личности которое даёт общая психология выясняет каким образом т. Отличие такого подхода от социологического заключается в том что она выявляет каким образом сформировались эти социально-типические черты почему в одних условиях формирования личности...
65195. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ (КСЕНОФАН, ПАРМЕНИД, ЗЕНОН) 56.5 KB
  Согласно Пармениду то что есть бытие есть и это следует из самого понятия быть а того чего нет небытия нет что также следует из содержания самого понятия. Пустота отождествляется с небытием так что пустоты нет.
65196. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА 109.5 KB
  Представьте себе сколько съедал бы в сутки взрослый человек если бы его потребность в пище была бы равной потребности ребенка этого возраста. При недостатке белка в пище у ребенка могут нарушаться процессы роста и даже психического развития...
65197. Издержки производства, их виды. Трансакционные издержки, их структура и роль в развитии экономики 26.77 KB
  Издержки производства затраты связанные с производством и обращением произведенных товаров. Виды: Постоянные издержки это такой вид затрат который несет предприятие в рамках одного производственного цикла.
65198. Историческая основа дипломатической школы Китая 37 KB
  Древнейшие сведения о контактах Китая с Римом приводит историк Луций Анней Флор. Он сообщает что ко двору Октавиана Августа прибыло посольство из Китая которое провело в дороге четыре года и что цвет их кожи служил убедительным доказательством того что живут они под другим небом нежели римляне.