66053

ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ МИРА И РФ

Научная статья

Мировая экономика и международное право

В мировой практике под золотовалютными резервами понимаются официальные запасы золота и иностранной валюты в центральном банке и финансовых органах страны, включая счета в международных валютно-кредитных организациях.

Русский

2014-08-12

640.5 KB

5 чел.

ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ МИРА И РФ

В мировой практике под золотовалютными резервами понимаются официальные запасы золота и иностранной валюты в центральном банке и финансовых органах страны, включая счета в международных валютно-кредитных организациях.

Золотовалютные резервы - это находящаяся в распоряжении центрального банка иностранная валюта, номинированные в иностранной валюте активы и запасы золота. Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где значительная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефти, меди, фосфатов).

Золотовалютные резервы - официальные централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых обязательств, регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц. Находятся во владении и распоряжении центральных банков и государственных, правительственных, финансовых органов, а также международных валютно-кредитных организаций.

Золотовалютные резервы предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры. Увеличение золотовалютных резервов позитивно влияет на инвестиционную привлекательность любой страны: снижает риск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменений мировой конъюнктуры, а также уменьшает вероятность резких колебаний курса национальной валюты. В то же время рост золотовалютного запаса страны выше оптимального уровня можно рассматривать скорее как недостаток национальной экономики, нежели как позитивное явление. Необходимый размер золотовалютных резервов страны принято рассчитывать исходя из объема выплат по внешним долгам и объема импорта товаров и услуг.

Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт. При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центробанк получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике.

Золотовалютные  резервы  выполняют в основном функции запасного фонда международных платёжных средств и используются в необходимых случаях для покрытия дефицита платёжного баланса, а также для интервенции на валютном рынке в целях поддержания курса национальной валюты страны. Золотовалютные  резервы  страны не представляют собой постоянной величины. Оптимальным является поддержание их на уровне, обеспечивающем внешнюю ликвидность, т.е. способность страны своевременно, без перебоев погашать причитающиеся другим странам платежи. Истощение золотовалютных резервов свидетельствует о неблагоприятном валютном положении страны.

Основным назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности (изменчивость цен) национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Золотовалютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования.

Международные резервные активы  страны складываются из:

  •  Монетарного золота - определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки, монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. Пересчёт в доллары США осуществляется на основе котировок золота, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату.
  •  Специальных прав заимствования (СДР) -  относят эмитированные Международным валютным фондом международные резервные активы, находящиеся на счете государства в МВФ.
  •  Резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ) - представляет собой валютную составляющую квоты государства в Международном валютном фонде.
  •  Активов в иностранной валюте

Уровень международных резервов

Международные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства России. Часть Резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния, номинированные в иностранной валюте и размещенные Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, является составляющей международных резервов Российской Федерации.

Международные резервы России (в ведении ЦБ)

август 1991 года долг $32,1 млрд

1 января 2002 года $34,6 млрд

1 января 2003 года $47,79 млрд

1 января 2004 года $77 млрд

1 января 2005 года $125 млрд

1 января 2006 года $182 млрд

1 января 2007 года $303 млрд

8 августа 2008 года $598,1 млрд

1 января 2009 года $426,3 млрд

1 января 2010 года $439,5 млрд

1 мая 2011 года $524,0 млрд

01 июня 2012 года $510 432 млрд

Резервный фонд (в ведении Минфина)

01.02.2008 $125,19 млрд

01.07.2010 $39,32 млрд

Фонд национального благосостояния (в ведении Минфина)

01.02.2008 $32,00 млрд

01.07.2010 $85,47 млрд

Резервные активы Российской Федерации на 01.01.2012 составили 498,6 млрд. долларов США (8,8% авуаров формирующихся рынков и 4,7% совокупных международных резервов стран выборки). Запас монетарного золота России по состоянию на 01.01.2012 составил 883,0 тонны. Удельный вес России в совокупных официальных золотых запасах стран выборки составляет 3,4%. Наиболее активно наращивали официальные авуары в золоте: Мексика - на 98,9 тонн, Россия - 94,4 тонны, Таиланд - 52,9 тонн и Казахстан -14,9 тонн.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62228. Изготовление поздравительной открытки 335.21 KB
  Цель: Познакомить с изготовлением поздравительной открытки к празднику Дня матери; Закрепить знания о видах и свойствах бумаги; Развивать умения проводить анализ образца составлять план работы и отчет о ней с помощью учителя. Как нужно правильно держать ножницы во время работы...
62229. Познавательное внеклассное мероприятие «Знатоки кроссвордов» 34.85 KB
  План мероприятия: Подготовительный этап оформление помещения в котором будет проходить мероприятие необходимо расставить парты в два круга подготовка реквизита к конкурсам два одинаковых кроссворда для первого конкурса; бумага ручки карандаши линейки для проведения второго конкурса подготовка поощрительных призов Начальный этап вводная часть Проведение конкурсов...
62230. Развитие творческой личности на уроке музыки 55.8 KB
  Понятие о развитии личности Об искусстве вести урок Творчество учителя и ученика из опыта работы Слушание музыки Музыка дети учитель Пение как состояние души Импровизация Пластическое интонирование Инструментальное музицирование Урок музыки источник...
62231. Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки 53.69 KB
  Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
62232. Развивающее обучение на уроках математики по программе «Гармония» 14.55 KB
  Ученики различаются по характеру темпераменту способностям интеллектуальному развитию и естественно разному темпу работы. При коллективной групповой работе или работе в парах медлительным детям проще: у них есть возможность поразмыслить в то время когда другие ученики предлагают свои суждения доказательства варианты решения предложенных задач. Однако при самостоятельной работе или при выполнении упражнений направленных на отработку какоголибо навыка медлительные дети испытывают затруднение и неловкость: когда они еще только...
62233. Рекомендации к составлению урока литературы в начальной школе 20.07 KB
  Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Нужен мостик от 1го ко 2му этапу Приемы: объявлена тема урока а Рекомендуется писать ее на доске Больше читать детям. Мотивировать прослушивание произведение можно с помощью: Рассказа о событиях связанных с созданием произведения; Беседы по личным впечатлениям; Различных произведений искусства живописи музыки. Этап постановки учебной задачи Способы постановки УЗ: В виде предложения аналитической деятельности проблемный вопрос сопоставление разных вариантов...