66055

Антикризисная политика Франции

Научная статья

Мировая экономика и международное право

Налоговые льготы бизнесу и наиболее обеспеченным французам: налоговый щит максимальный уровень налога на доходы на уровне 50 от всех доходов физического лица вместо существовавших 60 и отмена налога на доходы на недвижимость постоянного проживания...

Русский

2014-08-12

42.5 KB

22 чел.

Пилипенко Ольга.  группа 51Б

«Антикризисная политика Франции»

В 2007 году, когда Николя Саркази пришел к власти он выдвинул следующие идеи:

- Более гибкий рынок труда: отмена налогов на сверхурочные часы работы; оптимизация системы выдачи пособий по безработице – «чтобы не было стимулов к иждивенчеству за счет государственной казны»; выполнение не реализованного Ж. Шираком обещания ввести обязательного минимального обслуживания населенияна общественном транспорте во время забастовок; отмена архаичного запрета на работу магазинов во Франции по воскресеньям, действующего еще с 1906 г.

- Налоговые льготы бизнесу и наиболее обеспеченным французам: «налоговый щит»  максимальный уровень налога на доходы) на уровне 50% от всех доходов физического лица (вместо существовавших 60%) и отмена налога на доходы на недвижимость постоянного проживания; снижение уровня налогообложения французских компаний до среднеевропейского и введение налоговых льгот для малых и средних предприятий.

- Экономия бюджетных средств: принятие бездефицитных бюджетов, проведение анализа результативности расхода средств во всех осуществляемых государством программах; сокращение числа работников бюджетной сферы путем замещения новым работником только каждого второго работника, уходящего на пенсию; отмена оставшихся «специальных пенсионных режимов» госслужащих и работников государственного сектора.

23 октября 2008 г. в Аргонэ (Верхняя Савойя) Николя Саркози изложил свои первые «антикризисные меры» для оздоровления реального сектора экономики:

- Создание Стратегического инвестиционного фонда для покупки государством миноритарных пакетов акций предприятий, имеющих стратегическое значение для французской экономики и сталкивающихся с серьезными экономическими трудностями. Общие средства Фонда, завершение формирования которого намечено на 1 июля 2009 г. – 20 млрд евро (их должны выделить поровну государство и Касса депозитов). К концу апреля 2009 г. Фонд располагал суммой только 1 млрд евро и потратил 130 млн, однако уже получил около 80 заявок на привлечение средств от различных компаний.

- Отмена «профессионального налога» для предприятий, осуществляющих инвестиции в 2009 г., что может содействовать поддержке деловой активности в стране и противодействовать переносу производств за границу, и адекватное возмещение недополученных средств департаментам и регионам (на сборы от этого налога приходится 50% их доходов).

4 декабря 2008 г. в г. Дуэ (Север) Саркози обнародовал План оживления экономики, который был одобрен парламентом в январе 2009 г. Стоимость Плана – 26 млрд евро, или 1,3% ВВП Франции.

Основные статьи расходов Плана:

- Прямые инвестиции государства в экономику – 10,5 млрд евро. Это модернизация университетов, НИОКР, новые разработки оборонной промышленности и большие инфраструктурные проекты, в том числе строительство 4 новых сверхскоростных железных дорог и судоходного канала «Сена – Север Европы» в 2010—2014 гг.

- Поддержка автомобильной промышленности. 200 млн евро – на выплату компенсаций за утилизацию подержанных автомобилей в возрасте более 10 лет в размере 1000 евро (вместо предыдущих 300 евро); 1 млрд евро – государственная линия рефинансирования в банках для стимулирования покупки автомобилей частными лицами в кредит.

- Досрочное возмещение долгов государства национальным предприятиям 11,5 млрд евро (ускоренный возврат НДС, компенсаций затрат на инновации на производстве и т.д.). Поддержка государства – при условии обязательства компаний «не переносить производства за границу».

- Меры по поддержке занятости. 700 млн евро – стоимость налоговых изъятий, которые распространяются на малые предприятия, осуществляющие новые наймы в 2009 г.

- Строительство социального жилья – 1,8 млрд евро (строительство 70 тыс. новых домов и квартир и выкуп 30 тыс. строящихся домов и квартир у частных девелоперов).

- Новое специальное пособие наименее обеспеченным семьям – 760 млн евро

(по 200 евро, для 3,8 млн малообеспеченных семей).

Итак, все антикризисные меры, предпринятые руководством Франции во главе с Н. Саркози в 2008—2009 гг., носят скорее осторожный характер и имеют также отчетливую социальную направленность. Свернуты запланированные ранее новые реформы либерального характера, однако не ставится под вопрос и реализация реформ, уже начатых с «докризисного» 2007 г. Вместе с тем, к настоящему времени усилия правительства по поддержке занятости не увенчались успехом: в марте 2009 г. число без-работных во Франции выросло до 2,5 млн чел. (3,5 млн чел. вместе с частично занятыми) . В то же время само правительство планирует увидеть позитивный эффект от антикризисных мер не ранее 2010 г.

Уровень безработицы Франции, %

год

значение

2002

8.9

2003

9.0

2004

9.2

2005

9.3

2006

9.2

2007

8.4

2008

7.8

2009

9.5

2010

9.3

2011

9.1

ВВП Франции, млрд. долларов США