6606

Применение CALS - технологий в управлении качеством

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Применение CALS - технологий в управлении качеством Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие ин...

Русский

2013-01-06

34.3 KB

36 чел.

Применение CALS – технологий в управлении качеством

Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие интегрированной системы сбора и анализа информации о качестве продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

Для интеграции информационных процессов, используемых на различных этапах жизненного цикла НОП, была разработана так называемая CALS – идеология, реализованная позже в виде CALS – технологий. CALS –это новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие создания единой информационной среды для всех этапов ЖЦИ, а именно: процессов проектирования, производства, испытаний, поставки и эксплуатации продукции.

Применение CALS – технологий в управлении качеством

Применение CALS – технологий применительно к этапу «производства» позволяет обеспечивать повышение эффективности производства за счет:

  1.  Моделирования материальных, информационных и финансовых потоков, характеризующих процессы производства изделий (продукции), с целью выбора оптимального комплекса технологических процессов, обеспечивающих достижение заданных технико – экономических параметров продукции, выпуск которой планируется;
  2.  Интегрированной информационной системы сопровождения продукции на всех этапах ее жизненного цикла, обеспечивающей сведение к минимуму производственных издержек;
  3.  Системы информационного взаимодействия с субподрядчиками, обеспечивающей высокую эффективность процессов материально – технического снабжения;
  4.  Интегрированной информационной системы управления качеством НОП на всех этапах ее жизненного цикла;
  5.  Интегрированной информационной системы взаимодействия с потребителями продукции, обеспечивающей сведение к минимуму затрат на ее техническое обслуживании, ремонте и утилизации.

Приведенные составляющие CALS – систем в значительной мере коррелируют с идеологией всеобщего управления качеством (TQМ – Тotal quality menedgment). Другими словами, принципы TQМ уже заложены в идеологии CALS – систем. Поэтому внедрение на предприятиях интегрированных информационных технологий означает автоматическую реализацию принципов всеобщего управления качеством.

Типовая компьютерная CALS – система УКП реализована в виде интегрированной системы автоматизированных модулей, решающих комплекс задач по обеспечению качества и надежности продукции  на отдельных этапах ее жизненного цикла. При этом в состав компьютерной системы может входить следующий минимальный набор модулей, соответствующих основным этапам жизненного цикла изделия (продукции):

  1.  разработка конструкции;
  2.  разработка технологии;
  3.  подготовка производства;
  4.  входной контроль комплектующих изделий;
  5.  контроль изготовляемых деталей;
  6.  испытания собранных узлов;
  7.  приемо – сдаточные испытания готовой продукции;
  8.  реализация продукции;
  9.  пусконаладочные работы;
  10.  техническое обслуживание (ремонт) в процессе эксплуатации;
  11.  анализ «истории качества» каждой выпущенной единицы продукции;
  12.  анализ затрат на обеспечение качества;
  13.  причинно – следственный анализ дефектов продукции на всех этапах производства (в том числе ретроспективный, текущий и прогнозный).

В качестве примера ниже рассмотрим предложения по структуре и функциям отдельных модулей компьютерной CALS – системы УКП.

Модуль «функциональная модель системы

управления качеством».

Главная задача создаваемой компьютерной модели УКП – отражение взаимодействия всех служб предприятия при разработке, производстве и эксплуатации продукции. Это необходимо для создания полномасштабной системы организации процессов контроля и УКП.

На основе функциональной модели управления качеством определяется матрица ответственности всех служб и подразделений предприятия, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции. При этом рассматриваются все этапы «спирали качества» с учетом структуры конкретного предприятия и специфики применяемых технологий разработки, производства и эксплуатации продукции, в том числе:

  1.  маркетинговые исследования рынка по намечаемой к производству продукции;
  2.  обоснование технико-экономических параметров намеченной к выпуску продукции;
  3.  разработка конструкторской документации;
  4.  разработка технологических процессов, обеспечивающих производство продукции с заданными технико - экономическими параметрами;
  5.  разработка системы внесения изменений (актуализации) в техническую документацию;
  6.  подготовка производства, в том числе определение поставщиков материалов, узлов и комплектующих изделий, а также организация взаимодействия с предприятиями – поставщиками;
  7.  разработка системы заказа, получения и контроля продукции субпоставщиков;
  8.  разработка системы регистрации, накопления и анализа информации о результатах операционного контроля;
  9.  разработка процессов анализа эффективности системы качества по результатам различных видов проверок, включая внутренние проверки;
  10.  разработка комплексной системы подготовки персонала;
  11.  разработка методов технического обслуживания продукции;
  12.  разработка методов совершенствования системы качества .

Создание описанной выше функциональной модели позволяет определить структуру документированной системы качества, соответствующей требования стандартов ИСО серии 9000:2000.

Примечание. Модуль «Функциональная модель системы управления качеством»  является обязательной составляющей любой компьютерной системы УКП.

Модуль «Документация».

Структура и функции указанного модуля компьютерной системы УКП определяются структурой комплекта электронной документации на систему качества, необходимой для ее сертификации на соответствии требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000. Это:

– файл  «Политика предприятия в области качества», содержащий 15-20 ее версий;

– файл «Руководство по качеству», содержащий несколько электронных версий указанного документа, действующих в сертифицированных системах качества (применительно к аналогичной продукции);

– база данных «Методологические инструкции», содержащие файлы методологических инструкции для выполнения работ по обеспечению качества аналогичной продукции на различных технологических стадиях, соответствующих данному производству;

– база данных «Матрица ответственности руководителей предприятия и подразделений», соответствующая структуре производства и применяемым технологическим процессам;

– база данных «Стандарты предприятия», содержащая комплекс применяемых на предприятии нормативно-технических документов, регламентирующих процессы обеспечения качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла;

– база данных «Рабочие инструкции», устанавливающая номенклатуру нормативно – технических документов, регламентирующих технологию контроля и обеспечения качества продукции на всех технологических переделах.

– база данных по нормативной (ГОСТ, ОСТ) и законодательной документации (законы, постановления правительства и т.д.);

– база данных по классификаторам отказов изделий и методов их устранения;

– база данных содержащая методы анализа затрат на качество;

Программно – технические средства модуля «Документация» должны обеспечить поддержку всего комплекта документации (в электронном виде) по системе качества, а также актуализацию этой документации.

Примечание.  Модуль «Документация» является обязательной составляющей любой компьютерной системы УКП.

Модуль «Информация»

Структура и функции указанного электронного модуля определяются системой регистрации, накопления и анализа информации о качестве продукции на всех этапах жизненного цикла, необходимой для эффективного воздействия на весь комплекс процессов производства с целью повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции и минимизации потерь от брака.

В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000:2000 модуль «Информация» должен иметь следующие оставляющие файлы:

– «Маркетинговые исследования рынка» (регистрация и анализ информации о рынке потенциальных потребителей, их потребностей и возможностей, требований к продукции и др).;

– «Проектирование» (анализ информации о различных проектах продукции, включая проекты с опережающими требованиями поставщика);

– «Входной контроль» (регистрация и анализ информации о качестве материалов, узлов и комплектующих изделий);

– «Операционный контроль» (регистрация и анализ информации о качестве технологических операции по обработке деталей на различных технологических переделах);

– «Контроль сборочной операции» регистрация и анализ информации о качестве сборочных операций на всех стадиях производства;

– «Состав изделия» (регистрация и анализ информации об элементах, материалах, деталях, узлах и комплектующих изделиях, составляющую каждую единицу производимой продукции);

– «Приемосдаточные испытания» (регистрация и анализ информации о результатах государственных, периодических и приемосдаточных испытаниях производимой продукции);

– «Эксплуатация» (регистрация и анализ информации об отказах каждой единицы изделий в процессе эксплуатации с проведением причинно – следственного анализа выявленных дефектов);

– «Затраты на качество» (регистрация и анализ всех составляющих потерь по устранению дефектов и отказов продукции с целью выявления и устранения причин их возникновения на всех этапах жизненного цикла и повышения на этой основе эффективности производства);

– «Простои по организационно – техническим причинам» (регистрация и анализ простоев основного технологического оборудования по организационно – техническим причинам с целью устранения и повышения эффективности производства);

– «История качества» (анализ информации по каждой единице продукции или любой заданной совокупности продукции и всех составляющих ее элементов, деталей, узлов и комплектующих изделий на протяжении ее жизненного цикла);

– «Прогнозирование качества»  (анализ априорной информации о качестве продукции и прогнозирование качества продукции на определенный период времени).

Для обеспечения эффективного функционирования каждого из указанных файлов и модуля в целом на предприятии должны быть соответствующая компьютерная сеть, а также программно – технические средства, включающие меню для регистрации информации и типовые программные средства для всесторонней статистической обработки информации, ретроспективного и прогнозного анализа собранной информации.

Примечание. Модуль «Информация» включает в состав компьютерной системы УКП по желанию потребителя.

Модуль «Электронное описание изделия»

Структура и функции модуля определяются потребностью предприятий в переводе в электронный вид конструкторской, технологической и эксплуатационной документации на выпускаемое изделие, соответствующие требованиям CALS – стандартов. По желанию потребителей модуль может включать следующие составляющие файлы:

– «Электронное техническое и эксплуатационное описание изделия»;

– «Электронный реестр запасных элементов, материалов, узлов и комплектующих изделий, поставляемых по заявкам потребителей»;

– «Электронное описание конструкции изделия»;

– «Электронное описание технологических процессов производства изделия»;

– «Электронное описание процессов контроля и испытаний»;

– «Демонстрационные видеоролики, показывающие работу изделия».

Возможность включение и других файлов, отражающих специфику изделия.

Примечание. Модуль «Электронное описание изделия» включает в состав компьютерной системы УКП по желанию заказчика.

Модуль «Электронное взаимодействие с потребителями продукции»

Структура и функции модуля определяются потребностями предприятия в повышении качества и конкурентоспособности поставляемой на рынок продукции путем повышения уровня удобства и эффективности технического обслуживания, ремонта и эксплуатации продукции, осуществляемых благодаря применению соответствующих электронных технологий. Модуль может функционировать на основе созданного соответствующего сервера в системе Интернет, обеспечивающего:

– предоставление по запросу потребителей (в том числе зарубежных) технико – экономической информации по всей номенклатуре выпускаемой продукции;

– ведение в системе Интернет электронного реестра запасных частей (материалов) и предоставление по запросу потребителей (в том числе зарубежных) электронной технической документации, необходимой для проведения технического обслуживания и ремонта эксплуатируемой продукции.

Модуль «Входной контроль комплектующих изделий»

Автоматизированный модуль «Входной контроль комплектующих изделий» (модуль ВК) должен производить сбор, накопление и оперативный анализ результатов контроля получаемых комплектующих изделий. Файл базы данных модуля ВК может иметь следующую структуру: наименование и модель изделия, заводской номер, дата проведения проверки, время проведения испытаний (продолжительность), коды отказавших деталей и элементов, фамилия контролера и т.д.

Модуль «Эксплуатация»

Автоматизированный модуль «Эксплуатация» должен предназначаться для сбора, накопления и обработки информации о качестве и работоспособности продукции, находящиеся в эксплуатации у потребителей. Файл базы данных этого модуля может содержать следующую информацию: заводской номер изделия, комплектация изделия (номер деталей, узлов и комплектующих изделий, составляющих данный экземпляр продукции), наименование организации – потребителя, сведения о времени эксплуатации изделия, коды всех зафиксированных отказов с указанием даты их возникновения, причины отказа узла (детали), времени восстановления работоспособности изделия после отказа…

Обработка указанной информации позволяет количественно оценить показатели качества и надежности по каждой единице эксплуатируемой продукции либо по заданной выборке (партии) эксплуатируемых изделий.

Модуль «История качества»

Автоматизированный модуль «История качества продукции в течении жизненного цикла»  модуль ИК должен предназначаться для отслеживания показателей качества и надежности каждой произведенной единицы продукции, составляющие ее деталей, узлов и комплектующих изделий как на этапах изготовления, контроля и испытаний, так и на этапе пусконаладочных работ, гарантийного и послегарантийного периода эксплуатации.

Анализ «истории качества» продукции необходим сервисным службам, которые снабжаются информацией о ее показателях качества и работоспособности для сокращения времени поиска и устранения неисправностей в процессе пусконаладочных работ, гарантийного и послегарантийного ремонта.

Контрольные вопросы к лекции 9

  1.  Что обеспечивает применение CALS – технологии?
  2.  Модули компьютерной системы управления качеством?
  3.  Структура модуля «Электронное описание изделия».

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72156. Планирование как функция процесса управления 47.9 KB
  Стратегия - направление развития организации которое отображается в комплексном плане предназначенном для осуществления ее миссии и достижения целей. Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план предназначенный для обеспечения выполнения миссии и других общих целей организации.
72157. Мотивация как функция процесса управления 39.12 KB
  Мотивация опирается на двух основных категориях: потребности - ощущение физиологической или психологической нехватки чего-либо вознаграждения - того что человек считает ценным для себя. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности: удовлетворять их подавлять не реагировать на них.
72158. Контроль как функция процесса управления 91.61 KB
  Координация регулирование - это функция призванная обеспечить согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией бесперебойность и непрерывность процесса управления. Координация включает: обеспечение единства между функциями процесса управления...
72159. Руководство и лидерство в организации 332.65 KB
  Основой руководства являются лидерство власть и влияние. Власть - возможность влиять на поведение других людей. С получением формальных полномочий руководитель получает определенную власть. Власть руководителя проявляется в том что от него в значительной степени зависит...
72160. Конфликты и стрессы как объекты управления 36.77 KB
  К межличностным методам преодоления конфликтов принадлежат: уклонение человек уклоняется от конфликта сглаживание погашение стремления к конфликту принуждение ликвидация конфликта силой власти или другим принудительным способом компромисс сближение точек зрения разрешение проблемы которая привела к конфликту.
72161. Гражданские правоотношения. Понятие, содержание, объекты, субъекты 28 KB
  Таких правоотношений большинство они реализуют нормы гражданского права регулируя имущественные и связанные с ними неимущественные отношения содействуют их развитию в нужном направлении. Так как права и обязанности принадлежат этим субъектам то они именуются объективными правами и обязанностями.
72162. Источники гражданского права 25.5 KB
  Источники гражданского права довольно многообразны по своему составу и разнообразны по содержанию. Вся совокупность гражданско-правовых актов может быть подразделена на следующие группы: Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации.
72163. Основы конституционного строя 34.5 KB
  Основное социальное содержание Конституции Российской Федерации определяется ее принципами главными стержневыми идеями Основного Закона закрепленными в ее нормах и статьях. Принципы Конституции Российской Федерации наиболее концентрированно закреплены в ее главе...
72164. Права и свободы человека и гражданина 35.5 KB
  В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права определяющие правовой статус личности в Российской Федерации всю совокупность их прав и обязанностей. Совокупность конституционных норм закрепляющих положе ние человека...