6606

Применение CALS - технологий в управлении качеством

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Применение CALS - технологий в управлении качеством Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие ин...

Русский

2013-01-06

34.3 KB

32 чел.

Применение CALS – технологий в управлении качеством

Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие интегрированной системы сбора и анализа информации о качестве продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

Для интеграции информационных процессов, используемых на различных этапах жизненного цикла НОП, была разработана так называемая CALS – идеология, реализованная позже в виде CALS – технологий. CALS –это новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие создания единой информационной среды для всех этапов ЖЦИ, а именно: процессов проектирования, производства, испытаний, поставки и эксплуатации продукции.

Применение CALS – технологий в управлении качеством

Применение CALS – технологий применительно к этапу «производства» позволяет обеспечивать повышение эффективности производства за счет:

  1.  Моделирования материальных, информационных и финансовых потоков, характеризующих процессы производства изделий (продукции), с целью выбора оптимального комплекса технологических процессов, обеспечивающих достижение заданных технико – экономических параметров продукции, выпуск которой планируется;
  2.  Интегрированной информационной системы сопровождения продукции на всех этапах ее жизненного цикла, обеспечивающей сведение к минимуму производственных издержек;
  3.  Системы информационного взаимодействия с субподрядчиками, обеспечивающей высокую эффективность процессов материально – технического снабжения;
  4.  Интегрированной информационной системы управления качеством НОП на всех этапах ее жизненного цикла;
  5.  Интегрированной информационной системы взаимодействия с потребителями продукции, обеспечивающей сведение к минимуму затрат на ее техническое обслуживании, ремонте и утилизации.

Приведенные составляющие CALS – систем в значительной мере коррелируют с идеологией всеобщего управления качеством (TQМ – Тotal quality menedgment). Другими словами, принципы TQМ уже заложены в идеологии CALS – систем. Поэтому внедрение на предприятиях интегрированных информационных технологий означает автоматическую реализацию принципов всеобщего управления качеством.

Типовая компьютерная CALS – система УКП реализована в виде интегрированной системы автоматизированных модулей, решающих комплекс задач по обеспечению качества и надежности продукции  на отдельных этапах ее жизненного цикла. При этом в состав компьютерной системы может входить следующий минимальный набор модулей, соответствующих основным этапам жизненного цикла изделия (продукции):

  1.  разработка конструкции;
  2.  разработка технологии;
  3.  подготовка производства;
  4.  входной контроль комплектующих изделий;
  5.  контроль изготовляемых деталей;
  6.  испытания собранных узлов;
  7.  приемо – сдаточные испытания готовой продукции;
  8.  реализация продукции;
  9.  пусконаладочные работы;
  10.  техническое обслуживание (ремонт) в процессе эксплуатации;
  11.  анализ «истории качества» каждой выпущенной единицы продукции;
  12.  анализ затрат на обеспечение качества;
  13.  причинно – следственный анализ дефектов продукции на всех этапах производства (в том числе ретроспективный, текущий и прогнозный).

В качестве примера ниже рассмотрим предложения по структуре и функциям отдельных модулей компьютерной CALS – системы УКП.

Модуль «функциональная модель системы

управления качеством».

Главная задача создаваемой компьютерной модели УКП – отражение взаимодействия всех служб предприятия при разработке, производстве и эксплуатации продукции. Это необходимо для создания полномасштабной системы организации процессов контроля и УКП.

На основе функциональной модели управления качеством определяется матрица ответственности всех служб и подразделений предприятия, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции. При этом рассматриваются все этапы «спирали качества» с учетом структуры конкретного предприятия и специфики применяемых технологий разработки, производства и эксплуатации продукции, в том числе:

  1.  маркетинговые исследования рынка по намечаемой к производству продукции;
  2.  обоснование технико-экономических параметров намеченной к выпуску продукции;
  3.  разработка конструкторской документации;
  4.  разработка технологических процессов, обеспечивающих производство продукции с заданными технико - экономическими параметрами;
  5.  разработка системы внесения изменений (актуализации) в техническую документацию;
  6.  подготовка производства, в том числе определение поставщиков материалов, узлов и комплектующих изделий, а также организация взаимодействия с предприятиями – поставщиками;
  7.  разработка системы заказа, получения и контроля продукции субпоставщиков;
  8.  разработка системы регистрации, накопления и анализа информации о результатах операционного контроля;
  9.  разработка процессов анализа эффективности системы качества по результатам различных видов проверок, включая внутренние проверки;
  10.  разработка комплексной системы подготовки персонала;
  11.  разработка методов технического обслуживания продукции;
  12.  разработка методов совершенствования системы качества .

Создание описанной выше функциональной модели позволяет определить структуру документированной системы качества, соответствующей требования стандартов ИСО серии 9000:2000.

Примечание. Модуль «Функциональная модель системы управления качеством»  является обязательной составляющей любой компьютерной системы УКП.

Модуль «Документация».

Структура и функции указанного модуля компьютерной системы УКП определяются структурой комплекта электронной документации на систему качества, необходимой для ее сертификации на соответствии требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000. Это:

– файл  «Политика предприятия в области качества», содержащий 15-20 ее версий;

– файл «Руководство по качеству», содержащий несколько электронных версий указанного документа, действующих в сертифицированных системах качества (применительно к аналогичной продукции);

– база данных «Методологические инструкции», содержащие файлы методологических инструкции для выполнения работ по обеспечению качества аналогичной продукции на различных технологических стадиях, соответствующих данному производству;

– база данных «Матрица ответственности руководителей предприятия и подразделений», соответствующая структуре производства и применяемым технологическим процессам;

– база данных «Стандарты предприятия», содержащая комплекс применяемых на предприятии нормативно-технических документов, регламентирующих процессы обеспечения качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла;

– база данных «Рабочие инструкции», устанавливающая номенклатуру нормативно – технических документов, регламентирующих технологию контроля и обеспечения качества продукции на всех технологических переделах.

– база данных по нормативной (ГОСТ, ОСТ) и законодательной документации (законы, постановления правительства и т.д.);

– база данных по классификаторам отказов изделий и методов их устранения;

– база данных содержащая методы анализа затрат на качество;

Программно – технические средства модуля «Документация» должны обеспечить поддержку всего комплекта документации (в электронном виде) по системе качества, а также актуализацию этой документации.

Примечание.  Модуль «Документация» является обязательной составляющей любой компьютерной системы УКП.

Модуль «Информация»

Структура и функции указанного электронного модуля определяются системой регистрации, накопления и анализа информации о качестве продукции на всех этапах жизненного цикла, необходимой для эффективного воздействия на весь комплекс процессов производства с целью повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции и минимизации потерь от брака.

В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000:2000 модуль «Информация» должен иметь следующие оставляющие файлы:

– «Маркетинговые исследования рынка» (регистрация и анализ информации о рынке потенциальных потребителей, их потребностей и возможностей, требований к продукции и др).;

– «Проектирование» (анализ информации о различных проектах продукции, включая проекты с опережающими требованиями поставщика);

– «Входной контроль» (регистрация и анализ информации о качестве материалов, узлов и комплектующих изделий);

– «Операционный контроль» (регистрация и анализ информации о качестве технологических операции по обработке деталей на различных технологических переделах);

– «Контроль сборочной операции» регистрация и анализ информации о качестве сборочных операций на всех стадиях производства;

– «Состав изделия» (регистрация и анализ информации об элементах, материалах, деталях, узлах и комплектующих изделиях, составляющую каждую единицу производимой продукции);

– «Приемосдаточные испытания» (регистрация и анализ информации о результатах государственных, периодических и приемосдаточных испытаниях производимой продукции);

– «Эксплуатация» (регистрация и анализ информации об отказах каждой единицы изделий в процессе эксплуатации с проведением причинно – следственного анализа выявленных дефектов);

– «Затраты на качество» (регистрация и анализ всех составляющих потерь по устранению дефектов и отказов продукции с целью выявления и устранения причин их возникновения на всех этапах жизненного цикла и повышения на этой основе эффективности производства);

– «Простои по организационно – техническим причинам» (регистрация и анализ простоев основного технологического оборудования по организационно – техническим причинам с целью устранения и повышения эффективности производства);

– «История качества» (анализ информации по каждой единице продукции или любой заданной совокупности продукции и всех составляющих ее элементов, деталей, узлов и комплектующих изделий на протяжении ее жизненного цикла);

– «Прогнозирование качества»  (анализ априорной информации о качестве продукции и прогнозирование качества продукции на определенный период времени).

Для обеспечения эффективного функционирования каждого из указанных файлов и модуля в целом на предприятии должны быть соответствующая компьютерная сеть, а также программно – технические средства, включающие меню для регистрации информации и типовые программные средства для всесторонней статистической обработки информации, ретроспективного и прогнозного анализа собранной информации.

Примечание. Модуль «Информация» включает в состав компьютерной системы УКП по желанию потребителя.

Модуль «Электронное описание изделия»

Структура и функции модуля определяются потребностью предприятий в переводе в электронный вид конструкторской, технологической и эксплуатационной документации на выпускаемое изделие, соответствующие требованиям CALS – стандартов. По желанию потребителей модуль может включать следующие составляющие файлы:

– «Электронное техническое и эксплуатационное описание изделия»;

– «Электронный реестр запасных элементов, материалов, узлов и комплектующих изделий, поставляемых по заявкам потребителей»;

– «Электронное описание конструкции изделия»;

– «Электронное описание технологических процессов производства изделия»;

– «Электронное описание процессов контроля и испытаний»;

– «Демонстрационные видеоролики, показывающие работу изделия».

Возможность включение и других файлов, отражающих специфику изделия.

Примечание. Модуль «Электронное описание изделия» включает в состав компьютерной системы УКП по желанию заказчика.

Модуль «Электронное взаимодействие с потребителями продукции»

Структура и функции модуля определяются потребностями предприятия в повышении качества и конкурентоспособности поставляемой на рынок продукции путем повышения уровня удобства и эффективности технического обслуживания, ремонта и эксплуатации продукции, осуществляемых благодаря применению соответствующих электронных технологий. Модуль может функционировать на основе созданного соответствующего сервера в системе Интернет, обеспечивающего:

– предоставление по запросу потребителей (в том числе зарубежных) технико – экономической информации по всей номенклатуре выпускаемой продукции;

– ведение в системе Интернет электронного реестра запасных частей (материалов) и предоставление по запросу потребителей (в том числе зарубежных) электронной технической документации, необходимой для проведения технического обслуживания и ремонта эксплуатируемой продукции.

Модуль «Входной контроль комплектующих изделий»

Автоматизированный модуль «Входной контроль комплектующих изделий» (модуль ВК) должен производить сбор, накопление и оперативный анализ результатов контроля получаемых комплектующих изделий. Файл базы данных модуля ВК может иметь следующую структуру: наименование и модель изделия, заводской номер, дата проведения проверки, время проведения испытаний (продолжительность), коды отказавших деталей и элементов, фамилия контролера и т.д.

Модуль «Эксплуатация»

Автоматизированный модуль «Эксплуатация» должен предназначаться для сбора, накопления и обработки информации о качестве и работоспособности продукции, находящиеся в эксплуатации у потребителей. Файл базы данных этого модуля может содержать следующую информацию: заводской номер изделия, комплектация изделия (номер деталей, узлов и комплектующих изделий, составляющих данный экземпляр продукции), наименование организации – потребителя, сведения о времени эксплуатации изделия, коды всех зафиксированных отказов с указанием даты их возникновения, причины отказа узла (детали), времени восстановления работоспособности изделия после отказа…

Обработка указанной информации позволяет количественно оценить показатели качества и надежности по каждой единице эксплуатируемой продукции либо по заданной выборке (партии) эксплуатируемых изделий.

Модуль «История качества»

Автоматизированный модуль «История качества продукции в течении жизненного цикла»  модуль ИК должен предназначаться для отслеживания показателей качества и надежности каждой произведенной единицы продукции, составляющие ее деталей, узлов и комплектующих изделий как на этапах изготовления, контроля и испытаний, так и на этапе пусконаладочных работ, гарантийного и послегарантийного периода эксплуатации.

Анализ «истории качества» продукции необходим сервисным службам, которые снабжаются информацией о ее показателях качества и работоспособности для сокращения времени поиска и устранения неисправностей в процессе пусконаладочных работ, гарантийного и послегарантийного ремонта.

Контрольные вопросы к лекции 9

  1.  Что обеспечивает применение CALS – технологии?
  2.  Модули компьютерной системы управления качеством?
  3.  Структура модуля «Электронное описание изделия».

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52119. Розвязування раціональних рівнянь 107.5 KB
  Мета: удосконалити вміння розвязувати раціональні рівняння; розвиток уваги і вміння чітко та математично грамотно висловлювати власну думку. Тип уроку: удосконалення знань і вмінь
52120. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 43.5 KB
  Неповні квадратні рівняння їх розв’язування Мета: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розв’язувати неповні квадратні рівняння; розвиток концентрації уваги Тип уроку: удосконалення знань і вмінь Обладнання та наочність: картки для усного рахунку опорна схема правила проведення інтерактивної технології “Робота в парахâ€ Хід уроку І. Актуалізація опорних знань Запитання для фронтального опитування: означення квадратного рівняння; коефіцієнти квадратного рівняння; Опорна схема неповні...
52121. Розвязування тригонометричних рівнянь зведенням до однієї тригонометричної функції 7.06 MB
  Розв’язування тригонометричних рівнянь зведенням до однієї тригонометричної функції. Формування в учнів умінь розв’язувати тригонометричні рівняння способом зведення до однієї тригонометричної функції алгебраїчний спосіб розвивати логічне мислення уяву пам'ять виховувати інтерес до математики уважність відповідальність культуру математичних записів. Ми ніколи не станемо математиками...
52122. Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування 60 KB
  Тема: Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування. Які вирази називаються многочленами Що означає розкласти многочлен на множники Способи розкладання многочлена на множники Як розкласти многочлен на множники способом групування III.
52123. Решение задач с помощью производной 63 KB
  Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения задач с практическим содержанием. Оборудование: Портреты ученых Карточки с заданиями для устных упражнений Таблица Чертежи к задачам математические модели Минизадачники Ход урока В мире не происходит ничего в чем бы ни был виден смысл какогонибудь максимума или минимума Леонард Эйлер I. Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма 16011665 англичанин Исаак Ньютон 16431727 немец Готфрид Лейбниц16461716 француз Жозеф Лагранж 17361813...
52124. Розвязування систем рівнянь методом заміни змінної 4.01 MB
  Мета: освітня: формувати поняття однорідного многочлена симетричного многочлена; формувати умінь і навичок розв’язування систем рівнянь методом заміни змінної та вироблення вмінь і навичок застосовувати цей спосіб під час розв’язування систем рівнянь; розвиваюча: формувати вміння знаходити зв’язок з раніше вивченим: переносити набуті знання в нові ситуації; стимулювати учнів до висловлювань без побоювань помилитися; заохочувати знаходити свій спосіб фіксації пояснення нового матеріалу; виховна: виховувати культуру математичних міркувань;...
52125. Решение нестандартных задач в курсе алгебры 8-9 класса 1.46 MB
  Доказать что значение выражения является натуральным числом. А При каком положительном значении параметра сумма квадратов корней уравнения равна 16 Ответ: Б При каком отрицательном значении параметра сумма квадратов корней уравнения Ответ: Доказать что значение выражения натуральное число. Доказать что значение выражения чётное число отрицательное. Построить график функции – const Построить график функции: а б в Доказать что график функции это две...
52126. Методи розвязування показникових рівнянь 1.22 MB
  Мета: Систематизувати й узагальнити знання уміння та навички учнів із теми формувати вміння учнів розв’язувати показникові рівняння різними способами: зведення до однієї основи до спільного...
52127. Розвязування вправ з використанням формул скороченого множення 150 KB
  Розв’язування вправ з використанням формул скороченого множення. – навчальна формувати удосконалити та поглибити знання та вміння учнів використовувати формули скороченого множення: при розв’язуванні вправ формувати навички їх творчого застосування при розв’язуванні завдань високого рівня складності; розвивальна розвивати логічне мислення математичну мову вміння чітко висловлювати думки узагальнювати активність; виховна інтерес до математики. Розв’язування вправ на застосування формул скороченого множення: для виконання...