6606

Применение CALS - технологий в управлении качеством

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Применение CALS - технологий в управлении качеством Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие ин...

Русский

2013-01-06

34.3 KB

34 чел.

Применение CALS – технологий в управлении качеством

Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие интегрированной системы сбора и анализа информации о качестве продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

Для интеграции информационных процессов, используемых на различных этапах жизненного цикла НОП, была разработана так называемая CALS – идеология, реализованная позже в виде CALS – технологий. CALS –это новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие создания единой информационной среды для всех этапов ЖЦИ, а именно: процессов проектирования, производства, испытаний, поставки и эксплуатации продукции.

Применение CALS – технологий в управлении качеством

Применение CALS – технологий применительно к этапу «производства» позволяет обеспечивать повышение эффективности производства за счет:

  1.  Моделирования материальных, информационных и финансовых потоков, характеризующих процессы производства изделий (продукции), с целью выбора оптимального комплекса технологических процессов, обеспечивающих достижение заданных технико – экономических параметров продукции, выпуск которой планируется;
  2.  Интегрированной информационной системы сопровождения продукции на всех этапах ее жизненного цикла, обеспечивающей сведение к минимуму производственных издержек;
  3.  Системы информационного взаимодействия с субподрядчиками, обеспечивающей высокую эффективность процессов материально – технического снабжения;
  4.  Интегрированной информационной системы управления качеством НОП на всех этапах ее жизненного цикла;
  5.  Интегрированной информационной системы взаимодействия с потребителями продукции, обеспечивающей сведение к минимуму затрат на ее техническое обслуживании, ремонте и утилизации.

Приведенные составляющие CALS – систем в значительной мере коррелируют с идеологией всеобщего управления качеством (TQМ – Тotal quality menedgment). Другими словами, принципы TQМ уже заложены в идеологии CALS – систем. Поэтому внедрение на предприятиях интегрированных информационных технологий означает автоматическую реализацию принципов всеобщего управления качеством.

Типовая компьютерная CALS – система УКП реализована в виде интегрированной системы автоматизированных модулей, решающих комплекс задач по обеспечению качества и надежности продукции  на отдельных этапах ее жизненного цикла. При этом в состав компьютерной системы может входить следующий минимальный набор модулей, соответствующих основным этапам жизненного цикла изделия (продукции):

  1.  разработка конструкции;
  2.  разработка технологии;
  3.  подготовка производства;
  4.  входной контроль комплектующих изделий;
  5.  контроль изготовляемых деталей;
  6.  испытания собранных узлов;
  7.  приемо – сдаточные испытания готовой продукции;
  8.  реализация продукции;
  9.  пусконаладочные работы;
  10.  техническое обслуживание (ремонт) в процессе эксплуатации;
  11.  анализ «истории качества» каждой выпущенной единицы продукции;
  12.  анализ затрат на обеспечение качества;
  13.  причинно – следственный анализ дефектов продукции на всех этапах производства (в том числе ретроспективный, текущий и прогнозный).

В качестве примера ниже рассмотрим предложения по структуре и функциям отдельных модулей компьютерной CALS – системы УКП.

Модуль «функциональная модель системы

управления качеством».

Главная задача создаваемой компьютерной модели УКП – отражение взаимодействия всех служб предприятия при разработке, производстве и эксплуатации продукции. Это необходимо для создания полномасштабной системы организации процессов контроля и УКП.

На основе функциональной модели управления качеством определяется матрица ответственности всех служб и подразделений предприятия, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции. При этом рассматриваются все этапы «спирали качества» с учетом структуры конкретного предприятия и специфики применяемых технологий разработки, производства и эксплуатации продукции, в том числе:

  1.  маркетинговые исследования рынка по намечаемой к производству продукции;
  2.  обоснование технико-экономических параметров намеченной к выпуску продукции;
  3.  разработка конструкторской документации;
  4.  разработка технологических процессов, обеспечивающих производство продукции с заданными технико - экономическими параметрами;
  5.  разработка системы внесения изменений (актуализации) в техническую документацию;
  6.  подготовка производства, в том числе определение поставщиков материалов, узлов и комплектующих изделий, а также организация взаимодействия с предприятиями – поставщиками;
  7.  разработка системы заказа, получения и контроля продукции субпоставщиков;
  8.  разработка системы регистрации, накопления и анализа информации о результатах операционного контроля;
  9.  разработка процессов анализа эффективности системы качества по результатам различных видов проверок, включая внутренние проверки;
  10.  разработка комплексной системы подготовки персонала;
  11.  разработка методов технического обслуживания продукции;
  12.  разработка методов совершенствования системы качества .

Создание описанной выше функциональной модели позволяет определить структуру документированной системы качества, соответствующей требования стандартов ИСО серии 9000:2000.

Примечание. Модуль «Функциональная модель системы управления качеством»  является обязательной составляющей любой компьютерной системы УКП.

Модуль «Документация».

Структура и функции указанного модуля компьютерной системы УКП определяются структурой комплекта электронной документации на систему качества, необходимой для ее сертификации на соответствии требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000. Это:

– файл  «Политика предприятия в области качества», содержащий 15-20 ее версий;

– файл «Руководство по качеству», содержащий несколько электронных версий указанного документа, действующих в сертифицированных системах качества (применительно к аналогичной продукции);

– база данных «Методологические инструкции», содержащие файлы методологических инструкции для выполнения работ по обеспечению качества аналогичной продукции на различных технологических стадиях, соответствующих данному производству;

– база данных «Матрица ответственности руководителей предприятия и подразделений», соответствующая структуре производства и применяемым технологическим процессам;

– база данных «Стандарты предприятия», содержащая комплекс применяемых на предприятии нормативно-технических документов, регламентирующих процессы обеспечения качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла;

– база данных «Рабочие инструкции», устанавливающая номенклатуру нормативно – технических документов, регламентирующих технологию контроля и обеспечения качества продукции на всех технологических переделах.

– база данных по нормативной (ГОСТ, ОСТ) и законодательной документации (законы, постановления правительства и т.д.);

– база данных по классификаторам отказов изделий и методов их устранения;

– база данных содержащая методы анализа затрат на качество;

Программно – технические средства модуля «Документация» должны обеспечить поддержку всего комплекта документации (в электронном виде) по системе качества, а также актуализацию этой документации.

Примечание.  Модуль «Документация» является обязательной составляющей любой компьютерной системы УКП.

Модуль «Информация»

Структура и функции указанного электронного модуля определяются системой регистрации, накопления и анализа информации о качестве продукции на всех этапах жизненного цикла, необходимой для эффективного воздействия на весь комплекс процессов производства с целью повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции и минимизации потерь от брака.

В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000:2000 модуль «Информация» должен иметь следующие оставляющие файлы:

– «Маркетинговые исследования рынка» (регистрация и анализ информации о рынке потенциальных потребителей, их потребностей и возможностей, требований к продукции и др).;

– «Проектирование» (анализ информации о различных проектах продукции, включая проекты с опережающими требованиями поставщика);

– «Входной контроль» (регистрация и анализ информации о качестве материалов, узлов и комплектующих изделий);

– «Операционный контроль» (регистрация и анализ информации о качестве технологических операции по обработке деталей на различных технологических переделах);

– «Контроль сборочной операции» регистрация и анализ информации о качестве сборочных операций на всех стадиях производства;

– «Состав изделия» (регистрация и анализ информации об элементах, материалах, деталях, узлах и комплектующих изделиях, составляющую каждую единицу производимой продукции);

– «Приемосдаточные испытания» (регистрация и анализ информации о результатах государственных, периодических и приемосдаточных испытаниях производимой продукции);

– «Эксплуатация» (регистрация и анализ информации об отказах каждой единицы изделий в процессе эксплуатации с проведением причинно – следственного анализа выявленных дефектов);

– «Затраты на качество» (регистрация и анализ всех составляющих потерь по устранению дефектов и отказов продукции с целью выявления и устранения причин их возникновения на всех этапах жизненного цикла и повышения на этой основе эффективности производства);

– «Простои по организационно – техническим причинам» (регистрация и анализ простоев основного технологического оборудования по организационно – техническим причинам с целью устранения и повышения эффективности производства);

– «История качества» (анализ информации по каждой единице продукции или любой заданной совокупности продукции и всех составляющих ее элементов, деталей, узлов и комплектующих изделий на протяжении ее жизненного цикла);

– «Прогнозирование качества»  (анализ априорной информации о качестве продукции и прогнозирование качества продукции на определенный период времени).

Для обеспечения эффективного функционирования каждого из указанных файлов и модуля в целом на предприятии должны быть соответствующая компьютерная сеть, а также программно – технические средства, включающие меню для регистрации информации и типовые программные средства для всесторонней статистической обработки информации, ретроспективного и прогнозного анализа собранной информации.

Примечание. Модуль «Информация» включает в состав компьютерной системы УКП по желанию потребителя.

Модуль «Электронное описание изделия»

Структура и функции модуля определяются потребностью предприятий в переводе в электронный вид конструкторской, технологической и эксплуатационной документации на выпускаемое изделие, соответствующие требованиям CALS – стандартов. По желанию потребителей модуль может включать следующие составляющие файлы:

– «Электронное техническое и эксплуатационное описание изделия»;

– «Электронный реестр запасных элементов, материалов, узлов и комплектующих изделий, поставляемых по заявкам потребителей»;

– «Электронное описание конструкции изделия»;

– «Электронное описание технологических процессов производства изделия»;

– «Электронное описание процессов контроля и испытаний»;

– «Демонстрационные видеоролики, показывающие работу изделия».

Возможность включение и других файлов, отражающих специфику изделия.

Примечание. Модуль «Электронное описание изделия» включает в состав компьютерной системы УКП по желанию заказчика.

Модуль «Электронное взаимодействие с потребителями продукции»

Структура и функции модуля определяются потребностями предприятия в повышении качества и конкурентоспособности поставляемой на рынок продукции путем повышения уровня удобства и эффективности технического обслуживания, ремонта и эксплуатации продукции, осуществляемых благодаря применению соответствующих электронных технологий. Модуль может функционировать на основе созданного соответствующего сервера в системе Интернет, обеспечивающего:

– предоставление по запросу потребителей (в том числе зарубежных) технико – экономической информации по всей номенклатуре выпускаемой продукции;

– ведение в системе Интернет электронного реестра запасных частей (материалов) и предоставление по запросу потребителей (в том числе зарубежных) электронной технической документации, необходимой для проведения технического обслуживания и ремонта эксплуатируемой продукции.

Модуль «Входной контроль комплектующих изделий»

Автоматизированный модуль «Входной контроль комплектующих изделий» (модуль ВК) должен производить сбор, накопление и оперативный анализ результатов контроля получаемых комплектующих изделий. Файл базы данных модуля ВК может иметь следующую структуру: наименование и модель изделия, заводской номер, дата проведения проверки, время проведения испытаний (продолжительность), коды отказавших деталей и элементов, фамилия контролера и т.д.

Модуль «Эксплуатация»

Автоматизированный модуль «Эксплуатация» должен предназначаться для сбора, накопления и обработки информации о качестве и работоспособности продукции, находящиеся в эксплуатации у потребителей. Файл базы данных этого модуля может содержать следующую информацию: заводской номер изделия, комплектация изделия (номер деталей, узлов и комплектующих изделий, составляющих данный экземпляр продукции), наименование организации – потребителя, сведения о времени эксплуатации изделия, коды всех зафиксированных отказов с указанием даты их возникновения, причины отказа узла (детали), времени восстановления работоспособности изделия после отказа…

Обработка указанной информации позволяет количественно оценить показатели качества и надежности по каждой единице эксплуатируемой продукции либо по заданной выборке (партии) эксплуатируемых изделий.

Модуль «История качества»

Автоматизированный модуль «История качества продукции в течении жизненного цикла»  модуль ИК должен предназначаться для отслеживания показателей качества и надежности каждой произведенной единицы продукции, составляющие ее деталей, узлов и комплектующих изделий как на этапах изготовления, контроля и испытаний, так и на этапе пусконаладочных работ, гарантийного и послегарантийного периода эксплуатации.

Анализ «истории качества» продукции необходим сервисным службам, которые снабжаются информацией о ее показателях качества и работоспособности для сокращения времени поиска и устранения неисправностей в процессе пусконаладочных работ, гарантийного и послегарантийного ремонта.

Контрольные вопросы к лекции 9

  1.  Что обеспечивает применение CALS – технологии?
  2.  Модули компьютерной системы управления качеством?
  3.  Структура модуля «Электронное описание изделия».

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49978. Измерение параметров гармонического напряжения с помощью осциллографа 498 KB
  Измерение параметров гармонического напряжения с помощью осциллографа Цель работы Приобретение навыков измерения параметров гармонического напряжения с помощью осциллографа. Получение сведений о характеристиках и устройстве электронного осциллографа. Устройство принцип действия и основные характеристики электронного осциллографа.
49979. Изучение линейчатых спектров атомов 423.5 KB
  Согласно современной квантовой теории возможные значения энергии системы атомов полностью определяются ее внутренними свойствами: числом и свойствами атомов ядер и электронов в ней и характером взаимодействия между ними. Те значения энергии. которые могут быть реализованы в данной системе принято называть ее уровнями энергии. Совокупность всех возможных значений энергии или уровней энергии носит название энергетического спектра или спектра возможных значений энергии.
49980. Измерение и анализ спектров свечения газоразрядных ламп 184.5 KB
  Просматривая видимый диапазон 400 750 нм измерили длины волн всех спектральных линий лампы №1. Обработка результатов измерений Измеренные длины волн линий занесите в табл. Измерение длин волн спектральных линий. Используя данные о длинах волн спектральных линий атомов некоторых элементов из табл.
49981. Ознайомитись з явищем поляризації світла, експериментально перевірити закон Малюса і закон Брюстера 578 KB
  Прилади і обладнання Джерело світла поляризатор аналізатор набір скляних пластин чорне дзеркало прилад для вимірювання інтенсивності світла Опис установки Експериментальна лабораторна установка рис.1 дозволяє: отримати лінійно поляризоване світло за допомогою поляризатора; експериментально перевірити закон Малюса і закон Брюстера...
49982. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ТОНКИХ ЛИНЗ 266 KB
  Приборы и принадлежности: оптическая скамья с набором рейтеров осветитель с источником питания экран собирающая и рассеивающая линзы. Ее вершины О1 и О2 в этом случае можно считать совпадающими в точке О называемой оптическим центром линзы. Причем ось проходящая через оптический центр линзы и центры кривизны ее преломляющих поверхностей называется главной оптической осью линзы прямая РР рис. Если направить луч света параллельно главной оптической оси вблизи нее то преломившись он пройдет через точки F1 или F2 в зависимости от...
49983. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ ДИСПЕРСИИ 472.5 KB
  В качестве диспергирующих элементов используются спектральные призмы действие которых основано на явлениях преломления и дисперсии света дисперсионные призмы. Ширина спектральной линии определяется дифракцией света на оправе призмы или на краях диафрагмы ограничивающей световой поток падающий на призму. Качество спектра определяется угловой дисперсией и разрешающей способностью призмы.
49984. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ СВЕТА ПРИ НАБЛЮДЕНИИ КОЛЕЦ НЬЮТОНА 747 KB
  Приборы и принадлежности: микроскоп МБС10 светофильтры источник белого света микрометр окулярный винтовой МОВ116Х или окуляр со шкалой объект микрометр ячейка для получения колец Ньютона блок питания для лампы осветителя. Оно окружено системой чередующихся светлых и темных колец ширина и интенсивность которых постепенно убывают по мере удаления от центрального пятна. Светлые кольца соответствуют d для которых...
49986. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯВЛЕНИЯ ДИФРАКЦИИ СВЕТА 252.5 KB
  Световые лучи испытывают дифракцию на щели S2 или на нити находящейся в этой же плоскости. Ширину щели S2 можно регулировать микровинтом. Выберите для начала ширину щели S2 достаточно большую например 1 2 мм. Поместите микроскоп М в такое положение которое позволяет наблюдать резкое изображение щели S2 находящееся в центре шкалы.