66064

Эволюция финансовой системы

Научная статья

Финансы и кредитные отношения

Подходы к определению финансовой системы также разнообразны. Так например представители англо-американской финансовой школы Т. Мнение других а также российских учёных состоит в том что сущность финансовой системы страны раскрывается через...

Русский

2014-08-12

15.65 KB

0 чел.

Эволюция финансовой системы

В современное время термин "финансы" в обществе используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Но до сих пор в мировой экономической науке нет общепринятого мнения о происхождении этого слова. Одни считают, что термин произошёл от латинского слова "financia", в переводе означает "денежный платёж". Похоже слово "финансы" и на английское "fine" - денежная пеня, пошлина за привилегию. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это строго определённая экономическая категория с чёткой выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличными или безналичным путём.

Таким образом, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Подходы к определению финансовой системы также разнообразны. Так, например, представители англо-американской финансовой школы Т. Коуплэнд, Р. Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих финансовые услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.

Мнение других, а также российских учёных состоит в том, что сущность финансовой системы страны раскрывается через её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.

В экономической практике современной России можно встретить два наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.

Первый вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и государства.

Второй вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

"Финансовая система" - в российской экономике понятие развивающиеся. Подходы к определению состава подсистем также различны между собой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов .

Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы:

финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;

общегосударственные финансы.

Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы, проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.

Так, авторы В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, А.М. Ковалёва считают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. И представляют систему в следующей структуре.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36669. Термодинамика и тепломассообмен 2.83 MB
  Первоначально же в середине XIX века она возникла как техническая термодинамика изучающая закономерности взаимного превращения теплоты в механическую работу и являющаяся теоретическим 4ундаментом теплотехники. На ее основе производится расчет и проектирование технологического оборудования для осуществления процессов деформации сушки термообработки и других формируются методы прямого преобразования теплоты в электрическую энергию проводится анализ эффективности термодинамических циклов процессов теплообмена изучаются...
36670. ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Линейные системы управления 5.19 MB
  В учебном пособии излагаются методы анализа и синтеза линейных линеаризованных систем автоматического управления САУ базирующиеся на применении принципа обратной связи по выходной управляемой координате или по вектору координат состояния объекта управления. Продемонстрированы современные методы математического описания линейных объектов и систем во временной и частотной области показана взаимосвязь различных методов описания приведены наиболее распространенные в инженерной практике методы анализа и синтеза непрерывных и дискретных...
36671. СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2.13 MB
  Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Проблема воспитания в семье ребенка с нарушением зрения182 6. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрасте .
36672. Лекции и исследования по древней истории русского права 7.31 MB
  Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы в данном случае самый закон; это на том основании что судья берет норму для решения известного случая прямо из закона который является для него источником права отдельных лиц. Начичность обычая проявлятся в том что известные юридические действия совершаются постоянно по единообразной норме. Чтобы доказать что в данное время действует известный обычай нужно привести ряд единообразных действий определяемых одним какимлибо юридическим началом. Если нет повода думать что...
36673. Информационная безопасность и конфиденциальность информации 36.23 KB
  Причины утери информации может быть выделено четыре: эксплуатационные поломки носителей информации, стихийные и техногенные бедствия, вредоносные программы, человеческий фактор.
36674. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специа 1.72 MB
  Кушнер Особенности обучения грамоте детей с речевыми нарушениями на примере дизартрии. Поваляева Раннее обучение чтению детей имеющих речевые нарушения. Красикова Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Буденная Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией.
36675. МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛУ 791 KB
  В умовах становлення ринкової економіки в нашій державі особливого значення набуває питання практичного застосування сучасних форм управління персоналом які дозволяють підвищити соціальноекономічну ефективність будьякого підприємства. Управління персоналом завжди належало до однієї з найскладніших видів людської діяльності яка вимагає спеціальних знань і без яких неможливе управління. В свою чергу ця здатність в більшості залежить від компетенції керівників всіх рівнів і спеціалістів по управлінню персоналом:...
36676. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие 640.5 KB
  В результате изучения дисциплины студенты должны знать базовые психологические категории психологические факты и закономерности; уметь выявлять закономерные связи и раскрывать конкретные механизмы поведения и деятельности человека; иметь представление об установлении механизмов психической деятельности посредством которых закономерность может проявиться. Еще древний мудрец сказал что нет для человека интереснее объекта изучения чем другой человек и он не ошибся. Предметом психологии являются механизм закономерности психики как...
36677. Моделювання електронних систем методичний посібник 2.66 MB
  Дані методичні вказівки призначені для практичних, самостійних робіт, виконання контрольних робіт, підготовки до модульного контролю студентів денного та заочного відділення професійного рівня навчання «Магістр» зі спеціальності «Електронні системи» денної та заочної форм навчання.