66064

Эволюция финансовой системы

Научная статья

Финансы и кредитные отношения

Подходы к определению финансовой системы также разнообразны. Так например представители англо-американской финансовой школы Т. Мнение других а также российских учёных состоит в том что сущность финансовой системы страны раскрывается через...

Русский

2014-08-12

15.65 KB

2 чел.

Эволюция финансовой системы

В современное время термин "финансы" в обществе используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Но до сих пор в мировой экономической науке нет общепринятого мнения о происхождении этого слова. Одни считают, что термин произошёл от латинского слова "financia", в переводе означает "денежный платёж". Похоже слово "финансы" и на английское "fine" - денежная пеня, пошлина за привилегию. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это строго определённая экономическая категория с чёткой выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличными или безналичным путём.

Таким образом, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Подходы к определению финансовой системы также разнообразны. Так, например, представители англо-американской финансовой школы Т. Коуплэнд, Р. Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих финансовые услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.

Мнение других, а также российских учёных состоит в том, что сущность финансовой системы страны раскрывается через её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.

В экономической практике современной России можно встретить два наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.

Первый вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и государства.

Второй вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

"Финансовая система" - в российской экономике понятие развивающиеся. Подходы к определению состава подсистем также различны между собой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов .

Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы:

финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;

общегосударственные финансы.

Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы, проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.

Так, авторы В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, А.М. Ковалёва считают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. И представляют систему в следующей структуре.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75079. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ИНДИКАТОРОВ ПРИРОДНОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 947 KB
  Цель работы: Исследование свойств синтетических индикаторов, применяемых в школьной лаборатории, и полученных из соков и отваров цветов, овощей, ягод, изучение характера среды с их помощью. Гипотеза: растворы растительных индикаторов можно приготовить самостоятельно и применять...
75081. Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок 102.5 KB
  Нравственная составляющая сказки стала вектором в жизненном пространстве человека: она даёт уроки ненавязчиво исподволь приглашая к диалогу а может быть и полилогу. Меняется ли при этом наше отношение а точнее прочтение сказки и постижении е её глубинного смысла...
75082. Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка 69.5 KB
  Цель работы заключается в систематизации основных отличий британского и американского вариантов английского языка. Цель работы определила следующие задачи: рассмотреть историю формирования американского варианта английского языка; определить грамматические и лексические различия...
75083. Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка 58.5 KB
  Ценность исследовательской работы заключается в том что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым решение таких задач...
75084. Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина 664 KB
  Суровый климат Приамурья и Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие.
75085. Исследование употребления компьютерного сленга учениками Абанской школы 176 KB
  Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической силой. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счёт коммуникаций. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.
75086. Изучение степени владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1 190 KB
  Цель данного исследования: проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1. Достижение цели возможно при выполнении следующих задач: познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра; раскрыть вопрос жанрового определения писем...
75087. Влияние компьютера на зрение школьников 322.5 KB
  Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет.