66068

Бюджетный дефицит в период до 1990 года

Научная статья

Макроэкономика

Падение объема производства естественно привело к сокращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях несовершенства налогового законодательства и существующего в обществе отношения к обязательности налоговых платежей...

Русский

2014-08-13

34.5 KB

0 чел.

Бюджетный дефицит в период до 1990 года.

Формой проявления бюджетного дефицита была, в частности, скрытая (подавленная) инфляция. Конкретными причинами возникновения бюджетных дефицитов в СССР стали:

• падение темпов роста производства;

• наличие большого числа планово-убыточных предприятий;

• рост расходов на оборону;

• огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнормативных запасов;

• сокращение поступлений от продажи нефти в связи с падением мировых цен;

• сокращение импорта потребительских товаров;

• уменьшение поступлений налога с оборота в связи с реформой цен 1982 г. и проведением антиалкогольной кампании 1984 г

В 90-х годах к прежним причинам бюджетного дефицита присоединились новые, связанные прежде всего с сокращением объема ВВП. Падение объема производства, естественно, привело к сокращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях несовершенства налогового законодательства и существующего в обществе отношения к обязательности налоговых платежей – стало еще одной причиной сужения доходной базы бюджета. Динамика дефицита федерального бюджета России была следующей (в % к ВВП):

 

1993 г.                       1994 г.                        1995 г.                        1996                   6,9                           9,9                                 3,0                             3,3                1997                                                                                                                               3,6

Бюджетная политика после 1995 года.

В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России и МВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5% ВВП в 1995 году до 3% в 1997 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1996 году дефицит консолидированного бюджета достигал 4.17% от ВВП, а в 97 – почти 4.6 процентов с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно на уровне 50-60%. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращение расходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированного бюджета уменьшились с 30.9% ВВП в 1994 году до 22.7% ВВП в 1997. В то же время размеры государственного потребления стали расти – если в 1992 оно составляло 16% ВВП, то в 1995 уже 26,5% ВВП.

Значительные резервы сокращения дефицита есть и в рамках вертикального перераспределения ресурсов между федеральным и территориальными уровнями.

Постепенно сокращаются дотации бюджета отраслям народного хозяйства – с 14% от ВВП в 1992 году до почти 1.6% ВВП в 1997 году. В первую очередь это дотирование сельского хозяйства. Однако были некоторые моменты увеличения субсидирования этой отрасли – например в четвертом квартале 1996 года расходы по этой статье увеличились до 134%. Если исходить из целесообразности полного прекращения субсидирования отрасли из территориальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицит консолидированного бюджета следовало бы сократить почти на 0,5% от ВВП.

На протяжении всего рассматриваемого периода львиную долю консолидированного бюджета съедали жилищно-коммунальные субсидии (например, в 1994 году по данной статье было израсходовано 29 трлн рублей, что составило 27% общих расходов территориальных бюджетов).

Например в 1996 году экономия средств бюджета была произведена за счет снижения расходов на государственное управление ( до 87%) ,науки (до 68%), госинвестиций (до 72%), пополнения госзапасов и резервов (с 143% до 107%).

Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы

Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являются:

повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7 процента валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового внутреннего продукта в 2000 году за счет совершенствования налоговой политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации;

внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета (без учета расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.

 Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу (первичный дефицит).

С 2009 года внутренний долг России увеличился с 5,4% до 9,8%, а внешний, напротив, снизился с 3,1% до 1,7% ВВП. Считается что предельный уровень госдолга, превышение которого говорит о нездоровой экономической ситуации, составляет 60% ВВП. Правда, есть и некоторые исключения. Например, в Японии один из самых высоких госдолга в мире (200% ВВП), однако страна сохраняет высокие кредитные рейтинги.

Дефицит федерального бюджета России по итогам I квартала 2012 года, по предварительной оценке, снизился на 60,95 млрд рублей, или в два раза — до 60,35 млрд рублей с 121,32 млрд рублей в IV квартале 2011 года.

Первичный профицит в январе–апреле составил 58,74 млрд рублей, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на Минфин.

По предварительной оценке Минфина, доходы федерального бюджета январь–апрель сложились в объеме 4,06568 трлн рублей, или 34,5% от плана на 2012 год, кассовое исполнение расходов — 4,12603 трлн рублей, или 32,6% к плану на текущий год.

18 апреля Минэкономразвития также улучшило прогноз по дефициту бюджета РФ в текущем году до 0,3% ВВП с ожидавшихся ранее 0,5%. Эту информацию подтверждал замглавы МЭР Андрей Клепач.

Финансово-экономические ведомства настраиваются на более оптимистичные ожидания на фоне высоких цен на нефть. В прошлом году дорогая нефть обеспечила профицит бюджета РФ на уровне 0,8% ВВП, хотя изначально также ожидался дефицит.

МВФ на этой неделе также улучшил прогноз по состоянию бюджета РФ на 2012 и 2013 годы — до профицита в 0,6% ВВП и дефицита в 0,3% ВВП соответственно. В январе фонд прогнозировал показатели дефицита на уровне 1,4% и 1,7% ВВП соответственно. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65773. Современная концепция маркетинга 69.59 KB
  В настоящее время в теории маркетинга выделяют 5 концептуальных подходов к его организации. Концепция чистого маркетинга может быть кратко охарактеризована девизом Производить то что продается а не продавать то что производится.
65775. Опасности, возникающие в повседневной жизни и безопасное поведение 212.5 KB
  Понятие пожарной опасности Понятие пожарная опасность емко и многогранно. В этом случае пожарная опасность обуславливается видом объекта степенью горючести обрабатываемых производимых или потребляемых материалов технологической культурой производства и степенью точности...
65776. Вестфальская система МО 14.33 KB
  Закончившаяся поражением Франции и триумфальной победой бисмарковской Германии привела к установлению недолгого Франкфуртского мира ставшего третьей модификацией Вестфальской системы международных отношений. Эта война закончившаяся тотальным поражением Германии Японии и их союзников создала...
65777. ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В БЕЛАРУСИ 593.5 KB
  В этот период утверждается система органов центрального и местного управления определяется состав документов регламентирующих все стороны государственной и частной жизни. Статуты широко известные в государственных учреждениях разных инстанций послужили образцом для писцов последующих десятилетий и источником грамматических средств...
65778. Белоруссия и Литва в составе Российской империи (РИ) 20.57 KB
  Территория современной Беларуси окончательно вошла в состав Российской Империи 26 января 1797 года в день состоявшегося деюре упразднения польского государства. После присоединения Беларуси к России имперское правительство начало проводить политику направленную на нивелировку...
65779. Национальный вопрос во внутренней политики Российского государства (1905-1917 гг.) 48 KB
  В начале 20 в. в национальной политике России существовало 3 болевые точки: а) Польский вопрос (не получил развития в ходе революции, т.к. национальное движение формировалось не по национальному признаку, а по классовому); б) Украинский вопрос, представлявший для России вопрос внешнеполитический...
65780. Источники права. Понятие нормативно-правового акта и его виды 30.5 KB
  Для понимания процессов правообразования а также для понимания того откуда брать право в решении юридических дел необходимо обратиться к источникам права. Об источниках права говорят прежде всего как о факторах питающих появление и действие права.