66068

Бюджетный дефицит в период до 1990 года

Научная статья

Макроэкономика

Падение объема производства естественно привело к сокращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях несовершенства налогового законодательства и существующего в обществе отношения к обязательности налоговых платежей...

Русский

2014-08-13

34.5 KB

0 чел.

Бюджетный дефицит в период до 1990 года.

Формой проявления бюджетного дефицита была, в частности, скрытая (подавленная) инфляция. Конкретными причинами возникновения бюджетных дефицитов в СССР стали:

• падение темпов роста производства;

• наличие большого числа планово-убыточных предприятий;

• рост расходов на оборону;

• огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнормативных запасов;

• сокращение поступлений от продажи нефти в связи с падением мировых цен;

• сокращение импорта потребительских товаров;

• уменьшение поступлений налога с оборота в связи с реформой цен 1982 г. и проведением антиалкогольной кампании 1984 г

В 90-х годах к прежним причинам бюджетного дефицита присоединились новые, связанные прежде всего с сокращением объема ВВП. Падение объема производства, естественно, привело к сокращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях несовершенства налогового законодательства и существующего в обществе отношения к обязательности налоговых платежей – стало еще одной причиной сужения доходной базы бюджета. Динамика дефицита федерального бюджета России была следующей (в % к ВВП):

 

1993 г.                       1994 г.                        1995 г.                        1996                   6,9                           9,9                                 3,0                             3,3                1997                                                                                                                               3,6

Бюджетная политика после 1995 года.

В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России и МВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5% ВВП в 1995 году до 3% в 1997 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1996 году дефицит консолидированного бюджета достигал 4.17% от ВВП, а в 97 – почти 4.6 процентов с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно на уровне 50-60%. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращение расходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированного бюджета уменьшились с 30.9% ВВП в 1994 году до 22.7% ВВП в 1997. В то же время размеры государственного потребления стали расти – если в 1992 оно составляло 16% ВВП, то в 1995 уже 26,5% ВВП.

Значительные резервы сокращения дефицита есть и в рамках вертикального перераспределения ресурсов между федеральным и территориальными уровнями.

Постепенно сокращаются дотации бюджета отраслям народного хозяйства – с 14% от ВВП в 1992 году до почти 1.6% ВВП в 1997 году. В первую очередь это дотирование сельского хозяйства. Однако были некоторые моменты увеличения субсидирования этой отрасли – например в четвертом квартале 1996 года расходы по этой статье увеличились до 134%. Если исходить из целесообразности полного прекращения субсидирования отрасли из территориальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицит консолидированного бюджета следовало бы сократить почти на 0,5% от ВВП.

На протяжении всего рассматриваемого периода львиную долю консолидированного бюджета съедали жилищно-коммунальные субсидии (например, в 1994 году по данной статье было израсходовано 29 трлн рублей, что составило 27% общих расходов территориальных бюджетов).

Например в 1996 году экономия средств бюджета была произведена за счет снижения расходов на государственное управление ( до 87%) ,науки (до 68%), госинвестиций (до 72%), пополнения госзапасов и резервов (с 143% до 107%).

Программа сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы

Основными задачами Программы на 1998-2000 годы являются:

повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7 процента валового внутреннего продукта в 1998 году до 13 процентов валового внутреннего продукта в 2000 году за счет совершенствования налоговой политики с учетом введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации;

внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета (без учета расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.

 Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 году доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу (первичный дефицит).

С 2009 года внутренний долг России увеличился с 5,4% до 9,8%, а внешний, напротив, снизился с 3,1% до 1,7% ВВП. Считается что предельный уровень госдолга, превышение которого говорит о нездоровой экономической ситуации, составляет 60% ВВП. Правда, есть и некоторые исключения. Например, в Японии один из самых высоких госдолга в мире (200% ВВП), однако страна сохраняет высокие кредитные рейтинги.

Дефицит федерального бюджета России по итогам I квартала 2012 года, по предварительной оценке, снизился на 60,95 млрд рублей, или в два раза — до 60,35 млрд рублей с 121,32 млрд рублей в IV квартале 2011 года.

Первичный профицит в январе–апреле составил 58,74 млрд рублей, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на Минфин.

По предварительной оценке Минфина, доходы федерального бюджета январь–апрель сложились в объеме 4,06568 трлн рублей, или 34,5% от плана на 2012 год, кассовое исполнение расходов — 4,12603 трлн рублей, или 32,6% к плану на текущий год.

18 апреля Минэкономразвития также улучшило прогноз по дефициту бюджета РФ в текущем году до 0,3% ВВП с ожидавшихся ранее 0,5%. Эту информацию подтверждал замглавы МЭР Андрей Клепач.

Финансово-экономические ведомства настраиваются на более оптимистичные ожидания на фоне высоких цен на нефть. В прошлом году дорогая нефть обеспечила профицит бюджета РФ на уровне 0,8% ВВП, хотя изначально также ожидался дефицит.

МВФ на этой неделе также улучшил прогноз по состоянию бюджета РФ на 2012 и 2013 годы — до профицита в 0,6% ВВП и дефицита в 0,3% ВВП соответственно. В январе фонд прогнозировал показатели дефицита на уровне 1,4% и 1,7% ВВП соответственно. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67712. Ринок і держава 186.14 KB
  Тому державне регулювання економічних соціальних екологічних та інших проблем якраз надає економічному механізму динамічності стабільності та соціальної напрямленості. Якщо прихильники державного активізму виходять з провалу ринку то неоконсерватори обґрунтують необхідність приватизації...
67714. Гендерные аспекты человеческого развития 339.29 KB
  Гендерное равенство концепция подразумевающая собой достижение цели равенства в правах между мужчинами и женщинами. Во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В развитых странах женщины практически полностью достигли равенства с мужчинами...
67715. Разработка лабораторного регламента производства раствора эфедрина гидрохлорида 5 % для иньекций 272.5 KB
  Описание: белые игольчатые кристаллы или белый кристаллический порошок горького вкуса Растворимость: легко растворим в воде, растворим спирте, Хранение: в хорошо укупоренной таре, в защищенном от света месте Стерилизация: раствор эфедрина гидрохлорида стерилизуют текучим паром при 100 С в течение 30 минут.
67716. Влияние целенаправленных изменений в корпоративной культуре коммерческого банка Bankhaus Erbe на effectiveness and productivity его персонала на примере частного случая банка Bankhaus Erbe 1010 KB
  Данная диссертация является исследованием частного случая, в рамках которого ищется ответ на вопрос «позволят ли целенаправленные изменения в системе ценностей корпоративной культуры коммерческого банка “Bankhaus Erbe” повысить эффективность (effectiveness) и производительность (productivity) его персонала (и организации в целом) и добиться поставленных перед банком стратегических целей роста объемов его продаж»...
67717. Метод Эйлера первого порядка точности и Рунге – Кутта четвёртого порядка точности. Визуализация численных методов 222 KB
  Цель и задача данной курсовой работы заключается в том чтобы рассчитать и научиться пользоваться несколькими способами решение дифференциального уравнения, добиться вывода графических изображений в программах используемых для этой работы.
67718. Электростатика проводников 485.5 KB
  Задача электростатики проводников сводится к определению электрического поля в пустоте вне проводников и к определению распределения зарядов по поверхности проводников. В точках не слишком близких к поверхности тела среднее поле E в пустоте фактически совпадает...
67719. Расчет передающего устройства магистральной радиосвязи для передачи большого количества информации 433.58 KB
  Магистральные коротковолновые линии радиосвязи широко используются для передачи телеграфных сообщений и реже - телефонных разговоров и данных. Пропускная способность действующих линий, как правило, заметно ниже, чем в стандартном телефонном канале.