66074

Глобализация финансов

Научная статья

Мировая экономика и международное право

Вследствие финансовой глобализации национальные экономики становятся особенно уязвимы к потрясениям мировой финансовой системы основанной на необеспеченных реальными активами долларах США. Кроме того монетаристская основа денежной политики финансовых властей...

Русский

2014-08-13

124.69 KB

2 чел.

    Глобализация финансов.

Одной из ключевых причин широкого распространения финансово- экономического кризиса  2008 г. является глобализации финансовых рынков. Вследствие финансовой глобализации национальные экономики становятся особенно уязвимы к потрясениям мировой финансовой системы, основанной на необеспеченных реальными активами долларах США.

Глобализация финансовой системы несет в себе серьезные риски не только устойчивости национальной денежной системы, но и, как следствие, суверенитету страны в целом.

Поскольку Россия претерпела самые тяжелые последствия кризиса 2008 г. по сравнению с другими странами, очевидно, что национальная безопасность России требует принятия конкретных мер по устранению причин подобной ситуации. Глобализация мировых финансов способна превратить практически любой крупный локальный кризис в общемировой. Особенно сильному риску подвергаются национальные денежные системы тех стран, которые более других интегрированы в мировой финансовый рынок, наиболее открыты глобальным потокам спекулятивного капитала.

После развала СССР и смены экономической системы страны экономика России постепенно стала сверхоткрытой, отношение экспорта к импорту в 2008 г. составило 175,2% (в США, например, этот показатель в 2008 г. равнялся 60,1%). Это означает, что из России вывозится примерно в два раза больше товаров и услуг, чем ввозится.

 Кроме того, монетаристская основа денежной политики финансовых властей России привела к значительной демонетизации российской экономики (снижению ее обеспеченности денежной массой), что также явилось одной из причин кризиса 2008 г.

 Между тем насыщение экономики денежными ресурсами — важнейший фактор  экономического развития. То, что между монетизацией экономики и уровнем ее развития существует сильная зависимость, считается почти аксиомой в современном мире, но, к сожалению, не в России). В России также — чем выше монетизация, тем более высоки темпы экономического развития. Конечно, существует оптимум, но он очень далек от показателей современной России.

При адекватной денежной насыщенности экономики (должном уровне монетизации) увеличивается и диверсифицируется денежный спрос, мощные потоки капитала форсируют экономическое развитие.

В России много лет проводится политика создания искусственного дефицита денег, т. е. осуществляется демонетизация экономики, которая ограничивает не только платежеспособный спрос, но и инвестиции.Такая политика выглядит аномальной в сравнении со странами со сходными экономическими условиями.

Она противоречит политике не только развитых стран, но и новых индустриальных стран Тихоокеанского региона, стран БРИКС, в которых уровень монетизации экономики превышает 60% ВВП. Жесткая денежная политика Банка России, которая привела к экстремально низкому уровню насыщенности экономики деньгами, тормозит экономический рост, ставит экономику России в зависимость от «коротких» инвестиций нерезидентов, является причиной низкой капитализации банков-резидентов, ограниченности внутреннего платежеспособного спроса в сравнении с внешним, утечки капитала на внешние финансовые рынки.

Сужение денежной базы привело к долларизации и «теневизации» экономики России, сформировало зависимость национальной экономики от внешнего финансирования, а национального финансового рынка — от спекулятивных операций нерезидентов, и явилось, как уже отмечалось, одной из причин, усугубивших кризис 2008 г.

Какие изменения произошли после кризиса? Принципиальных изменений никаких не произошло, должный уровень монетизации  экономики не восстановлен, ей еще очень далеко хотя бы до среднемировых показателей, российская  экономика продолжает испытывать острый дефицит денежной массы в обращении. Сохраняющийся низкий уровень монетизации российской экономики противоречит интересам стабильности и безопасности национальной финансовой и экономической системы. Он является следствием зависимости российской экономики от валютных поступлений из-за рубежа, сохранения режима currency board, при котором Россия фактически является страной, зависимой от глобальной финансовой системы. Об этом, в частности, свидетельствуют отрицательное сальдо доходов от собственности, полученных от «остального мира» и переданных «остальному миру», и отрицательное сальдо заработной платы, полученной

За границей и выплаченной в России нерезидентам.

Условия финансовой глобализации таковы, что для поддержки финансовой системы и банковского сектора России (а не реального сектора экономики) совершенно необходимы значительные средства, поскольку тем самым поддерживается глобальная финансовая система, основанная на долларе США.

Когда государство в условиях финансовой глобализации не может управлять трансграничным движением капитала в национальных интересах, им управляют глобальные финансовые институты в интересах совершенно определенных бенефициаров.

Еще одним фактором риска для российской денежной системы в условиях финансовой глобализации является зависимость колебаний денежной массы в РФ от накопления валютных резервов и роста чистых иностранных активов. В свою очередь, изменения на мировых товарных и финансовых рынках (прежде всего нефти и газа) приводили к соответствующей реакции предложения российского денежного рынка, усиливая его волатильность.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80978. Прийоми і засоби навчання історії 33.36 KB
  Прийоми навчання – це складова методу що немає самостійного навчального завдання а підпорядковується тому завданню який виконує метод. Методи навчання класифікують на загальні можуть використовуватися в процесі навчання будьяких навчальних предметів і спеціальні застосовуються для викладання окремих предметів але не можуть бути використані при викладанні інших предметів. Засіб навчання – знаряддя за доп.
80979. Як використати на уроці методичні можливості підручника 38.26 KB
  Сучасна практика викладання історії в школах України переконливо свідчить що шкільний підручник ще довго залишатиметься найважливішим засобом навчання незважаючи на зростання інтересу до інших зокрема наочних комп\'ютерних технологійПерше знайомство з будьяким підручником учитель і учень розпо чинають із вступного тексту структури і особливостей його побудо ви різними видами тексту запитаннями і завданнями а також ілюст раціями картами. Весь текст підручника за обсягом і призначенням поділяють на основний додатковий і...
80980. Методика проведення навчальних екскурсій 35.46 KB
  Екскурсія - це вид навчальної роботи, при якому навчання проводиться на натуральному природному або виробничому обєкті поза межами школи, чи класу. екскурсія – це наочний метод отримання певних знань, виховання шляхом відвідин по заздалегідь розробленій темі певних об’єктів (музей, завод, підприємство тощо) із спеціальним керівником (екскурсоводом).
80981. Класифікація текстів та особливості використання підручника на уроці історії 35.67 KB
  Важливим засобомнавчан ня історії є друкований текст. У навчанні історії застосовуються різні види текстів. У навчанні історії розрізняють такі типи інтерпретації: науковоісторична.
80982. Підготовка вчителя історії до написання плану конспекту уроку 34.45 KB
  Для того щоб вчитель міг підготувати план – конспект уроку йому спочатку скласти тематичне планування. Безпосередня підготовка вчителя до уроку це планування уроку конкретизація тематичного планування стосовно кожного окремо взятого уроку осмислення та складання плану і конспекту уроку після того як визначено основний зміст і спрямованість уроку. План уроку необхідний кожному вчителю незалежно від його стажу і рівня педагогічної майстерності.
80983. Методика використання мультимедійних засобів навчання на уроках історії 34.47 KB
  Перш за все потрібно сказати що використання мультимедійних засобів навчання на уроках є актуальною проблемою Тому що не всі вчителі вміють використовувати технічні засоби за допомогою яких проводиться мульт. Урок. А для того щоб користуватися такими уроками їх потрібно розробити.
80984. Структура та методичне забезпечення підручника «Історія України» (9 клас) 31.48 KB
  Теорія та суспільні виклики в першій половині ХІХстТема№2Українські землі в складі Російської та Австрійської імперії наприкінці 18пер.третині 19стТема№3Соціальноекономічне життя народу та український національний рух у першій половині ХІХстТема№4культурне життя в Українських землях нап.половині 19ст;Тема№5модернізація укр.ХІХстТема№6Національна ідея в др.
80985. Значення історичних ігор на уроці історії 34.36 KB
  Здебільшого використовуються для перевірки знань учнів але також можуть бути використані у процесі актуалізації опорних знань. Основна цінність пропонованих навчальних ігор полягає в тому що вони суттєво сприяють зростанню інтересу учнів до вивчення історії. практика використання навчальних ігор з історії довела корисність та високу ефективність використання вищеназваних завдань і велику зацікавленість учнів у цих завданнях.