6608

Сертификация за рубежом и РФ

Контрольная

Производство и промышленные технологии

Сертификация за рубежом и РФ Сертификация за рубежом Сертификация используется практически во всех промышленно развитых странах, возникнув в начале XX века и развиваясь параллельно с расширением и усложнением деятельности по стандартизац...

Русский

2013-01-06

52.06 KB

162 чел.

Сертификация за рубежом и РФ

Сертификация за рубежом

Сертификация используется практически во всех промышленно развитых  странах, возникнув в начале XX века и развиваясь параллельно с расширением и  усложнением деятельности по стандартизации, движениями в защиту прав потребителей, страховым бизнесом, ростом международного товарообмена.

Деятельность по сертификации за рубежом осуществляется в двух сферах [4.7]:

  1.  национальная сертификация в отдельных странах;
  2.  международная (региональная) сертификация.

Многочисленные системы сертификации, действующие в различных странах, различаются большим разнообразием нормативной базы (используемых стандартов и правил процедуры). Однако при всем разнообразии национальной сертификации молено выделить некоторые общие черты:

1) всегда присутствует как добровольная так и обязательная, сертификация;

  1.  в ряде стран деятельность по сертификации неразрывно связана со стандартизацией и регулируется соответствующими законами;
  2.  во многих странах деятельность по сертификации определяется через процедуру предоставления изготовителю (поставщику) права на маркирование продукции знаком соответствия определенным стандартам;
  3.  практически во всех странах государство в лице законодательных органов или правительства участвует в сертификации;

5) во всех национальных системах сертификации предусмотрены меры юридической ответственности за нарушение правил по сертификации.

Сертификация в Европе

Всего в странах Европейского экономического общества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и более 700 органов по сертификации.

Сертификация в Германии

Законодательной базой для проведения сертификации служит ряд основополагающих законов, направленных на охрану здоровья и жизни населения, защиту окружающей среды, безопасность труда, экономию ресурсов, защиту интересов потребителей.

Структура общенациональной системы сертификации продукции в Германии по классификации Немецкого информационного центра ГАТТ (DITR) состоит из нескольких основных элементов:

  1.  Система сертификации соответствия регламентам.

А1. Система сертификации DIN (ДИН).

А2. Система сертификации UDE (ФДЕ).

A3. Система сертификации DUGW (ДФЖВ).

B. Система сертификации RAL ( РАЛ).

C. Система маркированная знаком "GS", основанная на законодательном регулировании промышленной технологии.

D. Система мониторинга (надзора) за строительными конструкциями, базирующаяся на федеральных строительных нормах.

E. Система поверки и калибровки.

F. Система сертификации, основанная на разделе 24 свода Германского промышленного законодательства.

Всего в деятельности по сертификации в Германии участвуют более 400 организаций, функционирующих в рамках семи систем. Одной из основных организаций, занимающихся сертификацией, является Германский институт стандартизации (DIN), который возглавляет систему сертификации на соответствие стандартам DIN. Сертификация электрического и электронного оборудования осуществляется Немецкой электротехнической ассоциацией (UDE).

В UDE входят четыре системы сертификации со своим знаком соответствия стандартам:

  1.  Система сертификации электротехнического оборудования для бытового применения, телевизионного и радиооборудования.
  2.  Система сертификации электрических кабелей и шнуров.
  3.  Система сертификации оборудования на электромагнитную совместимость.
  4.  Система сертификации изделий электронной техники.

Сертификация в первых трех системах является обязательной. Практическое руководство этими системами сертификации осуществляет институт по испытаниям и приемке, который проводит испытания продукции на соответствие стандартам, надзор за производством продукции и выборку образцов для периодических контрольных испытаний, испытания и исследования, а при необходимости надзор за производством электрической и электронной продукции.

В целях создания в Германии национальной структуры, регламентирующей разработку и сертификацию системы качества, отвечающей европейским нормам, в условиях созданного единого рынка в 1985 г. было основано Общество по сертификации систем качества (DGS).

Сертификация в США

Правовая основа работ по сертификации в США - законодательство о безопасности разных видов  продукции. Выполнение программ  обязательной сертификации находится под контролем государственных органов, руководят ими отраслевые министерства и ведомства.

Федеральное правительство США утверждает три основные категории программ сертификации товаров и услуг.

  1.  Программы первой категории предназначены для сертификации товаров и услуг, использование которых может нанести ущерб здоровью и угрожать безопасности как при индивидуальном, так и при общественном потреблении. Все они являются обязательными.
  2.  Программы второй категории разрабатываются для того, чтобы путем проверки образцов продукции и производства избавить производителей  от необходимости контроля каждой единицы продукции.
  3.  Программы третьей категории предусматривают объективную оценку качества и условий производства продукции как необходимые предпосылки для торговли этой продукцией.

Программы второй и третьей категории применяются как при обязательной, так и при добровольной сертификации.

В рамках программ первой категории по инициативе изготовителей началась сертификация авиационной техники, которая повысила уверенность общества в безопасности полетов и способствовала сбыту самолетов в другие страны.

Нормативной базой сертификации являются обязательные и добровольные стандарты, разработкой, утверждением и публикацией которых занимаются свыше 750 организаций, в том числе 400 правительственных.

Правительственным органом, занимающимся разработкой  и  введением  обязательных стандартов (NBS).

Американский национальный институт стандартов (ANSI), некоммерческая организация, координирует работы по стандартизации в стране и осуществляет связи с другими странами и международными организациями (ИСО, МЭК и др.)

В США нет национальной головной организации по сертификации.

В составе ANSI действует Сертификационный комитет занимающийся, одобрением и регистрацией программ сертификации продукции, в том числе правил сертификации, проверкой компетентности органов по сертификации, наличия необходимого оборудования, квалификации персонала.

Если комитет убеждается в том, что программа и правила гарантируют эффективную проверку соответствия продукции и услуг требованиям стандартов, то институт выдает официальное одобрение программы и правил с сертификации.

Порядок сертификации предусматривает:

  1.  подачу заявителем заявки на проведение работ по сертификации с подробной информацией об изделии, подлежащем сертификации, является Национальное бюро стандартов;
  2.   рассмотрение материалов заявки и заключение контракта на проведений работ по сертификации;
  3.  предварительную оценку производства сертифицируемой продукции;

4. сертификационные испытания;

5. включение в "Перечень сертифицируемой продукции" и маркирование определенным знаком соответствия;

6. Последующий надзор за соответствием продукции.

Сертификацией продукции в США занимается около 2000 лабораторий.

В первую группу входят лаборатории общенационального значения:

- лаборатория Национальной ассоциации изготовителей электрооборудования (NEMA);

- лаборатория Американской ассоциации по газу (AGA);

- лаборатория федерального агентства по охране труда и здоровья на производстве (OSNA) и др.

В США не существует единой системы аккредитации испытательных лабораторий.

Сертификация в Российской Федерации

В Российской Федерации с января 1993 г. сертификация стала законодательно и повсеместно используемой процедурой подтверждения соответствия.

Сертификация отечественной экспортной продукции в начале своего становления проводилась в зарубежных центрах, что требовало значительных валютных затрат и нередко "стояния в очереди".

С начала 80-х годов по инициативе Госстандарта, Минвнешторга и некоторых промышленных министерств были начаты работы по введению сертификации экспортируемой, прежде всего машиностроительной, продукции на базе отечественных испытательных центров.

В 1984 г. было принято соответствующее постановление союзного правительства, а в 1986 г. Госстандарт ввел в действие "Временный порядок сертификации продукции машиностроения".

На Госстандарт  были  возложены: методическое руководство сертификацией в стране, координация деятельности государственных органов, государственный надзор за ее проведением, взаимодействие с зарубежными органами сертификации.

Отечественная сертификация того периода характеризовалась следующими особенностями

Во-первых, она распространялась только на экспортируемую продукцию и поэтому не конкурировала с такими общепринятыми процедурами как аттестация по категориям качества, государственные испытания, государственный надзор за стандартами, системой разработки и постановки продукции на производство (СРПП) которые в то время были главными государственными процедурами подтверждения соответствия.

Во-вторых, система сертификации была централизована - сертификаты выдавались только Госстандартом и использовалась единственная 5-я схема сертификации (рис.3.2).

Важную роль в восприятии идей и становлении сертификации сыграли меры по ужесточению требований к испытаниям промышленной продукции, предпринятые в 80-е годы. Системой разработки и постановки продукции на производство (СРПП) вводилась обязательность  контрольных  испытаний  на основных стадиях жизненного цикла продукции.

 Система государственных испытаний продукции (СГИП) поднимала статус основных контрольных испытаний: приемочные, квалификационные, аттестационные, инспекционные, сертификационные до уровня государственных.

Их проведение поручалось специально аттестованным Госстандартом испытательным центрам - головным организациям по государственным испытаниям (ГОГИП), которые, хотя и не были "третьей стороной", но определенным образом дистанцировались от изготовителей (всего было аттестовано более 200 организаций).

 B 70-80-e годы получили широкое распространение комплексные системы управления качеством продукции (КС УКП) - на уровне предприятий, отраслей, регионов. Поэтому появление и внедрение за рубежом стандартов серии ИСО - 9000 встретили поддержку и понимание специалистов.

Стало очевидно, что сертификация систем качества в процессе изготовления является важнейшим условием и механизмом сертификации продукции.

К 1991 г. были аккредитованы с участием экспертов других стран 14 испытательных центров, аттестовано несколько производств, выданы первые сертификаты, намечены пути дальнейшего введения сертификации.

Законодательная база сертификации в России

Основными законами являются законы "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", которые устанавливают требования к проведению сертификации и вводят обязательность сертификации для определенной группы продукции [1.1].

В определенной мере к деятельности по сертификации относятся законы "О стандартизации", " Об обеспечении единства измерений".

Полномочия государственных органов управления по сертификации

Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" государственным органам управления придаются полномочия по организации и проведению обязательной сертификации в соответствии с их компетенцией. Так, Комитет РФ по машиностроению организует проведение работ по сертификации продукции и услуг, организует добровольную сертификацию машиностроительной продукции. Госавиарегистр осуществляет надзор за гражданскими воздушными с судами на всех стадиях их жизненного цикла, а также составными частями, комплектующими изделиями и материалами, идущими на изготовление самолетов и вертолетов.

Нормативная база надзора - нормы летной годности (НЛГ), которые содержат требования к авиационной технике, связанные с безопасностью.

Эти документы разрабатываются с учетом требований стандартов и рекомендаций Международной гражданской авиации (ИКАО).

Необходимым и обязательным условием допуска гражданского судна новой конструкции (нового типа) к эксплуатации в стране является соответствие его требованиям НЛГ.

На соответствие НЛГ Госавиарегистр проводит сертификацию воздушных судов с выдачей сертификата летной годности.

Система сертификации ГОСТР

Система ГОСТ Р - это самая крупная система сертификации в России. Она охватывает все виды продукции, подлежащие сертификации в соответствии с законами "О защите прав потребителей", "Об оружии" и нормативными актами по некоторым другим видам продукции [4.3].

В системе сертификации ГОСТ Р может осуществляться сертификация как отечественной, так и импортной продукции.

В системе аккредитованы десятки испытательных лабораторий государств, входящих в СНГ, и стран дальнего зарубежья.

Государственный реестр содержащий сведения о выданных сертификатах, (аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораториях (центрах).

Основные принципы Системы, ее структура и правила проведения работ в Системе устанавливаются комплексом документов Системы сертификации ГОСТ Р, который состоит из четырех групп:

  1.  Общесистемные положения.
  2.  Сертификация продукции.
  3.  Сертификация услуг.
  4.  Сертификация систем качества и производств.

Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования продукции, требуемого уровня доказательности, возможных затрат заявителя.

Проведение сертификации конкретной продукции в общем случае содержит следующие процедуры.

  1.  Рассмотрение заявки и принятия по ней решения.
  2.  Отбор, идентификацию образцов и их испытания.
  3.  Оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации).
  4.  Анализ полученных результатов испытаний и оценки состояния производства и принятие решения о возможности выдачи сертификата.
  5.  Выдачу сертификата соответствия и внесение сертифицированной продукции в Госреестр Системы сертификации ГОСТ Р.
  6.  Выдачу лицензии на применение знака соответствия.
  7.  Осуществление инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик продукции.

Оценка производства сертифицируемой продукции проводится в зависимости от выбранной схемы сертификации путем предварительного анализа его состояния, сертификации производства или системы качества, действующей на предприятии.

Если сертификация проводится в рамках международной системы или соглашения по сертификации, то она осуществляется в соответствии с этими требованиями.

Порядок предварительного анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливает орган по сертификации однородной продукции.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или система качества, но не более чем на три года.

При внесении в конструкцию продукции или технологию ее производства изменений, которые могут повлиять на характеристики продукции, удостоверяемые по сертификации, заявитель извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в процессе производства осуществляют органы, выдавшие сертификаты, как правило, с привлечением территориальных органов Госстандарта России.

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в форме периодических и внезапных проверок, включающих:

  1.  испытания образцов продукции на соответствие требованиям нормативных документов (НД);
  2.  контроль условий стабильности ее производства в том числе состояния контроля качества продукции на предприятии.

Количество периодических проверок, периодичность и организационные формы их проведения определяются условиями договора на проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией между органом по сертификации и обладателем сертификата.

Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются:

  1.  степень опасности продукции;
  2.  стабильность производства;
  3.  объем выпуска;
  4.  наличие системы качества:
  5.  стоимость проведения инспекционного контроля и т. п.

Внезапный инспекционный контроль может проводиться в случаях неоднократного поступления информации о претензиях к качеству продукции.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов, условий стабильности и качества продукции и делается общее заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата или лишить права применять знак соответствия.

Органы по сертификации создаются на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной.

Органы по сертификации создаются на добровольных началах, а их способность проводить сертификацию в системе подтверждается аккредитацией.

Область аккредитации органов по сертификации определяется номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, на соответствие которым проводится сертификация.

Область аккредитации оформляется в виде табл. 3.2

Таблица 3.2

Наименование

продукции

Код

ОКП

Характеристики

(показатели)

продукции,

подтверждаемые при

сертификации

Обозначение НД, по которым

проводится сертификация

на       продукцию,   где  установлены

характеристики,    подтверждаемые  при

сертификации

на методы испытаний   для

определения

характеристик

К основным функциям органа по сертификации относятся:

1) проведение сертификации, включая прием и рассмотрение заявок, принятие решений по заявкам, привлечение испытательных лабораторий, органов по сертификации производств и систем качества, проведение анализа производства, выдача сертификатов, их регистрация в Государственном реестре;

2)  введение реестра сертифицируемой продукции;

3) инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией и взаимодействие с обладателем сертификата;

4) принятие решений при нарушении правил сертификации;

5) создание условий для своего функционирования, включая формирование и аккредитацию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, разработку организационно-методических документов по организации и процедурам сертификации.

Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Госстандартом России.

Испытательные лаборатории

Испытания для целей сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р проводятся, как правило, испытательными лабораториями, аккредитованными в этой системе.

Аккредитация испытательной лаборатории в Системе основана на официальном подтверждении ее технической компетентности в проведении определенных испытаний в соответствии с требованиями стандартов или других нормативных документов; на признании ее независимости от изготовителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) продукции, являющейся объектом испытаний в данной испытательной лаборатории.

Аккредитацию и инспекционный контроль за аккредитованными лабораториями организует Госстандарт России силами экспертов - аудиторов Системы сертификации ГОСТ Р с привлечением территориальных органов Госстандарта и других компетентных организаций.

На 1 апреля 1994г. Системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано (869 лабораторий, из них 544 признаны независимыми, 59 лабораторий и аккредитованы за рубежом.

Требования, предъявляемые к испытательным лабораториям, аккредитуемым в Системе, аналогичны соответствующим требованиям, установленным в документах ИСО/МЭК, а также в европейских стандартах серии 45000.

Сертификация систем качества

Важным фактором конкурентоспособности стало наличие на предприятиях эффективной системы управления качеством продукции, как гарантии того, что предприятие способно повышать качество продукции и обеспечивать его стабильность в соответствии с требованиями потребителей.

В международной практике такое подтверждение производится путем сертификации систем качества [4.5].

В России работа по формированию систем качества была развернута сразу после принятия международных стандартов ИСО серии 9000 (МС ИСО 90001, МС ИСО 90002, МС ИСО 90003, МС ИСО 90004).

Эти стандарты впоследствии были утверждены в качестве государственных стандартов (ГОСТ 40.9001, ГОСТ,40.9002, ГОСТ 40.9003).

Серия международных стандартов на системы качества предназначены для применения в двух различных ситуациях: в условиях контракта и вне его.

В обоих случаях поставщик стремится внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества, которая повысит его конкурентоспособность и обеспечит достижение необходимого качества продукции экономически эффективным способом.

Стандарт МС ИСО 9004 используется в целях общего руководства качеством. В некоторых ситуациях он является руководящим документом, относящимся к техническим, административным и человеческим факторам, влияющим на качество продукции на всех этапах так называемой "петли качества" от выявления до удовлетворения потребности.

"Петля качества" представляет собой последовательное выполнение определенных работ поставщиком на стадиях жизненного цикла продукции. МС ИСО 9001-9003 используются для целей внешнего (связанного с выполнением обязательств перед заказчиком) обеспечения качества в контрактных ситуациях:

МС ИСО 9001 - модель для обеспечения качества при проектировании (разработке), производстве, монтаже и обслуживании;

МС ИСО 9002 - модель для обеспечения качества при производстве и монтаже;

МС ИСО 9003 - модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

Выбор и использование модели (стандарта) применительно к конкретной ситуации должны быть выгодны как потребителю, так и поставщику.

Модель выбирается после проведения систематического анализа следующих факторов: сложности процесса проектирования, обоснованности проекта, сложности производственного процесса, характеристики продукции, безопасности продукции, экологических факторов.

При сертификации систем качества соблюдаются следующие основные принципы:

  1.  добровольность,
  2.  объективность оценок,
  3.   воспроизводимость результатов оценок,
  4.  конфиденциальность,
  5.  информативность.

Сертификацию систем качества проводят в рамках Системы сертификации ГОСТ Р специально аккредитованные Госстандартом России органы по сертификации систем качества (производств), обладающие компетентностью.

Органы по сертификации осуществляют: сертификацию систем качества на предприятии, оформление и выдачу сертификатов, разработку методик сертификации производств, инспекционный контроль за сертифицированной системой качества и производств.

Процесс сертификации систем качества состоит из трех этапов:

  1.  предварительная (заочная ) оценка системы качества;
  2.  окончательная оценка и проверка системы качества;
  3.  инспекционный контроль за сертифицированной системой качества в течение срока действия сертификации.

Предварительная (заочная) оценка системы качества проводится с целью определения потенциальной возможности сертификации на данном предприятии и целесообразности проведения дальнейших работ.

Оценка проводится по представленным заявителем документам: заявке, политике по качеству, руководству по качеству, заполненной специальной анкете и перечню исходных материалов для оценки.

Объектами проверки и оценки при сертификации систем качества являются: деятельность по управлению и обеспечению качества, производственная система, качество продукции.

Выводы по проверке могут содержать три варианта решений:

  1.  система полностью соответствует установленным требованиям;
  2.  (система в целом соответствует требованиям, но обнаружены незначительные несоответствия по элементам системы;
  3.  система не соответствует установленным требованиям.

В случае положительного решения (вариант 1) орган по сертификации оформляет сертификат установленного образца и после регистрации в Государственном реестре выдает заявителю.

В случае варианта 2, если предприятие в течение 6 месяцев устраняет недостатки и обращается с повторной заявкой, работа по сертификации продолжается (как правило, по сокращенной программе). При положительных результатах заявителю выдают сертификат.

В случае варианта 3 заявитель при готовности может повторно обратиться с заявкой. Сертификация при этом проводится вновь по всей программе.

Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества проводится органом, который выдал сертификат, не менее одного раза в год в течение всего срока действия сертификата.

Кроме того, может быть организован внезапный инспекционный контроль в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции, существенных изменениях конструкции (состава) продукции или технологии производства, существенных изменениях структуры или кадрового   состава предприятия.

Сертификация производств в системе сертификации ГОСТ Р может проводиться как самостоятельная операция или как составная часть сертификации системы качества [4.4]. Сертификация производств проводится по одному обобщающему критерию способности этого производства стабильно (постоянно) обеспечивать соответствие готовой продукции требованиям нормативного документа.

Состав объектов проверки, требований к ним и процедуры проверки устанавливаются в методике сертификации данного производства.

Методика сертификации производства должна обеспечивать однозначность изложенных правил и требований, обоснованность методов и требований, воспроизводимость получаемых результатов, доступность методов проверок, полноту изложенных правил проведения работ и методов проверок.

Основными этапами сертификации являются:

  1.  представление заявки на сертификацию,
  2.  предварительная оценка,
  3.  составление методики сертификации производства,
  4.  проверка производства,
  5.  оформление сертификата соответствия на производство,
  6.  инспекционный контроль за сертифицированным производством.

Для отдельных специфических видов продукции (например, авиационных двигателей), подвергаемых большому объему контрольных испытаний на всех стадиях его производства, на определенных условиях возможна ее сертификация на основе сертификации систем качества.

Контрольные вопросы к лекции 11.

  1.  Сертификация в Европе (Германия)
  2.  Сертификация в США
  3.  Сертификация в РФ
  4.  Система сертификации ГОСТ Р
  5.  Сертификация систем качества

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65164. «ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО» В ГОСУДАРСТВАХ ЧИНГИЗИДОВ XIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV ВЕКА 74.5 KB
  Исследователи истории Монгольской империи государств выделившихся из нее впоследствии а так же их наследников практически не уделяли внимания важнейшему вопросу вопросу правового статуса членов рода Чингизидов как собственников и хозяев владений.
65165. ЯРЛЫКИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА И КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВА 115 KB
  При исследовании и анализе правовых документов прошлого юридических памятников необходимо учитывать особенности которые отличают их от работы с современными источниками права. Во-первых необходимо очень осторожно применять к ним критерии разработанные специалистами...
65166. Сообщения о монгольском нашествии на Русь в некоторых зарубежных источниках: к вопросу о преобладании стереотипов и мифов над фактами 85.5 KB
  Данное сочинение представляет собой отчет о поездке его в качестве папского посланника к монгольскому хану в 1245-1247 гг. Эта мысль подтверждается и сообщением южнорусской Ипатьевской летописи о гибели Юрия Всеволодовича наиболее близким по содержанию к Истории Фомы Сплитского...
65167. «Вторая империя» монголов: притязания и действительность 144.5 KB
  В настоящей работе мы намерены проанализировать статус второй империи Чингизидов и выяснить насколько формальный статус соответствовал политической реальности. Полагаем что первые шаги к восстановлению империи были сделаны именно на рубеже XIII-XIV вв.
65168. К вопросу о переходе власти в государствах Чингизидов. Золотая Орда в 1358-1362 гг.: династический кризис и феномен самозванства 153 KB
  Также мы попытаемся разобраться с проблемой самозванства ряда претендентов на трон в этот период – кажется единственный беспрецедентный период в истории Золотой Орды когда к власти приходили правители с сомнительным происхождением.
65169. Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов) 214 KB
  Личность Мамая выдающегося правителя Золотой Орды Улуса Джучи второй половины XIV в. Безусловно такая задача была бы практически нерешаемой если бы в нашем распоряжении были только упомянутые нарративные источники с негативной оценкой деятельности Мамая и собственные логические умозаключения.
65170. «Закон», «обычай», «традиция» средневековых монголов в «Книге о тартарах» 81 KB
  Книга о тартарах Иоанна де Плано Карпини имеет большую ценность для исследователей права средневековых монголов поскольку в ней представлен взгляд европейского современника который к тому же побывал в Монгольской империи в эпоху преобразований.
65171. Золотоордынские ярлыки Русской Церкви как пример правоотношений светской и духовной власти на государственном и надгосударственном уровне 50 KB
  Ярлыки русской церкви представляют собой в общемто весьма распространенный тип ярлыков выдававшихся и в Монгольской империи и в ее отдельных улусах. Надо полагать что выдача ярлыков русской церкви осуществлялась всеми золотоордынскими ханами начиная с самых первых за исключением...
65172. К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы) 29 KB
  Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.