66084

Национальные и региональные инвестиционные проекты РФ

Научная статья

Макроэкономика

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 7898 млрд руб. В 2007 году предусмотрено выделение 1313 млрд рублей. медицинских работников получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 66 млрд руб.

Русский

2014-08-13

36.31 KB

1 чел.

               Национальные и региональные инвестиционные проекты РФ

Анализ проблем современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение; образование; жильё; сельское хозяйство.

                              Национальный проект «Здоровье»

Цели проекта: укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медицинской помощи, розрождение профилактического направления в здравоохранении, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия: -подготовка и переподготовка врачей общей практики; -повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам, педиатрам и врачам общей (семейной) практики выделено - 10 тыс. руб., медицинским сестрам - 5 тыс. руб. С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает: 5000 руб.- для врачей, 3500 руб.- для фельдшеров и  2500 руб.- для медсестёр.

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей. В 2007 году 150 тыс. медицинских работников получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб. по итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет.

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам), денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам, вакцинация, обследование новорожденных, проф. переподготовка.

Таким образом на реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 – 78,98 млрд руб; 2007 – 131,3 млрд руб; 2008 – 96,8 млрд руб; 2009 – 81,3 млрд руб; 2010 – 127 млрд руб; 2011- 117,4 млрд. руб;2012 – 115,2 млрд. руб.

                                                            «Родовые сертификаты»

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым: женская консультация получает - 3000 рублей; родильный дом получает - 6000 рублей.

Таким образом на реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 – 10,5 млрд руб; 2007 – 14,5 млрд руб; 2008 – 16,6 млрд руб; 2009 – 17 млрд руб; 2010 – 19,7 млрд руб; 2011- 20,1 млрд руб; 2012- 19,3 млрд руб.

                                 Национальный проект «Образование»

Основные направления проекта: стимулирование инноваций в сфере образования, подключение школ к интернету, поддержка талантливой молодёжи, организация начального профессионального образования для военнослужащих, организация сети национальных университетов и бизнес-школ, дополнительные выплаты за классное руководство, поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.), поставка школьных автобусов в сельскую местность, укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб.) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). 5350 молодых победителей различных олимпиад и всероссийских и международных конкурсов, фестивалей получили премии для поддержки талантливой молодёжи по 60 и 30 тыс. руб. В школы было направлено 5113 комплектов учебного оборудования, к интернету подключено более 18 тыс. школ. В сельскую местность поставлено 1769 школьных автобусов. На стимулирование инновационных программ в 2009—20010 из бюджета будет выделено 26 млрд руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд руб.

Таким образом на реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 –31 млрд руб; 2007 –29,4 млрд руб; 2008 –28,8 млрд руб; 2009 – 17,6 млрд руб; 2010 – 17,1 млрд руб; 2011- 18 млрд руб; 2012 – 21 млрд руб.

                                

                                         Национальный проект «Жилье»

Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России») — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 5 сентября 2005 года.

В 2006 — 2007 гг приоритетными являлись четыре направления: увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования; повышение доступности жилья; увеличение объёмов строительства жилья и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём установленных категорий граждан.

Конкретными планами по реализации данных направлений стали:

-улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодым семьям;

-увеличение объёмов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 году объём выданных ипотечных кредитов составит 108 млрд. руб., в 2007 году - 151 млрд. рублей), а также снижение в 2006 году ставки по ипотечным кредитам до 12% годовых в рублях, а в 2007 году - до 11%;

-увеличение общего годового объёма ввода жилья в 2006 году на 4,3 млн кв.м. за счёт мероприятий проекта и на 7,8 млн кв. м. за счёт мероприятий проекта в 2007 году; а также увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры до 55%.

-улучшение жилищных условий 76,2 тыс. семьями, включая ветеранов и инвалидов [9].

Объём ипотечного кредитования значительно превзошёл ожидания правительства — в 2006 г. он составил около 263,5 млрд рублей, а в 2007 г. вырос более чем в два раза, до 556,4 млрд рублей. Однако средневзвешенная ставка по рублёвым кредитам в 2007 году также была выше ожидаемой — 12,8% при средневзвешенном сроке кредитования – 16 лет (в валюте - 11% и чуть более 15 лет соответственно).

Годовой объём ввода жилья: 2005 — 43,6 млн м²; 2006 — 50,2 млн м² (рост на 6,6 млн м2 при плане в 4,3 млн м²); 2007 — 60,9 млн м² (рост на 10,7 млн м2 при плане в 7,8 млн м²).

В 2008 году приоритетными являлись три направления: улучшение жилищных условий молодых семей; увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования; увеличение объёмов жилищного строительства.

Конкретными планами по реализации данных направлений стали:

-предоставление субсидий 50 тыс. молодых семей на приобретение жилья, оплату первоначального взноса при получении или на погашение ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

-увеличение объёма ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 600 млрд руб. в 2008 г., увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заёмных средств до 25%;

-увеличение годового объёма ввода жилья в 2008 г. до 72,5 млн м² [16,c.36].

Объем ипотечного кредитования вырос до 630 млрд руб., превысив плановый показатель на 5%.

Годовой объём ввода жилья: 2008 — 63,8 млн м² (рост на 2,9 млн м² при плане в 11,6 млн м²) [9].

К последнему в 2008 году заседанию Совета по национальным проектам были подготовлены программа реализации проекта на 2009 - 2012 год. Основными направлениями проекта продекларированы: развитие массового жилищного строительства; государственная поддержка спроса на рынке жилья; повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг.

Установленный план ввода жилья на 2009 год - 52 млн м², выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.

В середине 2009 года на заседании Совета по национальным проектам направления реализации были уточнены. В частности, были изменены название направлений:

-«стимулирование развития жилищного строительства» вместо «развитие массового жилищного строительства»;

-«поддержка платежеспособного спроса на жилье, в т.ч. с помощью ипотечного жилищного кредитования» вместо «государственная поддержка спроса на рынке жилья»;

-«повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры» вместо «повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг»;

А также из направления «государственная поддержка спроса на рынке жилья» было выделено отдельным пунктом следующее:

-выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Общая сумма планируемых расходов по проекту значительно выросла. Вместе с тем задача увеличения уставного капитала АИЖК на 200 млрд рублей на 2009 год уже не ставилась. Наиболее затратные мероприятия планировались по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов, в том числе за счет средств ОАО «АИЖК» и материнского (семейного) капитала (108,9 млрд руб.) в рамках поддержки платежеспособного спроса на жилье, по проведению капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов (70 млрд рублей) в рамках повышения качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны (55,8 млрд рублей), совершенствованию механизмов использования государственных жилищных сертификатов (48,2 млрд рублей) и приобретению на первичном рынке жилья для военнослужащих (48 млрд рублей) в рамках выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, по расселению аварийного и ветхого жилищного фонда (41,5 млрд рублей) в рамках стимулирования развития жилищного строительства.

Таким образом на реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 –84,7 млрд руб; 2007 –134,3 млрд руб; 2008 –140,8 млрд руб; 2009 – 239,9 млрд руб; 2010 – 151 млрд руб; 2011- 256,8 млрд руб; 2012- 230 млрд руб.

                                    Национальный проект «Развитие АПК»

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

Государственная программа предусматривает значительный объем финансирования запланированных мероприятий из федерального бюджета – 551,3 млрд. рублей (в том числе в 2010 г. – 120 млрд. руб., 2011 г. – 125 млрд. руб., 2012 г. – 130 млрд. руб.). В результате её реализации уровень ввода и приобретения жилья на селе вырастет в 3,7 раза (по отношению к 2006 году), на 66% повысится обеспеченность сельского населения питьевой водой; уровень газификации домов природным газом достигнет 60%. По такому показателю как объем производства продукции предусмотрен рост на 24,1% (по отношению к 2006 году).

Таким образом на реализацию национальных проектов в федеральном бюджете на 2006 год выделено 134,5 млрд рублей (с учётом правительственных гарантий — 161 млрд). В частности, на здравоохранение направлено 62,6 млрд, на образование — 30,8 млрд, на программу доступного жилья — 21,9 млрд руб и на развитие агропромышленного комплекса — более 19 млрд руб.

Всего с учётом внебюджетных фондов (социального и медицинского страхования) из федеральных источников на реализацию национальных проектов в 2006 году выделено 186,8 млрд руб.

В проекте федерального бюджета 2007 году на национальные проекты заложено 206,3 млрд рублей. Наибольший объем средств направят на поддержку здравоохранения и образования.

Кроме того, средства выделяются и региональными бюджетами в рамках реализации национальных проектов на уровне регионов.

Всего на 2009г  реализации национальных проектов составили – 8,3 трл руб; 2010 г– 9,89 триллиона рублей; 2011- 10,1 трл руб; 2012 – 9,31 трл руб.

              

   Нац. проект

           2009 г

         2010 г

            2011 г

            2012 г

    Здоровье

81,3 млрд руб

127 млрд руб

117,4 млрд руб

115,2 млрд руб

  Образование

17,6 млрд руб

17,1 млрд руб

18 млрд руб

21 млрд руб

     Жилье

239,9 млрд руб

151 млрд руб

256,8 млрд руб

230 млрд руб

        АПК

8,3 трл руб

9,89 трл руб

10,1 трл руб

9,31 трл руб

   Родовые сертификаты

17 млрд руб

19,7 млрд руб

20,1 млрд руб

19,3 млрд руб

В результате анализа национальных проектов 2009-2012 г можно сказать, что показатели  неравномерны. Например, сравнивая нац проекты «Здоровье» и «Жилье» 2009-2012 гг то можно сказать, что существует большой разрыв  между показателями, а в остальных небольшой разрыв.

                                       Региональные проекты Омска и Омской области

Губернатор Омской области Виктор Назаров заявил, что власти региона, несмотря на высокие затраты, будут привлекать инвестиции для строительства омского метрополитена и Красногорского гидроузла на Иртыше. Такое решение принято, по словам губернатора, в связи с тем, что иначе через несколько лет область столкнется с транспортным и водным коллапсами.

В текущем 2012 году власти региона намерены вложить в строительство красногорского гидроузла на Иртыше свыше 2,4 миллиардов рублей. В прошлом 2011 году на строительство этого сооружения уже было затрачено более шестисот сорока миллионов рублей, из которых триста восемь миллионов рублей были получены из регионального бюджета. Общая стоимость объекта при этом оценивается в 9,3 миллиарда рублей. На Красногорском гидроузле в Омской области строители приступили к бетонированию первой из шести водосливных секций. Процесс занимает 30 часов и ведется беспрерывно. Специалисты контролируют остывание бетона и проверяют каждую партию материала на прочность.

30 июля на Красногорском водоподъемном гидроузле приступили к бетонированию водосливной секции. Как сообщают в пресс-службе областного правительства, это первая секция из шести подобных сооружений. Укладывать бетон предстоит беспрерывно на протяжении 30 часов. Аналогичным образом было уложено 482 кубометра бетона при возведении водобойного колодца. Специалисты ведут постоянный контроль остывания бетона датчиками температуры и берут из каждой партии пробы материала на прочностные характеристики. В этом году на стройплощадке гидроузла силы рабочих будет сосредоточены на строительстве левобережного водосброса, судоходного шлюза, левобережной земляной плотины, дамб, инспекционных дорогах верхнего и нижнего бьефов.

Строительство объектов омского метро в прошлом году обошлось более одного миллиарда рублей из средств федерального бюджета. Градостроительный совет региона утвердил концепцию, так называемого «легкого» метро, то есть метро на эстакадах. Этот проект потребует вложений примерно в шестнадцать миллиардов рублей. Омский метрополитен должен стать первым в России с компьютерным управлением поездов.

«Омск-Федоровка» - будущий омский аэропорт, строящийся северо-западнее Омска, в 18 км от границы города, и в 32 км от центра города. Планируется, что он заменит собой ныне действующий «Омск-Центральный» и позволит Омску стать одним из крупнейших за Уралом транспортных узлов. Ранее планировалось, что к 300-летию Омска (2016 год) строительство аэропорта будет завершено, а «Омск-Центральный» будет закрыт. Однако новый губернатор Омской области Виктор Назаров заявил о приостановлении строительства из-за недостатка средств и о модернизации действующего.

 Планируется, что новый аэропорт станет мультимодальным транспортно-логистическим центром международного значения. Плошадь аэропорта — 600 га. Пропускная способность будущего аэропорта в десять раз превышает объёмы перевозок существующего аэропорта по состоянию на 2008 год, а к 2035 году «Омск-Федоровка» сможет обслуживать 1,6-2,3 млн пассажиров в год. Предполагается, что в аэропорту будет базироваться новосозданная авиакомпания, а одним из способов доставки пассажиров в аэропорт станет будущий Омский метрополитен. В июле 2011 года было заявлено, что потенциальным инвестором строительства является «Внешэкономбанк», однако уже в августе появилась информация, что с инвесторами у «Омск-Федоровки» все по прежнему не очень радужно, и область может продолжить строительство за собственный счет, что, естественно, не ускорит процесс.

Предполагаемые сроки строительства — 2011—2014 годы.

Напомним, 6 августа 2012 года губернатор Омской области Виктор Назаров заявил, что строительство нового аэропорта в Омске приостановлено, чтобы не содержать одновременно две крупные стройки — аэропорта и метро.

Как сообщили в пресс-службе правительства Омской области, речь об этом шла на состоявшейся 24 октября встрече губернатора Виктора Назарова и бизнесменов Кувейта.

«Многие кувейтские компании уже активно работают в России — например, в Москве. Но нам интересен и Омск. Прежде всего своим выгодным положением транзитного пункта на пути в Казахстан, Китай, другие страны Азии.

 В июне 2009 года президент Российской Федерации (на тот момент им был Дмитрий МЕДВЕДЕВ) подписал соответствующий указ, согласно которому пакета из 85,265 % акций ОАО «Омский аэропорт» был передан в областную казну «для привлечения правительством Омской области на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 7476,75 млн рублей для завершения к 2012 году строительства аэропорта Омск-Федоровка в расчете на увеличение пассажиропотока до 700 тыс. пассажиров». 

Сам имущественный комплекс Омск-Федоровка передан в собственность Омской области 27 августа 2009 года. 22 января 2010 года правительство объявило конкурс на разработку бизнес-плана Омск-Федоровки с начальной ценой контракта — 60,4 млн рублей. Победителем конкурса, предложившим минимальную цену — 53,8 млн рублей, стала компания «Руфаудит», которая подготовила в дальнейшем бизнес-плана в кооперации с компаниями Hochtief Aktiengesellschaft (проектирование крупных инфраструктурных объектов) и Cushman & Wakefiel (финансовое планирование). 

31 августа 2011 года с целью реализации проекта по строительству объектов Омск-Федоровки и их дальнейшей эксплуатации распоряжением правительства Омской области было создано ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» с уставным капиталом в 100 тысяч рублей. Учредителями выступили Омская область (40%) и НПО «Мостовик» (51%). Финансирование строительства аэропорта Омск-Федоровка проходило в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие объектов транспортной инфраструктуры Омской области (2010-2016 годы)». Предполагалось, что весной 2012 года новому акционерному обществу будет передан на баланс весь имущественный комплекс недостроенного аэропорта. 

Уставный капитал ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» концу 2015 года должен был увеличиться до 7,3 млрд рублей. Первый дополнительный взнос область сделала 4 апреля 2012 года. Правительство региона увеличило уставный капитал ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» на 157,3 млн рублей за счет бюджетных инвестиций (53,6 млн рублей) и областного имущества (103,7 млн рублей). НПО «Мостовик» в свою очередь обязалось добавить в общую копилку 164 млн рублей. Все деньги планировалось направить на финансирование проектных работ, гос. экспертизу и подготовку объекта к строительству. Проектная документация должна была быть готова в июне 2012 года

Программа переселения из аварийного жилья

Фонд развития ЖКХ одобрил заявку Омской области на получение финансовой поддержки по программе переселения граждан из аварийного жилья и готов направить в регион 591,79 млн. рублей. Полученные средства предполагается направить на финансирование региональной адресной программы переселения граждан из 169 аварийных домов в коттеджи малоэтажной застройки, которые будут возведены в 18 муниципальных образованиях региона. Правлением Фонда отмечено, что Омская область стала первым регионом, представившим заявку на реализацию программы переселения с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, механизм которого прописан в федеральном законе № 25-ФЗ от 9 марта 2010 года. Закон позволяет привлекать средства Фонда для реализации программы на упрощенных условиях. В 2008-2009 годах в Омской области для реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, из средств Фонда было выделено 2,98 млрд. рублей. В результате реализации указанных программ в регионе проведен капитальный ремонт 1 258 многоквартирных домов, расселено 170 аварийных домов. Условия проживания улучшили 172 943 человека [8].

В отличие от масштабных проектов общегосударственного значения, региональные инвестиционные проекты характеризуются более короткими сроками реализации и сроками окупаемости, что способствует снижению негативных последствий мирового финансового кризиса в субъектах Российской Федерации. Государственная поддержка региональных инвестиционных проектов за счет средств Фонда стала катализатором активности частных инвесторов.

В результате предусмотренных законопроектом изменений в областном бюджете на 2010 год увеличены расходы на реализацию долгосрочных целевых программ – свыше 1,354 млрд. рублей. Адресную инвестиционную программу Омской области – 738 млн. рублей. Это в основном расходы социального характера. В том числе, переселение граждан из ветхого жилья, модернизация учреждений здравоохранения, поддержка молочного производства, развитие малого бизнеса, техническое перевооружение теплоисточников с поэтапным переводом мазутных котельных на более экономичные виды топлива. Увеличены расходы на лекарственное обеспечение региональных льготников на сумму 60 млн. рублей. Межбюджетные трансферты, передаваемые в бюджеты муниципальных образований, – более 1,161 млрд. рублей.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65991. Антикризисная политика Германии 43.5 KB
  Падение производства составило несколько процентов в том числе и в Германии. Для борьбы с кризисом 2008 года правительство Германии разработало пакет антикризисных мер которые решено было направить на развитие образования и экологических технологий.
65992. ВТО – вступление России: плюсы и минусы для обычного человека 20.44 KB
  ВТО вступление России: плюсы и минусы для обычного человека. Россия вступает во Всемирную Торговую Организацию ВТО: это можно сказать свершившийся факт. Между тем для обывателей ВТО это явление вроде важно а чем именно неясно.
65993. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И РЫНОК КАПИТАЛОВ РФ 15.69 KB
  Денежный рынок — составная часть финансового рынка, структура, в которую входит предоставление и получение краткосрочных (как правило, до года) кредитов. Такие кредиты берутся для поддержания ликвидности, то есть возможности организаций...
65994. Способы и формы приватизации 34.28 KB
  О приватизации государственного и муниципального имущества под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности России далее федеральное имущество субъектов России муниципальных образований в собственность физических и или юр.
65995. Эволюция финансовой системы России с царских времен. Проблемы финансовой системы РФ 52.64 KB
  В Древнерусском государстве при реализации финансового хозяйства Законодательство устанавливало в качестве органа осуществляющего функции денежного контроля князя. При этом как следует из исторических документов организация самоуправления и система...
65996. Бюджетный дефицит, его виды 81.16 KB
  Бюджетный дефицит это сумма на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга либо путем эмиссии денег.
65997. Внешний долг зарубежных стран (Франция, Германия, США, Франция, Япония, Англия) 199.44 KB
  По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов. По состоянию на 30 декабря 2011 года, долг составил 15 триллионов долларов...