66088

НЕОСЯЗАЕМЫЕ АКТИВЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

К данной категории относятся материальные объекты которыми согласно закону имеет право владеть хозяйствующий субъект бизнес для достижения основной цели ведения деятельности. Зарубежный опыт оценки данного типа активов зачастую неприемлем для Российской Федерации...

Русский

2014-08-13

66 KB

0 чел.

Д. ШИШЛЯЕВ,

аспирант кафедр финансового менеджмента и оценочной

деятельности Московского государственного

университета экономики, статистики и информатики

НЕОСЯЗАЕМЫЕ АКТИВЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

СТОИМОСТИ БИЗНЕСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Оценивая рыночную стоимость бизнеса, оценщик получает совокупную величину стоимости всего хозяйствующего субъекта.

С точки зрения самой простой модели формирования стоимости она будет выглядеть следующим образом:

Стоимость бизнеса =стоимость активов – обязательства

Данная формула не идеальна, однако дает самое простое представление о стоимости с точки зрения оценки.

Анализируя стоимость любого бизнеса, мы можем выделить три составляющие, генерирующие стоимость: материальную (материальные активы), финансовую (финансовые активы) и неосязаемую (интеллектуальную) составляющую (неосязаемые1 активы).

Материальные активы как составляющая стоимости бизнеса

Материальная составляющая стоимости бизнеса – то, что связывает хозяйствующий субъект с реальным, физическим миром. Иными словами, это физические объекты, стоимость которых заключается именно в физических, материальных качествах. К данной категории относятся материальные объекты, которыми, согласно закону, имеет право владеть хозяйствующий субъект (бизнес) для достижения основной цели – ведения деятельности. Материальная составляющая стоимости бизнеса включает следующие материальные активы: основные средства (согласно ПБУ 6/012) и материально-производственные запасы (согласно ПБУ 5/013).

Финансовые активы как составляющая стоимости бизнеса

Финансовая составляющая стоимости бизнеса – это финансовые активы во всех проявлениях, законодательно утвержденные и принятые к обращению в России. В данную категорию включаются долгосрочные и краткосрочные вложения, дебиторская задолженность, ценные бумаги, средства, находящиеся на расчетных счетах, в кассе, и прочие.

Все многообразие типов и видов финансовых активов, которыми может владеть организация, довольно велико.

Неосязаемые активы как составляющая стоимости бизнеса

Нематериальная составляющая стоимости бизнеса – самая малоизученная и противоречивая составляющая на современном этапе развития оценочной деятельности. Зарубежный опыт оценки данного типа активов зачастую неприемлем для Российской Федерации из-за различий не только учета подобного типа активов, но и из-за противоречий российского законодательства, регулирующего правовые основы подобного типа объектов.

Существует несколько точек зрения (законодательных, теоретических) на подобные активы. С точки зрения российского законодательства есть три различных взгляда на состав и структуру неосязаемых активов:

– с позиции бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов предприятия (бизнеса);

– с позиции налогового учета и налогообложения;

– с позиции гражданского законодательства, в котором указаны объекты интеллектуальной собственности.

Позиция бухгалтерского учета утверждена в основном ПБУ 14/20004 «Учет нематериальных активов».

Согласно ПБУ 14/2000, любой объект, удовлетворяющий одновременно всем условиям, может быть принят к учету в качестве нематериального актива. Все требования данного законодательного акта разумны и необходимы, однако достаточно ли их? Нет. Существует, например, такой вид объектов ИС, как всемирно признанное «ноу-хау»5 – информация, защищаемая самой фирмой и по определенным причинам не подвергнутая процедуре патентования. Такая информация обладает стоимостью, и зачастую немалой, однако к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива отнесена быть не может, т.к. на него нет «охранного документа». Однако можно оценить «ноу-хау» в режиме «коммерческой тайны», но не как нематериальный актив, а как объект интеллектуальной собственности – неосязаемый актив.

Позиция налогового учета и налогообложения утверждена Налоговым Кодексом РФ, согласно которому «нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)»6.

В этом же пункте перечислены еще два требования, необходимых для признания какого-либо актива нематериальным.

Все перечисленное в НК РФ почти соответствует требованиям бухгалтерского учета к признанию какого-либо актива нематериальным, однако в данной статье имеются и расхождения с ПБУ 14/2000. В пункте 3 статьи 257 части 2-й НК РФ приводится и список, в котором указаны некоторые активы, отнесенные к нематериальным, в том числе и «владение “ноу-хау”».

Таким образом, согласно НК РФ, «ноу-хау» – нематериальный актив, однако в соответствии с требованиями этой же статьи для признания «ноу-хау» нематериальным активом необходимо «наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака)».

Итак получается, что существуют некие загадочные, «надлежаще оформленные документы», позволяющие признать почти любой объект интеллектуальной собственности нематериальным активом с точки зрения налогообложения.

Проанализировав требования бухгалтерского и налогового учета к признанию актива нематериальным, мы полагаем, что они несколько противоречивы и могут ввести в заблуждение при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Поэтому мы считаем необходимым провести дальнейший анализ законодательства, регулирующего отношения в области идентификации объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, с последующим выделением наиболее исчерпывающего перечня возможных объектов оценки не противоречащих законодательству и являющихся интеллектуальной составляющей стоимости бизнеса (неосязаемыми активами).

Позиция гражданского законодательства закреплена в следующих нормативно-правовых актах РФ:

  •   в Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. 1 и 2) в ред. от 15.05.2001 г.
  •   Законе № 5351-1 от 9.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»;
  •   Патентном законе РФ от 23.09.1992 г. № 3517-1;
  •   Законе РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г.№ 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
  •   Законе РФ от 6.08.1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
  •   Постановлении Совета Министров СССР № 584 от 21.08.1974 г., утвердившего «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».

Большинство объектов интеллектуальной собственности, выделенных в гражданском законодательстве, могут быть признаны нематериальными активами, однако не все. Например, открытие не может быть нематериальным активом, т.к. у физического или юридического лица не может быть исключительного права на открытие, а только право на авторство у физического лица, в связи с тем, что открытие – это общественное достояние и не может быть индивидуализировано7.

Итак, мы рассмотрели законодательно отраженные точки зрения на состав и структуру неосязаемых активов (интеллектуальной составляющей стоимости бизнеса) и выявили интеллектуальные активы (НМА и ОИС), которые, согласно законодательству, могут быть объектами оценки.

Мы считаем необходимым привести полный перечень выявленных нами объектов оценки:

  1.  Бухгалтерский учёт – деловая репутация организации и организационные расходы.
  2.  Налогообложение – «ноу-хау».
  3.  Гражданское законодательство:
    •  право на воспроизведение, распространение и импорт;
    •  права на запись и на подвижные изображения;
    •  право на публичный показ или публичное исполнение;
    •  право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
    •  право на перевод и переработку произведения;
    •  права исполнителей;
    •  права производителей фонограмм;
    •  права организаций эфирного и кабельного вещания;
    •  право на программы для ЭВМ и базы данных;
    •  право на товарный знак, знак обслуживания;
    •  право на наименование места происхождения товаров;
    •  право на фирменное наименование;
    •  право на изобретение;
    •  право на полезную модель;
    •  право на промышленный образец;
    •  право на селекционное достижение;
    •  право на коммерческую тайну;
    •  право на пресечение недобросовестной конкуренции;
    •  право на пользование земельными участками, природными ресурсами, водными объектами;
    •  деловая репутация;
    •  открытие;
    •  рационализаторское предложение;
    •  право на топологию интегральной микросхемы.

1 В бухгалтерском учете законодательно утверждено понятие «нематериальные активы», однако в рамках данной статьи будет анализироваться более широкий спектр объектов интеллектуальной собственности.

2 Приказ Министерства Финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств ПБУ 6/01”».

3 Приказ Министерства Финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01”».

4 Приказ Министерства Финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов ПБУ 14/2000”».

5 «Ноу-хау» – от англ. «know-how», т.е. дословно «понять как».

6 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2-я. Статья 257, п. 3 (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).

7 Согласно Постановлению Министров СССР от 21.08.1974 г. № 584, утвердившему «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27255. Проаналізуйте процес виробництва як процес споживання економічних ресурсів. Дайте характеристику мети та системи обмежень фірми у використанні економічних ресурсів. Поясніть, як показник MRTS відображає дію закону спадної прибутковості 32.8 KB
  Проаналізуйте процес виробництва як процес споживання економічних ресурсів.ресурси прийнято ділити на чотири групи: природні потенційно придатні для застосування в виробництві природні сили та речовини серед яких розрізняють невичерпні та вичерпні а в останніх відновлювані та невідновлювані ; матеріальні всі створені людиною рукотворні засоби виробництва що самі є результатом виробництваверстати обладнання заводи транспортні засоби будинки.; трудові населення в працездатному віці яке в ресурсному аспекті...
27256. Виведіть графічно та алгебраїчно рівновагу підприємства – споживача економічних ресурсів. В чому полягає правило мінімізації витрат 24.5 KB
  В чому полягає правило мінімізації витрат Изокванта це лінія кожна точка якої відображає такі комбінації ресурсів праці та капіталу які дають змогу отримати однаковий обсяг виробництва продукції. Чим більша кількість використовуваних ресурсів тим більший обсяг виробництва і тим далі від початку координат міститься відповідна ізокванта. Карта ізоквант Отже різні комбінації факторів виробництва у межах ізокванти забезпечують виробництво певної кількості продукції а це означає що ці фактори деякою мірою є взаємозамінними. Для...
27257. Порівняйте криві байдужості в теорії поведінки споживача з ізоквантами в теорії виробництва, а також бюджетну лінію та ізокосту. Виведіть кути їх нахилу 45.56 KB
  Порівняйте криві байдужості в теорії поведінки споживача з ізоквантами в теорії виробництва а також бюджетну лінію та ізокосту. Крива байдужості це лінія рівної корисності всі точки якої показують множину наборів комбінацій двох благ що забезпечують один і той же рівень корисності. норма і нахил кривих байдужості визначаються уподобаннями споживача і залежать від ступеня замінності благ у споживанні. Узагальнимо властивості кривих байдужості: криві байдужості не можуть перетинатися; криві байдужості розташовані далі від початку...
27258. Гроші, їх функції і функціональні форми. Грошова маса та її структура. Товарне виробництво 22.58 KB
  Гроші є з одного боку виробничими відносинами які виникають у товарному виробництві за усіх видів обміну результатами трудової діяльності. Гроші це форма що історично виникла яка повинна мати власний матеріальний носій. Такий підхід до функцій грошей означає що гроші представляють інструмент економічних відносин у суспільстві і саме люди використовуючи можливості грошей можуть визначати ціни товарів застосовувати гроші в процесах реалізації й платежів а також використовувати їх як засіб нагромадження. Функція міри вартості полягає в...
27259. Ціна як економічна категорія, її функції, види. Ціноутворюючі фактори 52.77 KB
  Тому ціна як категорія кількісна це грошове вираження вартості товару. Це знайшло своє відображення у багаточисельності теорій присвячених вартості і цінам. Теорія трудової вартості. Суть цієї теорії в тому що субстанція і величина вартості як основа мінової вартості і цін визначається працею Вартість це втілена в товари праця.
27260. Ринок, його риси і функції. Структура та інфраструктура ринку 21.96 KB
  Ринок це сукупність економічних відносин що виникають між виробниками і споживачами у процесі вільного еквівалентного обміну виробленими благами послугами який організований за законами товарного виробництва і грошового обігу. З цього визначення ринку випливає що поперше ринок завжди обумовлюється природою виробництва хоч йому властива значна самостійність і він активно впливає на всі відтворювальні процеси їх кінцеві результати та ефективність. Потретє ринок означає систему саморегулювання економіки що стимулює розвиток...
27261. Ринкова економіка та її характерні ознаки. Модель економічного кругообігу 17.48 KB
  На розвиток економіки країни велику роль відіграє розвиток та розміщення продуктивних сил. У результаті еволюції економічних систем сформувалися три їх основні типи: система вільного ринку адміністративнокомандна система або централізована та система змішаної економіки. Ринкова економіка це така економічна система в якій всі питання економіки вірішують через ринок ціни прибуток та витрати. Основними перевагами ринкової економіки є приватна власність на засоби виробництва ринковий механізм регулювання економічних процесів що базується...
27262. Ринковий механізм і його елементи. Попит, пропозиція, рівноважна ціна 13.37 KB
  Ринковий механізм і його елементи. Ринковий механізм це механізм взаємозв'язку і взаємодії основних елементів ринку: попиту пропозиції ціни конкуренції іосновних економічних законів ринку. Ринковий механізм діє на основі економічних законів: попитупропозиції рівноважної ціни конкуренції корисності вартостіприбутку тощо див. Важливо зазначити що ринковий механізм проявляється якпримусовий механізм оскільки змушує підприємців які переслідують одну ціль отримання прибутку діяти врештірешт накористь споживачів.
27263. Домогосподарство як економічний суб’єкт та його двоїста роль в економіці 16.24 KB
  На їх оплату використовується значна частина доходів. Отже розгляньмо структуру доходів домашніх господарств і їх використання. У ринковій економіці на основі функціонального розподілу доходів населення отримує їх у формі заробітної плати доходів від власності прибутків і ренти. Основним джерелом доходів населення є оплата праці.