66088

НЕОСЯЗАЕМЫЕ АКТИВЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

К данной категории относятся материальные объекты которыми согласно закону имеет право владеть хозяйствующий субъект бизнес для достижения основной цели ведения деятельности. Зарубежный опыт оценки данного типа активов зачастую неприемлем для Российской Федерации...

Русский

2014-08-13

66 KB

0 чел.

Д. ШИШЛЯЕВ,

аспирант кафедр финансового менеджмента и оценочной

деятельности Московского государственного

университета экономики, статистики и информатики

НЕОСЯЗАЕМЫЕ АКТИВЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

СТОИМОСТИ БИЗНЕСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Оценивая рыночную стоимость бизнеса, оценщик получает совокупную величину стоимости всего хозяйствующего субъекта.

С точки зрения самой простой модели формирования стоимости она будет выглядеть следующим образом:

Стоимость бизнеса =стоимость активов – обязательства

Данная формула не идеальна, однако дает самое простое представление о стоимости с точки зрения оценки.

Анализируя стоимость любого бизнеса, мы можем выделить три составляющие, генерирующие стоимость: материальную (материальные активы), финансовую (финансовые активы) и неосязаемую (интеллектуальную) составляющую (неосязаемые1 активы).

Материальные активы как составляющая стоимости бизнеса

Материальная составляющая стоимости бизнеса – то, что связывает хозяйствующий субъект с реальным, физическим миром. Иными словами, это физические объекты, стоимость которых заключается именно в физических, материальных качествах. К данной категории относятся материальные объекты, которыми, согласно закону, имеет право владеть хозяйствующий субъект (бизнес) для достижения основной цели – ведения деятельности. Материальная составляющая стоимости бизнеса включает следующие материальные активы: основные средства (согласно ПБУ 6/012) и материально-производственные запасы (согласно ПБУ 5/013).

Финансовые активы как составляющая стоимости бизнеса

Финансовая составляющая стоимости бизнеса – это финансовые активы во всех проявлениях, законодательно утвержденные и принятые к обращению в России. В данную категорию включаются долгосрочные и краткосрочные вложения, дебиторская задолженность, ценные бумаги, средства, находящиеся на расчетных счетах, в кассе, и прочие.

Все многообразие типов и видов финансовых активов, которыми может владеть организация, довольно велико.

Неосязаемые активы как составляющая стоимости бизнеса

Нематериальная составляющая стоимости бизнеса – самая малоизученная и противоречивая составляющая на современном этапе развития оценочной деятельности. Зарубежный опыт оценки данного типа активов зачастую неприемлем для Российской Федерации из-за различий не только учета подобного типа активов, но и из-за противоречий российского законодательства, регулирующего правовые основы подобного типа объектов.

Существует несколько точек зрения (законодательных, теоретических) на подобные активы. С точки зрения российского законодательства есть три различных взгляда на состав и структуру неосязаемых активов:

– с позиции бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов предприятия (бизнеса);

– с позиции налогового учета и налогообложения;

– с позиции гражданского законодательства, в котором указаны объекты интеллектуальной собственности.

Позиция бухгалтерского учета утверждена в основном ПБУ 14/20004 «Учет нематериальных активов».

Согласно ПБУ 14/2000, любой объект, удовлетворяющий одновременно всем условиям, может быть принят к учету в качестве нематериального актива. Все требования данного законодательного акта разумны и необходимы, однако достаточно ли их? Нет. Существует, например, такой вид объектов ИС, как всемирно признанное «ноу-хау»5 – информация, защищаемая самой фирмой и по определенным причинам не подвергнутая процедуре патентования. Такая информация обладает стоимостью, и зачастую немалой, однако к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива отнесена быть не может, т.к. на него нет «охранного документа». Однако можно оценить «ноу-хау» в режиме «коммерческой тайны», но не как нематериальный актив, а как объект интеллектуальной собственности – неосязаемый актив.

Позиция налогового учета и налогообложения утверждена Налоговым Кодексом РФ, согласно которому «нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)»6.

В этом же пункте перечислены еще два требования, необходимых для признания какого-либо актива нематериальным.

Все перечисленное в НК РФ почти соответствует требованиям бухгалтерского учета к признанию какого-либо актива нематериальным, однако в данной статье имеются и расхождения с ПБУ 14/2000. В пункте 3 статьи 257 части 2-й НК РФ приводится и список, в котором указаны некоторые активы, отнесенные к нематериальным, в том числе и «владение “ноу-хау”».

Таким образом, согласно НК РФ, «ноу-хау» – нематериальный актив, однако в соответствии с требованиями этой же статьи для признания «ноу-хау» нематериальным активом необходимо «наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака)».

Итак получается, что существуют некие загадочные, «надлежаще оформленные документы», позволяющие признать почти любой объект интеллектуальной собственности нематериальным активом с точки зрения налогообложения.

Проанализировав требования бухгалтерского и налогового учета к признанию актива нематериальным, мы полагаем, что они несколько противоречивы и могут ввести в заблуждение при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Поэтому мы считаем необходимым провести дальнейший анализ законодательства, регулирующего отношения в области идентификации объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, с последующим выделением наиболее исчерпывающего перечня возможных объектов оценки не противоречащих законодательству и являющихся интеллектуальной составляющей стоимости бизнеса (неосязаемыми активами).

Позиция гражданского законодательства закреплена в следующих нормативно-правовых актах РФ:

  •   в Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. 1 и 2) в ред. от 15.05.2001 г.
  •   Законе № 5351-1 от 9.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»;
  •   Патентном законе РФ от 23.09.1992 г. № 3517-1;
  •   Законе РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г.№ 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
  •   Законе РФ от 6.08.1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
  •   Постановлении Совета Министров СССР № 584 от 21.08.1974 г., утвердившего «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».

Большинство объектов интеллектуальной собственности, выделенных в гражданском законодательстве, могут быть признаны нематериальными активами, однако не все. Например, открытие не может быть нематериальным активом, т.к. у физического или юридического лица не может быть исключительного права на открытие, а только право на авторство у физического лица, в связи с тем, что открытие – это общественное достояние и не может быть индивидуализировано7.

Итак, мы рассмотрели законодательно отраженные точки зрения на состав и структуру неосязаемых активов (интеллектуальной составляющей стоимости бизнеса) и выявили интеллектуальные активы (НМА и ОИС), которые, согласно законодательству, могут быть объектами оценки.

Мы считаем необходимым привести полный перечень выявленных нами объектов оценки:

  1.  Бухгалтерский учёт – деловая репутация организации и организационные расходы.
  2.  Налогообложение – «ноу-хау».
  3.  Гражданское законодательство:
    •  право на воспроизведение, распространение и импорт;
    •  права на запись и на подвижные изображения;
    •  право на публичный показ или публичное исполнение;
    •  право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
    •  право на перевод и переработку произведения;
    •  права исполнителей;
    •  права производителей фонограмм;
    •  права организаций эфирного и кабельного вещания;
    •  право на программы для ЭВМ и базы данных;
    •  право на товарный знак, знак обслуживания;
    •  право на наименование места происхождения товаров;
    •  право на фирменное наименование;
    •  право на изобретение;
    •  право на полезную модель;
    •  право на промышленный образец;
    •  право на селекционное достижение;
    •  право на коммерческую тайну;
    •  право на пресечение недобросовестной конкуренции;
    •  право на пользование земельными участками, природными ресурсами, водными объектами;
    •  деловая репутация;
    •  открытие;
    •  рационализаторское предложение;
    •  право на топологию интегральной микросхемы.

1 В бухгалтерском учете законодательно утверждено понятие «нематериальные активы», однако в рамках данной статьи будет анализироваться более широкий спектр объектов интеллектуальной собственности.

2 Приказ Министерства Финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств ПБУ 6/01”».

3 Приказ Министерства Финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01”».

4 Приказ Министерства Финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов ПБУ 14/2000”».

5 «Ноу-хау» – от англ. «know-how», т.е. дословно «понять как».

6 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2-я. Статья 257, п. 3 (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).

7 Согласно Постановлению Министров СССР от 21.08.1974 г. № 584, утвердившему «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32658. Понятие о декомпозиции работ по проекту. Критерии выбора эффективной декомпозиции работ 46 KB
  Понятие о декомпозиции работ по проекту. Критерии выбора эффективной декомпозиции работ. Структура разбиения декомпозиции работ WBS Work Brekdown Structure иерархическая структура последовательной декомпозиции проекта на подпроекты пакеты работ различного уровня пакеты детальных работ. СРР является базовым средством для создания системы управления проектом так как позволяет решать проблемы организации работ распределения ответственности оценки стоимости создания системы отчетности эффективно поддерживать процедуры сбора...
32659. Типы структурных моделей проекта 202 KB
  Типы структурных моделей проекта. Типы структурных моделей проектов Типы структурных моделей проекта. Структурная модель проекта и принцип структуризации широко используются для построена и других структурных моделей применяемых в управлении проектом. Отметим наиболее существенные из них: Дерево целей и результатов первая по времени разработки структурная модель декомпозиции цели проекта на составные части.
32660. Жизненные циклы проекта и продукта 26.5 KB
  Жизненные циклы проекта и продукта. Жизненный цикл проекта совокупность последовательных фаз развития проекта и изобразить его концептуальную схему. Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: определение проекта концепция разработка реализация и завершение. Определение проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта.
32661. Участники проекта и их роль в обеспечении успеха проекта 31 KB
  Участники проекта и их роль в обеспечении успеха проекта. В настоящем разделе работы рассматривается состав участников проекта их роли и взаимосвязи распределение функций и ответственности. Главный участник Заказчик будущий владелец и пользователь результатов проекта. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация так и несколько организаций объединивших свои усилия интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.
32662. Окружающая среда проекта 28 KB
  Окружающая среда проекта. Окружение проекта Каждый проект нужно рассматривать а также управлять им учитывая окружение в котором он существует. Окружающая среда проекта это совокупность внешних и внутренних в отношении проекта факторов влияющих на достижение результатов проекта. В данном разделе необходимо проанализировать факторы ближнего и дальнего окружения проекта которые могут оказать влияние на реализацию проекта.
32663. Базовые и интегрирующие функции управления проектом 24 KB
  Базовые функции управление предметной областью проекта содержательная сущность; управление качеством требования к результатам стандарты; управлением временными ресурсами бюджет времени; управление стоимостью финансовый и материальный бюджет. Интегрирующие функции управление персоналом проекта подбор подготовка организация работы; управление коммуникациями мониторинг и прогнозирование хода работ и результата; управление контрактами контрактация исполнителей материалов и др.; управление риском снижение уровня...
32664. Организационно-динамические структуры управления проектом. Проектирование организационно-динамических структур управления проектом 144 KB
  Организационнодинамические структуры управления проектом. Проектирование организационнодинамических структур управления проектом. Организационные структуры УП Несмотря на все многообразие типов и видов проектов их структура управления по своему содержанию в основном однородна ибо в ней представлена та или иная комбинация одних и тех же видов работ по управлению. Это обстоятельство обеспечивает единый подход к проектированию структур управления.
32665. Организационный инструментарий управления проектами: сетевое моделирование, метод PERT, матрица РАЗУ, информационно-технологические модели управления 263 KB
  Организационный инструментарий управления проектами: сетевое моделирование метод PERT матрица РАЗУ информационнотехнологические модели управления Сетевая матрица представляет собой графическое изображение процессов осуществления проекта где все работы управленческие производственные показаны в определенной технологической последовательности и необходимой взаимосвязи и зависимости. Матрица РАЗУ Возможно разделить функции по подразделениям и службам аппарата управления проектом а также обеспечить их комплексную реализацию. Матрица...
32666. Маркетинг проекта. План маркетинга в проекте 37 KB
  Маркетинг проекта В структуре маркетинговых исследований можно выделить 3 принципиальных блока которые в свою очередь также состоят из конкретных работ: Организация исследований: определение целей диапазона и программы маркетинговых исследований; определение методов и средств маркетинговых исследований; сбор и первичная оценка информации; Внешний анализ: анализ структуры целевого рынка; анализ емкости рынка; анализ каналов сбыта; анализ конкуренции; макроэкономический анализ; анализ социальноэкономической среды; Внутренний анализ:...