66088

НЕОСЯЗАЕМЫЕ АКТИВЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

К данной категории относятся материальные объекты которыми согласно закону имеет право владеть хозяйствующий субъект бизнес для достижения основной цели ведения деятельности. Зарубежный опыт оценки данного типа активов зачастую неприемлем для Российской Федерации...

Русский

2014-08-13

66 KB

0 чел.

Д. ШИШЛЯЕВ,

аспирант кафедр финансового менеджмента и оценочной

деятельности Московского государственного

университета экономики, статистики и информатики

НЕОСЯЗАЕМЫЕ АКТИВЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

СТОИМОСТИ БИЗНЕСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Оценивая рыночную стоимость бизнеса, оценщик получает совокупную величину стоимости всего хозяйствующего субъекта.

С точки зрения самой простой модели формирования стоимости она будет выглядеть следующим образом:

Стоимость бизнеса =стоимость активов – обязательства

Данная формула не идеальна, однако дает самое простое представление о стоимости с точки зрения оценки.

Анализируя стоимость любого бизнеса, мы можем выделить три составляющие, генерирующие стоимость: материальную (материальные активы), финансовую (финансовые активы) и неосязаемую (интеллектуальную) составляющую (неосязаемые1 активы).

Материальные активы как составляющая стоимости бизнеса

Материальная составляющая стоимости бизнеса – то, что связывает хозяйствующий субъект с реальным, физическим миром. Иными словами, это физические объекты, стоимость которых заключается именно в физических, материальных качествах. К данной категории относятся материальные объекты, которыми, согласно закону, имеет право владеть хозяйствующий субъект (бизнес) для достижения основной цели – ведения деятельности. Материальная составляющая стоимости бизнеса включает следующие материальные активы: основные средства (согласно ПБУ 6/012) и материально-производственные запасы (согласно ПБУ 5/013).

Финансовые активы как составляющая стоимости бизнеса

Финансовая составляющая стоимости бизнеса – это финансовые активы во всех проявлениях, законодательно утвержденные и принятые к обращению в России. В данную категорию включаются долгосрочные и краткосрочные вложения, дебиторская задолженность, ценные бумаги, средства, находящиеся на расчетных счетах, в кассе, и прочие.

Все многообразие типов и видов финансовых активов, которыми может владеть организация, довольно велико.

Неосязаемые активы как составляющая стоимости бизнеса

Нематериальная составляющая стоимости бизнеса – самая малоизученная и противоречивая составляющая на современном этапе развития оценочной деятельности. Зарубежный опыт оценки данного типа активов зачастую неприемлем для Российской Федерации из-за различий не только учета подобного типа активов, но и из-за противоречий российского законодательства, регулирующего правовые основы подобного типа объектов.

Существует несколько точек зрения (законодательных, теоретических) на подобные активы. С точки зрения российского законодательства есть три различных взгляда на состав и структуру неосязаемых активов:

– с позиции бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов предприятия (бизнеса);

– с позиции налогового учета и налогообложения;

– с позиции гражданского законодательства, в котором указаны объекты интеллектуальной собственности.

Позиция бухгалтерского учета утверждена в основном ПБУ 14/20004 «Учет нематериальных активов».

Согласно ПБУ 14/2000, любой объект, удовлетворяющий одновременно всем условиям, может быть принят к учету в качестве нематериального актива. Все требования данного законодательного акта разумны и необходимы, однако достаточно ли их? Нет. Существует, например, такой вид объектов ИС, как всемирно признанное «ноу-хау»5 – информация, защищаемая самой фирмой и по определенным причинам не подвергнутая процедуре патентования. Такая информация обладает стоимостью, и зачастую немалой, однако к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива отнесена быть не может, т.к. на него нет «охранного документа». Однако можно оценить «ноу-хау» в режиме «коммерческой тайны», но не как нематериальный актив, а как объект интеллектуальной собственности – неосязаемый актив.

Позиция налогового учета и налогообложения утверждена Налоговым Кодексом РФ, согласно которому «нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)»6.

В этом же пункте перечислены еще два требования, необходимых для признания какого-либо актива нематериальным.

Все перечисленное в НК РФ почти соответствует требованиям бухгалтерского учета к признанию какого-либо актива нематериальным, однако в данной статье имеются и расхождения с ПБУ 14/2000. В пункте 3 статьи 257 части 2-й НК РФ приводится и список, в котором указаны некоторые активы, отнесенные к нематериальным, в том числе и «владение “ноу-хау”».

Таким образом, согласно НК РФ, «ноу-хау» – нематериальный актив, однако в соответствии с требованиями этой же статьи для признания «ноу-хау» нематериальным активом необходимо «наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака)».

Итак получается, что существуют некие загадочные, «надлежаще оформленные документы», позволяющие признать почти любой объект интеллектуальной собственности нематериальным активом с точки зрения налогообложения.

Проанализировав требования бухгалтерского и налогового учета к признанию актива нематериальным, мы полагаем, что они несколько противоречивы и могут ввести в заблуждение при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Поэтому мы считаем необходимым провести дальнейший анализ законодательства, регулирующего отношения в области идентификации объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, с последующим выделением наиболее исчерпывающего перечня возможных объектов оценки не противоречащих законодательству и являющихся интеллектуальной составляющей стоимости бизнеса (неосязаемыми активами).

Позиция гражданского законодательства закреплена в следующих нормативно-правовых актах РФ:

  •   в Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. 1 и 2) в ред. от 15.05.2001 г.
  •   Законе № 5351-1 от 9.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»;
  •   Патентном законе РФ от 23.09.1992 г. № 3517-1;
  •   Законе РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г.№ 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
  •   Законе РФ от 6.08.1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях»;
  •   Законе РФ от 23.09.1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
  •   Постановлении Совета Министров СССР № 584 от 21.08.1974 г., утвердившего «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».

Большинство объектов интеллектуальной собственности, выделенных в гражданском законодательстве, могут быть признаны нематериальными активами, однако не все. Например, открытие не может быть нематериальным активом, т.к. у физического или юридического лица не может быть исключительного права на открытие, а только право на авторство у физического лица, в связи с тем, что открытие – это общественное достояние и не может быть индивидуализировано7.

Итак, мы рассмотрели законодательно отраженные точки зрения на состав и структуру неосязаемых активов (интеллектуальной составляющей стоимости бизнеса) и выявили интеллектуальные активы (НМА и ОИС), которые, согласно законодательству, могут быть объектами оценки.

Мы считаем необходимым привести полный перечень выявленных нами объектов оценки:

  1.  Бухгалтерский учёт – деловая репутация организации и организационные расходы.
  2.  Налогообложение – «ноу-хау».
  3.  Гражданское законодательство:
    •  право на воспроизведение, распространение и импорт;
    •  права на запись и на подвижные изображения;
    •  право на публичный показ или публичное исполнение;
    •  право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
    •  право на перевод и переработку произведения;
    •  права исполнителей;
    •  права производителей фонограмм;
    •  права организаций эфирного и кабельного вещания;
    •  право на программы для ЭВМ и базы данных;
    •  право на товарный знак, знак обслуживания;
    •  право на наименование места происхождения товаров;
    •  право на фирменное наименование;
    •  право на изобретение;
    •  право на полезную модель;
    •  право на промышленный образец;
    •  право на селекционное достижение;
    •  право на коммерческую тайну;
    •  право на пресечение недобросовестной конкуренции;
    •  право на пользование земельными участками, природными ресурсами, водными объектами;
    •  деловая репутация;
    •  открытие;
    •  рационализаторское предложение;
    •  право на топологию интегральной микросхемы.

1 В бухгалтерском учете законодательно утверждено понятие «нематериальные активы», однако в рамках данной статьи будет анализироваться более широкий спектр объектов интеллектуальной собственности.

2 Приказ Министерства Финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств ПБУ 6/01”».

3 Приказ Министерства Финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01”».

4 Приказ Министерства Финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов ПБУ 14/2000”».

5 «Ноу-хау» – от англ. «know-how», т.е. дословно «понять как».

6 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2-я. Статья 257, п. 3 (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).

7 Согласно Постановлению Министров СССР от 21.08.1974 г. № 584, утвердившему «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81190. Потребности и интересы населения, и их учет в государственном и муниципальном управлении 33.17 KB
  Цели ценности социальные нормы социальные институты и культура как регуляторы жизнедеятельности людей в обществе. Ценности это какие либо материальные и духовные блага которые присущи тому или иному человеческому сообществу. Ценности различаются по интенсивности силе длительности числу. Ориентация на ценности лежит в основе управленческой деятельности.
81191. Теоретические аспекты мотивации и манипулирования 47.29 KB
  Для всестороннего изучения понятия мотивации рассмотрим 3 аспекта: а что именно в деятельности человека зависит от мотивационного воздействия в каком соотношении находятся внутренние и внешние силы в соотношение мотивации с результатами деятельности человека Но перед тем как рассмотреть эти вопросы необходимо уяснить смысл ключевых понятий имеющих непосредственное отношение к вопросам рассматриваемым в этой работе. Положительная основывается на положительных стимулах например если я сделаю уроки то получу отличную оценку...
81192. Манипулирование как реализация корыстных интересов и его виды 36.12 KB
  Цели ценности социальные нормы социальные институты и культура как регуляторы жизнедеятельности людей в обществе. Социальные нормы: нормы морали нормы права нормы социальных организаций. Древним регулятором жизнедеятельности людей являются социальные нормы это правило поведения которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его исторического развития либо устанавливаются государством и различными социальными организациями. Одни социальные институты представляют собой просто системы правил деятельности другие представляющие...
81193. Сущность и типология социального лидерства 36.9 KB
  Переход к новым формам хозяйствования обусловливает острую потребность в субъектах управления лидерах взаимодействующих основываясь на принципах социального партнерства. Лидер это ведущий идущий впереди; это человек обладающий высоким личным статусом оказывающий сильное влияние на окружающих членов коллектива выполняющий комплекс функции сходных с функциями руководителя. Между понятиями лидерство и руководство есть различия.
81195. Механизм разработки государственного интереса 35.1 KB
  В целом сущность социальных технологий можно определить как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. Характерными чертами социальных технологий повышения эффективности управления являются: научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий необходимых для повышения экономического и социального развития что требует анализа социальноэкономических факторов влияющих на эффективность...
81196. Конфуцианство и его роль в жизни китайского общества 23.48 KB
  Основатель Кунцзы или Конфуций. Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений: гибла власть чжоуского правителя нарушались патриархальнородовые нормы разрушался сам институт государства. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Конфуций был обожествлен а учение превратилось в религию.