66089

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Согласно законодательству местными налогами признаются налоги которые как правило установлены Налоговым кодексом Российской Федерации далее НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях муниципальных образований.

Русский

2014-08-13

84 KB

0 чел.

Д. ЗАНИЗДРА, соискатель

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ

Согласно законодательству, местными налогами признаются налоги, которые, как правило, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

В настоящее время местными являются земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах; местные налоги уплачиваются в поселениях (на межселенных территориях) и городских округах. Эти два налога вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов о налогах. Данное правило применялось с 1 января 2005 г. и до 1 января 2006 г. в том, что касается полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги устанавливаются НК РФ и законами данных субъектов Российской Федерации о налогах, они (налоги) обязательны к уплате на территориях этих субъектов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая местные налоги, представительные органы муниципальных образований (законодательные  или представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются федеральным законодателем. Эти же названные выше органы могут устанавливать и налоговые льготы по местным налогам, основания и порядок их применения.

В настоящее время применение в качестве механизма налоговой оптимизации льгот по местным налогам в Российской Федерации сопряжено с целым рядом правовых проблем, порожденных несовершенством налогового законодательства. Рассмотрим наиболее типичные из этих проблем и проанализируем пути их разрешения.  

Один из наиболее спорных вопросов – степень правомерности установления льгот по налогам, зачисляемым в местный бюджет. Рассмотрим эту проблему на следующем примере. Допустим, представительный орган местного самоуправления (например, районный совет депутатов) вынес решение «О льготах по платежам в районный бюджет», которое освобождало от уплаты налогов в доле, зачисляемой в районный бюджет, предприятия и организации потребительской кооперации, в частности, по земельному налогу и налогу на имущество предприятий.

Решением Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета “О льготах по платежам в районный бюджет”» льготы по налогам в доле, зачисляемой в районный бюджет, предоставленные предыдущим решением районного совета депутатов предприятиям и организациям потребительской кооперации, были отменены с середины следующего года (например, с 1 марта). Правомерен вопрос: насколько это согласуется с положениями ст. 5 НК РФ? Согласно пункту 1 ст. 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством. Согласно законодательству о местном самоуправлении, районный совет определяет льготы и преимущества, в том числе налоговые, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Таким образом, районный совет депутатов правомочен предоставить или отменить льготы по налогам, зачисляемым в районный бюджет. Однако, согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных названной выше статьей. Поскольку в рассматриваемой ситуации местные законодатели отменили льготу по налогу на имущество, плательщик, исходя из того, что налоговым периодом по этому налогу признается календарный год, вправе считать, что его права ущемлены. Однако, в силу ст. 55 НК РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Поскольку по налогу на имущество организации налоговой базой признается среднегодовая стоимость имущества, а сумма налога рассчитывается и уплачивается ежеквартально, суд обоснованно указал, что налоговым периодом в данном случае будет признаваться квартал, а, следовательно, отмена льготы не противоречит нормам налогового законодательства, в том числе и абзацу 1 п. 1 ст. 5 НК РФ.

Другой спорный вопрос: каковы границы воли местных властей в отношении земельного налога, который отнесен к местным налогам? Вправе ли представительные органы местного самоуправления самостоятельно вводить или не вводить этот налог, утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам градостроительной ценности, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот? Согласно ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», налог на землю устанавливается на основе средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21.03.1997 сформулировал следующую правовую позицию: федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только перечень, но и все элементы налоговых обязательств; установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные).

Такая правовая позиция имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных; в частности, положение о том, что определение смысла понятия «установление налогов и сборов» возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления. Иное понимание смысла понятия, содержащегося в статье 132 (часть 1) Конституции РФ, – «установление местных налогов и сборов» – противоречило бы действительному содержанию названной статьи Конституции.

Следовательно, в отношении земельного налога, который отнесен к местным налогам, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам градостроительной и тому подобной ценности, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.

Разделение на зоны того или иного населенного пункта и размеры дифференцированных ставок земельного налога должны быть утверждены органом местного самоуправления.

Другой спорный момент, затрудняющий использование льготных механизмов налоговой оптимизации, – ситуация, когда в качестве основания предоставления налоговых льгот выступает налоговое соглашение по тому или иному налогу. Например, арбитражный суд признал налоговое соглашение и решение городского Совета ЗАТО г. Железногорск от 11 марта 1998 г. № 12-146Р «Об инвестиционной зоне ЗАТО г. Железногорск» не соответствующим актам законодательства и Постановлению Правительства Российской Федерации, которые не были введены в действие ко времени  заключения налогового соглашения и вступления в силу названного решения городского Совета ЗАТО г. Железногорск. Налоговая инспекция (УМНС) провела выездную налоговою проверку правильности исчисления и уплаты организацией местных налогов. Повторная выездная налоговая проверка проводилась в соответствии с частью 3 статьи 87 НК РФ вышестоящим налоговым органом в порядке контроля над деятельностью налогового органа, проводившего проверку. По результатам повторной налоговой проверки УМНС был составлен акт, согласно которому организация не доплатила налог. Организация не согласилось с решением налогового органа, но суд первой инстанции сделал вывод о неправомерности применения организацией в проверяемый период льготы по акцизам, что не соответствует закону. Налоговые льготы предоставляются в порядке и на условиях, определяемых законодательством о налогах и сборах. Организации льгота была предоставлена на основании налогового соглашения, заключенного с администрацией ЗАТО г. Железногорск и согласованного с городским Советом ЗАТО г. Железногорск, что подтверждается решением последнего от 27.10.98 № 22-240Р. При рассмотрении проблемы в первую очередь должно быть проверено соответствие названного налогового соглашения налоговому законодательству и возможность применения предусмотренной им налоговой льготы в течение проверяемого периода.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», органы государственной власти административно-территориальных образований вправе предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Полномочия местных органов на заключение с налогоплательщиками налоговых соглашений и предоставление целевых налоговых льгот были предусмотрены статьями 12, 13 Закона Российской Федерации от 20.12.91 № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». Из статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» следует, что в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и поступления с его территории. Таким образом, законодательство, действовавшее в момент заключения налогового соглашения, не запрещало органам местного самоуправления предоставлять налоговые льготы по федеральным налогам, уплачиваемым в местный бюджет. Городским Советом ЗАТО г. Железногорск в соответствии с компетенцией, установленной Уставом ЗАТО Железногорска, было принято решение от 11.03.98 № 12-146Р об утверждении Положения об инвестиционной зоне ЗАТО г. Железногорск2, которым администрации ЗАТО г. Железногорск поручалось заключать налоговые соглашения с участниками инвестиционной зоны. Однако предположим, что заключенное налоговое соглашение не соответствует порядку и условиям, предусмотренным названным Положением для заключения таких соглашений.

Правило о предоставлении дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, органами местного самоуправления этих образований по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, было введено статьей 47 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» и статьей 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании”». Порядок предоставления дополнительных льгот был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 595 и предусматривал запрет на применение таких льгот по акцизам. Однако статьей 2 Федерального закона от 31 июля 1998 № 144-ФЗ было предусмотрено сохранение дополнительных льгот по налогам и сборам, предоставленных до вступления в силу названного Федерального закона юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, в течение периода, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2000 г. Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. № 67-ФЗ, отменивший норму о сохранении налоговых льгот, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям о предоставлении льготного налогообложения, возникшим до дня официального его опубликования. Следовательно, в анализируемой нами ситуации организация вправе была применять установленные налоговым соглашением налоговые льготы в течение всего срока его действия, а  решение налогового органа о доначислении сумм по местным налогам в связи с неправомерным применением налоговой льготы недействительно, так как не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика.

Еще одна спорная ситуация, затрудняющая использование льготных механизмов налоговой оптимизации, такова: налоговые льготы были предоставлены истцу местными органами власти, без согласования с Минфином РФ предусмотрены иные последствия, касающиеся самих муниципальных образований, а не налогоплательщиков. Право местных органов власти на предоставление налоговых льгот по всем налогам в пределах сумм, поступающих в местный бюджет, предусматривалось только до 2001 г. При отсутствии согласования предоставления этих льгот с Министерством Финансов РФ предусмотрены иные последствия, касающиеся самих территориальных образований, а не налогоплательщиков. При этом необходимо понимать, что предоставленное законодателем иному субъекту право впредь устанавливать правила предоставления льгот не означает возможности отмены уже предоставленных льгот задним числом.

Другой пример. Органы местного самоуправления предоставляют организациям дополнительные льготы по местным налогам в случаях, когда расширительное толкование собственных налоговых полномочий не соответствует актам законодательства. Допустим, организация исчисляет налоги на основании договора о предоставлении дополнительных льгот по налогам и сборам, заключенного с Администрацией ЗАТО. Согласования с налоговыми органами дополнительных налоговых льгот не требуется. Однако НК РФ не содержит норм, определяющих специальные условия предоставления льгот в пределах сумм налога, поступающих в местный бюджет. Ограничение Постановлением Правительства Российской Федерации установленных федеральным законом прав на предоставление льгот, по мнению истца, неправомерно. Однако орган местного самоуправления ЗАТО вправе предоставлять льготы по налогам в строгом соответствии требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно статье 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и Постановлению Правительства Российской Федерации» № 595 от 15 июня 1998 г. «О правилах предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам», решение о предоставлении льгот должно приниматься только при условии обязательного их согласования с Минфином Российской Федерации и соблюдением установленных ограничений в отношении отдельных налогов, по которым не дано право предоставления дополнительных налоговых льгот органами местного самоуправления ЗАТО. Решения ЗАТО о предоставлении льгот по местным налогам не подлежат применению в силу противоречия их содержания законодательству. Такой вывод основан на требованиях налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации; дополнительно статьей 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» предусмотрено приостановление действия пункта 3 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а статьей 58 этого же Федерального закона приостановлено действие части 2 пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и сказано, что с 2000 г. все предприятия, расположенные на территории ЗАТО, налоги и сборы, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, направляют в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. В данном случае акты органов местного самоуправления, предусматривающие предоставление льгот по налогам без согласования с Министерством финансов РФ, не подлежат применению. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований соответствующими органами местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Дополнительные налоговые льготы могут быть установлены лишь по налогам, зачисленным в бюджеты административно-территориальных образований, но все суммы налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет налогоплательщиками, зарегистрированными в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, подлежат зачислению на специальные счета в территориальных отделениях Федерального казначейства Минфина России.

Применение льготных механизмов налоговой оптимизации с использованием ЗАТО вызывает множество правоприменительных коллизий. Однако в компетенцию налогового органа не входит отмена налоговых льгот, предоставленных организации органом государственной власти ЗАТО3.

Затрудняет использование льготных механизмов налоговой оптимизации ситуация, при которой действовавшее в период заключения налогового соглашения законодательство предоставляло органам государственной власти административно-территориальных образований право предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты4. В таких случаях при налоговом планировании необходимо строго учитывать особенности временных рамок действия норм.

Отказ в иске налогового органа о взыскании штрафных санкций обоснован, если вина ответчика в неправомерном использовании дополнительных льгот по спорным налогам, предоставленных органом местного самоуправления ЗАТО, не доказана. Дело о требованиях взыскать налоговые платежи подлежит передаче на новое рассмотрение, поскольку органы местного самоуправления ЗАТО не вправе предоставлять дополнительные налоговые льготы по НДС, акцизам, налогам и сборам, зачисляемым в целевые бюджетные фонды5.

1 Российская газета. – 2003. – 8 октября; СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

2 Железногорский рабочий. – 1998. – № 5.

3 См., напр.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2005 г. № А21-5540/04-С1 // СПС «Гарант».

4 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2000 г. № КА-А41/4455-00 // СПС «Гарант».

5 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2001 г. № КА-А41/1512-01 // СПС «Гарант».

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16596. Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений и животных 101.5 KB
  Лабораторная работа № 8 Тема: Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений и животных Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Оборудование: гербарные растения чучела хордовых рыб земноводных птиц пресмыкающихся млекопитающих...
16597. Многооконный интерфейс. Управление объектами с помощью клавиш 136 KB
  Лабораторная работа 1 Многооконный интерфейс. Управление объектами с помощью клавиш. Цель работы: Создать программу которая позволяет пользователю управлять объектом с помощью стрелок на клавиатуре а также позволяет менять цвет этого объекта посредством выбора цве
16598. Формирование навыков работы с таблицами базы данных в среде МS Ассеss 318 KB
  Лабораторная работа №1 Цель работы: Формирование навыков работы с таблицами базы данных в среде МS Ассеss. Лабораторная работа состоит из четырех частей: Подготовка к работе с базой данных. Создание структур и заполнение учебных таблиц базы данных. Работа с...
16599. Создание запросов на выборку данных 244.5 KB
  Лабораторная работа №2 Цель работы: Формирование навыков работы с запросами из базы данных в среде MS Access. Лабораторная работа состоит из трех частей: Создание запросов на выборку данных. Создание запросов на изменение данных. Создание запросов по индивиду...
16600. Формирование навыков создания форм в среде MS Access 133 KB
  Лабораторная работа №3 Цель работы: Формирование навыков создания форм в среде MS Access. Лабораторная работа состоит из трех частей: Создание простых форм на основе запроса для просмотра и ввода данных. Создание подчиненных форм для работы с данными из связанных ...
16601. Формирование навыков создания отчетов и кнопочных форм в среде MS Access 86 KB
  Лабораторная работа №4 Цель работы: Формирование навыков создания отчетов и кнопочных форм в среде MS Access. Лабораторная работа состоит из трех частей: Создание простых отчетов на основе запроса для просмотра данных. Создание кнопочных форм для вывода других фо...
16602. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА И-НЕ 111.27 KB
  ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ИНЕ по курсу: ЭЛЕТРОНИКА Цель работы Изучение схемотехники основных параметров и характеристик логического элемента ИНЕ являющегося базовым элементо...
16603. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОГО МУЛЬТИВИБРАТОРА НА БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРАХ 51.93 KB
  Отчет по лабораторной работе №6 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОГО МУЛЬТИВИБРАТОРА НА БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРАХ Цель работы Исследование принципа реализации автоколебательного мультивибратора...
16604. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ 283.45 KB
  ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ Цель работы Практическое исследование свойств низкочастотного избирательного усилителя на основе операционног