66099

Внешний долг Российской Федерации

Научная статья

Мировая экономика и международное право

По относительным показателям российский внешний госдолг составляет 510 от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким в пределах 10 к ВВП страны. Так после распада СССР внешний долг России неуклонно...

Русский

2014-08-13

136.5 KB

0 чел.

Внешний долг Российской Федерации

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолгсоставляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т.д.)

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 20082010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.

Внешний государственный долг – суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.1 Может взиматься:

- правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов);

- кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);

- напрямую крупными предприятиями страны;

- у кредитно-финансовых организаций других стран.

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учета одного заимствования повторно.

Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Управление внешним государственным долгом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, заключающихся в обслуживании и погашении государственного долга, выпуске и размещении новых займов, поддержании вторичного рынка долговых обязательств, регулировании рынка государственного кредита.

Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации и дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствует укреплению ее международного авторитета и обеспечивает дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. Однако кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Цели управления внешним долгом:

- экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов

- политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

- социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

- обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, являются фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется «тиски зависимости», на практике это означает фактическое банкротство страны.

Соответственно определяются задачи, которые предназначена решить система управления государственным долгом России:

- минимизация стоимости долга для заемщика;

- эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

- усиление инвестиционного характера займов;

- регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

35 964,5

25 369,9

Задолженность бывшим странам СЭВ

1 043,1

735,8

Коммерческая задолженность бывшего СССР

57,8

40,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 626,7

1 852,9

Задолженность по внешним облигационным займам

29 183,4

20 586,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1,8

1,2

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

24,6

17,3

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

966,8

682,0

Динамика государственного внешнего долга России

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. 

На 1 июля 2011 года внешний долг России составил $532,2 млрд., увеличившись с начала года на $43 млрд. На сегодняшний день это 1/3 от российского ВВП.

В общей сумме долга задолженность органов государственного управления составляет всего $34,2 млрд., в то время как долг банковского сектора составил $157 млрд., прочих секторов экономики — $328 млрд.

На аналогичную дату прошлого года внешний долг Российской Федерации составлял $457 млрд. По сравнению с 1994 годом доля государства в российском внешнем долге снизилась с 95% до 6,4%. Тогда внешний долг России в абсолютном выражении составлял $111,8 млрд.

Рис 1. Структура внешнего долга России, 01.1994-07.2011

Рис 2. Внешний долг России по категориям, 01.1994-07.2011

Российский корпоративный сектор начал активно занимать за рубежом в 2003 году, банки – годом позже. С началом финансового кризиса банки практически остановили внешние заимствования, в то время как корпоративный сектор продолжал наращивать свою задолженность.

Внешний долг США

Внешний долг США номинирован преимущественно в собственной валюте — долларах США. Этот долг тождествен долларовым сбережениям иностранного сектора; темпы его роста отражают стремление иностранцев делать сбережения в долларах США.

Внешний долг США на 1989 год 2,7 трлн долларов, в 2001 — 5,7 трлн. Долларов.

По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов. По состоянию на 30 декабря 2011 года, долг составил 15 триллионов долларов, что является мировым рекордом в абсолютном выражении, но меньше долга целого ряда стран по отношению к размеру экономики (ВВП).

Основная часть этого долга обеспечена ценными бумагами. На июнь 2008-го года стоимость ценных бумаг США в руках у иностранцев составляла $10,3 трлн, как в государственных облигациях США ($3,6 трлн), так и корпоративных акциях ($3 трлн) и облигациях ($2,8 трлн).

Для сравнения, в декабре 2007-го года американцы владели иностранными ценными бумагами на $7,2 трлн.

Основными источниками внешнего долга являются:

  •  Долги частного сектора
  •  Дефицит государственного бюджета
  •  Отрицательное сальдо торгового баланса США (с 1985 года объём импорта превышает объём экспорта).
  •  Процентные начисления на ранее выданные средства

Долги иностранных государств

В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну-кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98 % всего своего госдолга, или 157,8 млрд долларов.

Шушалыков Максим

Группа 51 Я

1 Курс экономической теории: Учебник / под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А, Кисилёвой. – Киров: АСА, 2009. – 488 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67874. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДВОКАТУРЕ РОССИИ 94 KB
  Адвокаты впервые получили «собственный» федеральный закон, на основе которого создана общероссийская некоммерческая организация — Федеральная палата адвокатов России, объединившая региональные адвокатские палаты; помимо традиционных юридических консультаций и коллегий адвокатов признан...
67875. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К РЕГЛАМЕНТУ ПАЛАТЫ ОБЩИН ПАРЛАМЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2.86 MB
  По заказу редакции журнала Право и жизнь был подготовлен юридически точный но неофициальный перевод Регламента палаты Общин Парламента Великобритании. Иными словами Регламент не связан с каждым созывом палаты Парламента как в России а является стабильным несмотря на многочисленные...
67876. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРА ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 52.5 KB
  В настоящее время правовые основы юридической ответственности кредитных организаций за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика плательщика сбора или налогового агента установлены положениями...
67877. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 29.5 KB
  Финансовое право представляет собой одну из отраслей публичного права и в этом качестве сближается с конституционным и административным правом. Финансовое право отличает от других отраслей публичного права то что отношения составляющие его предмет являются властно имущественными.
67878. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА 132 KB
  Существует два базовых конституционных положения касающихся государственно-правового механизма разграничения полномочий и гарантий обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации: о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской...
67879. НАЛОГОВЫЕ ДОГОВОРЫ О НАЛОГОВОМ ПОРУЧИТЕЛЬСТВЕ И ЗАЛОГЕ ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 66.5 KB
  При первом знакомстве видно что налоговые договорные отношения формализованные в виде налоговых договоров не могут рассматриваться ни как сугубо частные ни как сугубо публичные. Попробуем развернуто обосновать этот тезис для чего обратимся к рассмотрению сущности договорных налоговых правоотношений.
67880. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СМЕТНО-БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 66.5 KB
  Среди методов государственного регулирования системы образования бюджетное финансирование представляется важнейшим рычагом регулятором воздействия государства как на всю систему так и на отдельное образовательное учреждение.
67881. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В НОРМОПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ УКРАИНЫ 97 KB
  С другой стороны обзоры практики применения этих судебных решений подготовленные соответствующими судебными органами обобщения по определенной категории дел письма Высшего Хозяйственного Суда Украины постановления Пленума Верховного Суда Украины не наделены...
67882. ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ 108.5 KB
  Неотъемлемый элемент гражданского общества развитая система общественных объединений. Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов включая профсоюзы.