66105

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Конституция Российской Федерации, законодательный акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории страны (ст. 15), формирует правовую основу легитимной деятельности местных сообществ, которая осуществляется путем прямого волеизъявления...

Русский

2014-08-13

125 KB

0 чел.

А. ДЕРЮГИНА,

соискатель

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Конституция Российской Федерации, законодательный акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории страны (ст. 15), формирует правовую основу легитимной деятельности местных сообществ, которая осуществляется путем прямого волеизъявления граждан и через создаваемые ими органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы Российской Федерации. Более того, Конституция РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором Российской Федерации, над правилами, установленными федеральным законом.

К этим источникам относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование муниципально-правовых отношений. Это прежде всего универсальные международные акты, закрепляющие права и свободы человека: Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;1  Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);3  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);4  Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.)5  и др.

Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г., подписанная Российской Федерацией в 1996 г. и ратифицированная федеральным законом от 11 апреля 1998 г.6 Официально Хартия вступила в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1998 г.7

Европейская Хартия о местном самоуправлении – это конечный результат целого ряда инициатив и многолетней работы в рамках Совета Европы.

Основы местного самоуправления, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ, закреплены в самой общей форме и раскрываются в гл. 2, 3 и 8 Конституции, а также в Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г.8 и 2003 г.9.

Таким образом, основы местного самоуправления можно определить как совокупность установленных Конституцией РФ и указанным Законом норм-принципов, закрепляющих и регулирующих основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, соответствовать которым должны все другие муниципально-правовые нормы нормативно-правовых актов10. Так, нормы и принципы местного самоуправления составляют систему его основ. Под правовыми основами следует понимать совокупность установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации и осуществления местного самоуправления, которым должны соответствовать все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов11.

Заметим, что хотя право на местное самоуправления специально не упоминается в главе второй Конституции, однако, согласно ст. 18 Основного Закона, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл содержания и применение законов, деятельность всех органов власти и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, государственной защите подлежат как непосредственные права граждан на осуществление местного самоуправления, так и права органов власти, посредством которых граждане осуществляют местное самоуправление.

К конституционным правам граждан относятся следующие права:

– осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);

– участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);

– самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);

– на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);

– владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).

Конституционные права органов местного самоуправления таковы:

– самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, охранять общественный порядок, решать иные вопросы местного значения (ст. 132);

– право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133);

– право наделять государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых средств (ст. 132).

Реализация конституционных гарантий в законодательстве должна обеспечивать самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий (ст. 12), включая и запрет на ограничение их легитимной деятельности (ст. 133).

Конституционные нормы нашли дальнейшее развитие в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12, в котором наряду с регулированием территориальных, организационных и финансово-экономических основ муниципальных образований содержится раздел о юридических гарантиях местного самоуправления:

– запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 43);

– обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также органами и должностными лицами местного самоуправления (ст. 44);

– обязанность органов государственной власти рассматривать обращения органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45);

– судебная защита местного самоуправления (ст. 46).

Например, нормы Федерального закона  от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»13 устанавливают следующее:

– закрепление местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 ФЗ);

– право граждан Российской Федерации осуществлять местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ст. 3 ФЗ);

– перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении: местный референдум, муниципальные выборы,  голосование об отзыве депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по поводу изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы, обращения граждан в органы местного самоуправления  (ст. 22-32 ФЗ);

– возможность населения участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации (ст. 34 ФЗ);

– непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления, основанные на принципах законности и добровольности (ч. 2 ст. 34 ФЗ);

– обязанность государственных органов и их должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления и участии в осуществлении местного самоуправления (ч. 3 ст. 34 ФЗ);

– определение на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования структуры органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования (ч. 5 ст. 34 ФЗ);

– обязательное наличие представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо выполнение его полномочий сходом граждан (ч. 1 ст. 34 и ч. 3 ст. 35 ФЗ);

– решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме или сходе граждан (ч. 1 ст. 45 ФЗ);

– принятие (издание) муниципального правового акта для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления органом или должностным лицом местного самоуправления, в чью компетенцию входит принятие (издание) указанного акта, в срок, не превышающий трех месяцев (ч. 2 ст. 45 ФЗ);

– нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, – основание для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 45 ФЗ);

– ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст. 70 ФЗ).

Кроме Законов «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и 2003 гг., можно назвать и другие федеральные законы, в той или иной мере служащие источниками муниципального права. Прежде всего, это законы, входящие в группу источников отрасли муниципального права: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»14, обеспечивший в соответствии со ст. 32 Конституции РФ реальные гарантии участия граждан в местном самоуправлении; Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»15, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»16, усиливший гарантии местного самоуправления в экономической сфере. Следует назвать и Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»17, и иные законы, фрагментарно регулирующие аспекты выполнения муниципальными органами своих функций.

Группа подзаконных актов начинается, безусловно, с Указов главы государства. В Указе Президента РФ от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»18 впервые сформулированы основные положения государственной политики в области местного самоуправления страны. Они закрепляют единую систему представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах политики государства в сфере развития местного самоуправления и о механизмах ее реализации.

Такую же координационную роль играет Указ Президента РФ от 13 декабря 1998 г., которым утверждено Положение о Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ и его персональный состав19.

Следующий уровень нормативно-правового регулирования муниципально-правовых отношений на федеральном уровне – акты Правительства России. Постановлением Правительства от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации институционных полномочий местного самоуправления»20 были определены цели Программы: формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Последнюю группу источников муниципального права федерального уровня составляют акты Конституционного Суда. Один из ярких примеров такого рода источников – постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. «По делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”».

Понятие конституционного законодательства государства включает и конституционно-правовые акты субъектов Федерации. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов воспроизводят основные положения федеральной Конституции, относящиеся к сфере местного самоуправления, создают необходимую правовую основу его организации и деятельности применительно к местным условиям, обеспечивая функционирование местной власти в рамках основных принципов Европейской Хартии местного самоуправления.

В отличие от федерального законодательства, которое устанавливает лишь основы местного самоуправления, нормативно-правовые акты субъектов Федерации, как правило, закрепляют конкретную модель организации муниципальной власти на территории республики, области, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа с учетом географических, исторических и социально-экономических особенностей.

Среди источников муниципального права регионального уровня можно выделить четыре подуровня.

Первый образуют конституции республик, уставы иных субъектов Федерации. Почти все конституции и уставы содержат специальный раздел, посвященный организации местного самоуправления в субъекте. Например, глава 9 Устава г. Москвы – «Организация местного самоуправления в городе Москве» – закрепляет модель местного самоуправления. Однако статья 5 Устава устанавливает самоуправление: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское (местное) сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3, 12, 32, 130 – 133 Конституции Российской Федерации. Самоуправление в городе Москве осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через систему органов самоуправления города Москвы, законодательно закрепляемую по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок».

Местное самоуправление в городе Москве закрепляется статьей 6 Устава путем определения и установления территориальных принципов и организационных основ.

В статье 7 Устава перечислены основные принципы организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в городе Москве:

  •  Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона. Основная цель осуществления власти – обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы.
  •  Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий.
  •  Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы.
  •  Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления обеспечиваются необходимыми для осуществления их полномочий материальными и финансовыми ресурсами.
  •  В пределах своих полномочий органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность.
  •  Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города Москвы.

Второй подуровень источников муниципального права регионального уровня составляют законы республик, областей, краев, автономных образований, городов федерального значения о местном самоуправлении. Такие акты определяют перечень вопросов местного значения, отнесенный к ведению муниципальных органов, их структуру, полномочия, порядок взаимоотношений, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, финансово-экономические и организационно-территориальные основы организации муниципальной власти, гарантии, ответственность и взаимоотношения с государственными органами федерального и регионального уровней.

Например, Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (в ред. Законов г. Москвы от 12.03.2003 № 16, от 14.05.2003 № 25)21 устанавливает общие положения: местное самоуправление в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве, территориальную основу местного самоуправления, право граждан на осуществление местного самоуправления и основные принципы его организации, полномочия органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления, взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, устав, символику и предметы ведения муниципального образования, государственные полномочия, которые могут осуществлять органы местного самоуправления города Москвы.

Во второй главе регулируется система органов и должностных лиц местного самоуправления: органы местного самоуправления, избрание и назначение должностных лиц местного самоуправления, муниципальное Собрание и статус его депутатов, руководитель и председатель муниципального Собрания, руководитель муниципалитета, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

Третья глава закона посвящена формам осуществления местного самоуправления: местный референдум, народная правотворческая инициатива, обращения жителей в органы местного самоуправления и к его должностным лицам, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления.

Остальные главы закона регулируют финансово-экономическую основу местного самоуправления, гарантии, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления города и контроль над их деятельностью.

Третий подуровень источников муниципального права субъектов Федерации образуют локальные законы, посвященные регламентации наиболее значимых муниципально-правовых отношений. К ним можно отнести:

– группу законов о регистрации, наименовании и символике муниципальных образований: Законы г. Москвы от 29.10.2003 № 65 «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве»22, от 15.10.2003 № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»23, от 11.06.2003 № 40 «О государственной и муниципальной символике в городе Москве»24;

– законодательство о полномочиях: Закон г. Москвы от 14.07.2004 № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)»25, устанавливающий порядок наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве некоторыми полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), порядок их реализации, осуществления государственного контроля над их реализацией, порядок отзыва указанных полномочий у органов местного самоуправления; Закон г. Москвы от 4.06.1997 (ред. от 29.09.2004) «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве»26, закрепляющий  полномочия органов местного самоуправления в области управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве, и иные законы27;

– о муниципальной службе: Закон г. Москвы от 24.03.2004 № 15 «О муниципальной службе в городе Москве»28, регулирующий организацию муниципальной службы в городе Москве, условия и порядок прохождения муниципальной службы, правовое положение муниципального служащего;

– о статусе депутатов и выборных должностных лиц: Закон г. Москвы от 25.02.2004 № 9 «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве»29 и Закон г. Москвы от 25.02.2004 № 10 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве»30, закрепляющий правовой статус депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования и выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве;

 – о выборах органов местного самоуправления: Закон г. Москвы от 06.07.2005 «Избирательный кодекс г. Москвы»31;

– о формах народовластия:  Закон г. Москвы от 10.07.1996 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»32; Закон г. Москвы от 4.06.1997 «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве»33; Закон г. Москвы от 25.06.1997 (ред. от 21.02.2001) «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы»34;

– финансово-экономические основы: Закон г. Москвы от 9.10.2002 (ред. от 02.06.2004) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве»35;

– иные законы, например, о взаимодействии с различными органами при защите прав граждан при реализации градостроительных решений в органах власти районов города Москвы: Закон г. Москвы от 25.06.1997 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве»36, Закон г. Москвы от 7.04.2004 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы»37.

Четвертая подгруппа – подзаконные акты. Система законов муниципального права на региональном уровне находится в стадии формирования, и здесь не обойтись без издания подзаконных актов – постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, распоряжений глав субъектов Российской Федерации, которые образуют четвертый подуровень муниципального права. Это, как правило, акты оперативного управления, действующие до издания законов субъектов Федерации. Тем не менее на современном этапе они частично восполняют пробелы законодательного регулирования вопросов местного самоуправления.

Нижний, или первичный, уровень нормативно-правового регулирования муниципально-правовых отношений образуют акты, принимаемые муниципальными органами и самим населением. Их также можно классифицировать по группам.

Первую группу образуют уставы муниципальных образований. С точки зрения содержания уставы представляют собой учредительные акты, в которых определяется основа муниципальной власти: структура местного самоуправления и пределы его действия (границы муниципального образования), вопросы, отнесенные к его ведению, соотношение форм непосредственной и представительной демократии, состав и структура муниципальных органов, их взаимоотношения, гарантии, ответственность и взаимоотношения с иными уровнями местного самоуправления и органами государственной власти и др. Например, «Устав внутригородского муниципального образования “Северное Тушино” в городе Москве» от 11.12.200338, «Устав внутригородского муниципального образования “Строгино” в городе Москве» от 26.11.2003 г.39, «Устав внутригородского муниципального образования “Ивановское” в городе Москве» от 26.11.2003 г.40 и др.

Необходимость государственной регистрации устава муниципального образования вызвана двумя причинами. Во-первых, государственная регистрация в данном случае выступает одной из форм государственного контроля над местным самоуправлением, который, в свою очередь, должен наиболее полно обеспечить реализацию права граждан на участие в местном самоуправлении. Во-вторых, поскольку  природа актов местного самоуправления двойственна, о чем шла речь выше, государственная регистрация устава муниципального образования – обязательный элемент процедуры его принятия. Закон г. Москвы от 29.10.2003 «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве»41 закрепляет ее особенности.

Вторую группу источников муниципального права данного уровня составляют правовые акты выборных представительных органов местного самоуправления.

Третье по значению место в системе источников муниципального права занимают акты глав муниципальных образований. Этот муниципальный орган следует отнести к органам исполнительной власти на местном уровне. Поэтому его акты в иерархии актов муниципальной власти расположены ниже, чем акты выборного представительного органа местного самоуправления.

Четвертая группа источников муниципального права – нормативно-правовые акты иных должностных лиц, назначаемых представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования. Речь идет о функциональных подразделениях исполнительной власти на местном уровне: фондах муниципального имущества, земельных комитетах, отделах архитектуры и т.д. Руководители этих подразделений также имеют право издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты по ряду вопросов.

Однако далеко не все вопросы организации деятельности местного самоуправления могут быть решены выборными (назначенными) органами местного самоуправления. Некоторые, наиболее значимые, решаются населением непосредственно на сходах, собраниях, конференциях, путем опроса и проведения местного референдума. Статус каждого из перечисленных решений различный.

Если собрание или сход граждан созываются по мере необходимости для решения наиболее важных вопросов местного значения и параллельно действует выборный представительный орган местного самоуправления, то решения схода имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным органам местного самоуправления, действующим в данном муниципальном образовании. Если представительный орган местного самоуправления в данном муниципальном образовании не избирается, то его функции переходят к сходу, собранию граждан, а решения имеют ту же юридическую силу, что и решения представительного органа местного самоуправления. Решения местного референдума в соответствии со ст. 3 Конституции РФ во всех случаях имеют высшую юридическую силу независимо от формы его проведения. В городе Москве это исключение не предусмотрено, следовательно, все решения, принятые жителями города с использованием форм непосредственного народовластия, за исключением референдума, будут иметь подзаконный уровень.

 

1 Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г // Международное публичное право: Сборник документов. – М.: 1996 г. – Т. 1. – С. 460 – 464.

2 Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.

3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) // Там же. – Ст. 292.

4  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 20. – Ст. 2143.

5 Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.) // СЗ РФ. – 1999. – № 13. – Ст. 1489.

6 См.: СЗ РФ. – 1998. – № 15. – Ст. 1659.

7 СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.

8 Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506; – 1996. – № 17. – Ст. 1917; – 1997. – № 12. – Ст. 1378.

9 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – № 202.

10 Муниципальное право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева; – М.: 2005.

11 Там же.

12 СЗ РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506 с дополнениями; – 1996. – № 17. – Ст. 1917; – № 49. – Ст. 5500; – 1997. – № 12. – Ст. 1318.

13 Комарова В.В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. – 2005. – № 6.

14 Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5497; – 1998. – № 26. – Ст. 3005.

15 Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746.

16 Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. – 2002. – № 4. – Ст. 251; – 2003. – № 9. – Ст. 805.

17 Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 39. –  Ст. 4446; – 2003. – № 186.

18 Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. –1999. – № 42.  – Ст. 5011.

19 Там же. – 1998. – № 46. – Ст. 5653.

20 Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации институционных полномочий местного самоуправления» // СЗ РФ. – 1999. – № 51. – Ст. 6359; – 2003. – № 15. – Ст. 1371.

21 Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2002. – № 55; – 2003. – № 33.

22 Закон г. Москвы от 29 октября 2003 г. № 65 «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2003. – № 68.

23 Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2003. – № 64.

24 Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. № 40 «О государственной и муниципальной символике в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2003. – № 44.

25 Закон г. Москвы от 14 июля 2004 г. № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – № 45.

26 Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 16 (ред. от 29.09.2004) «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» // Ведомости Московской Думы. – 1997. – № 6.

27 Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. № 48 (ред. от 11.05.2005) «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 2002. – № 1.

28 Закон г. Москвы от 24 марта 2004 г. № 15 «О муниципальной службе в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – № 24.

29 Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 «О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – № 20.

30 Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. № 10 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – № 20.

31 Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс г. Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. – 2005. – № 8.

32 Закон г. Москвы от 10 июля 1996 г. № 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 1996. – №7.

33 Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 18 «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 1997. – № 6.

34 Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 21 (ред. от 21.02.2001) «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. – 1997. – № 7.

35 Закон г. Москвы от 9 октября 2002 г. (ред. от 02.06.2004) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 2002. – № 11.

36 Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 1997. – № 7.

37 Закон г. Москвы от 7 апреля 2004 г. «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. – 2004. – № 5.

38 См.: Вестник Северного Тушина. – 2003. – № 13 (072).

39 См.: Газета района «Можайский». – 2003. – № 10; Строгинские вести. – 2003. – № 17.

40 См.: Ивановское. События и люди. – 2003. – № 01/08.

41 См.: Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2003. – № 68.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25122. Структура алгоритмических языков 34 KB
  Алфавиты алгоритмических языков состоят обычно из следующих наборов: букв латинского алфавита и алфавита национального языка; цифр от 1 до 9; знаков операций: арифметических логических отношения специальных знаков. в элементарные конструкции языка рассматриваемые в данном тексте как неделимые символы. Словарный состав языка т.
25123. Классификация алгоритмических языков 31.5 KB
  Различают два уровня машинноориентированных языков: символического кодирования ассемблеры и макроязыки макроассемблеры. Это требование значительно уменьшается при использовании машиннонезависимых языков. Структура этих языков ближе к структуре естественных языков например к структуре английского языка чем к структуре машиноориентированных языков.
25124. Классификация задач, решаемых с помощью ПЭВМ 33.5 KB
  В зависимости от типа и количества исходных данных задачи. Если при решении задач в качестве исходных данных используются числовые величины то задачи называются расчетными. Это задачи для решения которых требуются вычисления по математическим формулам. Если для решения задачи требуется однотипная обработка большого количества числовых данных то такие задачи называются задачами обработки данных или табличными.
25125. Этапы решения задач с помощью ЭВМ 46 KB
  Этапы решения задачи на ЭВМ Разработка любой задачи на ЭВМ состоит из нескольких этапов. На каждом из них решаются свои специфические вопросы определяющие в конечном счете общий результат решаемой задачи. Первым этапом является четкая формулировка задачи обычно на профессиональном языке выделение исходных данных для ее решения и точные указания относительно того какие результаты и в каком виде должны быть получены. Второй этап – формальная математическая постановка задачи т.
25126. Понятие о моделировании 34.5 KB
  При решении задачи обычно исследуют не реальный объект а его модель – искусственно созданный объект обладающий всеми существенными признаками реального объекта. Модель – это такой материальный или мысленно представляемый объект который в процессе исследования замещает объекторигинал так что его непосредственное изучение даёт новые знания об объектеоригинале. Математическая модель это система математических соотношений формул уравнений неравенств и т. Модель должна полностью соответствовать реальному объекту или процессу.
25127. Понятие алгоритма 40.5 KB
  До этого математики довольствовались интуитивным понятием алгоритма. Понятие алгоритма отождествлялось с понятием метода вычислений. Такие доказательства неосуществимы без точного понятия алгоритма для доказательства несуществования алгоритма решения того или иного класса задач надо точно знать несуществование чего требуется доказать.