66107

МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экономические реформы 1990-х годов привели к серьезным структурным изменениям в финансовой системе государства что предполагает пересмотр системы финансового права и выработку новых подходов к предмету...

Русский

2014-08-13

102.5 KB

5 чел.

Ю. КОЛЕСНИКОВ,

кандидат юридических наук

МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ

РОССИЙСКОГО ПРАВА

В настоящее время финансовое право рассматривается большинством ученых как самостоятельная отрасль в системе российского права. Авторы учебных пособий по данной дисциплине придерживаются точки зрения, согласно которой финансовое право обладает уникальным предметом и методом правового регулирования, что позволяет сделать вывод о самостоятельности данной дисциплины. Такая точка зрения является доминирующей, но отнюдь не единственной, хотя авторы учебного пособия под редакцией Н.И. Химичевой заявляют о бесперспективности и бесплодности дискуссий о самостоятельном отраслевом характере финансового права1.

Экономические реформы 1990-х годов привели к серьезным структурным изменениям в финансовой системе государства, что предполагает пересмотр системы финансового права и выработку новых подходов к предмету данной отрасли. Тем не менее учебные пособия по финансовому праву сохраняют структуру данной отрасли, выработанную в период социалистической плановой экономики. Результатом этого стала полная аморфность финансового права, в предмет которого включаются и властные, и частноправовые отношения.

Настоящая статья посвящена анализу различных подходов к предмету финансового права и определению места финансового права в системе российского права в современных условиях. Таким образом, цель работы – уточнение предмета финансового права и определение места последнего в системе российского права. Необходимость такого исследования обусловлена тем, что в настоящее время в предмет финансового права включаются многие отношения, которые по своей природе не могут быть урегулированы с помощью публично-правовых методов. Прекрасно осознавая, что анализ всех спорных институтов займет много места, автор настоящей статьи сформулировал лишь общие критерии и направления научного поиска в данной области.2

В настоящее время можно с уверенностью говорить по крайней мере о четырех взглядах на природу финансового права и его место в системе права.

Первый заключается в характеристике финансового права как самостоятельной отрасли права. Данной позиции придерживаются Е.А. Ровинский3, О.Н. Горбунова4 и Н.И. Химичева.  Например, О.Н. Горбунова пишет: «Мы присоединяемся к мнению, обоснованному В.В. Бесчеревных, а затем А.И. Худяковым и П. Пацуркивским, о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло вместе с возникновением государства» .5

Второй взгляд заключается в том, что финансовое право рассматривается как часть административного или конституционного права. Так, Г.Ф. Шершеневич (Общая теория права, 1912) рассматривал финансовое право как часть административного, поскольку оно совокупность норм, определяющих способы приобретения и расходования государством материальных средств, необходимых для выполнения им своих задач. Профессор Ярославского Демидовского лицея Капустин писал, что юридическая сторона финансов входит в область государственного права (Чтения о политической экономии и финансах, 1879)6.

Третья точка зрения заключается в признании комплексного характера финансового права как отрасли, развивающейся на стыке конституционного и административного права. Например, Р.О. Халфина (Вопросы советского административного и финансового права, 1952) отмечала, что финансовое право развивается на стыке государственного и административного права. Вместе с тем позицию Р.О. Халфиной сложно признать однозначной, поскольку она указывала, что «финансовое право является частью государственного права и административного права, выделившейся в самостоятельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественного значения»7. На этой же позиции находятся М.И. Пискотин и М.В. Карасева8.

Четвертый подход к вопросу о предмете финансового права заключается в характеристике финансового права как «надправового» образования. Так, по мнению Д.В. Винницкого, финансовое право выступает как надотраслевая (комплексная) система, призванная обеспечить эффективное взаимодействие охватываемых им самостоятельных отраслей и некоторых правовых институтов9. Комплексность, по мнению данного автора, проявляется в следующих факторах: в отсутствии общих финансово-правовых положений фундаментального характера (общей части), закрепленных в позитивном праве; в отсутствии общих принципов, категорий и юридических конструкций (показательно, что Бюджетный и Налоговый кодексы включают в себя определения категориального аппарата – ст. 11 НК; ст. 6 БК); в отсутствии системы однородных общественных отношений, которые могли бы регулироваться схожим методом; в наличии признаков отраслевой автономии у наиболее крупных подотраслей – налогового и бюджетного права; в отсутствии единого кодифицированного источника10.

Насколько можно судить, такое разнообразие мнений вызвано неопределенностью базовых характеристик финансового права как отрасли права – предмета и метода правового регулирования. Общетеоретические положения о категориях предмета и метода хорошо известны, и, на наш взгляд, нет никаких оснований отказываться от названных критериев разграничения отраслей национального права.

Предметом правового регулирования являются фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Таким отношениям присущи следующие черты:

– жизненно важные для человека и его объединений отношения;

– волевые целенаправленные отношения;

– устойчивые повторяющиеся отношения;

– поведенческие отношения, за которыми можно вести внешний контроль11.

Важность данного критерия подчеркивают многие исследователи. Например,  Е.И. Козлова пишет: «Без знания предмета отрасли права невозможна правоприменительная деятельность»12.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Вместе с тем предмет регулирования не может быть единственным критерием систематизации права. Как было отмечено во время дискуссии 1956 – 1959 гг., каждый предмет можно дробить до бесконечности, создавая тем самым базу для новых отраслей права. Поэтому необходимо выделить еще один критерий для группировки юридических норм по отраслям – метод регулирования.

Метод юридического регулирования представляет собой совокупность юридических приемов регулирования поведения людей. Специфические черты метода юридического регулирования концентрированно выражены в правовом статусе субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах определения их содержания, в юридических санкциях13.

Однако не следует противопоставлять предмет и метод правового регулирования. Метод определяется предметом и, следовательно, является юридическим выражением особенностей предмета регулирования14. Таким образом, специфика отдельных видов общественных отношений обусловливает специфику методов юридического воздействия на них. В результате такой взаимообусловленности мы можем группировать юридические нормы, регулирующие один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого  им метода, в отрасли права. Предмет правового регулирования используется в качестве классификационного критерия именно потому, что обнаружение предметного единства у того или иного правового образования, признаваемого отраслью права, означает, что отношения, составившие предмет правового регулирования, оказались способны обусловить формирование и единого режима регулирования15.

Традиционно предмет финансового права определяется в учебных пособиях и научной литературе как финансовая деятельность государства – деятельность субъектов публичной власти и управления по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств. Однако наряду с этим предполагается, что финансовое право регулирует не только отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности государства, но и вообще все финансовые отношения. Например, Н.И. Химичева пишет: «Традиционно сферой финансово-правового регулирования охватываются: а) отношения в области бюджетной системы; б) отношения в области внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) отношения в области финансов государственных и муниципальных предприятий; г) отношения в области государственных и муниципальных доходов; д) отношения в области государственного и муниципального кредита; е) отношения в области организации имущественного и личного страхования; ж) отношения в области государственных и муниципальных расходов; з) отношения в области банковского кредитования; и) отношения в области денежного обращения и расчетов; к) отношения в области валютного регулирования»16.

Другие авторы предлагают рассматривать в курсе финансового права следующие институты: финансы хозяйствующих субъектов – всех форм собственности17 или только государственных и муниципальных предприятий18, страхование19, правовое регулирование конкуренции20, коммерческие банки и банковский кредит21, лизинг22, ценные бумаги23.

Такая ситуация стала возможна в силу двух причин. Первая заключается в эволюции и расширении понятия финансов. Содержание понятия «финансы» неоднократно изменялось вместе с общим развитием науки. До начала ХХ века к категории финансов относились денежные или, шире, все материальные ресурсы государства, и только государства. В частности, один из представителей российской дореволюционной науки финансового права В.А. Лебедев писал: «Все вообще средства, которые государство может иметь для выполнения своих целей … могут быть названы финансами»24. Ф.Б. Мильгаузен указывал: «Финансами называются те вещественные ценности, которые выделяются из народного имущества и передаются в руки правительства для достижения общих государственных целей… Совокупность ценностей, поступающих в распоряжение государства, мы называем финансами, а совокупность мер, направленных для получения этих ценностей, мы называем финансовым хозяйством государства»25.

В ХХ веке большее распространение получило экономическое значение этого понятия. Экономическая сущность финансов проявляется в том, что данное понятие отражает специфическую экономическую категорию – общественные отношения, складывающиеся в процессе перераспределения стоимости валового общественного продукта. Так, авторы учебного пособия «Финансы» пишут: «Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства»26. В экономической теории финансы характеризуются как экономические отношения, связанные с  образованием, распределением и использованием денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Национальный доход как экономическая категория характеризует стоимость ВВП за вычетом потребленных орудий и средств производства. Сам же термин «ВВП» используется для обозначения стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны на ее территории за определенное время.

Таким образом, из экономической характеристики финансов следует, что создание денежных фондов имеет целенаправленный характер: выполнение задач и функций государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Публично-правовая принадлежность финансов не является существенным экономическим признаком финансов. Представители экономической науки не придают особого значения тому, какие именно субъекты, публичные или частные, участвуют в создании и распределении денежных фондов. Финансы с экономической точки зрения представляют собой часть денежных отношений, которые возникают между27:

– предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

– предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

– государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании расходов;

– государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

– предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

– отдельными звеньями бюджетной системы;

– органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

– в денежных отношениях, опосредующих кругооборот фондов предприятий.

«Финансовые отношения, – пишет Н.Д. Эриашвили, – охватывают две сферы: первая – экономические денежные отношения, связанные с формированием  и использованием централизованных денежных фондов государства… вторая – экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий»28.

Экономическая сущность финансов не изменяется в зависимости от формы собственности финансов. Однако для юриспруденции это имеет существенное значение, и именно вследствие этого в теории финансового права различают две взаимосвязанные группы финансов – публичные и частные финансы.

Финансы, будучи одинаковыми по своей экономической природе, реализуют различные социальные цели. Еще римские юристы обращали внимание на это целевое различие, выделяя публичное и частное право29. Аналогично можно сказать, что публичные финансы обращены к пользе государства, а частные – к пользе отдельных лиц.

Существуют и иные различия между публичными и частными финансами. В частности, П.М. Годме в работе «Финансовое право» называл следующие:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;

в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы – это средство осуществления так называемого общего интереса;

г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов30.

Ни экономисты, ни финансисты не отрицают то, что финансы образуют систему, подчиняющуюся определенным экономическим закономерностям. Вместе с тем специфика отношений, возникающих в различных звеньях финансовой системы, такова, что не позволяет охватить все финансовые отношения единой отраслью права. Однако некоторые исследователи, например Н.Д. Эриашвили и О.Н. Горбунова31, настаивают именно на таком подходе, который представляется сомнительным, поскольку в данном случае не выдерживается критерий единства предмета и метода правового регулирования.

Однако даже ограничение предмета финансового права только финансовой деятельностью субъектов публичной власти и управления не позволяет ответить на все вопросы о предмете и методе финансового права. Это приводит нас ко второй причине осложнений, связанных с предметом финансового права.

Вторая причина некритичного расширения предмета финансового права связана со спецификой понимания самой финансовой деятельности. Легко увидеть, что все предыдущие рассуждения касались объема предмета правового регулирования финансового права, но не его самостоятельности. Теперь нам необходимо установить, можно ли считать финансовую деятельность субъектов публичной власти и управления самостоятельным предметом правового регулирования.

Исследователи финансового права отмечают такие специфические особенности финансовой деятельности субъектов публичной власти и управления, как осуществление ее органами различных ветвей власти и ведение деятельности на всех уровнях власти и управления. Однако эта специфика и стала причиной беспредметности финансового права.

Финансовая деятельности субъектов публичной власти и управления проводится на основании законодательства и посредством нормотворчества и властной деятельности. Однако ни один из этих аспектов не является специальным предметом финансового права. Система органов публичной власти и управления, их полномочия определяются конституционным и административным правом. Этими же отраслями регламентируется и порядок деятельности органов различных ветвей власти.

Приоритет конституционного и административного права в данном случае очевиден. Многие исследователи признают, что с исторической точки зрения можно говорить о «профилирующих» отраслях, которые возникли первыми, и отраслях, сформировавшихся на основе профилирующих. Так, С.С. Алексеев относит к профилирующим отраслям государственное право, административное право, гражданское право и уголовное право32. М.И. Пискотин относит к первоначальным отраслям государственное, административное, гражданское, уголовное, судебное право33. С развитием и усложнением общественных отношений система права также претерпевает изменения, вследствие чего появляется возможность говорить о новых нормативных образованиях – отраслях права или отраслях законодательства.

Проблема комплексных правовых образований давно привлекает внимание российских ученых. Изменение структуры общественных отношений и постоянное усложнение законодательства ведет к возникновению специфических структурных образований, которые пока не получили признанного обозначения. Представители общей теоретико-юридической науки считают такие отрасли, как, например, муниципальное, банковское, страховое право, комплексными отраслями законодательства (комплексными образованиями), объединяющими в себе нормы разных отраслей права34. Напротив, представители отраслевых наук считают такие отрасли именно отраслями права35. Что же служит причиной подобных разногласий?

Комплексные отрасли права формируются, как правило, на стыке частного и публичного права (например, страховое, банковское право). Это, в свою очередь, обусловливает использование в рамках одной отрасли как диспозитивного, так и императивного методов правового регулирования. Например, в предмет банковского права включаются и межбанковские отношения, построенные на принципе равенства сторон, и отношения властного характера между ЦБ РФ и коммерческими банками. Ю.К. Толстой в связи с этим указывал, что комплексные отрасли не обладают предметным единством, включают в себя нормы других отраслей права, не имеют своего метода36.

Представляется, однако, более справедливой точка зрения С.С. Алексеева, который полагал, что содержание комплексной отрасли складывается из специальных норм, обладающих предметным единством и имеющих прописку в той или иной основной отрасли37. О предметном единстве говорят и авторы учебного пособия «Страховое право», определяющие данное юридическое явление как «комплексное образование, обладающее предметным единством»38.

Таким образом, главной целью формирования комплексных юридических образований является не дифференциация норм в отдельные, обособленные отрасли права, а, напротив, интеграция норм, первоначально принадлежащих различным отраслям права. Значение таких образований заключается в повышении эффективности и действенности правовой системы общества. Комплексные образования характеризуются специфическим предметным единством, что предполагает выработку специфического юридического режима, проявляющегося в особых принципах и отдельных приемах юридического регулирования. В результате такие  комплексные образования приобретают специфический вторичный отраслевой оттенок39.

Отсутствие единого предмета правового регулирования со всей очевидностью показывает, что финансовое право не самостоятельная отрасль права. Но является ли оно, как полагает Д.В. Винницкий, комплексной отраслью права?

Отрасли, которые охватываются финансовым правом в концепции Д.В. Винницкого, сами имеют комплексный характер. Легко видеть, что эти отрасли развиваются на стыке конституционного и административного права (бюджетное законодательство), административного и гражданского права (банковское и страховое законодательство) и конституционного, административного и гражданского права (налоговое законодательство).

В связи с этим вопрос о месте финансового права приобретает дополнительную сложность: необходимо определить, насколько целесообразно признавать в системе права комплексное образование, которое охватывает другие комплексные образования? На наш взгляд, финансовое право в том комплексном виде, в каком его предлагает рассматривать Д.В. Винницкий, способно усложнить, нежели облегчить правоприменительную деятельность.

Нынешнее состояние правового регулирования финансовой деятельности субъектов публичной власти и управления не позволяет говорить о каком-либо самостоятельном юридическом содержании финансового права. На наш взгляд, аргументы Д.В. Винницкого, приведенные в обоснование комплексного характера финансового права, свидетельствует в большей мере об отсутствии финансового права как отрасли права. Поэтому вполне оправданно вести речь о финансовом праве не столько как о юридическом явлении, сколько как о науке, изучающей юридические основы публичных доходов и расходов. Значение финансового права как науки поистине велико. Именно в рамках научного подхода могут быть выработаны общие принципы финансовой деятельности, изучены и сопоставлены нормы различных нормативных образований. Однако это не исключает возможности трансформировать финансовое право в нормативное образование путем законодательного закрепления общих принципов финансовой деятельности, определения порядка принятия и вступления в силу финансовых законов и т.д.

Такой вывод, несколько неожиданный в свете традиционной российской системы права, поддерживается и зарубежной практикой. В частности, Д.В. Винницкий показывает, что во многих зарубежных правовых системах финансовое право вообще не выделяется40. На это же указывал и Е.А. Ровинский41.

Таким образом, финансовое право не имеет самостоятельного юридического содержания и, как собирательное юридическое понятие, распадается на три части, каждая из которых регулируется автономными нормативными образованиями. Эти части:  государственные доходы, государственные расходы, организация денежного обращения как основы функционирования финансовой системы.

1 Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. – М.: 1999. – С. 41.

2 Об анализе природы отдельных спорных институтов финансового права см.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право. – СПб., 2003. – С. 78 – 118; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. – М.: 1999. – С. 32 – 38.

3 Финансовое право / Под ред. Е.А. Ровинского; – М.: 1971. – С. 33.

4 Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой; – М.: 2001. – С. 34.

5 Там же.

6 См.: Лебедев В.А. Финансовое право // Золотые страницы финансового права России. Т. 2. – М., 2000. – С. 106.

7 См.: Ровинский Е.А. Советское финансовое право. – М., 1978. – С. 24.

8 Карасева М.В. Финансовое право (общая часть). – М., 1999. – С. 39.

9 Винницкий Д.В. Категория «финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права // Государство и право. – 2003. – № 2. – С. 26.

10 Там же.

11 Теория права и государства // Под ред. В.М. Корельского. – М.: – 1998. – С. 317.

12 См.: Государственное право Российской Федерации. Уч. пос. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: 1996. – С. 4.

13 Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1981. – Т. 1. – С. 295.

14 Спиридонов Л.И. Теория права и государства.  – М.: 2000. – С. 168.

15 Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Дисс. … докт. юрид. наук. – Свердловск: 1972 // Винницкий Д.В. Российское налоговое право. – СПб.: 2003. – С. 87.

16 Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичева; – М.: Юристъ, 1999. – С. 48.

17 См.: Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой; – М.: 2001.

18 См. Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасева; – М.: 2002; Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичева; – М.: 1999;  Финансовое право России / Под ред. А.А. Ялбулганова; – М.: 2001.

19 См.: Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасева; – М.: 2002; Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичева; – М.: 1999;  Финансовое право России / Под ред. А.А. Ялбулганова; – М.: 2001; Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: 2001; Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой; – М.: 2001.

20 См.: Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: 2001.

21 См.: Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичева; – М.: 1999;  Финансовое право России / Под ред. А.А. Ялбулганова; – М.: 2001; Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: 2001.

22 См.: Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: 2001.

23 См.: Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой; – М.: 2001.

24 Лебедев В.А. Финансовое право // Золотые страницы финансового права России. Т. 2. – М.: 2000. – С. 36.

25 Козырин А.Н. Лебедев В.А. и развитие финансово-правовой науки в России // В кн.: Лебедев В.А. Финансовое право // Золотые страницы финансового права России. Т. 2. – М.: 2000. – С. 11.

26 Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной; – М.: 2002. – С. 13.

27 Там же. – С. 14.

28 Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: 2001. – С. 9.

29 Ульпиан: Публичное право относится к положению римского государства, частное к пользе отдельных лиц (D.I.I.1.§2)/

30 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой; – М.: Юристъ, 2001. – С. 18.

31 Например, Н.Д. Эриашвили определяет предмет финансового права следующим образом: «Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач» (Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: 2001. – С. 11).  О.Н. Горбунова предметом финансового права считает финансовую деятельность государства, которая определяется как «деятельность государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития» (Горбунова О.Н. Финансовое право. – М.: 2001. – С. 16).

32 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. – М.: 1975. – С. 189; Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М.: 1981. – С. 247 – 259.

33 См.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право. – СПб.: 2003. – С. 80.

34 См., например: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: 1999. – С. 445; Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца; – М.: 1999. – С. 346; Теория права и государства / Под ред. В.М. Корельского; – С. 319.

35 См., например: Ковешников Е.В. Муниципальное право. – М.: 2000. – С. 5.

36 См.: Шихов А.К.. Страховое право. – М.: 2003. – С. 52.

37 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. – М.: 1975. – С. 185.

38 Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. – М.; 2001. – С. 7.

39 Алексеев С.С. Теория права. – Харьков: 1994. – С. 110.

40 См.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право. – СПб.: 2003. – С. 100 – 102.

41 Ровинский Е.А. Советское финансовое право. – М.: 1978. – С. 70 – 73.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6998. Основи теорії корозії металів та засоби боротьби з нею 423.87 KB
  Корозія металів Корозія металів завдає великої економічної шкоди. Внаслідок корозії виходять з ладу обладнання, машини, механізми, руйнуються металеві конструкції. Особливо сильно піддається корозії обладнання, що контактує з агресивним середовищем,...
6999. Обробка металів тиском 1 MB
  Обробка металів тиском. Мета роботи: ознайомитися з основними способами обробки металів тиском. Теоретичні відомості. Обробка тиском заснована на пластичних властивостях металів, тобто на їх здатності під дією навантаження остаточно змінювати форму ...
7000. Требования к ведению бухгалтерского учета 70.5 KB
  Введение Действующим законодательством Российской Федерации установлены основные требования к ведению бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности (государственная, корпоративная, частная) и их организационно-прав...
7001. Философия. Предмет философии и ее функции в обществе 93.72 KB
  Предмет философии и ее функции в обществе. Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь...
7002. Эффективность управления 298 KB
  Эффективность управления Настоящая тема раскроет осваивающим менеджмент и интересующимся проблемами управления следующие вопросы: сущность эффективности управления ресурсы и потенциал управления результат управления фактор...
7003. Типология управления и выбор альтернатив 223.5 KB
  Типология управления и выбор альтернатив Настоящая тема даст ответы на следующие вопросы и поможет осваивающим менеджмент изучить типологию управления: роль типологии управления в освоении менеджмента типологический анализ менеджмента ...
7004. Стратегия в менеджменте 269 KB
  Стратегия в менеджменте В этой теме осваивающие менеджмент и интересующиеся проблемами развития фирмы могут получить ответы на следующие вопросы: понятие стратегии понятие тактики основные признаки стратегического менеджмента...
7005. Документация и делопроизводство в системе управления 224.5 KB
  Документация и делопроизводство в системе управления В настоящей теме осваивающие профессию менеджера и заинтересованные читатели получат ответы на следующие вопросы: понятийный аппарат документа обозначение реквизитов в документах требования к бл...
7006. Управление персоналом. Персонал организации и его характеристика 417.5 KB
  Управление персоналом В этой теме осваивающие менеджмент и интересующиеся проблемами управления получат ответы на следующие вопросы: характеристика персонала организации основные параметры персонала оценка эффективности использов...