66113

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

Финансы и кредитные отношения

Политика реализуется в рамках политической системы и через политическую систему. Так предметами ведения государственной политики в области образования и науки выступают организации составляющие образовательную систему и научные организации...

Русский

2014-08-13

80 KB

0 чел.

М. ПЕТРОВ,

соискатель

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Политика реализуется в рамках политической системы и через политическую систему. Последнюю составляют предметы ведения и объекты политики – все, что составляет самое политику. Предметом ведения и объектами политики могут быть не только субъекты и объекты деятельности, но и виды деятельности субъектов, взаимодействие субъектов или правоотношения в обществе. Так, предметами ведения государственной политики в области образования и науки выступают организации, составляющие образовательную систему, и научные организации, участники образовательной и научной деятельности, формы и методы управления в области образования и науки и иные объекты. Объекты политики не имеют формально очерченных границ. В области образования и науки ни направленность функционирования политической системы, ни предмет ведения политики, ни даже набор предметов, объектов и их свойств нельзя признать нормативно очерченными. Если не существует границ сложной системы, то она должна быть признана открытой. Всякая политическая система, как модель формальной сложной системы, может быть представлена как открытая система.

Все открытые системы неравновесны. Поведение неравновесной системы всегда трудно, а иногда и невозможно прогнозировать. Небольшие воздействия на сложную, но неравновесную систему могут привести к заранее неочевидным результатам. Кроме того, из общего свойства неравновесности и открытости системы следует, что нельзя однозначно классифицировать политические системы по способам управления или параметрам воздействия. Способ управления или воздействие, имевшие определенный эффект внутри одной системы, могут дать иной результат в другой системе. Иными словами, законы функционирования каждой политической системы индивидуальны, присущи только данной системе и без необходимой коррекции не могут быть автоматически перенесены на другую политическую систему.

Такой вывод понятен и не является неожиданным по отношению к политическим системам. Но интересно в нем не только то, что он вытекает из самых общих представлений о политике и политической системе. Интересно и другое: когда сложной системе присущи элементы самоорганизации, все внешние воздействия на систему должны быть согласованы с этой самоорганизацией и адаптированы к последней. Тогда система будет устойчивой, а риск разрушения системы станет минимальным. По отношению к теме данной статьи это означает, что нормы финансового права должны быть адаптированы к обычаям и принятым нормам делового оборота в области образования и науки, а не наоборот.

Высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Общество все больше зиждется на знаниях, и высшее образование вкупе с наукой в настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социально-экономического, экологически защищенного развития человека и общества. «Перед высшим образованием открываются новые горизонты, связанные с технологиями, которые способствуют созданию знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними.» Мировое сообщество осознает, что «без адекватного высшего образования и научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития на эндогенной основе»1.

История отечественного высшего образования свидетельствует о том, что при всем ее своеобразии, обусловленном и российской ментальностью, и «происхождением» высшей школы от государева веления, система проходит те же этапы развития, сталкивается с теми же проблемами и трудностями, что и в других странах. Можно констатировать наличие в российской системе образования таких проблем, как недостаточное финансирование, создание «справедливых условий доступа к учебным курсам и самого обучения на этих курсах», содействие повышению квалификации, повышение качества преподавания, научных исследований и в целом услуг в этой сфере, возможности трудоустройства выпускников, обеспечение адекватности программ, заключение действенных соглашений о сотрудничестве и обеспечение равного доступа к благам международного сотрудничества. Однако наряду с проблемами общего характера ситуация в современной российской высшей школе отягощается проблемами переходного периода к постсоциалистическому государству с рыночной экономикой.

Наше общество уже более десяти лет ведет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. Переход к рыночным формам хозяйствования не только потребовал адекватного изменения структуры экономики и управления производственно-экономическим комплексом, но и привел к кардинальным социальным преобразованиям.

Переход от унитарной общности к многообразному гражданскому обществу означал раскрепощение разнообразных социальных сил, выход на арену истории новых политических движений и лидеров, формирование нового общественного идеала, изменение социальных ориентиров, ценностей и приоритетов. Распад СССР и всего социалистического лагеря, острая политическая борьба в России, снижение объемов производства, инфляция, дезорганизация централизованной системы управления промышленностью и распределения продукции, социальные потрясения, национальные конфликты, расслоение общества, возникновение безработицы – вот те факторы, которые сопровождали нашу жизнь на рубеже веков. Первые шаги к гражданскому обществу и правовому государству приходилось делать в условиях социально-политической конфронтации и глубочайшего кризиса, охватившего все сферы жизни общества.

Смена государственно-политического устройства и социально-экономического строя в России создала принципиально новую ситуацию и в сфере высшего образования. Распад Советского Союза привел к разрыву связей в области высшего образования, и реформирование системы было усугублено задачами сохранения единого образовательного пространства, научных школ, накопленного интеллектуального и педагогического потенциала. Переустройство высшего образования, в частности его финансовой системы, требовало теоретического обоснования общей стратегии развития и функционирования всех сфер деятельности высшей школы. Не менее важно было одновременно решать задачу реального вхождения в мировое образовательное пространство через систему межгосударственных связей и расширения академической мобильности студентов и преподавателей.

В последние годы в России, как и во всем мире, все более востребованным становится высшее образование, а значит, не прекращается дискуссия о его роли и месте в системе культурных ценностей, ведется (к сожалению, не всегда оперативно) нормотворческая работа с целью связать воедино требования государства, ожидания общества, декларируемую автономию вузов и потребности личности.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ за гражданами признается право получать на конкурсной основе бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. При всей краткости этой формулировки она породила немало вопросов в практике применения, а ее толкование приводит к неоднозначным выводам.

Организационно-правовыми способами реализации конституционного права на высшее профессиональное образование являются механизмы реализации данного права: закрепленная в законе соответствующая функция государства, нормативно-правовые акты, прежде всего образовательное законодательство, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, структуры и формы управления системой высшего профессионального образования, закрепленный нормативно и обеспеченный организационно статус участников образовательных отношений. Однако отношение государства к обеспечению надлежащей реализации права граждан на высшее профессиональное образование сегодня по меньшей мере неоднозначно, а во мнениях о его роли и участии нет единства.

В советские времена считалось, что государство должно принять на себя все обязательства по обеспечению конституционных прав граждан. Этот подход и сегодня присутствует, например, в коллективном труде рабочей группы по подготовке общей части Кодекса РФ об образовании2. В подобной аргументации есть своя логика, нельзя также не согласиться с В.И. Шкатуллой, который пишет, что право на образование «большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения... органы управления образованием"3.

Многое зависит от того, какой смысл вкладывается в словосочетание «обязаны обеспечить», учитывается ли реальная роль современного государства в реализации прав и свобод личности. Некоторые авторы справедливо полагают, что государство в условиях рынка уже не может быть единственным субъектом, полностью обеспечивающим реализацию и защиту всех социально-экономических прав, в том числе и права на образование4.

Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, что должно означать предоставление всем гражданам возможности достойного существования, поддерживающего не только физиологические, но и гуманитарные устои жизни.

Анализ ситуации, сложившейся в российской высшей школе, с точки зрения организации государственного управления и нормативно-правового обеспечения ее деятельности свидетельствует о том, что воздействие государства на систему высшего образования в целом соответствует общим тенденциям государственного регулирования рыночной экономики в России. Вначале – эйфория перехода к рынку, отказ от планирования, государственной поддержки вузов, защиты прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, затем – осознание, что многие общественно значимые задачи образования невозможно решать вне государственно-правового механизма. Еще одним ярким проявлением, историческим продолжением политики «качелей», которая всегда была в традициях отношений государства и российской высшей школы, стала периодическая смена того, что можно назвать государственно-образовательной парадигмой, –  тех приоритетов, которые государство выдвигает на первый план, от чего в дальнейшем зависят объем и формы государственной поддержки, ориентация деятельности образовательных учреждений и содержание самого профессионального образования.

Одно из направлений реформирования высшей школы ознаменовалось созданием негосударственных вузов, и процесс этот был столь стремительным, что вначале рассматривался как одна из гарантий успеха системы. Объясняется это не только объективной необходимостью  многообразия форм собственности для нормального функционирования рынка услуг. Резко снизилась мобильность населения в связи с высокой стоимостью проезда и низкими доходами, нерегулярностью работы транспорта, неустойчивой политико-социальной ситуацией в некоторых регионах России и СНГ. Негосударственный сектор образовательных учреждений позволил обеспечить подготовку в наиболее востребованных, а также в нетрадиционных направлениях подготовки кадров. Благодаря созданию альтернативной системы высшего образования, ведущие преподаватели и сотрудники государственных вузов смогли перейти к новому, нетрадиционному содержанию высшего образования, не связанному с существующими учебными планами и программами учебных дисциплин. В то же время именно бурный рост негосударственного образования привел к усилению государственного контроля над деятельностью вузов.

Все вузы, согласно видению В.Г. Кинелева, ставились в одинаковое положение по отношению к органам государства, которое не вмешивается во внутренние дела вузов, а регулирует их деятельность при помощи параметрических методов, задающих рамочные условия их функционирования в едином федеративном культурно-образовательном пространстве. И в целом это соответствует позиции государства по отношению к хозяйствующим субъектам в условиях рыночной экономики. Она подробно описана в работах и учебниках по хозяйственному (предпринимательскому) праву. Однако вузы – некоммерческие организации, нетипичные субъекты рынка, неприбыльный сектор экономики, следовательно, государственное регулирование их деятельности должно вестись по другим правилам. В любом учебнике по экономике отмечается, что существует множество проблем, которые конкурентный рынок разрешить не может: гарантирование социально-экономических прав личности (к которым относится и право на высшее профессиональное образование), развитие фундаментальной науки, т.е. сфера вузовской жизнедеятельности. В этих случаях, следовательно, необходимо регулирующее воздействие государства в рамках его социокультурной функции.

В цитируемой работе В.Г. Кинелев с удовлетворением констатирует, что высшие учебные заведения перестали быть подразделениями государственного аппарата. Между тем именно постоянное внимание государства к проблемам высшего образования (конечно, не без включения вузов в решение идеологических задач) позволило системе в советский период добиться известных успехов. Цифровые показатели также свидетельствовали о постоянном развитии высших учебных заведений и престижности высшего образования. Убедительные данные, в частности, представлены в «Белой книге российского образования»5. При всей критичности подхода авторы соглашались с тем, что существовали факторы, поддерживавшие представление о благополучии и жизнеспособности советской системы профессионального образования. Ситуация развивалась в заданном направлении. Вузы были вброшены в рынок. Однако их жизнедеятельность даже с точки зрения общих подходов к роли государства в регулировании рыночной экономики (создание условий для стабильного развития, поддержание оптимальных темпов воспроизводства и уровня жизни) не поддерживалась должным образом. Начиная с 1992 г. доля государственного финансирования высшего образования неуклонно снижалась.

Уже в 1992 г., в преддверии съезда ректоров вузов России, был опубликован меморандум «Помогите высшей школе!», из которого явно следовала необходимость властного государственного присутствия в разрешении вузовских проблем. Например, в меморандуме перечисляются такие проблемы, как обеспечение вузов материально-техническими ресурсами, распределяемыми централизованно; включение новостроек – объектов высшей школы – в заказы для государственных нужд; включение в перечень работ и поставок для государственных нужд специализированного оборудования для вузов; установление различных налоговых льгот для самих вузов и организаций, материально поддерживающих их; финансирование вузов по соответствующим нормативам и др.

В феврале 1994 г. совет Российского союза ректоров обратился к Президенту, Правительству Российской Федерации и депутатам Федерального Собрания с письмом, в котором говорилось об углублении кризиса высшей школы, отмечалось уменьшение государственного финансирования, отток перспективной, талантливой молодежи, снижение по объективным причинам качества подготовки студентов, растущая эмиграция ученых, свертывание научных исследований, прекращение выпуска учебной литературы. Впервые была названа проблема государственного управления высшим образованием: «…на второй план отодвинута высшая школа в новой структуре федеральных органов управления, что резко снижает возможность представлять интересы вузов в правительстве». Выдвигалось требование гарантировать в федеральном бюджете долю на высшее образование не ниже 3 % и вернуть долги вузам. (В 1993 г. доля бюджета Российской Федерации, направляемая на высшее образование, уменьшилась почти в два раза и составляла 1,7 %.) Даже в заявленных минимальных объемах государство своих обязательств не выполняло, и в письме ректоров говорилось о привлечении к ответственности виновных в неисполнении Указов Президента Российской Федерации № 1 и № 1553 (издан в его развитие). Обращение было поддержано заявлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии высшей школы Российской Федерации», в нем было добавлено требование привести оплату труда работников вузов в соответствие с Указом Президента № 1. Несмотря на оптимистичные заверения министра образования, практика недостаточного финансирования, «отложенного финансирования» государственных обязательств в системе высшего образования сохраняется и по сей день. И это при том, что за счет бюджета до 2000 г. в основном финансировались заработная плата и стипендии студентам.

В 1995 г. Правительство снова отметило необходимость обеспечить стабильное финансирование образовательных учреждений высшего профессионального образования, разработать меры погашения их задолженности за обеспечение энергоносителями и коммунальные услуги. Вместе с тем намечаются тенденции к усилению государственного регулирования в части определенных требований к вузам и поиски альтернативных источников финансирования их деятельности: даны поручения министерствам в интересах приведения в соответствие с потребностями рынка труда структуры подготовки кадров; органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендуется определить конкретные формы поддержки региональных систем высшего образования, включая оказание материальной поддержки сотрудникам и студентам, содействие в содержании объектов социальной сферы.

По данным авторов Белой книги, в 1997 г. бюджетное финансирование вузов составило в среднем 72 % декларированного ими бюджета. Другие авторы, признавая несовершенство финансовой статистики в области образования в нашей стране и используя в качестве источника информации выборочные обследования, сообщают, что около 50 % внебюджетных средств вузов в настоящее время поступают от платных образовательных услуг. В справке Госсовета России «Образовательная политика России на современном этапе» говорится о том, что образовательные учреждения обеспечены бюджетным финансированием только на 25 % от расчетной нормативной потребности.

1 Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Законодательство об образовании. Документы международного права по вопросам образования. – М.: 2002.

2 Основные положения концепции Кодекса РФ об образовании (Общая часть). – М.: 2001.

3 Шкатулла В.И. Образовательное право. – М.: 2001.

4 Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: 1995; Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. – М.: 2000; Агапов А.Б.   Учебник административного права. – М.: 1999.

5 Проект ТАСИС «Управление образованием». – М.: 2000.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40829. ПЛАНИРОВАНИЕ МАШИННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ С МОДЕЛЯМИ СИСТЕМ 223.5 KB
  Частные задачи планирования машинных экспериментов уменьшение затрат машинного времени на моделирование увеличение точности и достоверности результатов моделирования проверка адекватности модели и т. План эксперимента определяет объем и порядок проведения вычислений на ЭВМ приемы накопления и статистической обработки результатов моделирования системы S. Таким образом при машинном моделировании рационально планировать и проектировать не только саму модель Мм системы S но и процесс ее использования т. При планировании эксперимента...
40830. РЕШЕНИЕ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ 1 MB
  Основные понятия и определения Выделяют четыре основные задачи линейной алгебры: решение СЛАУ вычисление определителя матрицы нахождение обратной матрицы определение собственных значений и собственных векторов матрицы. Задача отыскания решения СЛАУ с n неизвестными одна из наиболее часто встречающихся в практике вычислительных задач так как большинство методов решения сложных задач основано на сведении...
40831. АППРОКСИМАЦИЯ ФУНКЦИЙ 939 KB
  Как упростить вычисление известной функции fx или же ее характеристик если fx слишком сложная Ответы на эти вопросы даются теорией аппроксимации функций основная задача которой состоит в нахождении функции y=x близкой т. Обоснование способов нахождения удачного вида функциональной зависимости и подбора параметров составляет задачу теории аппроксимации функций. В зависимости от способа подбора параметров получают различные методы аппроксимации; наибольшее распространение среди них получили интерполяция и среднеквадратичное...
40832. ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ И ИНТЕГРАЛОВ 654 KB
  При аппроксимации операторов численного дифференцирования и интегрирования наибольшее распространение ввиду своей простоты нашли интерполяционные формулы Ньютона. Формулы численного дифференцирования Формулы для расчета производной в точке x получаются следующим образом. Такие формулы называют простейшими формулами численного дифференцирования.3 получается три важные формулы второго порядка точности: 4.
40833. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ 748 KB
  Точное решение удается получить в исключительных случаях и обычно для нахождения корней уравнения применяются численные методы. Первая задача решается графическим методом: на заданном отрезке [ b] вычисляется таблица значений функции с некоторым шагом h строится ее график и определяются интервалы длиной h на которых находятся корни.1 в случаях и в значение корня совпадает с точкой экстремума функции и для нахождения таких корней можно использовать методы поиска минимума функции описанные в...
40834. МЕТОДЫ НАХОЖДЕНИЯ МИНИМУМА ФУНКЦИИ ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 869.5 KB
  Постановка задачи Задача нахождения минимума функции одной переменной minfx нередко возникает в практических приложениях. Кроме того многие методы решения задачи минимизации функции многих переменных сводятся к многократному поиску одномерного минимума. Задача ставится следующим образом: требуется найти такое значение xm из отрезка [ b] при котором достигается минимум функции ym=fxm т.
40835. Президенти Міжнародного олімпійського комітету 165 KB
  Президенти Міжнародного олімпійського комітету МОК План лекції 1. Президенти МОК: основні моменти біографії та вплив діяльності на зміни в олімпійському русі: Д. Відповідно до Олімпійської хартії затвердженої на цьому конгресі президент МОК мав представляти країну що проводить чергові Олімпійські ігри. Вікелас у віці 59 років був обраний першим президентом МОК.
40836. Соціально-політичні і правові аспекти сучасного олімпійського спорту 79 KB
  З підвищенням рівня популярності і міжнародної ваги Олімпійських ігор останні виявилися ареною суперництва не тільки самих спортсменів і навіть не тільки їх національних збірних але держав і груп держав за світове визнання і вплив. Одним з неминучих следствій що розвернулася і продовжувалася до цього дня навколо і усередині Олімпійських ігор міждержавної політичної боротьби стали і різні способи публічної демонстрації відношення до тих або інших держав або груп держав. Це може бути демонстративна відмова в ході підготовки і проведення...
40837. Менеджмент та оптимізація структури капіталу підприємства 106 KB
  Менеджмент та оптимізація структури капіталу підприємства 1. Особливості руху капіталу підприємства Під загальним поняттям капітал підприємства розуміють такі його види що характеризуються в даний час декількома десятками термінів. Розглянемо більш докладно окремі види капіталу підприємства відповідно до основних класифікаційних ознак. Ця частина активів сформована за рахунок інвестованого в них власного капіталу являє собою чисті активи підприємства.