66116

МЕСТО И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Одно из наиболее значимых последствий реализации либеральной концепции государства идея гражданского общества основанная на представлениях о естественных неотъемлемых правах человека и ответственности государства за обеспечение этих прав.

Русский

2014-08-13

105.5 KB

1 чел.

В. ЗЕНОВ

МЕСТО И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Одно из наиболее значимых последствий реализации либеральной концепции государства — идея гражданского общества, основанная на представлениях о естественных неотъемлемых правах человека и ответственности государства за обеспечение этих прав. В определенном смысле идея естественных прав, восходящая к Аристотелю, Платону и Цицерону, получившая развитие у Т. Гоббса и Дж. Локка, оформившаяся в политическую теорию «Общественного договора» у Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и реально воплощенная Т. Джеферсоном и Мэдисоном, предшествовала либерализму. Идея индивидуальной свободы, вытекающая из представлений о естественных правах человека, стала основой представлений о государстве как гражданско-правовом субъекте1.

В числе первых мыслителей, «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, обычно называется древнегреческий философ Платон. Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, об идеальном человеческом обществе, его критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что, кроме государственно-организованной, есть и другие формы жизнедеятельности общества2.

Само понятие «гражданское общество» как философское определение внесено в науку Аристотелем (koinoia politike — гражданское общество)3. Идеи гражданского общества были продолжены мыслителями времен Возрождения и Нового времени. Так, Н. Макиавелли представляет гражданское общество совокупностью противостоящих интересов — классовых, сословных, партийных4.

Наиболее значимым историческим корнем является либеральная англо-американская традиция (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Смит и др.), которая внесла большой вклад в разработку концепции гражданского общества.

Т. Гоббс использовал понятие «гражданское общество» в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он отождествлял с государством, в других — разъединял5. Дж. Локк, активно используя понятие «гражданское общество», провозглашал в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считал собственность6.

Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Ш. Монтескье. В труде «О духе законов» он рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как ступень истории после естественного состояния. Гражданское общество — общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна гражданскому обществу7.

Ж. Ж. Руссо также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом, что этот процесс проходит с помощью общественного договора. В работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он формулирует понятие гражданского общества, отмечая, что сущность политического организма заключается в согласовании повиновения и свободы, и, кроме того, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и установление власти демократически избранного правительства8.

Заметно углубил представление о гражданском обществе И. Кант, который устанавливал, что гражданское общество основано на следующих априорных принципах: свобода члена общества как человека, равенство его с другими как подданного, самостоятельность члена общества как гражданина9.

Г. Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Государство — более высокоорганизованная органическая целостность, гарант действительной свободы гражданского общества10.

К. Маркс полагал, что государство, внешне как бы охватывая гражданское общество целиком, на самом деле служит интересам собственников господствующих социальных групп11. Он говорил: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»12.

Определенные трудности при исследовании феномена гражданского общества и многообразие взглядов на его сущность и перспективу сопряжены с попыткой решить проблему взаимосвязи и взаимодействия государства и гражданского общества, выявить правовое пространство последнего.

При этом, как отмечает О.Э. Лейст, «отделение общества от государства, а государства — от общества поставило ряд острых проблем их соотношения, проблем, решаемых при помощи права»13.

Эти проблемы и сейчас стоят достаточно остро. В частности, следует различать право как институт гражданского общества и право как инструмент власти, атрибут государства. Данные ипостаси названного явления не совпадают. Именно на путях такого разделения постепенно вызревала идея гражданского правового общества14.

Среди российских ученых нет единства в понимании термина «гражданское общество».

Стоит отметить, что словосочетание «гражданское общество» условно, так как негражданского общества не существует. Любое общество состоит из граждан. «Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским, во-первых, в силу незрелости, а во-вторых, потому что в то время вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство»15.

Гражданское общество — объективная реальность. Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим.

Наиболее широко определяет понятие гражданского общества О.В. Мартышин: «…гражданское общество понимается как вся совокупность внегосударственных общественных отношений»16.

Л.А. Морозова понимает под гражданским обществом совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства. Относительно потому, что государство управляет обществом, служит формой его организации. Однако государство не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей17.

Н.И. Матузов определяет гражданское общество как совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений18.

С.В. Калашников отмечает, что, рассматривая политические права и свободы как естественные свойства отношений человека с государством, гражданское общество, как правило, не ведет борьбу за власть и является политической сферой социума, противостоящей государству или сосуществующей с ним19.

Гражданское общество рассматривают как своеобразный представитель разнообразных частных и общественных объединений, имеющих собственные, независимые от государства источники существования20. Гражданское общество определяют и как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, гуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения прав и свобод человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства21. Иногда под гражданским обществом подразумевают систему экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольного объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей22.

Гражданское общество — особая, отдельная от государства и рынка сфера добровольной общественной активности, которая, однако, является не их противопоставлением, а своеобразным дополнением. Его сущность — это самоорганизация и участие граждан и их ассоциаций в обсуждении и решении общественных проблем, их добровольная активность, результатом которой является, в частности, давление на государственные органы. Эти участие и активность не должны выходить за границы закона.

Часто под гражданским обществом понимается система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод23.

Таким образом, в определении гражданского общества доминируют два момента: все авторы подразумевают под ним отношения между индивидами и группами индивидов; подчеркивается негосударственный характер таких отношений.

Итак, представляется, что допустимо определить гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, религиозных) между индивидами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений24.

Установление основ конституционного строя в Основном Законе предполагает регламентацию устройства не только основ самого государства, но и общества. Таким образом, представляется, что вполне обоснованно закрепить в Конституции РФ среди основ конституционного строя (включающих основы общественного устройства) положения, регламентирующие основы статуса гражданского общества.

Так, «парламентский» проект Конституции РФ, разработанный Конституционной комиссией в 1990 — 1993 гг., вначале предполагал введение в Конституцию специального раздела о гражданском обществе, включавшего главы: VIII. Собственность, труд, предпринимательство. IX. Политические партии и иные общественные объединения. X. Религия и религиозные объединения. XI. Наука, образование, воспитание и культура. XII. Семья. XIII. Средства массовой информации25. Тем самым авторы проекта очерчивали границы гражданского общества, описывали элементы, входящие в него, устанавливали правовые основы деятельности субъектов гражданского общества.

Из действующей Конституции России выпал не только раздел о гражданском обществе, но и упоминание о нем. Статьи, регулирующие отдельные элементы гражданского общества, разбросаны по тексту Конституции. Однако, несмотря на отсутствие в Основном Законе главы или статьи, посвященной понятию и содержанию гражданского общества, некоторые его институты (собственность, принципы управления экономикой, плюрализм) получили конституционное закрепление, другие элементы (статус общественных объединений, средств массовой информации и пр.) регламентируются законодательством.

Конституционные нормы, регламентирующие статус отдельных элементов гражданского общества, расположены в основном в первой и второй главах Конституции РФ.

Положения первой главы Конституции РФ устанавливают основы устройства государства и общества, в том числе гражданского общества. Именно  в ней должны были быть установлены основы устройства гражданского общества. Положения второй главы Конституции РФ — «Права и свободы человека и гражданина» — могут быть в полном объеме отнесены к положениям, регламентирующим элементы статуса гражданского общества, поскольку обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина — это важнейшие задачи как государства, так и гражданского общества26.

Стоит отметить, что в настоящее время необходимые политико-правовые механизмы конструктивного взаимодействия и диалога между обществом и государством еще не созданы. Наоборот, здесь наблюдаются разного рода препоны, взаимное непонимание, недоверие и даже конфронтация27. На это, в частности, указывается в президентском Послании Федеральному Собранию 2000 г.: «Власть постоянно бросается в крайности — то она не замечает, то чрезмерно опекает общество. Государство вмешивается в те сферы, где его не должно быть, и отсутствует там, где оно необходимо. Наша главная задача — научиться использовать инструменты власти для обеспечения свободы — свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества… Политика, построенная на открытых и честных отношениях государства с обществом, защитит нас от повторения прежних ошибок, явится базовым условием нового общественного договора»28.

Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех сферах общественной жизни.

В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими), которые в современных демократических государствах составляют большинство. Особо следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут выступать как сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества и товарищества), так и их объединения, являющиеся по законодательству России некоммерческими организациями, а потому ставящие задачу не извлекать прибыль, а защищать интересы экономических субъектов.

Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.

В политической сфере гражданского общества действуют такие объединения индивидов, как общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки), органы общественного самоуправления, создаваемые по месту жительства, негосударственные средства массовой информации29.

Можно указать и наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, конкуренция; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7)  свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) гражданский мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей30.

Возникновение и укрепление институтов гражданского общества обусловлено и тесно связано с развитием частного сектора, зарождением среднего класса и т.д. Гражданское общество создают политические партии, неправительственные организации, профсоюзы, независимые средства массовой информации, религиозные организации, представительные органы власти — либо государственные, либо фактически не отделимые от государственных структур органами местного самоуправления.

Негосударственные, неприбыльные организации и объединения являются важной институциональной частью гражданского общества. Их количество, состояние и эффективность деятельности — это мера развития гражданского общества. Существуют различные точки зрения на связь между гражданским обществом и неправительственными организациями. Одни специалисты считают, что гражданское общество создает условия для возникновения и деятельности неправительственных организаций. Последние усиливают жизненность гражданского общества. Это означает, что между неправительственными организациями и гражданским обществом нельзя ставить знак равенства.

Однако в постсоциалистических странах прежде всего неправительственные организации формируют основы гражданского общества. Некоторые исследователи трактуют неправительственные организации как главное звено в общении между гражданским обществом и институтами публичной (государственной) администрации31.

Стоит отметить, что все или почти все организации не обладают чертами подлинно гражданских ассоциаций. Они отчуждены от основной массы граждан и формально представляемых ими (профсоюзы, предпринимательские организации) социальных групп, не доверяющих им и не видящих в них защитников своих интересов. В конце 1990-х гг. до 90% наемных работников выражали недоверие профсоюзам, до трех четвертей избирателей — партиям32.

Профсоюзы ФНПР, формально объединяющие большинство работников государственных и приватизированных предприятий и учреждений, в лучшем случае могут рассматриваться, по мнению специалистов, как «полупрофсоюзы»33: отделившись, в отличие от советских профсоюзов, от государства и нередко вступая в конфликт с ним, они сохранили свою подчиненность руководству предприятий и выступают как «сила поддержки» в борьбе менеджмента за государственные льготы и субсидии. Наиболее крупные профсоюзы не выполняют присущую им в развитом гражданском обществе функцию — представлять интересы наемных работников перед лицом работодателей. Таким образом, отсутствие институционализированных отношений между основными групповыми субъектами экономической деятельности — предпринимательско-менеджерским «классом» и рядовыми наемными работниками, — неразвитость институтов гражданского общества в данной сфере лишает экономику одного из важнейших механизмов поступательного развития в интересах общества34.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой, а также в наиболее развитых и демократических из развивающихся стран профсоюзы являются институтом, серьезным образом влияющим не только на ситуацию в области защиты трудовых прав граждан, но и на состояние и развитие рынка труда. Во-первых, они оказывают большое влияние на такие параметры рынка труда, как цена рабочей силы и другие существенные условия труда, через систему коллективно-договорного регулирования на разных уровнях (микровоздействие). Во-вторых, они выступают в качестве группы давления на принятие политических решений (макровоздействие), в том числе касающихся тех или иных вариантов нормативного регулирования в сфере труда.

Профессиональные союзы России обладают значительными правами в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установил, что права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ отнесла трудовое законодательство к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). Наличие данной конституционной нормы дает возможность субъектам РФ принимать свои («местные») законы о профсоюзах35.

Анализ законотворческой практики субъектов РФ в сфере профсоюзного права позволяет выявить как положительные, так и отрицательные черты этого процесса 36. К положительным можно отнести следующие:

— большинство региональных законов о профсоюзах в значительной степени расширяют их права. Например, почти все они закрепляют право законотворческой инициативы за профсоюзами, в то время как федеральное законодательство не содержит подобной нормы37;

— «местные» законы о профсоюзах устанавливают дополнительные гарантии профсоюзной деятельности. Так, Закон Смоленской области от 1 декабря 1999 г. обязал работодателей производить ежемесячные отчисления денежных средств первичной профсоюзной организации на социально-культурную и иную работу, проводимую в организации. Размер отчислений должен определяться либо коллективным договором, либо соглашением между работодателем и выборным органом профсоюзной организации38;

— региональные законы конкретизируют права профсоюзов в трудовой сфере, устраняя пробелы федерального законодательства. Так, ст. 16 закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 г. «О правах профессиональных союзов Республики Башкортостан и гарантиях их деятельности» достаточно полно определяет права профсоюзного комитета39.

К недостаткам можно отнести, например, наличие противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов о профсоюзах в силу различного употребления терминов. Так, ст. 2 закона Свердловской области от 23 ноября 1995 г. «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области»40 определяет понятие работника как «физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем». В то же время ст. 3 Закона о профсоюзах дает иное определение термина «работник»: это «физическое лицо, работающее на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования». Из приведенных определений видно, что термин «работник» федеральным законодательством трактуется шире, чем законодательством Свердловской области. Трудовой кодекс РФ (ст. 20) определяет работника как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, что также намного ýже, чем определение Закона о профсоюзах. Это расхождение между Трудовым кодексом РФ и Законом о профсоюзах — следствие того, что последний, определяя круг лиц, на которых он распространяется, неправомерно расширил понятие работника, подведя под него даже учащихся41.

Большинство прав профсоюзов предусмотрено законодательством в сфере труда, что вполне объяснимо: профсоюзы возникают в процессе трудовой деятельности как естественные участники регулирования трудовых отношений. Вместе с тем общепризнан факт понимания роли профсоюзов в современном гражданском обществе как социальных регуляторов. Учитывая эту постоянно возрастающую социальную роль профессиональных союзов и их участие в регулировании самых различных сфер жизнедеятельности общества, государство заинтересовано в том, чтобы это участие проходило в рамках закона.

Профессиональные союзы России являются участниками многих общественных отношений: административных, гражданских, трудовых, социально-обеспечительных, гражданско-процессуальных и пр.42 Основа многоотраслевой правосубъектности профсоюзов, по мнению многих авторов, социально значимый интерес общественных отношений с их участием43.

Социальный статус профессиональных союзов законодательно закреплен конституционной нормой, устанавливающей право каждого на объединение с целью защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

Реформа российского законодательства побудила исследователей вернуться к основополагающему делению права на публичное и частное. Среди формальных критериев отнесения норм права к публичному или частному некоторые исследователи называют принадлежность инициативы защиты нарушенного субъективного права44. Если в случае нарушения субъективного права с инициативой его защиты выступает государство, то соответствующая норма относится к сфере публичного права. Если инициатива защиты исходит от самого субъекта, чье право нарушено, то норма, его устанавливающая, относится к сфере частного права45.

С этой точки зрения представляет определенный интерес юридическая природа тех прав профсоюзов, которые имеют публично-правовой характер. Так, ст. 23 Закона о профсоюзах устанавливает, что в случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе их членов, других работников или по собственной инициативе обращаться с заявлениями о защите трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Правонарушение в сфере труда — негативный фактор, свидетельствующий о нарушении общественного интереса, что должно повлечь за собой вмешательство государственных органов, реализующих защиту прав и интересов граждан. Тем не менее законодатель предусматривает право профсоюзов выступать самостоятельно, по собственной воле с инициативой защиты нарушенного права, тем самым придавая публично-правовой характер уже самим действиям профсоюза46.

Говоря о соотношении публично-правовых и частноправовых начал в регулировании общественных отношений с участием профсоюзов, отметим, что преобладание какого-либо из этих видов приводит к изменению метода регулирования трудовых отношений в целом. Чем больше начал, имеющих публично-правовой характер, тем больше норм императивного характера входит в отрасль трудового права и тем выше роль статутного законодательства. И наоборот, чем больше начал частноправовых, тем больше метод трудового права включает норм диспозитивного характера и тем выше роль коллективно-договорных форм регулирования отношений в сфере труда47.

Правозащитная деятельность профсоюзов как правовое поведение не носит характера государственно-властного повеления. Она выражается в своеобразной форме саморегуляции как индивидуального, так и коллективного, в том числе и корпоративного, поведения48.

Правовое поведение как правовая защита членов профсоюза может выражаться и в реализации права на защиту, и в самозащите своих прав49.

Как юридическая практика правозащитная деятельность профсоюзов находит выражение в системе взаимосвязанных правовых форм деятельности органов государства и профессиональных союзов50. Российское законодательство о профсоюзах на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации устанавливает нормы, обеспечивающие права профсоюзов на взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателя в самых различных сферах общественной жизнедеятельности.

Правовая активность профсоюзов выражается в различных формах: в повышении правовой культуры и правосознания работников и всего населения, в установлении различных форм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях — от организации до уровня отрасли и всей страны.

 Правовая работа профсоюзов представляет собой деятельность, которая непосредственно или опосредованно направлена на охрану и защиту прав членов профсоюзов и всех граждан с целью создания высокого уровня их защищенности. Она связана с такими формами деятельности, как формирование правозащитного сознания и правовой культуры, правовая пропаганда и информация, развитие правовой науки и правового образования, правовое воспитание.

Изложенное позволяет определить гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, религиозных) между индивидами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений.

Российские профсоюзы можно рассматривать как неотъемлемую составную часть гражданского общества, обеспечивающую эффективную реализацию сообществами граждан их прав и интересов в сфере труда и связанных с этой сферой общественных отношений.

Необходимо закрепить в главе первой (включающей основы общественного устройства) Конституции РФ — «Основы конституционного строя» — положения, регламентирующие основы статуса гражданского общества.

Целесообразно включить в Конституцию специальную главу 2.1 «Гражданское общество». Именно  в ней должны быть установлены основы устройства гражданского общества. Положения второй главы Конституции РФ — «Права и свободы человека и гражданина» — могут быть в полном объеме отнесены к положениям, регламентирующим отдельные элементы статуса гражданского общества, поскольку обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина — важнейшие задачи и государства, и гражданского общества.

1 См., напр.: Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990; Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. — М., 1995.

2 См. подр.: Античные писатели. Словарь. — СПб., 1999.

3 См.: Аристотель. Политика. — М., 1987. — С. 49.

4 См.: Макиавелли Н. Государь. — М., 1991. — С. 34.

5 См. подр.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. — М., 2005. — С. 697.

6 См.: Локк Дж. Соч. в 3 т. — М., 1988.

7 См.: Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1955.

8 См.: Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре // Избранные сочинения. — М., 1961.

9 См.: Кант И. Собрание соч. в 6 т. — М., 1964.

10 См.: Гегель Г. Философия права. — М., 1934. — С. 262—263.

11 См.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. С. 698—699.

12 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. / Под ред. В. Адоратского; Т. 13. — 1936.

13 См., напр.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. — М., 2002. — С. 115.

14 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. — С. 389.

15 См.: Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. — 1995. — № 3. — С. 83.

16 См.: Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. — 1996. — № 5. — С.10.

17 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. — М., 2002. — С. 377.

18 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. — С. 408.

19 См.: Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. — М., 2002. — С. 154—155.

20 См., напр.: Общая и прикладная политология. — М., 1997. — С. 429— 430.

21 См.: Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов; — М., 1998. — С. 93.

22 См. подр.: Становление гражданского общества в России: правовой аспект / Под ред. О.И. Цыбулевской; — Саратов, 2002. — С. 14.

23 См.: Нудненко Л.А. Теория демократии. — М., 2001. — С. 26.

24 См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2004. — С. 549—550.

25 Проект Конституции Российской Федерации. Подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации //  Конституционный вестник. — 1993. — № 16.

26 См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. — С. 558—559.

27 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. — С. 409—410.

28 Российская газета. — 2000. — 11 июля.

29 См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. — С. 552—553.

30 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. — С. 395.

31 Демократическое правовое государство и гражданское общество / Авторский коллектив: Н.И. Бухарин, Н.И. Довженко, З.Н. Кузнецова, А.Ф. Степанов, Л.Н. Шишелина. — М., 2005. — С. 93.

32 См.: Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых. — М., 2000. Т. 1. — С. 219.

33 Там же.

34 См.: Дилигенский Г. Существует ли в России гражданское общество? // Поговорим о гражданском обществе. — М., 2001. — С. 18—20.

35 См., напр.: Коршунова Т.Ю. «Местные» законы о профсоюзах. Противоречия и развитие // Трудовые отношения. — 2000. — № 3 (36). — С. 29—34.

36 Там же.

37 Там же. — С. 34.

38 Вестник Смоленской областной Думы. — 1999. — № 8.

39 Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. — 1998. — № 13 (79). — Ст. 777.

40 КонсультантПлюс. Региональное законодательство.

41 См.: Сенников Н.М., Стремоухов А.В. Профсоюзное право. — М., 2005. — С. 49.

42 См.: Правовые аспекты деятельности профсоюзов СССР. — М., 1973.

43 Курс российского трудового права. Т. 1. — С. 441.

44 См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. — М., 1995. — Т. 2. — С. 130.

45 См.: Сенников Н.М., Стремоухов А.В. Профсоюзное право. — М., 2005. — С. 79.

46 Там же. — С. 80.

47 Там же. — С. 81—82.

48 См.: Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы. — СПб., 1996. — С. 36.

49 Там же.

50 См.: Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. — М., 1987. — С. 5—7.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56593. Українська мова. Методичні вказівки 451 KB
  Мета самостійної роботи студентів двоєдина: формування самостійності як риси особистості і засвоєння знань, умінь, навиків. На молодших курсах самостійна робота з української мови ставить за мету розширення і закріплення знань і умінь, що здобуваються студентом на традиційних формах занять
56594. Використання елементів інтерактивних технологій на уроках української мови 245 KB
  Мета. Активізувати розумову діяльність учнів спрямовану на узагальнення знань навичок набутих у процесі вивчення теми Іменник як частина мови; удосконалювати орфографічні навички; розвивати мислення і здібності школярівпідвищувати культуру мовлення...
56595. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 242.5 KB
  Совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, перераспределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения...