66120

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой взаимно дополняют друг друга но каждый из них имеет свое назначение сущность выполняет определенную функцию. Это на взгляд автора в полной мере относится к гарантиям прав человека и гражданина...

Русский

2014-08-13

81 KB

10 чел.

Л. БОЧАРНИКОВА

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но каждый из них имеет свое назначение, сущность, выполняет определенную функцию. Это, на взгляд автора, в полной мере относится к гарантиям прав человека и гражданина и проблеме их реализации в российском государстве. Определим основные понятия, которые будут использоваться в настоящей статье.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет гарантию (франц. garantie, от garantir — обеспечивать, охранять) как ручательство, обеспечение, заверение и безопасенье1. Большая советская энциклопедия под гарантиями прав граждан понимает условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами2.

Каждое право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица, органа (которых государство в случае их неправомерных действий привлекает к ответственности) его обеспечить. Гарантии призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы фактическим положением каждого человека. Гарантии нужны не сами по себе, а для наиболее полного претворения в жизнь прав и свобод.

В широком плане понятием «гарантии прав человека» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления.

Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе.

Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания. Иными словами, под гарантиями понимаются условия и средства, при наличии и с помощью которых обеспечиваются фактическая реализация и всесторонняя охрана прав и свобод всех и каждого человека в отдельности.

В юридической литературе при исследовании проблемы гарантий высказываются следующие идеи:

— рассматривать гарантии в качестве элемента правовой системы;3 

— не отождествлять гарантии с другими понятиями: мерами правовой охраны, правовой защиты, с юридической ответственностью;4 

— исследовать в качестве самостоятельной категории, имеющей свои черты, объект воздействия, структуру, систему, методы реализации5, а также в аспекте формы определенной общности конституционных норм6.

Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, с удовлетворением имущественных благ и интересов граждан7. Содержание гарантий весьма динамично, обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.

Классификация гарантий необходима и позволяет лучше и глубже проследить и раскрыть конституционные гарантии, указать их достоинства и недостатки, сделать выводы и рекомендации.

В науке принято различать общие и специальные (юридические) гарантии. Под общими гарантиями понимается совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными. Некоторые ученые характеризуют такие гарантии как «материальные гарантии прав»8. Н.В. Витрук, И.Е. Фарбер9 и Б.С. Эбзеев10 относят к общим гарантиям социально-экономические, политические и идеологические (духовные) гарантии, а к специальным — правовые (юридические), вытекающие из законов и других нормативных источников.

Социально-экономические гарантии предполагают специальную среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура — система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

В Конституции Российской Федерации не существует специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, не предусмотрено и ограничений для других форм собственности. Конституция РФ обязывает государство обеспечивать свободу законной экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь ее монополизацию и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8 и 34).

В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции и иных нормативных актов, регулирующих развитие экономики страны, получает особенное значение. Вместе с тем развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для обеспечения социальных потребностей общества. Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности в отдельности, так и для всего общества.

Политические гарантии предполагают соответствующим образом ориентированную политику государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень политической культуры граждан; борьбу с бюрократизмом государственного аппарата, взяточничеством и другие политико-организационные факторы. Политические гарантии — это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа — одной из важнейших в теории11.

Некоторые ученые12 под идеологическими (духовными) гарантиями понимают мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода. Однако подобное определение представляется не совсем верным хотя бы потому, что существование одного только мировоззрения личности без учета роли государства (создания государством соответствующих условий (среды) возникновения и гармоничного развития личности) невозможно. Таким образом, идеологические гарантии — это деятельность государства и общества, направленная на создание (и поддержание) условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, происходит выбор духовных и нравственных ориентиров.

Иногда выделяют и организационные гарантии, которые воплощаются в деятельности государственных органов и общественных организаций. Организационная деятельность служит общим условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Закрепленные в законе средства, которые, будучи правовым выражением общих условий, обеспечивают возможность правомерной их реализации и охраны прав человека в обществе, есть юридические гарантии этих прав13. Остановимся на них более подробно.

Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина нормами права, обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообщества. Конституционные нормы относятся, прежде всего, к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод самим государством. Конституция РФ гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым в судебном порядке к юридической ответственности. Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие соблюдение и охрану прав и свобод человека и гражданина, и выражаются в нормах федерального законодательства, раскрывающих и конкретизирующих указанные права и свободы.

Отличие юридических гарантий от других видов гарантий состоит в том, что если экономические, политические, социально-нравственные гарантии служат предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на конкретное (непосредственное) осуществление прав, свобод и обязанностей личности и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Некоторые авторы под юридическими гарантиями понимают развернутую систему институтов и норм материального и процессуального права, считая, что система обеспечения субъективных прав работает только через юридические гарантии, нормы правоустанавливающего и правовосстановительного характера, которые обеспечивают реальный правовой статус личности.

Более широко содержание юридических гарантий трактует П.М. Рабинович, полагающий, что правильнее было бы относить к их числу определенные нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность и индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется14.

Авторитетные ученые, С.С. Алексеев и Н.В. Витрук, высказали мысль о том, что в число юридических гарантий прав личности следует включить закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений, меры правовой защиты и юридической ответственности, меры пресечения и другие правоохранительные меры, а также процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер) и меры профилактики и предупреждения правонарушений15.

В.С. Афанасьев внес в позицию С.С. Алексеева и Н.В. Витрука несколько существенных дополнений, во-первых, согласно которым необходимо рассматривать негативные воздействия на процесс реализации прав человека (без изучения и профилактики которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности и обеспечению прав личности), и, во-вторых, на практике гарантии действуют только как совокупность каких-либо явлений и процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия16.

Юридические гарантии будут эффективно действовать, только если они будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям»17, что, по большому счету, было и есть несбыточный идеал для многих поколений.

Подход В.В. Петрова к проблеме гарантий не отрицает в своих работах В.С. Нерсесянц, утверждающий, что юридические гарантии воплощают идею такого согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат вместе с тем защитным механизмом для других, и наоборот. Как представляется автору, так складывается сложная и многоликая соподчиненная система регуляции.

Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности разных частей и аспектов государственно-правового комплекса некоторые специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут выполнить свою защитную функцию.

Получается, что юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы18.

Действительно, мнение В.С. Нерсесянца весьма аргументированно. Однако, на взгляд автора, «соподчиненная система регуляции», упомянутая выше, — продукт (результат) нередко длительного государственно-правового строительства.

Уверенно можно констатировать, что в России начала XXI в. юридические гарантии юридических гарантий (по В.С. Нерсесянцу — правовое государство и правовые законы) не созданы, что эти понятия, скрупулезно занесенные законодателем в Конституцию Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, не служат «гарантиями гарантий» хотя бы потому, что их просто не существует.

Вершиной модели идеального функционирования юридических гарантий прав и свобод будет правовое государство. По мнению автора, как невозможно в процессе строительства дома возвести сначала крышу, а затем фундамент и стены, так и нельзя применительно к России (да и любой другой стране, где демократические принципы только начинают вписываться во внутригосударственную систему) говорить в первую очередь о необходимости абстрагированного строительства правового государства, а во вторую — о взаимодействии конкретного гражданина с конкретным государственным органом.

Подчеркнем, что начинать нужно именно с единичных случаев нарушения прав и свобод человека и исследовать применение в каждом случае механизма защиты, тем самым обобщая, выявляя общую картину и делая сравнительные выводы. Именно по такому принципу, например, работает Московская Хельсинкская группа19.

Стоит отметить, что отнюдь не все правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те, которые содержат средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения. Закон закрепляет в своих нормах лишь статические элементы механизма охраны прав граждан вместе с системой гарантий.

Эффективное действие этого механизма зависит от кропотливой организационной работы органов государственной власти, повышения ответственности чиновников за незаконные действия (бездействие) в ходе выполнения своих должностных обязанностей, от повышения правовой культуры граждан, а во многом именно с работой государственного аппарата (чиновников) связано воплощение в жизнь нормы ст. 18 Конституции Российской Федерации. Поэтому неизбежное решительное реформирование государственной службы20 дает возможность эффективно реализовать конституционные гарантии прав человека.

Международно-правовые документы и законодательные акты Российской Федерации дают юридической науке веские основания по-новому взглянуть на роль общих и специальных (юридических) гарантий в сфере прав человека. «Плюралистическая демократия и правовое государство, — записано в документе Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, — являются необходимыми для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод, развития контактов между людьми и решения других связанных с этим вопросов гуманитарного характера»21.

Есть и другой научный подход. В 1947 г. А.И. Денисов в учебнике по теории государства и права высказал следующую мысль: «Всю совокупность гарантий прав и обязанностей можно подразделить на общие гарантии (для всех прав и обязанностей) и на особые гарантии каждого права и каждой обязанности»22. Эту мысль продолжил и обосновал применительно к личным конституционным правам Ф.М. Рудинский в 1976—1980 гг. Он утверждал, что любое конституционное право обеспечивается как общими экономическими, политическими, идеологическими и правовыми, так и специальными экономическими, политическими, идеологическими, правовыми и другими гарантиями.

Следует особо подчеркнуть, что система специальных гарантий одной отрасли права по всей структуре, совокупности условий и средств гарантирования схожа с аналогичной системой другой отрасли права, поскольку в каждом случае существует особый вид общественных отношений, подлежащих государственному правовому регулированию. Задача исследователя заключается в том, чтобы выяснить, во-первых, какова связь между общими гарантиями и самим конституционным правом и, во-вторых, какими именно специальными гарантиями оно обеспечивается23.

Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы соблюдения, исполнения и использования прав и свобод, представляется целесообразной классификация юридических гарантий в соответствии с делением системы права на отдельные отрасли: конституционно-правовые, административно-правовые, административно-процессуальные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, трудовые гарантии, семейно-правовые, международно-правовые гарантии и др.

Классификация гарантий прав и свобод (кстати, так же как и классификация основных прав и свобод) довольно условна. Как, например, определить, к какой группе отнести гарантии социальной защиты? Наличие специальных государственных органов и материальная поддержка отдельных социальных групп могут рассматриваться как экономические гарантии, наличие нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие государственных органов — как гарантии юридические.

Итак, гарантии могут быть определены как «юридически значимые и организационно определенные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей права в действительность, в фактическое поведение субъектов правоотношений»24. В случае возникновения угрозы существованию конституционных прав и свобод вступают в действие гарантии — средства защиты. Такой подход позволяет определить их как условия и средства (факторы), обеспечивающие фактическую реализацию прав, свобод и защиту в случае неправомерного посягательства на них.

Итак, сделаем следующие выводы.

Во-первых, в науке принято различать общие и специальные (юридические) гарантии. Под общими гарантиями понимается совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными. Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина нормами права, обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообщества.

Во-вторых, не все правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те, которые содержат средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения.

В-третьих, гарантии прав человека в Российской Федерации — это совокупность социально-экономических, политических, юридических, нравственных, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

1 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955. — Т. 1. — С. 283.

2 См.: Большая советская энциклопедия. 4-е изд. — М., 1989. — С. 277.

3 См.: Матузов Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987. — С. 8.

4 См.: Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. — Уфа, 1990. — С. 46.

5 См.: Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. — Саратов, 1991. — Вып. 9. — С. 150—160.

6 См.: Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. — М., 1990. — С. 35.

7 См.: Зарицкий А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики). Дисс. … канд. юрид. наук. — Коломна, 1999. — С. 16.

8 См.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2001. — С. 225.

9 См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. — Выпуск 1. — Саратов, 1967. — С. 25.

10 См.: Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека. — Саратов, 1986. — С. 69.

11 См.: Зарицкий А.В. Указ. соч. — С. 17.

12 См., напр.: Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. — М., 1995. — С. 39.

13 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов, 1996. — С. 18—19.

14 См.: Рабинович П.М. Упрочение законности — закономерность социализма. — Львов, 1974. — С. 237.

15 См.: Права личности в социалистическом обществе. — М., 1981. — С. 178, 203—205.

16 См.: Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева; — М., 1994. — С. 187—192.

17 См.: Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды») // Вестник МГУ. — Сер. 11. Право. — 1993. — № 3. —С. 10—12.

18 См., напр.: Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. — М., 1990. — С. 60—61.

19 См.: Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2001 г. // Права человека в регионах Российской Федерации в 2001 г. — М.: Московская Хельсинская группа, 2002. — С. 13—14.

20 См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»//СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.

21 См.: Международная жизнь. — 1990. — № 9. — С. 135.

22 См.: Денисов А.И. Советское государственное право. — М., 1947. — С. 322.

23 См.: Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. — Волгоград, 1976. — С. 51.

24 См.: Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. — Воронеж, 1984. — С. 19.

PAGE  15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9613. Деякі джерела помилок та заходи по їх обліку або запобіганню 160 KB
  Вступ Однією з основних задач лабораторного практикуму, окрім сприяння кращому засвоєнню ідей та законів фізики, є виховання у студентів навичок самостійної практичної роботи та, насамперед, правильного виконання вимірів фізичних величин. Під час пр...
9614. Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торзіонних терезів 57 KB
  Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торзіонних терезів Мета роботи: ознайомлення з роботою торзіонних терезів та визначення коефіцієнта поверхневого натягу різних рідин. Молекули поверхневого шару рідини, на відміну від моле...
9615. Дослідження підсилювача постійного струму на біполярному транзисторі 56 KB
  Тема: Дослідження підсилювача постійного струму на біполярному транзисторі Мета: Отримати вхідну та вихідну вольт-амперну характеристику (ВАХ) біполярного транзистора, обраховувати коефіцієнт підсилення потужності Обладнання: Стенд з двома рег...
9616. Теоретичні відомості до лабораторних робіт Т1 та Т2 Фізика твердого тіла 225.5 KB
  Теоретичні відомості до лабораторних робіт Т1 та Т2 Фізика твердого тіла Напівпровідникові прилади можна розподілити на дві групи: прилади з точковими контактами та прилади з площинним контактами. Ми обмежимось розглядом площинних діодів та тр...
9617. Дослідження вольт амперної характеристики діоду 57.5 KB
  Тема: Дослідження вольт амперної характеристики діоду Мета: Отримати кількісну залежність струму від напруги для прямого і зворотнього напрямку напруги на напівпровідниковому p-n переході. Дослідити функціональну залежність струму. Облад...
9618. Вимірювання лінійних розмірів та маси 54 KB
  Вимірювання лінійних розмірів та маси Мета роботи: ознайомлення студентів з будовою і застосування приладів для вимірювання лінійних розмірів тіл і визначення маси с точністю до 0.1 мг. Для вимірювання довжини застосовуються різноманітні лінійки з п...
9619. Визначення густини твердого тіла 39 KB
  Визначення густини твердого тіла Мета роботи: вивчення методів визначення густини тіла. Визначення густини твердого тіла правильної геометричної форми. Густина тіла визначається відношенням маси тіла до його обєму, а маса тіла - зважуванн...
9620. Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торсійної ваги 55.5 KB
  Визначення коефіцієнта поверхневого натягу рідин з допомогою торсійної ваги Мета роботи:ознайомлення з роботою торсійної ваги та визначення коефіцієнта поверхневого натягу різних рідин. Молекули поверхневого шару рідини, на відміну від молекул...
9621. Визначення відношення теплоємностей для повітря по методу Клемана та Дезорма 50 KB
  Визначення відношення теплоємностей для повітря по методу Клемана та Дезорма Мета роботи: вивчення закономірностей ізопроцесів, що протікають в газах визначення відношення теплоємностей Cp/CV. Молярною (або мольною) теплоємністю називається величин...