66121

МОЖЕТ ЛИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ УСТРАНИТЬ ОСНОВУ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ?

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Известно что на ранней стадии своего развития государства возникшие как образования призванные в частности защищать своих граждан от насилия других народов не стремились к активному взаимодействию друг с другом.

Русский

2014-08-13

64.5 KB

0 чел.

И. ЧЕРЕМНЫХ,

кандидат юридических наук

МОЖЕТ ЛИ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ УСТРАНИТЬ ОСНОВУ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ?

Известно, что на ранней стадии своего развития государства, возникшие как образования, призванные, в частности, защищать своих граждан от насилия других народов, не стремились к активному взаимодействию друг с другом. А почти вся последующая история человечества — это, в сущности, бесконечная череда межгосударственных конфликтов, противоборств и войн. Союзы заключались лишь на непродолжительное время и, как правило, с целью противостоять нападению или сокрушить общего врага. Они были крайне неустойчивыми, носили вынужденный характер, и нередко бывшие союзники  превращались  в противников, еще не успев насладиться совместной победой над общим врагом.

Неравномерное распределение природных ресурсов и значительное различие уровней экономического развития приводили к тому, что одни страны часто попадали в зависимость от других. Для того чтобы не оказаться в числе зависимых, государства должны были стремиться стать наиболее самодостаточными, иметь возможность удовлетворять основные внутренние потребности за счет собственных экономик. Поэтому, чтобы стать по-настоящему великой и быть в состоянии проводить самостоятельную политику на мировой арене, страна должна была иметь возможность производить все — от бумаги до боевых кораблей, а доля импортных товаров не должна была превышать установленный лимит, чтобы в случае войны с экспортером от поставляемых им товаров можно было безболезненно отказаться. Это получалось далеко не всегда. Так, Наполеон, став императором Франции, прекратил все торговые отношения с Англией, противившейся его территориальным захватам в Европе, и даже пытался установить морскую блокаду Британии. Однако вскоре был вынужден тайно закупать английское сукно, так как ни Франция, ни оккупированные ею страны не могли производить его в нужном количестве, а солдат нужно было одевать.

Сейчас ситуация иная. Рост населения планеты, увеличение его потребностей в материальных благах, причем как в количественном, так и в качественном отношении, усложнение производственных процессов, повышение их энерго- и наукоемкости привели к тому, что почти ни одно государство не может быть полностью самодостаточным, не зависеть от импорта товаров. Процветание и благополучие большинства государств зависит от их внешнеэкономического, внешнеторгового взаимодействия, взаимозависимости друг от друга. Каково же влияние этого феномена на межгосударственные отношения в современном мире?

           Трудно представить более непохожие государства, чем Соединенные Штаты Америки и Королевство Саудовская Аравия. Они отличаются и по государственному устройству, и по форме правления. Право, язык, культура, климатические условия, уровень экономического развития, исторический опыт этих стран настолько различны, что создается впечатление, будто они специально созданы, чтобы продемонстрировать все разнообразие мира.

Более того, ценностные ориентиры народов этих стран, образ жизни и традиции являются для них неприемлемыми. И в то же время мало найдется государств, которые так зависели бы друг от друга и так были заинтересованы во взаимном процветании и благополучии. Объединяют их всего два экономических аспекта (причем первый из них  — ключевой): во-первых,  Саудовская Аравия является крупнейшим экспортером нефти в мире, а США, во-вторых, ее крупнейшим мировым импортером. Гигантские доходы от продажи «черного золота» Королевство ежегодно вкладывает в американскую экономику, что делает его одним из ее выгоднейших и перспективнейших инвесторов1.

Соединенные Штаты Америки располагают значительными запасами нефти на собственной территории (конечно, они не сравнимы с запасами Саудовской Аравии и другими странами Аравийского полуострова), но их добыча почти не ведется: почти все разведанные месторождения законсервированы для будущих поколений американцев. Поэтому в настоящее время экономика США зависит от импорта энергоносителей, главным образом из так называемых нефтяных монархий Персидского залива. Насколько сильна эта зависимость, продемонстрировал энергетический кризис семидесятых годов прошлого века. И даже сейчас, по прошествии  более тридцати лет, ужас от пережитого, поселившийся в сердцах американцев с тех времен, настолько силен, что постулат «cheep gazoline» (дешевый бензин) является непременным пунктом предвыборной кампании любого уважающего себя кандидата на пост Президента США.

Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Бахрейн и Катар — страны со слабо развитой обрабатывающей промышленностью, и львиная доля их ВВП формируется за счет добычи и экспорта нефти прежде всего в США и в несколько меньшей степени в Западную Европу и Японию. Поэтому они заинтересованы в стабильности, например, заводов Детройта, производящих автомобили с многолитровыми  «прожорливыми» моторами, в развитии американской экономики в целом, как и экономики стран — экспортеров нефти, чтобы сохранить спрос на их нефть как национальный продукт — залог их процветания.

Любые изменения во внутриполитической или внутриэкономической жизни, например, США, способные значительно сократить потребление нефти (вследствие крупных террористических актов, экономических кризисов и т.д.), не замедлят отрицательно сказаться и на экономической ситуации в странах — экспортерах нефти. И наоборот, существенное сокращение добычи и экспорта нефти или вообще их прекращение этими государствами нанесет экономике США, как и другим странам,  немалый ущерб и, следовательно, вызовет деструктивные изменения в их общественной и политической жизни.

Таким образом, если государства одновременно зависят друг от друга, они находятся в состоянии взаимозависимости2. Взаимозависимость государств, надо полагать, — объективное явление современной международной жизни, возникшее в результате глобализации и международного разделения труда, как высшая форма взаимовыгодного сотрудничества государств. Это явление, безусловно, позитивно влияет на международные отношения, в отличие от зависимости (когда благополучие одного государства зависит от сотрудничества с другим государством3).

Конечно, приведенный выше пример взаимозависимости государств — один из наиболее простых в современной международной жизни и использован для более наглядной иллюстрации проявления этого феномена в мировой практике. В действительности же эта взаимозависимость намного сложней и включает не только экономический, но и политический и даже правовой аспекты. Взаимозависимость близких по уровню экономического развития государств, да еще и расположенных в одном географическом регионе, может быть еще более сильной и многогранной. Например, экономические системы стран — членов Европейского Союза настолько переплетены, что в некоторых случаях производство какого-либо товара силами только одной из этих стран без участия других просто невозможно. Этому в огромной степени способствуют транснациональные корпорации, размещающие производство комплектующих в одних странах и налаживающие из них сборку конечного продукта в других, имеющие штаб-квартиры — в третьих, научно-исследовательские центры — в четвертых и дизайн-студии — в пятых.  

Взаимозависимые в экономическом отношении страны вынуждены устанавливать нормальные политические отношения друг с другом. Для этого они заключают двусторонние или многосторонние соглашения, вступают в международные организации или учреждают их, то есть создают международно-правовую базу для регламентации своих взаимоотношений. Это очень важно, так как критики либеральных теорий международных отношений совершенно справедливо указывают на то, что взаимозависимость связывает благополучие народов с политикой других стран, которая находится вне их контроля4.  Как нам представляется, Европейский Союз весьма удачно разрешил эту проблему: страны объединенной Европы создали эффективно действующую международную организацию, не побоявшись передать часть своего суверенитета ее высшим органам, имеющим статус надгосударственных структур с самыми широкими правовыми возможностями для контроля и безусловным приматом принимаемых ими законов над внутригосударственным правом стран — участниц, при условии неукоснительного их соблюдения органами государственной власти последних. Конечно, создать такую организацию или, вернее, добиться такого уровня межгосударственной интеграции стало возможно только при очень высокой степени экономической и политической взаимозависимости. Важную роль в этом сыграли схожесть государственного устройства европейских стран и их приверженность общим универсальным ценностям демократии и либерализма.

В целом западноевропейскую интеграцию можно охарактеризовать как процесс объединения государств вначале в экономической сфере, а затем и в других областях общественной жизни, которая развивается на основе механизма принятия и реализации решений, сочетающего принципы межгосударственного сотрудничества и наднациональности. Возникшие в сфере экономики интеграционные процессы в Западной Европе  отражали тенденцию к интернационализации производства и усилению международного разделения труда. В основе интеграции находились, с одной стороны, рост взаимозависимости хозяйственных национальных систем, национальных рынков и формирование хозяйственных региональных комплексов, а с другой — сознательное совместное регулирование государствами их взаимных экономических связей, создание наднациональных структур для управления интеграционными процессами5.

Здесь мы вплотную подошли к понятию «интеграция». Очевидно, это качественно иная, более высокая форма взаимозависимости, которая включает в себя два компонента: взаимозависимость экономическую и взаимозависимость политическую. Эти компоненты, конечно же, могут существовать и отдельно друг от друга, но, как нам представляется, первое должно рано или поздно повлечь за собой второе. Политическая взаимозависимость, например членство государств в одной организации по обеспечению коллективной безопасности, все же явление низшего порядка, чем экономическая взаимозависимость, и имеет менее устойчивый и более краткосрочный характер. Безусловно, все страны мира так или иначе зависят друг от друга, ибо существует  вполне очевидная глобальная экологическая взаимозависимость, фактор которой в недалеком будущем может стать решающим в межгосударственных отношениях. Но, к сожалению, в настоящее время это осознано далеко не всеми политиками и даже учеными-политологами.

Итак, взаимозависимость государств способна стать фактором нормализации и улучшения отношений между ними. А может ли она полностью устранить саму основу возникновения  конфликтов между государствами?

Как известно, основанием для возникновения межгосударственного конфликта, в том числе вооруженного, являются действия государств или группы государств, представляющих угрозу для жизненно важных интересов или нарушающих жизненно важные интересы другого государства или группы государств, а также категорическое неприятие одним государством базовых ценностей другого государства. Пример отношений США и Саудовской Аравии демонстрирует, что фактор экономической взаимозависимости этих двух стран  вполне в состоянии нивелировать любые идеологические противоречия между ними, даже такие существенные, как противоречия между демократией и абсолютной теократией, либерализмом и ваххабизмом. Государственная Администрация США, весьма склонная к принятию решений в международных отношениях на основании поспешно сделанных выводов, оказалась неспособной выискивать «саудовский след» в террористическом акте, совершенном в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, несмотря на то, что террористы, захватившие самолеты, были подданными этого Королевства, да и сам глава Аль-Кайеды Усама Бен Ладен  имеет то же подданство. Король Фахд ибн Абдель Азизи Ас-Сауд, имевший официальный титул «Слуга двух Святынь» (Мекки и Медины) и претендовавший на лидерство во всем исламском мире, с пониманием отнесся к перспективе размещения на территории Саудовской Аравии войск «неверных» (международной антииракской коалиции) и использования данной территории в качестве плацдарма для военных действий против исламской страны (Ирака) в 1990 — 1991 годах. Приверженные принципам демократии и либерализма, США ни разу не упрекнули руководство Саудовской Аравии (и других нефтяных княжеств Персидского залива) в недемократичности и нарушении прав человека, хотя форма правления и система законодательства (особенно в части исполнения наказания) этих государств явно не отвечают стандартам, принятым в «цивилизованных» странах. В то время как подобные нарушения в других государствах, не обладающих столь большими запасами нефти, довольно быстро ими выявляются и активно критикуются.

Таким образом, взаимозависимость вполне может исключить саму основу возникновения конфликтов между государствами. Но для этого она должна быть достаточно сильной, то есть затрагивать ключевые аспекты выживания государств и, следовательно, иметь экономическую составляющую. Можно сказать, что при такой сильной взаимозависимости государств, как взаимозависимость США и Саудовской Аравии и, особенно, стран — членов Евросоюза, выживание и процветание одного государства, стабильность его внутриполитической системы (даже если другим государством она не воспринимается как идеальная), нормальное функционирование и развитие его экономики рассматриваются другим государством как собственный жизненно важный интерес. В такой ситуации взаимозависимые страны не только вынуждены стараться разрешать любые споры только мирными политическими средствами (ибо применение вооруженной силы равносильно самоубийству), для чего они создают международные организации и соблюдают нормы международного права, которые в условиях этого явления приобретают чрезвычайно важное значение и выходят на качественно иной, более высокий уровень, обеспечивая открытость принятия решений внутри этих государств, но и воздерживаются от любых действий, которые могли бы в той или иной степени ущемить жизненно важные интересы друг друга.

К сожалению, в настоящее время примером такой высокой степени взаимозависимости, доведенной до степени интеграции, может служить только Европейский Союз. Большинство государств зависят от мирового рынка, а не от каких-то отдельных торговых партнеров6. Эта зависимость, во-первых, не столь велика, как у стран Евросоюза друг от друга, и, во-вторых, в значительной степени обезличена. Однако усиление и ускорение глобализационных процессов и международного разделения труда, рост роли транснациональных корпораций в мировой экономике и политике будут способствовать увеличению количества взаимозависимых стран в мире, что, в свою очередь, сделает его более безопасным.

                             

С П И С О К   Л И Т Е Р А Т У Р Ы.

1.  Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. Москва. Политическая литература. 2001 год.

2. Ломагин Н.А., Лисовский А.В., Сутырин С.Ф., Павлов А.Ю., Кузнецов В.Е. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. Издательский дом «Сентябрь». Санкт-Петербург,  2001 год.

3. Введение в теорию международных отношений под редакцией А.С. Маныкина. Изд-во Московского Университета. Москва,  2001 год.

1 Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. — М.: Политическая литература, 2001. — С. 238.

2 Ломагин Н.А., Лисовский А.В., Сутырин С.Ф., Павлов А.Ю., Кузнецов В.Е. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. — С. 79—80.

3 Там же. — С. 79.

4 Там же. — С. 82.

5 Введение в теорию международных отношений / Под редакцией А.С. Маныкина; — М.: Изд-во Московского университета, 2001. — С. 140—141.

6 Ломагин Н.А., Лисовский А.В., Сутырин С.Ф., Павлов А.Ю., Кузнецов В.Е. Указ. соч. — С. 80.

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84348. Поэтика рассказа «Бирюк» 32.9 KB
  Задачи: Продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся их поисковая исследовательская деятельность; Формировать познавательную активность умение решать проблемные ситуации продолжить развитие навыков...
84349. Мостай Кәрим. Уҡытыусыма шиғыры. Сифат тураһында үтелгәндәрҙе ҡабатлау темаһына дәрес 32.21 KB
  Маҡсат: уҡыусыларҙы Башҡортостандың халыҡ шағиры Мостай Кәримдең ҡыҫҡаса биографияһы һәм ижады менән танышыу; Уҡытыусыма шиғырының идея-тематик йөкмәткеһе менән таныштырыу; уҡыусыларҙың сифат тураһындағы белемдәрен нығытыу, телмәрен үҫтереү...
84350. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 68.5 KB
  Обучающие: Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; Закрепление навыка определения смысловых отношений между частями БСП; Формирование навыков стилистического анализа текста; Обучение учащихся связному высказыванию на лингвистическую тему.
84352. Внутренняя политика Екатерины II 25.08 KB
  Цели: Образовательные: изучение личности Екатерины II ознакомление учащихся с ее преобразованиями сформировать у учащихся представления о внутренней политике Екатерины II; Развивающие: создать условия для развития логического и образного и критического мышления...
84354. Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины 5.24 MB
  Предметные результаты: Продолжить формирование умений измерять и сравнивать длину предметов различными мерами длины закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами развитие глазомера внимания памяти.
84356. Нации и межнациональные отношения 75 KB
  Тип урока комбинированный Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения и воспитания развитие ключевых компетентностей учащихся; проблемного обученияпроблемный вопрос: стихотворение Кострова; дебаты Этническое многообразие богатство или беда России...