66123

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В советский период характерна расплывчатость подхода к определению компетенционного статуса местного самоуправления. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации принимался в условиях противостояния Президента России...

Русский

2014-08-13

147 KB

5 чел.

А. ДЕРЮГИНА,

соискатель

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ, КУЛЬТУРЫ

Москва, крупнейший центр деловой, духовной и культурной жизни страны, представляет собой кладовую шедевров мировой и национальной культуры. Для москвичей и гостей столицы открыто множество театров, музеев, концертных залов, выставочных комплексов, художественных галерей. Москва была и остается крупным научным и образовательным центром страны. На столичных органах власти и управления лежит ответственность за консолидацию творческих сил в восстановлении, сохранении и приумножении накопленного культурного наследия Москвы.

Правовое регулирование компетенции местных органов в сфере культуры, науки и образования подвергается изменению. В советский период характерна расплывчатость подхода к определению компетенционного статуса местного самоуправления. В принципиальном плане этот подход был преодолен Конституцией Российской Федерации 1993 г., закрепившей победу нового общественного строя, и выделением нового уровня публичной власти. Вместе с тем основанный на Конституции Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимался в условиях противостояния Президента России и Федерального Собрания и стал результатом компромисса между политическими силами, представленными в этих государственных структурах1.

Этот Федеральный закон попытался изложить общую компетенцию органов местного самоуправления через предметы ведения и основные полномочия2. Данная попытка предпринималась в правильном направлении с учетом опыта определения компетенции местного самоуправления в других странах, где статутные законы о местном самоуправлении либо вообще не упоминают полномочия муниципальных органов, либо отсылают к специальным законам3. Однако предметы ведения были сформулированы в Законе так, что оказались совместными и для государственных органов (федеральных и региональных), и для органов местного самоуправления4.

Однако отделение государственных дел от местных возможно не всегда5. Местное значение могут иметь дела, которые если не напрямую связаны с государственными, то далеко не безразличны для государства, особенно социального. Какой бы сложной ни казалась задача определения сферы деятельности местного самоуправления, ее нужно решать так, чтобы самостоятельность органов местного самоуправления была ясна и однозначна. Как раз этого и не было в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения был, так сказать, полуоткрыт. С одной стороны, он определял 30 вопросов местного значения, а с другой — разрешал муниципальным образованиям «принимать к рассмотрению» иные вопросы, отнесенные законами субъектов Федерации к вопросам местного значения6.

Федеральный закон 1995 г. в ст. 6 называет следующие предметы ведения местного самоуправления в сфере науки, культуры, образования:

— комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

— организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

— регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

— создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

— организация и содержание муниципальных архивов;

— создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

— сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

— организация и содержание муниципальной информационной службы;

— создание условий для деятельности средств массовой информации, для организации зрелищных мероприятий и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Органы местного самоуправления создают муниципальные учреждения7, принимают меры к организации их деятельности8, устанавливают порядок их финансирования и управления, оказывают материальное и иное содействие.

Для организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, как правило, определяется сеть соответствующих учреждений, порядок их создания, регистрации и функционирования9.

Органы местного самоуправления всячески обеспечивают реализацию положений Федерального закона «Об образовании» и соответствующих законов субъектов Федерации10. Следует отметить, что законодательство субъектов в сфере образования различно: это и просто законы об образовании, как в Смоленской и Саратовской областях11,  это и закон «О народном образовании в Алтайском крае» от 16 января 1996 г.,  закон Хабаровского края от 25 июня 1997 г. «Об основных направлениях развития и дополнительных гарантиях приоритетности образования в Хабаровском крае». В Пермской области принят закон Пермской области от 7 апреля1999 г. № 458-66 (ред. от 4.04.2002) «О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии» (принят ЗС ПО 26.03.1999)12. Несмотря на разные подходы парламентариев субъектов Российской Федерации, каждый из упомянутых законов устанавливает полномочия органов местного самоуправления в указанных сферах.

Создаются специальные органы образования при органах местного самоуправления, общественные экспертно-консультативные советы.

Законодательство субъектов Российской Федерации, например закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2001 (ред. от 29.12.2004) «О культуре» (принят Советом Республики Парламента КБР 11.07.2001)13, закон Республики Бурятия от 1.02.1996 (ред. от 27.12.2004) «О культуре» (принят Народным Хуралом РБ 01.02.1996)14, расширяют полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры.

Безусловно, роль органов местного самоуправления в создании условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании велика. При реализации федерального и регионального законодательства в данной сфере органами местного самоуправления проводится работа в нескольких направлениях: создаются муниципальные учреждения культуры, открываются муниципальные театры, возникают новые эстрадные и народные оркестры, театры-студии, дома театра и кино, библиотеки, издаются акты, регулирующие их деятельность.

Принимаются меры по дополнительному финансированию и стабилизации работы муниципальных учреждений, организаций и предприятий культуры, несмотря на сложности в финансово-бюджетной сфере местного самоуправления15.

Органы местного самоуправления в сфере культурной деятельности утверждают положения о муниципальном заказе (гранте), присваивают особый правовой статус статус социально значимых субъектов культурной деятельности на территории местного сообщества, утверждают перечень платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры и устанавливают тарифы, финансируют фестивали, устанавливают поощрительные призы. Выделяются помещения и оборудование для учреждений культуры, оказывается содействие в работе, контролируется соблюдение Основ законодательства о культуре.

Для сохранения памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления принимаются меры к охране и использованию памятников истории и культуры16, устанавливается особый правовой режим положения объектов муниципальной собственности, относящихся к памятникам истории и культуры местного значения, например, закон Саратовской области от 4.11.2003 (ред. от 29.12.2004) «Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области» (в ред. Закона Саратовской области от 29.12.2004 № 128-ЗСО)17.

Органами местного самоуправления создаются новые памятные места, присваиваются исторические имена вновь созданным объектам, принимаются меры к восстановлению памятников, расположенных на территории местного сообщества, к реставрации памятников18. Создаются специальные органы по историческому и культурному наследию территорий, муниципальные учреждения19.

Обеспечивается соблюдение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных правовых актов.

Парламенты субъектов Федерации регулируют различные аспекты рассматриваемой сферы. Например, в Пермской области принят закон от 18.06.1999 № 515-76 «О библиотечном деле в Пермской области» (принят ЗС ПО 27.05.1999)20, который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную, образовательную и деятельность, на использование досуга. Значимая роль в обеспечении прав человека в законе отведена органам местного самоуправления.

Закон Пермской области от 19.10.1998 «О Государственной молодежной политике в Пермской области» (принят ЗС ПО 24.09.1998)21 устанавливает правовую основу молодежной политики, ее содержание, общие принципы, цели, регулирует отношения между субъектами, осуществляющими молодежную политику. Неоспоримо, что в образовании и культуре ведущее место занимает грамотно организованная работа с подрастающим поколением, с молодежью.

В многонациональных субъектах Российской Федерации принимаются законы о языках, как, например, в Кабардино-Балкарии22 или в Республике Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»23.

Закон Республики Татарстан  от 12.05.2003  «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан»24 регулирует  эту форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой общественное объединение граждан Российской Федерации в Республике Татарстан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.

Принимаются общие и специальные программы. В качестве примера общей программы можно привести Постановление Сызранской Городской Думы Самарской области от 27.02.2002 «Об утверждении городской целевой программы Управления культуры, информации и рекламы на 2002 г. “От культуры человека — к культуре общества”»25.

Примером специальных программ могут быть программы Псковской области от 18.04.2003 «О Проведении конкурса социальных и культурных проектов “Возрождение малых городов и сел Псковской области через культуру и образование”» 26 или закон 11.10.2004 «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 — 2013 годы» (принят ГС РТ 09.09.2004)27.

Следует отметить создание специальных органов и учреждений28 для реализации указанного направления и общественных и консультативных советов при органах муниципальной власти29.

Расширяется сотрудничество между органами местного самоуправления  различных муниципальных образований, органов местного самоуправления и органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций30.

При реализации муниципальными органами полномочий на создание условий для организации зрелищных мероприятий проводятся и финансируются зрелищные мероприятия, для которых выделяются помещения и используется реклама31.

Муниципальными органами принимаются концепции культурно-досуговой программы, проводятся конкурсы на лучший проект культурно-досуговой долгосрочной программы для муниципальных организаций и предприятий культуры.

Органами местного самоуправления определяются основные направления деятельности муниципальных предприятий, различные меры поддержки деятельности муниципальных зрелищных предприятий, даются муниципальные заказы.

Муниципальные органы поддерживают инициативу граждан и спортивных организаций, создают спортивные сооружения, организуют спортивно-массовые мероприятия, реализуют положения Основ законодательства РФ о физической культуре и спорте. Органы местного самоуправления принимают неотложные меры к развитию спорта и укреплению материально-технической базы спортивных сооружений32.

При создании условий для социально-культурного строительства органами местного самоуправления принимаются концепции и планы территориального градостроительного развития, определяются зоны строительства и порядок их застройки, утверждается порядок предварительного согласования выбора земельного участка и производится передача земельных участков, организуется производство и продажа стройматериалов, привлекаются подрядно-строительные организации.

Органы местного самоуправления утверждают порядок регистрации прав на недвижимость на своей территории, устанавливают порядок регистрационных сборов, взимаемых при регистрации прав на земельные участки и строения, производят учет имеющих право на жилищные субсидии33.

Органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные информационные службы, руководят ими, устанавливают правила их работы.

Помимо учреждения муниципальных средств массовой информации, муниципальные органы устанавливают льготное налогообложение этих предприятий, принимают различные меры к организации и стимулированию работы СМИ, устраивавют конкурсы на лучшую информационную программу территории местного самоуправления с поощрительными призами.

Следует отметить изменение в подходах к нормативному регулированию. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подходит к определению собственной сферы деятельности местного самоуправления не так, как прежний одноименный Закон. Его основная задача — разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления34. Изменился категориальный аппарат, с помощью которого муниципальная сфера деятельности отграничивается от сферы деятельности органов государственной власти. Вместо параллельного использования понятий «предметы ведения» и «вопросы местного значения» в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», применяются категории «вопросы местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления». Сохраняя укрупненную функциональную характеристику местного самоуправления, данный Федеральный закон конкретизирует ее, закрепляя «в целях решения вопросов местного значения» конкретные права и обязанности органов местного самоуправления и определяя возможность установления других полномочий «в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставами муниципальных образований»35.

Крупным шагом вперед в определении сферы деятельности местного самоуправления стало формулирование вопросов местного значения применительно к муниципальным образованиям разного типа (уровня). Поселения, муниципальные районы и городские округа решают теперь разные дела. Это позволяет учесть особенности условий и возможностей их деятельности, приблизить местное самоуправление к населению и повысить его эффективность36. И само содержание вопросов местного значения выглядит не так, как прежде.

Федеральный закон 2003 г. к вопросам местного значения поселения (ст. 14) относит:

— организацию библиотечного обслуживания населения;

— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

— охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

— обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

— создание условий для массового отдыха жителей поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения;

— формирование архивных фондов поселения.

К вопросам местного значения муниципального района отнесены (ст. 15):

— организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей во время каникул;

— формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений.

Вопросы местного значения городского округа (ст. 16) таковы:

— организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

— организация библиотечного обслуживания населения;

— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

— охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;

— обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

— создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

— формирование и содержание муниципального архива.

Сравним закрепление полномочий местного самоуправления в сфере культуры и образования: исходя из принципа субсидиарности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вывел из категории вопросов местного значения некоторые дела, требующие государственных решений. Например, если Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержал формулу об обязанности муниципальных образований организовывать, содержать и развивать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования, то новый Закон исключает из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными районами и городскими округами, организацию профессионального образования. Данные муниципалитеты призваны заботиться о предоставлении общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к ведению органов государственной власти37.

Есть недостатки и в определении полномочий органов местного самоуправления, в частности, в некоторых случаях они одинаковы для всех муниципальных образований, хотя очевидно, что, скажем, в небольшом сельском поселении местные средства массовой информации учредить невозможно.

Определяя вопросы местного значения как особую сферу деятельности органов местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнюдь не отрывает местное самоуправление от государственной власти, что подтверждается возможностью прямого наделения органов местного самоуправления некоторыми государственными полномочиями. Если старый статутный Закон определение условий и порядка контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий относил к предмету других федеральных законов и законов субъектов Федерации, то новый Закон устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, осуществления указанных полномочий и контроля над ним38.

Московские власти, исполняя федеральное законодательство, проводят правотворческую и организационную работу в сфере образования, науки и культуры.

Согласно Уставу города Москвы39, закону г. Москвы от 6 ноября 2002 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»40, органы местного самоуправления города обладают полномочиями в рассматриваемой сфере.

Почти все уставы муниципальных образований города их повторяют41.

К предметам ведения муниципального образования в сфере культуры, науки и образования закон г. Москвы относит (ст. 8):

— мероприятия по сохранению памятников истории и культуры местного значения в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, развитие местных традиций и обрядов;

— организацию местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных и общественно-политических мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы;

— организацию содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности, и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с правовыми актами города Москвы.

Для выполнения упомянутых полномочий органы муниципальной власти уполномочены на:

— создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных предприятий и учреждений, назначение и увольнение их руководителей; контроль над состоянием учета и отчетности на муниципальных предприятиях и в учреждениях, содействие органам государственной статистики;

— информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности;

— взаимодействие с общественными организациями, действующими на территории муниципального образования;

— образование и организацию деятельности комиссий органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, Уставом муниципального образования.

С целью обеспечения выбора наилучших художественных решений депутаты Думы приняли закон города Москвы от 13.11.1998 г. № 30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения»42.

В этом законе к произведениям монументально-декоративного искусства городского значения отнесены все произведения, создаваемые и устанавливаемые за счет средств бюджета или финансируемые за счет иных источников, возводимые на главных городских площадях, магистралях и набережных, перечень которых утверждается Правительством Москвы. В охранных зонах памятники истории и культуры возводятся по согласованию с органами охраны памятников.

Практика применения данного закона показала несовершенство некоторых его положений. Выявленные недостатки были учтены в законе города Москвы от 2 октября 2002 г. № 49 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 13 ноября 1998 года № 30 “О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения”».

На протяжении восьми с половиной веков Москва формировалась как уникальное явление не только российского, но и мирового градостроительства43. По количеству памятников столица значительно превосходит любой другой регион России. В настоящее время в Москве под государственной охраной находится свыше трех тысяч недвижимых памятников истории и культуры, около 10 тысяч зданий и сооружений, формирующих историко-градостроительную среду в границах исторического центра города, и более тысячи объектов вне этой территории.

С принятием закона города Москвы от 14.07.2000 г. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры»44 в столице впервые предпринята попытка создания современного всеобъемлющего законодательного акта о недвижимых объектах историко-культурного наследия — памятниках истории и культуры. Отсутствие на федеральном уровне современной законодательной базы, регулирующей вопросы охраны наследия, привело к разрушению единой государственной системы охраны памятников истории и культуры и вызвало негативные явления (полное отсутствие бюджетных ассигнований на охрану памятников, развал государственных реставрационных организаций и вымывание высококвалифицированных реставраторов, ослабление государственных органов охраны памятников), спровоцировало стихийную, неупорядоченную, а иногда и противозаконную приватизацию объектов наследия.

В принятом документе отражена специфика Москвы как столицы России, субъекта Российской Федерации, крупнейшего исторического города и современного мегаполиса, реализующего функции финансового и делового центра международного значения. Закон ставит своей первоочередной задачей обеспечение сохранности богатейшего и во многом уникального историко-культурного наследия Москвы и предусматривает меры защиты памятников в условиях бурного развития города: строительство новых зданий и современную реконструкцию городских территорий, в том числе в историческом центре столицы.

Чтобы законы Москвы привести в соответствие с изменившимся федеральным законодательством депутаты разработали и приняли закон города Москвы от 14.01.2001 г. № 61 «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 “Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры”».

Особенности строительства в историческом центре45 и на охраняемых территориях столицы отражены в законах  города Москвы от 9.12.1998 (ред. от 27.04.2005) «О градостроительном зонировании территории города Москвы»46 и от 9.06.2004 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве»47.

Одним из основных факторов развития города, обеспечивающих, в частности, реализацию его социальной, культурной и экономической политики, является образование. В целях приведения столичной системы образования в соответствие с современными международными стандартами и тенденциями, а также для достижения высокого качества обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения столичная Дума приняла закон города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве»48. Он устанавливает принципы деятельности органов власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти столицы, органов городского самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе и направлен на обеспечение прав москвичей получать образование, на поддержку развития образовательной деятельности. В связи с новой редакцией Устава города Москвы был подготовлен и принят закон города Москвы от 10 октября 2001 г. № 46 «О внесении изменений в статьи 1, 2, 10, 11, 12, 14, 15, 19 и 23 закона города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве».

В развитие регулирования вопросов образования в городе были приняты законы города Москвы от 16 июня 1999 г. «О ремесленной деятельности в городе Москве»49, от 10 марта 2004 г. «Об общем образовании в городе Москве»50; от 29 июня 2005 г. «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве»51.

Особое место занимают законы г. Москвы от 24 октября 2001 г. «Об основах научно-технической политики города Москвы»52 и от 7 июля 2004 г. «Об инновационной деятельности в городе Москве»53.

В целях сохранения, восстановления и воссоздания уникальных объектов историко-культурного наследия города Москвы и России, дальнейшего развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» на 2003—2007 годы была разработана Программа, которая утверждена законом города Москвы от 12.03.2003 г. № 18 «О Долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника “Коломенское” на 2003—2007 годы»54.

Программа распространяется на историческую территорию площадью 390 гектаров и предусматривает ряд важнейших мероприятий, среди которых научно-исследовательские и ремонтно-реставрационные работы, включая перенос памятников деревянного зодчества, сохранение природных объектов и памятников природы, создание этнографического комплекса на территории бывшего села Коломенского, благоустройство и открытие новых музеев, строительство ремонтно-реставрационного комплекса, проведение археологических работ в музее-заповеднике и множество других мероприятий.

1 См.: Уманова И.А., Побережная И.А., Тибова Т.П. Основные тенденции развития современного местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление в России. — М., 1998. — С. 75.

2 См. подробнее: Ермаков В.Г. Местное самоуправление в России: традиции и современный опыт законодательного регулирования. — Елец: ЕГПИ, 1999. — С. 93—98.

3 См.: Зарубежный опыт государственности / Под общей ред. доктора политических наук, проф. Ю.С. Васютина. — Орел: ОРАГС, 2003. — С. 197.

4 См.: Местная власть. — 2001. — № 2—3. — С. 85.

5 См. подробнее: Васильев В.И. Местное самоуправление: Учебное и научно-практическое пособие. — М., 1999. — С. 16—27.

6 См.: Справочное пособие по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Обнинск: Институт муниципального управления, 2004. — С. 133; Медведев С. Условие вступления в силу Уставов муниципальных образований // Законность. — 2004.  — № 8.

7 См.: Постановления мэра г. Ростова на Дону от б октября 1997 г. «О создании муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 Первомайского района», от 10 июля 1997 г. «Об утверждении временного Положения о муниципальной гимназии в г. Ростове-на-Дону».

8 См.: Постановление мэра г. Ростова на Дону от 20 июня 1997 г. «Об аттестации муниципальных средних (полных) школ №№ 1, 20, 16, 99, 43, муниципальной основной общеобразовательной школы № 64, общеобразовательной школы-интерната № 28 для детей, больных сколиозом».

9 См.: Постановление главы администрации (мэра) г. Перми от 24 января 1996 г. «Об утверждении временного положения “О порядке учреждения в городе Перми муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и закрепления за ними муниципального имущества”».

10 См.: Постановление мэра г. Хабаровска от 4 сентября 1997 г. «О мерах по стабилизации функционирования муниципальной системы образования в условиях дефицита бюджетного финансирования»; Распоряжение мэра г. Москвы от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении Устава Московского городского института управления».

11 Закон «Об образовании в Смоленской области» (принят Смоленской областной Думой 24 июня 1997 г.);  Закон Саратовской области от 28.04.2005 № 33-ЗСО (ред. от 01.08.2005) «Об образовании» (принят Саратовской областной Думой 20.04.2005) // Неделя области. — 2005. — № 28 (146).

12 Закон Пермской области от 7 апреля 1999 г. № 458-66 (ред. от 4.04.2002) «О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии» (принят ЗС ПО 26.03.1999) // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области.  — 1999. — № 3—4.

13 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 августа 2001 г. № 80-РЗ (ред. от 29.12.2004) «О культуре» (принят Советом Республики Парламента КБР 11.07.2001) // Кабардино-Балкарская правда. — 2001. — № 166—167.

14 Закон Республики Бурятия от 1 февраля 1996 г. № 246-I (ред. от 27.12.2004) «О культуре» (принят Народным Хуралом РБ 01.02.1996) // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. — 1996. — № 10.

15 Герасименко Н.В. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере // Законодательство и экономика. — 2003. — № 4; Берг О.В.  О некоторых сложных вопросах правового регулирования финансовых основ местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. — 2002. — № 3.

16 См.: Постановление главы г. Екатеринбурга от 20 июля 1993 г. «О мерах по охране и использованию памятников истории, природы и культуры»; решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23 сентября 1997 г. «Об объявлении недвижимых памятников истории и культуры города Ростова-на-Дону под охраной органов местного самоуправления»; Решение Краснодарской городской Думы от 5 октября 1995 г. «Об утверждении правового положения объектов муниципальной собственности, относящихся к памятникам истории и культуры местного значения».

17 Закон Саратовской области от 4 ноября 2003 г. № 69-ЗСО (ред. от 29.12.2004) «Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области» (в ред. Закона Саратовской области от 29.12.2004 № 128-ЗСО) // Саратов — столица Поволжья. — 2003. — № 231—232 (917—918).

18 См.: Постановление мэра г. Южно-Сахалинска от 10 сентября 1997 г. «О создании памятного Пушкинского места и благоустройства ул. Пушкина в областном центре»; Решение Краснодарской городской Думы от 1 февраля 1996 г. «О восстановлении памятника в честь 200-летия существования Кубанского войска»; распоряжение главы администрации г. Воронежа от 26 февраля 1997 г. «О необходимости реставрации памятников А. В. Кольцову и И.С. Никитину».

19 См.: Решение Тверской городской Думы от 28 октября 1997 г. «О Специальной комиссии по историческому и культурному наследию города Твери»; распоряжение администрации г. Кирова от 30 апреля 1996 г. «О комиссии по вопросам истории г. Кирова»; распоряжение администрации г. Тюмени от 9 октября 1996 г. «О создании муниципального учреждения “Инспекция по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени”».

20 Закон Пермской области от 18 июня 1999 г. № 515-76 «О библиотечном деле в Пермской области» (принят ЗС ПО 27.05.1999) // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. — 1999. — № 5.

21 Закон Пермской области от 19 октября 1998 г. № 253-28 «О Государственной молодежной политике в Пермской области» (принят ЗС ПО 24.09.1998) // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. — 1998. — № 6—7.

22 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1995 г. № 1-РЗ (ред. от 05.07.2005) «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики» (принят Советом Республики Парламента КБР 28.12.1994) // Кабардино-Балкарская правда. — 1995. — № 11.

23 Закон Республики Татарстан от  8 июля 1992 г. № 1560-XII (ред. от 28.07.2004) «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. — 2004. — № 155—156.

24 Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» (принят ГС РТ 11.04.2003) // Республика Татарстан. — 2003. — № 98.

25 Постановление Сызранской Городской Думы Самарской области от 27 февраля 2002 г. № 9 «Об утверждении городской целевой программы Управления культуры, информации и рекламы на 2002 г. “От культуры человека — к культуре общества”»  // Вестник местного самоуправления. — 2002. —  № 3.

26 Постановление Администрации Псковской области от 18.04.2003 № 148 «О Проведении конкурса социальных и культурных проектов “Возрождение малых городов и сел Псковской области через культуру и образование”» // Псковская правда. — 2003. — № 84.

27 Закон Республики Татарстан от 11 октября 2004 г. № 52-ЗРТ «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 — 2013 годы» (принят ГС РТ 09.09.2004) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. — 2004. — № 10.

28 Постановление Мэра города Читы от 13 июня 2000 г. № 847 «О создании и утверждении Устава муниципального учреждения культуры “Парк культуры и отдыха г. Читы”».

29 Постановление Главы города Самары от 21 июля 2000 г. № 527 «О создании Консультационного общественного Совета по вопросам культуры при Главе города Самары»; Постановление Главы Администрации г. Казани от 14 декабря 1999 г. № 2569  «Об общественных советах по реализации Закона Республики Татарстан “О языках народов Республики Татарстан”»; Постановление администрации Сунского района Кировской области от  21.09.2001 № 43 «О Совете управления культурой и кино» (ред. от 23.06.2005) и др.

30 Постановление Главы города Самары от 23 декабря 1996 г. № 1791 «Положение о взаимоотношениях между Администрацией города Самары и Ассоциацией учреждений культуры профсоюзов»; Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 11 июня 1997 г. № 397 «О проекте Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Псковским областным Собранием депутатов и Администрацией области о сотрудничестве в сфере местного самоуправления» // Информационный вестник областного Собрания депутатов; Постановление Администрации г. Перми от 28 сентября 2001 г. № 2527 «О взаимодействии с национально-культурными объединениями и координационным советом по национальным вопросам при администрации города» (вместе с «Положением о координационном Совете по национальным вопросам при администрации города Перми») // Сборник нормативных актов городской Думы и Главы города. — 2001. — Август —сентябрь.

31 Постановление Главы Администрации г. Казани от 22 сентября 2003 г. № 1677 «О мероприятиях категории “Золотая серия Казани”; Регламент Работы Совета культурно-зрелищных мероприятий категории «Золотая серия Казани».

32 Например, Постановление Администрации г. Добрянки от 7 октября 1999 г. № 1006 «О ежегодных премиях Главы городского самоуправления в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта».

33  См.: Постановление главы местного самоуправления г. Находки от 24 августа 1995 г. «О создании градостроительного Совета»; Постановление Воронежского городского муниципального Совета от 16 января 1997 г. «О концепции территориального градостроительного развития г. Воронежа и его пригородной зоны»; Распоряжение мэра г. Москвы от 25 марта 1998 г. «О строительстве районов массовой застройки»;  Постановление главы местного самоуправления г. Находки от 17 мая 1996 г. «Об утверждении порядка предварительного согласования выбора земельного участка».

34 См.: «Круглый стол». Практика реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. — 2004. — № 4. — С. 3.

35 См.: Васильев В.И. Местное самоуправление — закон четвертый // Журнал российского права. — 2004. — № 1.

36 См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Постатейный / Под ред. С.Е. Чаннова. — М.: Ось-89, 2004. — С. 43—88.

37 Лисица В.Н. Направления совершенствования действующего федерального законодательства при разграничении полномочий между различными органами власти // Конституционное и муниципальное право. — 2003. — № 6. — С. 31—34.

38 Еркина Т.Н. Сфера муниципальной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. — 2005. — № 6.

39 Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 14.07.2004) «Устав города Москвы» // Ведомости Московской Думы. — 1995. — № 4; Вестник Мэрии Москвы. — 2000. — № 9.

40 Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 (ред. от 14.05.2003) «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 2002. — № 12.

41 Устав внутригородского муниципального образования «Преображенское» в городе Москве (принят решением муниципального Собрания «Преображенское» г. Москвы от 25.11.2003 № 12) // Сокольники и весь Восточный округ. — 2003. — № 1/245; Устав внутригородского муниципального образования «Раменки» в городе Москве» (принят решением муниципального Собрания Раменки г. Москвы от 02.12.2003 № 48/15)// Воробьевы горы. — 2003. — Декабрь; Устав внутригородского муниципального образования «Северное Тушино» в городе Москве (принят решением муниципального Собрания «Северное Тушино» г. Москвы от 11.12.2003 № 37) // Вестник Северного Тушина. — 2003. — № 13(072); Устав внутригородского муниципального образования «Ивановское» в городе Москве (принят решением муниципального Собрания «Ивановское» г. Москвы от 26.11.2003 № 43) // Ивановское. События и Люди. — 2003. — № 01/08.

42 Закон г. Москвы от 13.11.1998 № 30 (ред. от 10.11.2004) «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» // Ведомости Московской Думы. — 1999. — № 3.

43 Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор ее эффективного развития: Материалы научно-практической конференции, 31 октября 2002 г. — М., 2002. — С. 38.

44 Закон г. Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 (ред. от 14.11.2001) «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» // Ведомости Московской городской Думы. — 2000. — № 9.

45 Гладких С.Р., Гредасов А.В., Щербинин С.С. Правовая природа и юридическая квалификация соглашений между органами местного самоуправления и инвесторами о строительстве объектов недвижимости // Право и экономика. — 2003. — № 11.

46 Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. № 28 (ред. от 27.04.2005) «О градостроительном зонировании территории города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. —1999. — № 2.

47 Закон г. Москвы от 9 июня 2004 г. № 40 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 2004. — № 7 (ст. 146).

48 Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 (ред. от 15.06.2005) «О развитии образования в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 2001. — № 7 (ст. 95).

49 Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 1999. — № 8.

50 Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 2004. — № 5.

51 Закон г. Москвы от 29 июня 2005 г. № 32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 2005. — № 8.

52 Закон г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 53 «Об основах научно-технической политики города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. — 2002. — № 1.

53 Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. — 2004. — № 8.

54 Закон г. Москвы от 12 марта 2003 г. № 18 «О долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории государственного художественного историко-архитектурного и природного ландшафтного музея-заповедника “Коломенское” на 2003—2007 годы» // Ведомости Московской городской Думы. — 2003. — № 5.

PAGE  24


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6243. Генетика как научный фундамент биотехнологии 93.5 KB
  Генетика как научный фундамент биотехнологии Основы биотехнологии. Задачи биотехнологии. Структура современной биотехнологии Клеточная инженерия: достижения и перспективы Генная инженерия: достижения и перспективы Генетические основы выс...
6244. Рынок капитала, рынок земли 80.5 KB
  Рынок капитала, рынок земли. 1. Понятие капитала и процента. 2. Долгосрочные инвестиции. Анализ эффективности инвестиций. 3. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. 4. Прибыль как факторный доход. 1. Капитал - это определенная сумма благ в ...
6245. Язык программирования Паскаль 73.5 KB
  Язык программирования Паскаль План Основные сведения Основные элементы Паскаля Структура программы Организация и описание данных Основные сведения Язык Паскаль является одним из самых распространенных в настоящее время алгори...
6246. Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля 102.5 KB
  Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля. Вопрос 1 Истоки и основные параметры философской системы Гегеля. Всё действительное разумно, всё разумное действительно (Гегель). Жизнь и труды Гегеля. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-18...
6247. Россия в начале XVII в. Смутное время 83.5 KB
  Россия в начале XVII в. Смутное время Борьба за власть в период правления Федора Ивановича (1584-1598). Борис Годунов (1598-1605). После смерти Ивана IV Грозного царствовать начал его сын Федор Иванович (род. 21 мая 1557). Власть фактически пе...
6248. Фармакопейный анализ кислоты борной и натрия тетрабората, железа сульфата, натрия гидрокарбоната 101 KB
  Фармакопейный анализ кислоты борной и натрия тетрабората, железа сульфата, натрия гидрокарбоната Бор и его соединения В природе бор встречается в виде борной кислоты, которая содержится в воде горячих источников. Соединения бора содержатся также в н...
6249. CD и DVD 104 KB
  CD и DVD Что такое СD? Конструкция диска CD-DA (Compact Disk - Digital Audio, компакт-диск - цифровой звук) и способ записи звука на нем описывается стандартом предложивших его фирм Sony и Philips, изданным в 1980 году под названием Red Book...
6250. Генетика популяций. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных популяциях 137.5 KB
  Генетика популяций 1. История понятия популяция. Современное определение популяции. Генетическая структура популяции 2. Закон Харди–Вайнберга - основной закон популяционной генетики 3. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных поп...
6251. От философии Гегеля к марксизму 93.5 KB
  От философии Гегеля к марксизму. Вопрос 1 Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму. Не Бог человека, а человек Бога создал по образу и подобию своему (Л. Фейербах). Философы различным образом объясняли мир, но дело за...