66125

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОТКРЫТИЯ СЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В настоящее время правовые основы юридической ответственности кредитных организаций за нарушение порядка открытия счета налогоплательщика установлены положениями ст. В противном случае например при массовом совершении банками указанных выше противоправных деяний...

Русский

2014-08-13

59.5 KB

0 чел.

И. ИВАНОВ,

соискатель

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОТКРЫТИЯ

СЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

В настоящее время правовые основы юридической ответственности  кредитных организаций за нарушение порядка открытия счета налогоплательщика установлены положениями ст. 132 Налогового кодекса РФ и ст. 15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Налоговые правонарушения рассматриваемого вида объединяет не столько единство субъекта этих нарушений (то, что нарушителями выступают банки), сколько направленность правонарушений — против порядка функционирования налоговой системы. Основной макроэкономической ролью  банков (и всей банковской системы) в национальном и мировом хозяйстве  является  выполнение функций финансового посредничества между участниками хозяйственного оборота. Хозяйствующие субъекты — организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, — как и сами банки, являются налогоплательщиками. Специфика экономического статуса банков и их положения в системе национального хозяйства проявляется в данном случае в том, что в руках банков сосредоточены нити расчетных операций и взаимоотношений всех хозяйствующих  субъектов — налогоплательщиков. Поэтому точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства при осуществлении банковской деятельности и, в частности, соблюдении порядка открытия счетов, сроков исполнения поручения о перечислении налогов или сборов в бюджет, имеют огромное значение для эффективного функционирования налоговой системы страны.

В противном случае, например при массовом совершении банками указанных выше противоправных деяний, налоговые органы страны просто утратят контроль над экономическими отношениями в стране (расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками) и не смогут исполнять свои функции1.

В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено пять видов подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нормального функционирования налоговой системы.

В соответствии с положениями главы 18 части первой НК РФ к этой группе налоговых правонарушений банков отнесены следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:

— несоблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

— неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

неисполнение банком решения о взыскании налога, сбора и пени;

— непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.

Напомним, что в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации банк и кредитная организация не одно и то же. Понятие «кредитная организация» значительно шире.  В банковском праве помимо банков в объем этого понятия включаются небанковские кредитные организации (к которым относятся, например,  клиринговые палаты, расчетные центры, общества взаимного кредитования и т.д.).

Налоговое законодательство трактует термин «банк» иначе, несколько шире. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации «банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации».

Таким образом, используемое в налоговом законодательстве понятие «банк» охватывает все виды кредитных организаций (собственно банки, небанковские кредитные организации и филиалы иностранных банков), образованные и действующие в соответствии с положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям налогового законодательства, открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем наказывается штрафом в размере 20 тысяч рублей.  

Рассмотрим особенности указанного вида юридической ответственности. Невыполнение названной в положениях налогового законодательства обязанности выражается в следующем:

— открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

— открытие банком счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам;

— несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или предпринимателем.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

На основании ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на налоговый учет. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня открытия или закрытия такого счета.

В настоящее время порядок открытия и закрытия счета регулируется гл. 45 части 2 Гражданского кодекса РФ и инструкцией Госбанка СССР от 30.10.86 г. № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР» (с изм.). Положения данной инструкции применяются с учетом изменений и дополнений, произошедших в сфере хозяйственной деятельности.

В пункте 1 ст. 846 ГК РФ предусмотрено, что при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. При этом договор считается заключенным с того момента, когда сторонами в требуемой в таких случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора банковского счета. На основании инструкции Госбанка СССР № 28 счет открывается по разрешительной надписи управляющего учреждением банка, сделанной на заявлении клиента об открытии счета.

При определении момента закрытия банковского счета необходимо руководствоваться положениями ст. 859 ГК РФ, в которой указывается, что расторжение договора банковского счета служит основанием закрытия счета. В п. 13 постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19.04.99 г. № 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета», разъясняется, что в случае получения банком заявления клиента о закрытии счета договор банковского счета следует считать расторгнутым, если иное не следует из заявления. По смыслу п. 1 ст. 859 ГК РФ договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении2.

В практике применения п. 2 ст. 132 НК РФ часто возникает вопрос о возможности привлечения банков к ответственности за несообщение налоговым органам сведений об открытии или закрытии ссудных и депозитных счетов. По нашему мнению, налоговые органы не вправе привлекать к ответственности банки за то, что они не сообщили об открытии таких счетов, так как последние не подпадают под определение ст. 11 НК РФ.

Однако необходимо принять во внимание положение п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения», в котором устанавливается обязанность банков извещать налоговые органы об открытии всех видов банковских счетов. Кроме того, на основании данного пункта Указа банки имеют право начинать операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении налоговым органом извещения об открытии банковского счета3.

Порядок сообщения банками налоговому органу сведений об открытии или закрытии банковского счета и форма такого сообщения утверждены приказом Госналогслужбы России от 23.12.98 г. № ГБ-3-12/340 «Об утверждении формы “Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета” и порядка ее заполнения».

Как показывает судебно-арбитражная практика, основанием применения к кредитным организациям юридической ответственности, установленной п. 2 ст. 132 НК РФ, является несообщение им налоговому органу сведений об открытии (закрытии) налогоплательщиком счета. Допустим, что налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с банка (ответчика) 40 тысяч рублей штрафа за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений об открытии счетов двум организациям. Ответчик требование не признал, сославшись на то, что указанной нормой установлена ответственность только за несообщение этих сведений. Суд поддержал позицию налогового органа и заявление удовлетворил по следующим основаниям.

Корреспондирующая рассматриваемой ответственности обязанность, как уже говорилось, предусмотрена пунктом 1 ст. 86 НК РФ, согласно которому банк должен сообщить указанные сведения в пятидневный срок со дня открытия (закрытия) счета. Приведенные нормы необходимо применять в совокупности. Поскольку пунктом 1 ст. 86 Кодекса установлен срок исполнения банком соответствующей обязанности, ответственность должна наступать и при неисполнении этой обязанности, и при несвоевременном ее исполнении.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки соблюдения ответчиком законодательства о налогах и сборах при открытии (закрытии) счетов организациям и индивидуальным предпринимателям налоговым органом (заявителем) выявлены два факта просрочки сообщения необходимой информации на 13 и 16 дней.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и отказывая в удовлетворении требования, исходил из следующего. Понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение» какой-либо обязанности всегда разграничивались отечественным законодательством. В самом Кодексе, в частности в статьях 116, 119, 126, 129.1, 133, 135, специально упоминается, что предусмотренная ими ответственность наступает при нарушении срока исполнения соответствующей обязанности.

С этой точки зрения следует обратить внимание и на норму ст. 118 НК РФ, поскольку она в известном смысле «перекликается» с нормой п. 2 ст. 132 Кодекса. Согласно ст. 118, подлежит взысканию штраф за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке.

В правоприменительной практике недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения. Поэтому, поскольку в налоговом законодательстве прямо указывается на наступление ответственности в случае «несообщения» соответствующих сведений налоговому органу, в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Согласно положениям законодательства об административных правонарушениях, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица карается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

По своей юридической конструкции рассматриваемое правонарушение является формальным составом. Оно считается оконченным в момент подписания договора банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для счетов данного вида условиях без предъявления им свидетельства от постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, а равно при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица4.

1 См. подр.: Мальцев В.Г. Налоговое право. — М., 2005. — С. 97—99.

2 См. подр.: Ответственность банков за нарушения налогового законодательства / Под ред. А.Г. Борисова. — М., 2004. — С. 164.

3 См. подр.: Балакирева М. Ответственность банков за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2000. — № 42.

4 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — Юристъ, 2002. — С. 99.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70698. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБТЕКАНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА ОБТЕКАНИЯ ТЕЛ ЖИДКОСТЬЮ И ГАЗОМ 845.83 KB
  Теоретические модели моделирования обтекания тел потоком жидкости Реальные явления природы очень сложны и недоступны для строгого теоретического анализа. В теоретической аэродинамике принято целый ряд моделей обтекания твердых тел потоком жидкости.
70699. Расчёт печатной платы 2.77 MB
  Основой многих импульсных источников питания служат однотактные обратноходовые преобразователи напряжения (ООП). ООП напряжения являются сейчас наиболее распространёнными. Это обусловлено тем, что в области малой...
70702. Технико-экономические показатели инвестиционного проекта 415.5 KB
  Объектом проектирования выбрана паровоздуходувная электростанция ПВЭС ОАО «ММК». ПВЭС находится в энергопроизводящей группе структуры энергетического хозяйства ОАО «ММК». Структура энергетического хозяйства включает в себя 3 группы...
70703. Изменение системы управления двухбалочного мостового крана 10т-25-22,5 1.1 MB
  Поверочный расчет электродвигателя. Расчет механических нагрузок приведенных к валу двигателя и моментов переключения. Проверка двигателя по нагреву. Характеристики электродвигателя после модернизации.
70704. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 1.17 MB
  Целью анализа является оценка стоимости и структуры имущества предприятия, источников его финансирования, динамики этих показателей. Анализ финансового состояния предприятия проводится на основе данных бухгалтерской отчетности, а именно форм №1 и №2.
70705. Моделирование объектов автоматизации 2.19 MB
  Невозможно представить себе современную науку без широкого применения математического моделирования. Сущность этой методологии состоит в замене исходного объекта (явления, процесса) его «образом» - математической моделью – и дальнейшем изучении модели с помощью реализуемых на компьютера...